После обстоятельного анализа отдельных проявлений воли автором ставится вопрос о свободе воли. Признавая в принципе последнюю, как главное условие вменяемости действий, автор отрицает ее безграничность. Содержание и общий характер деятельности субъекта, по взгляду автора, уже предопределены его бытием и натурою, а свобода имеет приложение только к подробностям деятельности (стр. 537). Фактически свобода может быть понимаема, как возможность контролировать свои действия и как способность выбора целей и средств осуществления их, предполагающие в свою очередь способность свободной инициативы. Но эта инициатива должна происходить не в эмпирической жизни души, а в сверхъопытной стороне ее существа: душе от начала принадлежат некоторые влечения и акты, которые, как ничем не предшествуемые, должны быть признаны свободными, а они-то и условливают всю остальную волевую деятельность (стр. 538). Таким образом, свобода понимается, как следование внутренним, предопределенным в природе души побуждениям и как отсутствие внешнего принуждения (ср. 539 стр.). Притом, априорные акты воли, по взгляду автора, имеют нравственный характер и составляют положительное нравственное содержание души. В своей конкретной деятельности человек, хотя и следует указаниям разума, все же остается автономным и свободным. Разум, открывая воле фактическую зависимость явлений, ни к чему ее не обязывает, предоставляет ей свободный выбор целей и дает ей простор решения при выборе средств; мало того, сам он послушный раб воли и занимается лишь тем, чем интересуется последняя (стр. 541). Отсюда, определение воли чрез разум есть, в сущности, самоопределение. Равным образом, определяясь к действиям чувствованиями, воля также лишь самоопределяется, ибо от ее попустительства и заранее определенного решения зависит победа известного мотива над другими. Правда, автором не отрицается влияние постепенно сложившегося механизма воли, предопределяющего с некоторою необходимостью наши обычные действия, но основою этого механизма признается априорная природа души с ее первоначальными актами, начинающими собою ряды действий земной жизни; сосредоточение же энергии на известном хотении всецело принадлежит воле (стр. 542–544). В виду этого, человек подлежит ответственности за дурное, ненадлежащее конкретное приложение своих априорных влечений, а никак не за последние (стр. 544).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

374 стр). Поэтому Ирод решился, сделать лежавшее между Дорою и Яффою место–«Стратонова башня» великолепным городом после 12-летней много стоившей постройки, с двумя большими пристанями, образованными из далеко протянутой в море, в 200 ф. широты, сложенной из огромных плит защищающей стенной ограды, так что со времен апостольских, благодаря этим пристаням, город названный, в честь, Кесаря Августа, Кесариею, служил единственным для Палестины связывающим пунктом между Малою Азиею, Грециею и всем западом ( Деян.9:30; 18:22; 21:8 и др.). Этот город оставался самым значительным морским городом Палестины до совершенного его разрушения в 1265 году (ср. Риттера XVI, стр. 599). С средних веков выступают на его место Haifa Khaifa или Hepha) при устьях Киссона и Акко ( Суд.1:31 ) или Птолеманда ( 1Мак.10:56; 11:22 и др.) или еще иначе St. Jean d’Acre при устье речки Белуса в заливе этого имени (Ср. Ритт. XVI, 792 стр.). 44 Относительно истоков Иордана в новейшее время, после подробных исследований этой местности, найдено, что к двум поименованным у Иосифа источникам его: Banias (Paneas) и Leddân, текущему в Tell-el-Kady, нужно присоединить еще идущий от Газбеи Nahr Hasbâny; эти самые первоначальные и обильные источники, соединяясь в долине Гулег выше озера, образуют Иордан. Слич. Риттера «Географ.» XV. 1, стр. 152 и Робинсона «Новые библейские исследования» стр. 511, 537.