Тохтамыш под Москвой. Иллюстрация из Летописного лицевого свода Но не стоит думать, что этими четырьмя горестными событиями ограничиваются страдания русских земель от ордынских нашествий. Помимо великих вторжений случались, и довольно часто, своего рода «рейды» малые, то есть наскоки «ограниченных контингентов» степной конницы. Конечно, они не приводили к тотальному разорению. Однако следы оставляли всё те же: головешки, трупы, слёзы вдов, следы пленников, угнанных на невольничьи базары в далеких краях... Иногда ордынцев отбивали силой оружия, как это сделал, например, Дмитрий Донской. Но чаще все-таки их появление приводило к несчастьям и потерям — отбиться не удавалось Что тут добавить? Вся Русь страшилась угрозы новых вторжений ордынцев, со страхом и гневом ожидая очередных «волн». Ни один город не смел чувствовать себя в полной безопасности. Ордынский отряд мог появиться где угодно и когда угодно. Великий ужас 1395 года Летом 1395 года на Русь опустилась тень нового нашествия. Из недр Средней Азии пришел с неисчислимым воинством завоеватель великий и свирепый, Тамерлан. На Руси его именовали Темир-Аксаком. Русь имела все основания бояться Тамерлана больше, чем прежних ордынских воителей. Недавно им был разбит на реке Терек золотоордынский хан Тохтамыш, несколькими годами ранее разгромивший столицу Московского княжества. Русь не имела сил обуздать Тохтамыша и вынуждена была покориться ему. Тамерлан же буквально разнес в щепы великое конное войско Тохтамыша, а вместе с вооруженными силами и всё государственное устройство Золотой Орды. Он был намного сильнее Тохтамыша. И теперь Тамерлан двигался на Русь. Он шел на плечах отступающих конников Тохтамыша. Русь в его глазах являлась окраинным владением смертельного врага. Ожидать милосердия и пощады от Тамерлана не приходилось. Города и сёла русские застыли в ужасе. Неужто грядет повторение Батыева нашествия?! Неужто черный год вновь пришел, и взлетят до неба черные дымы над городами, а вороньё вдоволь насытится плотью мертвецов?!

http://foma.ru/v-tot-god-na-rus-nadvigal...

Почему-то он то и дело озирался. Цветозона светилась тревожным малиновым цветом, снизу и вовсе наливаясь пурпуром; зона турбулентности, необычайно широкая, яростно бурлила, плеща яркими синими сполохами; базовая часть ее горела неровным нервным багрянцем, в котором плясали беспокойные синие искры, — ну прямо электросварка. Шли медленно, поскольку складчатый Тамерлан почему-то едва волочил лапы. Габуния фыркал в густые усы, хмурил такие же густые и черные брови, но собаку не торопил. — Ишь, нагромоздил Топоруков, — гудел он, поглядывая по сторонам. Деньги ему некуда девать! Смотреть противно… Сколько хожу, никак не привыкну… Вот мерзавец, а? Они стояли при входе в большой круглый зал. Кобальтово-синий свод украшали золотые светила зодиакальных созвездий. Под куполом, сходящимся в сияющий плафон, под тягучие звуки пижжака порхали полупрозрачные фигурки ангелов и гурий. — Ну-ка, взбодрись, — сказал Габуния, дергая поводок. Тамерлан упрямо норовил добраться языком или зубами не то до бока, не то даже до живота, должно быть, чтобы выгрызть блоху. Габуния почему-то делать этого ему не разрешал, всякий раз пресекая его попытки рывком поводка. — Я тт-тебе! Сидеть!.. Вы один? Найденов кивнул. — Ну и куда направитесь? — спросил Габуния, не сводя глаз с собаки. Могу составить компанию, если хотите. — Буду рад, — Найденов оглянулся, рассматривая разноцветные порталы. А куда надо? — Там Золотой, — махнул свободной рукой Габуния. — Тот Серебряный. Вот Бронзовый. Самый вкусный — этот, Железный. Тут попроще. По-человечески. Без особых изысков. А то, знаете… — Он осуждающе покачал головой. — Посуды наставят, а жрать нечего. Я так не люблю. По мне — пусть одна тарелка, да зато чтоб мясо горой. Я тт-т-тебе!.. Возле каждого из ресторанных входов стояли два официанта в одеяниях соответствующего цвета и мамелюкский офицер в привычной черно-синей форме, при палаше. Когда огромный складчатый Тамерлан доковылял и понуро сел, свесив мокрый язык, у порога Железного, официанты опасливо отступили. Мамелюк не дрогнул, только пуще вытянулся.

