И потом они облекли его, и тогда сказали отцу нашему Такла-Хайманоту: «воистину достоин блаженный Филипп приять схиму священия». И тогда он взял его и облек одеянием монашества, и благословил его Бог устами отца нашего Такла-Хайманота, и был сей блаженный Филипп последователь стопам отца своего в любви и смирении и кротости. И таким образом жил он много лет, не печаля и не огорчая никого, не проклиная и не вознося очей своих в гневе и гордыне, и оком мысленным созерцал он царствие Божие и видел в зерцале Духа Святого, Царя Славы, и всегда приветствовал Иерусалим небесный. И после сего послал отец наш Такла-Хайманот блаженного Филиппа к митрополиту получить поставление, причем он не хотел сего, не пренебрегая поставлением священническим, но во смирении сказал он: «отче, я не исполнил еще сей лествицы поставления дьяконского и не дошел». И сказал ему отец наш Такла-Хайманот: «ты не меньше тех во царствии небесном, которые избраны диаконами; иди и Бог да будет с тобою». И он пошел тогда, и благословил его Дух святой рукою отца нашего Такла-Хайманота, и он сходил в мире. И потом он вернулся скоро по воле Божией, получив доставление священническое, и пребывал в любви и хорошо совершал службу сего священнического поставления. Когда он служил, сослужили ему Ангелы, и он стоял на колеснице (?) перед кивотом и закалал руками своими Агнца Непорочного, вземлющего грехи мира. И после этого он принял милоть – завершение монашества от руки отца нашего. И угоден он был ему во всех своих делах и в послушании ему, и он благословлял его всегда. И когда настало переселение отца нашего Такла-Хайманота, собрались к нему монахи мужи и жены, великие и малые в его пещеру и плакали. И сказали ему: «отче, кто будет после тебя на седалище твоем?» И он ответил им: «Елисей да будет». И он не напомнил им о Филиппе, так как знал, что Бог после Елисея утвердить память имени его в род и род. И после этого успокоился отец честный Такла Хайманот в старости маститой. Благословение молитвы его да пребудет с возлюбленным его Ацка-Руфаэлем во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Чудо (пятнадцатое)... f.75. Случилось, что в Энгабтон, обитель аввы Иосифа, пришел от чад авва Такла-Хайманота и стал жить у них, служа настоятелю (mamher). Когда умер этот настоятель, поставили на его место этого сына аввы Такла-Хайманота, а монастырь был (устава) аввы Евстафия, и монахи его – чадами аввы Евстафия. Они сказали этому сыну аввы Такла-Хайманота: «чью память праздновать нам – твоего ли наставника, или нашего – аввы Евстафия?» Он ответил им: «делайте как хотите». Они сказали: «отпразднуем твоему наставнику». И они приготовили яства и питье в день памяти того, кто не был их наставником. И в день этот принес авва Евстафий большой камень и сокрушил дома и управителей, готовивших яства и питие, и они умерли. И удалился этот настоятель в церковь . И сказал им авва Евстафий: «это я сделал это, и наслал на вас язву за то, что вы оставили творить память мою и предпочли другого мне». Когда они это услышали, побежали в церковь и молились восклицая и говоря: «согрешили мы и оставили память твою; и ныне прости нас; не будем впредь делать сего, но будем творить память твою». И потом они стали жить, и когда наступил день памяти отца нашего Евстафия, они улучшили еду и питие и усугубили их против прежнего времени. И сделали они пир великий для бедных и убогих, молясь и служа в церкви. И в день памяти своей сошел к ним авва Евстафий; они видели его ясно с двумя ангелами стоящими в церкви до окончания молитвы их. Сие чудо сотворил он в стране Шоа. Молитвы... Чудо (шестнадцатое)... f.76. Начали строить церковь чада аввы Иосифа 273 , и когда окончили постройку, написали внутри ее: «начали и кончили силою молитвы аввы Евстафия». Прибыл монах, сын аввы Такла-Хайманота по имени Фома – он был архимандрит (mamher) – вошел в церковь и увидал эту надпись, разгневался и сказал им: «зачем написали вы так, какое дело Евстафию до этого монастыря вне Армении, ибо сия страна – аввы Такла-Хайманота». Он сказал им и связал оковами благочинного (liqa-kähnät) и настоятеля (liqa-mähbar). И пришли к нему все монахи и сказали: «помилуй и пощади и разреши их». Он противился, и не слушал их. Они пошли в церковь и молились, говоря: «помоги нам Боже Евстафия». Он услышал молитву их и в тот же день и час пришли слуги царя, которые связали и увели его, а этих святых монахов освободили по молитве аввы Евстафия чудотворца, который обратил узы и удары на того, кто связал чад аввы Евстафия. Молитва его...