–Иордан, hajarden, этимол, стекающая, текучка, у Арабов называется Sheriah или Sherial el Kebir, т. е. большой водопой. 45 По измерению Де-Берту, впрочем не совсем точному, уже поверхность Гулега (Huleh) лежит на 18 1 / 2 парижск. футов ниже уровня Средиземного моря (Риттер стр. 232). Точнее измерения Кап. Линха, по которым уровень Тивериадского озера ниже Средиземного моря на 612 париж. фут. а поверхность Мертвого моря–на 1235 ф., так что понижение русла Иордана между этими двумя озерами равняется 623 футам. 46 Это озеро, известное в кн. Нав.11:5 под именем вод Мером mej merom у Иосифа под именем Σμεχωντις или Σαμοχωντις Самохонитского или Семехонитского), а теперь называющееся Bahre-el-Huleh, летом чрезвычайно убывающее, лежит в болотистом месте, обнимающем вместе с этим озером и окрестность Тивериадского озера и своею фармациею представляющем довольно заметные следы что некогда «весь этот бассейн был покрыт в равной мере водою и только мало-помалу, прежде всего северные части его, чрез накопление мусора, наносимого, с северной и западной стороны обильно текущею, с гор водою, выполнились в широкую низменность, которая и теперь еще при весеннем таянии снегов и дождях, часто превращается в большую сплошную водяную поверхность (Риттер XV, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

I. 883. 23 При помощи его между прочим, и орлеанская дева спасла Францию. См. Superstitions anciennes et modernes Лебрюна. Амстердам. 1773. Т. I, стр. 118. Здесь приложены и рисунки мандрагор. 24 «Иссахар доброе возжела, почивая посреде пределов. И видев покой, яко добр, и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж земледелец». Гл. 49. 26 Свод различных опытов толкования отцами церкви этих, иногда непонятных, библейских характеристик сыновей Иакова можно видеть в сборнике известного Никифора Феотока, под заглавием: « . Лейпциг. 1772. Т. I, стр. 537. 27 В каране ее высказывает сам Иосиф, открываясь братьям в Египте: «etenim, qui timuerit Deum, et patienter sustinuerit, utique Deus non sinet perire mercedem benefacientium (Alcorani textus universus, auctore Ludovico Marraccio. Patavii. 1698. стр. 359). 28 В библии Иосиф управляет домом самого Пентефрия. Впрочем, в начале завещания, в общем обозрении искушений, сказано: «и тако скопецьскыи стареишина поручи ми дом свой, и старсть приях от жены сверепыя, нудящи мя совершити с нею» (стр. 214). 29 Не отсюда ли ведет свое происхождение Амелфа Тимофеевна наших былин, как очевидно библейское происхождение рек Сафата и Израя? 30 Здесь Пентефрий назван старейшиной евнухов, третьим по сану у Фараона, владеющим всеми скопцами. Ниже он называется «старейшина сокачинм», т. е. поварам, что соответствует библейскому архимаир (начальник поваров). 31 По объяснению толкователями относящегося сюда места корана, доказательство это предложено было чудесным образом грудным ребенком. Alcorani textus universus. Auctore Ludovico Mauraccio. Patavii. 1698. стр. 356 и 361. 33 В рукописн. слав. перевод. в имн. публ. библ. л. 32 об. Сведения о Диоптре см. Fabr. Bibliot. X. Стр. 62. 34 «По произволению зли бываем вси, а не по естеству. ни оубо не мни отноуд се бытии. не бо виновно злым естество наше есть. но обычаи еже навыкноути злая обычаи. обычаи же не естествен. наоученже прочее. в произволении же зле нам водитися». Диоптра, л. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/6/obozrenie-ve...

