Приложения 1 О митрополите Кирилле II В Ипатьевской летописи под 1241 г. упоминается о каком-то Кирилле, который был печатником князя Даниила галицкого, отправлялся по его поручению в Бакоту для усмирения края и потом с тремя тысячами воинов опустошил Болоховскую землю. А под 1243 г. говорится: «Данил, затворив Холм, еха ко брату си Василькови, пойма с собою Курила митрополита» (Полн. собр. р. лет. 2. 179–181 (351)). Можно ли выдавать за несомненное, что тот и другой Кирилл были одно лицо (см.: преосв. Филарет. Ист. Русск. Церкв. 2. Прим. 179 (416))? Не видно оснований: могло быть это одно лицо, могли быть и два различные. Да и не совсем вероятно, чтобы Кирилл печатник, принимая монашество, пред постановлением своим во епископа и потом в митрополита вопреки укоренившегося обычая не переменил своего мирского имени на новое. Еще труднее поверить, чтобы печатник в течение одного или двух лет из мирянина и воина мог сделаться уже нареченным митрополитом, пройти все низшие ирерахические степени. Нельзя также утверждать и даже считать вероятным на основании приведенных слов летописи, будто Кирилл до избрания его в митрополита был епископом Холмским (пр. Филар. Там же. С. 107 (416); Прибавл. к твор. св. отц. 1. 415 (249)): он мог находиться в Холме случайно или временно вместе с самим князем Даниилом. А главное, по свидетельству той же летописи, первым епископом Холма по открытии в нем кафедры князем Даниилом был Иоанн, остававшийся на своей кафедре и в 1260 г. (Полн. собр. р. лет. 2. 163, 196–198 (351)), когда же мог быть там епископом Кирилл митрополит? В Холм переведена епископская кафедра из Угровска, и Иоасаф Угровский, домогавшийся митрополитского престола, был последним епископом этого города, непосредственным предшественником Холмского епископа Иоанна, следовательно, жил около времени нашествия татар на Россию и мог домогаться митрополитской кафедры именно тогда, как она сделалась праздною после митрополита Иосифа (там же. С. 163 (351)). 2 О Геронтии игумене и галицкой митрополии в конце XIII и начале XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН III (Ок. 1520, К-поль - 9.08.1580, там же), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580). Имя в миру - Михаил. Отец М. был болгарином, занимался продажей черепицы. М. в ранней молодости отправился на Афон, принял постриг в Великой Лавре, там же был рукоположен во иерея и отправлен в К-поль для сбора финансовой помощи мон-рю. Там он стал настоятелем ц. св. Параскевы в квартале Хаскёй. Патриарх Дионисий II Галатянин (1546-1556) поставил М. митрополитом Кесарии Каппадокийской (дата поставления неизвестна, 1-е упоминание в этом сане относится к июню 1546). В качестве патриаршего экзарха М. отправился в Рим и Венецию. Важнейший источник сведений о миссии М.- неизданная редакция Хроники Псевдо-Дорофея Монемвасийского (ркп. Ann Arbor. N 215), к-рая содержит отсутствующий в более распространенной редакции, опубликованной в Венеции в 1631 г., рассказ о путешествии М. в Италию и его последствиях. Если в целом Хроника Псевдо-Дорофея носит неблагожелательный характер по отношению к М. и его деятельности в Италии, то в этом рассказе сделана попытка оправдать М. и Дионисия II. Вероятно, он был написан очевидцем событий, одобрявшим их действия ( Ζαχαριδου. 1962). В задачи М. входили разрешение спорных вопросов внутренней жизни греч. общины Венеции и сбор пожертвований в пользу К-польского Патриархата. Переводчиком М. в Италии стал греч. ученый Иоанн Зигомала . От дек. 1546 г. сохранился документ, изданный М. Он предписывал наказание для всякого, кто скрывает имя виновного в краже почитаемой иконы Пресв. Богородицы из ц. св. Георгия в Венеции ( Μανοσακας. 1968. P. 13-16). В 1548-1549 гг. М. прилагал усилия к публикации в Венеции греч. богослужебных и канонических книг ( N sturel, Mure an. 2007. P. 351-352; Κακλαμνης. 1990). Переписка М. с патриархом свидетельствует о том, что все решения, связанные с внутренней жизнью общины, М. принимал исключительно с одобрения Дионисия II ( N sturel, Mure an. 2007. P. 343). Деятельность М. в Италии была успешна: ему удалось завоевать доверие иерархов Римско-католической Церкви и добиться от папы Павла III (1534-1549) пересмотра ранее введенных им мер, ограничивавших права греч. общины (Ibid. 2007. P. 344-345; Τσιρπανλς. 1997. P. 232-236).

