10 вопросов о соборовании Можно ли мыться после соборования и что делать с елеем и пшеницей, взятыми после таинства? 2 марта, 2015 Можно ли мыться после соборования и что делать с елеем и пшеницей, взятыми после таинства? Великим постом в храмах совершается таинство соборования. Что это такое, зачем и как к нему готовиться? Что такое соборование?  Назначение таинства соборования (или таинство елеосвящения — прим. ред. ) — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Протоиерей Андрей Дудченко Почему оно называется соборованием? Традиционно совершают это таинство несколько священников (то есть соборно, — прим. ред. ), не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Протоиерей Андрей Дудченко Как происходит соборование?  Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-soborova...

Беседа LXXXIV. О десятом члене символа веры. О елеосвящении Кроме Священства и Брака к чину необязательных таинств относится еще седьмое таинство Елеосвящения. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство иначе называется соборованием, потому что по древнему обычаю, в соответствие семикратному помазанию, чтению молитв и семи евангелиям, читаемым при совершении таинства, совершается семью священниками, иначе сказать собором, хотя по нужде может быть совершено и одним, а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые. Таинство Елеосвящения так же, как и все другие таинства имеет божественное установление. Когда апостолы, по повелению Иисуса Христа, проповедывали учение Его по городам и селениям, они, как говорится в св. Евангелии, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху ( Марк. 6:13 ). Несомненно, апостолы делали это по повелению Господню; ибо Господь, послав их на проповедь, дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:3 ), Несомненно также, что апостолы делали это не как обыкновенные врачи, потому что не всякая болезнь могла быть исцелена маслом, если бы это вещество Самим Господом не было благословлено к употреблению в болезнях, – и даже не как вообще имеющее чудесный дар исцелений. Дар исцелений, каким обладали апостолы, не был соединяем с употреблением какого-либо вещества: апостолы исцеляли больных именем Христовым, так что тень мимоходившего Апостола Петра, осеняя больных, исцеляла их ( Деян.5:15–16 ). В помазании маслом больных апостолами заключалось именно предуказание того, что Спаситель, по вознесении Своем, установил как таинство, которое совершается доныне под именем таинства елеосвящения, подобно тому, как и о других таинствах, например, крещении и причащении, Он беседовал еще задолго до самого их установления, как таинстве ( Ин.3:5;6:53 и сл.). Во времена апостолов Елеосвящение совершалось как таинство и, несомненно, по повелению Господню, ибо апостолы, как известно, были, по их словам, только слугами Христовыми и строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

По благословению архиепископа Амвросия О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитвомаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название – это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова «масло» с греческого – «елей». Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова «масло» на греческое «елей». Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем больных ( Мк. 6:13 ; Иак. 5:14 ). Эти два названия – Елеосвящение и Елеопомазание – означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович , весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием – откуда и вошли в обиход слова: «соборовать», «собороваться», «пособороваться». Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название - это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого - " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14). Эти два названия - Елеосвящение и Елеопомазание - означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием - откуда и вошли в обиход слова: " соборовать " , " собороваться " , " пособороваться " . Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Илья Шапиро Достаточно давно установилась церковная традиция приступать к таинству елеосвящения (соборования) ежегодно — как правило, Великим постом. Поэтому наступление Святой Четыредесятницы побуждает многих из нас не только к более частому посещению богослужений, не только к активной евхаристической жизни, но и к серьезной подготовке к соборованию, дабы укрепить посредством этого таинства душевные и телесные силы и, что самое важное,— обрести совершенное избавление от грехов забытых и неосознанных, которых, конечно, у нас — абсолютное большинство. И неудивительно: по невниманию, расслабленности нашей и просто по ограниченности человеческой природы так часто мы упускаем из вида греховный груз, лежащий тяжестью на душе и как следствие — расстраивающий наши телесные силы. Помощью в подготовке к таинству нам могут послужить как будничные великопостные службы, так и более ответственное отношение к домашней молитве, с включением, например, в нее на время поста молитвы преподобного Ефрема Сирина . Мы призываемся «зреть свои прегрешения» и освобождаться от них покаянием по крайнему снисхождению к нам Единого Человеколюбца. Конечно же, в наше время, когда приходские книжные лавки и библиотеки изобилуют православной литературой, совсем нетрудно будет, готовясь к соборованию, заранее перечитать его чинопоследование (оно есть практически во всех требниках). Действительно, задумаемся о смысле молитв и чтений из Священного Писания, установленных к этому таинству. До совершения первого помазания прочитывается весьма продолжительный подготовительный чин, включающий покаянные молитвы, канон и стихиры, раскрывающие суть совершаемого. Затем благословляется масло — вещество таинства, молитвенно призывается Господь, избавляющий «от недугов и горьких болезней», взываем мы о помощи и к святым — «великим поборникам в бедах» наших. Но на главное место в чинопоследовании выводятся семь одинаковых по структуре «блоков». Каждый из них состоит из апостольского чтения с прокимном и аллилуарием, чтения евангельского, сугубой ектении о душевном и телесном исцелении приступающих к таинству, особой, усиленной молитвы о них и собственно самого помазания, совершаемого при чтении молитвы «Отче Святый, Врачу душ и телес…». В последовательности этих чтений и молитв слышится и объяснение самой сути происходящего, звучат более чем сильные призывы к покаянию, даются глубокие уроки смирения, терпения, любви. Сосредоточим внимание наше на закономерном порядке того, что мы слышим от помазания к помазанию.

