Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти. Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего «покрывать, скрывать». В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д. Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах – Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако «таинствами» названы также пострижение в монашество и чин погребения. 162 Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. 163 Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств – Крещения и Евхаристии, 164 а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге «Жизнь во Христе» дает толкование трех таинств – Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 165 В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, 166 заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между «таинствами» и «обрядами». Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. 167 В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. 168 Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5. Примеры целительной силы таинства елеосвящения I. В городе Нежине (Чернигов. губ.), в греческой церкви с давнего времени соблюдается благочестивый обычай, заимствованный от церквей православного востока: ежегодно в чистый четверг, поутру перед литургией, совершать божественное таинство елеосвящения и соборовать маслом всех, кто пожелает сподобиться сего таинства. Некто, русский православный человек, живущий в Нежине, давно знал об этом, но никогда в этот день не был в греческой церкви, чтобы удостоиться сего таинства, – почему? Он и сам не мог дать ответа на такой вопрос, хотя свято почитал все постановления своей матери – православной церкви. Этот человек по временам страдал сильным ревматизмом в левой щеке и челюсти, отчего и левое ухо и зубы болели у него до невыразимой степени. В марте месяце 1863 года он опять заболел этою болезнью, и так страдал, что с большим трудом мог проглотить небольшой кусок хлеба, размоченный чаем. Приблизилась страстная седмица великого поста. Больной начал говеть и ходил в церковь , весь закутанный и обвязанный. Боль в ухе, щеке и зубах не унималась. Поутру в чистый четверг 28-го марта, после исповеди перед литургией, он пошел в греческую церковь на елеосвящение. Ставши вблизи священников, совершавших таинство, он старался не проронить ни одного слова из чтения и пения, совершаемого на славянском языке, и в первый раз от роду убедился, что святая церковь, по внушению Божию, установила это благодатное таинство не для умирающих только, но преподает оное всем с верою желающим, как вседействующее врачевство от всех болезней. С верою и любовию приступил он, больной, к помазанию освященным елеем, и после того не более как через несколько минут, там же, не выходя из церкви, мгновенно ощутил он, что у него и зубы уже не болят, и челюсть не болит, и ухо и щека не болят! Принеся Господу Богу благодарность за свое исцеление, и потом, после выслушанной литургии, сподобившись приобщиться Божественных Таин Крови и Тела Христова, он все-таки почитал себя таким грешником, который недостоин особого чуда для своего исцеления, а потому на первых порах и не говорил он никому о внезапном своем исцелении. Но потом, порассудивши с своею совестию, он убедился, что скрывать от ближних такое чудо Божией милости, совершившееся над ним, преступно и грешно потому, что это значило бы утаивать славу Божию. Вследствие такого убеждения, он уже начал рассказывать об этом своем исцелении; его рассказ и воспроизводится здесь во славу Божию («Воскр. Чт.» за 1879 г., 6, стр. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XIX. Испытанное средство. Если бы сектанты, при борьбе с нами, стояли всегда на точном, так сказать, буквальном смысле Св. Писания, тогда бы наша полемика была облегчена, по крайней мере, наполовину. Тогда бороться с „религиозными отщепенцами” ничего не стоило бы. При помощи точных и определённых мест Св. Писания можно было бы сразу доказать сектантам их ошибки и заблуждения. Но в том-то и беда, что как только доберёшься до самых сильных и неопровержимых аргументов, как сектанты сразу же заявляют нам, что такие-то и такие места Св. Писания нужно понимать не в прямом, буквальном, а в переносном, духовном смысле. И этим они совершенно обезоруживают нас. Так, когда доказываем сектантам, что христианское учение о таинстве елеосвящения основывается всецело на словах ап. Иакова: „болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры спасёт болящего” 243 , то сектанты возражают нам: „тут ап. Иаков про духовный елей писал, – про наши молитвы к Богу” 244 . Ещё пример: когда заходит речь о таинстве крещения, то духоборы, молокане (уклеинские), младоштундисты утверждают, что это таинство должно состоять в научении от слова Божия и отнюдь не должно совершаться в стихийной воде, как оно совершается у нас. „Наука нужна, замечают молокане, а не вода, – наука и мысль учения 245 . Надобно учиться, заявляют младо-штундисты, живою водою, которую Христос предлагал самарянке у колодца, а не мёртвою” 246 . Так же думают сектанты и по вопросу о таинстве причащения. Они изъясняют его в духовном смысле. По учению духоборцев, уклеинских молокан и младо-штундистов, причащение состоит в принятии учения Христова и в исполнении заповедей Христовых. Отсюда под евхаристическим хлебом и вином сектанты разумеют слово Божие и добрые дела 247 . Так же обстоит дело с вопросом о таинстве Миропомазания. В изъяснении сектантов миропомазание есть не что иное, как плод слова Божия, читаемого людьми” 248 . И так далее. Словом, сектанты, в том числе и штундо-баптисты, большею частью изъясняют Св. Писание аллегорически. Причём такой духовный или таинственный смысл известного места они переносят на другие места, имеющие иной, буквальный смысл. Такое произвольное отношение к слову Божию сектанты основывают на следующих местах Св. Писания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

