Вышел епископ Афанасий [Сахаров], и началась панихида. Сначала из священников были только мы с о. Александром, затем подошёл о. Димитрий, за ним потянулись другие, и к концу панихиды набралось человек 12. Вышел в облачении ещё один архиерей и несколько диаконов. Пел весь народ. Во время панихиды пришли какие-то трое мужчин и одна дама. Распорядитель их сначала остановил, так как они шли через северные двери, где пропускались только священнослужители, но, когда они предъявили какую-то бумагу, то их тотчас провели в собор. Это были, как говорили, представители Американской миссии. Насколько это правда, не знаю, да и не спрашивал. После панихиды мы отправились вслед за архиереями в собор. Храм был переполнен. Мы прошли в алтарь. Архиереи и священники, в белых облачениях, заняли его весь. Служили литургию 12 архиереев и 24 священника, заранее назначенные. Между ними были митрополиты: Пётр [Полянский], Сергий [Страгородский], Серафим [Александров], Тихон [Оболенский], епископ Борис [Рукин] и др.; архимандриты: Нил, Владимир, Георгий (из Данилова монастыря), протоиерей Н. Пашкевич из Ленинграда. Ввиду тесноты в алтаре, которая грозила ещё увеличиться, когда из тёплого собора придёт ещё духовенство, было решено поставить священников у гроба Святейшего, и священники, не участвовавшие в служении литургии, вышли из алтаря. К ним присоединились пришедшие из тёплого собора, и духовенство встало вокруг гроба и архиерейской кафедры в три ряда, заняв всю середину собора. С обеих сторон гроба были оставлены совершенно свободные проходы, но прикладываться уже не пускали, и народ только проходил мимо, издали смотрел на почившего в гробе Первосвятителя. Этот поток не прекращался вплоть до отпевания и отчасти во время отпевания. Шла литургия. Задушевно пел соединённый хор певчих. Благоговейная тишина царила в храме. “Отче наш...” Митрополит Пётр [Полянский] благословил народ. Закрылись царские врата. Причастный стих. На амвон вышел профессор-протоиерей Илья Громогласов . «Радуйтесь всегда о Господе и ещё раз говорю: радуйтесь» ( Флп.4:4 ), – начал он свою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти. [Подписали: Патриарх Тихон; Серафим Александров , архиепископ Тверской и Ржевский; Тихон Оболенский, архиепископ Уральский и Покровский; Иларион Троицкий , архиепископ бывший Верейский. – Сост.]. 1. Известия ЦИК. 1923. 186 2. Безбожник. 1923. 36 08.1923. Указ Святейшего Патриарха Тихона о возведении в сан архиепископа Преосвященного Гавриила [Воеводина] Каталог русских архиереев-обновленцев. Ч. 1/Сост. А. М. [митрополит Мануил Лемешевский ]. Чебоксары, 1956 05(18).09.1923. 161. Определение Святейшего Патриарха Тихона об утверждении «Чиноприема обновленческой иерархии» 1. Воскресное чтение (Варшава). 1927 (?). 2. Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя по делу Дидимова (Самарская епархия) от 25 августа/7 сентября 1928 г Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Лужскому, викарию Петроградской епархии Мануилу [Лемешевскому], сказанное после патриаршего служения в храме св. Димитрия Солунского на Благуше (Москва) В этот момент Патриарх, опираясь на посох, произнёс простые, но сильные слова, более выразительные, чем сотни самых витиеватых проповедей: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию...» Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 2. С. 228 16(29).09.1923. Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении митрополита бывшего Херсонского и Одесского Платона [Рождественского] управляющим Алеутской и Североамериканской епархией Журнал Московской Патриархии. 1957. 6 18.09(01.10).1923. Послание Святейшего Патриарха Тихона к православному народу о реформе календаря в Русской Православной церкви 127 Журнал Московской Патриархии. 1952. 19.09(02.10).1923. 57. Указ Святейшего Патриарха Тихона и временного при нем Высшего Церковного Управления о назначении Преосвященного Кушвинского Иринея [Шульмина] епископом Мензелинским, викарием Уфимской епархии Архив составителя Постановление Святейшего Патриарха Тихона и «Малого Собора епископов» о переходе на «новый» (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике По почину Вселенского Патриарха и в согласии с другими Православными Автокефальными Церквами, пропустить в времяисчислении 13 дней так, чтобы после 1 октября старого стиля следовало 14 [в журнале ошибочно: 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Часть обновленцев, не желая приносить покаяния в содеянном, стремилась, однако, к воссоединению с Православной Церковью. Отражая настроения этих кругов, евдокимовский синод издал в конце августа послание, целью которого было подготовить почву для переговоров с патриархом. «Общественное мнение и религиозная совесть верующих