Через четыре года – в 1996 г. Святейший Патриарх Алексий II еще раз был гостем Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. В Кошицах и Братиславе Его Святейшество освятил места для постройки новых храмов. Тогда же была достигнута договоренность об открытии в Москве при храме святителя Николая в Котельниках Представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. Официальное открытие Подворья состоялось в конце ноября 1999 г. во время визита в Москву Блаженнейшего Митрополита Чешских Земель и Словакии Дорофея. Приветствуя Митрополита Дорофея и его спутников, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II отметил: «История Православия в землях Чехии, Моравии и Словакии исполнена трагическими событиями, жертвенной борьбой верных последователей святых Кирилла и Мефодия за чистоту православной веры. Общие славянские корни неразрывно связывали населявший земли Чехии и Словакии народ с их братьями по вере, помогая православным чехам и словакам сохранить восточную традицию, вопреки сильным влияниям извне. И именно Русская Православная Церковь сыграла важную роль в возрождении Православия в этих землях, стала Церковью-Матерью Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, даровав ей в 1951 году каноническую автокефалию... Сохранение и укрепление всеправославного единства на фоне раздираемого конфликтами и противоречиями мира является в наши дни одной из главных задач, стоящих перед Православными Церквами. Мы надеемся, что деятельность Подворья Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве будет выполнять данную задачу, способствуя более тесному общению между нашими Церквами». В октябре 2001 г. архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор посетил Московскую духовную академию, где прочи- —250— тал доклад на тему: «Истоки Православной Церкви в Чехии». И в последующие годы неоднократно архиепископ Христофор был гостем Русской Православной Церкви. Свято верим, что по молитвам святителя-мученика Горазда братский союз и дружеское согласие наших Церквей будут неизменно расширяться и укрепляться во славу Божию, во имя спасения верных чад, на благо единства христиан и мира во всем мире. Библиография На русском языке

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во-вторых, потому, что это приличествует причине Воплощения со стороны принятой природы. В самом деле, таким образом нам дается понять, что человеческая природа была принята Сыном Божиим в единство Лица не по заслуге, а исключительно по благодати, которая усваивается Святому Духу, согласно сказанному [в Писании]: «Дары различны, но Дух – один и тот же» ( 1Кор. 12, 4 ). Поэтому Августин говорит: «Образ рождения Христа от Духа Святого... сообщает нам благодать Божию, которой человек без всяких предшествующих заслуг в самом начале существования своей природы соединился с Богом Словом в такое единство Лица, что Он как один и тот же был Сыном Божиим» 55 . В-третьих, потому, что это приличествует пределу Воплощения. Ведь пределом Воплощения было то, что зачатый человек должен был быть Святым и Сыном Божиим. Но то и другое усваивается Святому Духу. В самом деле, Им люди делаются сынами Божиими, согласно сказанному [в Писании]: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва! (Отче!)«» ([ал. 4, 6). И Он же, по словам [апостола], является «Духом святыни» ( Рим. 1, 4 ). Поэтому подобно тому, как другие люди духовно освящаются Святым Духом в усыновление Божие, точно так же Христос был зачат Святым Духом в святости, чтобы быть Сыном Божиим по естеству. Поэтому, как говорит глосса, «слова: «Открылся Сыном Божиим в силе» тут же разъясняются следующими за ними словами: «По Духу святыни», то есть как зачатый Духом Святым. И сам благовестивший ангел, сказав: «Дух Святой найдет на тебя», сразу же заключает: «Посему и рождаемое Святое наречется «Сыном Божиим» " «. Ответ на возражение 1 . Дело зачатия в целом общо всей Троице, однако в том или ином