О священном Таинстве святого елея, или о елеосвящении Так как в жизни для всех вообще людей неизбежны болезни, то следует сказать и о Таинстве святого елея, дарованного во отпущение грехов, и исцеление наше, и ради даяния Божественной милости ( ελους). Это Таинство передано от Спасителя Апостолам в знак человеколюбия и милосердия. Церковь свято блюдёт его, как научены мы апостолом Иаковом ( Иак. 5:14–15 ), которого Павел называет братом Господним. Иаков был братом Божиим и по родству плотскому, и по подражанию делами. Он получил величайший дар и первый после Христа был наречён и сделался иерархом. Поэтому, как скоро кто-нибудь из братий впадёт в немощь телесную, или только душевную, тотчас пусть призовёт пресвитеров Церкви, потому что они, а не диаконы, получили силу совершать Таинства. 247. Почему Таинство елеосвящения совершают семь пресвитеров или иногда, за недостатком иереев, трое Брат Божий Иаков не говорит о числе их, но по традиции к совершению Таинства призываются семеро, я думаю, в соответствии с семеричным числом даров Духа, исчисляемых у Исаии ( Ис. 11:2 ), или в соответствии с теми семью священниками Ветхого Завета, которые, по повелению Божию, семь раз обходили с трубами Иерихон и разрушили стены его. Теперь же семеро иереев словно бы хотят низложить град лукавый и прочные стены высот греховных. Или как если бы, подражая пророку Елисею, простёршемуся над детищем сонамитянки ( 4Цар. 4:8–37 ), они хотели, семикратно помолившись о мёртвой душе, оживить её, как это с отроком сделал Елисей, который семь раз простирался над ним и семь раз молился. Или как если бы, подобно Илии, который, семь раз помолившись, снова отверз небо, некогда заключённое им за грехи человеческие, и низвёл дождь, собирались они разрешить засуху греховную и отверзть, подобно Петру, небо, подав страждущим ключ благодати и, как дождь, низвести от Бога милость отпущения. Вот каков, по моему мнению, смысл семеричного числа пресвитеров. Но в иных случаях, за недостатком нужного числа пресвитеров, призываются только трое. И этого не должно порицать, потому что, во-первых, это делается ради силы Троицы, а во-вторых, и в воспоминание свидетельства и проповедания Троицы через пророка Илию, который некогда воскресил умершего сына Сарептской вдовы, трижды помолившись и трижды простёршись над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Пётр Заведеев Епитимии, их происхождение в Церкви и значение Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь . получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде. Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего его ( 1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7 ). Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху ( Мр. 6:13 ), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом ( Иак. 5:14–15 ). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют: 1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность . Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью. Таинство брака установлено еще в раю ( Быт.1:28 ), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель ( Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки ( Еф. 5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Содержание А. Сочинения К. Н. Плотникова Б. Издания бывшей редакции православного путеводителя Предисловие Введение Понятие о секте. Причины и условия происхождения и развития русского сектантства; юг России как наиболее удобное место образования и развития сект. Деление русских сект Глава первая. История русских мистических сект 1. Секта хлыстов Разделение хлыстовщины на толки 2. Секта скопцов Глава вторая. Разбор учения мистических сект 1. Разбор хлыстовского учения А. догматического Б. Разбор нравственного учения хлыстов. 2. Разбор учения скопцов Глава третья. История русских рационалистических сект I. Секта духоборцев 2. Секта молокан Толки и секты, выделившиеся из молоканства 3. Секта иеговистов 4. Штундизм 5. Секта малеванцев 6. Секта пашковцев 7. Секта штундо-молокан 8. Секта адвентистов седьмого дня 9. Толстовство Действующее законодательство в отношении сектантства Глава четвертая. Разбор учения рационалистических сект Общие замечания о борьбе с рационалистическими сектами Протестантский характер рационалистических сект 1. Об источниках христианского вероучения 2. О христианском спасении 3. Истинный путь ко спасению 4. О личной христианской святости 5. О Церкви Христовой 6. Об иерархии 7. О таинстве св. крещения 8. покаянии 9. таинстве евхаристии или причащения 10. О таинстве елеосвящения 11. О взаимной связи между Церковью земной и небесной 12. О почитании святых мощей 13. молитвах за умерших 14. О поклонении Богу 15. Об иконопочитании 16. О почитании св. креста и о крестном знамении 17. О некоторых особенностях церковно-богослужебной жизни и практики православных 18. клятве и присяге Глава пятая А) Критический разбор учения адвентистов 1. О двух законах как источниках христианской веры 2. О субботе 3. О тысячелетнем царстве Христа с праведниками 4. О времени второго пришествия Христова 5. О состоянии мертвых Б) Общие замечания о толстовстве     А. Сочинения К. Н. Плотникова 1) История и разбор учения русских рационалистических сект (духоборцев, молокан, жидовствующих, донского толка, общих, прыгунов, новомолокан, молокан-толстовцев, иеговистов, штундистов, малеванцев, пашковцев, адвентистов и толстовцев). Петроград, 1914 г. 1–126 + I-II стр. Ц. 1 р. 20 коп. с пересылкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

