На суде скрывавшийся злодей признался в человекоубийстве. Или вот еще замечательный случай. Шли вместе два товарища, один решился лишить жизни другого, чтобы завладеть его сокровищем. Беззащитный страдалец в руках злодея умолял его взять сокровище, только бы не убивал его и клятвенно обещался сохранить в тайне злодейское покушение его; но злодей не внимал мольбам страдальца. И вот, когда он заносил последний смертельный удар своей жертве, до них долетел звук церковного колокола; умирающий призывал во имя Всевидящего Бога этот священный звук во свидетели убийства и обличителя убийцы. С злою насмешкою над бессилием умирающего и над несбыточностью надежд его злодей довершил дело. И что же? Человекоубийца с того времени не мог спокойно слышать звука церковного колокола: всякий раз, когда только слышал его, злодей приходил в смущение и трепет. Мучимый сознанием суда Божия над собою, преступник убедился в необходимости признаться в человекоубийстве, и признался. Цари римские и гонители христиан в первые века затруднялись в изобретении средств для умножения мучений и пролития крови христианской. И за то все они или испытывали казнь небесную в ужасных муках неслыханных и отвратительных болезней, или собственною жизнью и кровью, пролитою от рук убийц, принесли возмездие за мучения и насильственную смерть христиан. «О слезы, слезы! О кровь христианская! Как жестоко вы мстите за себя!» – взывал не один гонитель христиан, сознавая над собою карающую руку Божию. «Удивительное дело, – говорит святитель Тихон, – удивительное и вместе достойное сожаления! Где бы, кажется, и быть самой искренней любви, как не между мужем и женою? По самой природе человек любит отца и мать; но Святое Писание говорит: «оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей; и будета два в плоть едину» ( Быт.2:24 ). Стало быть, муж и жена – едина плоть, по слову Писания. А кто же враждует на свою плоть? «Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» ( Еф.5:29 ). Но сколько иногда бывает вражды и между сими лицами, столь тесно связанными! Так-то действует хитрость диавольская: где она примечает больше любви, там она прилагает больше старания разорвать союз любви и положить свою вражду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В слове архимандрита Илариона соединились научность аргументации, взывающей к разуму собравшихся, и пламенность речи, выражавшей единство сердечных чувств и устремлений русского церковного народа. Один из членов Собора В. Я. Малахов, сказал, что с «исторической точки зрения» в речи архимандрита Илариона (и профессора Соколова) «представлены были наиболее характерные аргументы в пользу патриаршества» 290 , а талантливость его речи признавалась даже идейными противниками 291 . После этого выступления совершилась окончательная поляризация сторонников и противников патриаршества. В стане тех, кто считал неприемлемым для Русской Церкви восстановление патриаршества, остались, в основном, только принципиальные его противники, которые, как, например, протоиерей А. П. Рождественский, только утвердились в своих мнениях после речи архимандрита Илариона 292 . К этому времени на Соборе, по мысли священника П. М. Волкова, получившей свое подтверждение в событиях обновленческого раскола, «патриаршества не желают те, которые хотят взять церковное управление в свои руки» 293 . После слова архимандрита Илариона (Троицкого) , прозвучавшего 23 октября 1917 года, прения по вопросу о патриаршестве проходят только на заседании 25 октября, причем явно, что большинство ораторов находятся под впечатлением этого слова, а на следующем заседании 28 октября ставится вопрос о досрочном избрании патриарха, чему способствовали известные исторические обстоятельства. Таким образом, архимандрит Иларион на Поместном Соборе 1917–18 гг. был не только в числе инициаторов выборов патриарха, но и в значительной степени способствовал положительному решению на Соборе этого спорного для многих вопроса. Таланты, церковность позиции архимандрита Илариона и его деятельность на Соборе, направленная на восстановление патриаршества, не могла остаться незамеченной. «Один из участников Собора, член Государственной Думы князь И. С. Васильчиков, вспоминал: „Своими выступлениями, всегда умными и красиво изложенными, и всем своим внешним обликом он очень скоро приобрел общую симпатию на Соборе " ». 