Слова преосвященнаго Феофана. Напечатаны в Тамбовских Епархиальных Ведомостях за 1867 год, (с 15 февраля по 15 мая). Оттуда вышли и отдельно брошюрой, в 1887 году вновь изданной в Москве (8°. стр. 50), а в 1892 году, в Москве же, вышедшей вторым изданием (8°. стр. 52). Здесь помещено 7 слов преосв. Феофана, произнесенных частью в Тамбове, частью во Владимире. 426 В позднейших отдельных изданиях брошюры (1887 и 1891 годов) к сему сделано прибавление, представляющее собой выдержку из творений св. Исаака Сирина о мире, в виду оставшегося невыясненным в проповедях определения понятия о том, что такое мир (см. 2-е изд. 1892 г., стр. 50–52). 2) Некоторые предостережения православным христианам. Также слова преосв. Феофана (числом VII). Напечатаны в тех же Тамбовских Епарх. Ведомостях за 1867 год, 12–18 (15 июня-15 сентября). Эти слова в 1893 году собраны также в отдельную брошюру, под заглавием: О православии, с предостережениями от погрешений против него. Слова епископа Феофана, и изданы в Москве Афонскими иноками. Слова эти, подобно предшествующим, также по большей части из произнесенных во Владимире, а частью в Тамбове 427 . 3) Душа и Ангел не тело, а дух. Это, полемического характера, исследование было первоначально напечатано в Тамбовских Епарх. Ведомостях за 1867 год, и 1868 г., и отсюда оттиснуто было отдельной книжкой в небольшом числе экземпляров, а затем, по просьбе редактора-издателя Домашней Беседы В.И. Аскоченского 428 , быв исправлено и дополнено самим автором, перепечатано в этом журнале за 1869 г., в выпусках 1–15 и 18–21 под заглавием: «Душа и ангел не есть нечто телесное, а чистый дух». Наконец в 1891 году Афонскими иноками оно было напечатано в Москве отдельной книжкой, под своим первоначальным заглавием: Душа и Ангел не тело, а дух. (Против брошюры: Слово о смерти и прибавление к сему слову). 8° min. Стр. 210 Слово о смерти и Прибавление принадлежит перу известного аскета-епископа Игнатия Брянчанинова , скончавшегося 30 апреля 1867 года. Вопреки этим брошюрам, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава пятая Образование С.-Петербургской Синодальной области и управление ей до открытия в ней самостоятельной епархии. Попытки назначения самостоятельного епископа в нее. Храмы и монастыри. Открытие (XXII) С.-Петербургский епархии (1742 г.). Ее состав и пределы. Кексгольм и Корельское викариатство. Отношение территории Петербургской епархии к территориям соседних епархий Новгородской и Псковской. Управление Синодальной Московской, бывшей Патриаршей областью до восстановления в Москве архиерейской кафедры и назначение туда самостоятельного архиепископа. Открытие Московской епархии в 1742 г. на территории Синодальной, бывшей Патриаршей, области. Состав и пределы Московской епархии. Распадение территории Московской епархии. Проект (1744 года) о выделении из нее четырех новых самостоятельных епархий: Владимирской, Костромской, Переяславль-Залесской и Тамбовской епархий. Открытие – XXIII – Переяславль-Залесской епархии (1744 г.); её состав и пределы. Викариатство Переяславль-Залесской епархии – Можайское. Открытие – XXIV – Коломенской епархии (1745 г.), её состав и пределы, XXV – Владимирской епархии (1748 г.), её состав, и пределы. Распределение в 1749 году городов, намеченных в 1744 г. в состав восстанавливаемой Тамбовской епархии, по соседним епархиям. Неудобство этого распределения. Открытие (точнее восстановление) XXV – Тамбовской епархии (1758г.), её состав и пределы. Состав Московской епархии после выделения из нее четырех епархий. Изменение в составе и территориях старых епархий в зависимости от открытия новых епархий и распадения Синодальной, бывшей Патриаршей области в половине XVIII в. Мысль об открытии Севской епархии в пределах Московской (1753 г.). Изменение состава и границ Воронежской и Белгородской епархий в зависимости от колонизации южной окраины России и населения там сербов, болгар, черногорцев и др., образовавших новую Сербию и Славяно-Сербию (1752 – 1753 гг.). Состав великорусских епархий перед учреждением великорусских духовных штатов в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Из настоящего консисторского определения видно, насколько была внимательна ревизия церквей, произведенная преосв. Макарием летом 1857 года. Видно, что он всесторонне обозревал церкви и не оставлял без внимания даже самых мельчайших подробностей. Впрочем, ревизия преосв. Макария не ограничивалась внимательным обозрением одного только