http://azbyka.ru/fiction/maskavskaya-mek...

«Во имя всемогущего Бога, – писал к нему Тамерлан, – спрашиваю, с каким намерением ты, Хан Капчакский, управляемый демоном гордости, выступаешь из своих пределов? Разве забыл ты последнюю войну, когда рука моя обратила в прах твои силы, богатства и владения? Неблагодарный! вспомни, сколь некогда оказал я тебе милостей! Еще можешь раскаяться. Хочешь ли мира? Хочешь ли войны? Избирай; мне все едино. Но самая глубина морская не скроет врага от нашей мести». Тохтамыш хотел войны и расположился станом на берегу Терека: ибо Монарх Чагатайский был уже в Дербенте. Между Тереком и Курою, близ нынешнего Екатеринограда, произошло славное в восточных летописях кровопролитие. Потомки Чингисхановы сражались между собою в ужасном остервенении злобы и гибли тьмами. Правое крыло и средина войска Тамерланова замешались; но сей свирепый Герой, рожденный быть счастливым, умел твердостию исторгнуть победу из рук Тохтамышевых: окруженный врагами, изломав копие свое, уже не имея ни одной стрелы в колчане, хладнокровно давал вождям повеление сломить густые толпы неприятельские. Стрелки его, чтобы остаться неподвижными, целыми рядами бросались на колена, и левое крыло шло вперед. Еще Хан Золотой Орды мог бы новым усилием решить битву в свою пользу; но прежде времени ослабев духом, бежал. Тамерлан гнался за ним до Волги, где, объявив Койричака Аглена, сына Урусова, Властителем Орды Капчакской, надел на него венец Царский. Сии удары, нанесенные Моголами Моголам, изнурили силы Волжских и долженствовали веселить Россиян мыслию о близкой счастливой свободе отечества. Надеялись, что Тамерлан, сокрушив неприятеля, вторично отступит к границам своей Империи, и что внутренние междоусобия Орды Капчакской довершат его гибель. Но грозный завоеватель Востока вслед за бегущим Тохтамышем устремился к Северу; перешел Волгу, степи Саратовские и, вступив в наши юго-восточные пределы, взял Елец, где господствовал Князь Феодор, отрасль Карачевских Владетелей и данник Олега Рязанского. Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

— Во Владимир?! Да ты что, владыко? Что ж это за приказ такой великокняжеский? — Из Владимира икону брать Царицы Небесной и нести ее сюда пешком крестным ходом. По Руси пост и молитва до прихода Ее сюда, до сретенья Ее здесь. Встречать ее я с народом буду. — Эх, сказал бы я тебе, владыко, окромя сана!.. Повредились вы все тут что ли с горя? Ты небось на это его подбил?! — Ошибаешься. Это он меня. Дай Бог и дальше так подбивать. — Да не иконы надо носить, а из Москвы имущество, сокровища вывозить! С каким народом кого ты будешь встречать?! С бабами московскими и стариками? Они раньше Тамерлана встретят, его пики, сабли и копыта его коней! Семьи надо вывозить!.. — Нет, князь, Данила, бегства из Москвы не будет. Все останутся здесь. — Что, так хочется геройски быть растоптанными конями Тамерлана? — Нет, князь Данило. Всей Москвой молиться будем Царице Небесной, уже начали. Присоединяйся. Только в пути своем во Владимир. А сокровища и баб вывозить? Да далеко ли их увезешь от коней Тамерлана. Да и войско имеем. — Ха-ха-ха, войско,.. прости владыко, грех такой смех, ни и то, что собрано, грех войском называть. Ну, сама дружина-ладно, эти хоть секиру держать умеют, да знают, что натягивать надо тетиву, а не древко, а уж работники-ополченцы… на коня как на печку залезают, копье как удочку держат, а щит как вон вахлак елецкий икону свою, вон к пузу прижимает. — А он между причем, вахлак-то елецкий, двоих тамерлановых чудищ убил-победил. А ну как у ратников-ополченцев удесятерится сила? — Да с чего, владыко? — С того, Данила. Эх, слишком долго ты с иноземцами попереговорничал, как говорит вахлак елецкий. С Молитвы, Данило, с молитвы,.. — взял митрополит Данилу за плечи, крепко взял и к себе придвинул. Давно ничьих рук вот так не ощущал князь Данила, и никто никогда вот так не смотрел на него, как сейчас митрополит смотрит, и вообще не помнит, что бы митрополит вот так смотрел на кого-нибудь, тяжек, взыскующ, горек был взгляд митрополита, но одновременно как-то заботлив и просветлен. И еще казалось: вот-вот заплачет митрополит Киприан.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

