Архив: Послужный список о. Н. Аквилонова (19221927). AEYA. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Александр ( Ловчий Андрей Иаковлевич ; 1.12.1891, с. Народичи Волынск, губ. – 11.9.1973, Мюнхен, Германия), архиепископ. Окончил С.-Петербургское реальное училище, участвовал в 1-й мировой войне сперва офицером железнодорожного полка, а затем офицером русского экспедиционного корпуса на французском фронте (19161917), после окончания войны переселился в Болгарию, окончил русские пастырско-богословские курсы в монастыре Св. Кирика в Станимаке (19301936), поступил на философский факультет Берлинского университета (19361937), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (19.9.1937), священник (3.10.1937), рукоположение совершил архиеп. Тихон (Лященко) в Берлине, помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (19371940), редактор «Воскресенского листка» (19401952), настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (31.12.19401942), пострижен в монашество (22.3.1941), настоятель Св.-Николаевской церкви в Монхене (19421945), настоятель приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (19421944), игумен (19.10.1942), архимандрит (12.9.1943), настоятель Св.-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (19451951), епископ Киссингенский, викарий Германской епархии РЗЦ (29.7.1945), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене (11.4.1952), уволен на покой по старости (15.3.1971). Архив: АГЗ. Александр ( Нелидов Александр Дмитриевич ; 16.6.1907, Стамбул, Турция – 6.11.1975, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын российского посла в Риме, затем в Брюсселе. Образование получил во Франции, член-основатель Братства Св. Александра Невского (1921 ), член прихода Св.-Александро-Невского собора в Париже, где долго прислуживал и иподиаконствовал при митр. Евлогии (Георгиевскоом) и Владимире (Тихоницком) и архиеп. Георгии (Тарасове), посвящен в иподиакона (25.12.1930), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (26.4.1964), приписан к Св.-Александро-Невскому собору (6.1.1965), священник (12.2.1967), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля франкоязычного прихода Святой Троицы при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (19671975), протоиерей (26.4.1970), пострижен в монашество (16.11.1974), архимандрит (17.11.1974). По его инициативе были устроены первые встречи православных и католических богословов и церковных деятелей во Франции, сперва у него на квартире, а потом в доминиканском центре «Истина». Автор неизданного «Православного катехизиса» на фр. яз. Издавал также собственные переводы богослужебных текстов на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихон Лященко, В. 3. Белоликов, М. Е. Поснов, А. М. Лукьяненко, С. Г. Остроумов, П. П. Кудрявцев , И. П. Четвериков, и др.). «Бедствие дошло до того, что В. Д. Попов пошел в деревню в псаломщики; собирается в псаломщики и М. Н. Скабалланович . Почтеннейший Н. П. Смирнов , тяжко проболевший тифом, отправился искать свободного прихода в Киевском уезде, ибо семья буквально умирает с голоду. Страшно и подумать, что ожидает нас в будущем... С. Т. Голубев до того исхудал, что прямо стал неузнаваем и еле передвигает ноги. (...) Н. И. Петров тяжко болен и лежит в кровати уже давно. А. И. Чекановский перенес тиф и потерял, к великому прискорбию, супругу, имея на своем попечении четырех детей» 2667 . Самого ректора КДА от неминуемого голода спасали живущие в деревнях студенты Академии и верующие, приносившие скромные даяния – хлеб, муку, крупу, иногда даже яйцо, молоко, масло и иные продукты, о существовании коих, как писал Глубоковский, они в Петрограде, уже забыли. «В нынешнее время Академия наша, как и другие Академии, собственно не существует, – писал епископ Василий 2 сентября/20 августа 1920 г. – Новых слушателей не имеем и нет надежды на их поступление. Все наше существование ограничивается тем, что «ликвидируем старую Академию»: экзаменуем некоторых студентов, читаем семестровые и кандидатские сочинения. Скоро, кажется, и эта работа может прекратиться» 2668 . На академических собраниях присутствовало 6−9 человек. В том же письме епископ Василий сообщал о получении накануне (1 