Русская Православная Церковь ХХ век 21 мая 1918 год – Высшее церковное управление (ВЦУ) утвердило «Положение об обеспечении епархиальных и викарных архиереев». Митрополит Петр (Полянский) Их годовой оклад был определен в размере 7500 руб (или 625 руб в месяц) из сумм 5% сбора с валового дохода монастырей, поступавшего в общецерковную казну. Нерегулярное и весьма ограниченное поступление в общецерковную казну этих сумм, предназначенных на содержание епархиальных и викарных преосвященных, приводило не только к задержкам в выплате назначенного им оклада, но нередко и к тому, что прибывшие в Москву в ВЦУ и по различным делам архиереи не имели даже средств, чтобы затем вернуться в свои епархии. Установленный высшей церковной властью в мае 1918 г . годовой оклад епархиальным архиереям за весь период Гражданской войны ни разу не повышался, в то время как цены, особенно на продовольственные продукты, как отмечалось в одном из постановлений ВЦУ, «непрерывно и чрезмерно возрастают». Например, в октябре 1919 г . любой из правящих архиереев мог купить на свое месячное содержание в 625 руб только фунт постного масла или три фунта манной крупы. Быт архиереев в первые годы советской власти составлял разительный контраст с условиями их жизни и архипастырского служения в дореволюционной России. Митрополит Серафим (Александров) 1924 год – Организованы органы высшего церковного управления при Святейшем Патриархе Тихоне. Патриарх Тихон, митрополит Тихон (Оболенский), митрополит Серафим (Александров) и митрополит Петр (Полянский) подписали протокол деяний Священного Синода об организации полного присутствия высшего церковного управления в составе обоих органов: Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В состав Синода включалось 12 епископов, 7 из которых находились в ссылках и тюрьмах. Патриарх надеялся через включение в состав Синода добиться их освобождения. В состав ВЦС в качестве рядовых членов были намечены к принятию помимо Владимира Красницкого и другие «живоцерковники»: протоиреи Василий Архангельский, В. Немов, мирянин В. Белоликов. Однако, по словам митрополитов Петра (Полянского) и Серафима (Александрова), «все намеченные лица имели быть включенными только до созыва Поместного Собора». Митрополиты Петр и Серафим, а также протоиерей Василий Виноградов подчеркивали, что 21 мая был выработан только проект будущего состава Синода и ВЦС. Протоиерей Василий Виноградов, в частности, писал: «Я считаю долгом решительно заверить, что в действительности никакого “Высшего Церковного Совета”» с участием Красницкого Патриарх не учреждал. В действительности существовал лишь мертворожденный проект такого “Высшего Церковного Совета” с участием “покаявшегося” Красницкого». Этот факт подтверждается и свидетельством митрополитов Петра и Серафима: «Этот проект постановления по надписании Св. Патриарх положил в ящик стола, не сдавая его Синоду и не пустил его в ход, ибо еще не был принят Красницкий».

http://pravoslavie.ru/5457.html

Названы победители конкурса проектов памятника Патриарху Гермогену Москва, 9 ноября 2012 г. Проект памятника Патриарху Гермогену, победивший в конкурсе Названы победители конкурса проектов памятника Патриарху Гермогену , передает православный портал Церковный Вестник . Первое место занял творческий коллектив скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова, куда вошли также заслуженные художники России Константин Зубрилин, Николай Сидоров, заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский, Дания Гимальдинова, Екатерина Коваленко, Николай Николаев, Юлия Роткова, Маргарита Салычева, Владимир Убасев. " Жюри поразила внутренняя сосредоточенность этого скульптурного образа " , - сказал ЦВ ответственный секретарь Патриаршиего совета по культуре, член жюри архимандрит Тихон (Шевкунов). Он также отметил, что проект памятника еще будет дорабатываться с учетом исторической достоверности образа Патриарха и условий, как вписать памятник в архитектурное пространство Александровского сада. 2 место занял проект творческого коллектива под руководством народного художника России Андрея Ковальчука, куда входят также народный архитектор России Михаил Посохин и заслуженный архитектор России Андрей Оболенский. 3 место - также коллектив под руководством Андрея Ковальчука, куда входят Михаил Посохин, Александр Чернявский, Андрей Шишков. Накануне, в рамках выставки-форума " Православная Русь " , жюри во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом выбрало три варианта памятника из представленных 59 проектов . Также в состав жюри вошли ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры России Григорий Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " Сергей Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену Галина Ананьина, заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Волчок, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия Павел Пожигайло, заместитель директора по науке Института российской истории РАН Владимир Лавров, руководитель Объединения московских скульпторов Московского союза художников Иван Казанский и другие. Обсуждение касалось следующих тем: будет ли это часовня или скульптура, в какую сторону будет обращен лик священномученика Гермогена, какова высота памятника, будет ли Патриарх Гермоген изображен в одиночестве или окружен ополчением.

