Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. 26 октября, 2009 Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Что такое венчание ? Почему оно называется таинством? Для того, чтобы начать разговор о венчании, стоит прежде рассмотреть православное учение о браке . Ведь венчание, как богослужение и благодатное действие Церкви, полагает начало церковному браку. Брак же есть Таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Канонические сборники Пра­вославной Церкви также оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основан­ное на свидетельстве Священного Писания. Господь Иисус Христос учил: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

http://pravmir.ru/venchanie-chast-1-poch...

Апостол Павел в своем послании к Ефесянам уподобляет брак мужчины и женщины союзу Христа и Церкви (см. Еф. 5, 22–33 ). Образ этот удивительно глубок. Он отражает то высокое и прекрасное понимание брака, которое присуще христианству. По учению Православной Церкви, союз двух обвенчавшихся людей не может прекратиться даже со смертью – это дар вечный. Православные христиане венчаются не «пока смерть не разлучит», а пока смерть и переход в вечность не соединят супругов навеки. Современные мужчины, даже неверующие и нецерковные, знают и очень любят слова апостола Павла, которые священник читает во время венчания: а жена да боится своего мужа ( Еф. 5, 33 ). Это изречение среди людей мирских имеет сейчас некое фривольное значение. Безусловно, современный муж, глядя на свою эмансипированную жену, может процитировать Апостола только несколько игривым и извиняющимся тоном. Церковный же брак, в отличие от современного брачного контракта, никогда не мыслился как союз двух равных партнеров. По-русски мы говорим: мужчина женится, но девушка – выходит замуж. После венчания она за мужем, и муж берет на себя всю ответственность за дальнейшую судьбу своей второй половины. Именно так Церковь понимает супружество, и вот что устами священника говорит венчающимся апостол Павел: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа ( Еф. 5, 22–23, 28–33 ). Конечно, боязнь жены – это не просто страх. Страха между теми, кто любит друг друга, не бывает. Жена должна бояться обидеть своего мужа, бояться оскорбить его своими грехами. Такова иерархия и обязанности супругов в церковном браке. Таинство Венчания – одно из самых красивых, самых торжественных и радостных событий в жизни человека. И основой ему должна быть, несомненно, любовь. Этому чувству апостол Павел посвятил 13-ю главу в своем Первом послании к Коринфянам. Ее еще называют Гимном любви, настолько всеобъемлюще и во всей полноте говорит в ней Апостол о любви. Гимн этот стал основанием, столпом, на котором зиждется все последующее двухтысячелетнее европейское понимание любви. И хотя эту главу не читают во время Венчания, но настоящая, истинная любовь понимается христианами только в свете любви Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не только к Таинству Причастия имеется подобное отношение. Часто невоцерковленные молодожены прибегают к Таинству брака в надежде, что венчание станет неким оберегом для их семьи. Но венчание таковым не является, от семейных неурядиц, скандалов, измен и разводов не уберегает. Как следствие, несбыточные ожидания, основанные на суевериях, становятся причиной разочарования в Боге, Церкви и полном оскудении в вере. Венчанные разведенные супруги, начав новые отношения, нередко отказываются вступать в законный брак, довольствуясь блудным сожительством, аргументируя это тем, что ни печать в паспорте, ни венчание им в первый раз не помогли сохранить семью. В этом есть доля правды – если нет христианского понимания брака и благоговейного отношения к нему, то венчание становится просто красивым обрядом, который никак не может помочь в семейной жизни. Церковь понимает брак как Таинство, в котором при добровольном согласии и взаимной любви мужа и жены благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа и Его Церкви. Брак, как форма отношений между мужчиной и женщиной, является богоустановленным институтом. Это подтверждает Господь Иисус Христос : «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Христос настаивает на нерасторжимости брачного союза, указывая, что только из-за несовершенства человеческих отношений после грехопадения было дозволено давать разводные письма: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). Таким образом, начальный замысел Божий о мужчине и женщине есть их нерасторжимый моногамный брак, плодом которого является деторождение. Ветхозаветное представление о браке видело одной из важнейших его целей деторождение. Поэтому рождение детей считалось Божьим благословением семье, а бездетность – наоборот, являлась отсутствием такового. Христианство дало браку особое духовное осмысление, которого не было у древних иудеев, – брак в христианстве предстает как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Это понимание соответствует Божественному замыслу, в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. Апостол Павел уподоблял брак единству Христа и Церкви: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:22–25 ). Столь высокое осознание брачного союза налагает на супругов особую ответственность сохранять благодать, дарованную им в Таинстве венчания. Хранение супружеской верности есть одна из первоочередных задач мужа и жены. К сожалению, именно она чаще всего в случае развода бывает нарушена. Прелюбодеяние обесценивает брак, разрушает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svech...

