Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЭБРЭ-ДЭХУХАН [эфиоп.       - монастырь Пещер], название 2 эфиопских монастырей. Д.-Д. в исторической области Шоа был основан в XIV в. эфиоп. св. Фаддеем (Тадевосом), учеником знаменитого эфиоп. св. Такла Хайманота , основателя мон-ря Дэбрэ-Либанос . При преемнике последнего, св. Филиппе Дэбрэ-Либаносском , Фаддей был назначен мамхером (рукоположенным, т. е. благочинным) окр. Цэлалиш, родины Такла Хайманота. Там он основал Д.-Д., где монахи жили в пещерах, как это было в Дэбрэ-Либаносе при его основателе. Фаддей был погребен в Д.-Д. после того, как, согласно преданию, пострадал от эфиоп. царя Амда Сиона (1314-1344), к-рого обличал за многоженство. Мон-рь не играл значительной роли в истории Эфиопской Церкви, его братия всегда была немногочисленна, но благодаря древности происхождения, строгой жизни насельников и принадлежности к Дэбрэ-Либаносской конгрегации он пользовался большим уважением и царей, и народа. Ист.: Actes de Samuel de Däbrä Wägäg/Éd. S. Kur. Louvain, 1968. Vol. 1. P. 6. (CSCO; 287. Aethiop.; 57); Actes de Märha Krestos/Éd. S. Kur. Louvain, 1972. Vol. 1. P. 105. (CSCO; 330. Aethiop.; 62). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 119, сн. 1; Эфиопские хроники XVI-XVII вв./Введ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1984. С. 174. Д.-Д. в исторической области Кохайн (ныне Юж. Эритрея) также известен под названием «Нижняя обитель отца нашего Ионы» (              ), поскольку был основан в 1489 г. эфиоп. св. Ионой (Йонасом), учеником эфиоп. подвижника Евстафия . Обитель называется «Нижней» в отличие от «Верхней обители отца нашего Ионы» (              ; она же Дэбрэ-Сэге), основанной тем же монахом в 1455 г. Когда мон-рь Дэбрэ-Сэге стал разрастаться, Иона, верный заветам своего учителя не устраивать общин более чем для 12 чел., учредил Д.-Д. С момента основания до наст. времени обе обители подчиняются одному настоятелю. Лит.: Conti Rossini C. Gli Atti di Abba Yonas//RRAL. 1903. Ser. 5. Vol. 12. P. 177-201, 239-255; Bausi A., Lusini G. Appunti in margine a una nuova ricerca sui conventi eritrei//RSE. 1992. Vol. 36. P. 15-16; Lusini G. Studi sul monachesimo eustaziano (sec. XIV-XV). Napoli, 1993. P. 118-122; idem. Scritture documentarie etiopiche (Dabra Dehuhan e Dabra Sege, Sara " e, Eritrea)//RSE. 1998. Vol. 42. P. 5-55; idem. Däbrä D « h _ uh _ an//Ibid. P. 20. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180793.html

Перед кончиной ему является Господь Иисус Христос и обращается с обычными в этих местах житий словами: говорит о воздаянии за труды и полагает „завет“ относительно почитающих память святого списыванием и толкованием жития его и делами милосердия, до третьего рода. После тяжкой болезни следует тихая кончина святого, которого встречают соборы святых и ангелов, неся покрывала, держа кадила и печати. Его возносят на небо небес, перед престол Божий, во Иерусалим небесный, садят на престоле высоком и превознесенном „рядом с престолом Петра патриарха (liqa-päpasät)“. Мы помещаем это житие в данную группу только потому, что находим в нем два упоминания, которые могут, хотя и не безусловно, быть основами для его хронологии. Авва Салама, предрекший мальчику Невфалиму святость, вероятно, митрополит Салама III, о котором нам уже неоднократно приходилось говорить. Авва Иоанн из Дабра Дамбеге, посетивший Габра-Эндреяса, вероятно, тожествен с упомянутым в монашеской дабралибаносской генеалогии, изданной Perruchon 181 . Замечу, что этого места издатель совершенно не понял и дал неверный перевод. Его следует понять таким образом: „не думайте, что (все) родившиеся (в монашестве) в земле Эфиопской, благословлены рукою отца нашего Такла-Хайманота, но от чресл Дабра-Либаноса рукою отца нашего Иоанна Кама – авва Бакимос; рукою аввы Виктора дамбийского – Такла-Хаварьят 182 из Габарма и авва Цага-Крестос из Тула, авва Иоанн из Дамбегэ“... Выше в том же тексте эти четыре монаха названы так: Бакимос из Шами, Виктор из Даба, Такла-Хаварьят из Габарма, Иоанн из Бегамедра“. Виктор, постригший Иоанна2 ), вероятно был современником Иоанна Кама, т.