2558 Там же т. 1, л. 127. Характерно здесь сообщение о зрительной галлюцинации, сопровождавшей страстную позу, осложненную каталепсией: истерические страстные позы, обычно отражают галлюцинации больных. 2559 См. хлыстовский стих: «На корабль Христос садился, Ко всем в любви умилился, Стал пророком возвещать, Чем Он будет награждать, Кто на круге распинался, За Христа плотью страдал, Моим венцом сочетался». (Орловское дело о Супоневских хлыстах, т. 2, л. 54 об.). 2561 Там же т. 1, л. 351 об.; ср. ее слова: «когда Семен Утицкий встал к стене, кажется, и стал «распинаться» – распростер в стороны руки, – мне так показалось это страшным, что я уж не помню, как кончилась беседка» (там же). 2562 Там же, т. 3-й («Предварительное следствие судеб. след. Оренб. ок. с. по важ. дел. по делу обв. казака Городищ, ст. И. Утицкого и др. в распространении секты хлыстов или людей Божиих»; началось 26 мая 1895 г., окончено 5 ноября 1896, 3383), л. 1 об. Ср. показание Федота С-на: в с. Рыбкина, на беседке, «какой-то человек распинался» и приведенный ранее (с. 655) рассказ о хлысте Бакаеве, у которого распростирание рук соединялось с тимпанитом. 2564 Ливанов, Секта лобзающихся на Дону (Церковно-Обществ. Вестник, 1874. 50, с. 8). Ср. экспрессивные движения и позы экстатички Marie de Moerl (XIV в.), когда она изображала сцену страстей и смерти Христа (Eicher, Etud. cl. sur la gr. hyst. 908), и экстатическое восхищение Сен-Медарских конвульсионеров, называвшееся у них «состоянием смерти» (état de mort), Calmeil, De la folie, t. 2, p. 341 et suiv. Упомянутая ранее детская эпидемия «демонопатической истеро-каталепсии» в Палермо выражалась в том, что больные, после сильных конвульсий, сопровождавшихся побледнением и закатыванием глаз, теряли сознание, становились на колени в молитвенной позе, с распростертыми руками, ясным лицом, устремленными к небу и полными слез глазами (Petit, Revue Scientifique, 1880, 41, р. 978). 2568 Дингельштедт, Закавк. сект. 102. Сочетание биений в грудь с воздыханиями и оханьем указывает, что движения этого рода имеют связь с экстатическими дыхательными спазмами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даже в портретных изображениях довольно ощутимы черты переходности. Характерная для классической античности нормативность гармонического единства духовного и телесного в идеале в IV веке постепенно утрачивает силу, уступая место повышенному интересу к проявлениям слабости и немощности человеческой плоти. Этот процесс, протекавший в переходный от античности к средневековью период, как отмечают исследователи, сопровождается и отчасти вызывается такими явлениями культурной жизни, как исчезновение гимнасия в начале IV века, рост профессионализма в спорте, превратившемся из образа жизни в зрелище 351 . И все же наметившаяся раннехристианская тенденция не означает одновременного исчезновения идеала телесной красоты в сознании людей поздней античности и раннего средневековья, будь то христиане или язычники. Свидетельством тому служит использование портретных характеристик при построении идеального образа Евсевий, хотя и превозносящий Константина за аскетизм и умерщвление плоти (Там же, 54 14–16), не был исключением. Подчеркивая примат духовных достоинств в Константине, Евсевий все же отмечает телесную красоту и силу императора. Не только одухотворенная плоть, но и элементарное физическое здоровье восхищают Евсевия в Константине и в 60 лет тело его не претерпевало физических страданий, было крепким, свободным от какого бы то ни было изъяна, моложе, чем у молодого, сильным и прекрасным, так что он мог делать все, что ему было нужно, – будь то занятия в гимнасии, верховая езда или военный поход (Там же, 142 15–19). Восходящее к ветхозаветной традиции усвоение позднеантичной эстетикой ничтожества человеческой плоти как предмета искусства 352 в IV веке существовало, по всей видимости, еще как тенденция в