“Ой, и меня вот этим помажьте!” Прощаются ли забытые грехи в соборовании и другие суеверия 20 марта, 2017 Прощаются ли забытые грехи в соборовании и другие суеверия “Про суеверия, связанные с соборованием, хорошо знает всякий батюшка. Про то, что в соборовании прощаются «забытые грехи», что «соборное масло» надо хранить в красном углу всю жизнь, что болезни человека сгорают в свече, которую он держит в руках при соборовании, и если свеча в процессе случайно погасла – скоро помрешь.” Священник Сергий Круглов рассказывает о собственном чудесном исцелении и своей упрямой любви к соборованию. Если батюшка не соборовал долго, значит, лентяй или кощунник Священник Сергий Круглов Одна из примет Великого поста в российских православных храмах – частое совершение таинства соборования. Конечно, все мы знаем храмы и монастыри, где соборование совершается гораздо чаще, даже, бывает, и  еженедельно; но уж Великим постом – непременно всюду. Как вы уже поняли, я говорю не о частном совершении соборования, когда конкретный больной прихожанин доползает до храма и просит его пособоровать (или призывает священника на дом) – я именно об «общем» соборовании (забавно, когда  некоторые  клирики называют его «общественным»; в современном сознании, в языке масс-медиа и соцсетей,  «общественное» (светское)  и «церковное» как раз противостоят друг другу; ну, это уж  я к слову помянул, простите  меня, филолога!..). Простите и за то, что догматически правильное  название «елеосвящение» именую кратким «соборование»:  именно это народное название стало в православной среде  привычным. Хотя, если посмотреть на то, как именно оно совершается сегодня на многих приходах , именно «соборованием» назвать его можно с натяжкой, по крайней мере,  в прежнем традиционном смысле: «соборование» — от слова «собор», то есть над ОДНИМ больным СОБИРАЮТСЯ  НЕСКОЛЬКО священников, традиционно – семь, мы же часто видим во время тех самых общих соборований, как ОДИН , хорошо если ДВА-ТРИ  батюшки, соборуют несколько ДЕСЯТКОВ человек (помню девяностые годы в нашем храме: и по двести, и по триста за раз бывало).

http://pravmir.ru/oy-i-menya-vot-etim-po...

О таинствах. Таинство Елеосвящения ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис). Таинство Елеосвящения называется еще «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием» (от греческ. euhelaion), но чаще «соборованием», «маслособорованием», — по собранию, «собору» пресвитеров, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения таинства Елея. Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни и для приготовления к христианской, мирной и непостыдной кончине. УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА Начало елеопомазания как таинства положено Самим Господом, по заповеди Которого Его ученики, врачуя души людей спасительной проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея: «Мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху» (Мк. 6, 13). И в чинопоследовании таинства говорится: «Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый». Первоначально таинство совершалось, как и миропомазание, чрез возложение рук совершителя (Мк. 16, 18; Деян. 28, 8—9). Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой после совершения таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием, и право совершения таинства было предоставлено и пресвитерам. Такая практика совершения таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова (5, 14–16). После апостолов о совершении таинства Елеосвящения в Церкви Христовой свидетельствуют многие писатели I–V веков, а именно: во II–III веке — Дионисий Ареопагит, Тертуллиан и Ориген; так, Ориген, изъясняя слова ап. Иакова: «болит ли кто в вас», упоминает о возложении рук от пресвитера на больного; в IV в. о таинстве говорит Иоанн Златоуст, в V — историк Созомен. Апостольское предание о таинстве Елеосвящения сохранилось не только у православных и католиков, но и у несториан и монофизитов, отлученных от Церкви в V столетии.

http://pravoslavie.ru/2168.html

В Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. Читайте также: Соборование. Ответы на вопросы (Соборования)   Духовный смысл Таинства Елеосвящения   Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом , но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.   Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием). Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

Таинство Елеосвящения (Соборование) Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. 31 марта, 2005 Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами.   Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные (Пространный катехизис). Оно называется также молитвомаслием и соборованием. Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви — епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили Таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием. Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15). С тех пор у христиан и совершается Таинство Елеосвящения.