V. О ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ § 229. Связь с предыдущим, понятие о Елеосвящении и его названия Таинство покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех Христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для Христиан, больных по самому телу, и имеющее целию врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные. Такое понятие об елеосвящении дает нам православная Церковь , когда говорит: «Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Простр. хр. катих. ч. 1, чл. 10). Это таинство издревле называлось и называется в православной Церкви елеем 1450 , святым елеем 1451 , елеем, соединенным с молитвою 1452 ; в нашем отечестве – елеосвящением, елеопомазанием, иногда, в просторечии, соборованием в соответствие тому, что совершается обыкновенно собором пастырей. Названия, данные елеосвящению собственно в римской Церкви, каковы: последнее помазание 1453 , таинство отходящих или умирающих 1454 , суть позднейшего происхождения и, как увидим, не совсем точны. § 230. Божественное установление таинства Елеосвящения и его действительность I. О таинстве Елеосвящения со всею ясностию говорит в св. Писании св. апостол Иаков, когда, наставляя Христиан: злостраждет ли кто в вас; да молитву деет: благодушествует ли кто; да поет, непосредственно продолжает: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак. 5, 14. 15 ). Из этих слов равно открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства. 1. Божественное установление. Ибо, с одной стороны, очевидно из связи речи, что апостол говорит об елеопомазании не как о чем-то новом, чего прежде не знали Христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Архив Пн О чинопоследовании Елеосвящения 26 декабря 2012 г. 21:00 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским  Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание Часть I. Исповедание, или Символ Веры О первом члене Символа Веры а) О Боге и Его свойствах б) О Пресвятой Троице в) О невидимом и видимом мирах г) Об Ангелах д) О человеке Второй член Символа Веры. О Боге Сыне, Господе Иисусе Христе Третий член Символа Веры а) Как Сын Божий стал человеком б) Молодость и служение Христа в) Вера в Господа Иисуса Христа г) О Пресвятой Богородице Четвертый член Символа Веры. О страданиях и смерти Господа Иисуса Христа Пятый член Символа Веры. О Воскресении Господа Иисуса Христа Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа Восьмой член Символа Веры а) О Духе Святом б) О милости Божией Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви в) О свойствах Церкви 1. Церковь есть только одна 2. Святая Церковь 3. Соборная Церковь 4. Апостольская Церковь Десятый член Символа Веры. О Святых Таинствах Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной Часть II. Заповеди Божии А) Десять заповедей Божиих 1. Первая заповедь Божия а) О вере б) О надежде в) О любви г) О богопочитании д) О почитании Ангелов и святых 2. Вторая заповедь Божия 3. Третья заповедь Божия 4. Четвертая заповедь Божия 5. Пятая заповедь Божия 6. Шестая заповедь Божия 7. Седьмая заповедь Божия 8. Восьмая заповедь Божия 9. Девятая заповедь Божия 10. Десятая заповедь Божия Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу 2. О любви к ближнему В) Заповеди блаженства Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 2. О Таинстве Миропомазания 3. О Таинстве Причащения 4. О Таинстве Покаяния 5. О Таинстве Священства 6. О Таинстве Брака 7. О Таинстве Елеосвящения Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и монашеских обетах 1. О грехе 2. О добродетелях 3. О молитве Господней 4. О посте 5. О милостыне 6. Об обетах Часть V. О богослужениях 1. Введение 2. О храме 3. Действия при богослужениях 4. О лицах, совершающих богослужения 5. О богослужебных облачениях 6. Богослужебные книги 7. Богослужения Православной Церкви а) О Божественной Литургии б) О вечерне, утрене и всенощном бдении Часть VI. О праздниках  

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава XIV. Последование святого елея §1. Елеосвящение есть таинство В этом последовании св. елея содержится седьмое таинствоелеосвящения, и елей называется святым потому, что освящается церковным благословением. Симеон Солунский (в гл. 40) говорит: «св. елей предан нам, как священное таинство и образ Божественной милости, подаваемый во избавление и освящение от греха приемлющим его; посему это таинство подает разрешение от грехов, восстановляет от болезней и совершает освящения. Все это предал нам Иисус Христос Бог наш, – и чрез Него – божественные Его ученики и апостолы». §2. Совершается семью священниками Таинство елеосвящения совершается семью священниками. Симеон Солунский (в гл. 283) пишет: «брат Господа не определяет числа пресвитеров при совершении сего таинства ( Иак.5:14 ), но обычаем предано призывать седмь, я думаю, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у Исаии; или в соответствие тех седьми ветхозаветных священников, которые, по повелению Божию, седмь раз ходили с трубами вокруг стен Иерихона и разрушили стены его; или чтобы (по подражанию пророку над детищем жены сонамитянки) иереи, седмь раз помолившись о