Введение I. О Церкви Христовой II. О соборах Церкви III. О Священном Предании IV. О церковном учительстве V. О Священном Писании Ветхого и Нового Завета VI. О чтении Священного Писания VII. О толковании Священого Писания VIII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой IX. О поклонении Богу X. О почитании Пресвятой Богородицы XI. О почитании святых Ангелов XII. О почитании святых угодников Божиих XIII. О молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих XV. О молитве и милостыне за умерших XVI. О законе христианском (нравственном) XVII. О вере и делах XVIII. Об оправдании XIX. Об искуплении XX. О возрождении XXI. О спасении XXII. О христианском единении XXIII. О чудесах и знамениях XXIV. О монашестве XXV. О священстве (Иерархии) XXVI. О богоучреждённости церковной иерархии или священства XXVII. О недостойных пастырях XXVIII. О праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия XXIX. О таинствах Христовой Церкви XXX. О Крещении младенцев XXXI. О таинстве Крещения XXXII. О таинстве Миропомазания XXXIII. О таинстве Причащения XXXIV. О таинстве Покаяния XXXV. О таинстве Брака XXXVI. О таинстве Елеосвящения XXXVII. О церковном богослужении XXXVIII. О жертвоприношениях (новозаветных) XXXIX. Об обрядах XL. О посте XLI. О праздниках Православной Церкви XLII. О почитании храмов Божиих XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме XLIV. О почитании святых икон XLV. Различия между кумиром или идолом и священным изображением XLVI. О почитании Святого Креста XLVII. О крестном знамении и о крестных ходах XLVIII. О царской власти и о повиновении Богом установленным властям XLIX. О клятве и присяге L. О судах и судьях LI. О Войне Заключение LII. Об антихристе LIII. О кончине мира и страшном суде LIV. Сущность сектантства LV. О вероотступничестве и разделениях LVI. О лжепророках и лжеучителях LVII. Об отношении к сектантам LVIII. Об отлучении от Церкви (Анафематствование) LIX. О любви к Богу и ближним LX. О различных религиозных вопросах Приложение Симфония на Новый и Ветхий Завет Отзывы Из письма свящ. с. Новой Яблонки Саратов, губ. о. Александра Соловьева, от 9 июня 1910 г. Из письма И. А. Кудина, Павловский посад Москов. губ. от 18 апреля 1910 г. Из письма крестьянина Ивана Стороженко от 17 мая 1910 г. (Передаем так, как писано) Из отзыва священ. Г. Корсун (напечатанного в Полтавск. Епарх. Вед. 1910 г. 2). Из письма Д. Г. Стрельникова. г. Царицын Саратов. губ. от 16 Июля 1910 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вопрос: Какое значение имеет соборование? Может ли принять это таинство физически здоровый человек, который чувствует свое духовное несовершенство? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : «Церковь, – писал великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский, – сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым “всяка душа живится”» (Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 154). Из всех священнодействий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается верующему христианину определенная благодать, свойственная именно данному таинству. Семь таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Одним из них является таинство елеосвящения (греч. elaioa – масло; eleos – милость), при совершении которого при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов. У этого таинства несколько названий. В древних богослужебных книгах оно называется елеем, святым елеем, елеем, соединенным с молитвой. В нашем отечестве чаще всего употребляется название елеосвящение. В народе оно называется соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Однако таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник. С древнейших библейских времен масло (елей) использовалось в богослужении как горючее вещество для светильника скинии (см.: Исх. 27: 20) и как составная часть ежедневной жертвы (см.: Исх. 29: 40). Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7; 1 Цар. 10: 1). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения.