сентября/19 августа) 30 000 рублей от Святейшего Патриарха Тихона. «Конечно, никакое ученое издательство пока невозможно, и деньги эти придется раздать корпорации. Приятна эта лепта, ясно свидетельствующая о нашем духовном общении» 2669 . Он сообщал также о намерении открыть при Киевско-Михайловском монастыре осенью 1920 г. пастырские курсы, на которых будут преподавать профессора КДА (А. А. Глаголев , Н. С. Гроссу, H.H. Фетисов, В. Д. Прилуцкий), об оживлении стараниями о. Н. С. Гроссу деятельности киевского Православного религиозно-просветительного общества – открытии чтений, в которых ощущалась большая нужда 2670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Через несколько месяцев после оккупации Чехии и образования на ее территории Протектората Богемии и Моравии, 3 ноября 1939 г., между епископом Сергием (Королевым) и архиепископом Серафимом (Ляде) было заключено компромиссное соглашение. Согласно ему, 3 сохранившихся евлогианских общины в Германии и 2 в Праге и Брно подчинялись епископу Сергию и в то же время входили в Берлинскую и Германскую епархию РПЦЗ, которую возглавлял архиепископ Серафим. «Это соглашение в дальнейшем сыграло большую роль, фактически прекратив преследование евлогиан в Германии и на некоторых захваченных ею территориях, – отмечает исследователь. – После создания в мае 1942 г. Среднеевропейского митрополичьего округа РПЦЗ количество евлогианских приходов в нем выросло с 5 до 13». 167 После нападения Германии на СССР владыка Сергий вместе с архимандритом Исаакием начал служить молебны о даровании победы над фашизмом. Пресвитер Исаакий призвал свою паству к участию в сборе пожертвований для русских. В условиях немецкой оккупации из церковных организаций гестапо закрыло лишь «Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии». Оккупационные власти строжайше запретили оказывать какую-либо помощь советским военнопленным, что, впрочем, многие русские эмигранты делали вопреки запретам. Во время уничтожения осенью 1942 г. чешских православных общин русские приходы, вероятно благодаря заступничеству митрополита Серафима, были спасены от ликвидации, но отдельные репрессии все же происходили. 168 В Карлсбад 10 ноября 1944 г. из Белграда через Вену эвакуировался Архиерейский Синод РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) . Здесь 24 февраля 1945 г. скоропостижно скончался бывший архиепископ Берлинский и Германский на покое владыка Тихон (Лященко). Вскоре в Карлсбад переехал из г. Торгау и митрополит Серафим (Ляде). Привезенная из Белграда главная святыня русского зарубежья – чудотворная «Курская-Коренная» икона Божией Матери несколько месяцев находилась в карлсбадской церкви Святых Апостолов Петра и Павла. В связи с приближением советских войск 15 апреля 1944 г. митрополит Анастасий с келейником, а затем и другие архиереи РПЦЗ вместе со служащими Синода выехали в Баварию. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изменение военного положения самым непосредственным образом сказалось на судьбе Архиерейского Синода РПЦЗ. В это время в посланиях архиереев РПЦЗ, при сохранении их антикоммунистической направленности, появились новые ноты. В этом отношении интересно Рождественское послание 1944 г. митрополита Анастасия. В нем, в частности, содержатся слова, которые достаточно ясно осуждают политику III рейха. В то же время, в том же 1944 г., ввиду приближения советских войск к Югославии, антикоммунистическая деятельность митр. Анастасия даже усилилась, и в этой связи его контакты с германскими ведомствами участились. 55 8 сентября 1944 г., за несколько недель до вступления советских войск в Белград, Архиерейский Синод со своими служащими эвакуировался в Вену. Всего же из страны тогда уехало на Запад около 4 тыс. русских эмигрантов. 56 В Вене Архиерейский Синод пробыл около трех месяцев. 