Такими делами, о которых мы предварительно сказали, он обличил Нестория, (440) и обнаружил его заблуждение, и свидетельствовал от себя пред народом, и показывал свою веру истинную, и умолял царей, и просвещал (их) своею истиною, и назидал вельмож, и утверждал их в своем учении, и щедро словами и делами помогал всем, которые видели его в городах, в которые восходил (идя в Константинополь) и нисходил (возвращаясь), пока достиг среди дел милости своего города. Но он оставался там, пока постоянно боролось с ним новое преступление того [еретика], пока оный добрый пастырь страдал за свое стадо, бодрствовал над ним верным суждением при помощи верных и святых епископов, южных и западных 219 . Они под руководством Святого Духа отсекли и извергли его [Нестория] из священного чина 220 , сохраняя (в памяти) Праведный Суд Божий, на котором он даст ответ с теми, которые предались ему. Но так как нельзя, чтобы в длинной истории я показал борьбу отца нашего с этим заблуждением или еще краткими словами исследовал труд блаженного ради истинной веры Церкви, то достаточны те сорок шесть посланий, которые он написал иереям, и царям, и вельможам, и насельникам монастырей. Их, если поможет благодать, мы потрудимся, чтобы перевести с греческого на сирийский, чтобы они показали тем, которые встречаются с ними, какая ревность по Боге (441) жгла его и пламенела (в нем). Ибо он был последователем веры Павла в его надежде и любви, ибо хотя он не молился, как апостол, чтобы быть отлученным от Христа ради братьев и сродников его по плоти ( Рим. 9: 3 ), но чтобы быть принесенным в жертву за Иисуса ради братьев и сродников своих по духу к этому, если было можно, он много раз побуждался. Но время не давало возможности быть этому явно. В вольных страданиях своих и в свободных скорбях, которые он показывал в самом себе, в постоянных крестных страданиях во (все) дни жизни своей он вышел из этого мира. Но не только в этом он уподоблялся Павлу, но и в великом даровании, которое [как бы] поручено было ему от предшествовавших ему апостолов, – заботиться о нищих У него была забота это именно делать (Тал. 2, 10). Как бы сам он с Павлом принял от самих апостолов это повеление заботиться о бедных, так заботливо он и соблюдал его. Ибо кто может рассказать о великой ревности его об уходе за нищими, которая была у него, особенно же о высшей любви к бедным святым, которую он приобрел, Ибо в некоторых уединенных обителях их монастырей, в которых жили преподобные мужи постоянно в затворе и после кончины которых и кости их делались благоуханием о Христе, по его слову устраивали ему уединенную келлию по его воле, чтобы всякий раз, когда он шел посетить их, получал бы помощь по своей вере от тех, которые почивали там в мире, и особенно, чтобы самому помогать их сынам (442) (духовным) своим увещанием, чтобы в ней жить спокойно и отдельно и пребывать в молитве, приятной Богу, и чтобы молитва его была угодна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Это и многое другое обычно говорил нам Геронда очень просто, но благодатно, радостно и приятно, как только он один мог говорить. Своим примером он учил нас, что наша любовь ко Христу проходит через людей. Он говорил: «Наше спасение, Царство Божие, рай — это Сам Христос, то есть — Церковь». Когда я стал монахом, я поверил, что смерти нет Церковь — это новая жизнь во Христе. — Так всегда учил Старец . — В Церкви нет смерти, нет ада. Евангелист Иоанн говорит: Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51). Христос упраздняет смерть. Кто входит в Экклесию, тот спасается, становится вечным. Жизнь одна, бесконечное продолжение, не имеющее конца, не имеющее смерти. Тот, кто по истине следует заповедям Христовым, не умирает никогда. Он умирает по плоти, умирает для страстей и сподобляется еще в этой жизни жить в раю, в нашей Церкви, а потом — в вечности. Благодаря Христу смерть становится мостом, который мы перейдем однажды, чтобы продолжать жить в невечернем свете. И я, с тех пор как стал монахом, поверил, что смерти нет. Это я ощущал и ощущаю всегда, что я — вечный, бессмертный. Как это здорово! В Церкви, которая обладает спасительными таинствами, нет места отчаянию. Мы можем быть великими грешниками. Но мы исповедуемся, священник читает над нами молитву, мы получаем прощение и приближаемся к бессмертию, совершенно без всякого стресса, без какого — либо страха. Полюбив Христа, мы должны войти в Новую Жизнь Полюбив Христа, мы должны научиться жизнью Христовой. Если мы по благодати Божией достигнем этого, то окажемся в другом состоянии, будем находиться в завидном состоянии. Для нас не существует какого — либо страха: ни смерть, ни диавол, ни ад. Все это существует для тех людей, которые вдали от Христа, для нехристиан. Для нас, христиан, творящих волю Его, этих вещей не существует. То есть они, конечно, есть, но тогда, когда человек приобретает ветхого человека со страстями и похотями (Тал. 5, 24). Христианин не придает никого значения ни диаволу, ни злу. Это его не волнует.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

