Ради Христа помогите сами и умолите других помочь, особенно того, кто наиболее властен разрешить или запретить. С искренней любовью и глубоким уважением прот. Н.Чепурин. 1923 г. 22 февраля 78 . Документ 2. Рапорт патриарху епископа Лужского Мануила, временно управляющего Петроградской епархией от 1 ноября 1923 г. За истекшие шесть недель временного управления Петроградской епархией возникало много случаев, когда мне необходимо было доказать свои права только на основании немногих резолюций Вашего Святейшества на мое имя. Предстоящее мое возвращение в Петроград создает крайнюю необходимость, в связи с настойчивыми на это просьбами православного духовенства и живоцерковников, иметь мне какое-либо письменное удостоверение на право «быть духовным руководителем православных причтов и приходов Петроградской епархии». Всепокорнейше прошу Ваше Святейшество не отказать в сем ходатайстве. Резолюция Патриарха Тихона III, 1923, ноября 14. Выдать просимое удостоверение Преосвященному Мануилу» 79 . Документ 3. Рапорт патриарху временно управляющего Петроградской епархией епископа Лужского Мануила от 3 января 1924 г. В течение трех месяцев управления мною Петроградской епархией дружными усилиями духовников и православных пастырей и пасомых, удалось воссоединить со Вселенской Церковью и Вашим Святейшеством почти всю епархию за малым исключением в г. Петрограде и некоторых уездах. Наступает новый период когда необходимо [иметь] узаконенный аппарат для епархиальной деятельности. Поэтому покорнейше прошу Ваше Святейшество открыть при Управляющем Петроградской епархией «Петроградское Епархиальное Управление», состав, права и функции которого решить на месте по уведомлении об этом местной гражданской власти – для сведения и регистрации. Вашего Святейшества Милостивейшего Отца нижайший послушник Мануил, епископ Лужский. Резолюция: Благословляется Преосвященному Мануилу, получив предварительное разрешение на деятельность Епархиального Управления гражданской власти – открыть Петроградское Епархиальное Управление. – Патриарх Тихон, архиепископы Тихон [Оболенский], Серафим [Александров], Петр [Полянский], Никодим [Кротков] 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Затем, в ноябре 1923 года, Тучков впервые после освобождения из-под ареста вызвал к себе Патриарха Тихона и настойчиво требовал примириться с обновленцами, в частности, с евдокимовским синодом – обновленческой группировкой, возглавляемой Евдокимом (Мещерским), одним из авторов «меморандума трех»; в противном случае грозил Патриарху новым арестом. Патриарх отвечал решительным отказом, а близким своим объяснял, что теперь, когда он спокоен за судьбу Церкви, он с радостью пойдет и в тюрьму. Сразу после посещения Тучкова Патриарх сделал письменное распоряжение о Местоблюстителе Патриаршего Престола, назначив им митрополита Ярославского Агафангела, а в случае, если он не сможет взять на себя это поручение, – митрополита Казанского Кирилла. Через несколько дней ГПУ арестовало ближайшего и бесценного помощника Патриарха епископа Илариона. За неделю до Рождества Христова святителя привезли в Кемский лагерь, и он, человек удивительной жизненной энергии, полный духовных и физических сил, сказал своим соузникам: «Отсюда живыми мы не выйдем» с. 107]. Последние годы (1924–1925) После ареста епископа Илариона ближайшим помощником Патриарха становится архиепископ Крутицкий Петр (Полянский) . 15 января 1924 года Патриарх Тихон и Патриарший Синод в составе архиепископов Крутицкого Петра, Уральского Тихона (Оболенского) и Тверского Серафима (Александрова) издают постановление о непризнании каноничности обновленческой иерархии. Тогда же появился указ Патриарха о поминовении советских властей за богослужением, в ответ было обещано терпимо относится к «нелегальным», как их называл Тучков, тихоновским Высшему и епархиальным церковным управлениям. Этот указ, принятый под давлением все той же власти, должен был продемонстрировать лояльность Церкви по отношению к большевикам. Тучков рассчитывал, что это вызовет новый раскол среди верующих. К тому же отказ священнослужителей исполнять этот указ будет хорошим основанием для принятия репрессивных мер против