Так, напр., безбрачие епископов могло быть поместной нормой или широко распространенной тенденцией, но только в законах Юстиниана оно стало обязательным для Вселенской Церкви. Таким же образом «типовой» монастырский устав, предлагаемый 133-й новеллой Юстиниана, мог основываться на уставах отдельных мон-рей, но лишь за подписью И. стал общецерковной нормой. Юстиниан теоретически обосновал участие И. в церковных делах в своей знаменитой теории «симфонии»: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные вышним человеколюбием - священство и царство: одно служит вещам божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь, так что ни о чем так не пекутся цари, как о чести священников, а сии и о самих царях всегда Бога молят. Если то [священство] будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это [царство] будет правильно и подобающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет благое некое согласие, дарующее человеческому роду всевозможную пользу. Посему мы величайшую имеем заботу и об истинных Божиих догматах и о чести священников...» (Novell. Just. 6. 1). Ко времени Юстиниана в Риме была уже достаточно определенно разработана доктрина примата папы. Согласно этой теории, папа увенчивал иерархию духовной власти, а светская власть в духовных делах должна была пред ним «смиренно преклонять выю». Сам Юстиниан временами официально признавал рим. доктрину, именуя папу «главой всех святейших Божиих иереев (епископов.- Авт.)» и «Церквей» (CJ. I 1. 7, 8), а себя называл «сыном» папы (Ibid. I 1. 8). Но он также называет своей «матерью» Великую Церковь К-польскую (Novell. Just. 3. Praef.). Впрочем, само значение столичного города в жизни Церкви определяется прежде всего его гос. значением: Рим - «родина законов, источник священства» (Ibid. 9). Безусловно Юстиниан признает только одного Главу Церкви - Христа ( Justinianus. Confessio Rectae Fidei Adversus Tria Capitula//PG.

http://pravenc.ru/text/389511.html

86a. Col. 1095). Предисловие 6-й новеллы говорит о единстве и согласии царства и священства внутри Церкви. Юстиниан не отождествлял Церковь с духовенством. Слово «Церковь» отсутствует в приведенной преамбуле 6-й новеллы, но понятие Церкви выражается не словом «священство», а скорее словом «человечество», т. е. соотношение царства и священства понимается не как соотношение гос-ва и Церкви, но как соотношение различных властей внутри Церкви. Налицо асимметрия между 2 членами «симфонии»: в то время как священство есть собирательное имя сонма патриархов и прочих иерархов, царство, которое не отождествляется с гос-вом, сосредоточено в одной личности И. Священство «служит» вещам божественным, оно - «более божественная» ( Idem. Constitutio Sacra adversus Severianos//PG. 86a. Col. 1097) часть Церкви, но его отличие от всех прочих ее членов относительно. Дело священства - «молитва», т. е. вся литургическая и сакраментальная жизнь Церкви. Но царство - выше всего на земле. «Quid enim maius, quid sanctius imperiali est maiestate?- Что больше, что святее императорского величества?» (CJ. I 14. 12). «Нет ничего недоступного для надзора царю, приявшему от Бога общее попечение о всех людях»,- говорится в новелле под названием «О монахах и монахинях и их образе жизни» (Novell. Just. 133. Praef.). И. подобает верховное попечение о Церквах и забота о спасении подданных, он - блюститель канонов и божественных законов (CJ. I 1. 42 (43); Novell. Just. 109. Epil.; Ibid. 137. Praef.). Царь через соборы священников утверждает правую веру ( Justinianus. Confessio Rectae Fidie Adversus Tria Capitula//PG. 86. Col. 1035). По тексту 6-й новеллы, царство заботится и о догматах, и о чести священников, и о соблюдении церковных канонов, т. е. устрояет предельно широко понимаемую человеческую сторону Церкви. Об этом вполне ясно говорит уже заголовок этой новеллы: «О том, как надлежит хиротонисать епископов и пресвитеров и диаконов и диаконисс и какие наказания преступающим предначертания настоящего указа».

