Вследствие полного взаимопроникновения всего всем здесь исчезает различие между частью и целым: всякая часть есть и целое (Там же. С. 72). Жизнь субстанциальных деятелей в Царстве Божием не сводится к пассивному созерцанию: «Они, как все личности, наделены творческою силою и в Царстве Божием проявляют ее в максимальной степени» (Идеал-реализм//Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. 1995. С. 316). Это творчество соборное, аналогичное исполнению симфонии музыкантами, оно и соборно и индивидуально. Царство Божие есть совокупность обоженных лиц (Учение о перевоплощении//Учение о перевоплощении. Интуитивизм. 1992. С. 35), каждое из которых «есть своеобразный аспект Тела Христа, имеющий индивидуальное вселенское значение и назначение» (Там же. С. 72). Л. противопоставляет соборное единство Царства Божия нирваническому всеединству в трактовке Вл. С. Соловьёва . Поскольку субстанциальные деятели Царства Божия свободны от эгоизма, то они не совершают никаких «актов отталкивания» и, следов., не имеют материальных тел (Идеал-реализм//Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. 1995. С. 315). Они имеют тела нематериальные, не обособленные друг от друга, «космические», преображенные (Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. 1938. С. 115). В Царстве Божием «осуществляется не только совершенное единодушие, но и совершенное общение тел» (Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей//Бог и мировое зло. 1994. С. 276). Здесь все деятели служат «друг для друга телом, содействуя осуществлению единой цели; мало того, со всем остальным миром, проникая его своею любовью, они состоят в такой непосредственной связи, что каждая область его может быть использована ими, как подчиненная, для благих целей; поэтому можно сказать, что каждый член Царства Божия имеет тело вселенское» (Бог и мировое зло: Основы теодицеи//Там же. С. 351). Соответственно в Царстве Божием каждый субстанциальный деятель обладает «космическим сознанием», охватывающим весь мир в опознанном виде, т.

http://pravenc.ru/text/2110741.html

Певницкий В. «Церковное красноречие…». Киев, 1906, с. 230. Церковному проповеднику небезынтересно познакомиться с мнением интеллигенции нашей страны по данному вопросу. «Трудно оставаться сторонним наблюдателем, — пишет автор статьи «Русский язык «в осаде новояза», — когда на твоих глазах родной язык буквально заваливают иностранными словами, терминами, бессмысленными сокращениями, стремительно приобретающими характер едва ли не нормативности. Огромная вина ложится в этом отношении на средства массовой информации. Именно они изо дня в день без всякой необходимости приучают слушателя и читателя к иностранным словам, придавая им необыкновенную значимость. Без включения неизвестных ранее слов и терминов, конечно, обойтись нельзя. Речь идет о мере, вкусе, целесообразности, уважении к слушателю и читателю, наконец. Тем более, что обращаются к нему журналисты, литераторы, для которых забота о чистоте языка — профессиональная обязанность» («Известия», 15 августа 1992 г.). Типикон, гл. 10. Блаж. Августин. Христианская наука, с. 244. Там же, с. 350. Подготовка священнослужителей является актуальным вопросом современной церковной жизни. В связи с открытием множества православных храмов к священнослужению нередко допускаются лица, не имеющие богословского образования и проповеднической подготовки. Вышеприведенное наставление блаж. Августина имеет прямое отношение к подобной категории пастырей. Блаж. Августин. Христианская наука, сс. 352–353. Там же, сс. 350–351. Там же, с. 345. Указанные правила основаны на особенностях высшей нервной деятельности человека. Во время заучивания в коре головного мозга происходит своеобразная запись произносимой речи — образуется стереотип (отпечаток), посредством которого возможно воспроизведение заученной проповеди. Следовательно, для образования качественного стереотипа необходимо качественное заучивание. Фаворов Н., прот. Руководство к церковному собеседованию или Гомилетика. Киев, 1897, с. 168. Со времени Оригена (185–254) вошло в обычай записывание скорописцами речей лучших церковных проповедников.