Особенную слабость имел этот завоеватель к пирамидам из человеческих голов: при взятии города обыкновенно каждый солдат должен был доставить вражескую голову; в Багдаде он устроил пирамиду из 80000 человеческих черепов. Такая жестокость и опустошения конечно могли повредить процветанию, по крайней мере внешнему, христианской религии, но едва ли бы совершенно уничтожили ее, если бы они падали равно на всех подвергавшихся столкновениям с тамерлановыми войсками, если бы Тамерлан равно терпимо или нетерпимо относился ко всем религиям. Действительно большая часть великих завоевателей равнодушно относились к религии и свои религиозные убеждения сообразовали с политическими планами, не будучи ни особенными приверженцами ни особенными врагами какой бы то ни было религии. Будучи оффициальными исповедниками какой-либо одной религии, они однако не гнали других и даже старались заискивать расположения у всех. Чингис-хан принадлежал именно к такого рода людям. Таков же был в душе и Тамерлан, особенно на первых порах. В первое время своих завоеваний он не делал никакого различия между религиями: он разделял людей только на два класса: покорных и непокорных. Первые должны были убивать, а последние подставлять под мечи свои головы. Были даже авторы между христианами, которые и в последующих действиях Тимура не видели ничего враждебного для христианства и даже восхваляли его дружественные отношения к христианам. Так иезуит Катру 207 утверждает, что Тимур «знал христианскую религию, любил ее, покровительствовал ей всегда, хотя и не исповедывал ее никогда» – отзыв слишком неосновательный, и может быть объяснен разве только в том смысле, что Тамерлан был врагом османских турок, ближайших в Европе мухаммедан. Но если он был врагом мухаммедан турок, то отсюда не следует, чтобы он был врагом вообще мухаммедан и другом христиан. Враждебные отношения Тимура к туркам легко объясняются его завоевательными стремлениями и тем, что он принадлежал к другой мухаммеданской секте, – шиитской, тогда как турки – сунниты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

252 У Вгд. полнее и, несколько, иначе: «Тоже (поддались) многие Кэреи Тумянь тубегань, Олуань и Дунха». Эти роды принадлежали Ван ханю. 253 Гурхан: не собственное имя, а титул. Это название будет встречаться и после, в смысле владетельного лица. Известно, что Тамерлан величал себя Гурханом, а в Китайской истории (династии Мин, в отделении Сыи) сообщается, на основании слухов, что Тамерлан считал себя фума, зятем, или свойственником Китайского двора. Основываясь на этом, Клапрот заключил, что Гурхан есть не что иное, как фума. Действительно, в тоническом тексте Ючмш., как видно по выписке Вгд., которая будет приведена в своем месте, зятья Чингисханова дома называются общим именем Гулегянь (Гурегянь) что довольно близко к слову Гурхан; это могут решить Монголисты. Гурханы Уйгурский и Харакитайский могли носить это название, имея родственные связи с Китайским двором. Надобно заметить, что в Китае родство с царствующим домом – двоякое: фума, зять, и го цзю, тот, из дома которого берут девиц в замужество для государя (тесть). В Монголии такого различия, в строгом смысле, не было; род Хунгира доставлял девиц в дом Чингисхана и брал из него к себе жен. Был ли дядя Ван ханя – фумою Китайского двора, на это нет указаний. 254 Хашин: название, переделанное Монголами из Хэ си. Хэ си, называемое иначе – Си ся, было Тангутское владение, в северо-западной части Китая. Хэ си – значит «запад реки»; так называлось Си ся потому, что лежало на запад от поворота Желтой Реки на север. Си ся, западное ся, иначе – Да ся, или великое ся, было названием, более употребительным в Китае; владетели этой страны назвали свое владение Ся, в воспоминание древнего государя Юй, который, по преданию, много трудился в этой стране над проведением Желтой Реки и основал династию Ся. Владетели Си ся были из племени Дан хян, из этого слова, вероятно, и образовалось племенное название Тангу, во множественном числе Тангут. Страна заселена была, преимущественно, Китайцами, и частью, Уйгурами и родами Фань, которых надобно отличать от Дан