на бывшего патриарха Тихона возложили две вины – говорится в нем, – одну – в непризнании им нового государственного строя и советской власти, вторую – в приведении в полное расстройство всех церковных дел. В первой своей вине бывший патриарх Тихон открыто, перед всем миром, покаялся… но вторая вина еще по-прежнему лежит на бывшем патриархе». Несмотря на оскорбительный тон послания, патриарх ради спасения заблудших, ради церковного мира был готов к переговорам с обновленцами. В этом его поддерживал Временный Патриарший Синод. Архиепископы Серафим (Александров) , Тихон (Оболенский), Иларион (Троицкий) открыли переговоры с лжемитрополитом Евдокимом об условиях восстановления церковного единства. Решительным противником таких переговоров был бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) , настоятель Данилова монастыря. Строгий монах, знаток Типикона и канонов, человек бескомпромиссной твердости, он объединил вокруг себя тех архипастырей и церковных деятелей, которые предостерегали патриарха от малейших уступок раскольникам. Частыми посетителями настоятельских покоев Данилова монастыря были митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Гурий (Степанов) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Пахомий (Кедров). Патриарх в шутку называл Даниловский монастырь «конспиративным Синодом». В конце сентября 1923 г. в Донском монастыре состоялось совещание 27 православных архиереев для обсуждения результатов переговоров с лжемитрополитом Евдокимом о преодолении раскола. Архиепископ Феодор не явился на совещание, но в нем участвовало много его сторонников и единомышленников. Архиепископ Тверской Серафим (Александров) доложил собратиям о ходе переговоров. «Все наше разделение – сказал он, – основано на недовольстве некоторых иерархов и православных мирян личностью патриарха Тихона». Архиепископ Серафим довел до сведения епископов предложение Евдокима открыть общий Собор из тихоновцев и обновленцев под председательством патриарха Тихона, на котором патриарх должен сам отказаться от возглавления Русской Церкви, после чего Собор отменит постановление о лишении его сана и уволит на покой в сущем сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКАРИАТСТВО Воронежской и Задонской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), названо по г. Новохопёрску Воронежской губ. (ныне Воронежской обл.), существовало в 1924-1927 гг. В 1922 г. часть духовенства Воронежской епархии во главе с Воронежским архиеп. Тихоном (Василевским) уклонилась в обновленчество . Благодаря проповеднической деятельности Воронежского архиеп. Владимира (Шимковича ; с 1925 митрополит) и Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) началось возвращение приходов Воронежской епархии в каноническую Церковь. 22 марта 1924 г. прихожане Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов и Троицкой ц. Новохопёрска направили патриарху Всероссийскому свт. Тихону (Беллавину) прошение, в к-ром указывали на то, что на своем собрании постановили воссоединиться с Патриаршей Церковью, и просили выслать к ним «епископа для Новохопёрского уезда». На прошение свт. Тихон наложил следующую резолюцию: «Верующих (мирян) принять в общение... В г. Новохопёрске Воронежской епархии открыть кафедру викарного архиерея, на каковую и командировать временно управляющего Болховским викариатством преосвященного Митрофана, о чем и дать указ как преосвященному Воронежскому Владимиру, так и Орловскому преосвященному Серафиму» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 260). Резолюция патриарха была подписана митрополитами Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским), Тверским и Кашинским Серафимом (Александровым) и Крутицким Петром (Полянским). Сведений о посещении еп. Митрофаном (Русиновым) приходов Н. в. не имеется. Летом 1924 г. по просьбе духовенства и верующих 12 приходов Валуйского у. Воронежской губ. еп. Митрофан управлял Уразовским викариатством , проживая в слободе Уразово Валуйского у. (ныне поселок Валуйского р-на Белгородской обл.). По благословению патриарха свт. Тихона 29 июня 1924 г. состоялось наречение наместника Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Павла (Крылова) во епископа Новохопёрского. 1 июля того же года в московской ц. свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке патриарх свт. Тихон возглавил хиротонию архим. Павла. Патриарху сослужили Тверской митр. Серафим (Александров), Звенигородский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Каменец-Подольский и Брацлавский еп. сщмч. Амвросий (Полянский). Сведений о деятельности еп. Павла в Новохопёрске не имеется. В 1927 г. еп. Новохопёрский Павел упоминается в документах как находящийся на покое. С тех пор кафедра не замещалась.