http://pravenc.ru/text/2563452.html

По смерти великого князя Василия Иоановича 350 скипетр царства принял сын его великий князь всея России Иоанн Васильевич 351 . В это время Феодор, пришедший уже в совершенный возраст, был взят ко двору на служение царское и успел заслужить любовь и благоволение малолетнего князя Иоанна Васильевича. Но Феодор недолго служил при дворе. Когда он достиг тридцатилетнего возраста, случилось ему, по особому Божьему промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения Божественной литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам» ( Мф. 6:24 ). Пораженный этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь. Вспомнив о Соловецком монастыре 352 , что там добре подвизаются иноки, он вознамерился удалиться туда. Сотворив молитву пред святынями, со слезами припадая к чудотворным ракам святых и приложившись к святым мощам, Феодор пошел с молитвою в путь, тайно ото всех оставив царский двор, отечество и родных, взяв с собою лишь самую необходимую одежду 353 . Сначала он пришел в пределы Великого Новгорода, к озеру Онеге 354 и там поселился в селении Хижах у одного крестьянина. Хозяин, видя его добрый нрав и смирение, поручил ему пасти своих овец: так Бог предназначил о нем, чтобы прежде овец словесных, он добре упас бессловесных. Между тем родители повсюду разыскивали его по городам и, нигде не нашедши, много плакали о нем. Благочестивый же юноша, прожив немало дней в вышеупомянутом селении, удалился оттуда на Соловецкий остров и был принят игуменом Соловецкой обители, который повелел ему трудиться на монастырских службах. Он же, оградившись страхом Божьим, с усердием и смирением, в простоте сердца, исполнял все, что ему повелевали делать. Он рубил дрова, копал в огороде землю, переносил камни, иногда на плечах своих выносил помои и исполнял другие, еще более тяжелые работы. Много раз от некоторых из иноков ему приходилось принимать оскорбления и даже побои, но он никогда не гневался и с радостью и смиренномудрием переносил все, и никто не знал кто он и откуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > А настоятель молится... 24.07.2013 351 Время на чтение 5 минут Рядом со строительным вагончиком, переделанным под маленькую церквушку, с небольшим куполом и крестом над ним, строился большой каменный храм. Долго строился. Да и как можно было его быстро возвести, если жителей в поселке и полтысячи душ не наберется, а прихожан точно по статистике лишь десятая часть? Вот и мерзли зимой, и парились летом в железном вагоне полсотни верующих, но затеи своей - типовой храм построить - не бросали. Более того, добились у архиерея, чтобы он им постоянного священника дал, а не приезжающего по праздникам очередного пастыря из немногочисленного и постоянно занятого своими приходскими делами священства благочиния, к которому этот поселковый храм относился. Архиерей от просьбы прихожан церковного вагончика особой радости не испытал по одной простой причине: он прекрасно понимал, что семейного батюшку данный приход никак не прокормит, а лишних монахов, в миру служащих, у него в свободном наличии не было. Прихожане же были не только настойчивы, но и изобретательны. В небольшом монастыре, недалеко от епархиального центра, среди братии монастырской их земляк - иеромонах подвизался, вот они его и «сагитировали», а затем и архиепископу готовое решение преподнесли. Архиерей, по крохам данный монастырь собиравший и каждого тамошнего насельника лично знавший, вынужден был просьбу данную уважить. Понравилась владыке настойчивость прихожан «из вагончика», хотя на их обещание, что данный иеромонах будет у них «как сыр в масле кататься», архиерей все же с улыбкой возразил: - У монахов в году постов больше, чем дней скоромных. Вы там, родные, с сыром и маслом не усердствуйте особо... Должно заметить, что иеромонах, приняв на себя настоятельские обязанности, оказался молитвенником к себе строгим, к прихожанам снисходительным, к службам всегда готовым, а строителем... никаким. На все сетования о том, что надобно по «начальствам» походить и на новый храм стройматериалов выпросить, он никак не реагировал, лопаты в руки не брал, как и на лесах строительных замечен не был.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

