Политическое положение в Берлине делалось все напряженнее. Ожидалось признание советского правительства. Усиливалась деятельность коммунистической партии. Вероятно и эти основания побудили владыку Евлогия, к этому времени возведенного патриархом в сан митрополита, переехать в Париж, из которого, конечно, было и легче управлять большой епархией. Вскоре после его отъезда германское правительство признало правительство СССР. Здание посольства было передано последнему. Владыке Тихону пришлось закрыть церковь и самому выселиться. При срочном оставлении храма большую помощь ему оказала группа монархической молодежи. Спасены были ею священные сосуды, иконы, отвинчены памятныя доски, вне иконостаса, на которых отмечались посещения церкви Государями. Для богослужений администрация русской гимназии на Наход ул. отвела маленькую комнату при входе в здание. Значительно позднее, предоставлена была несколько большая комната напротив. В дни Страстной недели и Св. Пасхи снималось в вечерние часы большое помещение в протестантской церкви. Позднее на воскресные дни снимался зал в помещении германского Красного Креста на Берлинер улице в Шарлоттенбурге. Церковная жизнь развивалась. Возникал несколько раз вопрос о возведении архим. Тихона во епископа, викария митр. Евлогия. Последний этому долго не сочувствовал, но уступил настояниям Архиерейского Собора. Хиротония состоялась в Берлине, в 1924 г. Совершали ее митр. Евлогий и его викарный епископ владыка Сергий пражский. Митр. Евлогий временами приезжал в Берлин. Когда митр. Евлогий в 1926 г. начал раскол в Зарубежной Церкви, епископ Тихон остался верен законной высшей канонической власти, – Архиерейским Собору и Синоду. Митр. Евлогий дерзнул самовольно отрешить его от управления викариатством, чему он, конечно, не подчинился. Большинство русских людей в Германии остались под его омофором. Вскоре он был назначен Синодом правящим германским епископом. Небольшая церковь на Наход штр. давно была мала для молящихся. Владыка Тихон задумал постройку храма. Сначала приходом приобретен был участок земли в центральной части города на Фербеллинер улице. Позднее, под залог этой земли, одна из крупных германских фирм взялась выстроить для прихода большой доходный дом с квартирами. На верхнем этаже должна была помещаться церковь , этажом ниже квартира епископа и его канцелярия.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

22 октября 1928 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, чин освящения храма совершали митрополит Антоний, архиепископ Серафим, возглавлявший западно-европейскую епархию, епископ Тихон и сонм духовенства. Присутствовал племянник Царя-Мученика, Его Высочество Князь Никита Александрович, и множество молящихся. В субботу 28 окт. ст. ст. незадолго перед всенощной, я посетил митрополита Антония, проживавшего в покоях владыки Тихона. Он доверительно сообщил мне, что недавно был у него кн. С. А. Долгорукий, состоявший в Копенгагене при императрице Марии Феодоровне, незадолго перед этим скончавшейся. Он, по поручению Великой Княгини Ксении Александровны, исполнявшей волю Матери, привез владыке величайшую Святыню: чудотворную икону Божией Матери Филермскую, по преданию написанную Св. ев. Лукой и освященную благословением Богоматери, нетленную руку Иоанна Крестителя и частицу древа Креста Господня. В 1204 г. святыни были захвачены в Царьграде латинянами крестоносцами, перенесены в Палестину, оттуда на остров Мальту. В 1799 г. святыни были принесены мальтийскими рыцарями в дар императору Nabлy I, великому магистру ордена. Находились оне в церкви Зимнего дворца; с 12 по 22 октября