294 Молодой архимандрит был выдвинут шестью голосами кандидатом в члены Высшего Церковного Совета РПЦ от монашествующих, но, как и большинство монахов, отказался баллотироваться 295 . Был он и в числе кандидатов на избрание в патриарха, и получил при голосовании в первом туре три голоса, обогнав при этом таких известных иерархов как архиепископы Агафангел Ярославский (2 голоса) и Евлогий Волынский (1), епископ Андрей Уфимский (2), а также – председатель Отдела о ВЦУ епископ Митрофан Астраханский (1) 296 . Во втором туре за кандидатуру архимандрита Илариона отдали свои голоса четыре члена Поместного Собора Русской Православной Церкви 297 . Обратил внимание на архимандрита Илариона и новоизбранный патриарх Тихон, чему свидетельством служит участие отца Илариона в чине настолования Святейшего 298 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Действительно, вскоре после взятия Святейшего Патриарха, на Троицком подворье, где доселе пребывал Патриарх, появляется незаконное ВЦУ (Высшее Церковное Управление), организованное Антонином [Грановским] и Красницким. Это учреждение явилось корнем зла наших смутных дней... 3(16) июня [в книге ошибочно: июля. – Сост.] 1922 г. я вместе с бывшим Владимирским, а ныне, после принесённого им покаяния, Нижегородским митрополитом Сергием [Страгородским] и бывшим Нижегородским архиепископом Евдокимом [Мещерским], подписал известное всем из газет и в своё время нашумевшее заявление, в котором нами открыто признавалось ВЦУ. Сделал это я: 1) в силу гнетущих меня тогда обстоятельств и 2) мы думали признанием этого Церковного Управления спасти общее положение Церкви, предупредив анархию в Ней. Вместе с этим мы рассчитывали на предстоящий созыв Собора, который, по нашему мнению, должен был выяснить создавшееся положение. Но наши надежды не оправдались. Вместо ожидаемого мира и блага Церкви самозванные управители церковные внесли раздор и смуту. Этим самым они играли на руку безбожникам, как бы взяв у них подряд на разрушение Церкви. Эти подрядчики церковной разрухи на словах якобы отстаивали интересы Церкви, а на самом деле добивались ценою церковных разделений стяжать себе славу. И поистине прославились! Я считаю, что Синод, возглавляемый Евдокимом [Мещерским], является неприемлемым и даже вредным для Церкви учреждением. Состоя членом обновленческого Синода, я имел возможность близко присмотреться к его членам, главным деятелям и ответственным руководителям обновленчества и потому могу засвидетельствовать, что в этом Синоде сидят люди ничтожные в умственном и нравственном отношении. По самом тщательном рассмотрении всех обстоятельств обновленческих движений в течение двух лет я с несомненностью убедился, что оно в самой основе своей целиком покоится на сплошной лести и чудовищном обмане! Ввиду этого я всею душою раскаиваюсь в своём участии в обновленчестве и в доказательство искренности своего покаяния, снимаю с себя от 3(16) июня 1922 г. титул обновленческого митрополита, а также и звание члена самочинного Синода, и этот Синод, равно как и нечестивое сборище 1923 г., незаконно восставшее на Святейшего Патриарха, отрицаю и отметаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Ярославская (обн.) 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Ленинградская 1 (обн.) 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Московская (обн.) Вениамин Новицкий 02(15).06.1941–08.1942: Новоград-Волынская 02(15).06.1941–08.1942: Пинская, в. у. 08 .1942–09.1944: Полтавская Вениамин Тихоницкий 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Кировская 1945–1945: Ижевская, в. у. Вениамин Троицкий Стерлитамакская Вениамин Федченков 10(23).02.1919–1920: Севастопольская 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Американская Вениамин Фролов 02(15).11.1923–: Байкинская Вениамин 1924–1926: Богодуховская (обн.) 1926–1929: Луганская (обн.) Викентий Никипорчук 03(16).02.1930–07.1931: Нижне-Ломовская (обн.) 07 .1931–02.1932: Белгородская (обн.) 02 .1932–17(30).03.1932: Острогожская (обн.) 11 .1934–10(23).01.1935: Алатырская (обн.) Виктор Богоявленский 1919–1923: Барнаульская 1924–1924: Нижне-Удинская 03 .1925–20.10(02.11).1928: Омская Виктор Ельцов 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Семипалатинская (обн.) Виктор Островидов 26 .12(08.01).1919–1923: Уржумская –1922: Томская, в. у. 1923–1927: Глазовская 1923–1924: Кировская, в. у. 1925–04.1928: Омская, в. у. 1926–: Воткинская, в. у. 1927–1927: Шадринская, в. у. 1927–1927: Свердловская, в. у. 1927–1927: Ижевская, в. у. Виктор Путята 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Юхновская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Петровская (обн.) 04 .1928–19.08(01.09).1929: Уральская (обн.) 19 .08(01.09).1929–03.1930: Костромская (обн.) 03 .1930–09.1930: Павлодарская (обн.) 12 .1930–16(29).04.1931: Семипалатинская (обн.) 09 .1931–10.1931: Корельская (обн.) 10 .1931–21.06(04.07) .1936; Череповецкая (обн.) 1936–1936: Петрозаводская (обн.) 