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Когда же на Синае было забыто имя кинеев? И какие обстоятельства были причиной забвения их? Кинеи ушли с Синая в правление девятнадцатой династии фараонов , из которых Рамсес VI поставил обелиск (после 1358 г.) на тамошней горе ель-Хадем. Эта династия кончилась в 1279 году до P. X. С ней прекратилась и иероглифическая письменность на Синае. Фараоны следующих династий уже не оставили там никаких памятников. Значит, египтяне удалились оттуда, или потому что истощились тамошние рудники, или потому, что слишком дорого стоила разработка их в этой безлесной и нехлебной стране, или по какой либо другой причине. По удалении их не стало живых свидетелей пребывания там кинеев. В 719 году (до P. X.) ссирийский царь Салманассар увел в плен десять колен израильских и союзников их кинеев. С той поры те другие, кроме немногих рихавлян и манафиев, обитавших в верхней Сирии, исчезли из виду Бытописателей. На места их приведены были другие племена из Хуфы, Аии, Сепфарума и Эмафа, именно, Динéи, Афарсафахéи, Тарфалéи, Арфасéи, Архиéи, Вавилоняне, Сусанахéи, Савéи, Еламиты и другие ( 4Цар.17:24 . – Ездры 4:1–10). В царствование иудейского самодержца Иезекии (между 724 и 696 г.) истреблены были остатки хананеев и амалекитов, живших на сопредельной с Синаем горе Сиир. ( 1Пар.4:40–43 ). С ними умолкло живое слово о прежних совсельниках их кинеях. С седьмого века перед рождеством Христовым в передней Азии последовательно происходило такое движение и перемещение народов, что там рушились многие древние царства и возникли новые, а в некоторых областях включительно с Синаем явились иноземные племена. Финикия, завоеванная Салманассаром, Навуходоносором, Камбизом, Александром Македонским, сделалась Римской областью за несколько перед рождеством Христовым. Главный город ее Тир испытал страшные перевороты. Когда Навуходоносор взял его приступом (573 г.); тогда богатые граждане его переселились в свои колонии в Африке, Сицилии и Сардинии. Во время Персидского владычества в Финикии первенствовал не этот город, a соседний Сидон, но и тот не долго: в 351 году он был разорен. Со времени падения Тира под ударами Александра Македонского возвысился город Арад. Во всех пристанях Финикийских попеременно стояли торговые и военные флоты Ассирии, Египта, Персии, Македонии и Рима. (Movers).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Прим. перев: цит. по Ямвлих. О египетских мистериях/Пер. с древнегреч., вступительная статья Л.Ю. Лукомского (Москва, 1995), стр. 104. Иг. Андроник (Трубачев), «Священник Павел Флоренский – профессор МДА и редактор «Богословского Вестника»». Богословские труды28 (Москва, 1987), стр.296 (далее Андроник). Трудности осуществления этого проекта, которые привели к изменению темы, стали известны лишь в начале следующего, 1909-10 академического года (Андроник, там же). Флоренский был назначен действующим профессором факультета истории философии в сентябре 1908 г. (Андроник, там же). Флоренский приводит графические примеры этого ( Иконостас, стр. 37-44). Ср. Зигмунд Фрейд, «Интерпретация сновидений» (New York: Avon Books, 1965), стр. 349-351. Свидетельством интереса Флоренского к дю Прелю еще в 1910 г. является его обзор магистерской работы по богословию: «Мистико-монистическая система философии Карла дю Преля и мистицизм христианских аскетов», написанной студентом МДА под его руководством ( Богословский вестник 11 (1910), стр. 201-208). В этом обзоре Флоренский замечает, что «О дю Преле почти ничего не известно» (там же, стр.205), но сам не сообщает даже о том немногом, что ему известно. Возможно, ему удалось узнать что-то об этом пионере современной концепции «бессознательного» из эссе на английском языке с предисловием C.C. Massey к его переводу труда дю Преля «Die Philosophie der Mystik» (1884): «The Phylosophy of Mysticism» (London: G.Redway, 1889). Дунаев упоминает русский перевод главного труда дю Преля, которым Флоренский мог воспользоваться ( Иконостас, стр. 158, Мне не удалось проверить, имеется ли еще какая-то информация об использовании Флоренским работ дю Преля в немецком аннотированном изданияи Иконостаса: «Die Iconostase. Urbild und Grenzerlebnis im revolutioniren Russland», с предисловием Ультриха Вернера (Shtuttgart: Urachaus, 1990). «Мнимости в геометрии» (Москва: Поморье, 1922; далее Мнимости). Флоренский указывает, что он написал основную часть этой работы в 1902 г. в качестве дипломной работы по теоретической математике. Флоренский затем отредактировал и дополнил эту часть весной 1921 г., с тем, чтобы представить ее в сентябре того же года на встрече Всероссийской Ассоциации Инженеров ( Мнимости, стр. 54).