http://pravenc.ru/text/389511.html

В 484 г. в К. П. произошло восстание самаритян, которые провозгласили некоего Юстасу своим царем и начали грабить К. П., Неаполь (ныне Наблус) и ряд других мест Палестины; в К. П. сожгли ц. св. Проба. Восстание вскоре было подавлено ( Ioan. Malal. Chron. P. 382; Chron. Pasch. P. 603-604). Еще более кровопролитное восстание самаритян и иудеев произошло в 529 г.; когда город вновь был ими разграблен, мятежники подверглись жестоким преследованиям ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. P. 171-173; Ioan. Malal. Chron. P. 445-447; Theoph. Chron. P. 178). После подавления восстания общины самаритян в К. П. не были уничтожены; видимо, в городе сохранилась ситуация противостояния христиан и иудеев. В 541 г. еп. К. П. Сергий направил петицию имп. Юстиниану с просьбой о смягчении правительственных мер против самаритян, к-рая была удовлетворена императором (Novell. Just. 129), но тем не менее примирения сторон не было достигнуто. Последним известным епископом К. П. ранневизант. эпохи был Иоанн, участвовавший в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г. Далее сведения о К. П. появятся только в эпоху персид. и араб. завоеваний. В 613 г. город был захвачен персами и разграблен, как и другие византийские города. Под власть Византии К. П. была возвращена по мирному договору 629 г., однако уже вскоре на Палестину напали арабы-мусульмане. Благодаря усилению гарнизона и существованию морского сообщения К. П. выдержала несколько длительных осад. Последняя блокада города араб. войском Амра ибн аль-Аса продолжалась с осени 639 до весны 641 г.; после захвата города ок. 7 тыс. защитников были перебиты, множество ремесленников уведено в плен ( Theoph. Chron. P. 332, 336; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2. С. 161-163). Известные епископы К. П. ап. Филипп евангелист (сер. I в.), Закхей, сщмч. Корнилий сотник, Феофил, Закхей (ок. 160; Praedestinatus. 11. 13//PL. 53. Col. 590-591), Феофил (189 - после 197), Феоктист (между 216 и 257/8), Домн (257/8), Феотекн (ок. 260 - ок. 303), Агапий (ок. 303 - ок. 313), Евсевий Памфил (ок. 313 - ок. 339), Акакий (340-366, арианин), Филумен (366, арианин), Кирилл (кон. 60-х - 70-е гг. IV в., арианин), Евзоий (до 379, арианин), Геласий (нач. 70-х гг. IV в.- после 396), Иоанн (395 - ок. 400), Евлогий (между 400 и 415), Домнин (417), Гликон († 451), Ириней (между 451 и 453), Геласий (2-я пол. V в.), Тимофей (упом. в 484), Иоанн Хозевит (до 518 - до 536), Илия (упом. в 536), Сергий (упом. в 541), Иоанн (упом. в 553), Парфений (1084), Анастасий (XII в.), Софроний (XIII в.), Илия (1281), Мелетий, Дорофей (?) (1579), Каллиник (1645-1651), Досифей Нотара (1666-1669, позднее патриарх Иерусалимский), Хрисанф Нотара (1669-1707, впосл. патриарх Иерусалимский), Мелетий (1720-1723), Дорофей (1733), Парфений († 1737), Анания (1743), Авраам († 1775), Анфим (1788), Захария (1801), Филофей (1801), Кесарий (1821-1832), Иоанн (1887).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

525 Житие Иоанна Мил., passim; житие патр. Евтихия. гл. 29; акты Соборов и эдикты Юстиниана (11 и 13). 529 Ibid., 181; Лимонарь Мосха, 2932 повествует, как зайдя в полдень отдохнуть под портик Тетрапиле Иоанн и Софроний нашли здесь трёх слепых, рассказывавших друг другу о своём прошлом. 531 Edict. Iustiniani, 13, 2; Procop., De aedif., 331. Ср. Лимонарь, рассказывающий об одном уличном скандале молодёжи, участники которого бежали потом из Александрии (3044). 550 Жития: Никона Метан., 155; Мелетия Н., 43; Кедрин, II, 474; Михаил Акоминит, I, 139; II, 319, 325, 332, 308, 309. 563 См. отрывки из этого жития, (время и место составления, к сожалению, не указаны в каталоге болландистов), в примечаниях Алляция к изданию Георгия Акрополита (205−207) и у Дюканжа в «Cpolis Christiana», passim. 