Пункт 6. Филадельфия Церковь Филадельфии пережила практически все общины Малой Азии. По выражению писателя XIX века, побывавшего здесь, этот небольшой христианский городок, как последняя сторожевая башня, уединённо стоял среди магометанских областей. Когда вся Малая Азия была покорена оттоманами, у Византии оставалась здесь лишь одна последняя твердыня. «Потеряв Эфес, христиане оплакали первый погасший светильник, упоминаемый в Апокалипсисе. Там разрушение было всеобщее; капище Артемиды и храм Пресвятой Девы погреблись под развалинами. Цирк и три театра Лаодикии сделались логовищем шакалов и волков, Сардис сделался ничтожной деревушкой, в Пергаме и Фиатире видны только одни мечети вместо памятников; а Смирна обязана своим народонаселением только чужеземной торговле франков и армян. Одна Филадельфия спаслась чрез свою твёрдость. Отдалённая от моря, забытая византийскими императорами... Её сограждане защищали свою веру и свободу в продолжение почти целого столетия и исторгли от кичливейшего из всех оттоманов достославную капитуляцию. После разрушения греческих колоний и церквей азийских осталась только одна Филадельфия, подобно столпу среди развалин». Так пишет о Филадельфии Эдвард Гиббон, английский исследователь «предсмертного» периода Римской Империи. Действительно, город шестой Церкви Апокалипсиса, получившей от Христа столь воодушевляющие слова ободрения и обетования победы, на протяжении своей долгой истории часто оказывался в роли последнего «бастиона» всего края. А греческая православная община Филадельфии — та самая Церковь Филадельфийская, — оставаясь второй по численности в Малой Азии после Смирны, существовала здесь вплоть до начала ХХ века. Ни Баязид, ни Тамерлан, превращавшие в прах все города на своём пути, не смогли растоптать Филадельфию. После героического сопротивления город бывал захвачен, но не разрушен. Здесь во время нашествия Тамерлана укрывались и сардийские христиане со своим епископом, и еврейская община Сард. Некоторые исследователи проводят параллель между этим фактом и словами обетования филадельфийской общине: Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (Откр. 3, 9).

http://pravoslavie.ru/67770.html

Следует еще сказать, что помнить что-либо в течение длительного времени – непростая задача для человека, ибо ему по природе свойственно изменение, забвение и непостоянство. Чтобы помнить долго, необходимы труд, усилие, бодрствование.  «если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя…» – кажется, сардийские христиане не вняли предостережению Божию. Из истории известно, что во времена Юлиана Отступника многие из них легко возвратились к язычеству. Впоследствии город пришел в совершенный упадок и окончательно был  разрушен Тамерланом в 1402 году. Сейчас на его месте лишь развалины и неподалеку – небольшой турецкий городок.  4 Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.  Несмотря на уклонение большинства от христианского пути, в Сардийской церкви сохранялся малый остаток праведников и подвижников, не отступивших от Бога и не осквернивших своих одежд грехом.  5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.  6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. «белые одежды» – означают победу, оправдание, спасение, прославление. См. также комм. на 2, 17. «и не изглажу имени его из книги жизни» – Господь не сказал: «Напишу в книге жизни», но: «Не изглажу», потому что христиане уже вписаны в книгу жизни при своем Крещении. 32 32 Об этом молится священник при совершении таинства.   Недостойных, однако, Христос может изгладить из этой книги.   «исповедаю имя его пред Отцем Моим» – подобное Господь говорит и в Евангелии (Мф. 10, 32). «имеющий ухо да слышит» – см. комм. на 2, 7. Как период истории Сардийская церковь предположительно соответствует Новому времени. Показанное на примере сардийцев несоответствие между благочестивой внешностью и реальной жизнью христиан было в эту эпоху очень ярко выражено, о чем имеются многочисленные свидетельства духоносных людей XVIII – XIX вв. Например, в письмах святителя Игнатия Брянчанинова читаем следующее: «В религиозном отношении наше время очень трудно: разнообразное отступничество от православной веры приняло обширный размер и начало действовать с необыкновенною энергиею и свободою». И еще: «Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати… Милосердие Бога длит и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления». При всем при том общество Нового времени старалось сохранять благочестивую внешность и продолжало в силу инерции считать себя христианским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Успенский собор Московского Кремля за XIV-XV века однозначно утвердился как кафедральный для всей Руси. За этот же период Москва определилась как духовный, церковно-административный центр новообразующегося общерусского государства, как место проведения Русских Поместных Церковных Соборов, место хиротонии и поставления во Епископы большинства епархиальных Святителю Петру, Московскому Чудотворцу, русское церковное предание усваивает первое, наиболее древнее наречение Москвы Новым Иерусалимом. Святитель Петр пророчествовал: «яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северня, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания мipy Для строящегося Успенского собора Московского Кремля Святитель Петр собственноручно создал список иконы Божией Матери «Владимирская». Апостольский образ «Владимирской» на время создания списка торжественно доставляли в Москву. Вероятнее всего, именно Иерусалимское, Апостольское происхождение иконы Божией Матери «Владимирская» как Первопрестола Церкви Христовой послужило поводом для этого мистического деяния Святителя Петра, предвидевшего в Москве достоинство Второго - Нового Иерусалима, места снисхождения апокалипсического Небесного Иерусалима на землю: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2-3). Владимирская Божия Матерь почиталась Великими Князьями, Царями, воинством и простым народом именно как Заступница, Защитница Москвы и всея Руси, в XIV-XV столетиях ее неоднократно доставляли из Владимира в Москву в связи с различными внешними угрозами. Так в 1395 году «Владимирская» была доставлена во время нашествия Тамерлана, который после страшного ночного видения ему грозной Царицы Небесной отказался от взятия Москвы. Знаменательно и то, что в Утвержденной грамоте Московского Собора 1598 года в кратких характеристиках Великих Княжений, в которых, по моему наблюдению, в частности последовательно отображается историческое накопление державных регалий, Великое Княжение Василия I Димитриевича Московского характеризуется так: «По великомъ Государе Дмumpie Ивановиче Донскомъ, bocnpiuмъ въ coдepжahie хоругви великаго Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй Василей Дмитреевичъ, и добродетельнаго ради его жumiя прослави его Богъ, а Рускую землю все npabocлabie помилова отъ haxoжehiя безбожнаго Темираксака, npuшecmbieмъ чюдотворнаго образа пречистыя своея Матери, его же богогласный Лука