пребывали в гатчинском соборе св. ап. Павла. Там оне остались после октябрьского переворота большевиков в 1917 г. Одно время Гатчина занята была добровольческой армией ген. Н. Н. Юденича. Когда началось отступление армии, находившийся при ней бывший тобольский губернатор Н. А. Ордовский-Танаевский вывез святыни из Гатчины и позднее доставил Государыне императрице Марии Феодоровне. С величайшей радостью приложился я к Святыням и, с благословения владыки, участвовал вскоре при перенесении Святынь в храм. Приблизительно через пол года Святыни, с помощью сербской дипломатической миссии, были перевезены в Белград, где пребывали в королевской дворцовой церкви. Во время паники, охватившей сербский власти, после бомбардировки Белграда немцами в 1940 г., Святыни пропали. К сожалению, финансовые расчеты владыки Тихона не оправдались. Квартиры сдавались туго. Не хватало денег для расплаты с банком. Пришлось просить о пожертвованиях. Призывали к этому мы, монархисты, на страницах нашего парижского журнала «Двуглавый Орел». В итоге – дом с храмом перешел к кредиторам. Бедный владыка Тихон тяжело переживал этот удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла РПЦ, расположена на территории ФРГ. Кафедральный город - Берлин. Кафедральный собор - Воскресенский. Епархия разделена на 5 благочиний: Северное, Южное, Западное, Восточное и Баварско-Гессенское. Правящий архиерей - архиеп. Тихон (Зайцев) . В янв. 2002 г. в епархии было 42 прихода и 22 храма, численность священнослужителей - 33 священника и 8 диаконов. В 2018 г. в епархии - 102 прихода, 68 священников, 19 диаконов, 15 монашествующих. В епархиальном управлении работают отделы: по образованию и преподаванию Закона Божия и катехизиса, информационный, по делам молодежи, по делам женщин, по работе с казачеством, отдел межцерковных отношений, паломнический отдел, епархиальный суд, литургическая комиссия. В XVIII-XIX вв. правосл. храмы на территории Германии в основном возникали при рус. дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). После 1917 г. русскоязычное население Германии стало резко увеличиваться за счет покинувших родину эмигрантов. В местах постоянного и временного пребывания русских стали образовываться крупные правосл. общины. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский свт. Тихон , ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 нояб. 1920 г., своим указом поручил управление приходами в Зап. Европе архиеп. Волынскому Евлогию (Георгиевскому) , оказавшемуся в эмиграции в числе др. иерархов РПЦ. Местом пребывания архиеп. Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архим. Тихоном (Лященко) и где отслужил первый молебен на Страстную пятницу 1921 г. Стараниями архиеп. (с 1922 митрополит) Евлогия была устроена деятельность правосл. общин в Берлине, Тегеле, Дрездене, Висбадене, Бад-Киссингене, Баден-Бадене и Гамбурге. Кроме того, появились общины в лагерях рус. военнопленных и поселениях беженцев в Вюнсдорфе, Кведлинбурге, Лихтенхорсте и Шойене. Важным шагом к передаче храмов в собственность рус. общин послужила отмена их принудительной опеки со стороны Германского гос-ва после заключения мирного договора с Советской Россией. Однако нехватка храмовых помещений сильно затрудняла полноценную церковную жизнь рус. диаспоры. Напр., в Берлине до 19 июня 1922 г. богослужения совершались в бывш. посольском Владимирском храме, но после установления дипломатических отношений Германии с РСФСР храм при посольстве был закрыт уполномоченными советского правительства. Для богослужений общинам часто приходилось использовать помещения в частных домах.