583 Cod. Just., 8, 10, 12 и Novell., 63. И то, и другое представляют важный источник для характеристики к-польских домов и улиц в VI в. Равным образом весьма любопытны рассказы Агафия о том, как механик и инженер Анфемий отомстил ритору Зинону, произведя с помощью пара искусственное землетрясение в весьма тесно примыкавшем доме последнего (Agath., Hist., 291), и Симеона Магистра о вельможе Петроне при Феофиле, который своими высокими домами совершенно отнял свет у домика бедной вдовы: 627. 598 См., например, сообщение Кедрина, что в 1037 г. хлеб для столицы покупался в Элладе и Пелопоннесе; II, 516. 601 См. рассказы о подъёме хлебных цен у Cedren., II. 108 и 373, 374; Symeon Magister, 759; Attaliates, 203. 602 См. об устройстве одной из цистерн Прокопия, De aedif., 206 и Forchheimer und Strzygowski, Die byzantinischen Wasserbehälter von Kpel, 1893 г. 617 Жития: Стефана Нового, 524, Феодора Студита , 312. Что же касается самих пожарных, то те collegiati, подчинённые vicomagistris, которых упоминает Notitiae dignitatum (Banduri, Inperium Orientale, I, 429) вероятно существовали и в более позднее время. 622 См., например, о встрече императора: De cerem. I, 498. О «negotiatorum multitudo copiosa на придворных парадах см. также у Liumprand’a (изд. при боннском Льве Диаконе, стр. 347).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О ранних ересях в Л. известно мало. В энкомии свт. Андрея Критского свт. Николаю Мирликийскому (VI в.) упоминается местный еп. Феогний, примкнувший к маркионитам. В Житиях свт. Николая говорится о его борьбе с арианами, о присутствии которых в Л. известно также из письма свт. Василия Великого свт. Амфилохию Иконийскому ( Basil Magn. Ep. 218), где он просит послать «ревностного мужа» в Л., чтобы посоветоваться там с православными епископами и пресвитерами о совместной борьбе с ересью. Известны также македониане. В 401 г. свт. Иоанн Златоуст низложил за симонию еп. Проересия из Л. Монофизитство мало затронуло Л., к-рая оставалась оплотом халкидонского православия. В 449 г. митр. Роман подписал постановления II Эфесского Собора в пользу монофизитства, но в 451 г. с 14 своими епископами он поддержал халкидонское вероисповедание. В 458 г. приверженность православию подтвердили митр. Петр и 21 его епископ. В V в. в Л. жил монофизитский отшельник Леонтий. В 518 г. епископы Л. осудили Севира Антиохийского, а епископ Эноанды Пальмарий упрекал имп. Анастасия I в симпатии к монофизитам. Для Л. VI в. характерно появление крупных мон-рей, особенно в горной части Южной Л. Среди них мон-ри св. Иоанна Крестителя в Акалиссе, Св. Сиона, св. Иоанна в Лагве (владения последнего были освобождены от постоя солдат). Мон-ри занимались в т. ч. активной благотворительностью, особенно во время эпидемии чумы 542 г. Игумен Св. Сиона св. Николай , став епископом Пинар, дал 400 солидов из средств своей обители на строительство городского храма Богородицы. Он и его дядя Иоанн часто совершали паломнические поездки в Палестину и заимствовали идею посвящения храма Св. Сиону. В Палестине же подвизались выходцы из Л. преподобные Герасим Иорданский (V в.) и Конон , игумен лавры св. Саввы (VI в.) В своем Законе 535 г. имп. Юстиниан I (Novell. Just. 5 2) упоминает ликийского старца-подвижника Зосиму, возможно из Идира. Ок. 600 г. в Л. существовала и жен. обитель с 40 насельницами. В 724 г. в Милоитах подвизались 2 столпника; в монашеский столп был превращен и один из античных ликийских мавзолеев в Ксанфе. Между 820 и 842 гг. в горах Кундуриада близ Мир подвизался прп. Иоанникий Великий , пришедший сюда с Олимпа Вифинского. В 1-й пол. XI в. существовал монастырь в Ариканде; еще один средневизантийский мон-рь был в Аккуле. В XI в. монахи жили при храме свт. Николая в Мирах и охраняли гробницу святого.