560 Г. Рыбаков, очевидно, сообщает неточное сведение в своих воспоминаниях о преосв. Макарии, когда говорит: «в наше время академическая библиотека обогатилась даровым приобретением многочисленных древних рукописей, которые просто, говорят, валялись во главе Софийского собора в Новгороде и которые, по распоряжению новгородского и петербургского митрополита Никанора, вследствие ходатайства преосвященного Макария, из Новгорода были привезены к нам в Академию». (См. у Рыбакова Прав. Обозр. 1883 г. т. 2 стр. 647). В действительности эго случилось после Макария, именно 27 октября 1858 г., когда Св. Синод, по ходатайству м. Григория, разрешил передать новгородскую софийскую библиотеку в ведение С.-Петербургской д. Академии. См. у И. Чистовича , С.-Петербургская д. Акад. за последние 30 лет СПБ 1889 г. стр. 97. 576 См. арх. Спб-ской дух. Акад. по Внутр. Правл. за 1853 г. дело об июльских испытаниях студентов. 577 См. арх. Спб-свой дух. Авад. по Внутр. Правл. дело об июньских испытаниях 1851, 1853, 1855, 1857 гг. 580 Мы имели под руками литографированную программу чтений преосв. Макария по истории русского раскола, сохранившуюся в его бумагах. 581 См. Прав. Об. 1883 г. т 2 стр. 536–537 Даже сам проф. Ростиславов, утверждавший, что «между ректорами С.-Петербургской д. Академии его времени не легко было встретить хорошего профессора», считал преосв. Макария «почетным исключением» См. Вестн. Европы 1872 г. кн. 9 стр. 154. 583 См. Церк. Вестн. 1883 г. .N6 24. Еще будучи временным редактором «Христ. Чтен.», Макарии старался привлекать преосв. Иннокентия к участью в академическом журнале. Так, 28 января 1847 г. он писал ему: «не оставляете, ради Бота и ваших бесчисленных почитателей, наделять наше «Христ. Чтение» вашими сладостно-назидательными поучениями. Нам в частности это не бескорыстно: что греха таить»? См. Христ. Чтен. 1884 г. т. 1. стр. 804. 590 В предыдущем письме от 27 февраля 1847 года преосв. Евсевий писал А.Б. Горскому: «Вчера был у Его сиятельства г. Обер-Прокурора. Он не скрывает, как много предстоит мне трудов самых разносторонних. Самое кажется трудное и неудобоисполнимое дело – это надзор за преподаванием закона Божия в светских заведениях. И мой предместник более всего жаловался на этот труд! Но устранить от себя эту обязанность не предвижу никакой возможности. Главное, почему хотели иметь ректора епископа, это доставление авторитета благочинному законоучителей, как сказал один из виновников дела». См Твор. св.св. оо. 1886 г. кв. 2 стр. 701.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Поэтому, прибавив к нему 2520 лет, он ошибочно вывел год 1914-й. Почти 65 лет спустя, в 1942 году (уже после смерти Рутерфорда) ОСБ спохватилось, поскольку чисто математически выходил 1915 год, который никак не вписывался в закоснелую хронологию Общества. Позднее об этом досадном недоразумении в книге «Откровение – его грандиозный апогей близок!» (стр. 105) писалось: «По Божьему провидению Исследователи Библии не учли отсутствие нулевого года между двумя эрами. Позже, когда проведенные исследования показали, что 606 год до н. э. необходимо исправить на 607-й, был также исключен нулевой год, поэтому предсказание продолжало указывать на 1914 год н. э.» Этот комментарий поистине невероятен! Элементарная математическая ошибка в расчетах была допущена «по Божьему провидению»! И потом, о каких «проведенных исследованиях» может идти речь, если совершенно очевидно, что для сохранения знакового 1914 года было необходимо перенести точку отсчета на один год назад, то есть на 607 год до н. э. Так родилась очередная «безошибочная библейская дата»! Более того, любые «проведенные исследования» показали бы, что исторически расчет неверен. Персидский царь Кир завоевал Вавилон в 539 году до н. э., и с этим согласны все научные источники. Вскоре он издает указ о восстановлении Иерусалима, и Свидетели Иеговы утверждают, что это произошло в 537 году до н. э. В Библии также