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Христианские богословы видят в этом пророчество Даниила о Христе, подтвержденное потом видением самому пророку: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий… И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится  (Дан 7:13–14). А перед падением Вавилона Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» о скорой гибели самого царя и его царства, появившееся на стене дворца во время пира, когда Валтасар велел принести золотые сосуды из Иерусалимского храма и поил из них вином своих наложниц (Дан 5:5–28). Даниил объяснил, что «мене» означает исчислил Бог твое царствование и положил конец ему ; текел —   ты взвешен на весах и найден слишком легким ; перес —   разделено царство твое и дано Мидянам и Персам  (Дан 5:26–28). В туже ночь персы захватили Вавилонскую империю и убили Валтасара. Праведники в печи. Книжная миниатюра Позже пророк с помощью архангела Гавриила вычислил срок в семьдесят седьмин  (Дан 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии. А в царствование Кира Даниил показал ему пророчество о нем Исаии, чем сподвиг царя освободить евреев из плена и начать восстанавливать Иерусалимский храм. «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до100 лет) и был похоронен в городе Сузы на юге Ирана. Впрочем, еврейский писатель I века Иосиф сообщил, что тело пророка лежало в башне в Экбатане в Парфии рядом с телами царей. По другим версиям его гробница находится либо в Киркуке, либо в Самарканде — считается, что останки святого привез туда Тамерлан, — а рядом растет 500-летнее фисташковое дерево, которое совсем было засохло, но в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Пещное действо. Н. Рерих, 1905 А вот иудейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот разговаривал не напрямую с Богом, а с «ангелами Господними».

http://foma.ru/prjamo-v-hrame-stavjat-pe...