10 ноября служащие и члены Синода из Вены переехали в Карлсбад (Карловы Вары), где 11 февраля 1945 г. скончался бывший архиепископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко). Однако далеко не все представители русской церковной эмиграции вместе с Архиерейским Синодом покинули Югославию. В конце 1944начале 1945 г., на период освобождения страны от немецкой оккупации, в ней имелось 11 русских общин, две монашеские обители (мужская и женская), 15 монахов, 32 монахини и около 20 священников; число прихожан оценивалось в несколько тысяч человек. В целом события войны и их последствия крайне негативно сказались на судьбе русской диаспоры в Югославии. Накануне своего отъезда из Югославии, 7 сентября 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ о возложении на настоятеля Свято-Троицкой церкви протоиерея Иоанна Сокаля, как на старшего из оставшихся в Белграде священнослужителей, возглавление Епископского Совета и управление русскими церковными общинами в Югославии на правах благочинного. Приход советских войск в западную часть Югославии многие русские эмигранты встретили с радостью. Осенью того же 1944 г. настоятель Свято-Троицкой церкви Белграда, протоиерей Иоанн Сокаль, отправил на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия (Симанского) письмо с ходатайством о возвращении на Родину и вхождении в состав Московского Патриархата. В январе 1945 г. Патриарший Местоблюститель известил председателя Сербского Синода митрополита Иосифа (Цвийовича) о предстоящей отправке в Югославию делегации Русской Православной Церкви во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) по «деловым вопросам, касающимся наших церковных взаимоотношений и, в частности, по вопросу о переходе в наше ведение Мукачевско-Пряшевской епархии, а также тех русских приходов, которые находятся в ведении протоиерея Сокаля». 57

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1921 г. подготовлялся созыв монархического съезда. В связи с этим я был послан из Берлина в Венгрию, Югославию и Грецию. Находясь в Белграде, я получил письмо от возглавителя нашего монархического движения, Н. Е. Маркова, описывавшего все усиливавшияся недоразумения с настоятелем берлинского храма и поручавшего вручить архиепископу Анастасию Кишиневскому прилагавшееся письмо нашего единомышленника, князя А. А. Ширинского-Шихматова, бывшего обер-прокурора Святейшего Синода. В письме князь описывал местныя церковныя неурядицы и просил владыку Анастасия, как можно скорее, прибыть в Берлин, привезя с собой священника и диакона. Приложена была для вручения владыке от монархистов сумма денег, вполне достаточная на дорогу для трех лиц. Не зная, где в данное время находится архиеп. Анастасий, я отправился к временно находившемуся в Белграде архиеп. Евлогию волынскому, с которым лично познакомился незадолго перед этим, мнение же о коем, не очень о нем благоприяное, составил еще в России. Архиеп. Евлогий сообщил мне, что архиеп. Анастасий находится в Константинополе, где окормляет русских в пределах Турции. К этому он добавил, что просьба князя относится именно к нему. Высшим Церковным Управлением Зарубежной Церкви он недавно назначен управлять приходами в Западной Европе. Переезд в Берлин его вполне устраивает. Мне ничего не оставалось как оставить у него письмо. Деньги ему тогда я не вручил. Сразу же обо всем написал Маркову. Переписку мы вели через курьеров, русских офицеров, часто ездивших из Берлина в Константинополь, где тогда пребывал ген. барон П. Н. Врангель. Ответное письмо Маркова было решительным – доверия к митр. Евлогию нет, деньги ему не передавать. Попав невольно в трудное положение, я должен был сообщить лично митр. Евлогию, что в Берлине обстоятельства изменились и необходимости в его приезде нет. Он сердито ответил, что уезжает в Белую Церковь Через несколько часов получаю краткую записку от митрополита Антония, возглавителя Зарубежной Церкви, с просьбой немедленно прибыть в сербскую патриархию, в которой он останавливался, приезжая из Сремских Карловцев. С 1905 г. я преклонялся перед волынским епископом Антонием за его церковную и монархическую деятельность. Последняя столь ярко выявилась в смутные 1905–6 годы. Однажды, кажется в 1908 г., представлен был ему перед началом религиозного собеседования об отношении мирян к духовенству, происходившем в доме графини С. С. Игнатьевой в С.-Петербурге. В 1918 г. в Киеве мне не удалось быть у него. Присутствовал только в июне при приезде его из Харькова, незадолго перед этим избранного митрополитом Киевским и Галицким. По моей службе при гетмане Скоропадском в министерстве внутр. дел, смог я обезпечить ему спокойное прибытие в Владимирский собор и следование крестного хода, с ним во главе, оттуда в Софиевский собор. Сорвана была попытка украинских сепаратистов устроить безпорядки. В Белграде виделся с ним несколько раз и счастлив был тому единомыслию, которое у нас сразу выявилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

