Митрополит Иерофей Влахос подчеркивает, что «в толковании на притчу Иоанна Златоуста сказано, что Церковь есть врачебница, которая исцеляет больных от греха, а епископы и священники, подобно апостолу Павлу, являются врачевателями народа Божия». Именно в этом контексте следует понимать другие слова митрополита Иерофея: «…священник в первую очередь является духовным врачом, лечащим человеческие немощи. Богослужение же и таинства должны быть включены в процесс лечения». Полнота исцеления достигается только в приобщении к святым таинствам. Это Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Исповедь (метанойя, изменение ума, сердца и действий, истинная печаль о грехах и стремление к работе над ними, находясь в общении с Богом), Елеосвящение – квинтэссенция таинства исцеления, во время которого священник молится, чтобы «…этот елей послужил помазывающимся им во исцеление и к избавлению от всякой страсти, скверны плоти и духа, и от всякого зла: чтобы и в этом прославилось Твое всесвятое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь». Исцеление также подается через таинства священства (посвящение в сан диакона, священника, епископа) и венчания (мужчина и женщина соединяются, чтобы стать одной плотью – союз, благословляемый Церковью). Священники должны осознавать величие данного им дара врачевания. Как пишет апостол Павел к Евреям (5:1-3,6): «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах… как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Апостол Павел объясняет, на чем основана эта благодать: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16-17). Таким образом, только через общение с Церковью, на которую в день Пятидесятницы сошел Святой Дух, возможно получить благодать. Быть членом Церкви с благодарностью и смирением