них. Тучков настойчиво требовал, чтобы в молитвенном поминовении обязательно присутствовали слова «советское правительство», но в этом ему было отказано и разъяснено, что такое словосочетание невозможно на церковнославянском языке. «О стране Российской и властех ея» стали молиться в храмах. Такое поминовение, несмотря на безбожие высшей власти, не противоречило заповедям Христовым и заветам древней Церкви, гонимой императорами-язычниками и молившейся за них. И все же многим священникам указ Патриарха пришелся не по душе. Иные диаконы и иереи слово «властех» старались произнести невнятно, так что получалось скорее «о стране Российской и областех ея», верующие же в первую очередь принимали это как моление о смягчении сердец властителей, об их вразумлении и прекращении преследований Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами. На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ. О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей. В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе». Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами. Изъято: Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника Святой Софии – 9 пудов 38 фунтов 56 золотников. Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор. Митрополит Уральский Тихон (Оболенский) Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

http://sobory.ru/article/?object=20622

18. В переговорах Патриарха Тихона с Красницким участвовали также митрополиты Крутицкий Петр (Полянский), Тверской Серафим (Александров) и Уральский Тихон (Оболенский) (Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т.2. Kusnacht, 1978. С.264). 19. См. прим. XI,16. 20. Ин.19:38. 21. Решение Патриарха Тихона о принятии в общение Красницкого было обусловлено двумя причинами: а) желанием ускорить ликвидацию раскола путем создания прецедента примирения с одним из наиболее радикальных обновленческих вождей; б) обещанием властей освободить томящихся в тюрьмах и ссылках архиереев и допустить деятельность Синода. Однако столкнувшись со всеобщим недовольством верующих и духовенства (большое значение имела, в частности, беседа Патриарха с митр. Казанским Кириллом (Смирновым), просившим Святейшего " не жалеть архиереев " ), св. Тихон прекратил всякие переговоры с Красницким и уже в конце июня 1924 г. аннулировал майское соглашение с ним.  Письмо четырнадцатое 1 октября 1924 г. Покров Пресвятыя Богородицы Прошло уже почти три месяца со времени нашей последней беседы с вами, дорогие друзья мои. И немощи, и непредвиденные хлопоты, и переезды с одного места на другое, и, наконец, леность, - все это соединилось, чтобы отвлечь меня от всегда утешительного для меня общения с вами. Берясь за перо в этот раз, я особенно желал бы иметь дар художественного изображения людей и жизни, чтобы живописать пред вами исключительный по духовной красоте образ одного из величайших отцов Церкви, славного исповедника истины Христовой и просвещеннейшего, воистину богомудрого защитника ее. Я говорю о преподобном Максиме, жизнь и деяния которого способны умилить и восхитить и каменное сердце. Сколько раз перечитывал я житие этого стойкого страдальца за истинную Христову веру, и каждый раз с неослабным интересом и душевным волнением, доходящим иногда до восторга. Этот великий муж, требующий, чтобы изобразить его во всем его действительном величии, - пера великого и даже богодухновенного художника, представляет в своей личности и жизни блестящее подтверждение той истины, уяснению которой посвящены три предыдущие письма мои, а именно, что в недрах Церкви ни количество лиц, ни высота их иерархического положения не имеют значения в деле раскрытия и утверждения религиозных учений. Количеству и высокому внешнему положению людей Дух Святый нередко противопоставляет нравственный авторитет одиноких не сановных личностей, которые и являются верными выразителями и истолкователями Божественных истин в противоположность (как это вы видели в предшествующих письмах) заблуждающимся и упорствующим в заблуждениях многочисленным сановникам, духовным и светским. Ярким примером такой богоизбранной личности и является св. Максим Исповедник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иосиф. В