105 Митрополит Антоний с Высшим Церковным управлением, которое он возглавлял, были эвакуированы в Константинополь. 106 Игуменья, настоятельница Леснинского монастыря. 107 Казначея Леснинского монастыря, а впоследствии его настоятельница. 108 Во время войны он был военным чиновником в канцелярии протопресвитера Шавельского, потом попал в Высшее Церковное управление, где служил секретарем вместе с Т.А.Аметистовым. 109 Священник из военнопленных, который по приглашению первых приехавших русских беженцев служил в русской посольской церкви в Берлине. 110 Архимандрит Тихон (Лященко), магистр богословия, бывший инспектор Киевской Духовной Академии. 111 Впоследствии австрийские власти его освободили, обменяв на митрополита Шептицкого, арестованного русскими властями. 112 Вскоре митрополит Вениамин был предан суду и расстрелян большевиками. 113 В этих лагерях были собраны расформированные части добровольческой армии генерала Бермонт-Авалова, отступившей из Прибалтики, и добровольческих отрядов, действовавших в Латвии. Проживало здесь также некоторое количество беженцев и родственников интернированных лиц. Обитатели этих лагерей военнопленными не были, а потому пользовались личной свободой; получив возможность куда-нибудь уехать или устроиться на работу, они покидали лагерь. 114 Здесь я впервые встретил Николая Петровича Афонского, ныне регента хора кафедрального храма в Париже. 115 Эти сведения относятся к довоенному времени. Во время войны были разрушены бомбардировкой итальянцев и церковь, и дом, и вилла " Innominata " . 116 Наше постановление Карловацкий съезд утвердил. 117 " Волю Патриарха необходимо выполнить немедленно приезжайте " (фр.) (Прим. ред.) 118 О.Иаков Смирнов скончался 30 июня (старого стиля) 1936 г. 119 С 25 января 1943 г. — протопресвитер. 120 Впоследствии он перешел к " карловчанам " . 121 В склепе в нижней церкви храма стояло несколько гробов; родственники умерших хотели при первой возможности перевезти их в Россию, а пока просили Совет оставить гробы в склепе. Этот вопрос имел сторонников и противников и вызывал бесконечные дебаты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2248...

Кафедра была основана для управляющего русскими приходами в Западной Европе, подчиненными прежде пастырскому руководству Петроградского митрополита и утратившими затем это руководство по обстоятельствам революционного времени, поэтому учреждение кафедры предполагалось как временное мероприятие впредь до восстановления нормальной связи с Петроградским митрополитом. Правящий архиерей официально именовался Управляющим русскими приходами в Западной Европе, но ему не было присвоено титула по какому-либо европейскому городу, так как по понятиям того времени подобное титулование явилось бы покушением со стороны Русской Церкви на право других Православных автокефальных Церквей в Европе. Впоследствии это Управление преобразуется в Экзархат Московской Патриархии. Первый Управляющий русскими приходами, эмигрировавший впоследствии за границу, архиепископ бывший Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 18.09(01.10)1920 указом Южно-русского ВЦУ, находившегося в то время в г. Симферополе (в стане генерала Врангеля). Подтвердительный указ был издан этим же ВЦУ 01.1921 уже из Константинополя, где оно имело тогда временное пребывание по пути в Сербию. Указом от 17(30)01.1922 Святейший Патриарх Тихон возвел архиепископа Евлогия (Георгиевского) в сан митрополита, санкционировав тем самым его назначение. Впоследствии полномочия митрополита Евлогия (Георгиевского) были подтверждены также и Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) (26.04(09.05)1928), после того как часть зарубежной иерархии и духовенства отказалась подчиниться Московской Патриархии. В 1931 г. антимосковски настроенная часть иерархии с клиром и паствой переходит в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, образуя