http://bogoslov.ru/article/4284026

Посылая напечатанные тома «Истории» Анастасевичу, он просил его «уведомлять... об ошибках, коих избежать не можно при таких обширных компиляциях» (7) Там же. С. 351]. В.Г. Анастасевич незамедлительно стал выполнять просьбу преосвященного, чему свидетельствуют письма Евгения: «Благодарю за замечания на Историю Российской Иерархии. Она требует много поправок и дополнений, но при первом издании всего успеть было не можно. Карамзин десять лет уже пишет, однако беспрестанно поправляет, и я верю, что успеет при такой осторожности» (8) Там же. С. 354]. «Что касается замеченных вами недостатков и умолчаний в разных статьях, то сие значит не одну скромность, но и недостаток сведений» (9) Там же. С. 356]. В результате все поправки и примечания, сделанные В.Г. Анастасевичем, вошли в «Прибавления к Истории Российской Иерархии». В конце издания Евгений был намерен поместить «Чиновные, хронологические и алфавитные росписи» и поэтому обратился к В.Г. Анастасевичу взять на себя труд по их составлению, ибо от «этого скучного труда мы-де с о. Амвросием отказываемся», замечает он в письме к нему (10) Там же. С. 358]. Но появился лишь «Список монастырей всех вообще, как ныне существующих так и упраздненных, по хронологическому порядку расположенных», надлежавший перу В.Г. Анастасевича. К 1815 г. Евгением и Амвросием был составлен еще один целый, седьмой, том «Истории Российской Иерархии», заключающий в себе уставы русских монастыроначальников и примечания к ним (11) Копии этих документов хранятся в ОР ЦНБ АНУ. См. например: ф. 312. Соф. 381 /595/, Соф. 382 /599/, Соф. 384 /182/и др.]. Однако, этот том не вышел, так как, по замечанию Евгения, «наши цензоры тогда сочли его не достопримечательным для публики» (12) ОР РНБ ф. 231/Ш (М.Погодина), Карт. 25. д. 27. Письмо 7]. Ввиду ясно сознаваемых недостатков «Истории», Евгений еще в 1814 г. задумал начать новое ее издание, намереваясь, главным образом, исправить и дополнить первую часть, так как прошло достаточно много времени после ее выхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Так, например, эстонцы и латыши в результате такой ассимиляции стали в своё время не равноправными немцами, а их прислужниками. Сегодня они словно в отместку пытаются проводить такую же культурную ассимиляцию оставшихся там русских, запрещают школы на русском языке и т.д. Ничего подобного история России не знает. Там же, с. 234 Там же, с. 234 - 235 По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн., или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренней. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими. Из записавшихся «верующими» 41,6 млн, (т.е. 75,2%) назвали себя православными. Жиромская В.Б. Религиозность народа в 1937 году. (По материалам Всесоюзной переписи населения) Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга I. Статьи и заметки. - Тверь, 2004. - С. 351 - 352. (Статья «Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или основание и смысл царского самодержавия») Данилевский Н.Я., Ученик Фурье. «Дело Петрашевцев» (Т. II. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1937. - С.285-335.). 28.02.2019 Буренков Александр, Директор Института русско-славянских исследований им. Н.Я. Данилевского, главный редактор газеты " Гражданин-созидатель " , кандидат философских наук, предприниматель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Ученые мира держатся за голову после этих данных с телескопа Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/01/...