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

Брак По учению Православной Церкви, браком является добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брачный союз благословляется Церковью через отдельное Таинство. Чинопоследование этого Таинства называется браком, или венчанием. В задачу настоящей главы не входит рассмотрение нравственных и канонических аспектов брачного союза в православной перспективе. Наша задача здесь более узкая – рассмотреть православное понимание брака как Таинства на основе чина венчания. Брак как Таинство Учение о браке как о Таинстве вытекает из слов апостола Павла о том, что христианский брак должен быть подобен союзу между Христом и Церковью: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям; как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, так и мужья должны любить своих жен. Об этой любви Павел говорит: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:21–33 ). Здесь употреблен термин «Таинство», что впоследствии, много веков спустя, легло в основу учения о браке как о Таинстве. Правда, термин употреблен не в отношении брачного союза, а «по отношению к Христу и Церкви». К тому же, как мы ранее указывали, сам по себе этот термин ни во времена Павла, ни в течение всего первого тысячелетия не употреблялся исключительно в значении церковного чинопоследования. Тем не менее именно апостол Павел сформулировал те идеи, на которых строилось христианское понимание брака, и именно ему принадлежит основополагающая роль в формировании представления о таинственном характере брака. Это представление стало продолжением и восполнением ветхозаветного учения о браке. Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Сотворение человека не есть создание индивидуума: это создание двух личностей, соединенных узами любви. Сотворив мужчину и женщину, говорит Библия , Бог благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их ( Быт. 5:2 ). Опять же человек – это не единица, это двоица: человек – это «они», а не «он» или «она». Полнота человечества реализуется в брачном союзе между мужчиной и женщиной, и это вновь и вновь подчеркивается Библией .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Порядок совершения Таинства Брака (венчания) Обручившиеся идут с зажженными свечами на середину храма, а священник, идя впереди их, совершает каждение и поет 127 псалом , народ же после каждого стиха псалма поет припев:,, Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». 127 псалом : «Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его. Ты будешь есть от трудов твоих рук; блажен ты и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля». Затем священник произносит поучительное слово о таинстве брака и о жизни и обязанностях вступивших в брак, а по окончании спрашивает жениха: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя), которую видишь здесь перед собою?». Ответ: «Имею, святой отец». Вопрос: «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» Ответ: «Нет, не связан, святой отец». Затем священник обращается к невесте: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя), которого видишь здесь пред собою?». Ответ: «Имею, святой отец». Вопрос: «Не связана ли ты обещанием другому жениху?» Ответ: «Нет, не связана, святой отец». Диакон: «Благослови, владыка». Священник: «Благословенно Царство...» (стр. 16). Народ: " Аминь». Диакон – ектению: 1. «В мире Господу помолимся». 2. «О ниспослании мира свыше…». 3. «О мире всего мира». 4. «Об этом святом храме…». 5. «О святейших вселенских православных патриархах…». 6. «О богохранимой Российской стране и правительстве ее…». 7. «О рабах Божиих (имена), сочетающихся сегодня друг с другом для брачного общения и о спасении их, Господу помолимся». 8. «Чтобы Господь, как в Кане Галилейской, благословил этот брак, помолимся». 9. «О даровании вступающим в брак целомудрия и чадородия на пользу, Господу помолимся». 10. «Чтобы радоваться им при виде своих сыновей и дочерей, Господу помолимся». 11.»0 даровании им обильного чадородия и безукоризненной жизни, Господу помолимся». 12. «О даровании им и нам всего просимого для спасения, Господу помолимся». 13. «Чтобы избавится им и нам…». 14. «Защити, спаси, помилуй…». 15. «Пресвятую, Пречистую…».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Под обманчивой внешностью, вводящей многих в заблуждение, происходит мощное и уже почти не скрываемое нападение на христианство. Нападки эти изощренные и гораздо более опасные, чем открытое преследование, потому что грозят не физической смертью, а разорением и опустошением души – духовной смертью, подпитываемой безразличием и внешним благоустроением земного бытия. Это достигается тогда, когда горделивое человечество начинает дерзко отрицать даже само существование Бога. Уповая только на собственные силы и возможности, человек возрастает в идеалах гуманизма и материализма и более не видит нужды жить по евангельским истинам и стремиться к духовному совершенствованию и, как естественное следствие всего этого, все глубже погружается в моральное разложение. Учитывая создавшееся положение, мы приблизимся к пониманию того, что ведет людей к принятию аморальных действий и к поддержке однополых браков. Свободное общество не «освобождает» Церковь от доверенных Ей Господом нравственных истин и того, чему на протяжение двух тысяч лет Она неизменно учит: что никакой греховный образ жизни, в том числе участие в противоестественных взаимоотношениях, не совместим с христианством; что те, кто продолжает вести такой образ жизни, не могут притязать на полноту участия в литургической жизни; и что Церковь никогда не изменит свое видение брачного союза мужчины и женщины, ибо он является прообразом духовной связи между Богом и Его избранным народом, между Христом и Его Церковью. Бог создал два пола и установил для них брак. По слову Господа Иисуса Христа: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так как они уже не двое, а одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:6-10; см. Быт. 1:27; 2:24; 5:2). Одна из главных Богом установленных целей брака – та самая, о которой по-видимому забыли руководители некоторых современных государств – это рождение детей: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). В прошениях чинопоследования Таинства венчания нам напоминается, какие плоды Бог дарует супругам и что Он ожидает от них в ответ: «Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу», «да возвеселятся они, видя сынов и дочерей» и «да будет даровано им утешение добрыми чадами». В другом молитвословии этого Таинства священник просит, чтобы Бог ниспослал брачующимся «жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное», и чтобы они сподобились «увидеть детей у детей своих». Что касается обязанности супругов хранить верность друг другу, Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

http://pravmir.ru/vostochno-amerikanskay...

А ведь Святая Православная Церковь призывает к воздержанию во всем, в том числе и в гуляниях на свадьбе. Это выразилось даже в каноническое правило: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (53-е правило Лаодикийского Собора). Конечно, свадьба – это радостное событие, но веселье веселью рознь. Веселье тоже может быть умеренным. Поэтому пусть каждый, руководствуясь церковными канонами и собственной совестью, устроит свои брачные торжества. Закончив рассмотрение наиболее часто задаваемых вопросов о Таинстве венчании (понятно, что абсолютно все охватить невозможно), перейду к другой, более печальной, стороне жизни христианских супругов, которая по немощи человеческой все-таки имеет место. Поговорим о разводе и расторжении церковного брака. Это достаточно актуально на сегодняшний день, разводов по стране достаточное количество, особенно среди молодежи. Поэтому будущим супругам, вступающим в церковный брак, было бы совсем не лишним узнать, что Православная Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Идеал христианского брака — абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Брачный союз прекращается со смертью одного из супругов. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-5-svad...