внешнего благоприличия приходских церквей, как можно подумать на основании сейчас приведенного определения Тамбовской духовной консистории. Ревизия его бывала действительно всесторонней. При посещении приходов он испытывал священников и других членов причта в знании ими догматов веры (катехизиса), церковной истории, канонических постановлений и церковного устава. В некоторых случаях он поступал еще таким образом. С целью непосредственно и ближе узнать возможно большее число подчиненного духовенства он иногда приказывал, чтобы члены нескольких окрестных причтов собирались в одном каком-либо определенном месте. Здесь преосв. Макарий вел продолжительные беседы с собиравшимися священно-церковно-служителями и путем таких собеседований, во время которых просил всех заявлять ему о своих нуждах и о выдающихся особенностях своей пастырской деятельности, он непосредственно знакомился с духовенством, а чрез него получал верное представление и о духовно-нравственном состоянии Тамбовской паствы. Как по время подобных собеседований с духовенством, так и вообще при посещении церквей преосв. Макарий был ласков, вежлив и обходителен в обращении с своими подчиненными, что некоторым казалось тогда даже странным. Но за то с неисправными или виновными в чем- либо членами причтов преосв. Макарий поступал строго и в иных случаях даже очень. Не оставлял без духовной пищи преосв. Макарий и прихожан во время объезда епархии. В каждой церкви он говорил поучения. Поучения его в подобных случаях бывали всегда кратки, просты, для всех понятны и назидательны. «Молитесь Богу, чтите родителей и старших, повинуйтесь власти, слушайтесь своих духовных пастырей, свято храните православную отеческую веру, живите благочестиво, любите друг друга, имейте мир между собою» – вот главное содержание всех таких бесед. Кроме того, в подобных своих беседах преосв. Макарий преподавал иногда наставления особенные, соответственные нравственному состоянию того или другого прихода. Об этом он предварительно подробно расспрашивал благочинного и местного священника. Народ с благоговением встречать, провожал и внимал голосу своего архипастыря. Некоторые села в первый раз видели у себя архиерея в лице преосв. Макария. Радости и восторгу жителей подобных сел от своего архипастыря не было предела.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Перед новым учебным годом, летом 1948 года, владыка Борис просит Учебный комитет присвоить СДС статус межъепархиального учебного заведения, с закреплением между 6–7 ближайшими епархиями всех издержек по содержанию духовной школы. Среди епархий указываются следующие: Астраханская, Куйбышевская, Пензенская, Тамбовская, Чкаловская и Казахстанская. Владыка докладывает, что представители некоторых епархий уже обучаются в рядах студентов СДС 577 . В указанные епархии были отправлены письма с разъяснением положения дел, просьбой прислать кандидатов на обучение и оплатить «членский взнос» в размере 100 тысяч рублей. На что от одной епархии ответа не последовало, от четырёх был получен отказ, ещё одна была готова осуществить выплату в 15 тысяч рублей. Только Тамбовская епархия произвела оплату в размере 50 тысяч рублей, направляя уведомление, что эту сумму следует считать оплатой за первое полугодие обучения её ставленников. В отказах архиереи ссылались на бедность своих епархий, а также говорили о планах открыть собственные духовные учебные заведения. Епархиальных преосвященных можно понять, так как начало деятельности духовной школы в Саратове требовало крупных финансовых вложений. Положение в нашей стране после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 годов было сложным, все силы были брошены на восстановление народного хозяйства, а самое главное – не было никаких гарантий того, что после налаживания учебного процесса в Саратове семинария вновь не будет закрыта. В первые годы деятельности Саратовской семинарии лишь Тамбовская епархия продолжала оплачивать содержание своих воспитанников. Пензенская епархия сообщила об открытии у себя Пастырских краткосрочных курсов, которые в более короткий срок должны были начать снабжать Пензенскую епархию «достаточно квалифицированными кадрами» 578 . Однако, опираясь на решение Священного Синода, Пензенская епархия сообщает о принятии решения осуществлять небольшие отчисления на нужды СДС (10 тысяч рублей в год) 579 . Следующий 1948–1949 учебный год в семинарии начался также тяжело. Саратовская епархия несёт 82,9% всех издержек