Собор постановил, что остальные элементы православной практики можно вводить постепенно. 989 Архиереи Русской Зарубежной Церкви относились к римокатоличеству с опаской, а в сотрудничестве с ним не видели перспектив. Так, прозвучавшее на Карловацком Соборе 1921 г. предложение о создании всехристианского фронта по борьбе с безбожием не было принято. 990 На Архиерейском Соборе 1935 г. епископ Хайларский Димитрий (Вознесенский) предложил создать единый христианский фронт по борьбе с коммунизмом и безбожием, которые угрожают не только русским, но и всему миру. Вместе с тем епископ Димитрий считал, что такой фронт поспособствовал бы установлению добрых взаимоотношений между православными и униатами, переключил бы последних с пропаганды на совместный труд. Однако Собор отказался от такого пути – митрополит Антоний заявил, что униаты не откажутся от пропаганды и союз с Римско-Католической Церковью ничего не даст. Митрополита поддержали архиепископы Анастасий (Грибановский) , Серафим (Лукьянов) и епископ Тихон (Лященко). 991 II Всезарубежный Собор также обсуждал вопрос общения с инославными. Собор запретил своим чадам участвовать в экуменическом движении, «которое стоит на принципе равенства всех христианских церквей и исповеданий» и руководители которого близки к антихристианским обществам. Вместе с тем руководство РПЦЗ отмечало, что среди инославных немало тех, кто искренне стремится к истине и любит православие. При этом, по мнению Зарубежного Синода, представители других православных юрисдикций не разъясняют суть православия, а, наоборот, затемняют его. По этой причине Собор разрешал своим представителям присутствовать на экуменических мероприятиях ради миссионерских целей. Архиерейский Синод РПЦЗ 18 ноября 1931 г. определил, что православные на подобных собраниях должны «бескомпромиссно разъяснять учение Православной Церкви с ее точки зрения по всем вопросам, возникающим в связи с экуменическим движением, и, не принимая участия ни в общей с участниками его молитве, ни в голосованиях и вынесении резолюций, ограничиться миссионерской и информационной деятельностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статус Русской Зарубежной Церкви в 1939 г. Чтобы понять действия Зарубежного церковного центра в годы Второй мировой войны, следует сказать, что представляла собой РПЦЗ к началу войны и какие принципы легли в основу ее идеологии. Накануне Второй мировой войны Русская Православная Церковь за границей была наиболее мощной частью русского православия. На фоне истребления христианства в Советском государстве положение Русской Зарубежной Церкви выглядело вполне благополучно. Ситуация была следующая. При достаточно активной подпольной церковной жизни официально в ведении Московской Патриархии к концу 1930-х гг. незакрытыми были 8302 храма (в том числе 3903 храма на Украине и 3617 – в РСФСР). Однако реально действовала лишь небольшая часть из них. Имеющиеся данные говорят о том, что в РСФСР накануне войны было около 100 действующих приходов, подчиненных Московской Патриархии. 100 Точных сведений о количестве приходов в целом по СССР не имеется, хотя некоторые авторы говорят о 380 храмах, включая, по-видимому, в это число приходы Грузинской Церкви и обновленческого раскола. 101 Сам митрополит Сергий (Страгородский) говорил о 80 незакрытых церквах. 102 На территории России не было ни одного легально действующего монастыря, ни одной духовной школы. Епархий как таковых в СССР не существовало, и связи Патриархии с приходами были слабыми. Плачевная ситуация была и на немногочисленных зарубежных приходах Московской Патриархии. В иных обстоятельствах жила Русская Зарубежная Церковь , которая после объединения с Североамериканской митрополией стала весьма представительной структурой. Накануне войны в Русской Зарубежной Церкви были следующие архиереи: в Югославии – председатель Архиерейского Синода, управляющий русскими приходами в Югославии митрополит Анастасий (Грибановский) , а также три архипастыря, жившие в монастырях, – архиепископ Феофан (Гаврилов), архиепископ Гермоген (Максимов), архиепископ Тихон (Лященко) в Болгарии – архиепископ Серафим (Соболев) в Германии – епископ Серафим (Ляде)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

