Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Актуальные статьи КРЕСТ орудие казни Христа, ставшее орудием искупления и спасения человека КИРИОПАСХА принятое в православной традиции наименование христианского праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. ... Согласно пророчеству Мих 5. 2, мессианский Царь должен родиться в Иудее, в легендарном городе Давида  Вифлееме . Причиной, побудившей Иосифа и Марию, уже ожидавшую скорого рождения Младенца, отправиться из Назарета в Вифлеем, стала объявленная римскими оккупационными властями перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Лк 2. 4). Там, в Вифлееме, и рождается И. X.- в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (Лк 2. 7). Евангелист Лука, рассказывая о Рождестве И. Х., сообщает о явлении ангелов пастухам, которые, услышав весть о Рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть все своими глазами (Лк 2. 8-20). БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического и лит. анализа

http://pravenc.ru/?t_page=8

Православные Китая отпраздновали Пасху Москва, 9 апреля 2007 г. В Пекине, в старинном здании Красной фанзы, на территории Посольства Российской Федерации в КНР - в самом многочисленном приходе Китая - прошел торжественный пасхальный крестный ход и ночная Божественная литургия. В крестном ходе участвовало более 300 человек. Богослужение совершил иеромонах Венедикт (Лимонов), приехавший в Пекин из Владивостокской епархии (г. Уссурийск). С 4 апреля в Красной фанзе совершались богослужения Страстной Седмицы. В Великую Среду иеромонах Венедикт совершил Таинство Елеосвящения (Соборования) (соборовалось более 40 человек). В Великий Четверг, в день воспоминания Тайной Вечери, была совершена Божественная литургия святого Василия Великого. Утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий была отслужена в четверг вечером. В Страстную Пятницу - в день крестных страданий и смерти Спасителя - в Красной фанзе прошла Вечерня с чином Выноса Плащаницы и Утреня Великой Субботы с чином Погребения. В праздник Благовещения, в субботу, 7 апреля, была совершена Божественная литургия, за которой причащалось более 80 человек. После литургии отец Венедикт освятил куличи, пасху и пасхальные яйца. Прихожане постарались как можно лучше украсить куличи собственного приготовления и раскрасить яйца, соблюдая русские традиции в условиях проживания в Китае. К празднику Святой Пасхи Красная фанза благоукрасилась: появились новые подсвечники, а на алтарном месте был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра с подсветкой. В 23.30 в Красной фанзе началась Пасхальная Полунощница и крестный ход - торжественная процессия с хоругвями, фонарями, Евангелием, иконами, с пением стихиры Пасхи " Воскресение Твое, Христе Спасе+ " прошла около стены Красной фанзы к Поклонному кресту в парке Посольства. В конце верующие остановились перед закрытыми центральными дверями Красной фанзы, словно перед входом к Гробу Господню. В ночном небе Пекина торжественно прозвучал возглас священника: " Христос воскресе! " . В ответ зазвучали радостные голоса: " Воистину воскресе! " . На ночной Божественной литургии Евангелие читалось на церковно-славянском, русском, французском, английском, немецком и китайском языках, так как среди участников службы находились православные граждане разных стран (Россия, Франция, Украина, Греция, Сербия, Польша, США). За литургией причастилось более 80 человек.

http://pravoslavie.ru/21655.html

Скончался епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт (Чекан) Епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт 31 декабря 2006 года в Вене на 46-м году жизни скончался епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт. 5 декабря епископ Доримедонт попал в автокатастрофу. В тот же день он был доставлен в Кишинев и на следующий день, 6 декабря, прооперирован. 8 декабря последовала вторая операция, которую провели австрийские хирурги в Вене. Несмотря на то, что состояние епископа Доримедонта после второй операции оценивалось как стабильное, в последние дни последовало резкое ухудшение самочувствия, и сегодня утром владыка Доримедонт скончался. По сообщению пресс-службы Венской и Австрийской епархии Московского Патриархата, в последние дни состояние епископа Доримедонта, находившегося в палате интенсивной терапии венской клиники «Лоренц Бёлер», неуклонно ухудшалось. 30 декабря, накануне смерти епископа Доримедонта, епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, посетил больного и в сослужении настоятеля венского Николаевского собора протоиерея Владимира Тыщука совершил над ним таинство елеосвящения (соборования). По окончании таинства епископ Иларион прочитал над болящим разрешительную молитву. Наутро епископ Доримедонт скончался, не приходя в сознание. 31 декабря, через несколько часов после кончины епископа Доримедонта, клирики венского Свято-Николаевского собора протоиерей Хризостом Пийненбург и священник Радослав Ристич совершили у его тела первую панихиду. Заупокойная молитва о новопреставленном владыке была вознесена также в венском Николаевском соборе. В ближайшие дни тело новопреставленного епископа Доримедонта будет перевезено в Молдавию, где будет совершено его отпевание. Епископ Доримедонт (в миру Николай Федорович Чекан) родился 4 марта 1961 г. в с. Петруня Глодянского р-на Молдавии. В 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1983 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1986 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 7 декабря 1986 г. пострижен в монашество. 6 января 1987 г. рукоположен во иеродиакона. В том же году окончил МДС и поступил в МДА. 27 декабря 1987 г. рукоположен во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/20065.html