смысле усваивается каждому из Лиц. Так, Отцу усваивается власть в отношении Лица Сына, вследствие этого зачатия принявшего Себе [человеческую природу]. Само принятие [человеческой природы] усваивается Сыну а образование принятого Сыном тела усваивается Святому Духу. В самом деле, Святой Дух есть Дух Сына, согласно сказанному [в Писании]: «Бог послал... Духа Сына Своего» (Тал. 4, 6). Поэтому подобно тому, как при порождении других людей находящаяся в семени сила души через посредство сокрытого в ней духа образует тело, точно так же Сила Божия, а именно Сам Сын (поскольку, согласно сказанному [апостолом] о Христе, Он есть «Божия Сила» ( 1Кор. 1, 24 )) через посредство Святого Духа образовал принятое Им тело. На это, как говорит Григорий, «также указывают слова ангела: «Дух Святой найдет на тебя», чтобы, так сказать, приуготовить и образовать материю тела Христова, «и Сила Всевышнего», то есть Христос, «осенит тебя», что означает, что Свет бестелесного Божества воспримет в тебе телесную субстанцию человеческой природы, поскольку сень образуют тело и свет» 56 . При этом Всевышний – это Отец, а Сила Его – это Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Нравом же бяше честен и от многаго воздержания временем остр словесы, якоже другий Паламон, Незлобив же обаче и тал 2334 , емлющь веру всякому словеси и жизнию безхитростною и простою приснодышущь. Нищеодежен же и безименен, яко и Антоний и отец Памятию Суда и последняго часа воспоминании со излитием горких слез Ефрем другий и Арсений молитвенными поприщи к Богу в велице рети 2335 возвышающься и умне тому собеседующь, якоже Моисей, за люди Божия Воздыхания сердечная и частая умиления его кто исповесть? Молитва убо Исусова, подобне дыму кадилну, от уст его куряшеся, по реченному: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Часто обыкл бяше глаголати во мнозе услаждении: «Исусе пресладкий, души моей утешение». И паки: «Весь еси желание и весь сладость, Сыне Божий, Девыя Сыне». И паки: «Миро благовонно имя твое, любезный Исусе». И тако преподобно и святоподвижно Божий сей раб настоящее житие претек, к концу блаженнаго пристанища дойде, весь к желаемому преложься, о Господе успе. Того молитвами и мы, неключимии, просим Господа в настоящих безпакостно и мирно преити и будущих благ достигнути. Аминь. Преставися смиренный и многопремудрейший отец, киновиарх и а хиктитор всепустыный, всепрелюбезнейший наш о Господе Андрей Дионисиевичь в лето от сотворения мира седмотысящнаго и двусотаго и тридесят осмаго, а от по плоти Рожества Бога Слова 1730-го, осмаго, месяца марта в первый, на память святыя преподобномученицы в неделю третию святаго и Великаго поста, в начале третияго часа «Подвигомь добрым подвизася, течение скончав и веру невредиму. От мира изшед лет 17, в пустынном претерпении препроводив лет тридесять и седмь, яко всех леть жития его быти пятидесятим пятим. О его же преставлении вся Церковь и пустыня на многи дни плакасте велиим плачем горко и Рахили Бяше убо возрастом телесным доволен, плотню сухоняв 2336 . Власы главы имущь кудрявы и лепы 2337 и по всему подобны Феодору великомученику и малонадседы 2338 же и белы 2339 . И брадныя власы такожде светлы с белию 2340 и надседы. Браду имущь по всему Златоусту подобну, округлу и частейшими струями Очи имеющь светле, брови чисте и вознесене 2341 , продолгующь нос и направь, мало нагорб, ноздре умеренне, руце долзе, персты в длинности тонкостию цветущии. Мало наклонен 2342 , словесы и духомь присно себе нижащь, Господеви работают.