Агент ЧК Алексей Филиппов докладывал знаменитому чекисту Лацису, что в этом письме «патриарх с необыкновенной смелостью и резкостью вступает на почву политических разоблачений и обвинений. Это воззвание – письмо укоризненно бросает в лицо большевикам, что Брестский мир, ими заключенный, у н и з и т е л е н 27 , что оттого большевики с к р ы в а ю т даже содержание его условий, у в о з я т е м в р е м е н е м р у с с к о е з о л о т о за границу, что они р а с ч л е н и л и, р а з д р о б и л и р о д и н у, у г а с и л и х р а б р о с т ь в сердцах воинов и незаслуженно дали первое место в России пролетариату, который является у нас предателем». В Древней Руси патриархам и митрополитам было предоставлено право печаловаться перед высшей властью – государем за осужденных или опальных. Последний случай печалования относится к 1698 году, когда патриарх Адриан безуспешно ходатайствовал перед императором Петром I о помиловании осужденных на казнь стрельцов. Возрожденный патриархом Тихоном обычай печаловаться за свой народ новая высшая власть – Совет народных комиссаров – восприняла как контрреволюционное политическое выступление. 11/24 ноября, после вечерни, в квартире патриарха был произведен обыск, а сам Святейший подвергнут домашнему аресту. Комиссар Хрусталев после обыска унес с собой две патриаршие панагии, патриаршие кресты и митру, заявив, что они похищены из Чудова и Вознесенского монастырей. На Троицком подворье теперь круглые сутки хозяйничали красноармейцы, своим видом и действиями постоянно подчеркивая свое атеистическое сознание. Синод и Высший Церковный Совет неоднократно обращались в Совет народных комиссаров с просьбами о «необходимости немедленного освобождения патриарха в предотвращение крайних затруднений в ходе церковных дел и тягостного оскорбления чувств православного народа лишением возможности общения со своим духовным вождем в патриарших богослужениях». Но Совет народных комиссаров больше прислушивался к мнению Центральной обвинительной коллегии при Революционном трибунале ВЦИК, сообщавшей псевдонародным избранникам, «что так как за патриархом Тихоном уже три дела, то никакие заявления о снятии с него домашнего ареста не должны приниматься во внимание».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Сын мой, ты жив? – Я жив, жив, весело отвечал он, поднялся на ножки и ручками продолжал прижимать к своей груди вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: Как же ты догадался лечь на землю? А он ответил: – Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле. В эту минуту стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. Троицкие листки из Луга духовного Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом, когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда отвергает естественную свою волю, удерживает зрение, имеет постоянно смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труды и скорби. Отечник Смирение состоит в том, чтобы иметь послушание, отсекать волю падшего естества (т. е. отвергать желания на грех). Удручать себя подвигами, любить чистоту, благодушно переносить обиды и оскорбления от ближнего. Отечник Смирение заключается в отсечении своей воли пред ближним в духовном разуме. Отечник Смирение состоит в том, чтобы говорить при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Богу: «Прости меня». Отечник Смирение есть в поругании быть, в поношении и оклеветании (т. е. переносить все терпеливо и благодарить за это Бога). Святитель Тихон Задонский Явление Ангела Хранителя Иеродиакон Серапион Глинский просил Господа показать ему Ангела Хранителя. И не презрел Владыка всея твари молитвы верного раба Своего. Однажды, во время молитвы, подвижнику предстал светлый крылатый юноша и сказал: «Ты молишь Бога показать твоего Ангела Хранителя? Вот я», – и стал невидим. Глинский патерик Помощь Ангела Хранителя в борьбе с диаволом Сказывала блаженная Феодора: « Авва Исаия рассказывал об одном великом старце, что прежде вступления в безмолвие видел тот в исступлении некоего юношу страшного, у которого лицо сияло паче солнца и который, взяв его за руку, сказал: «Иди, тебе предстоит борьба», – и ввел его в место, полное людей: с одной стороны – облеченных в белые одежды, а с другой – в черные. Потом вывел его на арену борьбы? и он увидел перед собой эфиопа, страшного и высокого, голова которого достигала облаков. Ангел Хранитель сказал: «С этим ты должен бороться».