http://pravenc.ru/text/78160.html

Стефан ( Севбо Семен Иосифович , 1872–25.01.1965), архиепископ. В 1894 г. окончил Минскую ДС. В 1924–1940 гг. находился в заключении за непризнание автокефалии Польской Церкви. Летом 1942 г. хиротонисан во еп. Смоленского и Брянского Белорусской Православной Церкви. В 1944 г. эвакуировался в Германию, где в 1946 г. вошел в юрисдикцию РПЦЗ и назначен архиепископом Венским и Австрийским. Проживал в Зальцбурге, где и скончался. Тихон ( Белавин Василий Иванович , 19.01.1865–12.04.1925), Патриарх Московский и всея России. В 1888 г. окончил Петербургскую ДА. 19.10.1897 г. хиротонисан во еп. Люблинского, с 1898 г. еп. Алеутский и Аляскинский. Десять лет руководил Православной Церковью в Америке. С 1907 г. архиепископ Ярославский. 23.06.1917 г. избран на Московскую кафедру, 5.11.1917 г. избран и наречен патриархом. В 1918–1923 гг. неоднократно находился под арестом, скончался в Москве. Канонизирован 9.10.1989 г. Тихон ( Лященко Тимофей , 1875–11.02.1945), архиепископ. В 1909 г. окончил Киевскую ДА. В 1914 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Киевской ДА. В 1919 г. эмигрировал из России, 11.05.1924 г. хиротонисан во еп. Берлинского, 28.09.1936 г. возведен в сан архиепископа. 24.02.1938 г. освобожден от руководства Германской епархией РПЦЗ. С 1938 г. проживал на покое в Белграде, в 09.1944 г. эвакуировался в Германию, скончался в Карлсбаде. Трампедах Фридрих (3.02.1907–?), германский чиновник. Родился в г. Вендене Лифляндской губ. Эмигрировал в Германию. В 1941–1945 гг. начальник отдела политики рейхскомиссариата «Остланд» сначала в чине регирунгсрата, а с 01.1944 г. ландесдиректора. Феофан ( Гаврилов , 26.12.1872–1943), архиепископ. В 1906 г. окончил Киевскую ДА. 15.12.1913 г. хиротонисан во еп. Рыльского, с 1917 г. еп. Курский и Обоянский. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, в 1927–1943 гг. член Архиерейского Синода РПЦЗ. Скончался в Белграде. Феофил ( Булдовский , 1865–1946), митрополит. В 1892 г. окончил Полтавскую ДС. 1.01.1923 г. хиротонисан во еп. Лубенского. Вскоре возглавил раскольническое движение в Полтавской епархии – т. н. «лубенский раскол». 25.12.1924 г. Московской Патриархией лишен сана и отлучен от Церкви. В 1926–1937 гг. служил в Луганске, а потом в Харькове. В 11.1941 г. при немцах провозгласил себя митр. Харьковским. 27.07.1942 г. объединился с автокефальной Украинской Церковью. Арестован в 1944 г. советскими органами и вскоре умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За 15 лет Свято-Владимирское братство собрало 260 тыс. марок, которые хранились в банке, но на строительство требовалось еще столько же. В 1910 кнж. Мария Андреевна Мещерская завещала 10 тыс. руб., однако денег все равно не хватало, и Мальцев обратился за помощью к Николаю II, который приказал отпустить 54 тыс. марок из Капитула орденов. Настоятель также просил германское правительство безвозмездно предоставить участок для задуманного собора св. ап. Андрея Первозванного с приделами свт. Николая Чудотворца и св. мц. цар. Александры. Однако вскоре началась Первая мировая война, российское посольство закрылось, настоятель уехал в Петербург и вскоре умер. Когда в 1918 после Брестского мира здание посольства заняли советские дипломаты, группе русской молодежи удалось вынести из церкви часть икон и памятные доски. В 1921 архиепископ Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) провел в посольской церкви последние службы. С апреля 1922 они уже свершались то в классах Русской гимназии, то в здании Германского Красного Креста в Шарлоттенбурге, а в Пасху — в протестантских храмах. Нужда в своем поместительном храме оставалась очень насущной, так как в Берлине и его окрестностях нашли себе приют десятки тысяч беженцев из России. Собрав, наконец, среди эмигрантов необходимые 25 тыс. марок, епископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко) приступил в 1925, по проекту Н. В. Васильева и Гельриха, к постройке на Находштрасе, 10, близ Фербеллинер платц, доходного дома с церковью на верхнем этаже, которой дали название посольского храма. 5 ноября 1928 эту церковь освятил митрополит Антоний (Храповицкий), Первоиерарх РПЦЗ. В этом же доме разместилась Русская гимназия. Новый храм на десять лет стал кафедральным собором новообразованной Германской епархии. Однако, из-за финансового кризиса в стране, приведшего, кстати, к массовому отъезду русских эмигрантов, был просрочен долг строительной фирме и дом перешел в ее собственность. В августе 1935 дом был куплен немецкими профсоюзами, которые решили его снести, чтобы на этом месте возвести современный административный комплекс. От общины потребовали освободить помещение, однако епископ Тихон обратился к властям, принявшим в начале 1936 решение: «При взаимодействии Рейха и “Рабочего фронта”, за счет этих двух органов, необходимо построить русскую православную церковь в виде небольшого деревянного храма на другом месте, но близ Фербеллинер платц». В это время столичная община насчитывала 324 человека.