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»      Один человек с горечью говорил о крестнике: тот перестал ходить в храм. Год назад познакомился с девушкой, которая не верит в Бога. Парень попал под ее влияние, снял крест, стал говорить, что Церковь — это зло и те, кого он встречал там, отнюдь не святые. Его крестный расстроен, но не знает, как рассказать юноше о жизни в Церкви. Вспомним, что установлена Она была не людьми, а Господом Иисусом Христом. Именно через Церковь человек спасается, приобщаясь благодати Божией через таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения (Соборования), Венчания, Священства (для некоторых), Евхаристии (Причащения) — главного заповеданного Господом таинства (см. Лк. 22:19–20; 1Кор. 11:23–26). Важна и соборная молитва, ведь Спаситель говорил: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В Церкви Сам Христос действует через таинства. Не люди, а только Один Бог. Он может восстановить разбитое в прах, вернуть «прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее» (акафист «Слава Богу за все». Кондак 10). Апостол называет Церковь телом Христовым (1 Кор. 12:27). Создавая Ее, Господь понимал, что войдут в Нее не только святые, но и люди с недостатками, страстными привычками. Человеческая природа у всех одинакова: со времен Адама люди склонны ко греху. Еще апостол Иоанн Богослов отмечал: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8), — ведь к прегрешениям относятся не только поступки или слова, но и мысли. Разве человек приходит в Церковь за человеческой святостью? Нет, за святостью Божией. Тогда нас не может остановить то, что в Церкви есть люди, которые согрешают. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7), — сказал Господь фарисеям о грешнице, которую они привели, чтобы казнить. Так что же такое Церковь? Общество святых или общество кающихся грешников? В этом все и дело. В Церковь входят разные люди: и святые, которые достигли Царства Божия, и кающиеся грешники, еще живущие на земле. Печально, что люди стремятся увидеть в Церкви только ангелов и святых, ведь когда такие надежды сталкиваются с реальностью, розовые очки разбиваются, и осколки больно ранят человека. Он вдруг решает, что ему нечего делать в храме, а ведь даже и не пытается понять, для чего же православные христиане туда приходят и там молятся. Совсем не для того, чтобы искать людей по душе.

http://pravoslavie.ru/132037.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как подготовиться к соборованию? 3 мин., 03.04.2019 Вопрос читателя: Здравствуйте! Я болею, хотела собороваться. Есть ли установленные требования по подготовке к  соборованию? В разных храмах и на сайтах приводится разноречивая информация.  Елена Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Здравствуйте, Елена! При подготовке к таинству Соборования (Елеосвящения) важно понимать значение этого таинства для христианина. Любое таинство Церкви направлено, прежде всего, на душу человека, и лишь потом, как следствие исцеления души, может наступить и исцеление тела. Вспомним Евангельский рассказ об исцелении расслабленного: Господь говорит ему: « чадо! прощаются тебе грехи твои » Мк. 2:5. И лишь затем совершает исцеление тела парализованного. Как подготовиться к Соборованию, чтобы получить от этого таинства пользу? Прежде всего, мы должны помнить слова Господни о примирении с ближним: « Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой » (Мф. 5: 23–24). Если речь идет о Соборовании тяжко болящего, то даже в этом случае полезно примириться со всеми теми, с кем имеются сложные отношения или же непримиренные обиды. Но сейчас распространена практика собороваться ежегодно, даже если нет у человека тяжелых заболеваний. Конечно же, в таком случае примирение легче совершить, у человека относительно здорового больше сил на то, чтобы встретиться или созвониться с теми, кого он обидел или же с теми, кто обидел его. Кстати, не будем забывать слова молитвы перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим». Церковь призывает примириться не только с теми, кто обижен тобой, это само собой разумеется, но и последовать буквально слову Евангелия, примириться с теми, кто «имеет что-нибудь против тебя», к которым относятся и те, кто сами нас обидели.

http://foma.ru/kak-podgotovitsya-k-sobor...

Храм Пантелеимона Целителя (Озерская ЦРБ) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Пантелеимона Целителя (Озерская ЦРБ). Приписной домовый больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Муниципальном учреждении здравоохранения – Центральной районной больнице города Озёры. Содержание История [ править править код ] Приписной домовый больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Муниципальном учреждении здравоохранения – Центральной районной больнице города Озёры – действовал с 2010 года и представлял собой специально оборудованную комнату в помещении хирургического отделения больницы, расположенного по адресу ул. Ленина, дом 53. Храм не был освящён, и богослужения проводились на антиминсе – особом освящённом плате, в который зашита частица мощей святых мучеников за веру Христову. Настоятелем этого храма был благочинный церквей Озёрского района иерей Геннадий Бырлэдяну. В терапевтическом отделении Озёрской ЦРБ также была оборудована молитвенная комната, которая была открыта ежедневно с 9:00 до 15:00. Еженедельно, по четвергам, в 11 часов утра здесь совершался молебен о здравии болящих с малым освящением воды пред иконой Божией Матери «Державная». Кроме посещения богослужений, болящие могли побеседовать со священником, задать ему вопросы. Батюшка беседовал также и с медицинским персоналом больницы, отвечал на вопросы, давал профессиональные советы — медик по образованию, он много лет работал по специальности, прежде чем посвятил себя священническому служению. В 2012 — 2013 гг. в помещении больницы производился ремонт, и в связи с этим Пантелеимоновский храм был закрыт. Сейчас с городскими властями достигнута договорённость о строительстве на территории больничного комплекса храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Под строительство здания новой церкви выделен участок, общая площадь которого составляет 300 кв.м. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время богослужения, требы и Таинства церковные в этом храме совершает помощник благочинного митрофорный протоиерей Павел Бырлэдяну. Он регулярно служит Божественную литургию, совершает молебны, читает акафисты и каноны. Пациенты больницы охотно молятся о даровании Господом здравия телесного и духовного. Таинства Исповеди и Причастия совершаются по желанию болящих. Причащение запасными Святыми Дарами и Таинство елеосвящения (соборование) совершаются по предварительной договорённости с пациентами больницы в удобное для них время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Пантелеим...

