Когда так подумаешь о любви, о том, что делает двух чужих прежде людей не только — и не столько — одним телом, но и одной душой, единым духом, тогда совсем с иной глубиной вдруг постигаешь дивные слова апостола Павла, которые, к сожалению, не читают во время таинства Венчания: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я отдам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»(1.Кор.13.1-8). Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее нигде «в мире сем прелюбодейном и грешном» о любви не сказано, сколько бы ни старались поэты, сколько бы ни искали слов, сколько бы ни ловили минуты вдохновения… И, вместе с тем, нет ничего более страшного, более неотвратимого, нет ничего более строгого и неумолимого, чем этот прекрасный и взыскательный закон любви! Вы только вслушайтесь: «Любовь не ищет своего…» То есть, если ты любишь — забудь о себе! Если ты любишь — не учитывай сколько ласковых слов сказал ты, и сколько сказали тебе. Не ищи своего, когда ты любишь! Ибо если уж передвигание гор силой молитвы — ничто без любви, тогда что же такое любовь? Очевидно, что так любить нужно еще научиться. А учиться этой тяжелой науке любить приходится в мире, который о любви забыл и называет любовью то, что не всегда можно назвать даже похотью. Помните, как некий школяр написал в своем сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают.» Многие из нас выросли на таком понимании счастья и, видимо, потому так до счастья, похоже, и не дожили. А ведь, казалось бы, так легко понять, что, на самом деле, счастье — это когда ты всех понимаешь, а значит — жалеешь, а значит, в конце концов, и любишь.

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-vencha...

Митрополит Иларион: Во-первых, если Вы внимательно послушаете эту передачу (она выложена на нашем сайте vera.vesti.ru), то я не говорил, что когда преподаватель домогается студенток, то это нормально. Я говорил лишь о том, что если речь идет о людях совершеннолетних, то я надеюсь, что они отдают себе отчет в своих действиях. В то же время я говорил о том, что у преподавателей по отношению к студентам есть особая ответственность, а, кроме того, есть такие меры воздействия, которые могут быть применены, чтобы добиться своей цели. Если речь идет действительно о домогательствах, а тем более об изнасиловании, то здесь действуют не просто этические нормы, а уголовное право. Вот, собственно, что я сказал в прошлой передаче. А если говорить о церковных нормах, то вполне естественно, что Церковь всегда учила и всегда будет учить о том, что полноценным браком является брак, который освящен таинством венчания. Вопрос: Каково Ваше мнение о притче Иисуса Христа о работниках в винограднике? Митрополит Иларион: Притчи Иисуса Христа в разные эпохи толковались по-разному, но в данном случае речь идет о притче, в которой некий человек нанимает работников в свой виноградник. Он выходит утром, потом в полдень, затем под вечер и, наконец, выходит уже совсем на закате, и каждый раз нанимает новых людей. Когда день заканчивается, он каждому платит одинаково, и те, которые работали с самого утра, увидев, что он расплатился со всеми поровну, начали возмущаться и говорить: почему ты им столько же заплатил, если мы работали с самого утра, а эти пришли только под вечер. И тогда господин сказал возмущавшимся: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:1-15). Эта притча — о Божественном милосердии, она говорит о том, что наши отношения с Богом невозможно выстраивать по рыночным правилам. Бог не всегда вознаграждает человека пропорционально его заслугам и наказывает пропорционально грехам. У Бога есть Своя справедливость и Своя милость, и очень часто Он гораздо более милостив к человеку, чем человек этого заслуживал. По сути, эта притча как раз и говорит о милосердии Божием, о том, что оно не имеет границ, о том, что Бог — это не Тот, Кто считается с каждым человеком, но Тот, Кто готов каждого человека помиловать. Только очень важно, чтобы на призыв Бога поработать в Его винограднике мы откликались согласием. Если человек на этот призыв откликается согласием, то даже если он был призван на закате своей жизни, Бог все равно принимает его, как если бы он служил Ему всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/131718.html