    Прп. Нил Сорский – Слово второе:     «...за добрыми помыслами следуют и дурные, то и нужно принудить себя, не допускать и таких помыслов, о которых мы думаем, что они хороши, а постоянно созерцать глубину своего сердца и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Произносить эту молитву всю, а иногда половину ее: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! или же: Сыне Божий, помилуй мя! – как это будет удобнее для новоначальных монахов, говорит Григорий Синаит. Не нужно впрочем часто переменять речения, но изредка. Ныне отцы прибавляют к молитве после слов: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – слово «грешнаго». И это приятно Богу, особенно прилично нам грешным».     Св. Иоанн Лествичник:     «Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания».     Ответ св. старца Варсонуфия преподобному Дорофею: «Вопрос 15».     «Напиши мне, господин мой, о непрестанной о Боге памяти (те. о внутренней молитве), если удостоишь меня сего поучения, и утверди меня в нем, ибо помысл мой боится, что не в силах буду сохранять сего, потому и прошу тебя, Владыко, скажи, действительно ли полезно мне это дело...» «> Ответ Варсонуфия:»     «О непрестанной же памяти, т. е. поучении, положи начало и не бойся: Бог укрепит и утвердит тебя. Но сей «с надеждою» (1 Кор.9:10), чтобы и пожать, если не ослабеешь (Тал. 6:9). Благословен Бог, Благословляющий тебя положить начало. Он подаст тебе силу и сохранит по мере твоей...»Авва Дорофей «(сказание о св. Досифее):     «Он» (Досифей) «имел и всегда память Божию, ибо» (авва Дорофей) «заповедал ему постоянно говорить»:     «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – и между этим: «Сыне Божий, помози ми» – так он всегда произносил эту молитву».     Прпп. отцы Варсонуфий Великий и Иоанн: «Вопрос»: «Хорошо ли мне упражняться в молитве: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4035...

Читая о всех этих духовных бедах великой прежде обители, следует особо подчеркнуть, что приговоры, выносившиеся тогда о. Иоасафу и ряду других валаамцев-старостильников, по самому духу своему были совершенно нецерковны, предельно сервильны и готовились монастырскими обновленцами лишь в связи с требованием антиправославных мирских властей Финляндии – при полном нарушении апостольского завета: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Тал 5,1) и Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков ( 1Кор 7, 23 ). Впрочем, всю внутреннюю неправедность и несправедливость приговоров, выносившихся тогда о. Иоасафу и ряду других валаамцев-«старостильников, подтвердили позже и сами былые монастырские «судьи»: как только финское правительство оказалось, по результатам Второй мировой войны, вынужденным считаться с мощью соседней России и сам монастырь (уже Новый Валаам) перешел на время в юрисдикцию «старостильной» Московской Патриархии, то в нем сразу же были восстановлены (причем прежними же начальствующими – недавними новостильниками!) православные – старостильные – церковный календарь и Пасхалия. ...Со времени этих печальных событий прошло около года, и вот мы вновь читаем очередные горестные строки в дневнике о. Памвы: « 1926 г. 12 сентября. С утра моросит маленький дождь... и на душе у меня мрачно, как и погода – мрачная. Господи Боже, помоги в мире кончить путь земного странствия! Сегодня в 3 часа едут наши прежние соборные на высший суд в г. Сердоболь...» О том, как проходило это неправедное по всем христианским понятиям судилище в Сердоболе, чуть позже свидетельствовал еще один валаамский инок – игумен Филимон: «Со слезами на глазах монахи нечто новое открыли им [судьям], и допросчики сидели в страхе перед тем ответом роковым; из апостольских соборных правил валаамцы прочитали вслух то, что грешный мир теперь оставил – стал к церковной дисциплине глух!.. Судьи молча, все в волнении, встали... и, как Каиафа – акт решения, председатель Солнцев произнес: «Обвиняетесь законом страны... в возмущении перед ней... Ваш отец игумен с нами, знайте, и наместник – наш усердный друг!» Форменный был суд и присудили монахов 35 изгнать совсем... посадить за город в Халахуты... С остальными справится игумен, разошлет их всюду по скитам».