http://pravenc.ru/text/2110501.html

С кон. VI в. в церковно-канонической книжности распространяется новый тип сборника, объединяющий соборные и святоотеческие каноны с имп. законодательством о Церкви - номоканоны (от греч. νμος - закон и κανν - канон, правило). Наиболее важными из них были т. н. «Номоканон L титулов» и «Номоканон XIV титулов» ( Τρωινος. 1999. Σ. 142-145). Визант. канонисты XII в. Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон в своих толкованиях церковных канонов часто обращались к материалу светского права ( Stolte. 1991. S. 241-242). В XIII-XV вв. Церковь начинает играть активную роль в гос. управлении и судопроизводстве. Усиление юридической и судебной роли Церкви нашло свое отражение не только в адм. реформах, но и в особенностях юридической книжности того времени. Так, составитель юридического сборника XIII-XIV вв., известного как «Пространный Прохирон» (Prochiron auctum), находился под заметным влиянием визант. канонистов XII-XIII вв. ( Медведев. 1991. С. 303). Судья из Фессалоники Константин Арменопул , составивший в 1345 г. юридическую компиляцию «Шестикнижие» (Εξβιβλος), включил в нее титулы «О завещании епископов и монахов», «О рукоположении епископов и священников» и др., относящиеся к каноническому праву. Большое место занимает светское и каноническое право в юридических сборниках современника Арменопула иером. из Фессалоники Матфея Властаря , к-рый составил «Алфавитную синтагму» канонов с традиц. прологом «О православной вере» и значительными вставками из светского законодательства, придающими этому труду характер номоканона. Христианизация частного права (ius privatum) . В светском праве Византии были предусмотрены ограничения в правах для лиц, не являющихся членами Церкви,- еретиков, раскольников, отступников, отлученных (CJ I 7; Novell. Just. 115. 3. 14; Proch. 33. 13-15; см. также ст. Апостасия ). Отступники от христианства лишались права выступать свидетелями в суде, наследовать по завещанию, совершать акт дарения, а отпавшие от христианства в иудаизм наказывались конфискацией имущества (CJ I 7.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Аннибаллиан Младший, царь Каппадокии. Аверс монеты. 336–337 гг. до Р. Х. Аннибаллиан Младший, царь Каппадокии. Аверс монеты. 336–337 гг. до Р. Х. После серии римско-персидских и гражданских войн в Римской империи в III в. по Р. Х. население К. в визант. эпоху намного уменьшилось. При имп. Константине I Великом (между 328 и 337) территория К. была сокращена за счет выделения в самостоятельную провинцию М. Армении с городами Севастией и Мелитиной. В 371 г. имп. Валент разделил провинцию К. на Каппадокию Первую (Кесария, Нисса, Диокесария) и Каппадокию Вторую (Тиана, Назианз, Мокисс (с сер. VI в. Юстинианополь); Basil. Magn. Ep. 74//PG. 32. Col. 444-449). Между 379 и 382 гг. К. была вновь на нек-рое время объединена, однако в дальнейшем процесс дробления провинций привел к тому, что к сер. VI в. историческая область К. была разделена на 5 адм. единиц: Каппадокия Первая (Кесария), Вторая (Тиана) и Третья (Мокисс), а также Армения Первая (Севастия) и Вторая (Мелитина). Это положение в основном определило и церковно-адм. структуру К. Наряду с митрополией в Кесарии митрополичьи престолы известны также в Тиане (епархия с 325; митрополия с 372), в Мокиссе (с 536), а на востоке региона - в Мелитине и Севастии. Новеллы имп. Юстиниана I предписывают сохранение традиц. порядка на новообразованных арм. территориях именно в отношении церковной организации: «Однако что касается священства, как мы неоднократно говорили, то сохраняется та схема, которую мы приняли раньше» (Novell. Just. XXXI 2//CJC. Vol. 3: Novellae/Rec. R. Schoell, G. Kroll. B., 1912. P. 238). Никакие нововведения не допускались ни в статусе митрополий, ни в дальнейшем образовании епархий. К. в историко-церковном отношении сохраняла стабильность. В 335-337 гг., когда имп. Константин, вероятно готовившийся к новому походу против Ирана, провозгласил своего племянника Аннибаллиана царем К., Понта и Армении (Chron. Pasch. P. 532), значение региона выросло. Судя по заметкам Иерокла, происходило укрепление императорских доменов (Le Synekdèmos d " Hiéroklès/Ed. E. Honigmann. Brux., 1939. P. 699-701), а также создавались и росли частные поместья и церковные владения.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

