О таинствах Церкви Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих ( Мф. 14:14–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:12–17 ; Ин. 6:1–14 ), умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой вместе с мироносицами могла радостно воскликнуть: «Христос воскресе!» Крещение означает смерть ветхого, грешного человека и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание : Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни ( Рим. 6:3–4 ). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. Так в Церкви Апостольской делается с апостольских времен ( Деян. 16:14–15, 30–34 ; 1Кор. 1:16 ). Отвратитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить, спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными? Таинством крещения мы разрываем связь с греховным прошлым, и душа входит в духовную лечебницу, называемую Церковью. А когда душа через крещение, как через двери, войдет в лечебницу, она уже в ней обретает все, что ей необходимо. Там миропомазание – печать дара Духа Святого. Там исповедь и покаяние для исцеления новых душевных ран. Там причастие, питающее душу самим Телом Христовым и Кровью Его. Там елеосвящение – молитвенное призывание Духа Святого на укрепление и освящение телесного храма человеческого и расслабленного жителя этого храма, души человеческой. Там великое таинство брака – чудо Божественного премудрого домостроительства. Там священническое рукоположение ради сохранения преемства апостольского служения и апостольской силы. Там и другие лекарства, и средства, с помощью которых всесильный Дух Божий лечит, утешает, ласкает и воздвигает души верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О Таинстве Елеосвящения I. Православное учение о таинстве Елеосвящения Христос Спаситель, врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати. Необходимость таинства елеосвящения, кроме свящ. Писания ( Иак. 5:14 – 15 ),подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древнехристианской Церкви свидетельствует, например, Ориген . Перечисливши разныя средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжал: «есть еще и седьмой род отпущения грехов чрез покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами и слезы делаются для него хлебом день и ночь и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные: Иак. 5:14 – 15 . (Еписк. Сильвестр. Догм. Богосл. чт. 5 стр. 53–54). Итак, православное учение о елеосвящении, как таинстве, имеет для себя твердые основания и в свящ. Писании и в данных истории, а потому отвергающие это учрежденное в помощь больным таинство, воистину «не ведят. что творят» ( Лк. 23:34 ). II. Возражения заблудшего и ответы православного о таинстве Елеосвящения Заблудший. Почему под «елеем», «маслом» нельзя разуметь слова Божие и понимать Иак. 5:14–15 в духовном смысле наставления. Православный . Потому, что тогда получится несообразность такого рода: Апостол Иаков повелевает обращаться к елеепомазанию в случае болезни, таким образом вышло бы, что наставление словом Божиим необходимо только для больных. Кроме того слово Божие нигде не называется «елеем» или «маслом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Отдел (1879–1884 г.) Глава XX Кончина высокопреосвященного Антония не была неожиданною. Сам Высокопреосвященный давно уже как бы сроднился с мыслью о ней. При первом сильном, хотя случайному проявлении болезни, он поспешил, прежде всего, по его буквальному выражению, вручить себя Врачу душ и телес, потребовав совершить над ним таинство св. Елеосвящения. Это было 3 Июля 1878 года. Затем к 10-му числу (дню его тезоименитства) его здоровье быстро начало восстановляться. Принимая в этот день сугуборадостные от всех приветствия, он сказал в ответ на эти приветствия: «Каково моё здоровье теперь, – определить не могу, только верую, что Божественное Таинство явило на мне свое благодатное действие и что чьи-либо молитвы, усердные и достойные, за меня услышаны Господом, а паче молитвы, самою Церковью возносимые». После многократных перемен в состоянии своего здоровья, в течении целого года, покойный Владыка решился испросить себе временное двухмесячное отдохновение от дел по управлению; но получив его, как раз с той же поры почувствовал себя так хорошо, что в шутку сказал посещавшим его в загородном доме: «вот с увольнением моим, видно, и болезнь моя уволилась от меня; боюсь одного, чтобы она, отдохнувши, не принялась за меня крепче». По миновании увольнительного срока он, впрочем, видимо ещё более, почувствовал себя хорошо; это было в Августе. Наступил Сентябрь со значительными