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Евангелии от Луки 16: 19–31 рассказывается история, подтверждающая, что сознательное существование не прекращается для человека даже после его смерти. Это повесть о богаче и о нищем по имени Лазарь. При жизни Лазарь верил в Бога, поэтому после своей физической смерти он пребывал в состоянии осознанного блаженства. Богач же, отказавшийся от Бога при жизни, после смерти испытывал осознанные адские муки. При этом он не только был в сознании, но и сохранил память о своей земной жизни. Помня о своих пятерых братьях, он просил Авраама, чтобы тот послал Лазаря предупредить их об этом месте мучений. Из этого отрывка видно, что все люди, и спасенные и не спасенные, после своей физической смерти пребывают в сознании. И хотя «Свидетели Иеговы» часто указывают на те или иные места в Ветхом Завете, чтобы подтвердить их учение о сне души, на самом деле нигде в Библии такой идеи нет. Апостол Павел говорил, что между нынешней и грядущей жизнью нет никакой паузы. Он тал, что сразу после своей смерти немедленно окажется с Господом Иисусом Христом: «То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:8 ). В 1 Послании к Фессалоникийцам 4:14 он решительно утверждает, что пока тела верующих ожидают в могиле всеобщего воскресения, души их отнюдь не находятся в бессознательном состоянии. Это видно даже из «Нового всемирного перевода»: – «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и усопших (в смерть) в Иисусе Бог приведет с Ним». Заметьте, что хотя тела верующих и находятся в могиле, их настоящие личности – души и духи – пребывают с Христом и вернутся вместе с Ним при Его явлении. По втором пришествии Христа тела умерших верующих восстанут из могил и воссоединятся со своими душами и духами. Если же предположить, что после смерти верующие остаются в могилах в бессознательном состоянии, то как тогда Бог может привести их с Собой? Слово Божье учит, что хотя тело умершего и остается после его смерти в могиле, его душа и дух пребывают с Христом, а душа и дух неверующего испытывают адские муки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

«Посвящается христианам–мученикам. СЕГОДНЯ — В РОССИИ, ЗАВТРА — В АМЕРИКЕ». Отец Серафим никогда не вдавался в подробности: каким образом в свободолюбивой Америке возобладают гонения на христиан и наступит время катакомбной церкви. «Всё испытанное Россией и другими странами, — писал о. Серафим, — придет и сюда. Какую форму примут гонения, мы не знаем, да и не хотелось бы мрачными домыслами нагнетать истерию». Десятилетие спустя мы видим, как Россия мало–помалу обретает вновь религиозную свободу, а Америка утрачивает ее. В 1962 году Верховный Суд отменил общую молитву в американских школах. Сегодня дирекцией школ запрещены почти все проявления христианской веры: нельзя устраивать добровольные чтения Библии во время перемен, молиться перед трапезой, пользоваться четками в школьном автобусе, устраивать собрания христиан после уроков, даже держать Библию на парте. Суд, как правило, поддерживает подобные запреты. Во многих учебниках старательно изъяты любые ссылки на религию, даже упоминание Бога в классической литературе зачастую опускается. Всё это творится в колледжах, которые готовят к жизни молодое поколение. И скоро подобным образом будет изменен лик нации. В 1989 году религиозный писатель Тал Брук заметил: «Для американцев, упивающихся свободой религии, ее усекновение кажется невероятным. Однако достаточно взглянуть на школы. Каждая отражает жизнь и настроение всей нации. Представим, что школы — это Америка в целом. И что же? Добровольные чтения Библии, молитвы, церковные и приходские собрания, равно и любая религиозная деятельность вдруг и сразу прекращаются навеки. Несогласным придется потихоньку перебраться за границу. Вот что случиться, уподобь мы Америку одной из ее государственных школ. Любопытный пример. Грядущему миру, не унаследовавшему американской Конституции или Билля о правах, придется столкнуться с теми же ограничениями, которые сегодня введены в системе государственных школ, и