http://pravoslavie.ru/30012.html

Глава 3. Путь христианина к исцелению Исцеление во славу Божию Хотя болезни и телесные страдания могут и должны стать для христианина объектом духовного преодоления и преображения во Христе, а также привести его путем воздержания к достижению духовных вершин, тем не менее они не должны быть для него предметом устремления или самоцелью. Ведь на борьбу с телесными недугами уходит столько сил, необходимых человеку для исполнения Божиих заповедей 306 и прославления Господа! Тем более что для выполнения этих священных обязанностей человеку все время не хватает сил, и даже когда он пребывает в добром здравии, их недостаточно, чтобы достойно воздать хвалу Всевышнему. Тогда как, с одной стороны, телесные недуги способствуют духовной жизни, с другой – они ей препятствуют, как это подчеркивает святой Никита Стифат : «Но насколько эти болезни полезны для новоначальных, настолько вредны они для продвинувшихся в трудах добродетелей... Ибо препятствуют им заниматься божественными вещами, и притупляют болями и тяжелыми обстоятельствами разумную часть их души, и замутняют ее тучей малодушия, и иссушают умиление сухостью трудов» 307 . Отсюда вывод, что здоровье можно предпочесть болезни, если, конечно, человек проживает его в Боге и во имя Божие. Ведь не из простой вежливости святые отцы вслед за святым апостолом Иоанном (см.: 3Ин.1:2 ) в беседах и письмах обращаются к своим духовным чадам с пожеланиями доброго здоровья; и не случайно во время каждого богослужения Церковь молит Господа об укреплении или восстановлении здоровья всех своих чад. Нацеленность на обретение здоровья отражена и в текстах Евангелия. В отрывке об исцелении Христом тещи Петра говорится: горячка оставила ее; и она встала и служила им ( Мф.8:15 ); также и в притче об исцелении расслабленного мы читаем: И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога ( Лк.5:25 ). Об этом также постоянно упоминается во время исполнения Таинства Елеосвящения, или Соборования: «Врачу и Помощниче сущих в болезнех, Избавителю же и Спасе сущих в недузех! Сам, всех Владыко и Господи, даруй исцеление недугующему рабу Твоему...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Дай, добрый товарищ, мне руку свою... Преосвященный Гермоген «Помню слова святого Златоуста: „Добрый пастырь-епископ во всякое время подвизается не меньше тысячи мучеников». И иду с твердым намерением всецело отдать свои силы на служение Богу, неустанно и неусыпно стоять на страже веры и Церкви, мужественно бороться с ее врагами и даже быть готовым, если бы пришло такое время, и пострадать за истину Христову, подражая тому великому первосвятителю Русской Церкви, коего священное имя дано мне в сане иноческом». К служению такого накала готовил себя будущий Преосвященный Псковский и Порховской Гермоген, автор представляемых здесь двух статей. Высокие слова эти, выраженные совершенно «в духе христианского и иноческого самоотвержения», сказаны были им в речи Святейшему Синоду при его наречении. Иночество с именем Гермогена он принял 1-го сентября 1873 года; пострижение совершил епископ Ладожский Палладий. Уже в октябре того же года Гермоген был хиротонисан во епископа Выборгского (с 1876 – епископ Ладожский), викария Санкт-Петербургской митрополии. На этой кафедре он состоял девять лет, наблюдая за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. В 1882 году Гермоген назначается на самостоятельную кафедру епископа таврического, а в марте 1885 года перемещается на кафедру епископа Псковского и Порховского, которую – с присущими ему «мудростью и добротой архипастыря» – возглавлял до самой своей блаженной кончины. Скончался Преосвященный Гермоген 17 августа 1893 года в Санкт-Петербурге. В столицу был вызван он Высочайшим соизволением Государя Императора для присутствия в Святом Синоде, но здесь вскоре разболелся, а доктора определили тяжелую форму воспаления легких. Состояние здоровья Иерарха все ухудшалось, и за три дня до кончины совершено было таинство Елеосвящения и приобщен был Преосвященный Святых Таин. «В лице новопреставившегося святителя псковского, – вспомнят товарищи в прощальном слове, – сошел в могилу человек необыкновенно доброй и кроткой души, делавшей ею другом и отцом всех труждающихся и огорченных».