http://pravoslavie.ru/57308.html

15 января Святейший Патриарх Тихон и митрополит Петр. 1924 г. 1920 год – Практически прекратили свою деятельность Духовные академии. Синод и Высший Церковный Совет назначили Советам Московской и Казанской духовных академий на первую половину указанного года из общецерковных средств по 30 тыс. руб. Однако положение этих высших богословских школ оставалось крайне тяжелым. Сохранившаяся переписка членов профессорской корпорации наглядно иллюстрирует, как с течением времени все более набирал силу процесс распада духовных школ. Несмотря на все усилия Высшего Церковного Управления по поддержанию высших богословских школ: выделение посильных средств из общецерковных сумм, предоставление полной хозяйственной самостоятельности, — к исходу Гражданской войны все четыре Духовные академии Русской Православной Церкви фактически прекратили свое существование. Лишенные традиционных источников финансирования, академии так и не смогли в условиях разрухи и голода наладить материально-хозяйственную основу для своего существования. 1924 год – Святейший Патриарх Тихон и патриарший Синод в составе архиепископов Крутицкого Петра (Полянского), Уральского Тихона (Оболенского) и Тверского Серафима (Александрова) издали постановление о непризнании каноничности обновленческой иерархии. Митрополит Арсений (Стадницкий) 1924 год – Последовал новый арест митрополита Арсения (Стадницкого), архиепископа Никандра (Феноменова) и П. В. Гурьева. Все трое были помещены в Бутырскую тюрьму. 1999 год – Согласно договоренности между предстоятелями Русской и Румынской Православных Церквей, в Кишиневе прошла очередная встреча делегаций Русской Православной Церкви и Румынского Патриархата по проблемам, связанным с присутствием юрисдикции Румынского Патриархата на территории Молдовы. Делегацию Московского Патриархата возглавил председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В переговорах принял участие митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир. По результатам переговоров было подписано коммюнике. Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата принял Президент Республики Молдова Петр Лучинский. Состоялась обстоятельная беседа о церковной ситуации в Молдове. 15 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5327.html

Завещание Патриарха Тихона. 1925 г. Приводится по изданию: Прот. Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви В редакцию газеты «Известия» Гр. Редактор! Просим не отказать поместить в газете «Известия» при сем прилагаемое Воззвание Патриарха Тихона, подписанное им 25 марта (7 апреля) 1925 года. Петр (Полянский), митрополит Крутицкий Тихон (Оболенский), митрополит Уральский 1 (14) апреля 1925 года. " Божиею милостию, Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Церкви Российския. Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность - устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода. Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти еще в январе 1918 года издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашенный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу и в том числе и нашей Православной Церкви права и возможность жить и вести свои религиозные дела, согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан. А поэтому Мы в свое время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и рабоче-крестьянскую власть народов, правительство коей искренне приветствовали. Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять все происшедшее как выражение Воли Божией. Не погрешая против Нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении Мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее.