эволюции позднеантичного мироощущения, не вытеснившая пока привычных идеалов телесного совершенства даже у таких идеологов христианства, как Евсевий. Итак, при характеристике императора Евсевий наделяет его множеством достоинств и добродетелей. Большая часть из них традиционно описывает его как полководца, политика и правителя. В соответствии с античным принципом калокагатии 353 Евсевий стремится показать гармонию внутреннего и внешнего облика своего героя. Однако перед нами описание уже не античного правителя, а христианского государя Евсевий вводит наряду с традиционными достоинствами еще одно новое качество, необходимо присущее доброму императору, – благочестие и родственные с ним милосердие и заботу о подданных. «Прославление умственных способностей императора, проявляющихся в его образованности, мудрости, красноречии, было неотъемлемой частью предшествующей традиции 354 . Начиная с Евсевия прослеживается тенденция к выдвижению на первый план благочестия в облике идеального василевса, которая находит свое завершение и окончательное оформление в «Хронографии» Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Отчего же одному русскому еще кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: «Христос Воскрес!» – и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гулят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас? Где носятся так очевидно призраки, там недаром носятся; где будят, там разбудят. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе. Померкают временно, умирают в пустых и выветрившихся толпах, но воскресают с новой силой в избранных, затем, чтобы в сильнейшем свете от них разлиться по всему миру. Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее – и праздник Светлого Воскресенья воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!» Талант Гоголя не померк в его публицистике, но проявился непредсказуемо для него самого и для читающей публики. Вокруг Гоголя сложилась атмосфера трагического непонимания. Он сделал вывод из резких критик (может быть, и неверный): «Не мое дело поучать проповедью. Искусство и без того уже поученье». Он возвращается к «Мертвым душам» с убеждением: «Здесь мое поприще» – и работает над ними вплоть до самой смерти. Но поиски нового литературного пути и тяга к иноческой жизни остаются. Примечательно, что книга Святогорца по структуре своей – те же «выбранные места из переписки с друзьями». Переписка Н. В. Гоголя: В 2 т. Т. 2. С. 351. Ефес. 4, 29. Рейтинг: 6.9 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29853.html

44 «История первобытной церкви у славян», Мациевского. Варшава, 1840 г. стр. 103 – 106. «Зтирь, говорит Мациевский, без сомнения, ест река Стырь, протекающая близ Луцка; река Буг протекает чрез Владимир Волынский.» Там же стр. 223. Сравн. также Сярчинского Часопис Львовский. 1818 г. стр 13. 46 Зубрицкого «Критико-историч. повесть о червовой Руси“ . Стр. 17. Здесь же изложены доказательства в основание этого положения. Стр. 17 – 24. 47 Читай «Историческое рассмотрение вопроса: есть ли христианство в Богемии и Моравии чрез Мефодия по учению греческия или латинския Церкви?» В. Будин. 1727 г. стран. 5. 48 Сравн. Брошюру, изданную нами по случаю исполнившегося тысячелетия со дня кончины Святителя Мефодия 6 Апреля 1885 г. под заглавьем: «Венок на память святым равноапостольным Кириллу и Мефодию от Волыни». Почаев, 1885 г. Издание Почаевской лавры. 49 В Остромировом и Ассемановом Евангелии XI века, тоже в Прологе XIII и Апостоле XIV в Львовск. Евангелии 1722 г. 50 В древних памятниках латинских и греческих, в Остромировом и Ассемановом Евангелиях и также в древних прологах Добровск. стр 54, 57, 58. 51 См. Missale Romanum: Officia, propria SS. Regni Polonioe et Sveciae; die X Martii. Сравн. также Истории, ученье об отцах Церкви, т. III. стр. 351–363. Желающих иметь более обстоятельные сведения о св. Кирилле и Мефодии отсылаем к прекрасным брошюрам об них, изданных Святейшим Синодом в 1885 г. по случаю исполнившегося тысячелетия со дня кончины святителя Мефодия 6 апреля того же года.