– «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф.5:22,23 ). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение. Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог. Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8,9 ). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле. 16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться? – Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви. Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность. 16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием? – Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время. 16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак? – Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан. 16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И уже тем более стоит сказать, что за шесть недель, скорее всего, наберется такое количество грехов, что всех на исповеди и не припомнишь. Поэтому стоит исповедоваться и причащаться как можно чаще. У этого суеверия есть и обратная сторона. Многие люди причащаются редко, утверждая, что недостойны более частого причащения. Таким людям всегда хочется возразить – а разве есть люди, достойные причастия? Нет человека, достойного соединиться с Богом. Но ведь мы не сами по себе спасаемся, Господь нас спасает по Своей милости. И Он же нас зовет к причащению Его Святых Тела и Крови. А это значит, что Господь знает о нашем недостоинстве и все равно зовет нас к Себе. А что делает суеверный человек? Он отвергает руку Спасителя, протянутую ему, Он не слышит слов Христа «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6:53-58 ). Причастие – это Жизнь! Как можно отвергнуть Жизнь по причине своей недостойности? Ведь это покушение на волю Божию, на замысел Творца о человеке. Это равносильно самоубийству. Человек сотворен для жизни, и Христос дает нам Жизнь Вечную через причастие. И каждый православный христианин должен причащаться, чтобы иметь Жизнь Вечную. А сколько суеверий надумано вокруг таинства брака, т.е. венчания. «Если священник уронит кольцо одного из брачующихся, то тот, кому оно принадлежит, вскоре после венчания умрет», «у кого из супругов свеча во время венчания догорит быстрее, тот умрет раньше». Какая-то непонятная некромания. Вместо того, чтобы радоваться созданию новой семьи, молиться вместе со священником о даровании супругам детей и благоденствия, суеверные люди начинают заживо хоронить жениха или невесту.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

Поэтому мы призываем тех из вас, кто отвечает за жизнь приходов и за будущее нашей молодежи, предпринять совместные усилия, чтобы обеспечить надлежащее руководство и помощь всем в вопросах брака, как собственным примером чистой и честной жизни и непорочного брака, так и словом наставления и вразумления, " дабы вы знали, как отвечать каждому " (Колос.4:6), и с помощью специальных образовательных программ. Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем, что Бог сотворил человека " по образу Своему " , " мужчину и женщину сотворил их " (Быт.1:27), и, начиная с этого момента " оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть " (Быт.2:24). Мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, и эта их взаимодополнительность, выраженная в их союзе и в совместной деятельности, является отражением образа и подобия Самого Бога. Эта духовная основа брака очевидным образом превосходит, отнюдь не подавляя его, плотский союз тел. Плотские отношения в отрыве от духовных - развращенны; они должны являться составной частью чистой и всецелой любви между мужчиной и женщиной, объединенных узами брака. Из Священного Писания Нового Завета, из слов нашего Господа Иисуса Христа, мы научаемся тому, что брак - это единственный и нерушимый союз мужа и жены, объединенных Самим Богом: " Что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф.19:6). В службе Венчания подобным же образом дается понять, что жених и невеста объединяются друг с другом не сами по себе, а Богом: " Ибо от Тебе сочетается мужу жена " (Последование Венчания). По этой причине в православном последовании венчания отсутствуют какие-либо клятвы или обеты со стороны веняающейся пары. Их желание и свободное волеизъявление, конечно же, необходимы для заключения брака, поскольку таинства - это не магические действия, устраняющие необходимость в человеческом сотрудничестве. Однако, никакой обет или клятва не могут сделать соединение мужчины и женщины столь благодатным и абсолютным, как то, каким оно призвано быть в христианском браке.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