349 См.: Рождественское послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1944. 1. С. 2. 350 См.: Анастасий, митр. По поводу избрания на Патриарший Престол б[ывшего] Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия. Церковная жизнь. 1943 9. С. 125131. 352 См.: Алексеев В. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 115, 118. 355 См.: Просветов Р. Епископальная Церковь в Америке и ее влияние на переговорный процесс между Североамериканской митрополией и Московским Патриархатом в 19451947 гг. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 66. 357 См.: Спасский Ф. Церковный Собор в Америке. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1947. 4. С. 11. 359 См.: Алексеев В. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 112. 360 См.: Алексеев. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. С. 116; Граббе Г., прот. Фантастическая история. С. 64. 363 См.: Совещание епископов в Вене. Церковная жизнь. 1943. И. С. 157. Епископ Григорий (Граббе) говорит, что на совещание прибыл также архиепископ Тихон (Лященко) (см.: Григорий (Граббе), еп. Завет Святого Патриарха. С. 330), однако документально это не подтверждается. 365 См.: Определение совещания русских епископов в Вене от 3/16 октября 1943 г. Церковная жизнь. 1943. 11. С. 149, 150. 369 См.: Алексеев. Смерть Экзарха Сергия Воскресенского и выборы Московского Патриарха в свете немецких секретных документов. С. 115, 118. 372 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 2627. Архив АС. Дело 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 375 Отчет Епархиального Съезда духовенства и представителей мирян Западноевропейской епархии РПЦЗ 1948 г. С. 2728. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освящение храма совершили митрополит Анастасий (Грибановский) , архиепископ Тихон (Лященко) и епископ Серафим (Ляде) в сослужении официальных представителей Сербской и Болгарской Церквей и священников Русской Зарубежной Церкви. Торжественное богослужение длилось более трех часов. По окончании литургии вокруг храма была обнесена святыня – частица мощей священномученика Гермогена, Патриарха Московского. При входе в церковную ограду были подняты два флага – русский и германский. По окончании богослужения митрополит Анастасий зачитал благодарственный адрес А. Гитлеру. В своем послании митрополит не только благодарил фюрера, но и благословлял его на борьбу с силами, «желающими гибели и нашего народа», то есть с коммунистами. «Этот храм, – говорилось в документе, – укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной родины еще не наступил конец истории и что Повелевающий историей пошлет и нам Вождя и этот Вождь воскресит нашу Родину, подобно тому как Он послал Вас германскому народу». После этого за вождя и государственного канцлера была произнесена молитва. 176 Благодарственная речь митрополита Анастасия стала причиной нареканий в его адрес. Однако критики обращали внимание не на нацистскую идеологию гитлеровского режима, а на «угодничество» РПЦЗ перед Германией и на антисоветский характер документа. Известная в те годы публицистка Мария Каллаш («М. Курдюмов») возмущалась, например, «лжесвидетельством» митрополита против «верующего народа в России». Мария Каллаш указывала также, что митрополит Анастасий вместо «духовной борьбы со злом» встал на путь «политических происков», а вместо упования на Христа прибег к защите «чужеземного меча». 177 Более резкие обвинения в адрес митрополита Анастасия стали звучать лишь в годы Второй мировой войны и после ее окончания, то есть когда античеловеческая сущность национал-социализма стала всем хорошо известна. Такого рода обвинения с середины 1940-х гг. шли и со стороны московской церковной власти. Сторонники митрополита Анастасия впоследствии старались оправдать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует подчеркнуть важность балканского региона для III рейха. Несомненное значение имел тот факт, что Болгария и Румыния стали союзниками Германии во II Мировой войне. Особенно большое внимание нацистские ведомства принялись уделять церковной политике на Балканах с 1941 г. – после оккупации Югославии и Греции и начала войны с СССР. Германская церковная политика в Юго-Восточной Европе с этого времени была в основном направлена на раздробление единства Православных Церквей и установление своего контроля над ними. При этом ведомства III рейха не терпели конкуренции и, в частности, активно противодействовали попыткам правительства Венгрии создать в 1941–1943 гг. свою автокефальную Венгерскую Православную Церковь . Большинство Православных Церквей Юго-Восточной Европы действительно в первые годы войны находилось под германским влиянием, но осенью 1943 г. оно было утрачено, и в данной сфере III рейх фактически потерпел поражение еще за год до своего военного разгрома на Балканах. Необходимо отметить и существование заметных различий в немецкой и итальянской религиозной