– О самой же латинской службе Кирилла и Мефодия с переводом ее на русский язык напечатана нами же в Христианском Чтении 1881 г. под заглавьем: „Как латыняне чествовали доселе первоучителей славянских Кирилла и Мефодия». 52 Коростень, ныне Искорость, местечко Овручского уезда на реке Уши, которая впадает в Днепр у Чернобыля. 53 По первоначальной летописи (1851 г. стр. 12) Ольга говорила Древлянам: «прошу у вас, дайте жертву богам; дайте по три голубя и по три воробья». И Константин Багряннородный писал о русских, что они приносили в жертву живых птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

пер. Г.А. Тароняна 12. Иосиф Флавий (37–ок. 100 гг. н. э.) Родом из Иудеи. Во время восстания Иудеи против римлян попал в плен и затем перешел на сторону римлян, переехал с Веспасианом в Рим, жил там и писал (на греческом языке) исторические труды об истории Иудеи – «Иудейская война», «Иудейские древности»; полемическое сочинение «Против Апиона» направлено против жившего в Египте Апиона, выступавшего против иудеев. а) Против Апиона (Иосиф Флавий приводит сообщение Клеарха, ученика Аристотеля, из его сочинения «О сне», о том, что Аристотель рассказывал, как он встретился и беседовал с этим мудрецом-иудеем) I, 22, 179 (...) Так вот, родом он был иудей из Келесирии, – а они потомки философов у индов, называются же, как говорят, эти философы у индов каланами, а у сирийцев иудеями, получив это название по месту. Ведь место, где они живут, называется Иудеей. (...) б) Иудейская война (Элеазар призывает осажденных в крепости Масада римлянами иудеев покончить с собой, чтобы не попасть в рабство. Так как часть их не хотела этого из малодушия, Элеазар обратился к ним с речью о бессмертии души, приводя доказательства) VII, 350–356 (350) Что же бояться смерти тем, кто любит покой, наступающий во время сна? Как же это не бессмысленно – отстаивая свободу в этой жизни, противиться свободе вечной? (351) Именно нам, с нашим исконным воспитанием, следовало бы служить для других примером готовности к смерти. Тем не менее, если мы нуждаемся и в удостоверении со стороны иноплеменников, посмотрим на индов, которые заявляют, что на деле упражняются в мудрости. (352) Они ведь, люди добродетельные, нехотя терпят время жизни как некую необходимую природную повинность, спеша освободить душу от тела, (353) и даже если их не вынуждает настоятельно никакое зло, они, из томления по бессмертному пребыванию, объявляют остальным, что намерены уйти из жизни, и никто не подумает препятствовать им, но все, почитая их счастливыми, поручают им послания к своим: (354) так верят в достоверность и совершенную истинность пребывания друг с другом у душ. (355) А они, после того как выслушают порученное им, предав тело огню, чтобы к тому же отделить душу от тела чистейшей, умирают воспеваемые. (356) Ведь самые близкие провожают их на смерть легче, чем у всех других народов провожают сограждан в дальний путь, и самих себя оплакивают, а их почитают блаженными, уже обретающими бессмертного положения. (...) Читать далее Источник: Древний Восток в античной и раннехристианской традиции : (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия)/Российская акад. наук, Ин-т всеобщ. истории, Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; [подбор текстов, пер. с древнегреч. и латин., примеч. и аннот. указ. Г.А. Тароняна]. - Москва : Ладомир, 2007. - 638, с. : табл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Иванов Вяч. И. О Моммзене//Весы. СПб., 1904. 11. С. 46-48 (То же//ВДИ. 2004. 2. С. 202-203); Кулаковский Ю. Памяти Т. Моммзена//ЖМНП. 1904. Ч. 351. 1. С. 39-61 (То же//ВДИ. 2004. 2. С. 189-202); Ростовцев М. И. Теодор Моммзен//Мир Божий. СПб., 1904. 2. С. 1-12 (То же//ВДИ. 2004. 