Хотя в Евангелии и не указано, но по-видимому, на браке в Кане Галилейской вина не хватило как раз в этот ответственный момент. Возможно, что в связи с приходом Иисуса на брак, гостей явилось больше, чем ожидали. Этого не предусмотрел распорядитель пира. И Матерь Иисуса как будто чувствовала себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Сыну, но Он сказал Ей: «что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой». Однако Святая Дева почувствовала, что Сын Ее не оставит без помощи бедных людей, семейная радость их не будет омрачена. Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте». «Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водой». И наполнили их до верха. И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира...» И когда они почерпнули и принесли, то вода оказалась вином. Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и гостей – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» ( Ин. 2:1–11 ). В этом чуде проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях в обычной семейной жизни. Своим присутствием и чудотворением на браке – Христос освятил и благословил семейную жизнь человека и в то же время укрепил веру учеников Своих в Себя. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при церковном таинстве венчания. После этого чтения священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой. На браке в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселья; а на Тайной Вечери Он претворил вино в кровь Свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их членами Своего Пречистого Тела и участниками небесного пира. Отсюда христианский брак свято чтится церковью, как нерасторжимое и благословенное единство во Христе мужа и жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Посему оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». По словам Господа Иисуса, это сказал Адам не от себя, но его устами говорил Бог ( Мф.19,4–6 ). Ими было установлено нерасторжимое таинство брака, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В Новом Завете этот союз преображается в священнодействии Венчания. Заметим, что если брак был установлен Самим Создателем еще в раю до падения, то пусть умолкнут все, кто считает его чем-то скверным или нечистым. По священным правилам Гангрского Собора (ок. 340–376 г.г.) они должны быть преданы анафеме! Однако должно помнить, что это Господне повеление, вложенное в нашу природу, действует и при незаконном плотском общении, когда блудники также становятся друг с другом в одну плоть. Апостол Павел учит нас: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? Ибо сказано: “два будут одна плоть”. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор.6,15–18 ). Поэтому, всякий, совершающий этот страшный грех, выпадает из Церкви Божией и попадает в антицерковь блуда, от чего да избавит нас Бог! «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Как и сейчас не стыдятся маленькие дети, в которых грех еще не раскрылся; как не стыдятся не ведающие греха звери и ангелы. В них нет разрыва между душевной и телесной жизнью, порождающей стыд. Облачен был Адам в нетленную славу Создателя Своего и посему не видел наготы своей, которую узрел после падения. До греха человек вовсе не смотрел на себя как на нечто немаловажное, и поэтому и не стыдился. Как пишет святой Макарий, «враг, обольстив Адама чрез жену, как чрез нечто подобное, отнял у него славу, какою был он облечен. И таким образом, человек явился обнаженным, и узнал свое безобразие, которого не видел прежде, потому что мысль его услаждалась небесными красотами; ибо, по преступлении, помышления его сделались земными и пресмыкающимися долу, простое и доброе в нем мудрование смешалось с мудрованием плотским и порочным» (23. стр.385).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