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Среди епархиальных архиереев немало было выдающихся деятелей церковной жизни и духовного просвещения. Они не имели отношения к центральному синодскому управлению, но на месте своего служения соединяли административную деятельность со святостью и подвижничеством личной жизни. Таковы были св. Митрофан Воронежский 63 , о смерти которого жалел даже Петр I, – св. Димитрий Ростовский 64 , ученый подвижник, борец против раскола, составитель знаменитых Четьих-Миней, на чтении которых доселе воспитываются в благочестии православные русские люди, – св. Тихон Задонский 65 , кроткий пастырь, любитель природы и уединения, писатель–аскет, св. Иоасаф Белгородский 66 , строгий и взыскательный администратор, но суровый аскет и подвижник в своей личной жизни. От народной жизни в XVIII веке оторвались верхние классы, которые под руководством иноземцев, преимущественно немцев, усвоили европейские обычаи, европейские взгляды, европейское равнодушие к делам веры. Народ по-прежнему жил под руководством Церкви и духовенства, сохранял свои древнерусские православные обычаи, поддерживал церковный быт и был во всей своей массе верен православию своих предков. То, что происходило в северной новой столице, мало затрагивало общенародную жизнь, и эта жизнь была по-прежнему церковной и благочестивой. Высшее же петербургское общество, оторвавшееся от исконных русских исторических начал, оторвавшееся от вековой народной веры и жизни, отвергшее всякий руководственный авторитет Церкви и православной иерархии, в продолжение всего XVIII века поддавалось всем влияниям Запада, хотя и эти все иноземные увлечения русского общества не имели твердой почвы, а потому менялись с быстротою перемены всякой моды. В век Екатерины наряду с увлечением самыми крайними рационалистическими учениями французских энциклопедистов зарождается на русской почве и масонство. Высшее общество сходилось лишь в одном – в отвращении от всего национально-родного и особенно от Православной русской народной Церкви. Церковный взгляд на жизнь как на подвиг очищения души от грехов и пороков, это взгляд подвергался лишь осмеянию, а модные европейские взгляды, конечно, весьма способствовали распространению испорченности и развращенности общественных нравов. На церковных деятелей, которые не могли одобрить такого настроения высшего общества, смотрели как на людей отсталых, с которыми можно не считаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Нечего, братья, и думать о том, чтобы мы сами когда-нибудь могли уплатить этот долг: для уплаты его приходил на землю Сам Единородный Сын Божий; ценой пречистой крови Своей, на кресте излиянной, Он купил Себе у правосудия Божия право прощать грехи всем, кто право верует в Него и слушается Его Божественных повелений, исполняет Его святые заповеди. А мы, грешные, исполняем ли их? Думаем ли о них? В суете текут дни наши; растут и растут долги наши, а нам и подумать некогда, что вот-вот позовут к ответу, потребуют уплаты долга, и прогневанный Господь повелит Своим Ангелам предать нас, как оного жестокого заимодавца, о котором говорит Он в притче Своей, – предать мучителям на муки вечные!.. «О человече! – увещевает каждого из нас святитель Тихон Задонский : – Сладок тебе грех , которым ты оскорбляешь бесконечное величество Божие и разжигаешь на себя Его праведный гнев! Сладок тебе грех, за который испил горькую чашу страданий и смерти Христос Сын Божий! Сладок тебе грех, за который будешь вкушать горечь вечной смерти, если не покаешься! Видишь, сколь горьки плоды греха, хотя он и кажется тебе сладким! Но полно уже тебе обременяться этим долгом: пора сбросить это бремя с плеч, чтобы не явиться с ним на страшный суд Христов. Горе человеку, который с сим тяжким долгом явится там! Нет сомнения, что он погрузит его на дно адово...» Так тяжек, возлюбленные, долг греховный! Так необходимо развязаться с ним! – Но что же нам делать? Как освободиться от этого тяжкого бремени? – Да что делает должник, когда заимодавец требует уплаты, а ему платить нечем? Он просит, плачет, умоляет: «потерпи на мне, и вся ти воздам!» Мы, грешные, можем только плакать, но не можем обещать уплаты наших долгов: может только просить и молить: остави, совсем остави, вовсе прости нам, Милосердный Отче Небесный, Господи наш: прости все наши беззакония, все наши неоплатные долги! Можем и должны обещать пред Господом, что больше не станем любить свои привычные грехи, бросим, возненавидим их, будем исполнять Божии заповеди спасительные...