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Диалог 6-й. О законе и благодати Неизвестный . Знаешь ли, что я сейчас чувствую? Как будто бы мы долго, долго поднимались в гору и наконец вышли на ровное место. Дорога дальше трудная, но все же какая-то другая. Не в гору, а прямо. Может быть, это чувство меня обманывает, но оно совершенно во мне неотступно. Духовник . Нет, не обманывает. Ведь нам пришлось преодолеть многое. Ограниченность нашего разума, косность привычных восприятии вещественного мира, гипноз обычных мирских понятий, суждений и чувств. Все это, действительно, восхождение на высокую гору. И если в дальнейшем будут трудности, конечно, они будут совершенно иного порядка, и в этом смысле их можно назвать дорогою по ровному месту. Неизвестный . Должно быть, и сомнения мои – тоже в своем роде «привычка». Духовник . Нет. Это порок. Неизвестный . Да. Может быть, но, во всяком случае, пока я не избавился от этого порока, не лучше ли прямо говорить о своих сомнениях, чем скрывать их. Духовник . Конечно. Неизвестный . Тем более, что мое новое сомнение -скорее просто «недоумение», но разреши мне по-прежнему облечь его в форму вопроса. Духовник . Разрешается. Вообще, говори так, как находишь нужным. Неизвестный . Хорошо. Я опять буду говорить, как в начале наших разговоров, не заботясь о последовательности своих мыслей, а как бы рассуждая сам с собой. Вот ты убедил меня, что таинства необходимы для тех высших задач, которые ставит перед человеком христианское учение. Необходимо крещение как рождение свыше, миропомазание как печать дара Духа Святого, таинство покаяния как благодатное освобождение от греха, причащение, в котором мы соединяемся со Христом, таинство брака, перерождающее наше животное влечение и создающее семью как домашнюю Церковь , елеосвящение, в котором мы получаем благодатное исцеление и таинство хиротонии, где утверждается иерархический строй Церкви. Я понял это и согласился с тобой, что все это так. И вот закон – человек должен поступать так-то и так-то. Этого требует Бог. Казалось бы – раз Бог требует – значит человек должен.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Еретичество папства, или изложение погрешностей, заблуждений и нововведений римской церкви со времени отделения её от вселенской церкви в IX веке Источник Содержание Первая ересь папства, или его учение относительно божественного устройства Церкви Вторая папская ересь, или учение пап о Святой Троице Третья папская ересь, или учение пап о воплощении Четвертая папская ересь, или учение пап об искуплении Папские ереси и заблуждения касательно таинств I. Крещение и миропомазание II. Евхаристия III. Покаяние IV. Священство V. Брак VI. Елеосвящение Папские ереси и заблуждения относительно будущей жизни Папство, или великая западная ересь I II III IV V. Папство, или великая западная ересь VI VII VIII IX X     Под таким заглавием мы предлагаем в русском переводе сочинение о. Владимира Гетте , появившееся на французском языке под названием: La Papauté hérétique , exposé des hérésies, erreurs et innovations de l’église romaine depuis sa séparation de l’église catholique au IX-e siècle. Сочинение это первоначально напечатано было в L’Unione chrétienne и затем издано отдельной книгой, в начале восьмидесятых годов. Думаем однако же, что принятое нами заглавие этой книги точнее выражает основную мысль о. Владимира, развитую и доказанную им в его труде. О. Владимир, доктор богословия русской церкви, не смешивает папства, собственно как религиозно-политического института, с самою римско-католической церковью: он разграничивает эти два рода понятий. И хотя находит в римской церкви некоторые еретические мнения, заблуждения и нововведения: но присваивает их главным образом не столько самой римской церкви, сколько папству, постепенно развивавшемуся и формировавшемуся со времени отделения от вселенского единства в IX веке. По его глубокому убеждению, именно папство образовало из себя источник, из которого излились мутные потоки на всю римскую церковь , некогда столь славную и знаменитую; именно оно, – ради развития, укрепления и сохранения своего всемирного владычества, – роковым процессом истории приведено было к необходимости освящать своим авторитетом разные нововведения и заблуждения, из которых некоторые по всей справедливости должны быть названы еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О предрассудках, связанных с соборованием (Елеосвящением) Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками церковного устава! Говорят, что после соборования поступить в монашество или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное - что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда. Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, " многих больных мазали маслом и исцеляли " (Мк. VI, 13). Со всей определенностью и ясностью о Таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. Собор священников, откуда и другое название таинства - Соборование) и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему " (Иак. V, 14, 15). Определенно, апостол говорит о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное, которым и заповедует пользоваться в случае болезней. С XVII века на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII века совершение этого таинства составляло частную особенность священнослужения только в Московском Успенском соборе и в некоторых монастырях. Происходило это один раз в год, в Великий четверг .