политике на оккупированных территориях Юго-Восточной Европы. Германские ведомства в принципе придерживались антицерковной позиции, поэтому в целом их религиозная политика была значительно более жесткой, иногда открыто враждебной. Однако из тактических соображений некоторые службы III рейха, прежде всего Министерство иностранных дел и различные его представители, нередко поддерживали Православную Церковь против Католической, как более слабую сторону. Итальянская администрация, наоборот, активно способствовала расширению влияния Католической Церкви, но при этом в целом вела себя более лояльно, чем немецкая, и в отношении других конфессий. В 1935 г., по данным гестапо, русская эмиграция в III рейхе насчитывала около 80 тыс., а по сведениям Министерства церковных дел в 1936 г. – примерно 100 тыс. человек. Такое количество эмигрантов способствовало значительной активизации церковной жизни. Эти православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем упоминавшимся юрисдикциям Русской Церкви: Московскому Патриархату, РПЦЗ и Экзархату Константинопольского Патриарха во главе с митрополитом Евлогием. Единственная община Московского Патриархата в Берлине существовала с 1931 г. до смерти ее настоятеля протоиерея Григория Прозорова в 1942 г., насчитывала всего 50 человек и не привлекала особого внимания германских ведомств. Постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ от 1 июля 1926 г. территория Германии была выделена в самостоятельную епархию и главой ее – епископом Берлинским и Германским назначен Тихон (Лященко). К 1935 г. в стране имелось 4 карловацких прихода. Но евлогианских общин было гораздо больше – 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важным вкладом КДА в развитие патрологии как науки был осуществленный в Киеве рус. перевод корпуса памятников лат. патристики. В Трудах КДА, а также отдельными изданиями были опубликованы творения блж. Августина, Арнобия Старшего, блж. Иеронима Стридонского, сщмч. Киприана Карфагенского, Тертуллиана. Профессора КДА осуществили перевод и некоторых творений вост. отцов. К. Д. Попов перевел на рус. язык неск. сочинений Диадоха Фотикийского, а Епифанович - часть «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима Исповедника. В рамках кандидатских сочинений студенты КДА также осуществили перевод ряда творений как вост., так и зап. церковных писателей. Напр., в 1910 г. В. Романович защитил дис. «Трактат Ансельма Кентерберийского «Cur Deus Homo» и его значение в истории догматики», в приложении к к-рой был дан полный рус. перевод указанного трактата (НБУВ ИР. Ф. 304. Ед. хр. 2109). Выпускник КДА еп. Арсений (Иващенко) переводил с греч. языка отдельные сочинения свт. Григория Паламы и его современников (Там же. Ф. 160. Ед. хр. 66). Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. в КДА были защищены неск. диссертаций, внесших весомый вклад в развитие отечественной патрологии. Кроме упомянутых исследований Скворцова, Попова, Епифановича и Оксиюка это были докт. диссертации Певницкого «Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и гомилетические правила» (К., 1871) и еп. Сильвестра (Малеванского) «Учение о Церкви в первые 3 века христианства» (К., 1872), а также магист. диссертации свящ. Г. В. Малеванского «Догматическая система Оригена» (ТКДА. 1870. 1. С. 76-148; 2. С. 293-401; 3. С. 513-610; 4. С. 3-107; 5. С. 245-323; 6. С. 495-567; 7. С. 3-82), прот. Н. Гроссу «Прп. Федор Студит: Его время, жизнь и творения» (К., 1907), В. И. Барвинка «Никифор Влеммид и его сочинения» (К., 1911), В. Ф. Иваницкого «Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности» (К., 1911), свящ. Тимофея Лященко «Св. Кирилл, архиеп. Александрийский: Его жизнь и деятельность» (К., 1913), свящ. Н. Фетисова «Диодор Тарсский: Опыт церковно-исторического исследования его жизни и деятельности» (К., 1915). Неск. магистерских работ, защищенных в КДА в предреволюционные годы, были посвящены рус. святоотеческому наследию. Так, в 1916 г. Л. А. Соколов защитил диссертацию, посвященную свт. Игнатию (Брянчанинову), а в 1917 г. свящ. Тихон Попов - диссертацию о свт. Тихоне Задонском.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Архив: Послужный список о. Н. Тихомирова (19211956). АЕУА. Лит.: Ковалевский П. Протодиакон Николай Тихомиров. ЦВ. 1956. 4 (61) Ковалевский П.Е. Протодиакон Николай Тихомиров (некролог). РМ. 3.5.1956. 