1. С. 228-235); Ковалев С. К. Теодор Моммзен и его «История Рима»// Моммзен Т. История Рима. М., 1936. Т. 1. С. VII-XXVII; Wickert L. Theodor Mommsen: Eine Biographie. Fr./M., 1959-1980. 4 Bde; Herzog E., von. Geschichte und System der Römischen Staatsverfassung. Aalen, 19652. 2 Bde in 4 Abt.; J ä hne A. Römische Geschichte in der Sicht v. T. Mommsens//Das Altertum. Oldenburg, 1987. Bd. 33. H. 2. S. 91-98; Bleicken J. Im Schatten Mommsens: Gedanken zu W. Kunkels Buch über die Magistratur in der Römischen Republik//Rechtshistorisches J. Fr./M., 1996. Bd. 15. S. 3-27; Heuss A. Theodor Mommsen und das 19. Jh. Stuttg., 19962; Rebenich S. Theodor Mommsen und A. Harnack: Wissenschaft und Politik im Berlin des ausgehenden 19. Jh. B.; N. Y., 1997; idem. Theodor Mommsen: Eine Biographie. Münch., 2002; «Aus dem Freund ein Sohn»: Th. Mommsen und U. von Wilamowitz-Moellendorff Briefwechsel 1872-1903. Hildesheim, 2003. 2 Bde; Buonocore M. Theodor Mommsen e gli studi sul mondo antico dalle sue lettere conservate nella Biblioteca Vaticana. Napoli, 2003; Кофанов Л. Л. Теодор Моммзен и его вклад в науку рим. права//ВДИ. 2004. 4. С. 191-198; Geldgeschichte versus Numismatik: Th. Mommsen und die antike Münze. B., 2004; Дементьева В. В. Теодор Моммзен: Ист.-правовое моделирование рим. государственности//ВДИ. 2005. 1. С. 180-193; Маяк И. Л. Теодор Моммзен как историк//Там же. С. 168-179; Phönix aus der Asche: Th. Mommsen und die Monumenta Germaniae Historica: Kat. z. Ausstellung d. MGH... v. 25. Nov. bis 21. Dez. 2005. Münch.; B., 2005; Theodor Mommsen: Gelehrter, Politiker und Literat. Stuttg., 2005; Theodor Mommsen: Wissenschaft und Politik im 19. Jh. B., 2005; Theodor Mommsens langer Schatten: Das römische Staatsrecht als bleibende Herausforderung für die Forschung. Hildesheim; N. Y., 2005; Theodor Mommsen und Fr. Althoff: Briefwechsel 1882-1903. Münch., 2012; Theodor Mommsen und die Bedeutung des Römischen Rechts. B., 2013.

http://pravenc.ru/text/2564092.html

Но я твердо верил и верю и в книге своей изложил, что кроме семи святых спасительных таинств, подается благодать Божия и в священнодействиях православной Церкви. Имею ли на это право? Да. Кто позволяет? Прежде всего Преосвященный Владыка Алексий, утверждающий, «что всяким молитвословием и всяким обрядом, соединеным с искреннею молитвою, испрашивается у Бога благодать и в нашей Церкви нет, выражаясь языком г. Варжанского «комедийных действ». Во вторых в лучшей из наших школьных догматических систем, Преосв. Епископа Сильвестра, который позволяет весь чин называть " священнодействованием», а из него уже выделяет таинства. Вот его слова: «Апостол пишет: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строитель тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), под чем, как должно думать, он разумел не только строительство всего вообще относящегося к тайне спасения людей ( Рим. 4:14–24 ; Еф. 1:9, 6:19 ; Кол. 1:26 ), но и в особенности строительство тех особеннейших священнодействий, чрез которые таинственным образом верующим преподавалась освящающая благодать Божия, и которые с самого же начала и непрерывно практиковались в апостольской церкви, совместно с установившимся здесь чином и других внешних богослужебных действий, имеющих целию своею тоже не что либо иное, как освятительное на верующих влияние (и Кор. 14:26–40). Все, следовательно, установленное Христом в Церкви, и учительство и пастырство и богослужебное священнодействование, установлено и должно служить для той цели, чтобы вспомоществовать освящению людей (Еп. Сильвестр и Догматическое Богословие, т. 4, ч. 3, стр. 351. Киев 1897 г.). Но мне указывается Преосвященным Алексием в противоположность еп. Сильвестру, что «священнодействием, чрез которое подается благодать Божия, принято называть только таинства, а всякому другому богослужению общественному и частному обычно приписывается название службы, последования, чина, молитвословия». Если