http://zavet.ru/a/rss_984125030.html

Заключение первого отделения второй части О качествах нынешнего «Последования св. Елея»   Из истории образования «Последования», из объяснений, а также и текста его, открываются нам его 1) внутренние и 2) внешние качества. 1) Внутреннее достоинство заключается в том, что «Последование» составлено, вообще, в точном согласии с духом слова Божия, со всем учением св. Православной Церкви, и в частности – с догматом о Елеосвящении и с внутренним содержанием апостольского чина Елеопомазания. Внешним показателем сего служат: евангельские и апостольские чтения, исповедание веры, содержащееся в молитвах, прощения, существенно, об исцелении болезней и оставлении грехов, самые мысли и выражения молитв, взятые с буквальностью из св. Писания и из апостольского чина Елеопомазания. Нет здесь ни одной йоты, которая выступала бы из означенных границ, или носила бы иной оттенок. Подобно апостольской молитве веры , все псалмы, песнопения, молитвы и стихи чина оживотворены глубокими чувствованиями искренней сердечной веры в милосердие Божие, сыновней любви к Господу Богу, богопочтения, благочестия, непоколебимого упования, и твердого убеждения в благодатной силе и действенности таинства. Но, с другой стороны, те же псалмы и молитвы, песнопения и стихи проникнуты сознанием наших человеческих немощей и грехов, чувствованиями нашего недостоинства перед Богом, глубоким смирением. искренним покаянием, сокрушением сердца, желанием ходить в оправданиях Господних, исполнять заповеди Божии. Отсюда, подобно апостольской поспешествуемой молитве, в песнопениях, молитвах, псалмах и стихах чина повсюду проникает, везде чувствуется усиленное, прилежное, умиленное моление к Господу Богу, с призыванием Матери Божией и всех святых, дабы их ходатайством подкрепить наши земные, недостойные и немощные, богомоления, ибо и в апостольском чине сказано: много может молитва праведнаго поспешествуема. Но все существо чтений слова Божия, песнопений, молитв, стихов, обрядовых действий  – все устремлено к одной цели, чтобы страждущему тяжким недугом тела и души и кающемуся во всех своих прегрешениях испросить у беспредельного милосердия Божия, силою крестных заслуг Спасителя, благодать св. Духа для полного возвращения ему сил и здоровья, для совершенного очищения его от всякой греховной скверны, душевной и телесной, и для прохождения жизни богоугодной и святой. От этой цели во всем чине нет ни малейшего уклонения, вроде, напр., угрожений, или намека на приготовление к смерти и т. п. При сем, в чине выражается трогательнейшее сочувствие молящихся к положению немощного, крепкая и теплая христианская любовь к нему, участливое и деятельное, во всех отношениях, попечение о нем, о его душе и теле, всецелое снисхождение к его телесным недугам, – что все поставляется в обязанность и в чтениях чина, например: немощи немощных носите, и не себе угождайте ( Рим. 15:1 ) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

И ВОТ , родственники или другие сострадательные люди  ПРИНЕСЛИ К НЕМУ РАССЛАБЛЕННОГО ,  ПОЛОЖЕННОГО НА ПОСТЕЛИ . Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владевший членами и, кажется, лишенный языка. Этот больной, видимо, хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю Чудотворцу; святой Марк говорит, что его несли четверо, причем и Марк, и Лука рассказывают, что принесшие не могли протиснуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому поднялись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр, на котором лежал расслабленный, прямо «на то малое пространство, которое между Господом и собравшимся к Нему народом оставлено было благоговением сего народа». Дома на Востоке располагались четырехугольником вокруг внутреннего двора; может быть, Спаситель, для большего простора, учил не в жилых комнатах, а на дворе, который от жара солнечного закрывался легкими щитами из кожи и полотна; щиты эти легко было разобрать без всякой опасности для народа, который был во дворе. Крыши на домах были