е. жил в конце XIV в., что вполне согласно с датой воспитания его друга митрополитом Салама III. Таким образом определяется время жизни Габра-Эндреяса. Из упоминания Иоанна в числе дабралибаносцев следует заключить, что монастырь Дамбегэ, место рождения святого, принадлежал к их братству и что он сам, по крайней мере, стоял к нему близко. Параллелизм текстов дает нам возможность знать, что это Дамбегэ, не находимое ни на одной карте, лежало в Бегамедре, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Является вопрос, тождествен ли Бацалота-Микаэль жития Аарона с тем, который известен из повествований о Такла-Хайманоте. События, при которых пришлось подвизаться первому лет на сорок моложе тех, в которых участником был Такла-Хайманот, а Бацалота-Микаэль был его учителем в монашестве, и он служил ему. Конечно, примеры такого долголетия ничего безусловно невозможного в себе не заключают; напротив, та роль, какую приписывают Бацалота-Микаэлю жития Аарона и Евстафия, нашла бы себе в этом долголетии наилучшее объяснение: Если Филипп вступил против беззакония царя, как эчегге, Гонорий, как областной мамхер, то Бацалота-Микаэль стал на страже благочиния, как старейший монах, авторитет которого признавался и дабра-либаносцами. К сожалению недоступность жития этого святого лишает нас возможности решить этот вопрос, и мы принуждены довольствоваться тем скудным и подозрительным материалом, которым нас снабжают монашеские „родословия“. В данном случае они не лишены интереса уже потому, что помещают Бацалота-Микаэля рядом с Аароном, по всей вероятности, нашим. В приведенной Бассе с париж. рукописи 160 дабра-либаносской генеалогии мы читаем: „Abba Filpos eut pour fils spirituel Aron par le froc et la stole; Aron beaucoup de docteurs dans le Begameder et ä, Efraz; il donna le froc et la stole ä Abba Bas’alota-Mikael aprfcs l’avoir pour disdple. Abba Bas’alota-Mikael recut la ceinture et la tunique de Bas’alota-Mikael (?) de Gestia“ 144 . В бывшей y меня под руками дабра-либаносской родословной по рукописи 137 Национальной Библиотеки соответствующее место гласит так 145 : „И авве Аарону дал авва Бацалота-Микаэль рясу (qamisa) и пояс (qenät), после того, как тот стал ему учеником. Авва же Бацалота-Микаэль получил рясу и пояс рукою отца нашего (abuna) Бацалота-Микаэля, клобук же (qobä) и мантию (askemä) дал ему отец наш Филипп, пастырь пастырей. И авву Георгия постриг в монахи авва Бацалота-Микаэль из Гасча“. Таким образом, оказывается как бы два Бацалота-Микаэля: старший и младший; первый называется даже abuna –„отец наш“, что вполне понятно в устах ученика Такла-Хайманота. Было ли это так, сказать мы не в состоянии. По-видимому, за это говорит, кроме хронологии, также и то обстоятельство, что Бацалота-Микаэль старший носит специальный эпитет „из Гасча“; подобные эпитеты при именах преподобных большей частью обозначают не место их рождения, а монастыри, где они подвизались; между тем, Аарон постригается не в Гасча, а в Дабра-Голь. Оба монастыря лежали в Амхаре, но где находился Гасча, мы не знаем 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