О таинствах вообще Православная Церковь , как чадолюбивая Матерь, встречает и освящает молитвою первые вздохи человека 1 и молитвою сопровождает последнее дыхание умирающего. Всякую важную перемену не только в нравственной жизни, но даже и в в гражданской она благословляет особыми священнодействиями. Главнейшие священнодействия в Православной Церкви – это таинства. Что же называется таинством? Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый, при посредстве священнослужащего, тайно, невидимо преподаёт человеку благодатные свои дары для его спасения и блаженства. Для истинности и законности таинства, как христианского священнодействия, нужно: а) чтобы его совершало строго по уставу лицо священное, получившее власть на то по преемству от святых апостолов; б) а от человека, имеющего удостоиться таинства, требуется покаяние и вера. Для совершения каждого таинства нужно приличное вещество для таинства; напр. Для крещения вода чистая, естественная и не холодная, для соборования – елей; для святого причащения – чистый вскисший хлеб и непременно красное виноградное вино с водою. Кроме того, так как некоторые таинства христианские дают людям, сподобившимся их и права и обязанности гражданские, напр. Таинство брака, священство и т. п., то для гражданской законности их требуется ещё предварительное выполнение гражданских предосторожностей, равно обязательных как для священнослужащих, так и для мирянина, сподобившегося таинства. Сколько Таинств в Православной Церкви? Таинств в Православной церкви семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание), 7) елеосвящение (соборование). Одни из этих таинств не повторяются, напр. Крещение, миропомазание 2 , священство; а остальные повторяются. Одни из таинств обязательны для каждого истинного христианина, как напр. Крещение, миропомазание, покаяние и причащение и елеосвящение; два же остальных таинства т.е. священство и брак назначены не для всякого православного христианина, а для способных к тому. 1. О крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Содержание Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство Покаяния Таинство Елеосвящения Таинство Брака Рукоположение Мы обсудили освящение времени, теперь поговорим об освящении жизни Церковью . Освящение жизни – основной смысл и цель таинств, поэтому следует сказать несколько слов о самом понятии «таинство». Хотя мы ограничиваем число таинств семью литургическими действиями, мы можем сказать, что весь подход к жизни в Православной Церкви сакраментален. Что это значит? Таинство – действие, которое преображает, так как преображение, изменение – истинная цель Божественного домостроительства. Бог не только спасает нас во Христе, не только прощает наши грехи, Он также изменяет нашу жизнь. Мы находим в празднике Преображения предельный смысл православной идеи спасения. Часто мы пользуемся словом «спасение» в смысле спасения от чего-либо. И таково первое значение этого слова-это спасение от греха, от смерти, от рабства миру сему. Но во Христе открывается второе значение слова «спасение» – преображение и изменение самой природы чего-либо. Христос пришел дать новый смысл, новое назначение нашей жизни. Один из отцов Церкви сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Это православное учение об обожении, учение об уподоблении Богу по благодати. И опыт святости в Церкви тех людей, которых мы называем святыми, – это путь именно такого внутреннего превращения. Конечное назначение всего существующего выражено словами Василия Великого : «Имамы Христа живуща в сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа». Эти слова-точка отправления для правильного понимания таинств. Таинства – это действия Церкви, которыми она преображает нашу жизнь. В этом смысле мы и будем говорить о каждом из них. Мы разделим таинства на следующие группы: во-первых, два таинства, которые могут быть названы таинствами посвящения, так как ими начинается христианская жизнь: Крещение и Миропомазание. Затем таинство, которое, по словам св. Отцов, определяется как Таинство всех Таинств, в котором вся христианская жизнь находит свое исполнение: Божественная литургия, или Таинство Святой Евхаристии. Эти три таинства определяют нашу жизнь в Церкви. Крещение нас вводит в Церковь , Миропомазание дает нам дары, необходимые для жизни в Церкви, а Евхаристия делает нас членами народа Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия — подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Речь тут, как учит Св. Церковь, о Таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо подается нам благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия — подается непременно. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. На молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будем другая милость — все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но милость Божия преподается нам! Господу угодно было учредить семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение. Крещение Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь. Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна. И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне — обманом.