Июле (sic) 1651 г. (так значится у П. М. Строева на стр. 571). Павел (1652). Имя сего Игумена упоминается в одной только Грамоте под означенным 1652 годом. По сей Грамоте производилось размежевание усадебных мест для градских жителей и монастырских крестьян, принадлежавших Покровскому Высокому Монастырю. Сильвестр (1653). Имя сего Игумена упоминается в бумагах, писанных на его имя в 1653 году, и в книге о вкладах. Дорофей, в 1656–1661 г. (см. стр. 571, у П. М. Строева). Дорофей (1755–1661). Имя сего Игумена упоминается в Грамотах и в книге о вкладах. Мисаил, в 1662–1663 г. (у него же) та же стр. Тихон, в 1663 г. перев. из Угрешского Монастыря; в Окт. 1665 г. уволен (см. стр. 206 и 571 у П. М. Строева). Стефан, – в Монастырской Библиотеке на книге Кормчей под по листам надпись: «дана вкладу Пафнутиева Монастыря от Игумена Стефана в 7163 (1665) году». Парфений (1663–1667) 30 . Упоминается в книге о вкладах. Игнатий, в 1667–1672 (там же на стр. 571). Тихон. Упоминается в книге о вкладах, без означения года. Иов (1672–1676). Имя сего Игумена упоминается в Грамотах и во многих Выписях с писцовых межевых и переписных книг, даванных Монастырю на владение вотчинами в разных местах и уездах 31 . Леонтий (1676–1681). Ефрем (1681–1683). Иоасаф (1684). Феофан (1684–1685). По вкладной книге видно, что при вышеименованных Настоятелях с 1650 и при последующих до 1700 г., много поступило пожертвований деньгами на строение вновь больничной Церкви с келлиями больничными, на строение Настоятельского большого корпуса и братских келлий, вероятно возобновляемых после бывших опустошений Монастыря, на сооружение вновь колокольни; на украшение Святых Икон Соборной Церкви и раки Преподобного Пафнутия серебряными окладами. Много пожертвовано дорогой утвари Церковной и Священнических облачений и иных вещей, шитых золотом и низанных жемчугом, драгоценными камнями, которыми так много славилась ризница Пафнутиевой Обители, как о том замечено в Истории Российской Иерархии под описанием Монастыря Пафнутиева. В особенности усердствовали сими вкладами Князья Репнины, Щербатовы, Волконские и Бояре Прончищевы. И ныне что есть лучшего из утвари церковной, то это есть остатки от пожертвований Князей Репниных и Щербатовых. Кроме церковных вкладов, князь Константин Осипович Щербатов, как сказано в. духовной его записи, предоставил Монастырю в 1690 году во веки неподвижно владеть и пользоваться железной руды промыслами в прародительской его Оболенской вотчине, на пустоши Лешках и на полпустоши Игнатовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В предварительных статьях Никоновской лет. приводится список епископов Ростовской кафедры: Феодор, Феогност, Феодор, Илларион, Феогност, Феодор, Леонтий, Илларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн (Иван), Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Тарасий, Игнатий, Симеон, Прохор, Антоний, Иаков, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Арсений-князь, Матфей Гречин (Грек). Далее здесь же выделяется ряд архиепископов: Феодор, Григорий, Дионисий, Ефрем, Феодосий, Трифон, Вассиан, Иоасаф (Иасаф), Тихон Малышка, Иоанн, Кирилл, Досифей, Алексий, Никандр (ПСРЛ. Т. 9. С. Список Ростовских архиереев также помещен в Воскресенской лет. под 1396 г.: Феодор, Феогност, Феодор, Иларион, Феодор, Феогност, Леонтий, Иларион, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон, Лука, Иоанн, Пахомий, Симон, Кириак, Митрофан, Кирилл, Кирилл, Тарасий, Игнатий, Симеон, Прохор, Антоний, Иаков, Иоанн, Гавриил, Игнатий, Петр, Парфений, Арсений князь, Матфей Гречин, архиепископ Феодор, Григорий, Дионисий, Феодосий, Ефрем, Трифон, Вассиан Рыло, Иоасаф Оболенский, Тихон. В целом эти списки идентичны, но в двух случаях епископы идут в обратном порядке. Эти несовпадения отмечены курсивом. Помещен список архиереев Ростовских и в Типографской лет. под 6904/1396 г.: «1 Феодоръ, 2 Феогнасть, 3 Феодоръ, 4 Ларионъ, 5 Феогнасть, 6 Феодоръ, 7 Леонтий чюдотворець, 8 Ларионъ, 9 Исаиа чюдотворець, 10 Ефреемъ, 11 Нестеръ, 12 Леонъ, 13 Лука, 14 Иоанъ, 15 Пахомей, 16 Симонъ, 17 Кириякъ, 18 Митрофанъ, 19 Кирилъ, 20 Кирил же, 21 Тарасей, 22 Игнатей, 23 Семенъ, 24 Прохоръ, 25 Аньтоний, 26 Яковъ, 27 Иоанъ, 28 Таврило, 29 Игнатей, 30 Петр, 31 Парфеней, 32 Арсеней князь, 33 Матфей Гречинъ, 34 архиепископъ Федоръ, 35 сей Григорей, Денисей, Ефремъ, Федосей, Трифонъ, Васьанъ, Иасафъ, сей Тихонъ» (ПСРЛ. Т. 24. С. 165). В I синодике Переславского Никитского монастыря список выглядит следующим образом: Прохор, Леонтий, Иоанн, Кирилл, Игнатий, Парфений, Матфей, Ферапонт, Ефрем, Трифон, Вассиан, Иоанн, Кирилл, митрополит Варлаам, епископ Феодосий, митрополиты Иона, Иоасаф, Димитрий ( Титов А. А. Синодики XVII века Переславского Никитского монастыря. М„ 1903. С. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34. Ответ на 33., Абазинский: Какая зажигательная речь спустя 25 лет на осколках страны!.. Как Вас " сатанисты " хорошо пробрали то, что до сих пор не дают покоя, ни днём, ни ночью. Вряд ли кто из нормальных людей будет терпеть лишь одну формальность громких названий, если от наглости реальность вокруг иная, от чего закономерно и случился русский Октябрь, а не французский и антинародный, как Вы это внушаете. " Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ. Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе " . Патриарх Тихон Митрополит Тихон (Оболенский) Митрополит Серафим (Александров) Митрополит Петр (Полянский) Кто, дорогой, их принуждал это и так говорить?.. Да, большинство православных священнослужителей остались антисоветчиками и вот как раз из-за них, принявших " февраль " и с первых дней воевавших с " октябрём " - " развитым социализмом " (вредными и бредовыми идеями), и было окончательно закреплено в народе это безбожное отношение к " православию " , уже ничего не имеющему общего к настоящей христианской вере (в православной державе). Почему и говорили тогда в РПЦ, что вера на самом деле большевиками не гонится, а есть смута, раскольники и т.д. преступники, немало принёсшие горя своей Родине. 33. Ответ на 32., РЛА: У Вас слабО с логикой? Идеи французской революции лежат в дальнейшей революционизации Европы, а потом и России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/15/sd...

Архивы Кремля. Т. 2. С. 404. Серафим (Александров Дмитрий Александрович; 1866–1937) – 14.12.1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, викария Оренбургской епархии; 24.03.1916 г. – епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии; 1917 г. – временно управляющий Екатеринбургской епархией; с 1.04.1918 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 22.04.1918 г. – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии; с 29.11.1919 г. – епископ Тверской и Кашинский; в 1920 г. – арестован в Твери по обвинению в контрреволюционной деятельности вскоре освобожден; вызван в Москву как член Синода; в ГПУ с него взята подписка о невыезде из Москвы; 04.04.1921 г. арестован в Москве; в 1922 г. возведен в сан архиепископа Тверского; 04.04.1922 г. арестован в Москве по «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей»; в 1923 г. освобожден; с 08.1923 г. – архиепископ Тверской и Ржевский; 24.03.1924 г. возведен в сан митрополита; 15.12.1925 г. арестован в Москве по делу митрополита Петра (Полянского); с 11.1926 г. по 05.1927 г. – в ссылке в г. Свердловске; в мае 1927 г. освобожден; включен в состав Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя; с 15.07.1928 г. – митрополит Саратовский; с 11.08.1933 г. – митрополит Казанский и Свияжский; в 1937 г. арестован; расстрелян (ЦА ФСБ. Д. Н-3677; Архив УФСБ по г. Твери. Д. 9464; Архив УФСБ по г. Кокчетаву. Д. 1825). Тихон (Оболенский Иван Иванович; 1856–1926) – в 1901 г. хиротонисан во епископы; член Священного Собора РПЦ 1917–1918 гг.; с 1918 г. – архиепископ Уральский и Николаевский; в 1922 г. выслан из Москвы без права въезда; в 1924 г. возведен в сан митрополита; с мая 1924 г. – член Священного Синода и ВЦС. Кривошеева Н. А. Кто является распространителем ложных слухов?//Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 6. С. 116–118. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 4. Л. 357. Виноградов В. П., протопресвитер. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего патриарха Тихона (1923–1925)//Церковно-исторический вестник. 1998. 1. С. 11.