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во всяком деле, ремесле, искусстве более сведущие, опытные наставляют новичков, желающих освоить ту или иную область человеческой деятельности. Наставничество, передача опыта и накопленных знаний есть непреложный закон человеческого развития. В наибольшей степени этот закон приложим к сфере духовного становления личности, к искусству управлять собой, свои разрозненные пожелания подчинять задаче духовного и нравственного совершенствования. Апостолы, несмотря на существование учения Самого Христа, постоянно наставляли, назидали, охраняли от соблазнов и уклонений в крайности первохристианские общины. Церковь всегда придавала этому наставничеству огромное значение. Доказательство тому – включение апостольских посланий раннехристианским общинам в состав книг Нового Завета. В деле христианского совершенствования необходимость наставника и руководителя диктуется не только общими законами человеческого развития, но и той теснотой, узостью, необычайной сложностью христианского пути, о котором говорилось чуть выше. Пребывание в тесноте, физической и духовной, без которой не может быть деятельного христианства, чрезвычайно тягостно для человеческой природы, поврежденной грехопадением. На этом пути христианин рано или поздно начнет искать себе опоры, сильной и опытной руки, направляющей и укрепляющей его внутренние силы. Однако здесь, в этом поиске, и подстерегает подвижника опасность – опасность увлечься личностью, пребывающей в суровой аскезе, в полной отрешенности от духа мира сего, но не получившей дара духовной рассудительности и водительства другой жизнью. Влияние такой личности, ее неосторожное вмешательство в чужую человеческую жизнь может привести к тяжким последствиям, к тому, что подвижник, увлеченный ее примером, слепо подражающий ей, взвалит на себя груз, несоразмерный со своими силами, станет на путь не своей жизни, что приведет его к затяжному конфликту с самим собой. В духовной жизни нет ничего сложнее, запутаннее этого состояния. “По плодам их узнаете их”. Разлад с самим собой, глубокий внутренний кризис – это и есть первый горький плод лжепророческого руководства. Вот почему христианину повелено внимательно всматриваться в реальные плоды стороннего наставничества, а не безрассудно смешивать все (свт. Иоанн Златоуст). Евангелие учит здесь благоразумному, спасительному недоверию самому себе, своим оценкам, мнениям, впечатлениям; учит прежде принятия окончательного решения поверять все опытом своей жизни. Стихи 21–23. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не тал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

http://azbyka.ru/nagornaya-propoved-spas...

О них я, твой раб, не стану говорить, ибо давно уже пришел к выводу, что следует почитать бесчестье от людей залогом небесной славы, а прославление от них переносить как обиду и поношение. Если же [речь идет] о деле богоугодном и душеполезном, я буду всегда с готовностью подчиняться твоим предписаниям. И кто не похвалит тебя, господин мой, за то, что ты учишь соблюдать то, что говорили и заповедали Христос и Его ученики, по слову Сына Божия: уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:20). Так соблаговоли учить согласно Священному Писанию, следуя ранее учившим святым отцам, — и мы примем тебя как апостольского единомышленника, и станем землей и прахом под твоими святыми ногами, и быть попираемыми тобой сочтем делом святым, как уже писал я ранее. И не только это, но и заповеди твои до смерти сохраним, и ты возлюбишь нас, как рабов и благоразумных учеников Христа, и восхвалишь нас как говорящих хорошо. 107. Если же ты не хочешь учить так, чтобы мы, как было сказано, подчинялись твоим повелениям, но, заручившись некоторыми обещаниями, которые прославят меня среди обычных людей и сделают союзником тебе и всем архиереям церкви, принуждаешь нас отречься от нашего отца, просветившего нас, а теперь за нас молящегося и всегда за нас предстательствующего в жизненных обстоятельствах, как любвеобильнейший отец, ты таким образом стараешься, чтобы мы оскорбили Христа, говорящего: Отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16). И мы ничего другого не скажем, кроме того, что и ученики Христовы: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Ибо если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Тал. 