http://sedmitza.ru/lib/text/440037/

Signed Chairman of the Commission of the All Russian Central Executive Committee for Helping the Famine Stricken Population, Kameneff END QUOTE. QUOTE Signed Maxim Gorky». 25 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 3. ед. хр. 187. Цит. по статье А. Ю. Галушкина в кн.: Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации. СПб., 2002. С. 210. 27 В газете «Сегодня» первые сообщения о начале переговоров появились 12 августа 1921 года, Помгол был распущен 27 августа. 29 Николай Федорович Балиев – русский актер, режиссер, театральный деятель (создатель театра «Летучая мышь»). 30 Попутно отметим, что до сих пор не выявлено обращение Патриарха к Папе Римскому, известно лишь, что Пий XI направил американского иезуита Эдмунда Уэлша представителем папской миссии, присоединившейся к АРА. См. об этом: Венгер Антуан. Рим и Москва. 1900–1950. 31 Это письмо, как и цитируемые ниже материалы (письма, записки) находятся в фонде: ARA. Russian Unit. box 24., file 2; нумерация листов отсутствует. 32 Павел (Гальковский), еп. Бузулукский (1921–1923); скончался в 1945 г. митрополитом Иваново-Вознесенским. 33 По-видимому, речь идет о священномученике Александре (Трапицыне; † 1937), архиепископе Самарском (в 1921 г. он был изгнан с Вологодской кафедры и находился за штатом). 35 Иоасаф (Удалов), в 1920 г. – еп. Мамадышский, викарий Казанской епархии; после многих тюрем и ссылок расстрелян в 1937 г. 36 Николай (Ипатов), в 1917–1922 гг. – еп. Златоустовский; на некоторое время отпадал в обновленчество; скончался в 1938 г. 37 Аристарх (Николаевский), в 1920–1923 гг. – еп. Оренбургский; впоследствии уклонился в обновленчество; расстрелян в конце 1937 г. или в начале 1938 г. 38 Тихон (Оболенский), находился на Уральской кафедре в 1908–1926 гг.; скончался в 1926 г. в Москве митрополитом Уральским. 39 Священномученик Никодим (Кротков), архиеп. Костромской; в 1922 г. – архиеп. Таврический и Симферопольский; погиб в тюрьме в 1938 г. 41 Протопресвитер Петр Коханик (1880–1969) – один из крупных православных деятелей в США, где основал более 10 новых приходов; в 1910–1923 гг. – председатель Русского православного общества взаимопомощи в г. Вилкес-Барр (Пенсильвания, США); занимался миссионерской деятельностью среди карпатороссов-униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Его святительская деятельность и до избрания в Патриархи никогда не сопровождалась внешним блеском. Его личность не была заметна. Казалось, что он не имел никаких особенных дарований, которыми мог бы блистать. Как будто даже ничего не делал. Не делал, но его деятельность всегда была плодотворна по своим результатам; не делал... но при нем какой-то маленький приход превратился в Американскую Православную Церковь . To же было и в Литве, и в Ярославле, где последовательно служил Святейший в сане архиепископа. To же повторилось и в Москве. Казалось, что он ничего не делал, но тот факт, что вы собрались здесь, православные, есть дело рук Святейшего. Он на себе одном нёс всю тяжесть Церкви в последние годы. Им мы живём, движемся и существуем как православные люди. По своему характеру почивший святитель отличался величайшей благожелательностью, незлобивостью и добротою. Он всегда одинаково был верен себе: и на школьной скамье, и на пастырской и архипастырской ниве, вплоть до занятия Патриаршего Престола. Он имел особенную широту взгляда, способен был понимать каждого и всех простить. А мы, очень часто, его не понимали, очень много и ещё больше огорчали своим непониманием, непослушанием, отступничеством. Один он безбоязненно шёл прямым путём служения Христу и Его Церкви. За что любил его православный русский народ? Каким образом у почившего созрели такие высокие, редкие добродетели? Любил православный народ своего Патриарха потому, что он возрастил эти богатые добродетели на почве церковной при благодатной помощи Божией. “Свет Христов просвещает всех”, говорит слово Божие, и этот свет Христов был тем светочем, который путеводил почившего, во время его земной жизни. Будем надеяться, что за высокие качества милосердия, снисходительности и ласки к людям Господь будет милостив к нему, предстоящему теперь перед Престолом Всевышнего. Не точно, не буквально, отрывочно я записал эту речь, но на этой бледной записи видна основная мысль митрополита Сергия, и мне кажется, что это лучшая характеристика Святейшего, какую я слышал за эти дни. На полиелей выходили, если не ошибаюсь, около 20 архиереев, в том числе митрополиты: Пётр [Полянский], Сергий [Страгородский], Серафим [Александров], Тихон [Оболенский] и другие епископы, указанные в расписании. К ним присоединились епископы: Венедикт [Плотников] и многие другие. Священников было более 60–70 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Обновленцы были в панике, их лидер Владимир Красницкий в своем письме в ГПУ от 9 июля писал: «Усердно прошу обратить внимание на… Илариона. 6 июля, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь… В толпе, в ограде и на улице произвели физические толкования, и дело кончилось арестами. За пережитых десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держатся вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское – создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковников-обновленцев». Огромное значение имели публичные лекции и диспуты, в которых принимал участие владыка. И на каждом его выступлении непременно присутствовали два или три сотрудника ГПУ. Их отчеты сохранились в следственном деле владыки Илариона. Наиболее значимыми были диспуты архиепископа Илариона с женатым «архиепископом Крутицким» Александром Введенским, которого святитель Иларион всегда на этих диспутах побеждал. 17 августа 1923 года в Политехническом музее состоялось публичное выступление архиепископа Илариона на тему «Тихоновцы и обновленцы», в котором он осудил все обновленческие группы как раскольничьи и антиканонические. И, конечно же, осудил святитель Иларион решение обновленческого собора 1923 года о снятии сана с патриарха Тихона. Диспуты были пресечены властями в сентябре 1923 года. Документы, связанные с публичными диспутами святителя Илариона, опубликованы в 2006 году в 5–6 «Богословского вестника». В 1923 году начался «религиозный нэп», сопровождавшийся некоторым смягчением государственной политики по отношению к Церкви. ГПУ вынуждено было ослабить репрессии. К тому же святителю Илариону удалось внушить главе 6-го, «антицерковного», отделения секретного отдела ГПУ Евгению Тучкову, что он лоялен по отношению к «властям предержащим». Святитель Иларион стал управляющим Московской епархией. В августе 1923 года он вошел в состав образованного тогда временного Синода при патриархе из числа трех архиереев. В состав Синода, кроме него, входили архиепископы Серафим (Александров) и Тихон (Оболенский). 26 августа, в день своих именин, патриарх Тихон возвел святителя Илариона в сан архиепископа. После этой даты во всех документах патриаршей канцелярии он именуется архиепископом. Протопресвитер Василий Виноградов ошибался, когда писал в своих воспоминаниях, что святитель Иларион не был архиепископом.

