Омовение ног. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58.Л. 36 об.) вечери 2); за литургией в этот день (и, если не возникает экстраординарных обстоятельств, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а В. ч. понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после литургии в В. ч. совершается особый чин умовения ног , напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) визант. особенность В. ч.- совершение в этот день чина омовения престола (ныне почти вышел из практики), напоминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в В. ч. могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в арм. обряде) служба 3-го часа в В. ч. имеет характер покаянной, в традиции Милана в В. ч. совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизант.) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение ; 6) в связи с особым статусом литургии в В. ч. за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привыкли к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что всего из 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в В. ч. (гл. 67)); 7) в визант. практике за литургией в В. ч. принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары ); 8) трапеза после литургии в В. ч., также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50-м прав. Лаодик.) устраивать в В. ч. обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет неск. более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://pravenc.ru/text/150115.html

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга- совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинства Церкви «Таинства Церкви» Александра (Милеанта) — краткое, элементарное толкование Таинств Крещения и Миропомазания (и отдельный разбор Крещения младенцев), Покаяния, Причащения, Брака, Священства и Таинство Елееосвящения (Соборования) В предисловии к «Таинствам Церкви» Александр (Милеант) пишет: «Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, — но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью. Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати — Его слово в Священном Писании, молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства — это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается.» Епископ Александр (Милеант) Таинства Церкви Введение В олей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, — но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Помимо этой кажущейся отвлеченности и безжизненности православного учения возмущает дух новых богословов еще и привнесение в само дело спасения человека некоторого механического, сверхъестественного элемента, как чего-то мертвого по отношению к жизни человека, помимовольного. Сверхъестественное начало, будто бы, уничтожает значение за личным произволением самого спасающегося человека, и, подменяя его жизненный нравственный подвиг каким-то магическим действием над человеком, тем неизбежно разрушает и само спасение, которое тождественно нравственному совершенству. Этот-то магический элемент, особенно заметный в учении о святых таинствах Церкви, и составляет, по мнению новых богословов, в собственном смысле заблуждение Запада, только случайно привнесенное в вероучение Церкви. Между тем, по их новым богословским соображениям, ничто помимовольное, сверхъестественное не может иметь места в деле спасения человека, а в самом Христианском вероучении все действительно истинное должно клониться лишь к одной цели: укреплению нравственной самодеятельности человека. Отсюда естественно для новых богословов вытекает ненужность, непригодность некоторых святых таинств Православной Церкви, как не соответствующих вышенамеченной цели, например: брака, елеосвящения и других. Отсюда, говоря скромно, странность для их сознания и той основной проповеди Христианства, что только крестная смерть Христа, сама в себе, несет человеку очищение грехов его и что святое крещение в смерть Христову действительно дает крещаемому мгновенное истинное возрождение, делая его сонаследником Христу. Оказывается, по мнению новых богословов, ни страдания, ни сама смерть Богочеловека не имеют никакого самоценного независимого значения для спасения человека, а есть лишь простое свидетельство любви Бога к человеку. Спаситель мира превращается в «свидетеля», а необходимую причину страданий «свидетеля», по новому богословию, можно полагать в том, что для самого человека нелегко привыкнуть делать добро, и для него необходимо нужно всегда иметь пред глазами своими готовый идеал страданий за добро, чтобы черпать из него себе силу. Оставив пока богословские труды архиеп. Антония, главная мысль которого нами сейчас точно указана, и о которых сами профессора-рецензенты замечают, что у архиеп. Антония есть много оригинального, что «невеждам» может показаться новшеством и разрушением учения Церкви, — мы остановимся теперь на учении архиеп. Сергия о святом таинстве крещения.