– Еще интереснее рассказ о падении Загвеев и дамотском правителе Маталомэ. Выходит, что «реставрации Соломонидов» предшествовало владычество этого язычника, столь хорошо известного всем исследователям абиссинской старины из жития Такла-Хайманота. В синаксарном и дабра-либаносском житии этого святого о нем сказано, что он «царил самовластно над всеми областями Дамота и Шоа до границы Амхары, где великая река, именуемая Джама» 14 . Наш рассказ представляет его и завоевателем царства Загвеев, сидевших в Ласте и древнем Аксуме. Любопытно, что житие Такла-Хайманота рассказывает об обращении Маталомэ этим святым и пр. то же, что наше «чудо» говорит о подвиге аксумских соборян: «Собрал Маталомэ волхвов и советовался с ними, как поступить. Они ему сказали: «повели собрать дрова и зажечь огонь. Мы войдем сначала, а он войдет после нас. Если победит он нас, последуй за ним, а если мы победим его, мы убьем его. И поступили так. Войдя, волхвы веселись среди огня, а отец наш молился со своими, да покажет Бог чудо. Затем благословил воду во имя Св. Троицы, стал кропить, говоря: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его» Раньше, чем он успел кончить, они сгорели и превратились в пепел» 15 . Хотя этот мотив в той или иной форме и попадается неоднократно в эфиопской агиологии 16 , но все же в данном случае трудно удержаться от мысли о заимствовании. Не имея возможности судить о времени составления жития Иареда 17 , мы не можем и здесь говорить о первоисточнике, но едва ли ошибемся, если допустим, что имя Маталомэ, оставившее воспоминание и на севере, и на юге Абиссинии, не принадлежит только легенде. Было время, когда этот дамотский князь владел большею частью страны и, покорив христианские области, принял религию своих новых подданных. Были ли ближайшими виновниками его обращения аксумские священники, или Такла-Хайманот, решить трудно, но весьма вероятно, что Джама не всегда было границей его владений, и что он, хотя бы на некоторое время, властвовал и в области древнего Аксумского царства – только там в то время господствовало христианство и только оттуда могло победить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/a...

„Учение“ Евстафия, каким мы его видим в житии, с одной стороны заключается в реабилитации ветхого завета, с другой – в проведении в жизнь апостольских постановлений, с третьей – в постоянном напоминании о догмате Св. Троицы, о единосущии и равночестности Ее Ипостасей. При том стремлении евстафианства немедленно прилагать отвлеченное учение на практике и проводить его в жизнь, могло показаться ненормальным преимущественное прославление Второго Лица Св. Троицы, и естественным результатом этого явилось выделение Пятидесятницы – единственного праздника, посвященного преимущественно Св. Духу. И крайнее монофиситство евстафианства вытекает из того же ревностного не по разуму благоговения перед важнейшим христианским догматом. Православие-де четверит Св. Троицу, проповедуя двух Христов, оно же есть-де в то же время замаскированное несторианство, так как дерзает называть Спасителя и человеком – вот те пугала, которых страшились антихалкидониты, и которые заставляли Евстафия постоянно предостерегать своих учеников от имеющих явиться после него „волков хищных, вероотступников, епископов, которые изменят закон и заповеди Апостолов... идолослужителей, несториан, которые изменят веру, будут четверить Св. Троицу и перекрещивать верных вторично“, далее он объединил их под именем Николаитов, победу над которыми обещал своему ближайшему ученику Абсади, и в которых мы склонны видеть если не франков, то по крайней мере дабралибаносцев. Намеков на отношения к этой монашеской конгрегации в нашем агиологическом памятнике не мало. „Монах в земле Шоа“, к которому ходили