http://azbyka.ru/soborovanie-sem-pomazan...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Освящено ли «освящённое масло»? Новоиспечённая «традиция» продажи освящённого масла «на разлив» – обычный бизнес, основанный на обмане невежественных людей Священник Александр Шумский   Сергей Поляков   16:03 12.11.2018 3443 Время на чтение 4 минуты Освящённое масло – одна из многих святынь Православной Церкви, подаваемых Ею по милости Божией в помощь истинно верующим. Оно, безусловно, и само по себе обладает силой исцеления, но в большей степени действенны здесь молитва и вера во всемогущество Божие и милость Его ко всем, прибегающим к Нему. Освящённое масло бывает 3-х видов: 1. Елей, освящённый во время совершения Таинства елеосвящения (соборования). 2. Масло, освящённое на литии во время Всенощного бдения с Полиелеем, где совершается уже не таинство, но просто освящение масла, которым священник тут же, во время службы, помазывает верующих.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/12/os...

39. Мнение Митрополита Филарета о вскрытии для медицинских целей тел людей, умерших в больницах, по причащении Св. Тайн и Елеосвящении 4 Июля 1842 г. В Мае 1812 года К. А. Майер 26 писал К. С. Сербиновичу 27 , прося доставить ему выписку из законов по духовному ведомству, относящихся до вскрытия тел умерших, но земле еще не преданных. Именно надобно знать, писал К. Майер, относительно умерших лечившихся от болезней, умерших в больницах, где бывает нужно производить вскрытие тел для пояснения темных случаев болезней и в пользу врачебной науки и человечества. Какими духовными законами допускаются такие вскрытия вообще? Какими законами воспрещаются? В каких случаях требуется на это особое разрешение духовного начальства? Если нет по этому предмету положительных законоположений, то какие постановления к оному могут быть применяемы? Тела умерших в больнице, которые были пред кончиною соборованы и приобщались Св. Тайн ни в каком ли случае вскрывать не позволяется, или бывают на это изъятия и какие именно? По истечении какого срока после Св. Елеосвящения, или приобщения Св. Тайн допускается вскрытие тел, по крайней мере какой-нибудь части, для узнавания причины смерти? Записка эта была послана Митрополиту Филарету, который по прочтении ее писал гр. Протасову: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! От 22-го минувшего июня 3915, препровожденную ко мне от Вашего Сиятельства вопросную записку, касательно вскрытая тел людей умерших в больнице по напутствовании таинствами, рассматривал я, где она меня нашла, в Лавре; и потому не мог справиться, нет ли чего по сему предмету в указах Святейшего Синода. Но сие не трудно будет Вашему Сиятельству пополнить, посредством Синодальной канцелярии. Какое же по возможным для меня соображениям составилось о сем предмете заключение, оное при сем для дальнейшего усмотрения препровождаю. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 4 июля 1842 О вскрытии, для медицинских целей, тел людей, умерших в больницах, по причащении Св. Тайн и Елеосвящении