Новоселов М. А. По поводу Послания Св. Синода. — Голос Москвы, 21.11.1913 269). 1666 Так называется статья Флоренского, написанная в 1922 году. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 252–287. 1667 Голос Москвы, 17.07.1913 164). Об авторстве Флоренского см. примечания игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 573–574. 1668 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 350. 1669 См. письмо Новоселова Флоренскому от 15 июня 1913 г. в кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 115. 1670 См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 299–333. 1671 Там же. С. 311. 1672 Там же. С. 297. 1673 Там же. 1674 Об этом свидетельствует письмо Булатовича Флоренскому от 19 августа 1914г.:«Ждал, ждал ожидаемых исправлений и, наконец, получил сообщение, что мое гусарское богословие забраковано и исправить его невозможно. Вы не советуете его печатать, но оно уже сверстано и набрано и должно выйти в свет, потому что, хотя и кой–где и пишу не пером, а рублю топором но все-таки вы не откажете этому труду в том, что в нем немало Истинных и светлых Лучей Истины». Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 133. 1675 Письмо Флоренского Булатовичу, написанное после 24 августа 1914г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 295. 1676 О взаимоотношениях между Флоренским и Храповицким см.: Шоломова С.«Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец…«К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). Письма архиепископа Антония (Храповицкого). Письма священника Павла Флоренского. — ЖМП б, 1998. С. 67–80. 1677 Письмо священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповиц–кому) от 29 декабря 1915г. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). С. 351. 1678 Эти материалы будут рассмотрены нами в Главе XI. 1679

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 114; Буслаев Ф. И. Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда// Он же. Ист. очерки рус. нар. словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 269-300; Веселовский А. Н. Новые отношения муромской легенды о Петре и Февронии и сага о Рагнаре Лодброке//ЖМНП. 1871. Т. 4. Отд. 2. С. 95-142; Серебрянский Н. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 237-247; Ржига В. Ф. Кто был монах Еразм?//ИОРЯС. 1916. Т. 21. Кн. 2. С. 5-12; Яворский Ю. А. К вопросу о лит. деятельности Ермолая-Еразма, писателя XVI-ro в.//Slavia. Praha, 1930. Ro. 9. . 1. S. 57-80; . 2. S. 273-299; Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к рус. сказке//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 131-167; Колесникова Т. А. Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма//Там же. 1953. Т. 9. С. 251-265; Подобедова О. И. «Повесть о Петре и Февронии» как лит. источник житийных икон XVII в.//Там же. 1954. Т. 10. С. 290-304; Зимин А. А. Ермолай-Еразм и Повесть о Петре и Февронии//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 229-233; он же. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 109-142; он же. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экон. и полит. истории России сер. XVI в. М., 1960. С. 320-329; Клибанов А. И. Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли//ИЗ. 1959. Т. 65. С. 303-315; он же. Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI в. М., 1960. С. 236, 284, 288-290, 338-341, 351-353, 368-369; Дмитриева Р. П. О структуре «Повести о Петре и Февронии»//ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 247-270; она же. Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный)//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 220-225 [Библиогр.]; она же. Отражение в творчестве Ермолая-Еразма его псковских связей//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 280-286; Росовецкий С. К. Формирование повествовательных жанров в рус. лит-ре XVI-XVII вв. («Повесть о Петре и Февронии» и связанные с нею произведения): АКД. Л., 1977; Турилов А. А., Чернецов А. В. Софроний, книгочий Ивана Грозного, и адресованное ему сочинение//АЕ за 1982 г. 1983. С. 88-89; они же.