II. Семья – это малая Церковь и Церковь – это семья. Так же верно называть «семьёй семей» государство. Таинство Брака, таинство Священства, Венчание и таинство Миропомазания на Царство – явления разных уровней, но одного свойства. Все основные условия заключения брака вполне прослеживаются и в избирании священника, и в избирании Царя. Так первым условием к служению в Церкви священнику указывается то, что он « должен быть человеком избранным» (см. Известие Учительное). Избирает священника Бог из ставленников, соборно выдвигаемых конкретной церковной общиной (Деян. 1:15-26). Само таинство Священства начинается с обращения к Приходу « Повелите». Как у Ревекки, у Церкви спрашивают согласия. Как и старшим семьи, Лавану и Вафуилу, предлагается клиру и епископу: «повелите, повели». Со священника снимается обручальное кольцо, в знак обручения его с духовной семьей – Приходом. К слову, безместные хиротонии вообще запрещены (IV Вс. 6). Также, как жениха невесте, пастыря Церкви – Царя народу избирает Бог: « Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17:14-15). По той же схеме и с теми же условиями. Как в случае избирания пастыря – экклесия, так при избирании Царя – ойкумена объявляет о своем желании и выдвигает ставленников. Но снова и снова повторим: избирает Царя исключительно и только – Сам Бог. Как в браке испрашивается согласие невесты, так при избирании Царя взыскивается воля народа. Как и в браке, Царь должен быть из этого же народа. Подобно браку происходит Венчание на Царство. III. Как быть с теми браками, которые мы совершаем сами – по своим «сердцу и уму» выбираем лучший вариант, вместо единственно верного? Красивое «ребро», но чужое? Также, как и тому, кто из-за нарушения техники безопасности потерял конечность – так и жить или вовсе без неё, или свыкаться с протезом.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/vs...

     Ношение кольца – очень древняя традиция. Так, например, она упоминается в ветхозаветной книге «Бытие»: « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа…» (Быт. 41:41, 42). Согласно тексту, символика кольца у древних народов была связана с принадлежностью кому-то или чему-то. В данном случае мы видим, что Иосиф вступает в ряды государственных чиновников Египта, его пост становится принадлежностью государственной системой фараона. Эта система делегирует ему в рамках полномочий определенную власть. Символом скрепления-составления договора является передача фараоном Иосифу перстня. С подобным явлением, только уже в духовной транскрипции, мы сталкиваемся в Новом Завете – в притче о блудном сыне: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:21, 22). Святые отцы толковали это место так… Отец – это Бог. Сын – падшее человечество. Лучшая одежда – крещение. Перстень – символ восстановления союза Бога и человека. Обувь на ноги – Новый Завет, заповеди и законы Которого позволят человеку идти, то есть жить. Здесь, как и в Ветхом Завете, кольцо выступает как символ сопричасности и принадлежности к чему-то. В данном случае Бог восстанавливает в человеке Свои образ и подобие и опять усыновляет его. Кольца как символ брака использовались уже в Римской империи. Они становились видимым знаком гражданского договора, который заключали брачующиеся. Мужчина теперь принадлежал определенной женщине, женщина, соответственно, – определенному мужчине. Данная традиция сохраняется до сих пор. И кольца являются символом принадлежности. Священник же как лицо, посвященное исключительно Богу, может принадлежать только Ему. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя с храмовой или праздничной иконой в средней части церкви). Причем при этом в Таинстве Священства поются те же самые песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…» Это символ того, что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому батюшке после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Ему и только Ему священник будет служить всю жизнь. Это служение дарует батюшке огромную благодать, но и потребует максимум его сил и времени.