хян, господствовавшего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Пятого июня чеченцы с ножами и травматическими пистолетами напали на двух футбольных фанатов в центре Москвы, возле торгового центра «Европейский». Один из пострадавших попал в реанимацию: четыре ножевых ранения, задеты почка, легкое, повреждены артерия и подмышечный нерв. Затем полицейские должны были доставить на допрос из общежития двух возможных участников событий, но закончилось все массовой дракой блюстителей порядка с чеченскими студентами. Да ничего страшного! «Инцидент у торгового центра «Европейский» - это обыкновенная бытовая драка, однако случившееся в некоторых СМИ представляют как межэтническое столкновение», - уверяет заместитель председателя Московского союза студенческих землячеств Азамат Минцаев. Месяцем раньше - на том же самом месте, у «Европейского»! - жена и сын заместителя полпреда Чеченской республики при президенте России Тамерлана Мингаева спровоцировали драку с активистами движения «СтопХам»: те расклеивали стикеры «Мне плевать на всех. Я паркуюсь, где хочу» на оставленные в неположенном месте автомобили. «Ноги тебе вырвут с корнями, будешь на руках ползать», - пообещала супруга полпреда активисту движения. Рамзан Кадыров уволил Тамерлана Мингаева с должности заместителя полпреда - за «некорректное поведение» его супруги. А месяцем позже предложил ввести в стране единый образец автомобильных номеров. «Когда наши граждане пересекают границы субъектов Северного Кавказа, они сталкиваются с трудностями на постах ГИБДД, - пояснил он. - Пассажирам порой приходится выходить из транспорта, проходить утомительные процедуры регистрации, длительное время стоять в очередях». Но, замечу сразу, трудностей в передвижении по Первопрестольной у водителей с индексами регионов Северного Кавказа на номерных знаках не возникает, поверьте. Кажется, им вообще всегда дают «зеленую улицу». Самолично видел: не так давно по правительственной трассе, Новому Арбату, шустро шел черный джип «Гелендваген», у которого вместо номерного знака сзади была привинчена табличка с гордым именем «УМАР» - прописными буквами, и указан индекс Дагестана, «05».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Заключение. Дополнительные замечания посвящены полемике с тезисами Ньюмана. Наилучшими переводами сирского памятника могут считаться: Латинский Кирхера в его China illustrata, помещенный также у Лаврентия Мосгейма в его Historia-Tartarorum ecclesiastica 1741 г. в двух столбцах, в одном interpretatio и в другом paraphrasis; Английский Бриджмана напечатанный в Chinese Repository vol. XIV и у Вильямса в его The Middle Kingdom vol. II, ch. XIX; самый же лучший и последний – Потье, с которого нами особо предлагается русский новейший перевод, имеющий разность со сделанным в свое время и значительно устаревшим по языку А. Леонтьевского в его издании 1784 г. «Проповедь о Христе Спасителе в Китайском царстве». Довольно дельная критическая заметка о переводах и некоторых деталях надписи сирско-китайской того же памятника сделана членом Русской Миссии иер. Цветковым в т. изд. трудов означенной миссии. Французский перевод надписи несторианской у Гука в его le Christianisme en Chine (T. I, Paris 1887) по замечаниям Потье имеет весьма много несообразностей и совершенно превратное понимание китайского текста. В отношении древнего периода христианства в Китае несомненно ценен труд Мосгейма «Historia Tartarorum Ecclesiastica», 1741 г. К сжато составленному и строго обработанному тексту приложена самая капитальная часть разных памятников; из вещественных – Таблицы сиро-халдейских христиан с переводом надписи на латинском же языке (по Кирхеру), из письменных памятников девяносто девять приходится на долю разных писем и актов государственного, церковного и частного значения. Приложена карта Азии и алфавитный указатель предметов сочинения. – В главе I-й собраны факты за время до Чингиз-хана; в гл. II-й события в Татарии от Чингиз-хана до Тамерлана (6644); в гл. III-й состоящей из 667 сведений с Тамерлана до времен позднейших. Нет сомнения, что церковная история на Востоке и в частности в Китае, с времен древних до новейших, предмет