К этому же времени можно относить становление иерархии митрополичьих престолов внутри КПЦ. Вслед за Патриаршим престолом с этого времени в иерархии КПЦ важнейшие места заняли митрополии Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери), Эфес (ныне городище близ г. Сельчук), Ираклия Фракийская (ныне Мармара-Эреглиси), Анкира (ныне Анкара), Кизик (ныне Балкыз, или Белкис), Сарды (ныне городище близ Салихли), Никомидия (ныне Измит), Никея (ныне Изник) и Халкидон (ныне Кадыкёй в вост. части Стамбула; все на территории Турции). Предстоятели диоцезов Понт (Кесария), Асия (Эфес) и Фракия (Ираклия) носили титул «экзарх». Первым по чести после архиепископа К-польского с этого времени считается епископ Кесарии, носящий титул «первопрестольный» (πρωτθρονος). Он имел право временно заменять патриарха в период болезни и председательствовал в Синоде во время избрания нового патриарха. Перед рукоположением кандидатуру патриарха утверждал император; зачастую императоры сами выдвигали кандидата в патриархи. Рукоположение патриарха по традиции возглавлял епископ Ираклийский. В краткое правление имп. Василиска (475-476) была предпринята попытка лишить патриарха КПЦ прав юрисдикции над диоцезами М. Азии, которые предполагалось передать митрополиту Эфеса. Монофизитский патриарх Александрийский Тимофей II Элур собственноручно рукоположил митр. Эфесского Павла, а также наделил Эфесскую Церковь автокефалией ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 6). После свержения Василиска права юрисдикции КПЦ над его каноническими территориями были восстановлены и никогда более не подвергались сомнению. На основании 28-го прав. Халкидонского Собора патриарху КПЦ был дарован церковный статус, равный статусу епископа Римского. Протест, заявленный по этому поводу папой Римским свт. Львом I Великим (440-461), был нейтрализован в ходе переговоров между императором, папой и патриархом К-польским. Соперничество кафедр Рима и К-поля было урегулировано также в сер. VI в. законом имп. Юстиниана, согласно к-рому кафедра К-поля в иерархии Вселенской Церкви недвусмысленно была поставлена на 2-е место после Рима (Novell. Just. 131. 2). Предстоятель КПЦ неоднократно участвовал в поставлении др. патриархов, а также в рукоположении епископов, подчиненных др. патриархам: напр., патриархов Павла Тавеннисиота Александрийского (в 539), Стефана II Антиохийского, еп. Иоанна Тирского (оба в 70-х гг. V в.). На IV Вселенском Соборе были подтверждены полномочия своеобразного К-польского постоянного Собора, или Собора присутствующих епископов при патриархе (σνοδος νδημοσα). Существование этого органа управления КПЦ впервые зафиксировано в период епископства свт. Иоанна I Златоуста (398-404) (RegPatr N 98; см. ст. Synodos Endemousa ).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Так, в порядке частной инициативы составляются такие юридические сборники, как Закон Моисеев (Νμος Μωσακς), целиком основанный на древнеиудейском законодательстве ВЗ. В светских законодательных сборниках (напр., в «Эклоге») появляются цитаты из Свящ. Писания ( Медведев. 1984. С. 369). Уголовное право и Церковь Визант. христ. гос-во боролось с язычниками и еретиками при помощи как адм., так и уголовных наказаний. Уже имп. Константин Великий принимал меры против языческих культов ( Euseb. Vita Const. IV 25) и гаданий (CTh IX 16. 