Как брак начинается с таинства венчания, так и девство с некоего таинственного сочетания Христу. Мы имеем в житиях святых много чудных образов этого события. Вот как сочеталась Христу и стала девой Христовой святая великомученица Екатерина. Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимана Максимина (305–313 гг.). Еще будучи в язычестве, «Екатерина, как мудрая девица, твердо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им: – Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги. И так, поищите повсюду, не найдете ли такого юношу, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из сих дарований, недостоин меня. После многих тщетных попыток выдать Екатерину замуж мать повела ее к своему духовному отцу, жившему в сокровенном месте за городом. – Знаю я, – сказал он ей, – одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, все более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему. Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, – она смутилась, изменилась в лице и спросила старца: правда ли все то, что он ей говорит? Он ответил, что все это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его: – Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этих словах усматривается готовность Израиля идти вслед Господа. Влеки меня – этим означается призывающая благодать Божия, влекущая людей к Богу, но не принуждающая их. Мы побежим за тобою – свободный отклик Израиля на зов Ягве. Царь – например, в сирийских песнях, жених и невеста часто именуются царем и царицей. В христианском таинстве венчания на жениха и невесту возлагаются золотые венцы, напоминающие царские. Ягве часто именуется Царем Израиля. «Господь Бог Ваш – Царь ваш» ( 1Цар. 12:12 ; Ис. 6:1.5 ; Иер. 23:2 ; Иез. 34:11–16 ). Но еще чаще Господь именуется Царем после вавилонского плена ( Авд. 1:21 ; Зах. 14:9 ; Мал. 1:14 и др.). Ложница, или чертоги – это святой Иерусалим, или лучше сам Иерусалимский храм – место пребывания и покоя Ягве. Место – где Он являлся Своей Невесте – святому Израилю в лице его первосвященника. Туда устремлялись и девицы , ибо там был и двор язычников. Тех язычников, которые, оставляя своих идолов, устремлялись к Единому и Истинному Богу. Увлекаемый Господом, Израиль говорит: «Ты, Ягве, повлек меня за собою, когда я был в Египте, и я поспешил вслед Тебя, так что не успел заготовить в путь хлеба, и за это послушание Ты ввел меня в свой чертог, в город Иерусалим» Эти слова можно отнести и к плененным в Вавилоне иудеям, сердца которых тосковали по чертогам Господним, по храму святого Иерусалима. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...» ( Пс. 136:1 ). Царь ввел меня в чертоги свои – «так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Иудеи ждали, когда они вновь будут позваны в Иерусалим, теперь уже из Вавилона, как некогда из Египта. Возрадуемся и возвеселимся о Тебе и возлюбим сосца твоя паче вина – радость иудеев при возвещении им вести о спасении. «Возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе» ( Зах. 10:7 ). 1:4 Черна есмь и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения кидарска, якоже завесы Соломоновы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так святая Екатерина не просто уверовала во Христа, но таинственно сочеталась Ему. Мир земной, женихи земные перестали существовать. Все ее существо и всю ее жизнь объяла любовь Христова. Перстень от Христа на правой руке вновь и вновь побуждал ее переживать слова: Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный (8:6). Сочетание Христу Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои (1:3). Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо мною – любовь (2:4). Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его (3:11). Апостол Павел говорит о приведенных им ко Христу: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор. 11:2 ). Сочетание Христу, уневещение Ему своей души происходит не единожды. Оно многократно возобновляется в духовной жизни. Стать невестою, сочетаться жениху – это центральное событие юности, на которое и направлены все силы, вся красота и устремления юности. Но вот псалмопевец говорит: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» ( Пс. 102:5 ). Как орел обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, так происходит и в духовной жизни. «Обновляются перья», обновляется, подобно орлу, юность человеческой души, вновь и вновь уневещивающейся и сочетающейся Христу. Мы находим семь особых сочетаний Христу. Сочетание первое. Купель крещения. Священник спрашивает крещаемого, обратившегося от запада на восток: «Сочетаваеши ли ся Христу?» И отвечает крещаемый: «Сочетаваюся». Ангелы радуются и поют на небесах. Как перстнем надетым на руку невесты, запечатлевается вышедший из купели печатию дара Духа Святого, через помазание