Виступ митрополита Волоколамського на книги С. Аверинцева промови. Слово Боже слово людське» 14 листопада 2013 р. 18:31 12 ноября 2013 года в Риме председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на презентации сборника С.С. Аверинцева «Римские речи. Слово Божие и слово человеческое», которая состоялась в Центре русской культуры итальянской столицы. Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа! Сборник выступлений и статей Сергея Сергеевича Аверинцева, представляемый сегодня, посвящен памяти этого замечательного русского мыслителя, 10 лет со дня смерти которого исполняется 21 февраля 2014 года. Ему же завтра будет посвящена ученая сессия в Академии «Sapientia et Scientia». Что такое память? Выдающийся переводчик и филолог, Аверинцев напоминал студентам-славистам Венского университета, где он преподавал в последние годы своей жизни, что вспоминать (по-немецки Erinnern) для христианина не означает ни отмечать годовщины, ни вспоминать о прошедшем, ни испытывать ностальгию, в той или иной степени романтическую, по человеку, которого больше нет. Вспоминать — значит искать сущность человека, которая делала его христианином. «Ad fontes!», «К истокам!»: эти слова были тем призывом Аверинцева, на котором мы расстались, когда виделись в последний раз здесь, в Риме, в итальянском Парламенте, в ноябре 2002 года, где состоялся симпозиум «К истокам европейского единства. Религия, искусство и наука», организованный и проведенный ассоциацией «София: идея России, идея Европы». В следующий раз я увидел Аверинцева уже на одре болезни в Вене, где он лежал без сознания, и я совершил над ним таинство Елеосвящения (Соборования). В призыве Аверинцева обратиться к истокам сокрыт призыв обратиться ко Христу, поскольку все его работы являются руководством к поискам тех самых истоков, главным из которых, несомненно, является Христос. Только в этом источнике люди могут почерпнуть «жизнь с избытком». Просвещение, которому способствовал своими трудами Аверинцев, было одновременно просвещением культурным и духовным, но оно было, прежде всего, «Светом Христовым», просвещающим всю земную жизнь человека.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3363521...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги С. Аверинцева «Римские речи. Слово Божие и слово человеческое» В призыве Аверинцева обратиться к истокам сокрыт призыв обратиться ко Христу, поскольку все его работы являются руководством к поискам тех самых истоков, главным из которых, несомненно, является Христос. Только в этом источнике люди могут почерпнуть «жизнь с избытком». 15 ноября, 2013 В призыве Аверинцева обратиться к истокам сокрыт призыв обратиться ко Христу, поскольку все его работы являются руководством к поискам тех самых истоков, главным из которых, несомненно, является Христос. Только в этом источнике люди могут почерпнуть «жизнь с избытком». 12 ноября 2013 года в Риме председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  выступил на презентации сборника С.С. Аверинцева «Римские речи. Слово Божие и слово человеческое», которая  состоялась  в Центре русской культуры итальянской столицы. Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа! Сборник выступлений и статей Сергея Сергеевича Аверинцева, представляемый сегодня, посвящен памяти этого замечательного русского мыслителя, 10 лет со дня смерти которого исполняется 21 февраля 2014 года. Ему же завтра будет посвящена ученая сессия в Академии «Sapientia et Scientia». Что такое память? Выдающийся переводчик и филолог, Аверинцев напоминал студентам-славистам Венского университета, где он преподавал в последние годы своей жизни, что вспоминать (по-немецки Erinnern) для христианина не означает ни отмечать годовщины, ни вспоминать о прошедшем, ни испытывать ностальгию, в той или иной степени романтическую, по человеку, которого больше нет. Вспоминать — значит искать сущность человека, которая делала его христианином. «Ad fontes!», «К истокам!»: эти слова были тем призывом Аверинцева, на котором мы расстались, когда виделись в последний раз здесь, в Риме, в итальянском Парламенте, в ноябре 2002 года, где состоялся симпозиум «К истокам европейского единства. Религия, искусство и наука», организованный и проведенный ассоциацией «София: идея России, идея Европы». В следующий раз я увидел Аверинцева уже на одре болезни в Вене, где он лежал без сознания, и я совершил над ним таинство Елеосвящения (Соборования).

http://pravmir.ru/vystuplenie-mitropolit...

Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное свойство человека как образа Божия — свобода. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами. Церковь знает бесконечное многообразие богослужений, которое в рамках нашей   книги невозможно описать даже вкратце. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. К общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др, а также главное богослужение Церкви Христовой – Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия   (греч. «eucharistia», то же, что причащение); об этом подробнее рассказано в главе 10. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма. Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоятельствам. К таковым богослужениям относятся молебны (в т.ч. всяческие освящения), погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Если первые из указанных служб являются должным образом (определенным чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то   последние три стоят совсем в особом положении, и называются Таинствами. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды , и, уповая на   милость Божию,   чаем ответа на наши прошения.   Таинства же   – это непреложный дар Господа нам, Его чадам.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010