холодами. Покойный Владыка пожелал, по заведённому им обычаю, совершить перенесение Чудотворной Казанской иконы Божией Матери из холодного в теплый Собор и назначил для этого служение в Воскресенье (16-го Сентября); но вдруг к вечеру накануне Воздвижения Креста распорядился, чтобы всё было приготовлено к перенесению св. Иконы в день самого Воздвижения. Утром же последовало новое распоряжение, что он или вовсе не будет, или только прибудет к совершению самой Литургии, но что без него до Литургии должно быть сделано перенесение св. Иконы. Божественную Литургию он, хотя через силу, совершил в этот день. Но затем снова начал чувствовать прежние признаки болезни и, время от времени, сильнее и сильнее. Несмотря на это, высокопреосвященный Антоний 30-го Сентября совершил Литургию в Крестовой церкви, а также и 1-го Октября в кафедральном Соборе. После этой последней, он за обычным чаем сказал: «нет – ноги мои, кажется, не служаки мне более; не знаю, послужат ли они мне в праздник Святителя Гурия (4-го Октября); крепко хотелось бы совершить и всенощную и Литургию в этот день; а то придётся разве только как-нибудь доплестись и отслужить празднественный молебен Святителю после Литургии». На вопрос: «что же Вы особенно чувствуете кроме болезни ног?» «Чувствую, – сказал Владыка, – что весь никуда не гожусь... есмь яко сосуд скудельнын сокрушен...»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Очерк жизни Михаила, митрополита С.-Петербургского, Новгородского, Эстляндского и Финляндского Источник Преосвященный Михаил был сын бедного пономаря Московской губернии, Богородского уезда, села Топоркова, по имени Михаила. Он родился в 1761 г. Ноября 8-го дня. Отец его лежал на смертном одре, когда родился Матвей (таково было Мирское имя Михаила). К умирающему отцу, над которым в этот день совершено таинство Елеосвящения, поднесли новорожденного младенца: он благословил его и, целуя, некоторым образом как бы помазал его останками своего помазания. Чрез несколько дней, когда над младенцем в церкви совершали таинство Святого Крещения, отец скончался; и возвратившиеся в дом с новокрещенным Матвеем, отца, его уже не застали в живых. Несчастная мать, убитая горем, была не в состоянш кормить своего младенца грудью. Поручить эту обязанность другой не дозво­ляла ей бедность. Со смертию мужа, она ли­шилась и скудных средств к пропитанию. Поэтому, имея мало надежды поддержать жизнь новорожденного, особливо же предпола­гая, что неминуемо сделается он жертвою заразительной болезни старшаго ея сына, который лежал в то время в оспе, со слезами на глазах, положила его, как беспомощного и безнадежного, на постель к старшему брату. В этом состоянии смерть младенца каза­лась уже неизбежною. Но судьбы Вышнего неисповедимы! Младенец Матвей, в пеленах обреченный на смерть, остался жив! Провидеше, видимо, сохранило его для той цели, к которой он был предназначен свыше. По смерти старшего брата, скончавшегося от оспы, младшему, Матвею, добрыми людьми была оказана немедленная помощь. – Для вскормления его пожертвовали козу. Преосвященный Платон (Малиновский), во внимание к крайне затруднительному поло­жению его матери, оставил за ним причет­ническое место отца его. Таким образом, младенец Матвей, будучи еще в пеленах, сделался уже опорою и своей матери, и ма­тери отца своего. Конечно, ни причетниче­ское место, ни попечения двух сельских вдов, прииимавших в нем особенное участие, не могли обещать Матвею такого воспитателя, которое могло бы подготовить его к какому-либо важному назначению. Но избраннику Божию, Сам Бог открывает пути к тому, чтобы достигнуть своего назначения!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

прот. Даниил Смолодович Отделение второе Б) О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю, или потребностям христиан § 219. Общее содержание сих служб Так как службы церковные разделяются на постоянные, то есть постоянно совершающиеся во храме и особенные или повременные, совершающиеся в известное время по нуждам и потребностям верующих, то, сказавши о службах постоянных – вседневных, седмичных и годовых следует говорить о службах особенных и повременных, совершаемых по особенным случаям и потребностям христиан. Св. Церковь , как попечительнейшая мать, заботясь о спасении чад своих, освящает все важнейшие события в нашей жизни, благословляет наши начинания и плоды трудов наших и вспомоществует нам во всех трудных обстоятельствах наших душевных и телесных совершением святых Таинств, молитвословий и молебных пений, на различные случаи составленных. I) О таинствах § 220. Понятие о таинствах Таинства суть Богоучрежденные священнодействия, при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила Святого Духа на человека приемлющего Таинство, для освящения и врачевания душевных и телесных сил его. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, (совершаемые над всеми), Священство, Брак и Елеосвящение (над некоторыми). 1) Крещение § 221. Понятие о крещении и оглашении, совершаемом над возрастными из иудеев, магометан и язычников Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела его в воду с призыванием имени Бога-Отца, и Сына, и Св. Духа, совлекается ветхого человека с греховными деяньми его и облекается в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, то есть очищается от грехов и возрождается для жизни новой – благодатной. Прежде совершения крещения бывает оглашение. Оглашением называлось в древности изустное преподавание основных догматов христианской веры для готовящихся к крещению. Так предварительно и ныне приготовляются к крещению возрастные из язычников, иудеев и магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прот. Николай Балашов Глава 7. Богослужения требника Именно в области «частного богослужения», при совершении треб, достигали наибольшего размаха произвольные уклонения от указанного в книгах порядка. Об этом свидетельствовали обличители нарушений устава, это признавали и представители духовенства. Являются ли нерадивость священников и большая, чем в случае общественного богослужения, затруднительность контроля со стороны священноначалия исчерпывающими объяснениями этого факта, или в самом Требнике нужно что-то менять? Общие замечания «Должны быть пересмотрены и чинопоследования, помещенные в Требнике», – заявила комиссия Олонецкой епархии в подготовленном ею, за смертью своего архиерея, отзыве по вопросу О церковной реформе 1081 . Варшавская комиссия указала и желательное направление такого пересмотра: Так как чины таинств крещения, венчания и елеосвящения чрезмерно длинны и не соответствуют физическому и психическому состоянию лиц, над которыми они совершаются, желательно некоторые молитвы сократить, а иные опустить 1082 . В отзыве епископа Смоленского Петра (Другова), кроме того, говорилось: Предстоящему Собору необходимо, первее всего, очистить чины богослужений (преимущественно в совершении таинств и других треб) от тех наслоений, которые с течением времени проникли в них 1083 . Анализу конкретных предложений в этой области и будет посвящена настоящая глава. Таинство Крещения с сопутствующими чинопоследованиями Важное пожелание, относящееся не только к крещению, но и к прочим таинствам (относимым, согласно позднейшей традиции, к «частному богослужению»), высказал в докладе «Об упорядочении богослужения» отдел Поместного Собора, предложив по возможности соединять их совершение с общественными богослужениями – «главным образом с литургией». Восстановлению древнецерковного восприятия таинства как дела всей Церкви особенно способствовало бы рекомендованное в этом докладе публичное совершение крещения перед праздничной литургией, сопровождаемое объяснением обрядов таинства и поучением молящихся 1084 . Инициатором предложения был о. Василий Прилуцкий , обративший внимание членов отдела на ущербность существующего порядка:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 1. Православное учение о таинствах (сакраментология) 1.1. Понятие о таинствах Отличие таинств от прочих священнодействий «Пространный катехизис» предлагает следующее определение понятия «таинство»: «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать , или, что то же, спасительная сила Божия» 1229 . В «Православном исповедании» говорится, что «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» 1230 . Однако такие определения таинства (греч. μυστ ριον, лат. sacramentum) слишком общи – они охватывают все церковные священнодействия (в Церкви, которая живится Духом Святым, нет и не может быть «безблагодатных» священнодействий). В православном догматическом учении понятие «таинство» относится не ко всем священнодействиям, но только к основным, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус. Таких священнодействий семь: крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Учение о седмиричном числе таинств было четко сформулировано на латинском Западе в XII в. (Гуго Сен-Викторский, Петр Ломбардский, хотя следы этого учения просматриваются в значительно более раннее время) 1231 . В XIII столетии оно распространилось на православном Востоке 1232 . Со временем это учение было усвоено также