А вот надо бы было читать с 21-го. Посмотрите: « повинуясь друг другу в страхе Божием». Не просто одному требовать подчинения – это рабское, невозможно такое, – такие отношения не могут быть. Повинуясь друг другу! Взаимное повиновение ради страха Божия! «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви [вот, брак – он идёт в параллель с браком Христа с Церковью], и Он же Спаситель тела [ Церковь – это Его Тело, члены мы]. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Прекрасно! А что мужьям? обращение? «Мужья! любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь [жертвенно любите!], и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, – ну, вода материей таинства является, – посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Вот и требовалось, особенно для кандидатов в священство: нужно было брать девственницу, а те, кто нет, – они выпадают из кандидатов. Чтобы не было интимной близости до венчания, а если оно было, человек автоматически уже выбывает из кандидатов в священство. Если он это скрыл на исповеди перед хиротонией, то его нужно извергать из сана, когда это узнается. Вот митрополит Филарет – девственник и молитвенник, когда ему говорили, что вот, посмотрите, какие требуются от кандидата в священство условия-то! Он и говорит: – Если мы будем эти условия требовать, мы останемся без духовенства. Мы останемся без духовенства. Поэтому Церковь страдает. И страдает во многом по причине того, что не соблюдаются вот эти правила для кандидатов в священство. Дальше. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену, любит самого себя. [Так это верно! Ну, скажите? Он дальше пишет:] Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти [к своему телу], но питает и греет ее, как и Господь Церковь . Потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Посему , [а дальше идёт то, что было сказано в Раю:] оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Прекрасно ведь сказано! Прекрасно сказано!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Примем и мы к сердцу сии св. слова и будем жить так, как бы мы всегда были пред очами наших архипастырей, пред очами великих святителей и отцов церкви, или лучше пред очами Божиими. Дай Бог, чтобы в небесном лике святителей и отцов сказано было и о нас: «Вот мы и дети, которых дал ты нам, Боже!» Аминь. 21. Беседа первая о семейной жизни Чтобы лучше объяснить вам эти важные и священные обязанности, я скажу вам, сперва, о самом начале и назначении семейной жизни. Итак, откуда ведет свое начало семейная жизнь? Союз супружеский, союз мужа с женою, а отсюда и семейная жизнь установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. «И сотвори Бог человека, – сказано в слове Божием, – по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю». ( Быт.1:27–28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые также сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установлял закон супружества: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть» ( Мф.19:5–6 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, он сам благоволил быть с пречистою Материю своею и учениками на браке в Кане Галилейской, как то читается, если помните, в Св. Евангелии при венчании. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержден Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то обяснили св. апостолы и ученики Христовы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое – муж и жена – будут одна плоть, прибавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви» ( Еф.5:32 ). Заметьте, братие: «Тайна сия велика!» – учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи св. таинств, установленных в церкви по преданию апостолов, которых учил Господь, просвещал Дух Святой. Но какая это тайна, во имя которой освящается супружеский союз в таинстве брака? Припомните слова апостола: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Далее авторы, переходя к библейским основам брака, приводят цитату из Послания к Ефесянам апостола Павла (Еф. 5, 22–33), говорящую о том, что брак есть образ единения Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Но основополагающие слова Библии об установлении брака (Быт. 2,18) и о Суде Божием (Быт. 3, 16–17), произнесенные над первозданной четой, документ не приводит. Конечно, можно сказать, что слова из книги Бытия разъясняются при чтении Послания к Ефесянам во время венчания. Но представляется весьма важным упомянуть в документе о первичных, онтологических, библейских основах брака. Кроме того, самим пастырям нелишне было бы напомнить, что жена, помимо деторождения и влечения к мужу, спасается и самоохотным подчинением ему, а муж, кроме работы в поте лица своего, должен быть способным властвовать над женой без принуждения и насилия над ней как «сонаследницей в вечной жизни». Гармоничный брак предполагает свободное подчинение жены мужу и вместе с тем мудрое и благое руководство мужем жены без какого бы то ни было подавления ее личности. Супруга – не безгласное существо, но благодатная помощница своему мужу. Неплохо было бы обозначить эту сторону церковного понимания христианского брака, поскольку мы живем в обществе, значительно отошедшем от библейских основ бытия. Пусть эта часть церковного учения о браке и вполне не сродна сознанию иных современных людей, развращенных ядом феминистского учения. Однако Церковь не должна приноравливаться к светскому сознанию и раболепствовать духу времени, но призвана являть обществу красоту «здравого учения» о человеке. Затронуть эту тему в документе было бы весьма ценно. В данном документе говорится о том, что целью брака и супружеских отношений является любовь, а деторождение – это важная, хотя и не конечная цель: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется, в том числе, в деторождении». «Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве».

http://pravmir.ru/protoierey-artemiy-vla...