на содержание семинарии 580 . В духовной школе сложно наладить образовательный процесс по причине ремонта в новом здании (на улице Университетской). Старое общежитие уже не может вместить всех студентов, число которых на второй год выросло до 36 человек. В СПДС ведётся подготовка уже в двух классах 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тотчас же по прибытии своем в Тамбов, епископ Палладий обратил внимание на вопиющие нужды Тамбовской семинарии и предпринял столь энергичные хлопоты, то через год же приступлено было к полному переустройству семинарии. Сдавали последние, выпускные экзамены мы уже в полуразобранном старом здании семинарском. А когда лет через шесть, по окончании академического курса, я опять попал в Тамбов, я уже и следов старого и столь памятного мне здания не узнал в громадных, роскошных корпусах новой Палладиевской Тамбовской семинарии. С первого же года служения преосвященнейшего Палладия на Тамбовской кафедре начинается и мое личное, если только можно так выразиться, знакомство с ним, т.е. точнее – с той поры он стал знать меня. Дойдя теперь до этого, самого, конечно, безынтересного для других, но самого заветного, самого незабвенного пункта моих воспоминаний, могу с истинной гордостью сказать, что я имел высокое счастье пользоваться многолетним и самым теплым расположением ко мне почившего архипастыря – вот с первой же моей встречи с ним и до конца его земной жизни. Я многим, многим ему обязан! Потому-то и выразить в словах не могу всю тяжесть, всю горечь моей личной утраты в смерти блаженно преставившегося митрополита Палладия! Никогда, конечно, не забуду я моей первой встречи и первого разговора с покойным. Случилось это в родительском моем доме, летом, во время каникул. Новый епископ знакомился в это время с самой отдаленною, северною оконечностью своей епархии, с Елатомским уездом, направляясь между прочим к находящейся около этого уезда, знаменитой на всю Русь православную, Саровской пустыни. Этот первый приезд преосвященнейшего Палладия в наши елатомские пределы живо врезался в память мою и потому еще, что он затронул, всколыхнул всю мою родную семью. В семи верстах от города Елатьмы, в маленьком и бедном сельце Квасьеве священствовал тогда мой дед – представитель еще прошлого столетия, из старых церковников, ни в какой школе не учившийся, но старик умный и пребольшой оригинал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

демии окончивших курс воспитанников семинарий. Приказали: По рассмотрении изложенного в журнале Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: 1) разрешить академическим Советам вызвать к подлежащему сроку из числа 158 семинарских воспитанников, рекомендуемых местными епархиальными и семинарскими начальствами в состав новых в академиях курсов, 87 воспитанников, окончивших курс семинарского учения: a) в С.-Петербургскую академию 25, именно из семинарий: Архангельской 1, Витебской 1, Вологодской 1, Волынской 1, Вятской 1, Калужской 1, Курской 1, Литовской 1, Могилевской 1, Новгородской 1, Олонецкой 1, Орловской 1, Оренбургской 1, Полтавской 1, Рижской 1, Рязанской 1, С.-Петербургской 1, Самарской 1, Смоленской 1, Таврической 1, Тамбовской 1, Тверской 1, Тульской 1, Черниговской 1 и Ярославской 1; б) в Киевскую академию 25, именно из семинарий: Витебской 1, Волынской 1, Воронежской 1, Екатеринославской 1, Кишиневской 1, Киевской 1, Курской 1, Костромской 1, Минской 1, Могилевской 1, Нижегородской 1, Новгородской 1, Одесской 1, Орловской 1, Пензенской 1, Полтавской 1, Рязанской 1, Смоленской 1, Ставропольской 1, Таврической 1, Тамбовской 1, Тверской 1, Тифлисской 1, Тульской 1 и Ярославской 1; в) в Московскую академию 20, именно из семинарий: Вифанской 1, Владимирской 1, Вологодской 1, Волынской 1, Донской 1, Екатеринославской 1, Иркутской 1, Кишиневской 1, Киевской 1, Курской 1, Литовской, 1, Московской 1, Новгородской 1, Полтавской 1, Рязанской 1, Самарской 1, Тифлисской 1, Томской 1, Холмской 1, Черниговской 1, и г) в Казанскую академию 17, именно из семинарий: Астраханской 1, Владимирской 1, Воронежской 1, Вятской 1, Иркутской 1, Казанской 1, Оренбургской 1, Орловской 1, Пензенской 1, Саратовской 1, Симбирской 1, Тамбовской 1, Тверской 1. Тобольской 1, Томской 1, Уфимской 1, Ярославской 1. Из остальных свободных вакансий предоставить лучшим из в имеющих явиться волонтерами: в С.-Петербургской академии – 5, в Киевской – 5, в Московской – 10 и в Казанской – 8. 2) Советы академий должны немедленно сообщить о настоящем постановлении Святейшего Синода подлежащим семинарским Правлениям к должному с их стороны исполнению, а по окончании приемных испытаний в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