http://sobory.ru/article/?object=24490

Из этих несколько сбивчивых воспоминаний можно понять, что недовольство автора вызвано, главным образом, слабым участием в общественных делах. Возникает вопрос – в каких таких делах? Может в той политической грызне, которую часто путают у нас с общественной деятельностью? (Кстати, у русских, по меткому замечанию В.А. Маклакова, «поддержка общественности очень часто похожа на тот кол, на который сажают казненного 231 ) Тогда, да: Церковь стояла особняком, уже только по той причине, что русская интеллигенция прекрасно справлялась сама в этой привычной для нее атмосфере вечных вопросов. К этому добавлю: конечно были и интриги и подкопы внутри церковной жизни. А в итоге – шло смущение душ! Так, в письме церковного старосты Е.В. Саблина В. А. Маклакову появлялась такая фраза: «Я в этом году в церковь не ходил и слушал заутреню и обедню по радио, с рю Дарю [улица в Париже, где расположена русская православная церковь – В.К.]. И думалось мне, что как было бы хорошо, если бы слова божественного утешения и вообще вся служба церковная преподносилась бы нам из какого-то центрального невидимого места, как подается нам газ или электричество. И чтобы мы не знали ни Антониев, ни Евлогиев, и чтобы каждый из нас мог бы в тиши своей комнаты слушать слово Божье без того раздражения, которое иногда испытываешь, входя в храм Божий и прикасаясь к той обывательщине, и к тем интригам, и к той нашей «политике», которая влезла в наши церкви и отравляет нам наши души». 232 Сама определенная «автокефальность» – отнюдь не в положительном смысле некоторых преосвященных не вела к упрочению «церковного корабля». «Берлинский архиепископ Тихон (Лященко) – человек замкнутый, упрямый и малообщительный. От неумелого хозяйничания церковное имущество (уже в эмиграции приобретенное) вместе с храмом, торжественно освященным митрополитом Антонием, было назначено к продаже. Кроме того, архиепископ Тихон окружил себя подозрительными людьми, которых германские власти арестовывали и высылали, расколол приход и не умел надлежаще использовать благоприятное к православным отношение правительства. Синод в Карловцах засыпали справедливыми жалобами из Берлина, и в конце концов, митр[ополит] Анастасий вынужден был поехать в Берлин, чтобы улаживать «истории». Но жалобы продолжали поступать и дальше. Властями был выслан из Германии «юрисконсульт» архиепископа Тихона. Тогда последний Архиерейский Собор в Карловцах вынужден был назначить формальное следствие, командировав в Берлин архиепископа Феофана (Гаврилова) для всестороннего расследования деятельности архиепископа Тихона по управлению епархией, которую он рассматривал как свою бесконтрольную вотчину. Следствием всего этого был уход архиепископа Тихона на покой». 233

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что приходы в Германии должны были находиться в ведении митрополита Евлогия, Зарубежной Церкви всё же в 1927 г. удалось часть из них подключить к своему управлению (епископы Тихон (Лященко), Серафим (Ляде) из Русских немцев, выпускник Московской Духовной Академии, хиротонисан во епископа Карловчанами). Также они подключили себе приходы в Швейцарии и Италии. К Русской зарубежной Церкви присоединилась и часть приходов во Франции, куда был назначен архиепископ Серафим (Лукьянов – бывший Финляндский). Под юрисдикцию «Карловацкой» Церкви перешли некоторые приходы Северо-Американского округа, которые возглавил епископ Тихон и Русские приходы в Южной Америке и Австралии. 