Частью бывших монастырских комплексов были упоминавшиеся в предыдущем параграфе святой источник Соленый ключ в местечке Табынск Гафурийского района Башкирии, источники в городе Нижний Ломов и Семь ключей в Шемышейском районе Пензенской области и два святых источника в Кушниковой дубраве, находившейся в Кирсановском районе Тамбовской области 743 . Несколько особняком в перечне Г. Г. Карпова стоят известное «с давних времен» паломничество к Светлому озеру у села Владимирское в Воскресенском районе Горьковской области, а также моления у «святой яблони» в селе Подгорное Хлевенского района Воронежской области, которое совершалось с 1930-х гг. Со Светлым озером легенда связывала спасение от нашествия монголов «града Китежа», который при приближении врагов чудесным образом погрузился в его воды. Паломничество к Светлому озеру было известно в течение нескольких столетий и продолжалось в советские годы. Многолюдные моления проходили здесь по воскресеньям, собирая от одной до нескольких сотен молящихся, и в большие праздники, например, на Пасху, когда число приходящих достигало нескольких тысяч. Наибольшее число верующих (десятки тысяч человек) приходило к Светлому озеру в дни памяти Владимирской иконы Божией Матери, в честь которой была освящена стоявшая у озера деревянная церковь , снесенная после революции 744 . Причем, по утверждению уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, «до войны 1941 года в праздники на «светлое» озеро, когда проводилась там служба, выезжала торговать кооперация» 745 . Как видим, Светлое озеро стало объектом паломничества как видимый знак легендарного чуда – спасения града Китежа. На местном уровне это паломничество было частью вполне церковного культа Владимирской иконы Богоматери – защитницы Руси 746 . Как символ чуда, а значит – Божественного присутствия, воспринималась верующими и «святая яблоня» в Воронежской области. По рассказу очевидца, первоначально она росла на горе рядом с селом Подгорное, весной поток воды снес деревце в лощину, но оно не погибло, а прижилось и продолжало расти. Это было воспринято как чудо, и яблоня стала объектом паломничества и регулярных молений, совершавшихся по воскресеньям и праздникам и собиравших от сотни до тысячи и более человек. Несмотря на то, что эта яблоня была срублена в конце 1940-х гг., из окрестных сел к месту, где она росла, продолжали стекаться «огромные толпы людей» 747 . Представляется, что эти примеры подтверждают наблюдение историка А. С. Лаврова, сделанное им на материале XVIII в., о том, что в новое время поклонение природным объектам (святым рощам, камням, источникам и т.д.) в России было частью местного культа святых (или, добавим, культа чудес), обычно вполне церковного:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны». В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. 2. Память преподобного Никиты совершать 29 марта (11 апреля) в день его преставления ко Господу. 3. Память преподобного Феофана совершать 15 июня (28 июня) в день его преставления ко Господу. 4. Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 5. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 127 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб  Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская» ,  преподобному Льву Оптинскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста  акафиста благоверному князю Олегу Брянскому . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 128 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении молитвенного последования, включающего покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4726695...

Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны». В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. 2. Память преподобного Никиты совершать 29 марта (11 апреля) в день его преставления ко Господу. 3. Память преподобного Феофана совершать 15 июня (28 июня) в день его преставления ко Господу. 4. Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 5. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 127 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская» , преподобному Льву Оптинскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста акафиста благоверному князю Олегу Брянскому . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 128 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении молитвенного последования, включающего покаянный канон в редакции, дополненной упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте).

http://patriarchia.ru/db/text/4726691.ht...