говорится о 70 годах плена евреев ( Иер. 29:10 ). Отсюда Свидетели Иеговы получают 607 год до н. э. (537+70) как дату начала пленения евреев, низложения последнего иудейского царя Седекии и разрушения Иерусалима (иными словами, дерево из книги Даниила, гл. 4 было срублено, и начался отсчет 2520 лет). И здесь обнаруживается подтасовка фактов. Согласно исторической хронике, Вавилон уничтожил Иерусалим в 586 году до н. э. К тому же, утверждать, что разрушение Иерусалима и 70-летнее пленение евреев – события одновременные, с единой точкой отсчета, значит применить очередные допущения. Борьба с учеными. Исходя из современных знаний в области истории и археологии, можно ответственно утверждать, что хронологические расчеты, публикуемые в литературе ОСБ, недействительны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Захват персами Вавилона в 539 г. до н.э. однозначно положил конец превосходству Вавилона над народами, которые до того самого года были его вассалами. С того года было уже невозможно «служить царю вавилонскому» в любом смысле – ни как его вассалы, ни как депортированные рабы в Вавилонии. С того года люди были вынуждены служить не вавилонскому, а персидскому царю. 70 лет того подневольного служения определённо закончились в 539 г. до н.э., но никак не позже. А теперь заметьте, что пророчество Иеремии совершенно несовместимо с той точкой зрения, что эти 70 лет относятся к периоду запустения Иуды и Иерусалима. Почему? Потому что это запустение закончилось не в 539 г. до н.э., а позднее, когда остаток ссыльных иудеев возвратился на родину, как результат указа Кира. ( Ездр.1:1; 3:1 ) [О том, что евреи вероятнее всего вернулись в 538 г. до н.э. см сноску 2 на стр. 90 главы 3 – прим. переводчика] Согласно Обществу Сторожевой Башни это произошло 2 годами после падения Вавилона, т.е. в 537 г. до н.э.. Они настаивают на том, что эти 70 лет закончились в том году. Но как Иегова мог «взыскать с царя вавилонского и с того народа… за их проступок» в 537 г. до н.э. – через 2 года после свержения этого царя с трона и падения Вавилона? Решение этой проблемы никогда не появлялось в публикациях Общества Сторожевой Башни. А-3: В какие рамки история помещает это пророчество о 70 годах. Если эти 70 лет закончились в 539 г. до н.э., то, когда же они начались? Ясно, что не в год опустошения Иерусалима, ведь промежуток от [исторически] установленной даты 587 г. до н.э. до 539 г. до н.э. составляет лишь 48 лет. Но поскольку эти 70 лет, как показано выше, относятся к периоду покорного служения Вавилону, а не к опустошению Иерусалима, то вопрос нужно сформулировать так: когда же начался период этого подневольного служения? Прежде всего важно установить тот исторический фон, на котором давалось пророчество. Как отмечалось ранее, оно было высказано за 18 лет до разрушения Иерусалима и храма, «в четвертый год Иоакима» ( Иер.25:1 ), то есть в 605 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Mcdonald. Op. cit. Pg. 66–67. 535 Павлов. Курс церковного права, издан. доц. Моск. Дух. Акад. И. М. Громогласовым. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра. Стр. 260–263. 536 Проф. И. С. Бердников . Краткий курс церковного права. Казань. 1889. Стр. 146–147. Сравн. Проф. А. С. Павлов . Курс церковного права. Троице-Сергиева Лавра. 1902. Стр. 288–289. 229–231. Сравн. Шагуна. Краткое изложение канонического права. С.-Петербург. 