http://pravoslavie.ru/5494.html

Оказавшись у разбитого корыта, обновленцы лихорадочно ищут способ избежать полного провала своей авантюры. В Высшем Церковном Совете возобновляются грызня и распри, стихшие на короткое время перед созывом лжесобора. Протопресвитер В.Красницкий выходит из Высшего Церковного Совета. Вслед за этим Высший Церковный Совет увольняет на покой своего председателя Антонина, который в знак протеста снимает с себя подаренный ему раскольниками сан митрополита и впредь именует себя скромнее - епископом. В начале августа в Москве состоялось совещание обновленческих лжеепископов и уполномоченных Высшего Церковного Совета, на котором Высший Церковный Совет был упразднен, а вместо него образован Синод, составленный для придания ему видимости законности в основном из епископов старого поставления. Председателем Синода был избран лжемитрополит Евдоким, но подлинным вожаком раскол стал Александр Введенский, успевший обзавестись архиепископским саном, несмотря на то, что был женат. Часть обновленцев, не желая приносить покаяния в содеянном, стремилась, однако, к воссоединению с Православной Церковью, выражая настроения этих кругов, Евдокимовский Синод издал в конце августа послание, целью которого было подготовить почву для переговоров с Патриархом. «Общественное мнение и религиозная совесть верующих на бывшего Патриарха Тихона возложили две вины, - говорится в нем, - одну - в непризнании им нового государственного строя и Советской власти, вторую - в приведении в полное расстройство всех церковных дел. В первой своей вине бывший Патриарх Тихон открыто, перед всем миром, покаялся..., но вторая вина еще по-прежнему лежит на бывшем Патриархе». Несмотря на оскорбительный тон Послания, Патриарх ради спасения заблудших, ради церковного мира был готов к переговорам с обновленцами. В этом его поддерживал Временный Патриарший Синод. Архиепископы Серафим (Александров), Тихон (Оболенский), Иларион (Троицкий) открыли переговоры с лжемитрополитом Евдокимом об условиях восстановления церковного единства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции Источник 08.1923. Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они не жили – дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти. Православные епископы убеждены, что смута церковная прекратится только тогда, когда будет восстановлен канонический строй церковного управления и когда верующими в точности будут соблюдаться касающиеся Церкви законы государства. Православное Церковное Управление прежде всего не должно вмешиваться в жизнь тех общин, которые не выразят свободного и добровольного согласия подчиниться его руководству. Православные общины, сознающие необходимость для них иметь законно-преемственную иерархию, сами вступят в духовный союз с Православным Церковным Управлением. Православное Церковное Управление должно считать для себя обязательным соблюдение церковных канонов и законов Российской Республики. Государственный строй Российской Республики должен быть основой для внешнего строительства церковной жизни. Церковь переживает важный исторический момент. Поэтому от всего церковного общества требуется проявить возможно больше церковной сознательности. Этой сознательностью должны, прежде всего, обладать руководители церковной жизни. Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией. Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти. (Подписали: Патриарх ТИХОН; Серафим Александров , архиепископ Тверской и Ржевский; ТИХОН Оболенский, архиепископ Уральский и Покровский; Иларион Троицкий , архиепископ бывший Верейский). Читать далее Источник: «В годину гнева божия…» : Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона/сост. автор статьи Н.А. Кривошеева. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2009. – 296 с. – (Слово исповедников XX века)./Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции. 156-157 с. ISBN 978-5-7429-0387-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010