894 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Тихон ( Лященко Тимофей Иванович ; 1875, Воронежск. губ. – 11.2.1945, Карлсбад, Германия), архиепископ. Из семьи духовенства, сын псаломщика. Окончил Воронежскую Духовную семинарию (1895), женился, священник на приходах Воронежской епархии (1895), овдовев, поступил в Киевскую Духовную академию (1905), которую окончил со степенью кандидата богословия (1909), оставлен при академии профессорским стипендиатом по кафедре патрологии (1909), магистр богословия после защиты диссертации на тему «Жизнь и деятельность Св. Кирилла Александрийского » (1910), приват-доцент Киевской Духовной академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия (1910), экстраординарный профессор Киевской Духовной академии (19121918), пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита (1914), инспектор Киевской Духовной академии (19141918), эмигрировал в Болгарию (1919), настоятель Св.-Николаевского русского храма в Софии (19201921), назначен архиеп. Евлогием ( Георгиевским) на должность настоятеля Воскресенской церкви в Берлине (19211938), член Берлинского Св.-Владимирского братства, участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), благочинный русских приходов в Германии (1.12.1922), епископ Берлинский, викарий Западно-Европейской епархии для приходов в Германии (28.4.1924), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, откололся от митр. Евлогия в 1926 и был назначен Архиерейским Синодом РЗЦ на должность епархиального архиерея новосозданной Германской епархии с местопребыванием в Берлине (1.7.1926), отстранен от всех должностей митр. Евлогием с запрещением в священнослужении (11.7.1926), возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом РЗЦ (28.9.1936), председатель Учебного комитета при Архиерейском Синоде (26.10.1937), уволен на покой (24.2.1938), проживал в сербском монастыре Раковица под Белградом, эмигрировал в Карлсбад вместе с митр. Анастасием (Грибановским) (1944).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: 6 дней творенья в свете современных геологических знаний. Мюнхен, 1945 Первые люди на свете по библейскому сказанию и данные современной археологии. Мюнхен, 1947 Трилогия (Шесть дней творения). Балтимор, 1962 Первоначальная библейская Церковь . Балтимор, 1960 Библейская повесть о праотцах. Балтимор, 1964 Агиология. Балтимор, 1966 История христианства в земле русской с I по XI вв. Балтимор, 1968 Доисторическая Русь. Балтимор, 1977 Библия и наука: Богословие, астрономия, геология, палеонтология, археология, с элементами других наук. М., 1996 Библия и наука о сотворении мира. М., 1997. Архив: АГ3. Лит.: Ваулин П. Кончина прот. Ст. Ляшевского. ПР. 1986. 14. Лященко Тимофей Иванович см. Тихон, архиепископ. M Маган Евгений Митрофанович см. Димитрий, епископ . Магдалина ( Граббе Нина Павловна , графиня; 7.6.1903, СПб. – 3.9.1987, Провемон, Франция), игуменья. Из семьи дворянства, дочь генерал-адъютанта при ими. Николае II, сестра еп. Григория (Граббе). Эмигрировала с родителями в Сербию (1920), участница Белградского православного молодежного кружка, затем Братства прп. Серафима (1923), состояла в юрисдикции РЗЦ, в 1930-х гг. и нач. 1940-х проживала с родителями в семейном им. на Волыни, где воспитывала своих племяников, в середине войны переехала в Белград, где поступила в Леснинский русский женский монастырь (1944), пострижена в монашество (1945), вместе с другими сестрами поселилась во Франции (1950) – сперва в Фуркьё, затем в Провемоне, благочинная, а затем настоятельница монастыря (1977), возведена в сан игуменьи (11.6.1977). Лит.: Бэс Ж. Духовное наследие матери Магдалины. РМ. 1988. 3724. Маевский Владислав Альбинович (4.4.1893, Полтава – 16.1.1975, Нью-Йорк, США), писатель и церковно-общественный деятель. Участвовал добровольцем в Балканской войне (19121913), участник 1-й мировой войны и Гражданской войны, штабс-капитан Лейб-Гвардии Саперного полка, эмигрировал через Константинополь в Сербию, окончил Белградский университет, работал журналистом и публицистом, прихожанин русской Троицкой церкви в Белграде, большой друг и почитатель сербского натр. Варнавы, неоднократно путешествовал по Афонским монастырям, переехал в США (1945), преподаватель в Св.-Тихоновской Духовной семинарии в Суф-Канаане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, архиепископ Харбинский Мефодий (Герасимов) отлучил от причастия убежавшего из СССР диакона Антония Галушко, рукоположенного в Русской Церкви, но затем присоединившегося к расколу. Харбинский иерарх не только запретил ему священнодействовать как «осквернившемуся», но и запретил причащаться за исключением случая смертельной опасности. Архиерейский Синод РП ЦЗ в целом не приветствовал таких крайностей – отпадавших в обновленческий раскол предписывалось принимать через покаяние, предоставляя вопрос о возможности совершения ими богослужения на усмотрение правящих архиереев. 