собой ее Экзархат в Западной Европе. Еще через три года, после безуспешной попытки повлиять на «карловацкую» иерархию при посредстве Сербского Патриарха Варнавы (Росича), Московская Патриархия 09(22)06.1934 издает указ 944 на имя митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) о предании суду и запрещению в священнослужении зарубежных иерархов: Антония (Храповицкого) , Анастасия (Грибановского) , Мелетия (Заборовского), Серафима (Лукьянова), Нестора (Анисимова) , Тихона (Лященко), Тихона (Троицкого), Виктора (Святина) (некоторые из них впоследствии вернулись в Русскую Православную Церковь ). Возглавивший РПЦЗ после, скончавшегося 28.07(10.08)1936, Антония (Храповицкого) митрополит Анастасий (Грибановский) (скончался 09(22)05.1965) при поддержке немецких властей 13(26)05.1942 открывает «Средне-Европейский Митрополичий округ» для Православных в Германии и оккупированных: Бельгии, Словакии и Люксембурга; округ возглавляется митрополитом Серафимом (Лядэ). По окончании Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в Западной Европе для Православных, состоящих в каноническом подчинении Святейшему Патриарху Московскому учреждаются Экзархаты Западно-Европейский и Средне-Европейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Несторий был сириец по происхождению, родом из Гарманикеи. Внешняя жизнь его своим ходом напоминает жизнь св. Иоанна Златоуста. Несторий также учился в ораторской школе, основанной Ливанием, а богословское образование получил в Антиохии от Феодора Мопсуэстийского, также провел несколько лет в подвигах монашества, был сделан пресвитером и жил в монастыре св. Евпрепия, у стен города. Он, подобно Иоанну Златоусту, славился красноречием, чем и обратил на себя внимание двора. Но он сам некоторое время колебался принять высокую честь. Народ с радостью приветствовал выбор императора, надеясь найти в Несторий второго Златоуста (Иоанн Кассиан. De Incarnatione. Migne. Ser. lat. c. 366). И он действительно был человек по замечанию даже нерасположенного к нему (за его гонение новациан) историка Сократа (Сократ. VI, 29) «с хорошим голосом и отличным даром слова». Кроме того, Несторий обладал величавою осанкою, а бледное и суровое лицо его, светлый и глубокий взгляд придавали всей его фигуре нечто такое, что во все времена считалось принадлежностью оратора. Отдавая дань ораторским дарованиям Нестория, новые историки расходятся в оценке его нравственного характера. В особенности мрачными красками изображает его о. Лященко (епископ Тихон) и отчасти проф. Терновский. Однако, другие, например, проф. Лебедев (Лебедев. I, 168), Гидулянов (Проф. Гидуланов. Восточные патриархи. 625) и проф. Болотов (Лекции IV, 178) не считают возможным что-нибудь сказать дурное и о нравственной личности Нестория. «Этот Константинопольский патриарх, говорит последний, был совсем не поверхностный ученый… Что это не был характер низкий, за это ручаются факты глубоко-искреннего и почтительного отношения к нему со стороны его приверженцев». Несторий был фанатичен, но, вероятно, не более многих из своих собратий. Не он, а его пресвитер Анастасий первый бросил вызов Константинопольскому населению проповедью против Теотокии. Не Несторий, а Дорофей Маркианопольский провозгласил анафему тому, кто Святую Деву называет Богородицею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Идеи И. о сопротивлении злу силой вызвали острую полемику (подробно см.: О сопротивлении злу силой: Pro et contra: Полемика вокруг идей И. А. Ильина//Там же. С. 289-556). Среди противников И. оказались люди разных мировоззрений и политических взглядов - З. Н. Гиппиус , М. Е. Кольцов, М. Горький , Н. А. Бердяев , Ю. И. Айхенвальд, Ф. А. Степун , прот. Василий Зеньковский и др. Вместе с тем позицию И. разделяли Струве, Шмелёв, Н. О. Лосский , Н. С. Арсеньев, иерархи Русской Зарубежной Церкви (митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. (впосл. митрополит) Анастасий (Грибановский), еп. (впосл. архиепископ) Тихон (Лященко)). На одно из первых критических выступлений И. ответил ст. «Отрицателям меча», в к-рой писал: «Все мое исследование доказывает, что меч не «свят» и не «праведен», что Крест - не меч и что меч не есть оружие