и преданием древних Восточных (нехалкидонских) Церквей (Коптская, Эфиопская и др.) 1233 . Следует указать на два основных критерия, по которым эти семь священнодействий выделены из числа прочих. Во-первых, таинства являются богоустановленными («будучи установлено Господом нашим»), т. е. их появление в жизни Церкви относится непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. Все остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Скачать epub pdf Часть пятая. Таинства Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь Православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека. Начиная с XV века православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них – Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе – Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье – Святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое – Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое – Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое – Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силы к воспитанию детей. Седьмое – Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божиим и совершением Таинств. Таинство Крещения Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова , «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Введение Церковь на земле – средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь – общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви – Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее – Господа Иисуса Христа и ее Кормчего – Духа Святого. Спаситель, раскрыв в евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь Таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» ( Притч. 9, 1 ). Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомáзание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение ». Церковь принимает человека уже от лона матери, и два Таинства приближаются к самой колыбели – одно возрождающее, другое утверждающее – Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное Таинство – Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6, 55, 56 ). Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое Таинство – Покаяние. Оно, подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феофилакт, епископ Пятигорский и Черкесский ЖМП 3 март 2012 /  23 марта 2012 г. 15:00 Северный Кавказ читает Новый Завет С января 2012 года в Пятигорской и Черкесской епархии начала осуществляться духовно-просветительская программа «В начале было Слово». Цель программы — помочь всем желающим изучать и понимать Священное Писание. «Сложилась парадоксальная ситуация, — говорит епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, — когда книги Библии, благодаря возможностям Интернета, в буквальном смысле находятся у каждого под рукой. И при этом люди, даже считающие себя глубоко церковными, зачастую обращаются в поисках ответов на волнующие их вопросы не к слову Божию, а к каким-то неведомым источникам. Как если бы живущие у источника с чистейшей водой мучились от жажды, сидящие у горячего очага страдали от холода, а те, кто находится за пиршественным столом, голодали. Это нельзя назвать нормой, принять за данность и относиться с безразличием». Задачи и содержание программы выкристаллизовались во время обсуждения практических вопросов катехизации, особенно когда затронули вопросы подготовки к участию в таинствах. Оглашение перед совершением таинства крещения, беседы перед совершением таинства брака, подготовка к евхаристии и покаянию или елеосвящения. «Во всех этих случаях мы просто не можем не обратиться к авторитету Священного Писания, — отмечает руководитель епархиального миссионерского отдела священник Михаил Самохин. — И поэтому одобрено предложение епископа Феофилакта взять за правило произнесение проповеди на Евангелие дня после уставного чтения зачал». Протоиерей Анатолий Лобков, духовник Кисловодского благочиния, в сане уже более полувека. Один из старейших священнослужителей епархии, он особенно горячо отреагировал на рекомендацию проповедовать на темы евангельских чтений. «Не случайно в советские времена власти такие усилия прилагали, чтобы мы не проповедовали, — делится своими мыслями отец Анатолий, — богослужение совершай, но проповедь не говори, это было требование эпохи государственного атеизма. И я бы даже так сказал, что Литургия без проповеди — это незавершенное богослужение. Ведь мы же знаем, что вера от слышания; обращаясь к Евангелию, мы обращаемся к слову Божию».

http://e-vestnik.ru/reports/severnyy_kav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010