http://pravoslavie.ru/33307.html

15(28).08.1920–03(16).06.1933: Венедикт Плотников Кронштадтская (обн.) 28 .02(13.03).1923–1924: Николай Сахаров 1924–1927: 05(18).02.1927–08.1927: Павел Раевский Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Евсевий Никольский 01 .1922–1923: Никандр Феноменов 1923–29.08(11.09).1936: Пётр Полянский 29 .08(11.09). 1936–30.01 (12.02). 1944: 30 .01(12.02).1944–06(19).09.1960: Николай Ярушевич Крутицкая (обн.) 1922–1922: Антонин Грановский 05(18).06.1922–23.06 (06.07).1922: Леонид Скобеев 23 .04(06.05).1923– 1924: Александр Введенский 1924–1946: 1946–02.1946: Сергий Иванцов 1946–1949: Филарет Яценко Крымская (обн.) см. Симферопольская (обн.) Кубанская см. Краснодарская и Кубанская Кубанская (обн.) 1922–1923: Иоанн Левицкий 03(16).08.1923–22.02(07.03).1932: Михаил Орлинский 1929–: Герман Никольский Кудымкорская 1929–03(16).04.1931: Илия Бабин Кузнецкая 10(23).01.1924–1924: Никита Прибытков Никон Пурлевский 1928–08(21).10.1928: Никон Соловьёв 1928–1932: Герман Коккель 25 .09(08.10).1929–22.10(04.11).1935: Серафим Юшков 22 .10(04.11).1935–02.1936: Павел Чистяков Кузнецкая (обн.) 1927–1932: Василий Лысенко 1929–1932: Николай Наганов Куйбышевская 11(24).07.1914–1918: Михаил Богданов 1919–1921: Филарет Никольский 1919–1919: Тихон Оболенский, в. у. 1921–: Павел Гальковский, в. у. 1922–1924: Анатолий Грисюк 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 1925–1926: Сергий Зверев, в. у. 1926–1928: Анатолий Грисюк , паки 1928–1933: Александр Трапицын 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Пётр Руднев 08(21).05.1935–24.11(07.12).1937: Ириней Шульмин 1937–1939: 12(25).09.1941–26.11(09.12).1941: Андрей Комаров 12(25).12.1941–01.1942: Питирим Свиридов 1942–26.03(08.04).1952: Алексий Пальцын Куйбышевская (григ.) 1929–: Анатолий Левицкий Куйбышевская (обн.) 1923–1924: Алексий Орлов, в. у. 1924–12(25).11.1924: Александр Анисимов 27 .01(09.02).1925– 19.02(04.03).1925: Пётр Сергеев 1926–1928: Александр Анисимов, паки 1928–1935: Андрей Расторгуев, в. у. 1932–23.09(06.10).1937: Василий Виноградов Кунгурская 17(30).03.1924–1927: Аркадий Ершов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Эту меру тихоновцы намерены провести от имени самого Тихона и с этой целью испрашивают разрешение на издание церковного журнала» 18 . Для АРК стало важно добиться введения Патриархом нового стиля главным образом в целях дискредитации Святейшего. В 1923 г. о переходе на новый стиль объявили обновленцы. 5 июня 1923 г. АРК поручила Е. Тучкову “получить от ВЦУ разработанную им инструкцию по введению нового стиля и взять таковую за руководство для составления церковных праздничных дней”. 11 июня 1923 г., формулируя требования для освобождения Патриарха, Ем. Ярославский указал, что освобождение возможно, если Патриарх “выразит согласие с некоторыми реформами в церковной области (например, новый стиль)” 19 . Объясняя необходимость этого, Ярославский писал, что принятие нового стиля «делает его “еретиком” — новатором в глазах истинно православных» 20 . 18 сентября 1923 г. АРК на своем заседании постановила: “Признать целесообразным, чтобы Тихон и К-о в первую очередь фактически провели в церкви новый стиль, разгромили приходские советы и ввели второбрачие духовенства, для чего разрешить им издание журнала” 21 . Введение нового стиля, по замыслу Тучкова, смогло бы внести серьезный раскол в Патриаршую Церковь, так как новый стиль в сознании верующих прочно ассоциировался с обновленчеством. Для давления на Патриарха использовались решения “Всеправославного конгресса”, проходившего в Константинополе 10 мая – 8 июня 1923 г. Этот конгресс, каноничность которого была отвергнута большинством поместных Православных Церквей, принял решение о введении нового календаря, для этого 1 октября 1923 г. предлагалось считать 14 октября 22 . К сентябрю 1923 г. о своем неприятии решений “Всеправославного конгресса” заявили Патриархи Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский и Сербский 23 . Переговоры с Тучковым по этому вопросу вел управляющий Московской епархией, ближайший помощник Патриарха Тихона архиепископ Иларион (Троицкий). Он входил в состав сформированного Патриархом после освобождения из заключения временного Синода, куда также вошли архиепископ Серафим (Александров) и архиепископ Тихон (Оболенский).