887 В короткий срок Русская Православная Церковь за границей объединила большинство приходов Русского зарубежья. Успех, по-видимому, объясняется тем, что монархическая, антиассимиляционная программа Карловчан нашла живой отклик среди политических изгнанников. Следует отметить, что Карловчане призывали к подчинению себе не только эмигрантских приходов, но и тех зарубежных епархий, где Русские эмигранты составляли лишь очень незначительную часть верующих. Такие требования были обращены, например, к митрополиту Японскому Сергию (Тихомирову) . Причём в случае неподчинения ему угрожали смещением. Однако, он решительно отвергал эти предложения до конца своих дней († 1945), сохраняя каноническое общение с Московской Патриархией. Однако, в Китае, где наряду с Православными Китайцами Церковные общины состояли из многочисленных Русских эмигрантов, порой, людей малоцерковных, но настроенных резко антисоветски, ни о каких политических компромиссах не могло быть и речи. Даже епископы, сохранявшие некоторое время каноническую связь с Московской Патриархией, в конце-концов вынуждены были уступить монархическим настроениям своей паствы (епископы Пекинский Виктор (Святин), Нестор (Анисимов)) . 888 Иной была ситуация в «ближнем зарубежье». Церкви в изгнании не удалось привлечь на свою сторону митрополита Литовского Елевферия (Богоявленского), до самой своей кончины († 31.12.1940) находившегося в каноническом общении с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям, к началу 1930-х гг. возникшим вместо прежде единой Русской Церкви: Московский Патриархат, Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ) с центром в югославском городе Сремские Карловцы (карловчане) и Временный экзархат Вселенского Патриарха на территории Европы с центром в Париже, который возглавлял митрополит Евлогий (Георгиевский) (евлогиане). Единственная община Московского Патриархата в Берлине существовала с 1931 г. до смерти ее настоятеля прот. Григория Прозорова в 1942 г., насчитывала всего 50 человек и не привлекала особого внимания германских ведомств 104 . Постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ от 1 июля 1926 г. территория Германии была выделена в самостоятельную епархию, и ее епископом с титулом Берлинского и Германского был назначен Тихон (Лященко). К 1935 г. в стране имелось 4 карловацких прихода. Но евлогианских было гораздо больше – 9 приходов, имевших статус «зарегистрированных объединений» со времен Веймарской республики, и 4 незарегистрированные общины 105 . После изменения политического режима и создания национал-социалистического правительства представители всех трех юрисдикций Русской Церкви пытались прояснять новую ситуацию и обратились с письмами к германским властям. Г. Прозоров написал 6 сентября 1934 г. рейхсканцлеру, что как еп. Тихон, так и митр. Евлогий пребывают в схизме. Он подчеркнул: «Следует категорически заметить, что единственным законным владельцем русской церковной собственности являются исключительно высшие русские церковные власти, которые в настоящее время представляют Священный Патриарший Синод, и возглавляющий его митрополит Московский Сергий» 106 . Никакой реакции на это письмо, как и на послание митр. Евлогия не последовало. Владыка обратился 10 мая 1934 г. по поручению собрания представителей евлогианских общин к рейхсканцлеру с письмом, в котором просил о доброжелательном отношении к подчиненным ему приходам, «которые сочетают чувство сердечной признательности своих членов к их немецким друзьям с глубокой верой в Бога и любовью к Отчизне…» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Берлин. Собор Воскресения Христова (старый). Christi-Auferstehungs-Kathedrale /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор.    Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1923 и 1928. (после 1945 перестроен в гостиницу). Архитектор:Н.