01(14).09.1937–1939: Митрофан Русинов, в. у. 08 .1942–09.1944: Вениамин Новицкий 08(21).05.1944–10(23).05.1944: Николай Чуфаровский 25 .08(07.09).1944–23.05(05.06).1945: Стефан Проценко 1945–1947: Симон Ивановский Полтавская (обн.) 03(16).09.1924–1924: Иосиф Кречетович –1925: Александр Воецкий 11 .1924–1926: Александр Мигулин 1926–: Иоасаф Иоанн Славгородский Полторацкая (обн.) 03(16).01.1924–23.12(05.01).1924: Александр Воецкий Поречская 1926–: Иларион Бельский Порховская 05(18).12.1920–1923: Александр Паулюс Потсдамская (заруб.) 1924–: Тихон Лященко – 1938: 1938–1939: Серафим Лядэ 1939–1943: 1943–1944: Филипп Гарднер Пражская 1922–25.05(07.06).1946: Сергий Королев , (заруб.) 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Елевферий Воронцов Приазовская и Таганрогская см. Таганрогская Приамурская н Благовещенская см. Благовещенская Приамурская (обн). см. Хабаровская (обн). Прибайкальская (обн.) 09(22).04.1923–1924: Гавриил Асташевский Прилукская 13(26)11.1914–16(29).10.1917: Неофит Следников 16(29).10.1917–1919: Феодор Лебедев 1919–1922: Феофилакт Клементьев Сергий Лубенцов (Лабунцов) 02(15).02.1923–07.1923: Феодосий Сергеев –1925: Василий Богдашевский 12(25).08.1925–1928: Василий Зеленцов 1928(?)–: Феодосий Григорьев Прилукская (обн). 01 .1927–01.1929: Александр Мигулин Прилукская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Проскуровская 25 .05(07.06).1921–03(16).09.1923: Валериан Рудич 1923–1927: 1927–11(24).09.1932: Димитрий Галицкий Проскуровская (обн.) 13(26).10.1925–07(20).11.1925: Сергий Иванцов 13(26).10.1925–05(18).12.1925: Сергий Добромыслов Псковская 17(30).04.1912–1919: Евсевий Гроздов 1919–1922: Геннадий Туберозов 03(16).09.1923–30.06(13.07).1927: Варлаам Ряшенцев 1925–1927: Николай Покровский 16(29).07.1927–12(25).11.1935: Феофан Туляков 12(25).11.1935–30.11(13.12).1935: Варлаам Пикалов 30 .11(13.12).1935–11(24).08.1936: Феодор Яцковский 1936–1940: Николай Ярушевич , в. у. 1940–1944: 13(26).05.1944–1945: Григорий Чуков 1945–1949: Григорий Чуков , в. у. Псковская (обн.) 1922–1923: Геннадий Туберозов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Соч.: Святой Кирилл Александрийский , его жизнь и деятельность. Киев, 1913. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Тальберг Н. Архиепископ Тихон (Лященко). ПП. 1965 Евлогий, митр. Путь моей жизни Никон (Рклицкий) , архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Тихон ( Троицкий Александр ; 12.3.1883, Костромск. губ. – 30.3.1963, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), архиепископ. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Костромскую Духовную семинарию и поступил в Казанскую Духовную академию (1903), на 2-м курсе пострижен в монашество (1905), иеродиакон (1905), иеромонах (1908), окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1908), помощник инспектора Таврической Духовной семинарии (28.8.1908), инспектор Волынской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (25.8.1910), инспектор Харьковской Духовной семинарии (28.12.1916), эмигрировал в Сербию (1920), преподаватель в сербской гимназии в г. Княжевац (19201921), преподаватель в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии (19211924), преподаватель в Призренской Духовной семинарии (19241925), член братии русского Св.