царские приближенные из Сараве и Бур – конечно Такла-Хайманот. Устами самого основателя соперничающего братства провозглашается таким образом святость Евстафия, он сам свидетельствует, что видел его перед престолом Божиим говорящим о богопосланничестве своего учения; он сам-де слышал глас Божий, называющий его апостолом и подчиняющий ему весь мир. О подобном же видении рассказывает один монах, также из братства Такла-Хайманота – он видел небесную славу Евстафия и превознесение его перед всеми монахами Эфиопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

к. Брюс вскоре должен был покинуть Абиссинию, но эта история во всяком случае указывает нам на то, что, по крайней мере, в конце XVIII в. вопросы о канонизации возбуждали в обществе большой интерес и решались не так просто, раз речь могла заходить о соборе. Пилат, Александр, Навуходоносор – лица библейские и при известных условиях могли быть относимы к тому классу, уже самая принадлежность к которому обусловливала внесение в святцы. Надо было только доказать право их на принадлежность к этому классу. В тех же самых условиях находились мученики. В числе святых, жития которых нам известны, нет мучеников в буквальном смысле этого слова 23 ; есть преподобноисповедники (Филипп, Аарон, отчасти Такла-Хайманот и Евстафий) и исповедница (Валатта-Петрос). Хотя они не пострадали до смерти, но много терпели гонений, проливали кровь за свои убеждения и сподоблялись между прочим и мученического венца. По этому и их святость, вероятно, разумелась сама собой. Но было ли это так, мы сказать не можем, так как святость их могла быть признана и помимо мученичества. Филипп был вторым преемником Такла-Хайманота; если верить житию – единственным эфиопом, удостоившимся епископства, отцом и руководителем множества монахов и при всем том – чудотворцем. Аарон основал новые монастыри не только в стране, но и на ее диких южных окраинах, и был притом чудотворцем. Валатта Петрос положила начало множеству обителей, была великой подвижницей, творила чудеса при жизни и источала их по смерти. При всем том эта поборница национальной веры была близко известна и царю и митрополиту; весьма возможно, что не только „глас народа“, а и правительство, как духовное, так и светское, победив иезуитское воинство, от-праздновали свое освобождение прославлением святой. По крайней мере, уже в 30 году по ее преставлении было написано ее житие. Что касается Филиппа, то этот страдалец умер на глазах у митрополита Саламы III, который звал его подвиги и похоронил его; вероятно и прославление его совершилось не без его ведома. По крайней мере житие его писалось еще тогда, когда дабра-либаносский монастырь не вполне оправился от последствий гонения, и агиобиограф считал себя в праве в конце своего труда обратиться к святому: „возврати рассеяние чад твоих, благоволи воссозданию разоренной обители, воздвигни падение ее“.... Память Аарона также начала чтиться его учениками сразу по кончине; вскоре о ней был осведомлен и митрополит, как об этом повествует дважды житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕНА МАРКОС [эфиоп.    ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), святой Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 3 тахсаса (29/30 нояб.)). Извлечения из пространного Жития З. М., изобилующего описаниями чудес, изданы Э. Черулли по единственной рукописи, хранящейся в Ватиканской б-ке. Отец З. М., Зара Йоханнэс, был родным братом Цага за-Аба, отца эфиоп. св. Такла Хайманота . В 8 лет З. М. был рукоположен во диакона. Он женился на Марьям Кебра, но по обоюдному согласию З. М. удалился в пустыню, а его жена - в мон-рь Дэбрэ-Мамас. Наставником