http://azbyka.ru/novye-bogoslovy

При этом священником, епископом или, в крайнем случае, другим представителем Церкви, например ответственным катехизатором, над таким человеком может быть прочтена следующая древняя молитва 1го этапа оглашения, во время которой «и имя нарекается ему»: Священник знаменует его образом Креста (трижды) и говорит: «Благословен Ты, Господи, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Ты из всех народов избираешь Себе Народ особый, ревностный к добрым делам, — Ты же и этого раба Твоего (имя), пришедшего ко святой Твоей Церкви, благослови. Отверзи ему очи для уразумения дивных чудес Твоих, открой ему уши для слышания божественных слов Твоих, присоедини его к оглашаемым Народа Твоего, дабы во время благоприятное он был удостоен купели возрождения и одежды нетления». Снова знаменует его образом Креста (трижды), записывает его имя среди имён оглашаемых и далее молится: «Ты, Владыка, спасение послал миру — святое Слово Твоё, [Христа,] дабы Он каждого исполнил познанием Тебя как Бога, Ты отнял у лукавого душу раба Твоего, — Ты же и просвети его, и наставь на путь освящения через Христа Твоего, и не разреши более никакому злому духу иметь в нём жилище, ибо Ты один — Избавитель рода нашего, и Тебе мы приносим славу и благодарение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Если же некрещеный человек еще мал, то он может стать оглашаемым по желанию своих родителей-христиан (или хотя бы одного из них при согласовании со вторым). Для этой цели в Требнике есть специальный чин для матери, но, главное, для младенца «на 40й день по рождении», который тогда нужно использовать до рубрики «аще младенец крещен есть». Всякий оглашаемый получает полное право входить в храм и слушать чтение — главным образом, Священного писания. Он может присутствовать на всех службах, кроме тех, на которых верные соучаствуют в таинствах (Литургия верных, крещение, исповедь-покаяние, брак-венчание, соборование-елеосвящение и т. д.). Цель 1го этапа оглашения — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, дать возможность Церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним).

http://azbyka.ru/katehizacija/vozmozhnaj...

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 24 1926 г. – Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (союза) 36 I. Общие положения Ст. 1. Эстонская Апостольско-Православная Церковь , признающая своим Главой Господа Иисуса Христа, – союз всех находящихся в границах Эстонской Республики апостольско-православных приходов (религиозных общин), а также независимое, самоуправляемое учреждение с правами юридического лица и, как часть вселенской апостольско-православной Церкви, состоит в братских отношениях со всеми другими апостольско-православными Церквами. Ст. 2. Эстонская Апостольско-Православная Церковь является во всей своей полноте народной Церковью, ее члены – все находящиеся в Эстонии апостольско-православные приходы, которые принимают цели Церкви, основы вероучения и обязательные вероисповедные требы и объединяются в союз. Ст. 3. Цель Церкви – объединение приходов в истинной и живой вере в Бога посредством Слова Божия, богослужений, молитв, таинств и других вероисповедных треб, христианского просвещения, церковных законов и порядка, чтобы сообща продвигаться в трудах по спасению душ, просвещению духа и сердец, христианской морали и благотворительности, и в удовлетворении нужд Церкви и приходов. Ст. 4. В основе учения и деятельности Церкви лежат Священное Писание (Ветхий и Новый Завет), Священное Предание, основы учения (догматы) вселенской апостольско-православной Церкви, установления (каноны) святых апостолов, Вселенских Соборов Церкви, святых отцов и местные церковные законодательства. Ст. 5. Для удовлетворения религиозных и молитвенных потребностей верующих в Церкви имеются следующие обязательные религиозные чинопоследования: общественные богослужения – утреня, вечерня и обедня (литургия), таинства: крещение, брак (венчание), миропомазание, причащение, исповедь, рукоположение священства, елеосвящение, разнообразные молебны, погребение усопших и панихиды об их упокоении. Во время богослужений в предусмотренных церковным законодательством случаях звонят в церковные колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 67 Старику Охотникову день ото дня становилось всё хуже, хотя, как раздражённо уверял он домочадцев, ничем не болел, а «здоров, как бык, и ещё пободаюсь». Но все видели — он сделался неподъёмно угрюмым, потерянным и словно бы защемлённым. Цедила его сердце обида на односельчан — терял, утрачивал силы, отступая перед нажимом судьбы. А когда узнал от сына, что царь отрёкся от престола, в столице хаосы, на Тихвинской площади Иркутска перед кафедральным Казанским собором прошёл зловато-радостный, единодушно осуждающий самодержавие и власть митинг с участием солдат и казаков и, судя по газетам и слухам, уже вся Россия объята полымем народного гнева, то сказал в сердцах: — И его свалили? Чиво уж тепере ждать! — Неопределённо махнул рукой. Несколько недель молчал, сторонился людей и даже редко молился. И в церковь ни разу не зашёл. Отказался петь на клиросе, а ведь вместе с супругой пел в хоре с молодых лет, радуя людей своим басовитым голосом. Любови Евстафьевне как-то шепнул, неприятно посмеивась: — Помереть бы, ли чё ли. Вот бы праздник был кой-кому. — Тьфу, типун тебе на язык. — И даже замахнулась на супруга сырым рушником. Но она, как никто другой, хорошо видела и понимала — её старик истаивает. Горестно отмечала: как-то пожух, кожа на щеках обвисла, стал молчалив и равнодушен ко всему, кроме внука Ванечки. Этой весной прекратил хлопотать по хозяйству, — и это случилось с ним впервые. Как-то утром вышел во двор, посмотрел на солнце; оно взошло и уже пригревало. Полной грудью вздохнул, похоже, радуясь, но внезапно сильная боль опалила и сковала левый бок. Повалился на плахи настила, разевал перекошенный рот, а крикнуть, позвать на помощь не мог. Вскоре вышел следом Михаил Григорьевич и обнаружил отца позеленевшим, с отвердевшими чёрными губами. Но — отчаянный хваткий взгляд был устремлён к голубому чистому небу. Три дня старик пролежал в пристрое недвижимым, не мог и звука произнести, грудь то вздымалась, то замирала. Согбенный, древний отец Никон причастил умирающего, совершил таинство елеосвящения. Помазуя лицо и грудь Григория Васильевича, строго-сладко тянул:

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Разделы портала «Азбука веры» Скачать в формате Microsoft Word В числе авторов Апостольских посланий – пять апостолов: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел. Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырём апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла. Соборные послания Иакова 1. Смысл скорбей (искушений) 2. Вера и дела 3. Бедность и богатство, отношение к миру 4. Проблема учителей. Два вида мудрости 5. О Таинстве Елеосвящения Петра 1е Развернуть таблицу 1. Христология 2. Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве 3. О сошествии Господа во ад 4. Смысл страданий 5. Отношение христиан к властям Петра 2е 1. «Лествица» христианских добродетелей 2. Свидетельство о Преображении 3. Обличение лжеучителей 4. Эсхатология 5. Свидетельство о Посланиях ап. Павла Иоанна Богослова 1е Развернуть таблицу 1. Признаки истинного богообщения а) хождение во свете б) покаяние в) исполнение заповедей г) любовь к ближним д) вера в Сына Божия Эсхатология Учение об антихристе Comma Johanneum Иоанна Богослова 2е 1. Приветствие. О соблюдении заповеди о взаимной любви, которая состоит в исполнении заповедей Божиих Предостережение о приходе многих обольстителях и антихристах Приветствия Иоанна Богослова 3е 1. Мольба Богу и радость о странноприимстве Гайя Напоминание о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом Просьба Гайю не подражать злу, похвала добродетели Димитрия. Приветствия Иуды 1. Примеры суда над лжеучителями Характеристика лжеучителей Наставления верующим Послания апостола Павла В Библии содержатся 14 Посланий апостола Павла по важности и обширности самих посланий и по сравнительному значению Церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи Церквам следует послание к трем лицам, а Послание к евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего.

http://azbyka.ru/shemy/kratkoe-soderzhan...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» София Рукова Детям о Таинствах Православной Церкви " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 13  голосов:  4.4 из  5) Многие родители задаются вопросом: как доступной, понятной ребенку форме рассказать о Таинствах нашей Православной Церкви? Как донести их суть до ребенка? Предлагаем вашему вниманию удобный и понятный рассказ в изложении Софии Руковой. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Вместо предисловия Что такое таинство? Само это слово подразумевает что-то таинственное, что-то превышающее наше разумение, когда в результате наших человеческих действий и слов, в нашу жизнь приходит что-то такое, что невозможно выразить словами, и мы становимся лучше, чище, сильнее. Вот определение таинства, которое дает нам Церковь. Таинство — это совокупность священнодействий и молитв, в результате которых на их участников нисходит благодать Святого Духа. Таинств Церкви — семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Брак, Покаяние, Священство, Соборование, или Елеосвящение. О таинствах Крещения и Миропомазания Каждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны. Почти то же самое происходит и в таинстве Крещения. Однако с существенной разницей: 1) “новорожденным”, а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста; 2) страна, “гражданином” которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное; 3) “родители” новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью;

http://azbyka.ru/deti/detyam-o-tainstvah...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010