1:10). Знай, что отныне я не предпочитаю для себя случившемуся по справедливости Божией изгнанию ни монастыря, ни богатства, ни славы, ни чего–либо иного из того, к чему стремятся люди в жизни. Ведь ничто из этого, ни смерть, ни жизнь не отлучит меня от любви ко Христу (Рим. 8:38, 39) и к самому моему духовному отцу Потому что с тех пор, как я доверил всю заботу игуменства моему ученику Арсению и рассудил, чтобы он вместо меня стоял во главе братии, я всецело, даже находясь там, стал вне дел моих и трудов и, находясь в уединении, как будто и не был среди них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

424 По Prof. G. B. Winer в Biblisches Roalwörterbuch II (Lpzg 1848), S. 215–216 Апостол языков все развил свободно из некоторых данных на основании ветхозаветных памятников и религиозных потребностей, а Prof. О. Pfleiderer констатирует (Der Paulinismus, S. 18), что при формировании павлинизма действовал творческий дух, который перерабатывал результаты личного внутреннего опыта благовестника, почерпая материал в представлениях своего времени и известной обстановки. 426 W. Mackintosh ibid., p. 334, что догматы Павловы не тожественны религии Христовой и значительно изменяют ее. 427 Для подкрепления сего иногда указывают, что Апостол Павел был человек больной, при чем о его немощах делается масса предположений (ср. выше) и см. Rev. Prof. W. Menzics Alexander, St. Paul’s Infirmity в «The Expository Times» XV, 10 [July 1904], p. 469–473: XV, 12 [September 1904], p. 545–548). Выражалось (у Prof. W. М. Ramsay), что еще в первое путешествие он получил в Ликаонско-Писидийском округе малярию (ср. против у Prof. С. Clemen, Paulus I, S. 24 Anm.) или мальтийскую лихорадку (W. М. Alexander I. cit. XV, 12, p. 547–548), даже (E. Preuschen) страдал проказой (см. против у С. Clemen I. cit.) или вообще (по Тал. IV, 14) чем-то, способным возбуждать отвращение (C. Clemen ibid. II, S. 117). Однако и «язвы Господа на теле» ( Гал. 6:17 ) говорят собственно о духовно-телесных ранах или невзгодах ради креста Христова (см. и D. Alfred Resch в «Texte und Untersnchungen» XXVII [N. F. XII für 1904], S. 268), а обилие трудов при множестве препятствий и при всяческих превратностях жизни апостольской прямо убеждает, что св. Павел не был настолько болезненным или слабым физически (Е. Е. Kellett, St. Paul the Poet в «The Expositor» 1904, V, p. 339). Посему и авторы, утрирующие нервозность апостольскую, констатируют, что преобладающим для личности эллинского благовестника является впечатление здоровья (Prof. W. Wrede, Paulus, S. 18). 429 Посему Prof. W. Baldensperger находит в «Theologische Literaturzeitung» 1899, 8, Sp. 232 «die eigenthümliche Zweischichtigkeit des Denkens und des Lebens bei Paulus».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  Часть 3-я. Образ Пастыря по Ап. Павлу Архиепископ Афанасий (Кудюк) Пастырское служение апостолов должно быть идеалом в пастырском служении каждого истинного пастыря Православной Церкви Христовой. Апостолы горели любовью к своему святому служению и к Тому, Кто призвал их на это служение. Эта любовь ко Христу и пастырскому служению воодушевляла их на такие подвиги, которые, казалось бы, превышали силы человеческие. Книга Деяний св. апостолов и апостольские Послания говорят нам об этих великих пастырских подвигах св. апостолов, в частности, ал. Павла. На пути их пастырского служения стояло много весьма серьезных и разнообразных препятствий: и презрение образованного языческого мира, и косность религиозно-бытовых традиций еврейского народа, низкий моральный уровень языческих народов и, вообще, — злонамеренность и ухищрения врагов христианства. Но все это преодолевалось в их служении явлением " духа и силы " (1-е Кор. 2:4). Просвещая и наставляя верующих, апостолы призывали их к развитию в себе внутренней, духовно-сознательной, благодатной жизни, жизни во Христе и со Христом (2-Кор. 13:5;Гал. 2:20). Тайна