http://pravmir.ru/antireligioznyie-mudre...

23 августа 1922 г. ВЦУ разослало в епархии циркуляр о прекращении поминовения Патриарха Тихона за богослужением. Это означало уже полный разрыв раскольничающих с полноправным главой Российской Церкви. С мая 1922 года по июнь 1923 года Патриарх фактически был «вне закона», а Русская Православная Церковь – без управления, в состоянии полного хаоса. В мае 1923 г. раскольничающие провели свой Собор, на котором осудили Патриарха и переименовали ВЦУ в Высший Церковный Совет (ВЦС), образованный из обновленческих группировок во главе с «митрополитом» Антонином (Грановским). Заменивший Антонина митр. Евдоким (Мещерский) в августе 1923 г. переименовал ВЦС в Священный Синод 3 . Власти поддерживали обновленцев во всех их деяниях. С 1922 по 1926 год единственно официально признаваемыми властями церковными организациями были обновленческие. Избранный Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гг. состав органов ВЦУ прекратил свое существование 1 июня 1921 г., и Патриарх Тихон назначил его членов личным указом. В июле-августе 1923 года, после освобождения, Патриарх вновь организует Временное Высшее Церковное управление. В первую очередь, Святитель озабочен вызволением из заключения епископов, чтобы посылать их в епархии, новыми епископскими хиротониями, вопросами чиноприема отколовшихся и проведения Собора. В патриарший Синод вошли находившиеся летом 1923 г. в Москве архиепископы Тверской Серафим (Александров) , Уральский Тихон (Оболенский) и временно управляющий Московской епархией архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) . Постановления Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 15.04.1923 – «Инструкция о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых» и от 19.06.1923 – «Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства» – государственной регистрации патриаршему Синоду и органам епархиального управления не давали 4 . Полноценное высшее церковное и епархиальное управление отсутствовало, как и связь епархий с каноническим центром. По-прежнему запрещено было поминовение Патриарха на богослужениях и легальные с ним сношения – обмен письменными документами, прочтение с церковной кафедры его посланий и т.д. В храмах хозяйничали «религиозные общества» – двадцатки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010