в обстановке «плюрализма» ограничения эти даже покажутся естественными. А наша законодательная система всячески этому потворствует, стремясь уложить религию в прокрустово ложе «личных потребностей». Усилиями американского Союза гражданских прав повсеместно запрещены изображения сцены Рождества Христова, которые со дня образования этой страны выставлялись в парках и иных общественных местах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Действительно, и между проповедями мы имеем две с обозначением Пасхи 26 марта, – это номер 10 и 21. В 21 проповеди мы находим решительное указание на то, что она произнесена в 433 году. Из истории известно, что Кирилл в этом году был тяжко и опасно болен ; так что Павлу Емесскому, прибывшему в Александрию в этом году (около декабря или января) для переговоров с Кириллом относительно примирения с Иоанном Аптиохийским, – пришлось долго дожидаться того времени, когда святитель мог подняться с одра болезни. 06 этой именно болезни, тяжкой и угрожавшей смертью св. Кириллу, проповедник и говорит в 21 проповеди; но если так, то проповедь 10 должна принадлежать 422 году. – Из двух, далее, проповедей с датой Пасхи 15 апреля. в каковое число Пасха приходилась в 423 и 434 годах, одну, под номером 22, мы имеем основание отнести к 434 году, так как в ней находятся явные следы догматического учения, направленные против несториевых мнений и мнений, порожденных его ересью. Между прочим в 433 году обвиняли Кирилла, будто он вместе с апполлинаристами признает плоть Иисуса Христа принесенною с неба; в виду сего Кирилл и употребляет в проповеди такие выражения, как (р. 868): «...родился по плоти от жены...; приемлет от нас земную мать, а нам дает Отца небесного” ... и пр. Но в таком случае другая проповедь с 15 апреля должна принадлежать 423 году. – Далее, мы имеем 3 проповеди (под номфрамн – 13, 19 и 24; с датою Пасхи 19 апреля; Пасха же в это число приходилась в 425, в 431 и в 436 годах . На основании терминов и выражений, заключающихся в 19 и 24 проповедях (р. 829: »...восприявши тело от Святой Богородицы Марии...“, р. 889 – 893 : «исследователи и критики не очень допускаются: ибо не безопасно много толковать о том, что предано одною верой. Но не так представляется это больше всего преданным изысканиям, не признающим ничего истинным и гордящимся гнилыми силлогизмами..., ибо никто не с тал бы вооружаться против Спасителя всех вас Христа и восставать против Его славы, низводя её в бесславие ...

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

τοτ στιν τ σμ μου ( Мк. 14:22 ) τοτ στιν τ σμ μου τ πρ μν διδμενον ( Лк. 22:19 ) τοτ μο στιν τ σμα τ πρ μν ( 1Кор. 11:24 ). Везде при сказуемом σμ стоит член τ, ибо речь идёт не о теле вообще, а о теле κατ’ ξοχν, о Теле истинном. Напротив того, всюду, а именно в: …λαβν ησος ρτον κα ελογσας ( Мф. 26:26 ) …λαβν ρτον ελογσας ( Мк. 14:22 ) …κα λαβν ρτον εχαριστσας ( Лк. 22:19 ) …λαβεν ρτον κα εχαριστσας ( 1Кор. 11:23 ) – хлеб назван ρτος без члена , ибо этот хлеб до «благодарения» (которое следует за актом взятия и, в свой черёд, предшествует евхаристийному «примите, ядите») есть просто хлеб, один из хлебов. По освящении же его молитвою благодарения, во время произнесения евхаристийных «примите, ядите» и при вкушении его он уже не простой хлеб, но хлеб по преимуществу, Сам Хлеб, ρτος – Хлеб , и в этом убеждаемся, сличая данные места с 1Кор. 10:16–17 и Ин. 6:33–35, 41, 55 и др. Тут везде говорится ρτος (с членом), и притом этот ρτος мыслится тождественным с τ σμα. Истинный Хлеб=Истинному Телу. Этим опровергаются рационалистические возражения, будто в Священном Писании не содержится учения о Евхаристии. Итак, комбинируя всё сказанное, мы делаем заключение: Церковь есть (метафизически, субстанционально, а не образно 561 ) Истинное Тело Христово . Но что такое, собственно, Тело, понимаемое метафизически? Посмотрим сперва, не даст ли чего лингвистика. IV Греческое σμα – тело происходит, по-видимому, от корня санскритского ska, греческого σς, лежащего также в основе слов: σος, σος – здравый, целый; σος, σς – благополучный, здравый, спасённый; σκος – сильный, здоровый; σαω, σζω (вернее – σζω) – лечу, излечиваю, спасаю; σω-τρ – спаситель, целитель. Сопоставляя поэтому σμα с σωτρ и с σζω, мы можем сказать, что эти слова относятся друг к другу как результат или орудие действия (νργημα, effectis vis) к действующему ( νεργν, auctor) и к процессу действования (νεργω). А так как окончание τρ равносильно окончанию τς, то σμα: σωτρ: σζω=πομα: ποιητς: ποιω=κτσμα: κτοστης: κτζω κτλ 562 . В параллель греческому можно притянуть и русское словообразование… (по Хомякову). Тело от санскритского корня тал, тил – быть полным, жирным 563 (т. е., по древним представлениям, – здоровым, крепким).