В. Васильев, Гельрихан Адрес: 10779 германия, г. Берлин, Находшрассе 10 Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью В 1925 году, собрав среди эмигрантов Берлина необходимые 25 000 марок, епископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко) приступил к постройке по проекту арх. Н.В. Васильева и Гельрихана на Находштрасе, 10, близ Фербеллинер платц, доходного дома с церковью на верхнем этаже, которой дали название посольского храма. 5 ноября 1928 эту церковь освятил митрополит Антоний (Храповицкий), Первоиерарх РПЦЗ. В этом же доме разместилась Русская гимназия. Новый храм на десять лет стал кафедральным собором новообразованной Германской епархии. Однако, из-за финансового кризиса в стране, приведшего, кстати, к массовому отъезду русских эмигрантов, был просрочен долг строительной фирме и дом перешел в ее собственность. В августе 1935 года дом был куплен немецкими профсоюзами, которые решили его снести, чтобы на этом месте возвести современный административный комплекс. От общины потребовали освободить помещение, однако епископ Тихон обратился к властям, принявшим в начале 1936 решение: «При взаимодействии Рейха и “Рабочего фронта”, за счет этих двух органов, необходимо построить русскую православную церковь в виде небольшого деревянного храма на другом месте, но близ Фербеллинер платц». После того как в 1938 году в Берлине был освящён новый одноимённый собор http://sobory.ru/article/?object=24490 , богослужения старом соборе стали эпизодические. После окончания Второй Мировой войны собор был перестроен в гостиницу. Источник: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=57769

После его ухода Крупенский протелефонировал редактору «Возрождения» Ю.О. Семенову. На следующей день новость эта напечатана была в газете. Постарались мы разобраться в том, чем вызвано было разоблачение архиеп. Александра (Немоловского). С деятельностью его еще в Берлине ознакомил меня, в начале двадцатых годов, архимандрит Тихон (Лященко), позднее архиепископ. Революция застала владыку Александра правящим архиереем в Северной Америке. Патриарх Тихон, тогда еще имевший возможность сноситься с заграничными архиереями, имея неблагоприятные сведения о сем иерархе, поручил архиеп. Евлогию отправиться в Северную Америку и произвести ревизию, снабдив его, очевидно, неблагоприятными данными о тамошнем епископе. Предусмотрительный архиеп. Евлогий решил, по-видимому, избежать неприятности и, под каким-то предлогом, уклониться от этого поручения. Тогда, очевидно, по полномочию Патриарха, загран. Выс. Церк. Управление поручило ревизию епископу аляскинскому Антонию (Дашкевичу), до этого настоятелю храма в Копенгагене. Последний, по возвращении в Европу, составил убийственный для архиеп. Александра доклад. Копия оказалась у Н.Е. Маркова, который дал мне его прочесть. Конечно, доклад этот знаком был и владыке Евлогию, который, возможно, соответственно высказывался, что дошло до сведения архиеп. Александра, в то время обосновавшегося в Константинополе, где тоже его не хвалили. Замечательно то, что митр. Евлогий, зная столь многое отрицательное о нем, назначил его своим викарием в Брюссель. Там последний, всячески подчеркивая свой монархизм, признал «императором» Вел. Кн. Кирилла Владимировича. После второй мировой войны он подчинился патриарху Алексию. Накануне, вероятно, дня, когда Думбадзе был у Крупенского, секретарь Епархиального Управления, Аметистов, много поработавший над углублением церковного раскола, принес очередной номер «Церковных Ведомостей», в количестве, кажется, 20 экземпляров, в книжный магазин В. и Е. Сияльских, находившийся вблизи храма на улице Дарю. Приблизительно через час Аметистов снова пришел в магазин, явно озабоченный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010