мертвой душе, возбудили ее, как отрока – Елисей, который седмь раз нагибался над ним и седмь раз молился; или, чтобы как Илия, который седмь раз помолившись, снова отверз небо, которое заключил за грехи, и низвел дождь, – и им разрешить засуху греха, отверзть подобно Петру небо, подавши ключ благодати и, как дождь, низвести от Бога милость отпущения. Таков, по моему мнению, смысл седмеричного числа (священников). – А некоторые, по недостатку семерых, призывают всего трех; – и это не предосудительно: потому что ради силы Троицы, а потом – и в воспоминание свидетельства и проповедания Троицы, бывшего некогда чрез Илию, когда он воскресил умершего сына сарептской жены, трижды помолившись и трижды простершись над ним. Некоторые же собирают и более седьми (священников) для выражения большей веры и усердия. Впрочем, нет надобности много исследывать о числе священников, так как оно не определено у апостола. А впрочем, хотя и не написано, тем не менее необходимо соблюдать древнее предание, и должны быть седмь, как требует древний обычай, а в случае нужды, и менее трех, но все должно быть произносимо, что предано произносить». – Посему если известного числа священников для совершения сего таинства не определяется: то в крайней нужде и один священник, совершающий его, совершает силою всей церкви, которой он есть служитель, и которой лице в себе представляет: ибо вся власть церкви содержится во едином священнике. §3. В церкви или в дому

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Да, мы не оговорились. Если предыдущую книгу мы озаглавили «Надо исповедаться и причаститься», – обращаясь, разумеется, ко всем уже крещеным людям, – то эту именно так и назвали: «Хочу пособороваться!» Потому что если насчет Таинства Тела и Крови Христовых сказано твердо и определенно: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:53–54 ); то – установление Таинства Елеосвящения, или Соборования, основывается на таких словах Священного Писания : «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:13–15 ). В первом случае речь идет о вечной жизни, а во втором – о частном моменте жизни временной. Поэтому в первом случае прямо провозглашается воля Господа Иисуса Христа, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). А во втором – отдается на волю больного: «пусть призовет...». Совершенно ясно, что это не может вменяться в прямую обязанность. Болезнь, в отличие от греха, не является абсолютным злом, которого надо всячески бояться и всеми силами избегать. Поэтому, если спрашивают, «надо ли причаститься?» – можно прямо ответить: «надо!» А если спрашивают, «надо ли мне собороваться?» – порой не знаешь, что и ответить. Кажется, и сам апостол Павел не мог бы прямо ответить на этот вопрос. Однажды он сказал: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь в плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть с Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться в плоти нужнее для вас» ( Флп. 1:21–24 ). И он так и не выбрал – жить ему или умереть, но со смирением принял Божию волю, которая состояла в том, чтобы еще пожить, еще потрудиться на ниве Христова благовестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 5 – Таинства и Обряды В Церкви установлено семь Таинств, а именно: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Венчание (Брак) и Священство. Кроме Таинств в Церкви совершаются обряды и последования. Это различные молебны, панихиды по усопшим, погребение мертвых. В этой главе будет также рассказано о пострижении в монашество. Таинство Крещения Крещение – это такое Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и рождается в жизнь духовную, святую. Крещение совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Поэтому повторение этого Таинства не допускается, даже если оно произошло не у православных, однако по всем правилам. Таинство Крещения установил Сам Господь. Ни одно из течений христианства, даже те, которые отвергают почти все православные правила и установления, не отвергает необходимости Крещения. О нем в Евангелии говорится ясно, как о необходимом условии вхождения в Церковь . “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Обычно православных крестят в детстве, и они не помнят, как происходит совершение этого Таинства, но в наше время совсем не редкость крестить взрослых, для которых это становится значительным и запоминающимся событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему, как Царю и Богу. Из крещальной купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами. 48 В первую очередь для Крещения требуется вера в Господа и Его Святое Евангелие, а также в Церковь , которую он основал на земле и которая является Телом Его. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры . Но как же дети? Они не имеют еще сознательной веры, и кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Поручиться за них могут крестные, которые для того и существуют в Церкви и обязательны для младенцев. Крестные берут на себя обязательство следить за своими крестниками и воспитывать их в духе православия и благочестия. Для того чтобы обещать это Церкви, крестные сами, как минимум, должны быть верующими и достаточно близкими семье младенца, потому что они должны реально участвовать в его религиозном воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010