Итак, надо учиться мысленным взором веры сквозь видимое смотреть на невидимое, чтобы во-первых и прежде всего – у нас «перед глазами предначертан был Иисус Христос», как бы у нас «распятый». И когда это получится, тогда даже страдание, это самое очевидное из того, что есть в видимом мире, – начнет производить в нас «в безмерном преизбытке вечную славу». Суббота. О венчании Мф.19:3–12 1Кор.1:3–9 Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи и в который уже раз «искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею»? Не знаем, на какой ответ они рассчитывали, «искушая Его», но Господь как всегда указал на самое начало: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не два, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В растленном грехом человечестве Бог разрешал и многоженство, и развод. Но теперь, придя освободить от греха и вернуть к началу, в рай, Господь и норму дает такую, какая была вначале. И вот, в храме перед Крестом и Евангелием стоят мужчина и женщина, избравшие друг друга, чтобы навсегда быть вместе. Священник, обращаясь к Богу, молитвенно вспоминает, как Тот сотворил Адама, потом из ребра его – Еву, и привел к нему; как Адам сразу узнал ее, впервые увидев, и Духом Божиим сказал, что должно человеку прилепиться к «жене своей, и будут два в плоть едину, и яже Бог сопряже, человек да не разлучает». «Сам и ныне, Владыко Господи Боже наш, – молится далее священник, – ниспосли благодать Твою небесную»… – А Господь ведь обещал: «просите – и дастся вам». – И священник просит трижды: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». И происходит чудо: уже для них – никого: ни других мужчин, ни других женщин, ни отца, ни матери. На всей земле они – единственные друг для друга. И если в таинстве Крещения заново творится человек, то в таинстве Брака из него впервые творится и дается ему жена. На них – царские венцы, как на первых и главных; как на родоначальниках, от которых может заселиться новая земля; как на победителях, победивших мир с его множественностью; как на склонившихся под благой первоначальный Божий закон. Какой тут может быть развод? «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И, завершая Таинство Крещения и Миропомазания, священник и новокрещеный (или восприемник, держа крещеного младенца) три раза совершают образ круга, то есть обходят кругом купели при пении стиха из апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («крестившиеся во Христа, во Христа облеклись», то есть в соединении с Ним стали подобными Ему – помазанниками Святого Духа). Круг знаменует всегда вечность, полноту и верность. Он соединяет навеки: священник при освящении делает круг вокруг престола, мужа и жену при венчании обводят вокруг аналоя и дают им кольца. Круг не имеет конца – он есть вечность. Крещение вводит человека в вечную жизнь, оно соединяет его навеки с Богом, оно призывает нас к верности Ему и зовет стремиться к полноте, то есть к совершенству. Апостол и Евангелие Прежде, когда крещение совершалось в пасхальную ночь или, во всяком случае, в начале литургии и в церковном собрании, немедленно после Таинства новокрещеные крестным ходом вступали в храм, для того чтобы впервые участвовать в Евхаристии и быть причастниками ее. Три Таинства эти неразрывно связаны: крещение – рождение, миропомазание – новая жизнь и Евхаристия как участие в этой жизни и «нетленная пища», которой мы живем. Об этом свидетельствует и приведенная выше молитва , в которой священник просит о даровании новокрещеному «животворящего помазания... и причащения Святого Тела и Крови...». И, конечно, теперь, когда крещение совершается обычно не в храме и в отрыве от литургии, совершенно необходимо новокрещеного младенца принести к литургии и сделать причастником в ближайший же день, ибо для этого он и крещен – «да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» ( Лк.22:30 ). Потому и Апостол и Евангелие, которыми теперь завершается Таинство, суть те же самые, что и в Великую Субботу, день крещения по преимуществу. Это Послание к римлянам ( Рим.6:3–11 ), приведенное в начале этого очерка, в котором раскрывается связь крещения со смертью и Воскресением Христовым, и Евангелие от Матфея ( Мф.28:18–20 ) – о явлении Воскресшего Господа апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Христос уже царствует, и Его Царство дано людям в Церкви: мы призваны всюду и всем нести Благую Весть о нем и всех вводить в него, ибо в нем Сам Господь пребывает с нами, а быть с Ним и есть смысл нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