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иначе же человеком владеет темная сила, проявляющаяся в раздражении (хотя бы и легчайшем), сухости тона, неуступчивости, дурном или подавленном состоянии духа и отказе в просьбах (даже легко исполнимых) и т.п. Пусть тогда (в последнем случае) христианин встанет на молитву или внутренне обращается к Богу с просьбой прогнать от него того лукавого духа, который владеет им в этот момент и мешает схождению к душе его благодати Святого Духа. Отсюда понятно старинное русское выражение про человека раздраженного - " он не в духе " . Очевидно, здесь надо писать слово " Дух " с большой буквы, так как здесь старые благочестивые люди, очевидно, говорили о Святом Духе, Который покидает раздраженного человека (слово " дух " означает также силу души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость, доблесть. - Н.П.). Далее в молитве Он называется " Духом истины " , Господь Сам назвал Его " Духом истины " (Ин.15:26), говорил Своим ученикам, что по Своем пришествии Святой Дух " наставит вас на всякую истину " . Затем свойствами Святого Духа является: " Везде Сущий и все исполняющий " . Он же является источником " сокровища благих и жизни Подателю " . После перечисления этих свойств Святого Духа в молитве - в завершении ее имеется просьба к Нему - прийти к нам, вселиться в нас и очистить наши души " от всякия скверны " , а через это их спасти. По существу, можно ли христианину просить еще чего-либо более? Апостол Павел перечисляет нам неоценимые сокровища, которые мы можем получить от пребывания в нас Святого Духа. Он пишет в послании к галатам: " Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание " (Тал.5:22-23). Молитва " Царю Небесный " , вместе с " Отче наш " , занимает особое, преимущественное место среди других молитв; Церковь предлагает читать " Царю Небесный " и перед началом всякого дела. С первого взгляда это непонятно. Здесь нет даже намека о помощи в каком-либо деле. Однако, что значит сопребывание с нами Святого Духа?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/446/...

Будем же, братия, особенно заботиться о добром воспитании наших детей. Не будем щадить для них слов и вразумляющего жезла. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности, – говорит апостол Павел ( Евр. 12 , И). Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его, – говорит и премудрый Соломон ( Притч. 13, 25 ; из поуч. прот. П. Троцкого). К вам, отцы и матери, мое слово! Сколько теперь появилось у нас разных лжеучителей, отвергающих чудеса, совершающиеся в Церкви Христовой и многими засвидетельствованные? А отвергая чудеса, они этим самым отвергают и Церковь Христову, отвергают и ее учение. На вас, отцы и матери, лежит первый долг отстранять нежные и чистые души детей ваших от пагубных влияний. Старайтесь с детства оградить их спасительным страхом Божиим. Бог есть премудрый Создатель и Благодетель наш, Господь Иисус Христос, Спаситель грешных, а в Святой Церкви мы получаем все дары Святого Духа ко спасению. Эти святые истины, прежде всего, должны быть усвоены их душе. Чаще берите их с собой в церковь , да и сами почаще ходите, пусть с детства они приучаются находить в церкви отраду, утешение, назидание. Как самое дорогое сокровище храните сами и детям своим заповедайте хранить светильник святой веры в сердцах ваших. Не уклоняйтесь никогда от общения и единения с церковью, без которой нигде нельзя найти спасения. Не слушайте бредней разных лжеучителей и раско-лоучителей, желающих изменить и превратить благовествование Христово (Тал. 1, 7). Этим только и можете сохранить веру чистой и себе доставить истинное спасение Увещание молодежи Святой апостол Павел повелел нам, пастырям Церкви, увещевать вас, юноши, как братьев, а молодых женщин, как сестер ( 1Тим. 5, 1–2 ). Возымейте же страх Божий и оставьте то, что до сих пор дозволялось вами: приходите в храм Божий к началу службы, не засиживайтесь дома, входите в него со всей скромностью, а придя, стойте в нем со страхом Божиим и благоговением, каких требует от всех нас святыня храма.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010