апостольской любви к людям заключалась в их любви ко Христу, в их непреодолимом желании, чтобы во всех " изобразился Христос " (Тал. 4:19). Являясь в своей жизни и деятельности осуществлением высших начал христианской нравственности, апостолы были в полном смысле " светом для мира " (Мф. 5:14), " всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1-е Кор. 9:22). Апостолы своей жизнью показали нам пример, каков должен быть пастырь Церкви Христовой; они засвидетельствовали перед миром величие и спасительность пастырского служения. В своих же Посланиях, наряду с изложением сущности христианского учения, они преподали, хотя и не многочисленные, но живоносные, благодатные наставления о величии и святости пастырского служения. Остановим внимание на прощальной беседе ап. Павла с ефесскими пастырями (Деян. 20:17-38) и на его пастырских Посланиях к Тимофею и Титу. Отдавая должную похвалу ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Ординарный профессор Николай Заозерский напечатал 1) в „Богословском Вестнике“ статьи: „Учение св. православной церкви о войне и мире“ (вышла отдельной брошюрой), „Результаты полемики по вопросу о раскольничьем браке“, „Из русской церковной жизни“ и „Слово при погребении профессора А. П. Смирнова “; 2) в „Тверских Епархиальных Ведомостях“ – „Слово при погребении Архиепископа Тверского и Кашинского Саввы“. Ординарный профессор Митрофан Муретов 1) редактировал перевод толкования Св. Ефрема Сирина на Четвероевангелие; 2) исправил и снабдил критико-экзегетическими примечаниями перевод толкования Св. Кирилла Александрийского на пророка Захарию; 3) перевёл и снабдил критико-экзегетическими примечаниями толкование Св. Кирилла Александрийского на пророка Аггея; 4) напечатал в „Богословском Вестнике“ статью: „Господь Иисус Христос был ли свержен со скалы Назаретянами“? и 5) издал отзыв о трудах проф. Г. А. Воскресенского о древнеславянском Евангелии от Марка. И. д. ординарного, заслуженный профессор Пётр Казанский занимался переводом с греческого языка толкования Св. Кирилла Александрийского на книгу пророка Захарии; перевод этот напечатан в январской, февральской, мартовской, апрельской, июньской и августовской книжках „Богословского Вестника“ за 1897 год. Экстраординарный профессор Василий Соколов напеча- —38— тал в „Богословском Вестнике“: а) статьи под заглавием: „Иерархия англиканской епископальной церкви“ (март, июнь и август); б) критические заметки по поводу возражений Преосв. Иоанна, епископа Аксайского, по вопросу об англиканской иерархии (сентябрь 1896 г. и март и июль 1897 г.); в) ответ „Русскому Вестнику“ (июнь); г) статью: „По поводу буллы папы Льва XIII об англиканских рукоположениях“ (январь) и д) статью: „Посещение Московской Духовной Академии примасом Англии, архиепископом Йоркским“ (май). Экстраординарный профессор Василий Кипарисов в „Богословском Вестнике“ напечатал три статьи под заглавием: „Вопрос об изменяемости церковной дисциплины“, которые и вошли в его отдельно изданное исследование „О церковной дисциплине“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

540 См. разбор этого образа: Bauckham R. Climax of Prophecy. P. 274; Beale G. K. The Book of Revelation. P. 576–578. To же самое говорит При-масий: «Два светильника есть Церковь » (цит по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков: Новый Завет. Т. 12: Книга Откровения Иоанна Богослова. С. 173). 542 Четыркин В. В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. С. 212–213; Beale G. К. The Book of Revelation. R 572–573 и др. 543 См. развитие этой мысли: Tavo Е Woman, Mother and Bridë An Ex-egetical Investigation into the «Ecclesial» Notions of the Apocalypse. Dudley, 2007. R 208–217. 