З. М. в подвижнической жизни стал его двоюродный брат Такла Хайманот. В нач. XIV в. З. М. основал мон-рь Дэбрэ-Бэсрат в обл. Морэт на северо-западе Шоа, к-рый в наст. время более известен как Дэбрэ-Зена-Маркос. Вместе с учениками З. М. активно занимался проповеднической деятельностью среди язычников в областях Годжам, Хагара-Мехур, Эндагабтан и др., а также на территориях, подвластных мусульм. правителю Адаля. Особого успеха он добился в обл. Гураге, в тексте Жития он назван «апостол Гураге». Для того чтобы крестить новообращенных, З. М. был рукоположен во иерея копт. Александрийским патриархом Вениамином II (1327-1339). По преданию, З. М. посещал Аксум , храмы Лалибэлы , встречался с эфиоп. подвижниками Самуилом Вальдеббским , Иясус Моа , Евстафием , Габра Манфас Кеддусом . Память З. М. совершается в день его кончины; в обл. Шоа и особенно торжественно в Дэбрэ-Бэсрат, где находится его могила,- в 3-й день каждого эфиоп. месяца. Ист.: Cerulli E. Gli atti di Zena Marqos, monaco etiope del sec. XIV//Collectanea vaticana in honorem Anselmi M. Card. Albareda. Vat., 1962. Vol. 1. P. 191-212. (ST; 219). Лит.: Belaynesh Michael. Zéna-Marqos//DEB. Vol. 1. P. 216; Raineri O. Ze  na   Ma  rqos//Enciclopedia dei Santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. Vol. 2. Col. 1389-1390; Derat M.-L. Däbrä B « rat//EncAeth. Vol. 2. P. 15; Sokolinskaia E. Morät//Ibid. Vol. 3. P. 1016. С. А. Французов, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБРА МИКАЭЛЬ Габра Микаэль [эфиоп.     - раб [св.] Михаила] (1791-1855), эфиоп. католик, блж. (беатифицирован Римско-католической Церковью, пам. 1 сент.). Происходил из рода потомственного духовенства пров. Годжам и, получив традиц. богословское образование, в 1816 г. принял постриг в мон-ре Мэртуле-Марьям. Разбирая богословские споры, происходившие тогда в Эфиопской Церкви, он пришел к выводу, что в христологическом отношении Эфиопская Церковь ошибается и на самом деле «у Господа нашего два естества, соединившиеся в одной ипостаси» ( Чернецов, Платонов. С. 248). В то время из сторонников Халкидонского Собора в Эфиопии были только католич. и протестант. миссионеры. Протестантизм, отвергавший культ святых и Богородицы, был неприемлем для Г. М., и он стал склоняться к католицизму. Этому способствовала поездка Г. М. в числе др. представителей Эфиопской Церкви вместе с католич. миссионером-лазаристом Джустино де Якобисом в 1841 г. в Каир за новым митр. Саламой († 1867), учеником протестант. миссионера Дж. Лидера. Затем де Якобис организовал эфиоп. посланцам путешествие в Иерусалим и Рим, где их удостоил аудиенции папа Григорий XVI . В результате в февр. 1844 г. Г. М. принял католичество. С 1845 по 1851 г. он преподавал в Эфиопии в католич. школах, устроенных де Якобисом, а в янв. 1851 г. был им рукоположен во пресвитера. В 1854 г. митр. Салама начал преследования эфиоп. католиков, призывая власти их казнить. Г. М. подвергли жестоким избиениям. Он держался мужественно и восклицал: «Как уверовал я в Божество Господа Бога моего, так не отрекусь я от человечества Его!» Его мучения продолжались с февр. до 28 или 29 авг. 1855 г., когда Г. М. умер от голода, дизентерии и последствий побоев. 3 окт. 1926 г. папа Пий XI беатифицировал Г. М. как мученика за веру. Ист.: T é kla-Hanmanom. Abouna Yacob ou le vénérable de Jacobis: Scènes de sa vie d " Apostolat racontées par un témoin Abba Tékla-Haïmanot. P., 1914. P. 155-161; Чернецов С. Б. , Платонов В. М. «Книга уничтожения лжи, возведенной на праведного абуну Иакова» Такла Хайманота Такла Эгзиэ - одно из первых произведений амхарской лит-ры//ХВ. Н. с. 2002. T. 3 (9). C. 192, 201-206, 235-240, 247-254.