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Тамбовская (обн) Виктор Святин 08(21).10.1932–1937: Шанхайская (заруб.) 1937–18(31).05.1956: Пекинская Виктор 1926–: Каменская (обн.) Виссарион Зорнин (Зорин) 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Ульяновская 1924–1924: Омская 09(22).12.1925–1927(?): Ульяновская (григ.) 1927(?)–: Саратовская (григ.) –1933: Воронежская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1927–1928: Смоленская (обн.) 1928–1929: Кременчугская (обн.) 1929–1934: Минская (обн.), паки Даниил Троицкий 17(30).04.1921–1922: Елецкая 1922–1924: Болховская 1922–1924(?): Орловская, в. у. 1927–1928: Шадринская 1928–08.1931: Рославльская 08 .1931–12.1931: Орловская 12 .1931–17(30).03.1934: Брянская Даниил Филимонов 1924–: Викариатство Чувашской епархии (без упомин. епарх. города) (обн.) 06(19).01.1924–1924: Чебоксарская и Чувашская (обн.) Даниил Шерстенников 1920–1927: Читинская и Забайкальская 1927–1928: Киренская 07 .1928–01(14).02.1932: Охотская Даниил Юзьвюк 1942–1945: Ковненская 05 .1944–17(30).12.1944: Виленская и Литовская, в. у. 17(30).12.1945–18(31).10.1950: Пинская Димитриан Можайская (григ.) Димитрий Абашидзе 25 .06(08.07).1912–: Симферопольская Феодосийская, в. у. Димитрий Беликов 1920–1923: Омская 1923–1926: Томская 1926(?)–1928: Томская (григ.) Димитрий Вербицкий 13(26).11.1910–1921: Уманская 1919–1919: Краснодарская и Кубанская 1919–1919: Днепропетровская, в. у. 1921–1924: Белоцерковская 1924–04.1930: Уманская 04 .1930–01(14).02.1932: Киевская Димитрий Вознесенский 1934–16(29).09.1946: Хайларская (заруб.) Димитрий Вологодский 06(19).03.1923–1933: Минусинская 11(24).07.1935–1937: Минусинская, паки Димитрий Галицкий 12(25).03.1923–: Старобельская 1925–1927: Пирятинская 1927–11(24).09.1932: Проскуровская 1927–29.07(11.08).1932: Каменец-Подольская, в. у. Димитрий Градусов 24 .01(06.02).1943–11(24).08.1943: Мойсайская 24 .08(06.09).1943–12.1943: Ульяновская 12 .1943–02.1944: Орловская, в. у. 02 .1944–31.12(13.01).1946: Рязанская Димитрий Добросердов 18(31).05.1914–15(28).01.1918: Можайская 15(28).01.1918–1919: Дмитровская 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Бакинская, в. у. 13(26).04.1923–06.1923: Ставропольская 13(26).09.1923–1925: Мичуринская 1923–1924: Тамбовская, в. у. 1925–1927: Донская 1927–31.01(13.02).1929: Пятигорская 31 .12(13.01).1929–30.04(13.05).1932: Костромская 25 .06(08.07).1930–1930: Волгоградская 27 .06(10.07).1932–19.09(02.10).1932: Пятигорская, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Кто еще бывал у Патриарха из-за границы? – Я слышал, что Патриарха посещало Польское представительство, которое добивалось полной независимости Православной Церкви в Польше от Московского Патриарха. Кроме никого не знаю. – Каким образом происходила рассылка и распространение воззваний Тихона от 15/28 февраля? – Не знаю, но думаю, что рассылалось через Синод и Епархиальный совет. Сам я воззвания не видел и не читал до сих пор, так как не интересовался, а когда сделал попытку достать для нашего приходского совета (подворье), то не оказалось воззвания в наличности. На следующий день Тучков снова допросил отца Неофита. – В чем состоят ваши функции как секретаря Патриарха Тихона? – 1) В записи и регистрации бумаг и резолюций на них – поступающих от Патриарха Тихона. 2) Прием посетителей для доклада Патриарху Тихону или для разъяснения срочности дела. 3) Выдача по распоряжению Патриарха антиминсов для епархий и… мира для всех епархий. 4) На мне лежат служение в церкви подворья и проповеди. 