http://pravenc.ru/text/2577893.html

Впрочем, у обновленцев имелись серьезные поводы для ненависти. Архиепископ Иларион с благословения патриарха освящал храмы, возвращенные из раскола, тем же чином, что и оскверненные от еретиков, что приводило раскольников в сильный гнев. Патриарх Тихон в своем послании от 2/15 июля 1923 года, составленном совместно с владыкой Иларионом, писал об отколовшихся: «…Они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей в Церкви Христовой… А все действия и таинства, совершаемые отпавшими от Церкви епископами и священниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в грехе» . То, что обновленцы «называли Святыми Дарами, сжигалось и никакой благодати за ними не признавалось» . Святитель Тихон Несмотря на столь строгую позицию архиепископа Илариона в отношении к обновленчеству, в ней не было ничего, кроме заботы о Церкви, чему подтверждением служат его активные переговоры с уполномоченным ОГПУ по делам религии Е.А. Тучковым, а также в составе временного Священного Синода при патриархе вместе с архиепископом Тверским Серафимом (Александровым) и архиепископом Уральским Тихоном (Оболенским) – с обновленческим синодом, возглавляемым архиепископом (в обновленчестве – митрополитом) Евдокимом (Мещерским). Владыка Иларион твердо знает границы допустимого в отношениях с властью и раскольниками. Поддержав политику Святейшего, направленную на «отмежевание Церкви от контрреволюции» и признание законности Советской власти (что дало возможность многим заблудшим вернуться в Церковь), архиепископ Иларион в переговорах с Тучковым сумел добиться значительных уступок для Церкви, в частности снижения налогов для приходов и духовенства, отмены требования обязательной регистрации приходов, легальное существование которых ставилось в зависимость от произвола местных органов власти. Ему удалось убедить Тучкова и в невозможности вставить в формулировку поминовения властей слова «советских».

http://pravoslavie.ru/67049.html

Именно 6 июля 1923 г. Патриарх объявил о возведении епископа Илариона в сан архиепископа. Необходимо также указать на ошибочное мнение прот. В.П. Виноградова, который в своих воспоминаниях о Патриархе Тихоне указывает на то, что святитель Иларион был только епископом и никогда не был посвящен в архиепископа: " В момент его последнего ареста, осенью 1923 года, преосвященный Иларион был, несомненно, только епископом " . Это мнение опровергается множеством источников, прежде всего материалами следственного дела архиепископа Илариона, где при допросах и аресте осенью 1923 г. он назван архиепископом в анкете арестованного, постановлении о привлечении к ответственности, ордере на арест, кроме того, он назван архиепископом в своем совместном с архиепископом Серафимом (Александровым) и архиепископом Тихоном (Оболенским) письме обновленцу Евдокиму (Мещерякову) , в докладах Тучкова , и в прошении о его освобождении, которое написал Патриарх Тихон , а также в ряде других документов. Во всех же документах до 6 июля 1923 г. святитель назван епископом. Также в этот день Патриарх Тихон объявил, что архиепископ Иларион назначается наместником Сретенского монастыря, в котором Господь судил пребывать его святым мощам. И сегодня каждый из нас может, как и 80 лет назад, 5 июля 1923 г. во время освящения святителем храма Сретенского монастыря, получить освящение от святителя Илариона. Поэтому сотни и тысячи верующих ежедневно приходят в Сретенскую обитель, чтобы поклониться и приложиться к святым мощам священномученика. ЦА ФСБ Д. Р-43193 Т.1. Л.9. ГАРФ Ф.1235. Оп.97. Д.54а. Л.38-39. Опубл.: Отечественные архивы. 1993. С.53-54. Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997 Т.1. С.115-116. (Далее - Архивы Кремля). ЦА ФСБ Д. Н-1780 Т. 4. РГАСПИ. Ф.5. Оп.2. Д.48. Л.10. Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.51. РГАСПИ Ф.2. Оп.1. Д.22947. Л.1-4. Опубл.: Архивы Кремля. Т.1. С.142-143. Архивы Кремля Т.1. С.151-152. ЦА ФСБ Д. Р-43193 Т.1. Л. 76об.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/8...