Мастерская по производству мерных икон открылась в Уфе 25 июля 2007 г. 16:02 Мастерская по производству мерных икон (в рост новорожденного младенца) по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона открылась в Уфе. «Слава Богу, что эта благочестивая традиция возрождается. Особенно отрадно, что иконописная мастерская открывается в год празднования двух юбилеев — 410-летия явления Иконы Табынской Божией Матери и 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Государства Российского», — сказал архиепископ Никон на церемонии открытия. Владыка рассказал о традиции изготовления мерных икон. Они известны на Руси с XVI века. Когда рождался младенец, по его росту изготавливали икону. Отсюда и название «мерная». На ней в полный рост был написан образ святого, в честь которого нарекали или собирались наречь ребенка при крещении, и который, тем самым, является его небесным покровителем. Святой — это образ, с которого ребенок будет брать пример, и цель мерной иконы — воспитать человека в христианском духе. Часто мерную икону вешали над колыбелью малыша, и затем она сопровождала человека на протяжении всей жизни. Считалось, что такая икона является наилучшим подарком на день рождения или именины. Мерную икону можно приобрести и в более старшем возрасте, никаких ограничений на этот счет не существует, — сказал архиепископ Никон. Он также рассказал о значении иконы для верующего и напомнил, что согласно наставлениям Отцов Церкви, молиться следует не изображению на иконе, а молитвенному образу святого. Как сообщает ИА «Башинформ», деятельность уфимской мастерской не ограничивается изготовлением только лишь мерных икон. Здесь можно заказать любые иконы, при написании которых используются различные материалы. Как рассказал инициатор открытия уфимской иконописной мастерской, председатель Башкирского отделения Российского клуба православных меценатов Сергей Мережко, уфимская мастерская будет, прежде всего, содействовать возрождению башкирских и уральских традиций иконописи. По его словам, местная школа иконописи отличается, например, от московской тем, что здесь художники больше внимания уделяют мелким деталям, чаще используют декоративные элементы и орнаменты. Планируется, что иконописная мастерская станет связующим звеном между верующими и иконописцами. В выставочном зале мастерской будут выставляться произведения местных иконописцев, у которых можно будет заказать изготовление того или иного образа. Инициатива возрождения традиций изготовления мерных икон по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исходит от Российского клуба православных меценатов. Благодаря усилиям этой организации во многих епархиях открываются иконописные мастерские, проводятся конкурсы, ведется работа по популяризации этой традиции. Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/273812.htm...

К 1954 году такое же тяжелое положение создалось и в Пекинской епархии. Во всех неудачах Экзархата стали винить начальника Миссии — владыку Виктора. 30 июля 1954 года из Москвы пришло постановление о том, что Русскую духовную миссию в Китае нужно упразднить, а все православные храмы в Китае отдать в ведение Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии. Сам Восточно-Азиатский Экзархат также был упразднен, а вскоре за этим последовал отъезд всех русских клириков и мирян. Все недвижимое имущество Экзархата должно было быть передано Китайскому правительству, а недвижимость в Пекине — Советскому посольству. Преосвященным епископам Симеону и Никандру поручалось обеспечить непрерывность совершения богослужений во вверенных им храмах на это время. Часть третья Время запустения 24 апреля 1956 года Пекинским епископом был назначен архимандрит Василий (Шуан). По совместительству он был обязан исполнять и функции главы Китайской Православной Церкви, а архиепископу Виктору (Святину) было предложено сдать ему все дела и имущество Пекинской епархии (в конце мая того же года последний покинул Пекин). Однако спустя всего шесть дней владыка был вызван в Религиозный отдел при Правительстве КНР, где ему сообщили, что с этого момента управлять церковными делами будет Религиозный отдел и что все дела следует согласовывать с ним. Позже Московская Патриархия добровольно передала свое недвижимое имущество правительству Китая, но лояльности к Православию со стороны властей не прибавилось. Движимое имущество надлежало передать в собственность Китайской Православной Церкви. Подсобные предприятия Экзархата — источник доходов Миссии — были переданы советскому посольству, как и вся территория Миссии вместе с храмами. Как иностранному религиозному учреждению, Экзархату требовалось ликвидировать свои учебно-воспитательные учреждения, хотя по состоянию на 15 октября 1955 года в школе Миссии обучался 281 человек, а в детском саду было 240 детей. 16 июля 1956 года был закрыт храм Табынской иконы Божией Матери в Пекине.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Покровском храме Харбина 14 мая 2013 г. 16:25 14 мая 2013 года, во вторник второй седмицы по Пасхе — день Радоницы, пасхального поминовения усопших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском храме Харбина. На торжество собралось много православных китайцев и русскоязычных соотечественников. Не все из них получили возможность войти в храм. По прибытии к Покровскому храму Святейший Владыка направился к находящимся на улице верующим, пообщался с ними, преподал им Первосвятительское благословение. За Литургией Его Святейшеству сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , а также заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев, благочинный Второго округа Владивостокской епархии  протоиерей Сергий Якутов, настоятель Успенского храма при Посольстве Российской Федерации в Китайской Народной Республике священник Сергий Воронин. Храм готовила к богослужению и произвела в нем необходимый ремонт Владивостокская епархия, священники которой также помогли исповедовать всех верующих, желавших причаститься Святых Христовых Таин. Литургия совершалась на антиминсе, который прежде находился в пекинском храме в честь Табынской иконы Божией Матери. Антиминс подписан архиепископом Китайским и Пекинским Виктором (Святиным), начальником XX Русской духовной миссии в Китае. За богослужением пел хор Новоспасского монастыря города Москвы. Святое Евангелие читалось на церковнославянском и китайском языках. В храме молились Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике А.И. Денисов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , генеральный консул России в городе Шеньяне С.Ю. Пальтов.