1872. Стр. 437. Правда и в среде наших канонистов можно указать лиц, придерживающихся той же точки зрения в решении рассматриваемого нами вопроса, какой придерживаются представители американской церкви. Таков напр. проф. Суворов, который, не взирая на свое профессорство, в данном вопросе оказывается весьма послушным учеником и компилятором протестантских богословов – своих учителей, поскольку вместе с ними признает, будто по самой организации православно-восточной церкви в этой церкви верховное главенство даже и во внутренней сфере принадлежит светской власти. Печальнее всего то, что подобное ученически-послушное следование своим учителям замечается у г. Суворова во многих местах его Учебника церковного права, свидетельствуя таким образом об ученических сведениях профессора по некоторым вопросам церковного права. См. стр. 574 и др. 537 „Епископа, читаем в 4-м правиле первого вселенского собора, поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа. Если же это затруднительно, или по стесняющим их обстоятельствам, или по дальности пути, то по крайней мере три епископа, собравшись в одно место, должны произвести избрание, впрочем так, чтобы и отсутствующие имели в нем соучастие, изъявляя свое согласие посредством грамот. Утверждение таковых действий по каждому округу должно принадлежать митрополиту» (ІІерв. всел. соб. прав. 4-е). 538 Тринадцатое правило Лаодикийского собора гласит: „общинам не дозволяется делать выбора лиц, имеющих быть поставленными во священство».... Третье правило седьмого вселенского собора гласит: „всякое избрание епископа или пресвитера или диакона, совершаемое мирскими начальниками, должно оставаться недействительным, согласно правилу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

27 Объяснения этих трав можно видеть в археологическом словаре, напечатанном в «Древностях“. Труды М. Арх. общ. М. 1885, т. X, стр. 212–215. 44 Покойный знаменитый археолог, кавалер де-Росси с несомненностью устанавливает тот любопытный для литургистов факт, что в VII веке молитва: «Боже духов“, с весьма незначительными и, можно сказать, несущественными вариантами. встречается уже, в качестве епитафий, в надгробных памятниках южного Египта. Образчиком таких епитафий он считает найденную надгробную надпись близ Каира, исследованную профессором христианской епиграфики и археологии, Едмундом Лебланом, ошибочно относившим эту молитву – надпись к 344 году (И. В. Помяловский. По поводу одной греческой христианской надписи, найденной недавно в Египте стр. 2–5). В литур гических памятниках эта молитва со своим настоящим значением становится известна нам из евхологии VIII-IX в. св. Марка Барберинонской библиотеки (J. Bunsen. Hippolitus und seino Zeit. Band. 11. Leipz. 1853. s. 537) и из евхологии 1027 года ркп. Парижск. национ. библ. ( А. Дмитриевский . Описание литургич. ркп., хранящ. в библ. нрав. Востока, т. II Ευχολγια, стр. 1012). Это последнее обстоятельство нисколько, однако же, не дает нам права вместе с проф. И. В. Помяловским, только на основании существующих вариантов в эпитафиях, предполагать, что «формула надписей древней формулы евхологична (По поводу одной греческой христианской надписи, найденной недавно в Египте, стр. 11). Несомненно, составитель епитафий брал надпись из богослужебной трактовки или из евхология, а не наоборот. Что же касается вариантов в данной заупокойной молитве, то их нужно относить, или на долю существующего разнообразия в самом тексте ее, употребляемом в различных церквах, или же на долю той свободы, с которою обращался составитель епитафии, при ее начертании на надгробной плите. Источником вариантов в данной молитве можно считать и те заупокойные молитвы, какие мы находим в указанных литургических памятниках (Εχολγ. Goar., р. 437, 434; А. Дмитриевский Ευχολγια, стр. 1112–1113).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

326 Разумеем его сочинение: De statu hodiernorum Graecorum (греч. и латинск. текст). Lipsiae, 1671. 330 Проф. Ф.А. Курганова . Устройство церкви королевства греческого, стр. 49. Слич. Икономоса. Τριακονταετηρς κκλεσιαστικ, σελ. 132. – Нужно сказать, что вышеописанным образом поступали и архиереи с подчинённым духовенством: они иногда без всякой основательной причины лишали священника или диакона, принадлежащего им сана и места; но потом опять и сейчас все восстановляли их в их достоинстве, как скоро получили денежный подарок с мнимо провинившихся. Maurer. Das Griechische Volk in offentl und kirchlich. Beziehung. B. I, 401. Heidelb., 1835. 