«Нормальная, — ответил я ей, а сам даже позавидовал, что не мне — священнику, а невоцерковлённой девчушке Господь даровал действие Духа Святого в Таинстве Брака лицезреть, — чудо это было Божье, по неисповедимому Его Промыслу тебе показанное, любит тебя Господь!» «Батюшка! А, когда я замуж выйду и венчаться буду, на меня тоже так светить будет?» «Будет, — говорю, — не уверен только, что ты это снова увидеть сподобишься, но знай, во время венчания так всегда бывает. Это Дух Божий мужа и жену в единое духовное существо соединяет — да будут два в плоть едину! И телесно, и духовно!» Девочка эта, правда, замуж так и не вышла, она сейчас в Т-ском женском монастыре инокиня, подвизается на просфорном послушании. Выбрала себе самого лучшего Жениха… Только ведь благодать Духа Святого, дарованную в Таинстве Брака, важно не только получить, но, самое главное — сохранить! А подвигом благочестивой семейной жизни и приумножить! У нас ведь, традиционно, многие сказки да романы заканчиваются свадьбой — «и я там был, мёд-пиво пил», а реальная семейная жизнь свадьбой только начинается. И венчание, само по себе, не есть гарантия семейного счастья, а лишь «выдача лицензии на право построения семьи» с приложением Божьей помощи при условии «соблюдения технологии строительства». Причём, всё зависит как раз от знания этой «технологии» и старания её придерживаться. А изложена она в Евангелии, в послании Апостола Павла к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Что же тогда происходит при венчании? Церковному браку присуще новое духовное качество, создается «домашняя Церковь». Апостол говорит жене, что она должна слушаться мужа, как Господа. А мужу велит «возлюбить жену, как Господь возлюбил Церковь». Христианское Таинство возводит обычный, земной брак, который тоже не лишен значения Таинства, на иной уровень. Там – просто муж, просто жена, просто дети, а здесь – Церковь. Отныне, с момента венчания, Господь будет говорить с женой устами мужа, а муж именно через жену будет выполнять основную христианскую заповедь – заповедь любви. Отныне он будет любить ее, как Христос возлюбил Церковь. Господь отдал за нее Свою жизнь, пролил за нее Свою кровь, чтобы освятить ее, очистив банею водною ( Еф.5:26 ). И жена в муже находит Христа. Таинство Венчания невидимо совершает Христос, а видимо – священник. Митрополит Сурожский Антоний (Блум; 1914–2003) проводил беседы о Таинстве с женихами и невестами. Если они не воспринимали его слов, он советовал им подождать. Для него важно было, чтобы жених с невестой были внутренне готовы это новое качество Христа и Церкви привнести в свои взаимоотношения. Без этого получается лишь формальное, обрядовое действо. От себя добавим: ситуация, о которой говорит митрополит Антоний, становится возможной потому, что в Таинстве Крещения крещаемые и не думают о сочетании со Христом, а значит, и во Христе сочетаться в супружестве не могут. Для уверовавших в Господа брак без Христа, без Таинства Венчания невозможен. Таинство Елеосвящения Мы называем его Соборованием. Это Таинство предназначено, прежде всего, для больных. Ученики Христовы многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ). Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14 ). Приходит исцеление телесной болезни, очищение от грехов. Каким образом присутствует Христос в этом Таинстве? Здесь Он – Врач душ и телес. В Новом Завете часто описывается, как Христос исцеляет больных. Для нас это действо совершается через Соборование. В этом Таинстве ХристосЧудотворец реально присутствует, реально действует и реально исцеляет. Таинство Священства (Рукоположение)

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010