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И был крепок царь в вере евангельской и, когда приобщался Св. Таин, давал священникам по 60 литров (letra) золота, а диаконам – по , говоря: «я это делаю для оставления грехов моих неведения. Вы же бдите над соблюдением заповеди служения тела и крови Бога моего». Здесь уже откровенно заявляется, что Такла-Хайманот так же поставлен самим Богом, как и Апостолы, а потому он – Архиерей eo ipso и выше современных ему епископов, священство которых восходит к апостолам только через длинный ряд преемственных звеньев. Мало того, он по крайней мере не ниже апостола Абиссинии – св. Фрументия, ибо получает с неба повеление вновь сделать пригодным для священнодействия освященный им табот – антиминс. Таким образом была придумана связь его с просветителями северной Абиссинии и сам он поставлен с ними на один уровень. Я думаю, нет надобности говорить больше о тенденциозности этого сказания; уже самый табот от времен легендарных царей говорит за это. На сверхъестественное посвящение и получение с неба архиерейского чиновника и мура ссылался далеко не смиренно и сам Такла-Хайманот, когда новый митрополит Иоанн предлагал ему от себя епископский сан. Об этом житие говорит следующее: Глава 96. В эти дни прибыл митрополит по имени авва Иоанн и позвал отца нашего святого Такла-Хайманот, говоря: «прошу я священство твое, приди ко мне, установим мы веру и поставим священников и диаконов; тебя возрастил Бог , чтобы ты был для народа и для всех нас». И сказал отец наш святой Такла-Хайманот посланным: „что мне убогому устанавливать с митрополитом? впрочем встаньте, пойдем, чтобы получить мне его благословение». И он взял с собой книгу священнического посвящения и миро, принесенные ему святым Михаилом, когда он освящал табот и ставил иереев и диаконов в земле Дамот. И пошли от него посланные, и рассказали о нем митрополиту. Вышел авва Иоанн к нему на встречу с радостью, и увидав, отец наш святой Такла-Хайманот поклонился издали; митрополит также поклонился ему и обнял объятием духовным, и весьма возлюбил и почтил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И когда он так скорбел стоя, явился ему св. Михаил архангел справа он него и сказал: «вот принес я тебе миро и служебник: возьми, говорит тебе Бог, как повелел тебе Он Сам». И возрадовался отец наш святой Такла-Хайманот и веселился о Духе Святом и, совершив литургию, освятил табот и поставил священников и диаконов, и этих пленных священников, которые поклонились идолам, он посвятил и поставил вторично и переименовал их: Аарона – в Петра, Иова – в Андрея, Исаию – в Фому; так он назвал 12 по именам 12 апостолов. И окончив литургию, он вышел. До сих пор не вкушал царь пищи и пребывал постясь весь день. Утром послал царь сказать отцу нашему Такла-Хайманоту: «не отслужишь ли сегодня литургии, ибо я голоден и сильно страдаю – вот уже третий день я ничего не ем». И ответил отец наш святой Такла-Хайманот посланным: «скажите царю; не бойся, чадо, этого поста, ибо пост врачует недуги души и заставляет молчать плотские похоти. Я отслужу для тебя литургию скоро». Когда ушли посланные, сказал отец наш святой Такла-Хайманот святому Михаилу Архангелу: «что мне делать, ибо сегодня пяток? Служить ли мне литургию и ставить трапезу утром? Хотя ввести в величие христианское, нарушу ли я закон христианский? И сказал ему святой Михаил: «служи ему обедню в третий час и читай писания, пока не придуг ar " östa gesäwe " äbijän (?), ибо будет много народа, который ты будешь приводить до захода солнца». И послал отец наш святой Такла-Хайманот к царю, говоря: «иди скорее, чтобы приобщиться Св. Таин». И пришел царь со всем воинством и говорила они: «ускори совершение литургии, ибо мы весьма страдаем от сильного голода».И совершил он литургию на хлебе небесном и чаше чистого вина, и приобщил царя и его воинство от них тела и крови Христовой. И стоял святой Михаил и все святые архангелы, окружая ого справа и слева, подобно епископам и архимандритам (Clqomosät); он же был подобен митрополиту. И окончив литургию, он вышел в 12 часу пятка. И вся страна Дамот приняла веру во Христа, Сына Божия, и радовался царь с воинством своим...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос. 1960-1962 гг. [эфиоп.      ], самый знаменитый эфиоп. мон-рь, центр одноименной конгрегации. Расположен в шт. Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Д.-Л.- «гора Ливанская», однако правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноименный древнему сев. эфиоп. мон-рю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания , одного из «девяти преподобных» , принесших в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Д.-Л. был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиоп. св. Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до сер. XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Юж. Эфиопии и вел миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при 2-м настоятеле Елисее Д.-Л. представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либаносский (XIV в., святой Эфиопской Церкви), он построил новый мон-рь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо др. учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие. В Житии Филиппа (составлено в кон. XIV в.) содержатся сведения о создании адм. системы монашеской конгрегации Д.-Л. в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314-1344) и митр. Иакова III (ок. 1337-1344) был учрежден институт 12 мамхеров (рукоположенных, т. е. благочинных), во главе которых стоял настоятель мон-ря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Д.-Л. в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенес мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарем храма. В нач. XV в. игум. Феодором была построена новая церковь, освященная во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей.