http://patriarchia.ru/db/text/2970296.ht...

Здесь, на Лазурном берегу, в Приморских Альпах, мы знаем о 12 местных святых I тысячелетия: это мученик Понтий в Симие над Ниццей (III век), епископ Арментер в Антибах (V век), прозорливый целитель отшельник Хоспис в Вильфранше (VI век) и девять преподобных и святителей Леринского монастыря на острове напротив Канн, во главе с его основателем святым Гоноратом, епископом Арльским. Леринский монастырь по своей духовной и культурной значимости для Галлии был сопоставим с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами для Руси. Святому Гонорату несколько лет назад был написан акафист в Женеве. Мы его перевели на русский язык и теперь пользуемся этим параллельным акафистом, когда ездим в пещеру преподобного близ Канн , в которой он подвизался до переселения на Леринский остров, где впоследствии при нем возник монастырь. Неделю назад наши прихожане из Минска Андрей и Светлана привезли в наш храм икону святого Гонората. Мы стараемся примерно раз в месяц совершать паломничество или поездку с приходом, что хорошо объединяет прихожан. Помимо местных, есть святыни «странствующие». Совсем недавно нас посетила группа священнослужителей и казаков, привезших из Оренбурга чтимый список Табынской иконы Божией Матери . Почтить известную святыню собрались православные из Канн, Ниццы, Антиб, Ментона и княжества Монако. Икона путешествует уже четвертый год, в тот же вечер батюшки и казаки поехали дальше, в Италию и потом на Родину. Экуменизм обычный и наш «экуменизм» Общепринятая идея на Западе – экуменизм. В Каннах экуменизм развит особенно сильно, как межхристианский, так и межрелигиозный. Мы с самого начала, с первых приглашений на экуменические мероприятия сообщили о непреодолимых канонических препятствиях у православных для участия в экуменизме. В личных беседах с католическими священниками, знакомыми католиками мы также сообщили о специфике межхристианских отношений, например на Западной Украине. Они с удивлением и не без смущения узнали, что совсем недавно, в новейшую историю Церкви, там было уничтожено три православные епархии верными римского престола при его молчаливой отстраненности. Но приглашения продолжаются, мы продолжаем их отклонять.

http://pravoslavie.ru/79855.html

Причиной тому была заведенная первым революционером и борцом с Православной Церковью императором Nempoм I государственная машина по уничтожению православия в России, которая действовала на протяжении двух столетий и привела в конце концов к крушению и самой абсолютистской монархии. 13 ноября 1911 года в Уфе было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии, и архимандрит Мефодий обратился за помощью ко всем бывшим воспитанникам семинарии, а также «ко всем священно- и церковнослужителям Уфимской епархии, к учащим школ и всем, сочувствующим высшему рассаднику духовного просвещения в епархии, воспитывающему юношей “в надежду священства”. И малая лепта на доброе дело благотворения бедным юношам будет принята с благодарностью» . Отец Мефодий хорошо понимал, в каком мире придется жить его воспитанникам, и по окончании курса в 1911 году он обратился к ним «с последним прощальным словом, в котором просил своих питомцев свято хранить заветы духовной школы, готовившей их в течение шести лет “в надежду священства”: “Мужайтесь, братцы, вступая в мир, крепко верьте, что в борьбе возможна победа, ибо с вами всегда будет Господь. Он не оставит вас в жизненной борьбе, если вы будете ставить целью жизни – “искание Царства Божия и правды его”... Это последний завет, который дает вам наша духовная школа; если вы будете верными этому и другим христианским заветам нашей школы, то доставите нам, вашим воспитателям и наставникам, величайшую радость и утешение» . Архимандрит Мефодий был активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского Общества и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета. В 1911 году он был послан с миссионерскими целями в село Табынск Стерлитамакского уезда на праздник Табынской иконы Божией Матери. В своем отчете о поездке архимандрит Мефодий писал: «После богослужения начали записываться в Общество трезвости; в продолжение трех дней очень много было роздано народу листков и брошюр религиозно-нравственного и противопьянственного содержания» .