545 Бил обращает внимание, что в греческом тексте на протяжении Откр 11: 3–13 постоянно чередуются будущее и настоящее время, что может подтверждать, что речь не идет исключительно о событиях будущего, но нечто уже совершается в настоящем. Также показательно, что в Откр 11: 8–9 употреблено слово το πτμα(та («труп их») – и затем, в 11: 9, τα πτματα («трупы», мн. ч.), что также является показательным. «Это символизирует то, что свидетельство Церкви, в сущности, едино, но осуществляется во множестве ее членов» (Beale G. К. The Book of Revelation. R 594). 547 См.: Beale G. К. The Book of Revelation. P. 583. Бил также считает, что историческими прототипами свидетелей могли послужить апостолы Петр и Павел – как несущие свидетельство иудеям и язычникам (Тал 2: 7–9) и претерпевшие мученическую кончину в Риме за свое христианское свидетельство. 554 Так считают, к примеру, Кэрд, Бокхэм, Бил, Прижан и многие другие толкователи (см.: Caird G. В. A Commentary on the Revelation… P. 134; Beale G. K. The Book of Revelation. P. 574–575; PrigentP. Commentary on the Apocalypse. P. 349–354; Bauckham R. Climax of Prophecy. P. 274–275). 557 Четыркин В. В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. С. 206. См. также: Osborne G. R. Revelation. Р. 409–411; Tam Е Woman, Mother and Bride… P. 185–187 идр. 564 См.: Feuillet A. Interpretation of Chapter XI… P. 251. Эта особенность настолько ярко выражена, что некоторые представители критического направления библейской науки даже считали 11-ю главу отдельным источником иудейского происхождения, впоследствии включенным в текст Откровения Иоанна Богослова; обоснования этого мнения и его критика подробно разбираются у В. Четыркина (Четыркин В. В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. С. 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Озеро и все заливы его чрезвычайно богаты рыбою, которая собирается в несметном количестве в бухтах. До сих пор замечены только четыре породы рыбы: карп или сазан, османы или горная форель, моринка и чебак (порода карпий). Побережье озера почти лишено лесной растительности и только близ устьев стремительных речек и вдоль низменных пространств встречаются кустарники. Весна на Иссык-Куле – приятнейшее время года, к сожалению, весьма непродолжительна, она скоро сменяется жарким летом (жар доходит до 40° по Реомюру). Зима начинается с ноября месяца и оканчивается в конце февраля. Климат здесь вообще здоровый и приятный. Высокие горы летом покрываются густою травою; в ущельях же их растёт исключительно еловый лес, употребляемый местными жителями на топливо и постройки; ель доходит в отрубе до 18 верш. В лесу можно находить костянику, черёмуху, землянику и черную смородину. Из зверей во множестве рыскают по степям и горным ущельям повсеместные обитатели волки; встречаются также большими стадами и в одиночку олени и дикие козы. Иногда попадаются кабаны и тигры, которые избирают для себя место убежища в камышах по берегам озера. Из пресмыкающихся попадаются только обыкновенные змеи. Пернатое царство довольно разнообразно. Здесь во множестве водятся: лебеди, журавли, дикие утки, мартышки (чайки), атайки (на подобие диких уток, только ростом их больше), бакланы или морской ворон, живущий исключительно рыбой, нырки (из семьи уток), кулики, фазаны, дудаки (дрофа), коршуны, которыми киргизы пользуются при охоте на дичь, и всем известный воробей. Вот здесь-то, на северо-восточном берегу этого замечательного озера, приютился наш миссионерский Свято-Троицкий монастырь. Он находится у самого подножия хребта Кунгей-Ала-Тау, под 78°. 12». 30« долготы от Гринвича и 42°. 47» северной широты, расположен не более 8/4 вер. от озера, при заливе Узком, всего в 20 саженях от него, и в 5 вёрстах от гор. Ближайшие соседи его: село Преображенское в 12 вер., деревня Уй-Тал в 18 вер., город Каракол, ныне Пржевальск в 40 вер., сел. Сазановка в 54 вер. и деревня Сливкино в 100 вер., от Пржевальска в расстоянии 8 вер. деревня Теплоключннская и в 30 вер. деревня Джергес. Почтовая дорога идёт из г. Пишпекта в г. Пржевальск, в расстоянии от монастыря не более одной версты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010