– «Я объединю все страны мира в «Союз нерушимый республик свободных»; то есть в единое коммунистическое человечество. И что пред этим жалкие попытки Александра о создании греко-македонской державы от Египта до Индии или захватнические походы монголов во главе с Чингисханом и Тамерланом?!». – «Я написал Четвертую главу (вошедшую в «Краткий курс ВКП(б)»), излагающую суть моей философии; так что теперь (во избежание преступного инакомыслия) нет надобности изучать по первоисточникам ни древнюю, ни новую философию. Отныне никто и в руки не посмеет брать философских творений Платона или Гегеля... Свое мировоззрение – по мне! – пусть формируют люди!» – «Я поистине гениальный победитель народов; ибо мною на островах Архипелага ГУЛАГа захоронено около ста миллионов врагов народа. И пигмеями ничтожными выглядят предо мною такие завоеватели, как Наполеон, с миллионом погибших в сражениях воинов, и даже Гитлер, погубивший около одиннадцати миллионов людей» 217 . – «Я объективно должен засвидетельствовать, что во всех областях науки и культуры, с древнейших времен до наших дней, нет такой знаменитости, которую бы я не превзошел. В истории мира не было человека, подобного мне; имя мое – составлялось из самолетов и проносилось в поднебесье над миллионами кричащих: «Да здравствует Сталин!» И в потрясающем успехе «надменного сердца», властитель продолжал: «Силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатства народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул» ( Ис.10:12, 13–14 ). – Я ныне, в память о себе, как создателе коммунистического рая на земле сооружаю грандиозную во всех отношениях столицу мира. И что пред нею бесформенная груда камней, оставшаяся от Вавилона древнего и от Навухудоносорова Вавилона?! И что ныне разваливающаяся пирамида Хуфу?! Или Великая Китайская Стена, никого ни от кого ныне не защищающая?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Обещал, что стравит двух мелких ханов меж собой на потеху повелителя вселенной, что и сделал с успехом. Хохоча, Тамерлан наблюдал побоище двух несчастных войск друг против друга, кончившихся полным истреблением друга друга. Никогда так не хохотал Тамерлан ни до ни после, наблюдая неуклюжее единоборство дерущихся друг против друга скотоводов, дерущихся не пойми за что, за хохот Тамерлана над ними. Так и прилип с тех пор Огрызок к Тамерланову войску, время от времени веселя повелителя вселенной какой-нибудь уникальной свой выходкой, размер подлости которой даже Хаима заставлял головой покачивать и смеяться: ну, Огрызок, спорить готов, что нет больше такого подлеца (на кол сяду добровольно, коли найдется) в той вселенной, которая уже завоевана… — Так ты сказал, Огрызок, что не пойдешь со мной в Москву? Или я ослышался? — Тамерлан подходил к Огрызку мягкой, демостративно полукрадущейся походкой. Для кого бы-то ни было, к кому вот так шлет Тамерлан это означало только одно — стопроцентную смерть от тамерланового меча, рукоятку которого он всегда сжимал правой рукой, когда вот так подходил к своей жертве. — Значит ты, ты ог-ры-зок, ты огрызок даже для последней вши моей шкуры, на которой я сплю, и, вот ты — со мной, ха-ха-ха, не идешь на Москву. Ай, какая угроза! Ха-ха-ха. — Свита и военачальники грохнули ответным хохотом, большинство свиты вымученно-поподобострастно, военачальники искренно-весело. — Хаим, ты видишь, его, ты слышишь его, этого Огрызка, он со мной не идет на беззащитный город, в котором одном богатства как в трех Персиях. Ай, какое горе, что будем делать, Хаим? Сколько раз его сжигали, Хаим? — Я не считал, повелитель. Но огонь от тебя должен быть последним огнем этого города. Резко обернулся Тамерлан на Хаима, не спел Хаим огородиться подобострастной улыбчивой маской, зло, растерянно и устало глядел на повелителя Хаим. И понял Тамерлан: вне всякого сомнения тоже голос мучил Хаима. «…видишь ли ты Меня, слышишь ли?..» — Видишь ли ты меня, Огрызок! Слышишь ли?! Тамерлан рывком перевел свой испепеляющий взгляд снова на Огрызка.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