http://pravenc.ru/text/180795.html

И затем 12 генбота сошлось новолуние с праздником перенесения в день преполовения, который есть завершение чина молитвы четверга, когда преподал Господь наш плоть свою и кровь свою ученикам, в ночь которую был предан, и по воскресении из мертвых и в преполовение завершил им жертвы и чин таинства причащения, ибо „половина“ значит „средина праздника Пятидесятницы от Пасхи, и „Сретение“ – ибо Он явился ученикам только в 3-й день, завершил в день первый, когда уверовал Фома; встретил когда они шли на село и обновил им установление таинств, и в день 40-й, когда вечерял с ними, и взяло Его облако и сокрыло. И праздник Михаила совпал с праздником перенесения славного, ибо они пребывали в любви, как друзья и товарищи во дни живота святого и в священнодействии литургии, когда проповедовал отец наш Такла-Хайманот во всех странах, и Михаил носил хлебы; отец наш Такла-Хайманот служил, а Михаил был за диакона и говорил: „востаните на молитву“; отец наш Такла-Хайманот говорил: „мир       всем!“, он раздроблял хлебы и раздавал народу тело и кровь Христову верующим во имя Его. И поэтому совпал праздник Михаила с праздником перенесения Такла-Хайманот. Сподоби нас Господи благословения его, рабов Твоих во веки веков. Аминь. „И затем встали 12 мамхеров с Езекией, отцом их, и пошли к скале и прорыли гробницу святого и обрели останки его прилипшими к пеленам; и был подобен обвитому сегодня, погребенный 56 лет тому назад, и слышно было вне благовоние, и кресты водружены в изголовье его направо и налево. И вошел Гонорий, что из земли Вараб и сказал: „кто будет предо мной, и кто за мной при несении останков отца моего?“ И он взял крест и передал его отцу нашему Езекии к изголовью. И когда хотели поднять его, сдвинулись кости его, ибо исчезла плоть его во дни жизни его от многих постов. И поклялся отец наш Андрей, говоря: „так да сотворит и со мною Бог“. И он лобызал много раз (?). И принесли чистые синдоны и обвили кости его и положили его в малый гроб и разрезали пелены его на мелкие части, и они творили чудеса и знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В агиографической традиции отношения И. М. с величайшим эфиоп. святым Такла Хайманотом отражают сложные моменты взаимодействия между Хайкской обителью и конгрегацией мон-ря Дэбрэ-Либанос , претендовавшей на первенство в Эфиопской Церкви. Такла Хайманот, который провел в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос 7 лет в качестве послушника и 3 года как монах, считается учеником И. М. Однако, когда Такла Хайманот решил отправиться в Дэбрэ-Дамо, И. М. попросил его взять у Йоханни и принести ему монашеский наплечник (схиму), поскольку в том облачении, к-рое И. М. получил от Йоханни, этого предмета не было. Когда Такла Хайманот вернулся, И. М. принял наплечник со словами: «Будучи моим сыном, ты стал моим отцом», имея в виду духовное родство. К ученикам И. М. причисляли также эфиоп. святых Аарона Дивного , Бацалота Микаэля , Георгия из Саглы и др. И. М. скончался на 9-м году правления Агбэа (Ягба) Сиона, т. е. в 1293 г. Наиболее ранним агиографическим текстом, связанным с И. М., является датируемая нач. XV в. гомилия в его честь ( Marrassini. 1986). Пространное Житие И. М. сохранилось в 2 версиях, из к-рых издана более поздняя, составленная, по одним предположениям, во 2-й пол. XV в., по другим - в XVII-XVIII вв. Более ранняя версия, появившаяся после гомилии, идентифицирована в рукописи Dâgâ Estifânos. 53. Fol. 96r - 109v ( Six. 1999) и, подобно гомилии, не содержит важных для истории Эфиопии сведений о контактах между И. М. и Йэкуно Амлаком. Краткого Жития И. М. в эфиоп. Синаксарях не выявлено: под 26 хэдара в них упоминается лишь имя этого святого и приводятся саламы (величания) в его честь. Ист.: Actes de Iyasus Mo " a, abbé du couvent de St-Etienne de Hayq/Éd., trad. St. Kur; introd. E. Cerulli. Louvain, 1965. 