http://fond.ru/kalendar/113/mefodiy/

Шадриха. Неизвестная часовня. /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 2009 и 2012. Адрес: Республика Чувашия, Порецкий район, село Шадриха. Координаты: 55.255004, 46.425133 Проезд:Автодорога Порецкое-Шумерля. Часовня в центре села, видна с автодороги Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Не забывает свою малую родину, село Шадриха Порецкого района, заслуженный художник России и народный художник Чувашии Николай Карачарсков. Немало сил и средств вложил он, чтобы помочь поставить в родном селе памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. На днях состоялось его торжественное открытие. Особое отличие шадрихинского памятника заключается в том, что вместо привычного обелиска художник предложил возвести часовню в древнерусском стиле. Вдохновлялся он часовнями и церквями, построенными около трехсот лет назад на острове Кижи. Точно так же, как и в старинных Кижах, порецкие мастера выстроили памятник целиком из осины и липы. Главные три иконы часовни посвящены Георгию Победоносцу, Донской Богоматери и Нерукотворному Спасу. Из деревни Шадриха на фронт ушли 126 человек, половина из них не вернулась домой. 21.08.2012. Евгения Алексеева http://sovch.chuvashia.com/?p=64982 Жители села Шадрихи День Республики, 24 июня, отметили необычно. В этот день к ним в село привезли чудотворную икону Божией Матери Табынской, и в часовне, которая расположена в центре села, прошло богослужение. Событие для сельчан важное. Во- первых, здесь редко проходят подобные мероприятия. Во- вторых, это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. А тут служба, да еще с чудотворной иконой! Правда, богослужение получилось с горчинкой. Те, кто привез икону, со стены часовни сорвали две звезды - орден Красной Звезды и Героя Советского Союза. Якобы, как заявили казаки Оренбургского казачьего войска, эти звезды сатанинские, а потому им не место в часовне.

http://sobory.ru/article/?object=31096

Своими размышлениями и воспоминаниями поделились (очно и дистанционно): настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Вадим Буренин; публицист, ответственный секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» в 1990-1995 гг. Николай Кузьмич Симаков; настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря на святых ключах (Уфимская епархия) игуменья Иоанна (Смолкина); клирик Храма Успения Пресвятой Богородицы протоиерей Алексий Успенский; клирик храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Андрей Алексеев; член богословского отделения ПАНИ, публицист, капитан 1 ранга в отставке Никита Иванович Поздняков; доктор психологических наук, профессор, председатель совета «Собора православной интеллигенции» Валентин Евгеньевич Семёнов; председатель партии «Российский общенародный союз», заместитель председателя Госдумы 2 и 4 созывов, доктор юридических наук, профессор Сергей Николаевич Бабурин ; доктор философских наук, профессор Александр Леонидович Казин; публицист, руководитель пресс-службы митрополита Иоанна, директор агентства «Русь Православная» Константин Юрьевич Душенов; историк, журналист, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин. Владыка Иоанн Вечер имел и творческую составляющую. Заслуженная артистка России Татьяна Юрьевна Петрова, рассказав о влиянии на её творческое становление Владыки, спела песню «Ой не время нынче спать, православные», которую очень любил митрополит Иоанн. Известный православный поэт и исполнитель Геннадий Пономарев произнёс слово в память о Владыке и исполнил две свои новые песни. Православная исполнительница, автор песен Лилия Евсеева исполнила три свои песни, а известного петербургского барда Антона Галицкого зрители увидели на записи, поскольку он был на гастролях. Свои стихи, посвящённые Владыке, прочла член Союза писателей России Татьяна Егорова. Были показаны клипы Народного артиста России Александра Яковлевича Михайлова на песню «Монах» (слова и музыка Владимира Волкова) и самарского поэта Дмитрия Сивиркина (стихотворение «Русский партизан», положенное на музыку композитором Ильёй Литваком, исполнил автор музыки).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/03/ro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010