святым миром. Сочетание второе. Евхаристия. Как в браке «будут двое в плоть едину», так, подобно сему, говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Это высшее и непрестанно повторяющееся сочетание Христу, это брачный чертог Небесного Жениха. Некто, впервые отслужив святой сорокоуст (служение подряд сорока литургий), сказал: это мой «медовый месяц». А святой Иоанн Кронштадтский и некоторые иные, причащаясь и служа литургию ежедневно, во все дни жизни своей, никогда и «не выходили из сего Брачного Чертога». Посему и оставил св. Иоанн Кронштадтский земной брачный чертог после венчания с невестой своей Елизаветой, что вошел в евхаристический брачный чертог своего Небесного Царя. Так и первохристиане, обретя Христа, в эсхатологическом ожидании и радовании причащались ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– Если речь идёт о верующих православных людях, то здесь вопроса не должно и возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством, отказываются принимать дар благодати Святого Духа? Но согрешают они не тем, что будто незаконно сожительствуют, а своим маловерием, леностью, пренебрежением даром Божиим, подаваемым в таинстве. Брак установлен Богом при сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1, 27–28 ). Поэтому любой брак, в каком бы народе и какой бы религии он ни совершался, является законным браком, но никак не блудом. Поэтому тяжкий грех берут на себя те священнослужители, которые отлучают от причастия людей, живущих в невенчанном браке: – В блуде живёшь! Венчайся немедленно! – Батюшка, да ведь он неверующий и венчаться не будет… – Не хочет венчаться – разводись. Мнение, что невенчанный брак есть блуд – это или невежество, или же сознательное отвержение учения апостола Павла, который утверждает о невенчанных: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7, 14 ). – Способствует ли таинство Венчания созданию счастливого брака? – Только в том случае, когда супруги принимают его с верой и обещанием Богу и людям быть верными друг другу и проводить жизнь по заповедям Христовым и церковным установлениям. В таком случае супруги получают от Бога особый дар благодати, который помогает им в сохранении, прежде всего, семейного мира, а он – основа всего. В противном случае Венчание, как и любое другое таинство, остаётся пустым обрядом. Как писал святитель Иоанн Златоуст : «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» 48 . Более того, слова апостола Павла, предупреждающие о последствиях недостойного причащения, естественно, относятся и к принятию Венчания: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 29–30 ). А преподобный Симеон Новый Богослов писал о крещении младенцев: «Принявшие крещение Твоё от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как осквернившие, по словам Твоим 49 , святую одежду Твою» 50 . Поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно ( Иер. 48, 10 ). Разумеется, это относится к принятию любого таинства и, конечно, Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Отче, не слушайте никого. Уверена, спросите любого, никто и не скажет кто такой А. Пикалев, а Ваше имя известно любому православному читающему человеку. Пусть завидует. Священнослужители тоже люди. А Вы трудитесь во славу Божию, пасите свою паству, к коей отношу и себя. Как недавно объяснил мне один батюшка, " поп " - это пастырь овец православных. И, если позволите, о личном. Мечтала бы о возможности пройти у Вас Таинство Венчания. Мой муж армянин, но сейчас православный. Я из староверов, но сейчас православная, а в браке мы уже тридцать лет :))) И вдруг Пикалев и Вы. Вразуми его Господь. О. Андрей, помощи и милости Божией Вам! И всем кто Вам дорог. Вы же помните " собаки лают, а караван идёт " . Простите. Верите, первый раз в жизни решилась куда-то написать :))) НН 18 февраля 2016, 23:36 Печально... " Нам не дано предугадать/Как слово наше отзовётся... " . Но зачем выносить на всеобщее обсуждение мнение какого-то о.Александра Пикалева? Дорогие отцы, не лучше ли вам попробовать разобраться между собой, не втягивая в этот процесс паству? По Евангелию от Матфея:/15Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта " рь/. Простите великодушно. Алла 18 февраля 2016, 23:04 Слава Богу ,что явил миру Православному о.Андрея.Помоги ему Христос. Виктория 18 февраля 2016, 23:03 Отец Андрей крестил нашего сына, это удивительный человек: образованный, добрый, мудрый. Его отъезд из Киева - большая потеря для всех тех, кто приходил к батюшке в Храм св. Агапита. И то, что его настолько необоснованно поливают грязью - это ужасно. Когда он крестил нашего малыша, сказал очень проникновенное напутственное слово родителям и крестным родителям. В том числе, о том, что муж и жена должны в равной степени любить и беречь друг друга!!