853 Имеется в виду магистерская диссертация А. И. Введенского «Вера в Бога, ее происхождение и основания: положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии» (М., 1891). – Ред. 854 Василий Беллавин, будущий патриарх Тихон, которого епископ Михаил знал еще студентом СПбДА в 1884–1888 гг., принял иноческое пострижение в 1891 г. – Ред. 856 Имеется в виду митрополит Московский и Коломенский Иоанникий (Руднев), переведенный на Киевскую кафедру 17 ноября 1891 г. (о нем см. прим. 4, с. 531). – Ред. 857 Угречич-Требинский Михаил Сергеевич – помещик Полтавской губернии, подарил СПбДА свою дачу в с. Чутовка Лубянского уезда Полтавской губернии. Скончался в сане иеромонаха. – Ред 858 Имеется в виду Герман II (Каллигас; 1889–1896), митрополит Афинский, председатель Святейшего Синода Элладской Церкви. – Ред. 859 В октябре 1892 г. праздновалось 500-летие со дня преставления прп. Сергия Радонежского. – Ред. 863 Иеромонах Иоанн (Алексеев) – о нем см. прим. 12, с. 577 – был назначен смотрителем Александровского Осетинского ДУ в ауле Ардон (Терская обл., ныне Северная Осетия) с самого его открытия 11 октября 1887 г. (Церковный вестник. 1887. С. 735). – Ред. 864 Российским посланником в Афинах в 1889–1901 гг. был Михаил Константинович Ону (см. прим. 1, с. 558). – Ред. 865 Тихон (Оболенский Иван Иванович; 1856–1926), митрополит Уральский. Окончил СПбДА, хиротонисан в 1901 г. во епископа Николаевского, викария Самарской епархии. С 1908 г. – епископ Уральский, викарий той же епархии. С 1918 г. архиепископ, в 1919 г. временно управлял Самарской епархией. В 1923 г. входил в состав Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне. В 1924 г. – митрополит Уральский. – Ред. 866 Серебренников В. С. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. – Ред. 867 См.: Антоний (Храповицкий), архим. Знамения времен//Богословский вестник. 1892. Февраль. С. 415–419. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

«Новому стилю» в России — 100 лет А Эфиопия до сих пор живет по «старому» 14 февраля, 2018 А Эфиопия до сих пор живет по «старому» Ровно сто лет назад, 14 февраля 1918 года в молодой Российской республике был необычный день. Дело в том, что перед ним не было 13 февраля. И это – не из-за суеверий, 12 февраля не было тоже. Как и 11, 10 – никаких февральских дней не было. Второй месяц зимы 1918 года от Рождества Христова состоял всего из двух недель с хвостиком. Согласно декрету от 26 января 1918 года за подписью председателя Совета народных комиссаров В. Ульянова (Ленина), помощника народного комиссара по иностранным делам Чичерина, народных комиссаров Шляпникова, Петровского, Амосова и Оболенского и секретаря Совета народных комиссаров Горбунова, по истечении 31 января, которое отсчитывалось еще по юлианскому календарю, страна переходила на «западноевропейский», григорианский календарь. Всем надлежало после 31 января считать наступившим 14 февраля, а до 1 июля писать даты по старому стилю в скобках. Так в нашей стране появились старый и новый стили. Кстати, мало кто знает, но Церковь тоже планировала совершить этот переход. Патриарх Тихон ввел григорианский календарь (точнее, совпадающий до 2800 года модифицированный новоюлианский) для всеобщего употребления в Русской Православной Церкви с 15 октября 1923 года, однако это вызвало недовольство в приходах, особенно за пределами Москвы, и в новом распоряжении 8 ноября Тихон повелел временно отложить повсеместное введение католического стиля. Консенсуса достигли только четверть века спустя, когда на Московском совещании Православных Церквей решили, что православные все переходящие праздники, включая Пасху, празднуют по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому, по которому ныне живет Поместная Церковь. Впрочем, началась история с новым и старым стилем отнюдь не в 1918 году и отнюдь не в России (в общем, не в России она и завершилась). Историю со старым и новым стилем надо начинать тогда, когда на свет появился «старый» стиль. Так что давайте с вами перенесемся в 46 год до нашей эры, во время правления Юлия Цезаря. Тогда в Древнем Риме с календарем творился настоящий бардак. То есть 12 месяцев тогда уже было, но они делились суммарно на 355 дней. Но как бы вы ни считали год, а Земля совершает оборот вокруг Солнца на 10 дней дольше.

http://pravmir.ru/novomu-stilyu-v-rossii...