http://pravmir.ru/tainstva-cerkvi/

ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена I. Главные черты православного учения о таинствах суть следующие: 1) «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 99) 839 . След., – существо таинств Церковь полагает в том, что это суть священнодействия, действительно сообщающие верующему благодать Божию, что они «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере, чл. 15). А существенными принадлежностями каждого из таинств – считает: а) Божественное установление таинства, б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и – в) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего. 2) «Таинств седмь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных» (Простр. Хр. Катих. о чл. 10)». «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 15). 3) «Для совершения таинства требуются три вещи ( πργματα): приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный, или епископ; в третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 100). «Но отвергаем, как чуждое Христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемой в таинстве): будто вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении остается простою вещию… Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства» (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

55. Важнейшие действия при совершении таинств Таинством называется такое священное действие, чрез которое, невидимо сообщается верующим особенная благодать или невидимая сила Божия. Всех таинств семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание) и 7) елеосвящение (соборование). Вскоре после рождения младенца, перед крещением, бывает наречение ему христианского имени. Это совершается так: священник читает молитвы, в которых просит Бога об охранении младенца и его матери от всякого, зла; при этом дает имя младенцу в честь какого-либо святого, который бывает покровителем и молитвенником пред Богом за него во Всю его жизнь. Крещение. Таинство крещения совершается над человеком только один раз. При крещении всегда бывают восприемники (крестный отец и крестная мать). Это для того, чтобы поручиться перед церковью за веру крещаемого и потом научить его правильно веровать и жить по-христиански. Совершение крещения состоит из двух частей: оглашения и самого крещения. Во время оглашения священник читает молитвы об отгнании диавола от приступающего к крещению и затем восприемники и крещаемый обращаются к западу и три раза отрицаются от сатаны, при этом в знак презрения к диаволу дуют и плюют. После этого восприемники и крещаемый обращаются к алтарю (к востоку) и три раза произносят Символ веры . После оглашения священник облачается в светлую ризу, зажигает свечи и дает их восприемникам; это означает радость всей церкви о крещаемом, который из тьмы приходит к свету – просвещается. В начале самого крещения священник молит Бога освятить воду для таинства крещения, и три раза рукою в воде совершает крестное знамение. После освящения воды, приступающие к крещению помазуются освященным маслом. После помазания священник три раза погружает крещаемого в воду с произнесением слов «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Это самое важное действие в таинстве крещении, потому что в это время невидимо сходит на крещаемого Св. Дух. После погружения на крещеного надевают белую одежду и крест. Белая одежда означает полученную через святое крещение чистоту души, а крест указывает на то, что крещеный, как последователь Христа, должен жить по примеру Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. Крещение не повторяется, если оно совершено правильно, т.е. при троекратном погружении с произнесением имени Св. Троицы. В крайности крещение может совершать и мирянин. После такого совершения крещения священник не повторяет его, а только произносит некоторые молитвы и совершает миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