Тамерлану ждать нельзя: пока готовились к МРТ, пошли метастазы Нужна срочная операция на спинном мозге 18 мая, 2018 Нужна срочная операция на спинном мозге Тамерлану было три дня, когда ему провели операцию. Доброкачественную опухоль удалили, малыша с мамой выписали домой. Но через месяц все изменилось… Врач сказал, что боль в животике – обычное дело Они сидят втроем. Оркен, его черноглазая жена Аяулы и круглолицый малыш Тамерлан – завоеватель их сердец. – Может, ты расскажешь? – говорит Оркен. Аяулы смущается и, слегка наклонив голову, тихо отвечает: – Лучше ты сам. Малыш Тамерлан молчит, надув губы, будто еще раздумывает – заплакать или нет. Потом обнимает маму и закрывает глаза. И Оркен начинает рассказывать. Что они живут в Казахстане, в городе Алма-Ата. Что Тамерлан их первенец, что беременность у Аяулы протекала прекрасно: и УЗИ, и анализы показывали, что все хорошо, никаких патологий. А когда Тамерлан родился, оказалось, что у него тератома в крестцово-копчиковой области – доброкачественная опухоль. Тамерлану было три дня, когда ему провели операцию. Опухоль удалили, малыша с мамой выписали домой. Когда Тамерлану исполнился месяц, у него начались запоры и проблемы с мочеиспусканием. И они снова забеспокоились, побежали с малышом к врачу. Но врач сказал, что для младенцев боли в животике – обычное дело. И назначил слабительное. Но вскоре Тамерлан уже не мог спать от боли, а живот стал твердым, как камень. Они привезли сына в больницу, где пять дней Тамерлану ставили клизмы, а потом наконец сделали ультразвуковое исследование органов малого таза. Оказалось, что у Тамерлана огромная опухоль, которая сдавила мочевой пузырь и оттеснила прямую кишку. И опухоль уже злокачественная. Реакция на бананы или шоколад Оркен рассказывает, что Тамерлану провели три курса химиотерапии. И у него начали выпадать волосики – первый, еще младенческий нежный пушок, которым они с женой так гордились и смеялись, укладывая его в «прическу». Что Тамерлана рвало любой едой. Они тогда только начали вводить прикорм, и старались, и выбирали самое лучшее, а Тамерлан плакал от голода, но не мог ничего проглотить и усвоить.

http://pravmir.ru/tamerlanu-zhdat-nelzya...

287. Нечто об «унынии» Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми. Газеты твердят, что надо поддерживать бодрое настроение в народных массах, а одна позволила себе даже высказать осуждение посланию Святейшего Синода о посте и молитве на 26–29 августа. Это послание, по мнению газеты, вызывает будто бы чувство уныния в то время, когда «все от мала до велика бодро смотрят вперед и одухотворены одной идеей: победить врага во что бы то ни стало». Автор забывает, что даже и в обычных житейских делах, по слову Божию, аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс. 126:1 ): тем паче спасение государства не столько в наших руках, сколько в Божием милосердии. А это милосердие надо привлечь покаянием во грехах и делами добрыми. К сему и призывает Святейший Синод. Уныние, как я сказал в прошлой своей статье, есть порождение гордыни, а наш народ сердцем смиренен, и примет с любовью призыв власти церковной, и найдет в покаянной молитве и посте новые силы в борьбе с врагом. Автор упрекает, что Святейший Синод «не нашел в русской истории ни одного примера для своего послания, кроме нашествия Тамерлана, закончившегося разгромом тогдашней разъединенной России». Удивляюсь его невежеству в истории: не смешал ли он нашествие Тамерлана с нашествием Батыя? Тогда да будет ему стыдно! Никакого «разгрома» от Тамерлана Россия не испытала, – напротив: вот что говорит история. Несметные, необоримые полчища страшного Тамерлана, точно мрачные тучи, покрывали окрестности города Ельца в ночь на 26 августа. Сам грозный «владыка мира» покоился в великолепной ставке своей. Бессменно, не сморгнув глазом, князья и ханы Азии окружали ставку, охраняя сон грозного повелителя. Но ему нет сна от страшных видений. Видится ему высокая гора и на ней дивные старцы с жезлами в руках, грозящие ему. Необъятный свод небесный над горой. Свет ярче солнечных лучей. И в свете том Дивная Царица, в багряных ризах, сияющая паче солнца молниезрачными лучами. А в лучезарной выси небесной – бесчисленные воинства, готовые устремиться по первому мановению Царицы. Но Царица спокойно молится, простирая руки горе. Вдруг, грозно взглянув на Тамерлана, Царица повелевает тьмочисленным воинствам обрушиться на него. Отчаянный крик раздается в царской ставке. Вбежавшие вельможи находят своего владыку в таком виде, в каком никогда не видали. Бестрепетный при виде смерти в боях, он теперь дрожал и стонал в полном изнеможении. Наутро свирепый завоеватель повелевает войскам неожиданно сниматься и быстро отступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