архимандрит Еммануил (Каливас) Глава III. Осуждение папства церковной историей 1. Осуждение папства словом Божиим, Святым Писанием 1) потому что папство не признает авторитета Писания Папство нарушает слово Божие и Святое Писание и поэтому несет на себе вечное осуждение. Христос сказал: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» 348 . Папство принимает и проповедует только то, что ему подходит. Оно отвергает учение Христа и несет на себе вечное осуждение . Католики, «всегда вводящие новшества» суть «восставшие против Евангельского учения» 349 , – как говорит Константинопольский Собор в 1722 г. Патриарх Константинопольский, Григорий VI рассматривает «принципы папства (­догматы)... всегда противоборствующими духу Евангелия и учению святых Отцов и Вселенских Соборов» 350 . Папа поднимает себя выше Святого Предания . 24 января 1647 г. папа Иннокентий X постановлением Sancti Officii предал анафеме «как еретика каждого христианина, который дерзнет уверовать в учение Апостола Павла относительно авторитета его апостольского сана» 351 . Тремя веками раньше, папа Иоанн XXII в 1327 г. и папа Климент VI в 1351 г. предали анафеме «каждого человека... который дерзнет отрицать, что Апостол Павел находился в бесконтрольном распоряжении абсолютной власти первого папы, Апостола Петра» 352 . Так. Папский произвол достиг того, что он более не признает авторитета Святого Писания и, более того, запрещает его чтение , к тому же отвергает Святое Писание как вредную и мрачную книгу . Духовный отец говорит P.B. Convalier " y: «...оставьте Библию , чтобы не продолжалось опасное воздействие ее на души ваши. Она как огонь, который, когда не освящает, жжет и обугливает... и богословы наши подтверждают, что Писание являет собой мрачное облако, занавес, там, где эти самые безбожники еще не могут укрепиться» 353 . Непризнание папством Писания, Христа, Апостолов составляет осуждение папства сегодня и навсегда. 2) потому что папство искажает и портит Святое Писание

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

Скачать epub pdf Сокращения Свт. Василий Великий . Творения Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). Свт. Григорий Богослов . Творения Святитель Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1, 2). Basil. Magn. Basilius Cesariensis Cappadociae (Magnus) – Свт. Василий Великий Moralia Regulae morales//PG. 31. Col. 699–870 (рус. пер.: Свт. Василий Великий . Нравственные правила (80 правил)//Свт. Василий Великий . Творения. М., 2009. Т. 2. С. 19–101). De s. p. Taras. et Niceph. De Sanctis patriarchis Tarasio et Nicephoro//PG. T. 99. Col. 1850–1853. Greg. Nazianz. Gregorius Nazianzenus- Свт. Григорий Богослов Or. 2 Oratio 2: Apologetica, de sacerdotio//PG. Т. 35. Col. 407–514 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 27–60). Or. 37 Oratio 37: In dictum Evangeliï Cum consummasset Jesus hos sermones//PG. T. 36. Col. 281–308 (рус. пер.: Свт. Григорий Богослов . Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и проч. ( Мф. 19:1 )//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 432–441). Leroy Leroy J. Monaschisme Studite/Theodori Studitae Les Grandes Catecheses. Livre I. Spiritualite Orientale, 79. Begrolles en Mauges. France. 2002. P. 40–117. Theod. Stud. Theodorus Studita- Преп. Феодор Студит Antirrh. I-III Antirrhetici tres adversus Iconomachos//PG. T. 99. Col. 327–351 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Опровержение иконоборцев (I-III)//Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 2). Epistulae. L. I-II. Ep. Epistularum libri duo//PG. T. 99. Col. 9031682 (рус. пер.: Преп. Феодор Студит . Письма (кн.//Там же. Т. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Жизнь вечная Жизнь человека бывает троякой. Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается. После смерти все идут в вечность, но в разные состояния. Жизнь вечная бывает или блаженной или неблагополучной. Каждый человек идет или в блаженство, или в муку, – третьего пути нет. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ или на небе, или во аду. В жизни вечной одни в радости, другие в муке. В жизни вечной одни в Царствии Небесном будут, другие в аду. Путь праведных ведет к блаженству, а нечестивых – к погибели. Пребывающие во тьме греховной попадают во тьму кромешную, а ищущие Бога наследят свет. Душа, победившая врагов, с торжеством восходит туда. Духовно трудящиеся всегда получают воздаяние. Путь в жизнь вечную труден и опасен. Нужен РУКОВОДИТЕЛЬ. Лучше здесь на земле перетерпеть все виды страданий, чтобы там не страдать. Кто не готовится к смерти, тот не ВЕРИТ в жизнь вечную. В жизни будущей душа потрудившаяся находит покой. Там будет совершенная безопасность и тишина. Жизнь вечная не имеет перемен, как временная. В жизни будущей благость Божия откроется в полноте. Тогда увидят праведники Бога лицем к лицу. Быть с Богом – жизнь, без Него – смерть. Праведники просветятся, как солнце. В жизни будущей блаженству праведных не будет конца. Жизнь вечная – единственное, что нам нужно на потребу. Ради вечного блаженства следует все временное презреть. Ради жизни вечной не жалеть жизни временной. Если бы знал человек, что его ожидает, то все оставил бы, чтобы спастися. Если хочешь жить, не отлучайся от Бога (8, с.343–351). Что лишает человека вечной жизни Ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (3, с.36). Подвизайтесь пройти тесным и прискорбным путем Христовым. Именно толь­ко этот путь даст нам право быть наследниками жизни вечной (Там же, с.36). За что Господь дает вечное блаженство Господь близок к вам, и Он желает дать вам за все ваши страдания вечное блаженство. Только там нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания (Там же, с.48–49). Нужно терпеть все ради вечности Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его (Там же, с.25).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Богатейшее литературное наследие преосвященного Феофана посвящено по сути одной единственной теме - духовной, или как пояснял сам автор, внутренней жизни человека с.439], тому, как она зарождается и развивается полноценно. Он не случайно отвел ей важнейшее место, ведь во внешней жизни человек бывает именно таким, каков он внутри с.67]. " Что ни входит в общество, всё то выходит из души. Оно есть хранилище, как бы бассейн, куда стекает всё, выходящее из души " с.267], поэтому в жизни людей, во всех её проявлениях и переменах нет ничего случайного и неестественного. Всё это плод нашей внутренней жизни и её средоточия - сердца с.62]. При всём том, писатель хорошо сознавал и обратное влияние социальной среды на внутренний мир личности с.67]. Вследствие такого взаимного влияния, сердце человека, его содержание, склонности, идеалы и вкусы раскрываются в каждом явлении личной и общественной жизни и по своему их направляют с.28-29]. Поэтому сердце наше, заключает святитель, есть " корень жизни и всех проявлений её " с.247], ибо где сердце, " там сознание внимание и ум, там вся душа " с.158]. То, каким будет содержание сердца зависит от свободного произволения человека с.83-84]. В нем должны господствовать идеалы духовности, к которым епископ Феофан относил всё, что возносит нас от " земли и земного горе?, к небесному " , и роднит нас с Господом Богом с.31-33]. Сущность жизни духовной, а равно и христианской состоит в одухотворении души и тела с.18-22,26-29; 3, с.21,247], которое дарит сердцу любовь к Богу и ближним, мир, радость, тишину, благость, милосердие, сладость, изливающиеся затем и во вне с.34-36,54-60,247]: " Сердце - корень жизни и всех проявлений её. Когда оно возобладано духом, тогда через него дух естественно начинает проникать в весь состав естества нашего и его одухотворять; тогда ум начинает насыщаться Божественною истиною, весь ею проникаясь, во всём её объеме, - воля - святыми настроениями и расположениями, всеми добродетелями; сердце - святыми чувствами; вместе с тем и тело становится воздержано, трудолюбиво, живо, бодренно, целомудренно " с.247-248]. Одухотворение, духовность зарождаются в нас от сочетания с Богом, или, что то же, с раскрытием Царства Божьего в душе человека. Без Него оно невозможно. Это состояние - состояние Богообщения - есть цель христиан, цель идущих путем ко спасению с.7,351].