говорить про обычное суждение, то оно из догматики еп. Сильвестра уже позволяет называть все «установленное Христом в Церкви... богослужебное священнодействование» вспомоществующим освящению людей». Это мной и сделано. Что касается богослужебных книг, являющихся частию Священного Предания Церкви, то там, в требнике, таинством не называется ни одно таинство, а именуется «последованием», равно последованием же именуется на ряду с таинствами и последование малого и великого освящения воды и »последование малого образа» и «последование великого ангельского образа» и последование исходное и погребения. " Чин же усваивается «омовению отрочате», освящению от осквернения колодца, сосуда с вином, с елеем, с медом, или иным чем. Опять и здесь я не вижу расхождения моих книг с учением Церкви. Но особенно это видно из суждения о благодати таинств и священнодействий. Впрочем суждения Преосвященного Алексия при всей своей решительности и резкости лишены в данном случае всякой определенности. Он пишет: «священнодействием, чрез которое подается благодать Божия, принято (кем же

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В основании здесь лежат побуждения, данные de Rossi. La Roma sotterranea Christiana. Vol. I. 1864. P. 101 ss.; Vol. III. P. 507 ss.; затем Renan E. Les apotres. 1866. P. 351 ss., и в особенности Foucart. Des associations religieuses chez les Grecs. 1873. В Германии с этим воззрением, хотя и с разными отклонениями, впервые выступил Heinrici в Zeitschr. f. wiss. Theol. 1876. S. 465 ff.; 1877. S. 89 If.; Theol. Studien und Kritiken. 1881. S. 505 ff. Сюда же надо присоединить Heinrici. Das erste Sendschreiben des Apostels Paulus an die Korinthier. 1880. S. 21 ff., 343 ff. За ним следует в существенном Weingarten Н. в Sybels histor. Zeftschrift. Bd. 45. 1881. § 452 ff. – Против соображений Heinrici высказывались Weizsäcker в Jahrb. f. deutsche Theol. 1876. SJ605; Schtirer в Theol. LZ. 1879. S. 546; Wieseler. Zur Gesch. der Neutestamentl. Schrift (1880). S. 186; Holsten. Das Evangelium des Paulus. Bd. I. Abt. 1. 1880. S. 237, 243, 244. – С большим успехом выступил представителем этого же воззрения о преобразовательности языческих союзов. англичанин Hatch – в своей переведенной Harnfrck " ом и обогащенной им дополнениями работе об общественном устройстве христианской Церкви в древности (1883; первое издание английского оригинала – 1881), – работе настолько же блестящей и будящей мысль, насколько богатой произвольностями, внутренними противоречиями и неясностями; ср. разборы этого сочинения Harnack «ом в Theol. LZ. 1881. S. 519 ff. и в особенности Weizsäcker »ом, там же. 1883. S. 435 ff.; Kaufmann " ом в Gottinger Gel. Anz. 1884. S. 313 ff. – Что язычникам, смотревшим на христианскую общину извне, она казалась просто новым тайным обществом, однородным с прочими союзами (thiasa), покрывавшими почву римского государства, это может считаться достоверным. Лукиан (Peregr., cap. II) обозначает предстоятеля христианской общины, как thiasarches; Цельс (Origenes contra Celsum. III. С. 22) называет Иисусовых учеников thiasotai Jesou. ( Ориген приводит это выражение, как употребленное Цельсом, также в III, cap. 23, но сам им не пользуется). Ср.: Neumann В. J. в Jahrb. f. protest. Theol. 1885. S. 123–125. Известно, что языческий союз всегда обладал также и религиозным средоточием и, таким образом, всегда был одновременно и религиозным союзом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