Содержание Предисловие к четвертому изданию I. Что такое ересь II. Кто является основателем ереси иеговистов III. Правильное учение Церкви и заблуждения иеговистов 1. Священное Писание и Священное Предание 2. Церковь и Таинства 3. Как познается Бог 4. Божество Иисуса Христа 5. Лицо и божество Святого Духа 6. Святая Троица 7. Человек 8. Конец мира, Второе Пришествие и вечность 9. Другие лжеучения иеговистов IV. Чему обязано распространение иеговизма Эпилог Приложение Таинство Исповеди Таинство Елеосвящения (Соборования) Таинство Брака Таинство Миропомазания Таинство Священства Библиография     Книга известного, недавно почившего архимандрита Афонского монастыря Григориат Георгия (Капсаниса) «Наша Православная вера и заблуждения иеговистов» посвящена богословской критике еретического учения свидетелей Иеговы. Показывая его ложность и искусственность, автор вскрывает духовные причины его появления и бытования, а кроме того убедительно опровергает его с позиций церковного святоотеческого Предания. Предисловие к четвертому изданию Мы в четвертый раз переиздаем милостию Божией эту небольшую книгу, которая впервые была выпущена в свет Священной Митрополией Халкиды в 1973 году попечением блаженнейшего митрополита Халкидского Николая. На эту тему написано много достойных трудов. Польза же данного исследования в том, что оно не только в конспективном виде ниспровергает заблуждения иеговистов, но и вкратце излагает Православное учение. Таким образом, читатель имеет здесь в своем распоряжении основные положения Православного катехизиса. В настоящем, улучшенном и расширенном четвертом издании, в приложении, целиком приводятся выдержки из Священного Писания , на которые в предыдущих изданиях были даны лишь ссылки. Повторим то, что мы писали в предисловии к первому изданию. Ереси не являются чем-то новым в жизни Церкви. Диавол всегда пытался ввести людей в заблуждение с помощью ереси, чтобы они потеряли свое спасение. Худшие же еретики нашей эпохи – это так называемые иеговисты, или свидетели Иеговы, или хилиасты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Что еще нужно знать о погребении (Основные ошибки, влияющие на загробную участь умерших) Необходимо обратить внимание православных на некоторые важные особенности, дополняющие знания верующих об обряде погребения и о поминовении усопших. Святая Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения (Соборования). Были случаи явления усопших, свидетельствовавших о том, что ради сих Таинств они помилованы за гробом. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что скончавшиеся в день или час принятия Таин проходят мытарства без задержки и сподобляются Царствия Небесного. Как заказать поминовение об усопшем во время Божественной литургии? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о упокоении, назвав полное имя умершего. После службы взять просфору и дома съесть ее натощак, в память об усопшем. В церкви молиться можно только за крещеных. Невозможно отпевать, равно как совершать любые церковные поминовения, некрещеных или иноверцев. В первый день Пасхи и Рождества Христова отпевание не совершается. Обычай поминать умерших в Пасху на кладбище – мирской: до Радоницы Церковь открыто не молится за усопших, только тайно, на проскомидии. Нельзя оставлять покойника в храме долее одного дня: церковь – не морг. Нельзя делать скоромный поминальный стол во время постов и по средам и пятницам, а также приносить в эти дни скоромное в церковь на канун. Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой; знайте, что «кто усопшего водкой поминает, тот ему больше муки уготовляет». Нельзя жечь свечи на могиле усопшего перед памятником, а только перед крестом или иконой. Устанавливать на могиле памятники – обычай не православный: сами усопшие являются и говорят о том, что на могилу поставили тяжесть (камень-памятник), а венки – что хомуты. Нельзя помещать фотографию усопшего на надгробие, а тем более на Крест. Нельзя отпевать умерших от пьянства, от аборта (как умерших во грехе), инаковерующих и безбожников. За них можно подавать милостыню, не называя их имени.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Храм Великомученицы Ирины Соборование: как, где, когда и для чего? 20 апреля, 2009 Храм Великомученицы Ирины Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье. Что такое Соборование? Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления  духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься. Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

http://pravmir.ru/soborovanie-kak-gde-ko...