— Вижу, Тамерлан, слышу. Очень хорошо тебя слышу, Железный Хромец. Лучше, чем ты слышишь Ее, …ты очень живописно обрисовал Ее, спасибо тебе за это… Она похожа на ту, на доску нарисованную, на которую плевал твой Великий визирь, на которую не плюнул тот пленник из-за чего ты, якобы и идешь покорять эту страну?.. Не сверкай глазами, отвечай, по-ве-литель. Похожа?! — Как две капли воды. — Не узнал своего голоса Тамерлан. И никто из окружающих не узнал, аж вздрогнули все разом военоначальники великого полководца. Великий завоеватель, будто кукла заведенная, отвечает быстро-быстро (и слюну сглатывая!) И не кому-нибудь, Огрызку!.. — «как две капли воды…» И вперяется взглядом владыко вселенной в поганого Огрызка, будто впервые видит, будто нашел чего-то в его шутовском облике, нечто такое, что вот так вот перекорежило его всего. А и то, — военачальники сейчас, глянув на Огрызка и впрямь не узнавали его, никогда так не смотрел Огрызок, а тем более на кого?! — на владыку мира, да и вообще!.. никто ведь никогда веди и не видел взгляда Огрызка, потому что не было его, взгляда, потому что никогда никому не смотрел в глаза законченный подонок Огрызок, всегда его глазки бегали. И вот, не мигая, уверенно стоя, глядит прямо в испепеляющие глаза своего повелителя. — Не пялься на меня так, Тамерлан, и не зови меня больше Огрызком, спасибо тебе, ты возвращаешь мне имя. — И как же теперь тебя величать? — Не надо меня никак величать, обойдемся. Она найдет как меня поминать, а я не знаю, не помню. Но я больше не Огрызок. — Так кто же ты? — рявкнул Тамерлан. И тут же будто опомнился, головой туда-сюда забодал-закачал, да что же это происходит, с кем я говорю… — Со мной, — тихо сказал бывший огрызок, так сказал, что будто морозом страшным, мгновенным, прошлось по нутру Тамерланову, и внутренний голос угадал «со мной»… Да кто ты вообще… — Меня слушай Тамерлан, а не великого визиря, уходи, Она — не шутит. — А может не было Ее, Огрызок, а? Великий визирь вон так и говорит. — Он врет. — Он никогда не врет.

http://azbyka.ru/fiction/tatjana-blohin/

И, ожидая ответа, снова обеспокоенно оглянулся. — Что? — По-гром, — отдуваясь, раздельно сказал Габуния. — Настоящий погром, со странным удовольствием повторил он. — В натуре! — Со звоном поставил кубок и утер усы, победительно глядя на собеседника. — И что же получается? Все зря? — Он посмотрел на Тамерлана и неодобрительно покачал головой. Тот моргнул и отвернулся, заскулив. — Помните, как было двадцать лет назад? Да ну… вы молодой, не помните. (Найденов хотел было возразить, однако Габуния повысил голос). Ликование! Перспективы! Наконец-то мир! Великое Слияние завершилось! Несчастья позади! Ура! — мы наконец-то уяснили: Бог един! Турок ты, грек, араб, православный, буддист, мусульманин — неважно! Верь, если верится! Молись! Живи!.. — Габуния опять в сердцах лязгнул кубком. — И что? Все как двадцать лет назад: погром. Снова громят. Снова кровь. Теперь из-за бабок. А почему? А потому что такие мерзавцы, как Цезарь Топоруков, готовые за свои проклятые… В это мгновение Тамерлан хрипло зарычал и принялся ни с того ни с сего яростно дергать медвежьей своей головой. Торшер затрясся. — Э! э! Ты чего! Я тт-тебе! Привстав, Габуния потянулся к ошейнику. Раздался опасный рык, и он, бранясь, отшатнулся. Стул с грохотом упал. Тамерлан мощно мотнул башкой. Поводок выдержал. Тогда пес с железным скрежетом сомкнул на нем зубы. — Ах ты, гнида! — крикнул Габуния и повалился на собаку сверху. Теперь они возились на полу: примирительно урча, Тамерлан ворочался, норовя изогнуться и лизнуть себя в брюхо. Габуния, суча ногами по скользкому полу и также урча, пыхтел и усиливался, стараясь ему этого не позволить. — Сука! — повторял он сквозь хриплые задыхания. — Ах ты сука! Тамерлан встряхнулся, и Габуния отлетел на полметра в сторону. От дверей спешили два мамелюка. Еще один торопился со стороны кухни. — Я тт-тебе! — заревел Габуния в прыжке. Взвизгнула женщина. Тамерлан рявкнул — Габуния снова отлетел. Глухо скуля, пес яростно рвал зубами складки шкуры на животе. Найденов с ужасом заметил узкий шов, прежде прятавшийся в складках. Это было похоже на… да нет же, бог ты мой!.. это и была молния! Застежка молния, как на сумке! В собачий живот, в шкуру была вшита молния! И, должно быть, при желании ее можно было расстегнуть!..

http://azbyka.ru/fiction/maskavskaya-mek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010