http://pravoslavie.ru/90790.html

Мф.19:6 ). Но в этом случае они признают, что сочитывает Бог, совершая при этом таинство соединения двух людей во единое целое и во единую плоть, и происходит это посредством пресвитера. То есть, хотя пресвитер и человек, но протестанты верят, что через него Бог соединяет двух людей в единую семью и единое целое, и хотя всё делает Бог, но пресвитер участвует в этом акте и сотрудничает в этом деле с Богом. А если, по упрямству и своеволию, кто-то из протестантов не пожелает признать справедливость приведенных примеров, говоря, например, что ни крещение, ни причастие, ни венчание не есть в его понимании необходимые условия для спасения, то можно привести и другой, явный для протестанта пример того, что никто из спасаемых не спасается непосредственно Христом, а только при участии Христовых соработников – Слово Божие. Для протестанта ясно, что нельзя веровать без проповедующего, и нельзя узнать о Боге без Евангелия, как написано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? ...вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим.10:13–17 ). Итак, протестант уверовал и, как он думает, спасся благодаря одному только Христу, или же и благодаря Апостолам, которые написали Новый Завет; благодаря тем безвестным людям, которые переписывали и сохранили для нас Евангелие; благодаря переводчикам и издателям, которые сделали возможным для нас прочтение Евангелия? Очевидно, что человек спасается Богом не непосредственно, а при посредстве многих людей. Вот так и таинство Духа, по православному учению, совершается Богом не непосредственно: Духа Своего подаёт верным Сам Господь, но подаёт Он Его посредством Своих соработников – епископов и священников. Один только тот факт, что книга Деяний свидетельствует, что через возложение рук Апостолов подавался Дух Святой, говорит о том, что для Бога посредство человека в этом деле вполне возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Чин бракосочетания состоит в торжественном обручении сочетающихся, следующим за устным изъяснением их, при собрании верующих, добровольного согласия на брачный союз, и в торжественном их венчании, предваряемом и сопровождаемом молитвами о благословении для них свыше. Елеосвящение имеет начало свое в том действии Апостолов, которое они еще во время земной жизни Иисуса Христа и по Его уполномочению совершали над недужными, помазуя их елеем и исцеляя их через это от болезней ( Мк. 6:13 ). Как потом совершалось оно в апостольской Церкви, видно из следующих слов ап. Иакова: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Ик. 5:14–15). Так именно совершается это таинство и теперь в православной Церкви. III. В таинствах сообщаются верующим благодатные силы как для христианской жизни вообще, так и для более или менее частных потребностей их, смотря по их званию и состоянию. Первые четыре таинства служат источниками общих, равно необходимых каждому, дарований Божьих, последние три назначения для благодатного укрепления верующих по особенным обстоятельствам их жизни. Через таинство крещения человек вводится в Церковь Христову и получает залог обновления жизни. Поэтому оно называется облечением во Христа и банею возрождения. Все вы, во Христа крестившееся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ), то есть: с вас, крестившихся по вере во Христа, совлечено греховное рубище, и вы являетесь перед Богом в одежде Сына Божия, в новом образе, в подобии Христовом, в качестве детей Божьих. И это – не внешнее только преобразование, но – возрождение в самом существе, обновление Духом святым ( Тит. 3:5 ). Таким образом, входя через крещение в Церковь , человек усыновляется Богу и, соединяясь с верующими, как с телом Христовым, делается причастником новой, истинной жизни. В таинстве миропомазания верующий, уже возрожденный водою и Духом, запечатлевается особенным знаком, как сосуд благодати, как вместилище Духа Божия. Печать полагается на челе, очах, ноздрях, ушах, устах, руках и ногах, в знаменование того, что все мысли, чувства и действия помазуемого освящаются Духом Божьим, вся телесная и духовная природа его посвящается Богу, так что он становится живым храмом Божьим, как и говорит Апостол к христианам: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм вы ( 1Кор. 3:16–17 ). Как помазанные, христиане – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего их из тьмы в чудный свой свет ( 1Пет. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