2 vol. (CSCO; 259-260. Aethiop.; 49-50); Marrassini P. A proposito di " Iyasus Mo " a//Egitto e Vicino Oriente. Pisa, 1986. Vol. 9. P. 175-197. Лит.: Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 36, 67, 110, 158-167, 177-178, 203; Kur St. " Iyäsus-Mo " a//DEB. Vol. 1. P. 92. Pl. 4; Kur St., Kaplan St., Nosnitsin D. Iyäsus Mo " a//EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 257-259; Kaplan St. The Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia. Wiesbaden, 1984. P. 34-35, 46-49, 53, 63, 78, 84; Six V. Athiopische Handschriften von Tanasee. Stuttg.; Wiesbaden, 1999. Tl. 3. S. 208-209. (Verzeichnis der orient. Handschriften in Deutschland; Bd. XX, 3); Nosnitsin D. «Wäwähabo qob‘a wä " askema…»: Reflections on an Episode from the History of the Ethiopian Monastic Movement//Scrinium. СПб., 2005. Т. 1: Varia Aethiopica: Памяти С. Б. Чернецова (1943-2005). С. 197-247.

http://pravenc.ru/text/1237989.html

Все сказали ему в один голос: „зачем ты пришел к нам, будучи более славен, чем мы?» И ответил им отец наш святой Такла-Хайманот: „не говорите так, отцы мои. Чем я славнее вас, облеченных пустыней? Вы славнее меня“. „И сказали они: „истину говорим тебе, не видели мы человека, которому бы дана была на земле благодать (более, чем тебе); многие святые родятся от тебя, и ты будешь отцом многих языков“... Далее он идет в монастырь Хавзан (d. Hawzfm) 102 , где на просьбу благословения монахи отвечают: „мы не можем благословить те6я, муж святой и благословенный, которого благословил Бог , но ты благослови нас благословением твоей святой и благодатной руки“.... Наконец, когда он на пути в Иерусалим заходил с воскрешенным им в пустыне (впоследствии монахом Arajana-Sagäliu) к патриарху Михаилу, тот „встал с седалища и поклонился ему и назвал по имени, которое ночью сказал ему Ангел. Потом он сказал ему: „отныне будь монахом, ибо ты сделался отцом многих монахов и много церквей создастся во имя твое. Вернись в свою страну – она твое достояние от Бога“. И сказал отец наш святой Такла-Хайманот: „не возвращусь я в страну мою; я пришел, чтобы ты похоронил меня здесь рукой своей. А что касается монашества, то я не постригусь сам, ибо не знаю монашеского устава“. И сказал патриарх: „истину говорю тебе, нет монаха, большего тебя. Но да будет по слову моему“. И сказал св. Такла-Хайманот: „да, я поступлю, как ты сказал мне, ибо ты – мой отец после Бога, Господа Моего“. Место погребения святого, т. е. его обитель также выставляются важным религиозным центром, и это свидетельствуется как самим Богом, так и патриархом. Перед кончиной Такла-Хайманоту является Спаситель и заключает с ним необходимый в житиях „завет“. В нем, кроме обычных в них обетований, мы находим еще следующее: „тому, кто будет ходить на богомолье к твоему гробу из ближних, или из дальних мест, я вменю это, как хождение во Иерусалим ко гробу Моему, и кто будет приобщаться Св. Таин и есть укрухи, падающие с трапезы твоей памяти, Я Иисус – слово Мое неложно – приобщу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Следует еще отметить, что установление 12 мамхеров несомненно позднейшее, и в житии Филиппа, как мы увидим, относимое к митрополиту Иакову, вальдебское житие приписывает самому Такла-Хайманоту, а дабра-либаносское идет еще дальше, говоря, будто преемник Кирилла – митрополит Иоанн предлагал этому святому епископский сан и половину своей епархии. Если для вальдебского монаха было лестно, что впервые поставленный над его округом благочинный – духовный сын непосредственно самого основателя великого монашеского братства, то для монаха центральной обители было естественно верить в то, что она немедленно после своего основания сделалась центральной, что его духовный отец был таким же духовным главой монашества, как и современный ему эчегге. Ниже, в житии Филиппа мы опять встретимся со сказанием, имевшим ту же цель. Во всяком случае характерно отсутствие упоминания в обоих житиях о „завете“ Такла-Хайманота