Христа, что понуждения и меча абсолютно недостаточно для борьбы со злом; что зло и злой человек совсем не одно и то же... Когда я говорю о «православном мече», то я разумею меч, православно обоснованный (совсем не «оправданный», и не «освященный», и не «святой»)» (Там же. С. 229-231). По словам Бердяева, главная ошибка И. состоит в том, что он абсолютизирует относительное, т. е. «смешивает государство с Церковью и приписывает государству цели, которые могут быть осуществлены лишь Церковью»: побеждать зло может только Церковь, взаимодействие свободы и благодати; свобода предполагает не только свободу добра, но и нек-рую «свободу зла», отрицание последней делает добро принудительным. И., по мнению Бердяева, считает человеческую свободу лишь проявлением Божественной свободы, воспринимает человека только как орудие добра, для него вечно добро, а не человек; при этом он хочет не столько творить добро, сколько истреблять зло ( Бердяев. 1926). Однако критика Бердяева, обвинявшего И. в том, что он проповедует ««Чека» во имя Божие», не попадала в цель, поскольку, как отмечал И., в ней ему приписывалась целая система идей, к-рая не только ему не принадлежит, но к-рую он сам считает заслуживающей отвержения (Кошмар Н. А. Бердяева: Необходимая оборона//Возрождение. 1926. 26 окт.; переизд.: Собр. соч. Т. 5. С. 236-243). В ответе Бердяеву И. особенно подчеркивал социальный характер своей работы, в к-рой намеренно оставлен за скобками процесс внутр. религ. и нравственного воспитания человеческой души; рассматривая необходимость и пути гос. воздействия, он доказывает в своей книге, что «человекоубиение ни при каких условиях не будет праведным делом, что государственная необходимость его есть трагедия и ведет к духовному компромиссу, который возлагает на правителя и на воина обязанность покаянного самоочищения» (Собр. соч. Т. 5. С. 240).

http://pravenc.ru/text/389451.html

Когда в 1915 Болгария вступила в войну на стороне Германии, российский посол и первый настоятель о. Петр Григорьевич Преображенский, ученик знаменитого богослова В. В. Болотова и сам патролог, вернулись на родину, и целых пять лет посольская церковь стояла закрытой. С окончанием войны она открылась, и причт возглавил архим. Тихон (Лященко), уехавший затем в Берлин, где стал епископом. В 1922 российское посольство прекратило свое существование. Из России в Болгарию бежало от революции до 50 тыс. человек, в основном казаков. Несмотря на тяжелые условия, беженцы создавали русские школы, общества, библиотеки, и, конечно, церкви. Образовались приходы в городах: Варна, Шумен, Пештера, Перник, Пловдив, мужской монастырь свв. Кирика и Иулиты. По распоряжению Патриарха Тихона русскими приходами управлял епископ Лубненский Серафим (Соболев, с 1934 — архиепископ Богучарский), подчинившийся РПЦЗ. Так как русская колония в Софии сильно выросла, то при Никольской церкви в 1921 был создан самостоятельный приход. В храме в эти годы служили известные священники: в 1920–1926 — бывший военный протопресвитер Георгий Шавельский, в 1920–1944 — прот. Николай Владимирский, бывший настоятель придворной церкви в Ливадийском дворце, в 1926–1949 — прот. кн. Андрей Ливен. До Второй мировой войны в церкви пел прекрасный хор, руководимый последовательно А. Шаровым, С. Игнатьевым и Н. Паниным, которому в 1931 митрополит Антоний (Храповицкий) присвоил имя архиерейского. Активную работу вело церковное братство — оно заботилось о материальном обеспечении одиноких и нетрудоспособных прихожанах и собирало для этого средства. В 1934 в Болгарию прибыл первый полпред СССР небезызвестный Ф. Ф. Раскольников, который в конце года отдал русский храм Болгарской Церкви. Взамен митрополит Софийский Стефан предоставил общине другой Никольский храм на ул. Царя Калояна, где приходская жизнь продолжилась в прежнем виде. Здесь в 1935 торжественно встречали великую русскую святыню — чудотворную Курско-Коренную икону Божией Матери «Знамение», прибывшую из Югославии. Ее встречало русское и болгарское духовенство во главе с архиепископом Серафимом, вся русская колония и множество болгар, заполнивших площадь перед вокзалом.

http://sobory.ru/article/?object=07086

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010