5) Прием пакетов в неурочные часы и денежных переводов. – Кто из духовенства стоит ближе к Патриарху Тихону и к кому последний благоволит? – Об этом я совершенно не знаю, так как очередей приема к Патриарху Тихону я не устанавливаю. По сему вопросу вам может дать более удовлетворительный ответ Яков Полозов (арестован) и архимандрит Анемподист (арестован), устанавливающие очереди на приеме. Святейший Патриарх Тихон на Троицком подворье, 1924 год На следующий день Тучков, желая добиться подтверждения хоть каких-то фактов, могущих послужить обвинением против Святейшего Патриарха, снова допросил архимандрита Неофита. – На чем печатались воззвания Патриарха Тихона от 15/28 февраля относительно церковных ценностей? – спросил он. – На чем печатались воззвания, я не знаю, и до сего времени этих воззваний не видел и не читал, – ответил архимандрит Неофит. – Что вам известно из бесед с Патриархом Тихоном о русском духовенстве за границей? – Из бесед с Патриархом Тихоном я знаю, в частности, что Евлогию было поручено поехать в Америку… для упорядочения отношений между архиереем и приходами. Но Евлогий почему-то из Берлина в Америку не поехал. Поручение такого рода Патриархом было дано Евлогию более года тому назад. Почему именно Патриарх хотел послать Евлогия, а не другого, и как именно проделывалось технически это назначение, я не знаю.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenik-neo...

Совершенно невольно святитель так поставил себя, что на Соловках стали создаваться о нем легенды. О них мы знаем благодаря полудокументальным-полухудожественным очеркам Б. Ширяева, также бывшего соловецким узником. Очерки эти составили книгу «Неугасимая лампада», в которой святителю Илариону отведено немало страниц. Вот как относились к святителю – согласно свидетельству Ширяева – те, кто считал себя его «классовыми врагами»: «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над «опиумом». Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно – официальным термином «заключенный». Кличкой «опиум», попом или товарищем – никогда, никто». Вот еще примечательный случай, описанный в той же книге. Однажды буря унесла в открытое море лодку, в которой находился самый злобный лагерный охранник – некий Сухов. Заключенные и солдаты, собравшиеся на берегу, были убеждены: гибель лодки вместе с людьми неминуема. «Там, вдали, мелькала черная точка, то скрываясь, то вновь показываясь на мгновение. Там шла отчаянная борьба человека со злобной, хитрой стихией. Стихия побеждала. – Да, в этакой каше и от берега не отойдешь, куда уж там вырваться, – проговорил чекист, вытирая платком стекла бинокля. – Пропал Сухов! Пиши полкового военкома в расход! – Ну, это еще как Бог даст, – прозвучал негромкий, но полный глубокой внутренней силы голос. Все невольно обернулись к невысокому плотному рыбаку с седоватой окладистой бородой. – Кто со мною, во славу Божию, на спасение душ человеческих? – так же тихо и уверенно продолжал рыбак, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. – Ты, отец Спиридон, ты, отец Тихон, да вот этих соловецких двое… Так и ладно будет. Волоките карбас на море!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Совершенно невольно святитель так поставил себя, что на Соловках стали создаваться о нем легенды. О них мы знаем благодаря полудокументальным-полухудожественным очеркам Б. Ширяева, также бывшего соловецким узником. Очерки эти составили книгу «Неугасимая лампада», в которой святителю Илариону отведено немало страниц. Вот как относились к святителю — согласно свиде-тельству Ширяева — те, кто считал себя его «классовыми врагами»: «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над „опиумом“. Нередко охранники, как бы невзначай, называли его владыкой. Обычно — официальным термином „заключенный“. Кличкой „опиум“, попом или товарищем — никогда, никто». Вот еще примечательный случай, описанный в той же книге. Однажды буря унесла в открытое море лодку, в которой находился самый злобный лагерный охранник — некий Сухов. Заключенные и солдаты, собравшиеся на берегу, были убеждены: гибель лодки вместе с людьми неминуема. «Там, вдали, мелькала черная точка, то скрываясь, то вновь показываясь на мгновение. Там шла отчаянная борьба человека со злобной, хитрой стихией. Стихия побеждала. — Да, в этакой каше и от берега не отойдешь, куда уж там вырваться, — проговорил чекист, вытирая платком стекла бинокля. — Пропал Сухов! Пиши полкового военкома в расход! — Ну, это еще как Бог даст, — прозвучал негромкий, но полный глубокой внутренней силы голос. Все невольно обернулись к невысокому плотному рыбаку с седоватой окладистой бородой. — Кто со мною, во славу Божию, на спасение душ человеческих? — так же тихо и уверенно продолжал рыбак, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. — Ты, отец Спиридон, ты, отец Тихон, да вот этих соловецких двое… Так и ладно будет. Волоките карбас на море!