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Все остальные помещения в этом здании занимали кочетковцы. Они все время ссылались на то, что эти помещения заняты под иконописную мастерскую и воскресную школу, но на самом деле, как оказалось, они были заняты в основном под стеллажи с тюками разной одежды: юбки, кофты, брюки, обувь… Как мы потом узнали, это была гуманитарная помощь кочетковцам (они были связаны с иностранцами). Лишь в одной маленькой комнатке было что-то вроде иконописной мастерской, а еще в одной множество сомнительной литературы – иудаистской в том числе. Поскольку Патриарх издал указ об устройстве здесь подворья Псково-Печерского монастыря, то постепенно все помещения в этом здании были переданы подворью. Со временем кочетковцы перебрались в храм Успения. Немногие сохранившиеся монастырские здания все находились в полуразрушенном состоянии. Давай помогать! А у меня как раз к 1994 году закончился срок моей трехлетней работы в приходском совете храма в Троицком-Голенищеве, и я думаю: теперь я на пенсии, никуда больше не пойду работать – буду отдыхать. И отец Тихон как раз получает подворье Псково-Печерского монастыря и мне сразу говорит: – Помогите нам, пожалуйста, с оформлением документации! Все помещения полуразрушенные, полы такие, что можно провалиться, потолки балками подпирали, чтобы не рухнули Там были те же самые проблемы: бывшие монастырские здания – исконно монастырские – все заняты какими-то арендаторами. Есть указ Патриархии об организации монастырского подворья, но все занято. А помещения полуразрушенные, полы такие, что можно провалиться, потолки балками подпирали, чтобы не рухнули. Имелось распоряжение Правительства Москвы о том, чтобы предоставить монастырю эти самые помещения, но на улицу организации не выгонишь – их нужно было расселить. И это были большие хлопоты. До сих пор судьба моя связана со Сретенским монастырем Когда батюшка меня сюда взял, я про себя подумала: «Сейчас я немного помогу, письмецо какое-нибудь напишу – опыт у меня уже есть с этим Москомимуществом общаться» (теперь это называется департамент, а тогда был комитет). И вот так я и застряла. И с тех пор (а мне сейчас 84 года) так здесь и работаю, и до сих пор этими же вопросами занимаюсь. Думаю: ну когда кончится? А оно все не заканчивается… Сначала землю оформили, затем монастырские здания получили. Их надо было освобождать. Приходилось ходить по всем этим комитетам, и по жилищным, и по имущественным, и по земельным. Тогда все это было отдельно. Сначала распоряжение, потом отселения…

http://pravoslavie.ru/137344.html

Предполагалось предать тело земле на другой день, в воскресенье, после литургии, но отложено было на сегодняшний день, потому что Великий князь не мог прибыть в воскресенье, так как, по существующему в Москве этикету, в этот день полагается у генерал-губернатора прощальный раут; хотя ради такого случая он и мог бы быть отменен... Я думаю, что если бы пришлось услышать мнение по сему случаю самого покойника, то он не дал бы своего согласия на погребение свое в понедельник Первой седмицы... 866 Но мертвые безответны... Сегодня в половине двенадцатого приезжал князь с княгинею на последнюю панихиду, после которой и предано было тело земле, по предварительном обнесении его вокруг Троицкого собора. Похоронен он рядом с митрополитом Леонтием 867 . Князь и княгиня молились очень усердно и «эффектно», но о нас, духовных лицах, нельзя, к сожалению, этого сказать. Нас было весьма много: четыре архиерея – преосвященный Феогност, преосвященный Нестор 868 , преосвященные Тихон 869 и Нафанаил, архимандритов около двенадцати и остального духовенства, но как-то выходило все беспорядочно, торопливо, и наконец, в довершение всего, панихида была сокращена наполовину, так как князь располагал временем только в один час (?!), а лаврское духовенство пересолило своим усердием и окончило ее чуть ли не в двадцать минут. Грустно, особенно если принять во внимание, над кем это было совершено, – над тем, который был воплощением порядка и полнейшей чинности в служении. В.К. Саблер справедливо назвал эту панихиду панихидою по иноверцех 870 . После этого не сами ли мы своим холопством, раболепством, непониманием даем себя на посмеяние?.. Грустно! Сегодня, ровно в час времени, гроб опущен в склеп. Горсть земли, брошенная мною в могилу, была последнею данью благодарности покойному Владыке. При взгляде на зияющую могилу, при виде этого простого дубового гроба, при представлении облика покойного Владыки... трудно было удержаться от слез. Да упокоит его Господь в Царствии Своем. Архиерейство его да помянет Господь Бог во Царствии Своем...