1-2); он же позаботился о том, чтобы иудеи, переходящие в христианство, не подвергались преследованиям со стороны своих бывш. единоверцев - в противном случае последних следовало сжечь на костре (CTh XVI 8. 1; CJ I 9. 3) (см.: Ehrhardt. 1955. S. 165-182). Язычникам и иудеям запрещалось под угрозой крупного штрафа иметь рабов-христиан, а за обрезание раба-христианина хозяину-иудею грозила смертная казнь ( Euseb. Vita Const. IV 27; CJ I 10; Novell. Just. 37. 7 - обрезание рабов как условие вкушения ими евр. пасхи упоминается в ВЗ (Исх 12. 44), ср.: Ehrhardt. 1955. S. 181-183). Начиная с 354 г. регулярно издаются эдикты, налагающие запрет на языческие культы под страхом смерти (gladio ultore) (CJ I 11). Казнь полагалась также за возвращение к языческим обрядам после принятия Крещения (Proch. 39. 33). Для отступников от христианства, еретиков и сектантов первоначально предусматривались адм. наказания - штрафы и др. поборы в пользу гос-ва (CJ I 5. 1; 7. 1). С 380 г. еретики и сектанты подвергаются уголовным наказаниям. Под страхом смерти им было запрещено устраивать собрания, рукополагать священников, крестить, участвовать в хозяйственной деятельности (CJ I 5. 14). Категорически запрещалось допускать их в черту города (CTh XIV 5. 6.; XVI 5. 14; 15; 65; CJ I 1. 2). Места их собраний - будь то общественные или частные здания - подлежали конфискации в пользу Церкви (CJ I 5. 3). «Исагога» запрещает еретикам, иудеям и язычникам исполнять гражданские и военные должности, фактически лишая их большей части гражданских прав (σχτως τιμονται) (Eisag.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Законы Юстиниана касаются всех сторон церковной жизни. Защищая принцип неотчуждаемости церковной недвижимости, они допускают, однако, исключения в тех случаях, когда Церковь не справляется с гос. налогами и повинностями, от к-рых она не была в целом свободна в Византии. Юстиниан акцентирует необходимость церковной собственности в интересах различных направлений благотворительной деятельности: больничного дела, помощи неимущим, воспитания сирот, приюта старых, выкупа пленных, погребения нищих. Законодатель предостерегает от строительства церквей, если храмоздатель не может назначить достаточного ежегодного содержания клира. Но он идет еще дальше, в область чисто церковную, подведомственную непосредственно епископам. Как ктитор, он издает распоряжения о числе клириков Св. Великой Церкви и прочих к-польских церквей (Novell. Just. 3); в 16-й новелле он повелевает не рукополагать клириков сверх штата. Подтверждая права старых Церквей, он своей властью воздвигает новую автономную (фактически автокефальную, с номинальной лишь зависимостью от Рима - Ibid. 131. 3) Церковь у себя на родине, где на месте скромной деревни вырос по его повелению великолепный город Юстиниана Первая. Эта Церковь вскоре погибла в потопе слав. нашествия, но впосл. о ней вспоминали как о прецеденте создания новых автокефальных Церквей на Балканах, и церковная традиция связывала с ней позднее возникшую Охридскую архиепископию. Состоявшийся в царствование Юстиниана Вселенский V Собор (как впосл. и VI Вселенский Собор) не издал ни одного канона. В то же время Юстиниан в своем обширном церковном законодательстве полномочно интерпретировал прежние канонические нормы, разрабатывая церковное законодательство с небывалой подробностью, и создавал новые нормы. Даже литургической жизни касались его законы. Будучи озабочен литургическим упадком, к-рый отчасти был связан с упадком культурным (ср. запрет вступать в клир неграмотным - Ibid. 6. 4), И. издает распоряжение епископам и пресвитерам читать вслух, а не про себя молитвы Евхаристии и Крещения (Ibid.

http://pravenc.ru/text/389511.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010