http://pravenc.ru/text/161209.html

Он уже пятый по счету патриарх независимой Эфиопской Церкви. Его полный титул: Его Святейшество Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский (Абуна на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; эчеге – старец – означает главу монашеских общин; Такла Хайманот – одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум – первая историческая кафедра Эфиопской Церкви). Абуна Павел родился в 1935 году в провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Учился Абуна Павел сначала в Аддис-Абебе, а затем уехал в Америку, где прошел курс богословия в Свято-Владимирской семинарии. Там его учителями были протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф, профессор С. С. Верховский. После этого он поступил на докторскую программу не менее знаменитой Принстонской богословской семинарии, однако не успел ее закончить, так как был отозван в Эфиопию тогдашним патриархом Феофилом – в то время в стране как раз произошел переворот. Эти трудные для Эфиопской Церкви годы стали периодом испытаний и для Павла. В 1975 году он был рукоположен в епископы патриархом Феофилом, который вскоре после этого был смещен с кафедры, а затем убит. Рукоположение Павла не было санкционировано властями, и он был посажен в тюрьму, где провел восемь лет. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и уехал в США. Здесь он наконец закончил свою докторскую диссертацию в Принстоне и продолжил церковную карьеру, будучи возведенным в сан архиепископа. При смене власти в Эфиопии Павел вернулся в страну и был избран новым патриархом. Смещение с патриаршей кафедры Меркурия и избрание Павла стало источником нестроений в Эфиопской Церкви. Меркурий, эмигрировавший в Кению, не признал нового патриарха. Также его не признал эфиопский архиепископ в США Иезехак, в 1992 году прервавший евхаристическое общение с Аддис-Абебой.

http://pravoslavie.ru/589.html

Эфиопский миллениум В годы же коммунистической диктатуры Церковь была жестоко гонима и вытеснена на периферию общественной жизни. Ее судьбу сполна разделил и Павлос. После свержения императора Хайле Селассие и прихода к власти военной хунты в 1974 году он был отозван домой с учебы в Америке тогдашним патриархом Тевофилосом. В 1975 году его вместе с четырьмя другими кандидатами рукоположили в епископы. Эта хиротония не была санкционирована властями. В результате Павлос был посажен в тюрьму, где провел 8 лет. Патриарх Тевофилос заплатил за это значительно большую цену – сначала он был брошен в тюрьму, а затем убит. Павлос же был выпущен на свободу лишь в 1983 году, после чего сразу уехал в США. Вернулся он в Эфиопию уже в сане архиепископа лишь после смены режима. Абуна Павлос Необходимо сказать несколько слов о факторах, повлиявших на формирование личности Павлоса. Во-первых, это само его происхождение. Он был тиграец – родом из провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Жизнь в монастыре оказала решающее влияние на его духовное формирование. Его богословское формирование оказалось под значительным влиянием русского богословия в эмиграции. Находясь в Америке, он учился в Св.-Владимирской семинарии, где его учителями, по его собственному признанию автору этих строк, были прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, проф. С.С. Верховский. Также он учился в Принстонской богословской семинарии, где защитил докторскую диссертацию. Абуна Павлос стал широко известен в христианском мире благодаря активному участию в экуменической деятельности. Еще когда он был рукоположен в епископы патриархом Тевофилосом, ему было поручено курировать межхристианские связи Церкви. Уже будучи сам Патриархом, он был избран одним из семи президентов Всемирного Совета Церквей. Эта позиция вошла даже в его официальный титул. Полностью его титул звучит следующим образом: «Его Святейшество, Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский, один из семи действующих Президентов Всемирного Совета Церквей». Артикулы этого титула означают следующее: «Абуна» на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; «эчеге» – старец – означает главу монашеских общин; Такла Хайманот – одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум – первая историческая кафедра Эфиопской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010