чрезвычайной важности и интереса; материал накопился громадный, но вполне систематической научной разработки еще нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Сами по себе титулы говорят о том, что под властью Тохтамыша находились два народа европейского вида: половцы и татары, как привилегированные этносы в сравнении с другими степными скотоводами. Поэтому только противостоянием между «низами» «степной империи» и ее «желто-золотыми верхами» и можно объяснить ожесточенную войну между Тамерланом и Тохтамышем в период с 1391 по 1395 гг., которая по силе разрушения была, пожалуй, такой же, как в свое время нашествие Батыя на Русь. Таким образом, разгром Тамерланом орд Тохтамыша означал поражение в степи «бледнолицых» саков, распад Золотой Орды и поиск степной элитой выхода из создавшегося положения. Татарские мурзы вместе с семьями и своими боевыми отрядами буквально сотнями переходили на службу к Великому князю Московскому. Л. Н. Гумилёв утверждал, что 300 древних русских дворянских, 92 княжеских, 50 боярских, 13 графских родов вели своё начало от татар . Но перейдя на службу к Московским князьям, татарские мурзы и их потомки утвердили на русской земле огромный набор своих «прав» вплоть до покупки и продажи крепостных вне их желания. Ну, а многоженство для многих потомков мурз заменило бесправие русских крестьянок перед своими помещиками. Но переходили на службу к русским царям не только татарские мурзы, но и потомки массагетов, в частности по причине раздробленности немецких земель. Так, например, в истории России было триста военных и гражданских губернаторов, вице - и генерал-губернаторов и наместников немецкого происхождения, не считая воевод допетровского периода. Из 12 министров финансов до конца XIX века пять было немцами. Младший научный сотрудник музея Андрея Рублева Александр Андреевич Меленберг сообщает в книге: «Немцы в российской армии накануне и в период первой мировой войны 1914-1918», что 15% носивших погоны высших чинов российской армии являлись немцами (то есть каждый шестой-седьмой военачальник). Так было в стране, в которой немцы составляли 1,2% от всего населения. До отмены крепостного права и немцы активно покупали и продавали крепостных, утверждая отличные от сарматского обычаи внутри русского общества.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/26/...

В Татарстане отец с сыном-второклассником без воды спасли деревню от пожара (видео) 20 апреля, 2023. Новостная служба Они издалека заметили дым и поехали проверить, что происходит 20 апреля. ПРАВМИР. Наиль Зарипов вместе со своим сыном Тамерланом заметили, что неподалеку от соседней деревни Малый Битаман загорелась сухая трава. Огонь мог перекинуться на лес и на жилые дома, поэтому Наиль вызвал пожарных и бросился тушить огонь, пишет «Комсомольская правда». «Я вместе с женой и детьми был дома. Увидели столб дыма над лесом. Сразу сели в машину и поехали к месту пожара. Между лесом и деревней горел сухостой. Мы с моим сыном Тамерланом сразу стали тушить «бегущий» огонь, чтобы не дать ему добраться до леса и домов, — рассказывает Наиль Зарипов Поскольку источника воды поблизости не было, Наиль нашел старые доски и стал вместе с сыном сбивать ими огонь.  По словам мужчины, никто из местных жителей не пришел им на помощь — все просто стояли и смотрели. К счастью, вскоре на помощах Наилю и Тамерлану прибыл дежурный караул противопожарной службы. К тому времени трава горела на площади 100 квадратных метров, огонь удалось быстро потушить. По словам работников МЧС причиной возгорания стало неосторожное обращение с огнем. Если бы Наиль вовремя не заметил дым, пламя могло легко перекинуться на лес и жилые дома на окраине деревни. Напомним, что в Татарстане, как и в нескольких других регионах РФ, сейчас действует особый противопожарный режим. Посещение лесов ограничено, пал сухой травы запрещен. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 марта, 2024 14 марта, 2024 14 марта, 2024 7 марта, 2024 1 марта, 2024 27 февраля, 2024 26 февраля, 2024 24 февраля, 2024 21 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-tatarstane-otecz-s-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010