«Демонстрация нрава» этим, однако, не ограничилась. В порядке старшинства у престола архиереи стояли так: в центре Патриарший Местоблюститель; справа от него митрополит Сергий, слева митрополит Тихон (Оболенский). Далее, следующая пара: справа митрополит Серафим (Александров) , слева митрополит (тогда архиепископ) Серафим (Чичагов) и т. д. На «Возлюбим друг друга», когда служащие попарно подходят к престолу и затем братски лобызают друг друга в порядке иерархического старшинства, митрополит Серафим (Чичагов) не пожелал подходить к престолу в паре с митрополитом Серафимом (Александровым) , а сунулся третьим в предшествующую пару митрополитов: Сергия и Тихона (Оболенского), желая, очевидно, дать понять своему напарнику митрополиту Серафиму (Александрову) степень своего презрения к нему. Тонкий и проницательный митрополит Серафим (Александров) немедленно и прекрасно заметил эту неуместную демонстрацию и ответил не нее едва сдерживаемой ехиднейшей ухмылкой... Так проявлялись некоторые особенности нрава митрополита Серафима (Чичагова) . Остается допустить предположение, что и нежелание поставить свою подпись под актом 30.03(12.04).1925 также являло собою проявление каких-то своеобразных тайников его характера. Быть может, этим демонстрировалась немая оппозиция Патриаршему Местоблюстителю, такому же «плебею» в глазах митрополита Серафима (Чичагова) , каковым был для него и сам Святейший Патриарх Тихон. Прим. 3-а. Все дальнейшие сведения о духовном образовании студента Петра Полянского почерпнуты из академического журнала «Творения святых отцов в русском переводе». О самом этом журнале сообщается: Трудами о. ректора Московской Духовной Академии, архимандрита о. Филарета [Гумилевского; впоследствии архиепископ Черниговский, известный историк нашей Церкви] «был основан при Академии журнал “Творения святых отцов в русском переводе» с “Прибавлениями», в которых печатались богословские и церковно-исторические статьи, трактаты и проповеди. Журнал выходил с 1843 по 1891 год (с перерывами; 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891), а с 1892 года вместо него Московская Академия издавала “Богословский Вестник» (1892–1918)».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Позже жена отца Петра заболела трахомой и ослепла, несмотря на то что ее возили к лучшим врачам в Казань и Москву . Приехав в Петербург, она решила обратиться ко святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он отслужил молебен в ее комнате в гостинице, окропил слепую святой водой и посоветовал ежедневно промывать глаза чистой водой из родника. Вернувшись, она аккуратно выполняла указанное и через некоторое время зрение восстановилось. Разговаривая с отцом Иоанном, матушка попросила его молиться о ее муже. Он обещал и просил взаимных молитв, прибавив: «Ему приличнее молиться о мне, я просто священник, а он будущий архипастырь», тем самым предсказав отцу Петру архиерейский сан. В 1910 году отца Петра Флеринского перевели в село Большая Глушица Николаевского уезда Самарской губернии, возвели в сан протоиерея и назначили благочинным. Здесь он прослужил 15 лет, продолжая свою миссионерскую деятельность. Очень тяжелыми выдались в Нижнем Поволжье 1920 и 1921 годы. По официальным данным, Пугачевский уезд пострадал больше всех других, здесь умерла от голода половина жителей. Вместе с прихожанами все невзгоды переживал и благочинный. В 1920 году, когда скончалась его супруга, из пятерых детей только старшая дочь была взрослой. В 1923 году по недоразумению протоиерей Петр Флеринский на недолгое время подчинился обновленческому Временному церковному управлению. Очень скоро он вернулся в каноническую Церковь и стал усердно бороться с обновленчеством, но при этом всегда выступал против осуждения тех, кто побывал в обновленческом расколе и покаялся. До конца жизни не переставал он раскаиваться в своем кратковременном отступлении; стоило при нем упомянуть о ком-то, что тот был обновленцем, как владыка, смиренно склонив голову, говорил сокрушенно: «Многие из нас были ими». В 1923-1924 годах в село Большая Глушица к протоиерею Петру приезжали тысячи людей. В середине 1923 года архиепископ Уральский и Покровский Тихон (Оболенский), который проживал в Москве, являясь членом Священного Синода при Патриархе Тихоне, вызвал отца Петра к себе. Сельский священник впервые в жизни приехал в столицу. Высокопреосвященный Тихон предложил ему принять епископскую хиротонию. Первоначально отец Петр отказался от принятия епископского служения, но затем, горячо помолившись и посоветовавшись со старшей дочерью Марией, на которую теперь ложилась вся тяжесть воспитания младших детей, дал согласие.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/26/dere...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010