338 Выше мы сказали, что такое устойчивое свойство применительно к бестелесным. И прочти в седьмой главе о собранности и нерассеянности разумений, – таким образом отец делает разъяснения о божественных осияниях и подлинной, все время укрепляемой тождественности в обители благого Бога. 343 «Без затраты времени» он сказал с достаточным основанием, ибо что У наделенных чувствами все происходит только во времени и более медленно, то у бестелесных умопостигаемых совершается вневременно, постоянно и без усилий. Так что не подобает применительно к умопостигаемым называть время. 348 Заметь и другое его сочинение, не сохранившееся. А «объяснениями четырехстихийности» он назвал возводящее иносказание о значении четырех элементов. Скорее всего, как кажется, он раскрыл там, путем рассмотрения, символический смысл четырех элементов. И заметь, как он разъясняет слова «Дух дышит, где хочет» ( Ин.3:8 ), – через дальнейшее, ибо говорит: «Не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (там же). 349 Ибо как облако «призывает» воду из моря и выливает ее на лицо земли, согласно сказанному: «Призывающий воду морскую и изливающий ее на все лицо земли» (ср. Ам.5:8 ), – так и умы, впитывая свое знание, распространяют его, подобно облакам, на тех, кто ниже их. 351 Здесь у него иной взгляд на то, что означают облака. Перебирая по порядку, он говорит далее, что означает янтарь, медь, что какие цвета и виды животных применительно к ангелам. 354 Заметь, что отсюда речь о естестве льва. Говорят ведь, что лев, чтобы утаиться от охотников, ходя, заметает свои следы хвостом, дабы их не опознали. Потому и о Боге сказано: «В море путь Твой, и стези Твои в водах многих, и следы Твои не опознаются» ( Пс.76:20 ). Как ведь путь по воде и стопы льва, так же и Божье прошествие следов не оставляет. 355 Ибо орел – самое быстролетающее животное. Об орлах говорят ведь, что они так отличают своих птенцов от чужих: если те смотрят открытыми глазами на солнце, то свои, а если нет, то как чужеродные выбрасываются из гнезда. Так же и неспособный прямо смотреть на Солнце правды оказывается чужеродным по отношению к Его знанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

332. Mini 1931; Meyer 1999. 333. Цит. по: Barasch 1993:161. 334. Псевдо-Дионисий «О небесной иерархии» 141 А-С. В целом о теории символа Дионисия и ее влиянии см.: Barasch 1993:158–180, а также Goux 1990:67; Gadamer 2004:63–64. 335. Mathews 1934:283. 336. 160. Rotours 1952:6. Onju (or qi, another name for debt tallies that could be used more generally for “tokens”) more generally: Rotours 1952; Kaltenmark 1960; Kan 1978; Faure 2000:221-29; Falkenhausen 2005. 337. Kohn 2000:330. То же было и в Японии: Faure 2000:227. 338. Maitland 1908:54. 339. Davis 1904. 340. Канторович Э.Х. Два тела короля. С. 258–259. 341. См.: Nerlich 1987:121–124. 342. О зарплатах в Англии см. Dyer 1989; о праздничной жизни в Англии есть обширная литература, хорошее недавнее исследование: Humphrey 2001. Убедительный синтез недавно представила Сильвия Федеричи (Federici 2004). 343. Brook 1998. 344. Среди многих, кто об этом пишет: Wong 1997; Pomeranz 2000; Arrighi 2007. 345. Pomeranz 2000:273. 346. von Glahn 1996b: 440; Atwell 1998. 347. Chalis 1978:157. 348. Todorov 1984:137–138; оригинал см. в: Icazbalceta 2008:23–26. 349. Перевод приводится по изданию: Берналь Диас дель Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании. Перевод Д.И. Егорова, А.Р. Захарьяна. М.: Форум, 2000. 350. Там же. 351. Там же. 352. Cortes 1868:141. 353. Например: Pagden 1986. 354. Gibson 1964:253. 355. Мартин Лютер “Von Kaufshandlung und Wucher” 1524; цит. no: Nelson 1949:50. 356. В: Baker 1974:53–54. Цитата взята из Послания апостола Павла к Римлянам 13:7. 357. Бен Нельсон подчеркивает это в своей книге «Идея ростовщичества: от племенного родства до вселенского чужеродства». 358. Midelfort 1996:39. 359. Zmora 2006:6–8. 360. О церковных землях: Dixon 2002:91. Об игорных долгах Казимира: Janssen 1910 IV: 147. 361. Из «Отчета маркграфского командира Михаэля Гросса из Трокау» в: Scott & Scribner 1991: 301. 362. Значимые исследования восстания и его подавления: Seebohm 1877:141–145; Janssen 1910IV: 323–326; Blickle 1977;Endres 1979; Vice 1988; Robisheaux 1989:48–67; Sea 2007.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010