плоские, обнесенные перилами; там можно было свободно прогуливаться; поэтому туда вели лестницы и со двора, и с улицы; и вот, сердобольные люди, принесшие расслабленного, воспользовались этими лестницами, чтобы через крышу спустить его к ногам Господа Иисуса. Без всяких слов они выражали этим веру свою. «Спаситель, – говорит святитель Златоуст, – не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом, или лишились его по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы спустить себя, а он согласился быть вынесенным из дома, поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь». Подлинно, «ищущий находит, и стучащему отворят» ( Лк. 11:10 ). Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу:  И , ВИДЯ ИИСУС ВЕРУ ИХ ,  СКАЗАЛ РАССЛАБЛЕННОМУ , в сознании своих грехов, может быть, не дерзавшему и очей возвести к Целителю:  ДЕРЗАЙ , ЧАДО! ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ ТВОИ , которые так тревожат бедную душу твою! Вот пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага, лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание и той истины, что молитва веры и в Таинстве елеосвящения может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И действительно, у отцов и писателей церкви мы находим ясные указания, как на само применение елея к умершим, так и на то символическое значение, которое с течением времени соединилось с этим употреблением елея. Наиболее раздельное указание на употребление елея над умершими с изъяснением его символического значения принадлежит писателю под именем Дионисия Ареопагита в книге «О церковной иерархии» 625 . Отмечая сначала «в тайнодействии, совершаемом над благочестивыми усопшими» сам факт возлияния елея на усопшего 626 писатель в изъяснении «созерцательной стороны» этого «тайнодействия» указывает и символический смысл возлияния елея на умершего. Он говорит: «После же целования священноначальник возливает на усопшего елей. Припомни, что при священном Богорождении (крещении) пред божественнейшим погружением преподается крещаемому первая доля причастия священного таинства – елея помазания –. после всецелого совлечения прежней одежды. Так и теперь, в конце всего, возливается на усопшего елей. Тогда помазание воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь возлияние елея указывает на то, что усопший потрудился в этих священных подвигах и достиг совершенства» 627 . Это объяснение употребления елея над умершими повторяет Максим Исповедник в своих примечаниях к книге «О церковной иерархии» 628 и Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) в своем толковании на эту же книгу 629 . Наконец, воспроизводит его и Симеон Солунский , констатируя вместе с этим и сам факт возлияния елея на умерших. Он говорит: «И мертвые помазуются елеем, как говорит божественный Дионисий, во образ помазания первоначальным елеем в, крещении; и он приводит причиною этого то, что свято и честно почивший во Христе совершил подвиг, на который был помазан и прежде, и ради которого и опять помазывается елеем: 1) в знамение и запечатление того, что отшедшие (почившие) были Христовы; 2) в освящение , усопших тел, подвизавшихся ради Христа и благочестно поживших в сем мире, и 3) в честь их, так как они жили во Христе, знамением чего служит освященный елей помазания. Поэтому, на мощи мучеников, положенные как бы во гробе, под божественным престолом, возливается вместо этого елея и святое миро: ибо на совершенных должно возливать совершеннейшее» 630 . Включаются Симеоном Солунским в число лиц, на которых по смерти надлежало возливать елей, и монахи. «Мы ни одного монаха, – говорит он, – не погребаем иначе, как когда выльем на его останки елея из лампадки, который освящен, горя пред Господом» 631 . Подобное помазание елеем умерших сохранилось и у некоторых из отделившихся от православной церкви христиан. Например, у коптов «умерших помазуют только тем елеем, который берется из лампад, подвешенных перед иконами святых» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010