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монахиня София (Ищенко): Нужно разработать нравственный кодекс российского кинематографиста По словам президента Международного православного кинофестиваля «Встреча», отечественный кинематограф должен служить воспитанию нравственных начал 29.03.2012 351 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , 28 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в работе круглого стола «Духовность. Нравственность. Закон» в Московском университете МВД России. Выступая перед собравшимися, Его Святейшество, в частности, сказал: «Если мы хотим, чтобы у нас была полиция, которая являла бы авторитетный образ страны, мы должны ясно понять, что это не задача уважаемого университета, в котором мы сейчас сидим, не задача уважаемого Рашида Гумаровича (министра внутренних дел РФ Р.Г.Нургалиева. - РНЛ) с его командой, - это задача, которая стоит перед всем обществом и, в первую очередь, перед мыслящей частью этого общества. А потому для решения этой задачи нужно наваливаться всем миром. Я уже сказал о необходимости участия в этом деле Церкви, других традиционных религий нашего Отечества. Но должны быть задействованы также литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр. Собственно говоря, именно так в советское время старались воспитывать уважение к правоохранительным органам, и в этом не было ничего плохого. И лучших актеров приглашали для того, чтобы они играли соответствующих героев, и сценарии писались так, чтобы там непременно, без всяких оговорок, положительный герой был на стороне правоохранителя. А в нынешних " произведениях искусства " - в кавычки беру эти слова - нередко не можешь понять, кто же главный герой? Кто положительный герой? Где грань между добром и злом? Все перемешано, и полицейские-милиционеры выглядят так, что тошно смотреть, и гадко слышать все эти диалоги, которые сопровождаются распитием спиртного в служебных кабинетах. Проблема куда серьезнее, чем просто оказать помощь правоохранителям. Надо оказать помощь всему нашему народу, нашей молодежи. Мы непрестанно об этом говорим, но что-то воз и ныне там. И у меня мало оптимизма, что после нашей сегодняшней встречи что-то изменится в политике телевидения, в создании кинематографических лент, в появлении новых книг. Но не сказать это невозможно, пусть даже это будет глас вопиющего в пустыне. По крайней мере, сегодняшняя встреча зафиксирует, что такой глас был, и я очень надеюсь, что этот глас будет поддержан».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/29/mo...

В древнейших слав. азбучных акростихах Д соотнесено преимущественно со словом «добро». Напр., в молитвах - «Аз есмь свет миру»: «Добро ес творящим волю Мою» ( Кобяк Н. А. , Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. НБ МГУ. М., 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Добро есть верующим во имя Мое»; «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Добро бо благодарно от Бога начинати и кончати» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 54, 56, 58) и др. Д также соотносится в азбучных акростихах со словами «добре» - «Аз есмь, Израиля, изведыи тя из дому работнаго»: «Добре шествовати, не вредно проидосте сквозе непроходимое море» ( Петров. 1894. С. 20); «добр» - «Аз есмь Бог»: «Добр бо есм» ( Демкова, Дробленкова. С. 59); «доброта» - «Азбука об Адаме»: «Доброту древа видев, Адам прельстися» (Там же. С. 60). Реже Д соотносится со словами: «десница» - в стихирах на попразднство Богоявления: «Десницею утвердив небеса, Милосерде» ( Попов. 1985. С. 49), в молитве «Аз Тебе припадаю, Милостиве, грехы многыми одержим»: «Десницю ми простри, Милостиве, якоже Петру волнами грузиму» ( Соболевский А. И. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение//Тр. XI Археол. съезда. М., 1901. Т. 2. С. 33, 35); «десный» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Десных мя овьцахь причьти» ( Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в серб. Требнике//АрхПр. 1981. 3. С. 75; Holo š njaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek Hl. Kirill und Methodij in Sofia (Bulgaria). R., 1995. S. 231); «длань» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Дланию вса съдрьже и покривае же облаки небеса» ( Иванова-Константинова. 1971. С. 359; Б. Текстолошка састава и бpoja слова приема «Стихирима на и у српском препису//АрхПр. 1981. 3. С. 108); «диво» - в азбучных стихирах на Рождество Христово: «Дивомь вся тварь одержима» ( Иванова-Константинова. С. 351); «днесь» - во 2-м цикле стихир на Рождество Христово: «Днесь иди преславны Даниле» ( Попов. С. 45). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Д соотносится со словами, обозначающими ценности в той же сфере, что и название буквы, т. е. со своими синонимами (в широком смысле): «Да выдыхнеты вы срьдьце ми слово» ( Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 423). В рус. словарях-азбуковниках с алфавитным принципом расположения статей за названием буквы «добро» следует статья «дисус» с толкованием - «Бог в члвцех» ( Ковтун Л. С. Азбуковники XVI-XVII вв.: Старшая разновидность. Л., 1989. С. 176).

http://pravenc.ru/text/168466.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010