относительно получения архиереев от коптов. Что же касается пресловутого „завета“ этого святого с Иекуно-Амлакоми, бывшего результатом так называемой реставрации Соломоновой династии, то Conti Rossini 112 несколько поторопился объявить его безусловно позднейшим замыслом, сославшись на отсутствие его как в вальдебском житии и синаксарном, так и в альмейдовом пересказе дабра-либаносского. В парижской рукописи последнего мы читаем после рассказа о небесном поставлении Такла-Хайманота, т. е. еще до его апостольских подвигов и монашеского пострижения, следующее: Глава 35. В эти дни, во время проповеди отца нашего святого Такла-Хайманот, спустя много лет после того, как отошло царство Израиля из рук Дельнаада на 340 лет, 7-го хамлэ вернул Бог царство от племени Хепаца. Зрите силу Божию, действующую над святыми Его. Здесь исчислить роды тех, у которых похищено царство. Дельнаад родил Махбара-Ведем 113 и т. д. Иекуно-Амлак, который вернул царство от Загвеева – 112 родов от Адама, а от Эбна-Хакима 70, а 10 родов тех, которые жили в изгнании, скитаясь по горам и вертепам и переселяясь из града во град и скрываясь в пещерах и пропастях земных до царствования Иекуно-Амлака. Когда он воцарился, наступил мир и покой во всех странах. Так сотворил для них отец наш святой Такла-Хайманот силою Бога своего, для Которого нет ничего невозможного. Люди израильские! какую награду воздали вы и чем отплатили такому отцу вашему, возвратившему вам это великое наследие – царство? Будьте только тверды в завете, который заключил и держите клятву, которой клялся с отцом вашим Иекуно-Амлак так же, как и они оба, утвердив завет, и клятву в Дабра-Либаносе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

в XVI в. ычаге был первым по митрополите духовным лицом в Абиссинии, а акабе-саат – лишь первым по ычаге, но далеко не такое было отношение этих должностей в «эпоху договора», в 1270 г. по р. Хр., когда – по выражению летописи – ныгус «Йыкуно-Амлак возвратил себе царство от Загве по молитве папаса аввы Кирилла (Gerllos) и по молитве аввы Иясус-Моа, игумена хайкскаго, и по ходатайству блаженного отца славного главы отцев абуна Такла-Хайманот, игумена дабра-либаносского». Не смотря на то, что Такла-Хайманот почтен здесь целою гирляндою титулов и ему, по-видимому, принадлежала чисто активная роль («ходатайство» в отличие от «молитвы») в этом политическом событии, вполне ясно, что в 1270 .г. в Абиссинии вторым духовным сановником (первым по митрополите) был игумен хайкский, не игумен « дабралибаносский. «И за сие», – продолжает летопись, – »поставил он (Йыкуно-Амлак) от чад абуна Такла-Хайманот ычаге по завету и клятве, а от чад абуна Иясус-Моа акабе-саат, чтобы [это назначение] было им в наследие (rsta) в роды родов. И это распоряжение [касающееся ычаге] остается в силе и не прошло даже доднесь; но (пост) акабе-саат цари, бывшие после него, передали в другое колено (nagad), разоряя завет, на котором Йыкуно-Амлак клялся им именем Бога живаго». Трудно допустить, чтобы Йыкуно-Амлак распределил духовные должности между двумя игуменами не соображаясь с желанием игумена хайкского. Пост ычаге (нечто в роде благочинного над всеми монастырями Абиссинии) предполагает высокий авторитет in spirituaibus, пост акабе-саат обещает почти власть in saecularibus. Акабе-саат (это имя, ъâqâbe saъâm, буквально значит хранитель часа) занимал в сущности, придворную должность – так сказать – «ближняго священника». При ныгусе Зар " а-Якоб († 26 августа 1470 г.) акабе-саат Амха-Цыйон «приближался к царю во всякое время» и имел привилегию, вместе с немногими, сопровождать царя, когда тот отправлялся в церковь для приобщения св. тайн. Эта близость к ныгусу повела к тому, что «никто из людей не взирал» на лицо акабе-саат, когда он выходил из своих апартаментов, и только 2–3 пажа, да «один из верных монахов его», имели доступ в апартаменты его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010