335 Собрание мнений и отзывов митр. Филарета по делам на Востоке, стр. 158. Было бы напрасно думать, что подобные «вымогательства» имели место лишь по отношению к болгарам. По свидетельству даже грекофилов (как Леонтьев) прежние архиереи «то же самое делали и в Эпире, и Крите и других греческих странах». Леонтьева. Восток, Россия и славянство, т. I, стр. 50. 339 Карловой (псевдоним славянофила Гельфердинга). Турецкая провинция. «Вести Европы». 1870 г., июль, стр. 162. 343 Еписк. Арсения (в миру: Авксентия) Стадницкого. Гавриил Банулеско, Экзарх Молдо-влахийский, стр. 223. Кишин., 1894. 344 Валахийские монастыри и их имения преклонены были некоторым афонским монастырям, а чрез них патриарху Константинопольскому, которому подчинён Афон; патриаршему престолу города Антиохии; св. гробу Господню или точнее святогробскому братству, во главе которого стоит патр. Иерусалимский и так дал. 345 В книге о. Арсения можно читать плачевную эпопею о том, как национальные имущества, приписанные преклонённым монастырям, попали в руки греческих церковных общин. Мало сказать, что дело происходило нечисто (в особенн. стр. 199–205). 347 Даже у нас ничего такого не встречается. Правда в прошлом году, во время богослужения курского архиерея в каком-то селе, озорники пели неприличные песни, но это не более, как модное хулиганство. 358 Сам Hartmann см. «Geschichte der Metaphisik@ 1900 B. II. Указывает, как быдополняя Falkenberg’a, на то, что Вундт, кроме того, «bleibt der Sewohnheit der Naturwissenschaften true» … (S. 537)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

534 Нелепое замечание делает Баумгартен (11, стр. 278): «Быть может в этом излишке потрясания заключалось вознаграждение за вторжение добровольным назорейством в данные одному дому Аарона преимущества священнической святости». 535 Лундиус (Jud. Heiligth. стр. 169) совершенно справедливо замечает: «Мы читаем, что жены работали для скинии и дома пряли всякое тканье и сучили нитки, и их работы шли на скинию Исх.35:25; тоже утверждает и Филон (de migr. Abrah). Но чтобы жены имели в скинии известные служения, или имели в скинии или храме свои кельи и жилища, об этом мы нигде не читаем». 536 Так LXX переводят hatzboth ascher и дал. чрез: τν νηστευσασν α νστευσαν παρ τς ϑρας τς σκηνς το μαρτυρου. Вульгата: mulierum, quae excubabant in ostio tabernaculi. Онкелос: mulierum, quae veniebant, ut orarent in ostio tab. foed. Также точно и сирийский перевод и все раввины; сравн. Мюнстер и Фагий в Critt. ss. ad. h. 1. В новейшее время Генгстенберг (Beitr. III, стр. 133 и д.) возобновил этот взгляд; возражения, которые Куртц (в d. luther. Zeitschr. 1853 г. стр. 215 и д.) выставляет против него, не имеют силы опровергнуть самое дело. 537 Абен-Езра замечает на это: Mos erat omnium mulierum, ut decorarent faciem suam singulo mane in speculis aeneis aut vitreis atque ita adaptarent tiaras, quas in capitibus suis habebant, quarum et in libro Esaiae mentio fit. Nam mos Israelitarum erat sicut est mos Ismaelitarum in hunc usque diem. Et ecce in Israel mulieres erant Deum colentes, quae spreta mundi vanitate sua specula Domino sponte offerebant. Non enim illis amplius opus habebant, ut adornarent sese: sed veniebant per singulos dies ad ostium tabernaculi, ut orarent et avdierent praecepta. Et hoc est quod dicitur. 539 По раввинскому объяснению, в воспоминание того, что Моисей в 5-й день недели взошел на вершину горы Синая, а во 2-й–опять спустился. Другие объяснения можно видеть у Фабриция, Cod. pseudepigr. II, 332. 541 В Эсф.4:15 Эсфирь назначает и сама соблюдает пост трое суток днем и ночью без всякой пищи и питья. Другие примеры по Gemar. Gittin 56, 1 можно видеть у Реланда 1 с. Р. 470, где сопоставлены все готовые дни пощений, позднейших иудеев с показанием их причин (р. 475 sq). Литературу о постах у других hapoдjd можно найти у Винера, bibl. R. W. стр, 365 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010