«Несториане, искажая Писание, говорят: кроме Бога, Он вкусил ее за всех, – чтобы отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божества, так как не было соединено с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо, кроме Бога, Господь умер за всех, и за самих Ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость» (блаженный Феофилакт). Но за приятие смерти мы видим Иисуса Христа славою и честию венчанна. Прославление Иисуса Христа ясно выражено апостолом Павлом в послании к Филиппийцам. Упомянув о том, что Сын Божий смирил Себя, послушлив быв даже до крестной смерти, апостол продолжает: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:9–11 ). «Посему – за то, что Он так смирил Себя – даже до крестныя смерти. И Бог – Бог Отец, или Бог в Троице поклоняемый, Божество; превознес – так превознес, что выше того и возносить невозможно. Превознес же Его, не яко Бога, но яко человека. Превознесение сие означает, что и человечество Его введено в славу и силу Божества, Ему же оно приписывается, ибо человечество в Нем не есть отдельное лицо, а есть Его человечество. Человечество отдельно в Нем невозможно превознесть так, чтобы превознесение сие не относилось к Нему, как и предшествовавшее умаление и смирение хотя по человечеству было, но было Его собственное. Оттого оно и силу бесконечную возымело. Бог превознесе человечество в Нем, но как сие человечество Его собственное, то превознося то, превознес Его» (епископ Феофан). Славою и честию увенчал Его, а с Ним и в Нем, разумеется, и все человечество, лишенное до воплощения надежды быть в прежней славе и чести. Святой Златоуст говорит: «Итак, будем веровать во славу Его и жить во славу Его. Ибо одно без другого бесполезно. Так что когда славим хорошо, а живем нехорошо, то весьма оскорбляем Его, поскольку, признавая Его Господом и Учителем, презираем Его и не боимся страшного суда Его. Нечистая эллинов жизнь нимало не удивительна и не заслуживает великого осуждения; но подобная нечистая жизнь христиан, участвующих в таковых таинствах и наслаждающихся такою славою (призванных к такой славе), всего хуже и несноснее».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

Яко твоя держава, и твое есть Царство, и сила, и слава, отца, и Сына, и святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. После второй и третьей молитвы совершается само венчание. Выносятся венцы, и священник возлагает сначала венец на главу жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Затем возлагает венец на невесту с аналогичными словами. Затем благословляет их трижды, говоря: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».   Обычно бывает так: священник говорит эти слова, воздевая руки, обращаясь к алтарю, потом поворачивается и благословляет брачующихся. После этого сразу же возглашается прокимен: «Положил еси на главах их венцы, от камений честных, живота просиши у Тебе, и дал еси им». И читается Апостол к Ефесянам, который и мужья и жены должны очень хорошо знать. Братие Благодаряще всегда о всех, о имени Господа нашего Иисуса Христа, Богу и отцу: Повинующеся друг другу в страсе Божии. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть Спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и себе предаде за ню: Да освятит ю, очистив банею водною в глаголе. Да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых: но да есть свята и непорочна. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела его, от плоти его, и от костей его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину: Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь. Обаче и вы по единому, кийждо свою жену сице да любит, якоже и себе: а жена да боится своего мужа. Аллилуиа. Стих: Ты Господи сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего, и во век. Диакон: Премудрость, прости, услышим святаяго Евангелия чтение.

http://pravmir.ru/tainstvo-braka-posledo...

Царь — образ Христа Вседержителя, а земное царство — образ Царствия Небесного. Чин принятия царем его державы называется венчание на царство, т. е. царь венчается с государством по образу апокалиптическаго видения ап. Иоанна, где Небесный Иерусалим предстает как Невеста Агнца: « И пришел ко мне один из семи Ангелов и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с небес от Бога. Спасенные народы будут ходить во свете его (Агнца), и цари земные принесут в него славу и честь свою. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем» ( Откр. XXI, 9-10 ; XXI, 24 ; XXII, 3 ). Именно образом этого небесного брака, о котором ап. Павел говорит: «Тайна сия велика» ( Еф. V, 32 ), является брак между мужчиной и женщиной. Если об этом земном союзе Христос говорит: «И будут два одною плотью» ( Мф. XIX, 5 ), то сколь неизмеримо больше единство царя и царства. Царь олицетворяет все государство и его народ, наподобие Христа, являющего Собой все Царствие Небесное. Поэтому на иконах подвиг Hukoлaя II должен осмысляться через его земное служение. Известно суждение, что Hukoлaй II отрекся от престола и поэтому в последний год своей жизни был не царем, а рядовым человеком. Но с церковной точки зрения, отреченье его было формальным: подписание бумаг не уничтожает силу таинства. (Венчанные супруги, например, не могут развенчаться в 3АГСе, может ли это сделать венчанный на царство?) Часто Hukoлaя II упрекают за то, что он не расправился со смутьянами. Но разве власть Христова — тирания? Если власть царя является ее образом, то она может основываться только на любви и верности подданных государю. Сам же царь, как и Отец Небесный, всегда искупитель грехов своего народа. Государь своим отречением только зафиксировал факт распада государственного собора. Слова, написанные тогда им в дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман», — свидетельство тому. Он не отступился от своих обетов, данных при венчании; крестное целование и клятвы были нарушены народом.

http://pravmir.ru/voprosy-ikonografii-sv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010