24 августа 1924 г. в церкви Берлина по распоряжению управляющего западноевропейскими приходами РПЦЗ митрополита Евлогия епископ Тихон (Лященко) присоединил к Церкви протоиерея Алексия Добрянского и диакона Александра Красноумова, отпадавших в обновленчество, выехавших за границу вместе с Николаем Соловьем и принесших покаяние. Полученное в расколе «протодиаконство» А. Красноумова признано не было. При этом обоим присоединенным было разрешено совершать богослужения 850 . Все же нужно сказать и о случае, который на первый взгляд выходил из общего ряда – принятии в РПЦЗ епископа Серафима (Ляде). Последний был посвящен архиепископом Пименом (Пеговым) в неканоничной «Украинской автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) в сентябре 1924 г. В 1930 г. Ляде по заданию советской разведки выехал в Германию, где признался в связях с ОГПУ 852 . 24 июня 1930 г. он обратился в Архиерейский Синод с просьбой принять его в состав РПЦЗ. Судьба Серафима (Ляде) определилась тем же летом. 21 августа 1930 г. было решено принять его в РПЦЗ через покаяние в сане епископа 853 . Впоследствии принятие епископа Серафима без повторного рукоположения вызывало в адрес Зарубежного Синода нарекания. Со своей стороны руководство РПЦЗ настаивало на действительности его хиротонии. По мнению Синода, УАПЦ архиепископа Пимена (Пегова) ставила своей целью отделение от Всероссийской Церкви, но не приветствовала церковных реформ. В данной структуре, в частности, не допускался женатый епископат и второбрачие священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По предложению Патриарха св. Тихона (от 27 янв.) Указом от 30 янв. 1922 г. Свящ. Синодом Е. возведен в сан митрополита с пожалованием белого клобука и креста на митру. 22 мая того же года Патриарх Тихон, Свящ. Синод и Высший Церковный Совет издали указ о том, что принятые Всезаграничным церковным Собором акты о восстановлении монархии не выражают офиц. голоса Русской Церкви и не имеют церковно-каноничного значения ввиду своего политического характера. Тем же указом за политические выступления от имени Русской Церкви ВЦУЗ упразднялось; временное управление правосл. рус. приходами за границей сохранялось за Е., к-рому предписывалось представить соображение о порядке управления ими. 16 июня Е. направил копию указа митр. Антонию (Храповицкому), отметив его вынужденный для Патриарха характер. Митр. Антоний ответил телеграммой о необходимости исполнения воли Патриарха. Однако 30 июня ВЦУЗ, сославшись на оказываемое на Патриарха Тихона со стороны большевистских властей давление, большинством голосов приняло постановление о невозможности самороспуска до представления Е. проекта дальнейшего управления заграничными приходами и его утверждения Патриархом и Синодом РПЦ. 31 авг. Е. подписал за председательствующего постановление о создании вместо ВЦУЗ временного заграничного Синода. 1 сент. 1922 г. принял участие в расширенном заседании ВЦУЗ, на котором выступил за немедленное исполнение указа Патриарха об упразднении ВЦУЗ. Открывшийся 2 сент. в Сремски-Карловци Архиерейский Собор РПЦЗ исполнил указ Патриарха, упразднив ВЦУЗ, и передал все его права и полномочия Временному Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем Синода был избран митр. Антоний. В кон. дек. 1922 г. Е. перенес центр своей епархии в Париж, где было создано ЕУ. 1 июня 1923 г., выполняя Патриарший Указ, Е. представил Архиерейскому Собору в Сремски-Карловци проект организации РПЦЗ. В нем предусматривалось образование 4 автономных церковно-адм. округов (митрополий-архиепископий): Западноевропейского, Восточноевропейского, Дальневосточного, Североамериканского. Все важнейшие вопросы должен был решать ежегодный Архиерейский Собор, Архиерейский Синод РПЦЗ как постоянный церковно-адм. орган был бы лишним и подлежал ликвидации. Однако одобрение на Архиерейском Соборе получил др. проект, по которому Синод сохранялся. Ему подчинялись все церкви на Балканах и на Дальн. Востоке. Западноевроп. автономный округ предоставлялся в ведение Е. По его мнению, предполагалось, что Синод не входит во внутренние дела митрополичьих округов, а только будет высказывать свои предложения. 11 мая 1924 г. Е. и Бельский еп. Сергий (Королёв) совершили в Берлине хиротонию проф. КДА архим. Тихона (Лященко) во епископа Берлинского. На открытии нового вик-ства настаивали рус. приходы в Германии.

http://pravenc.ru/text/187191.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010