http://pravenc.ru/text/190205.html

334. Леонтий Иерусалимский. PG 86. 1, col. 1281. 335. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. II, сс. 67-72. 336. Точное изложение…, кн. 3, гл. IV, с. 80. 337. Там же, кн. 3, гл. XVII, е. 108. 338. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. III, с. 472. 339. О ереси монофелитства см.: Лосский В. Н. Очерк…, сс. 272-279; Поснов М. Э., цит. изд., сс. 444-454; Болотов В. В., изд. цит., т. IV, сс. 438-500; Карташев А. В., изд. цит., сс. 398-450. 340. Изд. цит., сс. 145-146. 341. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996 (репринт), т. IV, с. 221; см. также Пространный Православный Катехизис…, с. 36. 342. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан, 21//Творения, т. III. M., 1994, с. 273. Пространный Христианский Катехизис…, с. 36. Там же. Там же. Помазанский М., протоир., изд. цит., сс. 120-121. Точное изложение…, кн. 3, гл. XII, с. 343. Пространный Христианский Катехизис…, с. 36. 344. Там же. 345. Там же. 346. Помазанский М. протопр. изд. цит., сс. 120-121. 347. Точное изложение…, кн. 3, гл. XII, с. 91. 348. Пространный Христианский Катехизис…, с. 37. 349. Помазанский М, протопр., изд. цит., сс. 126, 128. 350. См.: Христианство (Энциклопедический словарь), изд. цит., т. III, сс. 374-375. 351. Лосский В. Н. Очерк…, с. 280. 352. Пространный Христианский Катехизис…, с. 39. 353. Там же. 354. Там же. 355. Там же. 356. Там же. 357. О юридической теории Искупления см. Яннарас X., изд. цит., сс. 166-167; Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 58-70; Лосский В. Н. Искупление и обожение//По образу и подобию. М., 1995, сс. 95-105. 358. сс. 41-42. 359. Против ересей, кн. 5, пред., изд. цит., с. 446. 360. Точное изложение…, кн. 3, гл. I, с. 74. 361. Флоровский Г. Восточные отцы V-VIII веков…, с. 212. 362. Пространный Христианский Катехизис…, с. 40. 363. Яннарас X., изд. цит., с. 164. 364. Лосский В. Н. Очерк…, с. 271. 365. Тропарь Пасхи. 366. С. 40. 367. Такого мнения держались многие гностические секты II b. См. Поснов М. Э., изд. цит., сс. 143-144. 368. Пространный Православный Катехизис…, с. 40.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Борьба, согласно тому же Иоанну Лествичнику , – это некое соразмерное борющему помыслу усилие души, с помощью которого она, если хочет, побеждает помысел, а если не хочет, побеждается им (там же) 349 . Поэтому как Лествичник, так и сей божественный Постник говорят, что эта борьба бывает причиной того, что душа либо получает венцы, если победит лукавый помысел, либо принимает муку и наказание, если будет побеждена им 350 351 . Правило 5 Сосложение – причина и начало епитимий. Толкование Сосложение, согласно тому же Иоанну Лествичнику (там же), – это некое соединенное с услаждением согласие души со страстный помыслом, который ее борет 352 . Об этом сосложении божественный Постник говорит, что оно является началом и причиной епитимий 353 . Правило 6 Осквернившийся во сне страстным истечением отлучается от причащения на один день. Будет считаться, что он очистился от нечистоты после того, как прочитает 50-й псалом и сделает 49 поклонов. Толкование Настоящее правило определяет, что тот, кто осквернится ночью истечением во сне, в тот день не должен причащаться. А очищается от этой скверны, прочитав 50-й псалом Давида и сделав 49 поклонов. Поскольку женщины также подвергаются во сне осквернению, должно налагать на них епитимии, как и на мужчин. Такой же епитимией наказывает осквернившихся во сне и великий Варсонофий. При этом женщины, когда не причащаются, согласно Вальсамону, должны брать антидор, чтобы не вызвать подозрение у своих мужей 354 . Смотри также Дионисия Александр. 4. Правило 7 А осквернившийся в состоянии бодрствования лишается причастия на семь дней. При этом он каждый день должен петь 50-й псалом и делать 49 поклонов. Толкование Тот же, у кого истечение произойдет в состоянии бодрствования, согласно этому правилу, семь дней не допускается до Божественного причастия. В каждый из этих дней он должен прочитывать 50-й псалом и делать 49 поклонов 355 . Правило 8 Совершивший малакию наказывается на 40 дней, которые должен проводить с сухоядением, ежедневно делая по 100 поклонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010