у., Воронежск. Удельн. Приказа, 1817 г. (5 случаев). 9. Воронежск., сл. Карабаново, 1818 г.; Тульск., Крапивенск. у., с. Рождествино, Лазарева. 1818 г.; Слободско-Украинск., Изюмск., у., Савинск. вол., 1818 г.; Саратовск., с. Репьевка, Волконской, 1818 г.; Симбирск., Наумова, 1818 г.; Гродненск., Глосевицк. староство, казен. кр., 1818 г.; Минск, п-цы Крашевской, 1818 г., Симбирск., Курмышск. у., Лазарева, 1818 г.;. Воронежск.. Острогожск, у.; сл. Морозовка, п-цы Тевяшевой, 1818 г.; Рязанск, Скопинск. у.. Миллера, 1818 г.; Тамбовск., Спасской окр, с. Бут, камергера Гагарина, 1818 г.; Витебск,, Полоцк, повета, имение Черницы, 1818 г.; Тамбовск., с. Молчановка, Кирсановой, 1818 г.; Обл. Войска-Донского, 1818 г.; Симбирск., Ардатовск. у., с. Богоявленское, г. м. Тучкова, 1818 г.; Тамбовск., с. Заметино и Матгерка, об.-камергера Нарышкина, г; Тверск., Вышневолоцк. у., с. Маковщина, п-ков Муромцева и Милюкова, 1818 г. (17 случаев); 10. Курляндск., Рижск. у., м. Ленсваден, 1819 г.; Калужск. губ. и у., Андроновск. вол., экономич. кр., 1819,: Симбирск., Елагиной, 1819 г.; Курляндск., м. Грендзен, Воронежск, Старобельск. у., сл. Штормовая, гр. Стенбок, 1819 г.; Певзенск., Городищенск. у., с. Павловское и Архангельское, д. т. с. Куракина (6 случаев). Подробная статистика крест. Волнений – Варадинов, История Министерства Вн. Д., ч. I. Н, кн. 1, 2. 696 В.И. Семевский – Крестьянской вопрос в России XVIII в. и первой пол. XIX, т. 1; его же – в сб. Крестьянский строй, т. 1. стр. 169–241. Иконников – граф Н.С. Мордвинов – стр. 34–35; стр. 209–244. Романович-Славатинский – Дворянство в России, стр. 159–380–383. Дубровин. После отечественной войны, Р. старина, 1904г., апрель, стр. 15–19; май, стр. 255–259. Семевский – Ник. Ив. Тургенев о крестьянском вопросе в царствование Александра I, В. Европы, 1909 г., т. I. 1, 2; его же – Политические и общественные идеи декабристов, гл XI. 697 Семевский – Сб. Крестьянский строй, стр. 179, 184.; Середонин – Исторический обзор деятельности Комитета Министров т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к сведению. – 2) Избрать и просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, во уважение его многолетней и плодотворной миссионерско-просветительной Архипастырской деятельности и отеческой попечительности о нуждах высшего богословского образования и недостаточных учащихся в духовных академиях, – в звании Почетного Члена Московской Духовной Академии. III. Сообщенный Правлением Академии (в копии) указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 19 мая за 6822: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства от 21 января сего года за 32, по хода- состав новообразуемых курсов духовных академий воспитанников, окончивших учение в духовных семинариях. Приказали: Рассмотрев означенный журнал, Святейший Синод определяет: 1) разрешить Советам духовных академий вызвать в текущем году к подлежащему сроку из числа 180 семинарских воспитанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами, в состав новых в академиях курсов 78 воспитанников, окончивших курс семинарского учения, из них: а) в С.-Петербургскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Архангельской, Витебской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Вятской, Костромской, Курской, Литовской, Новгородской, Подольской, Олонецкой, Полтавской, Псковской, Рижской, Рязанской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской и Холмской; б) в Киевскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Владимирской, Волынской, Воронежской, Донской, Калужской, Костромской, Курской, Могилевской, Одесской, Олонецкой, Орловской, Пермской, Полтавской, Рязанской, Смоленской, Тифлисской, Черниговской, Ярославской, и двоих из Киевской; в) в Московскую Академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Владимирской, Вологодской, Волынской, Донской, Иркутской, Калужской, Костромской, Курской, Могилевской, Новгородской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Тульской, и двоих из Московской; и г) в Казанскую академию – 18, по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Одесской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Самарской, Симбирской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской, Ярославской, и двоих из Александровской; 2) остальные затем казеннокоштные вакансии на первом курсе академии предоставить лучшим из имеющих явиться к приемным испытаниям в качестве волонтеров; 3) поручить Советам духовных академий, по окончании приемных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующиеся Синодальным определением от 12 Января 1849 года, с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 4) предписать семинар-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