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Заключено соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Холдингом Межрегиональных распределительных сетевых компаний 27 сентября 2010 г. 15:26 24 сентября 2010 года в стенах  Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ОАО «Холдинг МРСК» и Русской Православной Церковью. Со стороны холдинга документ подписал генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Н.Н. Швец, со стороны Русской Православной Церкви — председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон . В церемонии подписания соглашения принял участие ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений . Как сообщает пресс-центр ОАО «Холдинг МРСК», соглашение расширяет горизонты долгосрочного конструктивного взаимодействия сторон в вопросах дальнейшего укрепления общественной морали и нравственности, сохранения духовных ценностей, формирования гражданского согласия и взаимопонимания между народами России, развития социального партнерства государства, Русской Православной Церкви и бизнеса. Это событие особо значимо для сотрудников холдинга МРСК (численность которых составляет свыше 190 тыс. человек), обеспечивающих электроснабжение потребителей в 69-ти субъектах Российской Федерации. «С момента образования холдинг МРСК развивает социальный и гуманитарный аспекты своей деятельности, — отметил Н.Н. Швец. — Трудовые коллективы распределительных электросетевых компаний ведут постоянный и конструктивный диалог с учреждениями Русской Православной Церкви. В зоне ответственности МРСК более 6 тысяч храмов и монастырей, которым оказывается разносторонняя и посильная помощь. Мы выступили инициаторами данного соглашения и рады, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наше начинание поддержал». Соглашение предполагает обеспечение церковных учреждений, находящихся в зоне ответственности ОАО «Холдинг МРСК», надежным электроснабжением и удовлетворение их потребностей в электрических мощностях. Электроэнергетики готовы на общественных началах оказывать содействие в оптимизации расходов по эксплуатации электрических сетей, повышении энергоэффективности подсобных монастырских и храмовых хозяйств, в обеспечении энергосбережения православных учреждений.

http://patriarchia.ru/db/text/1284541.ht...

Наконец, Послание патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров по случаю первой годовщины Октябрьской революции, гласит: «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы ( Mф VII, 9–10 ). Отечество вы подменили бездушным интернационалом... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью, и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции... Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Вы обещали свободу... Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры... в органах печати злобные богохульства и кощунства. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих... Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей. Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины-прихода, разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви... Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти. Но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет то свидетельством справедливости наших обличений... отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры... А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая ( Лk XI, 51 ) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч ( Mф XXVI, 52 )». (Послание 26 окт. 1918 г.). Когда было составлено послание патриарха к большевикам по случаю годовщины их владычества, многие тогда настойчиво отговаривали патриарха от этого рискованного шага, опасаясь за его свободу и жизнь. На соединенном заседании Синода и Совета все высказывали крайние опасения и указывали на то, что патриарх должен беречь себя для пользы Церкви. Патриарх внимательно выслушал все советы, но стоял на своем. В ближайшее воскресенье он служил в своем Троицком подворье и после литургии заявил бывшим у него, что подписал Послание и сделал распоряжение об отправке его комиссарам. «Да, он всех внимательно слушает, мягко ставит возражения, но на деле проявляет несокрушимую волю», – говорил по этому поводу один член Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Также в распоряжении следствия имеется 3D-мoдeль искусственной челюсти, оригинал которой хранится за рубежом - в музее русской истории при Свято-Троицком монастыре. Ее обнаружили в 1918 году при осмотре Ипатьевского дома после расстрела. Проведенное в рамках судебно-медицинской (антропологической) экспертизы исследование не исключает, что этот съемный протез принадлежал человеку, останки которого идентифицированы как останки лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина. Наряду с судебными экспертизами, среди которых историко-архивные, судебно-медицинские (антропологические), молекулярно-генетические, трасологические, проводятся разные следственные эксперименты. Их результаты оцениваются в совокупности с другими материалами дела, и в ряде случаев позволяют восстановить события тех лет. Один из таких экспериментов, проведенный в аналогичной «расстрельной» комнате в подвале Ипатьевского дома, опроверг звучавшие доводы, что в таком маленьком помещении не могли разместиться одиннадцать потерпевших и участники расстрела. Другой следственный эксперимент исключил версию о том, что тела убитых уничтожили с использованием серной кислоты и огня. «Вместе с тем следствию еще предстоит значительный объем работы. В частности, продолжается поиск имеющих значение для дела архивных материалов, в том числе и медицинских документов, – это сложный и трудоемкий процесс, поскольку их единого реестра не существует. Ожидаются заключения ранее назначенных судебных экспертиз», - сообщила официальный представитель СК России Светлана Петренко. «Стоит отметить, - продолжила она, - что все выводы следствия основываются исключительно на данных из архивных документов и первоисточников, а также результатах судебных экспертиз, проводимых учеными, профессорами, видными историками и архивистами, выдающимися медиками и генетиками, имена которых известны и уважаемы мировым научным сообществом. Среди них: президент исторического факультета МГУ Сергей Павлович Карпов, ректор РГГУ Александр Борисович Безбородов, доцент Историко-архивного института РГГУ Евгений Владимирович Пчелов, главный специалист Госархива РФ Зинаида Ивановна Перегудова, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), заведующий кафедрой ортопедической стоматологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Владимир Николаевич Трезубов, руководитель отдела геномики и генетики человека ИОГен РАН Евгений Иванович Рогаев. Каждый из них выполняет свои исследования безвозмездно и без отрыва от основной служебной деятельности».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/20/et...

Один из начальников лагеря по фамилии Сухов решил поохотиться на белух. Этих больших морских животных называют еще «белыми китами». Сухов, человек хвастливый и гордый, своей добычей надеялся удивить всех. Он взял себе в помощники троих человек, и на гребном баркасе отчаянные охотники отправились в море. Но с шугой не шутят! Затянула, завертела суденышко мощная ледовая пелена. Не до охоты. Вернуться бы живыми на берег. Да вырвутся ли? На пристани собралась группа людей. Здесь были и монахи, и рыбаки из каторжан, и лагерные охранники. Все напряженно всматривались в морскую даль. С берега баркас с горе-охотниками казался крохотной точкой, которая то скрывалась во льдах, то снова показывалась на мгновенье. Было видно, что люди отчаянно борются со стихией. Но стихия побеждала. — Случая такого не бывало, чтобы из шуги на гребном баркасе выходили, — сказал старый монах. Большинство из стоявших перекрестилось. — Да, в этой каше и от берега не отойдешь, куда уж там вырваться, — проговорил начальник поста Конев, который все это время вглядывался в даль через бинокль. — Пропал Сухов! Погиб! — Ну, это еще как Бог даст, — прозвучал негромкий, но полный внутренней силы голос. Все невольно обернулись к человеку богатырского вида с седоватой окладистой бородой. Это был владыка Иларион. — Кто со мною во славу Божию на спасение душ человеческих? — так же тихо и уверенно сказал он, обводя глазами толпу и зорко вглядываясь в глаза каждого. — Ты, отец Спиридон, ты, отец Тихон, да вот вас двое… Волоките баркас на море! — Не позволю! — вскричал Конев. — Без охраны и разрешения начальства в море не выпущу! — Начальство вон оно, в шуге, а от охраны мы не отказываемся. Садись в баркас, товарищ Конев! Охранник как-то разом сжался, обмяк и молча отошел от берега. — Готово? — Баркас на воде, владыка! — С Богом! Владыка Иларион стал у рулевого правила, и лодка, медленно пробиваясь сквозь заторы, отошла от берега. Наступила студеная, ветреная соловецкая ночь, но никто не ушел с пристани. Забегали в тепло, грелись и снова возвращались на берег. Молились Богу. Верили и сомневались. Сомневались и верили.

http://pravoslavie.ru/95196.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010