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Летом 1918 года, покидая Москву, в которую мне уже не суждено было вернуться, я пошел к Патриарху проститься. Он жил тогда еще на Троицком Подворье. Меня провели в старый запущенный сад. Патриарх в простом подряснике и скромной скуфейке имел вид простого монаха. Это были короткие минуты его отдыха, и он видимо наслаждался солнечным днем и играл с котом «цыганом», который сопровождал его на прогулке. Мне совестно и жаль было нарушать его отдых. Я ехал на юг, в Добровольческую Армию, рассчитывал увидеть всех, с кем связывалась надежда на освобождение России. Я просил разрешения Св. Патриарха передать от его имени, разумеется в полной тайне, благословение одному из таких лиц, но Патриарх в самой деликатной и в то же время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать, ибо, оставаясь в России, он хочет не только наружно, но и по существу избегнуть упрека в каком-либо вмешательстве Церкви в политику. Эту черту надо помнить, чтобы понимать некоторые руководящие начала, которым Патриарх никогда не изменял. Он, конечно, не питал иллюзий относительно Советской власти. С самого начала ему ясно было, что это власть безбожная и антихристова. Когда некоторые горячие головы предлагали однажды во время Собора проект Пастырского послания, содержавшего в себе резкую характеристику большевиков, то он с своей не оставлявшей ни минуты сомнения смиренной простотой сказал: «Я не за себя боюсь. Поверьте, я готов и рад буду потерпеть, когда нужно. Но я отвечаю за других, и поэтому не нужно никаких вызовов». Вот эта забота о других, о Церкви заставляла его напрягать все свое терпение и других побуждать к тому, чтобы во имя главной и единственной цели – спасения Русской Православной Церкви, соблюдения ее в незапятнанной чистоте от всяких духовных соблазнов – поступиться всем внешним, все перетерпеть, жертвовать ореолом собственной личности, – словом, все и самого себя отдать в жертву Церкви. Вот другая основная черта деятельности Патриарха, которую мы должны иметь в виду, чтобы уразуметь смысл его крестного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Сергиеву Лавру Святейший Патриарх приехал в первый раз в Светлый Четверг 1918 года – 26 апреля. Незабываемая картина. Встреча у ворот. Уже издали, на мосту, ведущем от станции, в открытой коляске, запряженной парой гнедых рысаков, засиял алмазный крест на клобуке, отражая лучи весеннего солнца. Сквозь сплошную лаву людей, стоящих вдоль дороги, подъехал экипаж к воротам монастыря. Черный клобук и черная ряса наместника Лавры архимандрита Кронида особенно оттеняли цветную рясу Святейшего и белый куколь, украшенный вышитыми херувимами. Надев зеленую бархатную мантию (кажется, принадлежавшую св. Патриарху Гермогену), Святейший прошел «со славой», предшествуемый певчими в синих с красным кафтанах, к Троицкому Собору. В этот день я первый раз присутствовал на патриаршем служении. Зная прекрасно чин архиерейского служения, я тотчас заметил главные отличия: под облачение надели темно-красный бархатный парамант, Святейший стоял ступенью выше служащих иерархов до «и во веки веков»; протодиакон произнес особое многолетие всем Патриархам, и хор повторял целиком его слова; на «Верую» один лишь Святейший положил голову под воздух, а иерархи «потрясали» воздух вместе со священниками. Помню также величественную фигуру протопресвитера Любимова, который выносил патриаршую митру при облачении, так как каждый предмет облачения подавался священнослужителями по старшинству. Много раз прислуживал я Святейшему, но уже никогда не видал больше столь величественного богослужения – потом все уже было иначе. Помню приезд Святейшего в ноябре на преподобного Никона. Мы около часа стояли в притворе, звонил ко всенощной колокол, а Святейшего не было. Поезда опаздывали, плохо ходили, да и не знаю уже, как Святейший добирался от станции в Лавру. После часа ожидания мы все вошли в алтарь, и всенощная началась без Патриарха. Во время стихир на «Господи, воззвах», пронеслось: «Святейший едет», открылись Царские врата и вновь все духовенство вышло навстречу Патриарху. А в притворе уже стоял сам Святейший в черной бархатной скуфейке, в черной рясе и потирал закоченевшие от холода руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010