http://pravoslavie.ru/103899.html

Разделы портала «Азбука веры» Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион (Алфеев) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Таинство Брака (венчание) По учению Православной Церкви, браком является добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брачный союз благословляется Церковью через отдельное Таинство. Чинопоследование этого Таинства называется Браком, или венчанием. В задачу настоящей главы не входит рассмотрение нравственных и канонических аспектов брачного союза в православной перспективе. Наша задача здесь более узкая – рассмотреть православное понимание брака как Таинства на основе чина венчания. Брак как Таинство Учение о браке как Таинстве вытекает из слов апостола Павла о том, что христианский брак должен быть подобен союзу между Христом и Церковью: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям; как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, так и мужья должны любить своих жен. Об этой любви Павел говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:21-33 ). Здесь употреблен термин «Таинство» (μυστηριον – «тайна»), что впоследствии, много веков спустя, легло в основу учения о браке как Таинстве. Правда, термин употреблен не в отношении брачного союза, а «по отношению к Христу и Церкви». К тому же, как мы ранее указывали, сам по себе этот термин ни во времена Павла, ни в течение всего I тысячелетия не употреблялся исключительно в значении церковного чинопоследования. Тем не менее именно апостол Павел сформулировал те идеи, на которых строилось христианское понимание брака, и именно ему принадлежит основополагающая роль в формировании представления о таинственном характере брака. Это представление стало продолжением и восполнением ветхозаветного учения о браке. Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ). Сотворение человека не есть создание индивидуума: это создание двух личностей, соединенных узами любви. Сотворив мужчину и женщину, говорит Библия снова, Бог «благословил их и нарек им имя «человек» в день сотворения их» ( Быт.5:2 ). Опять же человек – это не единица, это двоица: человек – это «они», а не «он» или «она». Полнота человечества реализуется в брачном союзе между мужчиной и женщиной, и это вновь и вновь подчеркивается Библией.

http://azbyka.ru/semya/tainstvo-braka-ve...

Слушаем Слово Божие. Евангелие от Матфея. Все встали. Слава Тебе Господи, слава Тебе! И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил ии, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благословив, подав им и сказал: пийте из нея вси, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. ( Мф. 26, 26-28 ) Сам Господь под видом вина и хлеба входит в очищенную покаянием душу, питает ее благодатью, укрепляет ее, делает подобной Себе бессмертной. Кто не вкушает тела Христова и не пьет крови Его, тот не будет иметь в себе жизнь вечную. А что бывает с теми, кто не очистил свою душу покаянием и в грязную душу принял Причастие? Что стало с Иудой, который думал предать Господа и при этом принял Святое Причастие? Вошел в него сатана. Вот как страшно причащаются в осуждение. Повторите мне, какие мы с вами перечислили спасительные Таинства, которые устроил Господь для нашего спасения в Православной Церкви (показываем рисунки): 1. Таинство крещения. 2. Миропомазание. 3. Покаяние. 4. Причащение. Здесь мы видим свадьбу, венчание. Правильно таинство венчания — Господь благославляет Духом Святым пару, жениха и невесту, соединяет навечно мужа и жену; Таинство священства. Святитель возлагает руки — рукополагает достойного человека, читает особую молитву и Дух Святой сходит на этого человека, и с этой минуты этот человек становится священником. Он слуга Божий в доме Божием, в храме он служит божественные службы, совершает таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, венчания, елеосвящения. Сам священник, как и мы человек грешный. Один Господь без греха. Но когда он совершает божественную службу — сам Святой Дух через него совершает все таинства и службу Богу; Таинство елеосвящения, если кто заболеет, то призывает священника, и он помазывает его с молитвами святым маслом. Через святое масло — елей — и призывание благодати Божией исцеляется больной от болезней тела и души. Вот эти 7 столбов — 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, Причащение, венчание, елеосвящение, священство. На них утверждена наша Церковь. Семь таинств даны Господом для нашего спасения. Не будет этих столбов, рухнет дом. Так и у человека. Душа, как дом, держится на 7 столбах. Нет покаяния — рухнул один столб, нет причащения — рухнул второй столб; не ходит в храм, где совершает таинства священник — третий столб рухнул; живут муж и жена без венчания — еще один столб рухнул. Так все столбы рухнут и останутся одни развалины в душе человека, и ждет его вечная погибель, оторвется он от корабля спасения, могучего непобедимого корабля Единой Святой Соборной нашей Церкви и утонет в бушующем море зла, среди сетей, расставленных сатаной.

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010