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7:39 ) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» ( 1Тим. 5:14 ). По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак. 16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке? – Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака. 16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании? – По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них. 16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод? – Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение. 17. О Таинстве Елеосвящения (Соборовании) 17.1. Что такое Соборование? – Елеосвящение (или Соборование) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, больному подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор. 17.2. Зачем надо собороваться? См. подробнее: Таинство Елеосвящения (Соборование) 17.3. Кто может собороваться? – Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет не соборуют. Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14,15 ). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. 17.4. Как подготовиться к Соборованию?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ибо желаю, говорил Апостол, чтобы все люди были как и я – (девственник), – но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе... «Каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал». Так я повелеваю по всем церквам» ( 1Кор.7:7:17 ). Сознается ли это ясно всеми теми, кого касается закон брака? Без ясного же сознания этого закона невозможно и точное исполнение его. Постараемся же уяснить его, руководствуясь указаниями наших отечественных богословов, проповедников и писателей. В лице первой человеческой четы, мужа и жены, земному человеческому житию даны святые и совершенные законы. Образ этой-то земной жизни всего человечества, этого святого и совершенного закона и возобновляется каждой христианской четой в таинстве брака. Для мужа его подруга не просто одна из женщин, но жена, для жены её сожитель не просто один из мужчин, но муж, – для них обоих остальной род человеческий не имеет пола. Связанные благородными узами духовного братства со всеми подобными себе существами, муж и жена – христиане, Адам и Ева всех веков, одни получают благословение на вкушение радостей теснейшего сожительства, во имя физического и нравственного закона, положенного в основание земной жизини человеческого рода. Поэтому первым обнаружением Божественности Христа было благословение супружеского соединения в Кане, подобно тому, как первым действием Божиим по отношению к роду человеческому было сотворение первой четы. Итак, брак – не договор 11 , не обязательство 12 и не законное рабство 13 : он есть воспроизведение образа, установленного Божественным Законом, – он есть органическое и следовательно, взаимное соединение двух чад Божиих. Брак огражден с самого начала законом о нерасторжимости союза между мужем и женой, так что они должны составлять одну плоть и разрыв между ними должен уподобляться рассечению пополам живого человека. Для чего же такое тесное соединение? «От Теобе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человека». «Твоя есть воля законное супружество и еже из него чадотворение» – так определяет Церковь цель брака в церковних своих молитвах в чине венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Надев на жениха и невесту венцы, священник молитвенно обращается к Богу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)» . Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Священник произносит их трижды. Слова славою и честию венчай взяты из Псалтири (Пс 8, 5-6). Псалмопевец говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1, 28). Во время Таинства венчания супруги пьют из общей чаши. Чаша подается три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делить пополам, поровну. Существует благочестивая традиция для молодоженов — исповедаться и причаститься на литургии в день венчания. Этот обычай связан с тем, что в древности благословение супружеской пары происходило на литургии. Отдельные элементы литургии до сих пор присутствуют в чине венчания: пение «Отче наш», общая чаша, из которой пьют супруги... Исповедь и причастие перед венчанием имеют большое значение: рождается новая семья, у молодоженов — новый этап жизни, и начать его надо обновившись, очистившись в Таинствах от греховной скверны. Если никак не получается причаститься в день венчания, сделать это надо накануне. Таинство священства      Святые апостолы, ближайшие ученики Спасителя, избранные Им Самим, получили от Господа благодать совершать Таинства: крещения, исповеди (разрешения от грехов), Евхаристии и другие. Апостолы по наставлению от Бога (ибо Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф 4, 11), через возложение рук (рукоположение) стали поставлять людей в священные степени: епископа, пресвитера (священника) и диакона. Апостол Павел пишет епископу Титу, которого он поставил для Церкви острова Крит: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит 1, 5). Из этого следует, что епископы, как преемники апостолов, получили от них власть не только совершать Таинства, но и посвящать в священные степени. В Православной Церкви преемство епископских посвящений, рукоположений идет непрерывно от самих апостолов.

http://pravoslavie.ru/105021.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010