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6. Народные предрассудки относительно таинства елеосвящения Рассмотрим здесь несколько народных предрассудков, искажающих церковное учение о таинстве елеосвящения. 1 . То народное мнение о таинстве елеосвящения, что принявший оное не должен уже вкушать мяса и вступать в брак, а брачным быть яко безбрачным, не имеет никакого основания. Девство и воздержание добродетели великие; но только тогда они добродетели, когда избираются добровольно; иначе, ужели диавол и демоны, ничего не ядущие, суть постники? ужели родившиеся к браку неспособными, или сами себя оскопившие суть девственники? А тот, кто был елеопомазан, не вступит в брак лишь только потому, что ему, елеопомазанному, будто бы грех вступить, ужели есть девственник добровольный? Этот взгляд на елеосвящение, по отношению к браку, есть взгляд чисто безнравственный. Держась его, молодые люди, даже заболевающие к смерти, вовсе не станут собороваться, или, если выздоровев, не вступят в брак по этой, несуществующей непозволенности, то легко, как не девственники по рассуждению и произволению, впадут в блуд. Невозможность вступить в брак тому, кто вступить и готовился и желал, есть несчастие великое, – иногда быть может большее той болезни, от которой его избавила благодать елеосвящения. Никак потому нельзя думать, чтобы Господь болящего восстановил только для того, чтобы лишить его радостей супружеских, радостей святых и благословенных. 2 . Мысль, что бывший на двенадцати соборованиях все равно, что пособорованный, просто безбожна и явно от сатаны, которому не легко человека к больным, особенно близким сердцу, сделать чуждым; не легко человека, всегда любящего помолиться, а иногда подумать и о смерти, удержать от посещения болеющего и умирающего: так вот он и внушает простецам, не понимающим его козней – ходи, мол, ходи на соборования; только сам не соборуйся, авось из твоих грехов неведения, забвения и таких, какие грехами ты не считал 300 , не сложится ли такое бремя, которое тебя с высоты райского пути притянет ко мне во ад!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Новости Католический епископат США: Таинство покаяния не может совершаться по мобильному телефону 01.04.2020 22:52 Вашингтон, 1 апреля, CNA/Благовест-инфо. Председатель литургического комитета Конференции католических епископов США архиепископ Леонард Блэр разослал в епархии страны меморандум, проясняющий порядок совершения таинств покаяния и елеосвящения во время пандемии коронавируса. Большая часть населения США находится на самоизоляции и соблюдает правила «социального дистанцирования», публичные богослужения приостановлены и американские епископы пытаются разработать совместимые с этими нормы совершения церковных таинств. Так, в архидиоцезе Канзас-сити предложили использовать телефон, чтобы кающийся и священник могли слышать друг друга, находясь на безопасной дистанции. При этом обязательное условие – верующий и священник должны видеть друг друга. Подобную практику начали применять и в других американских епархиях, однако, по словам архиепископа Блэра, она недопустима. «Очевидно, что таинство покаяния не может совершаться по мобильному телефону», – подчеркну он. Даже если телефон используется для усиления слышимости, остается проблема защиты данных на устройстве, и есть опасность, что будет нарушена тайна исповеди, пояснил прелат. Также в письме архиепископа Блэра называется недопустимым, когда во время таинства елеосвящения (соборования) священники читают молитвы и освящают елей, находясь в отдельном от больного помещении, а само помазание «делегируют» медсестрам. Такую практику ввел 25 марта епископ Спрингфилда (шт. Массачусетс) Майкл Розански, однако уже через два дня это решение было отозвано. Архиепископ Блэр рекомендует американским епархиям в случаях, когда соборовать больного лично невозможно, применять к елеосвящению рекомендации Апостольской пенитенциарии о таинстве покаяния во время пандемии коронавируса. «В тех случаях, когда верующие не имеют возможности получить сакраментальное отпущение грехов, они должны показывать «совершенное сокрушение», которое выражается в искренней просьбе о прощении и твердой решимости прибегнуть к таинству исповеди в кратчайший срок. В этом случае верующие получают прощение грехов, в том числе смертных», – говорится в постановлении Апостольской пенитенциарии от 20 марта.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли Собороваться, но не Причащаться потом? 6 Ответов Сначала хотелось бы услышать — почему Вы не хотите или не можете причаститься? Честно говоря, я боюсь пока что причащаться, потому что читала,что кому-то верующих было видение:Богородица сказала, что тем,кто дерзал Причащаться, имея ИНН, на Страшном Суде будет хуже,чем Содому и Гоморе…Я добиваюсь сейчас от Налоговой отказа от ИНН и биометических документов Не надо слушать всякие байки, они не имеют ничего общего с православием. Включите логику — никто, кроме дьявола, не может добиваться того, чтобы человек не причащался. У вас ошибочные, суеверные впечатления. Молитвенно подготавливайтесь, приходите на Литургию, исповедуйтесь и Причащайтесь. Спасибо большое за ответ! Бог Вам в помощь! Если есть возможность, то нужно причаститься. В некоторых храмах, например, в моём, не всегда после Елеосвящения есть возможность причаститься — это, конечно, препятствие. Но если возможность есть, в Евхаристии надо поучаствовать. Единственная причина, по которой человек не может приступать к Таинству — тяжёлые нераскаянные грехи, а не ИНН Спасибо большое за ответ ! Слово “обязательно” здесь неуместно. Для христиан Причастие желанно. Елеосвящение и Св. Причащение самостоятельные Таинства, одно не может быть условием другого, но полезно совершить их оба. Дьявол перехитрил Ваших учителей и Вас, отвратив от спасительного Таинства. Верьте Церкви, а не раскольникам. См. официальный документ . Спасибо большое за ответ! Не все видения верующих людей достойны доверия с Вашей стороны. Нередко видения бывают от диавола или это простые сны. Важно, каков по жизни был человек, которому было видение. Кроме того, эти видения не должны противоречить вере Церкви. Ссылку на отношение Церкви к ИНН Вам уже отправили. Поэтому, в самом деле, не надо верить разным раскольникам и отказываться от ИНН и причастия. Налоговый номер на духовную жизнь никак не влияет, а отсутствие причастия и доверия Церкви — влияет, и очень сильно.

http://azbyka.ru/vopros/objazatlno-li-po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010