I. О познании Таинств Святой Церкви 1. Хранение Таинств в молчании Таинствами Церкви Христовой называются известные священнодействия, служителями Веры совершаемые, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Самое наименование некоторых действий Церкви Таинствами сказывает уже, с одной стороны, об особливой важности, с другой, – о невозможности изъяснения их. По священному преданию Церкви, с именем Ta­ntiemes должно быть соединяемо притом и первое, по простому значению слова, понятие, понятие об обязанности хранить их в молчании. В таком разуме говорят о них великие таинники Божией благодати. «Из сохраненных в Церкви постановлений (δγματα) и проповеданий, пишет св. Василий Великий к бл.Амфилохию 1 , некоторыя мы имеем от письменнаго учения, а некоторыя приняли от Апостольскаго предания, по преемству втайне». Выставив далее для примера некоторые обряды Крещения, св.Василий продолжает: «Откуда же все сие взято? He из того ли необнародываемого и невысказываемого учения, которое отцы наши хранили в безпытливом и безгадательном молчании, быв правильно научены охранять святыню Таинства молчанием?». Таким образом хранились в Церкви Таинства с самаго начала ее несколько столетий. Сколько по временам нужно было открывать их, или для вразумления приступающих к ним, или для возведения избранных в область созерцаний духовных; столько и говорили о них Отцы Церкви Христианам в так называемых тайноводственных поучениях 2 . В особенности хранимы были священнодействия сии от нехристиан. Даже присутствовать при совершении их не дозволялось и Оглашенным, людям, уже готовившимся быть Христианами 3 . Впрочем, в 12 веке западные схоластики стали и нарочито писать о Таинствах в книгах своих. 2. Распря о них гласная В шестнадцатом веке такой предмет благочестия подвергся в самых недрах Церкви гласному пересмотру некоторых школьных богословов на Западе. Таинства были, наконец, обнажены, и большая часть их, пять из седми, даже изринуты из ковчега сведения Церкви благодатной. На них между прочим, как на существенные учреждения Церкви, в особенности и устремлены были тогдашние рассуждения, происшедшие между известной Реформацией и Римской Церковью 4 . To именно и подало Реформации повод к стязаниям о Таинствах 5 , что схоластики начали писать с подробностью, между тем, как прежде мало говорено было об оных и без системы, только при некоторых случаях: а Реформаты крайне не любили схоластиков. Церковь Римская и сама, почти с шесть столетий до того, находилась уже в отдельности от Восточной, впрочем – с сохранением того же числа и тех же Таинств, какие содержала Церковь Вселенская прежде отпадения Запада от Востока. 3. Неприкосновенность к ней Восточной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

О СВЯТЫХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ Клирик: – Получив уже от вас наставление об истинной вере, мы просим объяснить нам и смысл церковных Таинств: сколько их и какие они, а также в чём сила каждого из них и что мы получаем через их посредство. Архиерей: – Брат! То, чего ты просишь, выше сил моих. Знай же, что только понуждаемый любовью к вам, я перешёл пределы самоуглубления и смирения, дабы говорить для вашей пользы. Я утешал себя лишь тем, что всё, о чём говорил, извлекал из божественных писаний. Точно так же и теперь: поскольку ты желаешь узнать о Таинствах Церкви, я скажу тебе о них в меру того, что смогу по долгу любви. Ты же, если сумеешь извлечь какую-то пользу из моих слов, не останавливайся, но ищи людей, имеющих ум более высокий и чистый, и задавай вопросы им. Так ты сможешь поистине получить желаемое. Клирик: – Благодарим тебя, отец, ведь ты дал нам так много уроков смирения. Да даст нам Господь, по твоим святым молитвам, «не думать... более, нежели должно думать, но думать скромно» ( Рим. 12:3 ). Наставь же нас, просим тебя, и о Таинствах. 1. О том, что церковных Таинств – семь Архиерей: – По настоятельной вашей просьбе я скажу о них во имя Христово. Существуют, как говорит Исаия ( Ис. 11:2 ), семь даров Духа и семь Таинств церковных, совершаемых Духом. Таковые суть: крещение, миропомазание, причащение, священство ( χειροτονα), брак, покаяние и елеосвящение ( ελαιον αγιον). Кратко я скажу о каждом из них, хотя, толкуя ранее Божественную литургию, мы их уже касались. 2. О крещении Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша ( Пс. 50:7 ). 3. О миропомазании Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно – сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы. 4. О Божественном причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010