715 . Благоприятный исход дела священников Ефимова и Иванова, кажется, послужит поводом еще двум священникам Астраханской епархии Балашовского округа села Дмитриевского Авраамию Семенову и села Преображенского – Басманова тоже – священнику Иванову просить Св. Синод в 1781 году исключить их села из Астраханской епархии и приписать по близости к Тамбовской. Резоны были совершенно одинаковы и, конечно, прежде всего дальность расстояния. От Тамбова село Дмитриевское находилось в 200 верстах, а Преображенское в 160; от Астрахани первое более, чем в 800 верстах, второе более 1300 верст. Но и тут были иные мотивы. К священнику Авраамию Семенову в село Дмитревское без нужды, по подложному прошению, определен вторым священником его дьякон Яков Семеонов. При 100 дворах двум священникам жить оказалось нечем. Дело было сделано еще при епископе Мефодии. Авраамий Семенов просил епископа Антония вывести в другой приход второго священника, но владыка не соглашался; этого мало, он принуждал просителя принять монашество. К тому же владыка побуждал Иванова. Оба они были люди семейные, что не позволяло им принимать монашество. Словом, в деле 1781 года повторилась история 1775 года об отписке церквей сел Покровского и Архангельского к Тамбовской епархии, только результат был совсем иной. 10 сентября 1781 года Св. Синод постановил отказать просителям, так как на их прошениях не оказалось подписей прихожан. Просили же они лишь по одному тому, что их побуждали принять монашество. С другой стороны, Св. Синод сделал замечание епископу Антонию, запретив ему принуждать вдовцов к принятию монашества. Если против правил в село Дмитревское назначен лишний священник, то приказано вывести его в другой приход. На этом дело кончилось. Оба села, несмотря на отдаленность, остались в Астраханской епархии, 716 вероятно, в виду малочисленности в ней церквей и приходов. В 1779 году Св. Синод отказался приписать по близости к Тамбовской епархии два села Владимирской епархии Нижнеламовского уезда: село Спасское с Преображенской церковью и село Ингуженский Майдан с Никольской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но самое открытие училища состоялось уже по отбытия преосвященного Феофана из Тамбовской епархии во Владимирскую. Заботясь о должном образовании детей местного духовенства – его сыновей и дочерей, преосвященный Феофан в то же время заботился о восполнения образования и самого духовенства, о его самообразования. С этой, между прочим, целью им были открыты в 1864 году «Тамбовские Епархиальные Ведомости», которые должны были, по его проекту, служить и другим целям и потребностям местного духовенства. Они должны были знакомить местное духовенство с важнейшими проявлениями русской общественной религиозной жизни и в частности – жизни духовной епархиальной. Они должны были постепенно выяснять современные религиозно-нравственные потребности пастырей и пасомых и таким образом способствовать оживлению всей пастырской деятельности местного духовенства. Необходимость учреждения такого местного органа особенно сильно начала ощущаться именно в прошлом веке, когда, вследствие крестьянских и земских реформ, наши народные и общественные силы воспрянули от своего продолжительного духовного сна и устремились к самостоятельней и сознательной жизни и когда естественно еще более должна была оживиться пастырская религиозно-нравственная и просветительная деятельность духовенства, чтобы направить духовные силы общества на истинный путь, надело благое, согласнее с животворными началами христианства. Сознавая такую необходимость и существенную важность учреждения местного духовного органа, преосвященный Феофан стал хлопотать пред Св. Синодом о разрешении издавать «Тамбовские Епархиальные Ведомости». Разрешение было дано. Тогда преосвященный Феофан сам составил программу Епархиальных Ведомостей, придав им вид более литературного, чем официального журнала. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010