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение)таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание 3 мин., 08.03.2020 В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно. Миропомазание Миропомазание после Таинства Крещения. Фото Надежды Ткаченко Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого. Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”. Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя. Елеосвящение (Соборование) Соборование. Фото Юлии Маковейчук Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные . Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его. Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование ), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

http://foma.ru/osvyashhennoe-maslo-chem-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Юлии Маковейчук Соборование в 2024 году 6 мин., 01.03.2024 Содержание Когда соборование в 2024 году? Соборование в 2024 году будет традиционно совершаться в дни Великого Поста. В некоторых храмах оно проходит также и во время Рождественского поста, но большинство верующих стараются ежегодно пособороваться именно в период Великой Четыредесятницы. Кроме того, при необходимости соборования совершаются в индивидуальном порядке в любое время года. Другое название СоборованияЕлеосвящение. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) Богом даруется человеку помощь в исцелении душевных и телесных недугов. Свое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору (нескольким) священникам. Обычно – семерым, но если нет такой возможности, то соборовать может и один батюшка, и это не делает Таинство «менее действенным». В каждом храме свое расписание соборований: в каких-то храмах соборование совершается один раз за Великий пост, в других – раз в неделю или две, где-то, как, например, в Донском монастыре в Москве, даже дважды в неделю. Когда проходит соборование в Великий пост 2024? Соборования в Великий пост 2024 года проходят в каждом храме по своему расписанию. В больших приходских храмах обычно 3-4 раза за пост, в крупных монастырях – еженедельно. Соборования могут совершаться как в первой половине дня – чаще всего в 11 или 12 часов утра, так и вечером – в 17 или 18 часов. Но день и время в каждом храме назначают исходя из своих условий: расписания служб, количества и занятости священников, возможностей пригласить священников из другого храма (в идеале соборование должны совершать семь священников). В большинстве храмов соборования совершаются в будние дни. Но в некоторых храмах можно пособороваться в субботу или даже в воскресенье. Чаще всего соборования проходят в период со второй по шестую неделю Великого поста. Но «опоздавшие» могут найти храмы, где соборование совершается даже на Страстной седмице.

http://foma.ru/soborovanie-v-2018-godu.h...

Таинство милосердия Мы верим, что во время помазания совершается таинственное действие Святого Духа и что наша просьба обязательно будет исполнена Богом сообразно с Его замыслом о каждой человеческой жизни 7 марта, 2011 Мы верим, что во время помазания совершается таинственное действие Святого Духа и что наша просьба обязательно будет исполнена Богом сообразно с Его замыслом о каждой человеческой жизни «Вы что! Какое соборование! Моя мама пока не собирается умирать!» — такие возмущенные речи часто можно услышать от родственников больного. «Раз в году, Великим постом, просто необходимо пособороваться», — говорят священники. Так к смерти или к жизни совершается это таинство?   Приготовление к таинству Действительно, взгляд на смысл таинства елеосвящения в ходе истории существенно менялся. Это кажется странным, ведь апостол Иаков, чьи слова всегда цитируют историки в качестве «установительных» для таинства, ясно пишет: «Болеет ли кто-нибудь среди вас — пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет (исцелит) изнемогающего, и поднимет его Господь. И если он совершил грехи, то они простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Тем не менее на Западе (откуда к нам пришло и само учение о «Семи Таинствах») оно долго трактовалось как «Последнее помазание», очищающее человека от грехов. В Православной Церкви — в народе и даже среди духовенства — также укоренился взгляд на соборование как на «благословление перед смертью». Долгое время считалось, что елеосвящение совершается только над умирающим и не может быть повторяемо. Отсюда следовало, что, если такой человек паче чаяния выздоравливал, он должен был до смерти хранить преподанное ему очищение: или стать монахом, или, оставаясь в миру, отказаться от супружеских отношений, от вкушения мяса и посвятить себя церковному служению. Еще в начале XX века текст архиерейской грамоты, вручаемой вновь рукоположенному священнику, содержал недвусмысленное предупреждение: «Над здравыми никакое дерзати творити елеосвящение». Но в то же время существовала «неписаная» традиция совершать елеосвящение один раз в год над всеми желающими. На Руси «общее елеосвящение» происходило в Великий четверг. Этот обычай появился у нас, вероятно, не ранее XVI века. Сначала такое елеосвящение совершали во всех кафедральных соборах и монастырях, но к концу XVIII века он стал частной особенностью Успенского Кремлевского и некоторых других соборов и ряда монастырей.

http://pravmir.ru/tainstvo-miloserdiya/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010