-Пантелеймонова монастыря на Афоне (19251926), вернулся в Сербию, член братии русского Введенского монастыря в Милькове (19261930), состоял в юрисдикции РЗЦ, епископ Сан-Францисский, викарий архиеп. Аполлинария (Кошевого) (15.6.1930), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Антоний (Храповицкий) в Белграде, после смерти архиеп. Аполлинария временно управляющий Северо-Американской епархией РЗЦ (19331934), возведен в сан архиепископа на правах епархиального архиерея с титулом Сан-Францисским и Западно-Американским (1934), после примирения РЗЦ и Северо-Американской Русской Митрополии управлял объединенной Западно-Американской епархией (19351946), на Кливлендском всеамериканском церковном соборе остался в юрисдикции РЗЦ (1946), постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ (15.12.195014.3.1963), уволен на покой по старости (14.3.1963).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые православные русские приходы появились в Германии в 1710-е гг. К началу Первой мировой войны Русская Церковь обладала в этой стране значительной собственностью – около 36 храмов, домов и земельных участков. Однако численность православных верующих оставалась небольшой. Ситуация изменилась после Октябрьской революции 1917 г. и окончания Гражданской войны в России. Пределы страны покинуло около 2 млн. представителей белой эмиграции, не смирившихся с победой советской власти. Из них более двухсот тысяч к началу 1920-х гг. поселилось в Германии. Затем, главным образом из экономических соображений, большая часть переехала в другие страны. В 1935 г. по данным гестапо русская эмиграция в III рейхе насчитывала около 80 тыс., а по сведениям Министерства церковных дел в 1936 г. – примерно 100 тыс. человек. 9 Такое количество эмигрантов способствовало значительной активизации церковной жизни. Правда, численность русской православной общины была гораздо меньше. Берлинский епископ Тихон (Лященко) писал в 1933 г. о 23 700 прихожанах Русской Церкви в Германии. Согласно же данным Статистической рейхс-службы, на 16 июня 1933 г. в стране числилось 13 023 православных, а в 1937 г. – 13 036 9. 10 Вероятно, не все эмигранты, в том числе считавшие себя верующими, были зарегистрированы в качестве членов приходов. Эти православные общины не имели единого управления и принадлежали к трем юрисдикциям, к началу 1930-х гг. возникшим на основе прежде единой Русской Церкви: Московскому Патриархату, русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) с центром в югославском городе Сремскис Карловны (карловчане) и Временному экзархату Вселенского Патриарха на территории Европы с центром в Париже, который возглавлял митрополит Евлогий (Георгиевский) – по имени главы евлогиане. Единственная община Московского Патриархата в Берлине существовала с 1931 г. до смерти ее настоятеля прот. Григория Прозорова в 1942 г., насчитывала всего 50 человек и не привлекала особого внимания германских ведомств. 11 Постановлением архиерейского синода РПЦЗ от 1 июля 1926 г. территория Германии была выделена в самостоятельную епархию, и главой ее – епископом Берлинским и Германским – назначен Тихон (Ляшенко). К 1935 г. в стране имелось 4 карловацких прихода. Но евлогианских было гораздо больше – 9 приходов, имевших статус «зарегистрированных объединений» со времен Веймарской республики, и 4 незарегистрированные общины. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерейский Синод назначил архиеп. Тихона председателем Ученого Комитета при Синоде. Принимал он в 1938 г. живое участие в работах Второго Всезаграничного Собора Православной Церкви. Состоя одним из помощников секретаря Собора, хорошо помню его работу тогда. Выступал владыка Тихон при обсуждении вопроса о невозможности православным русским людям быть членами сообщества франк-масонов. По протоколу заседания от 10/23 августа владыка поведал следующее: «Он вспоминает, как в 1924 г., после хиротонии его, масон высокой степени приезжал к нему во фраке и цилиндре убеждать его вступить в масонство. Он говорил, что ложа его состоит только из христиан и монархистов. Масонство, якобы, убедилось, что коммунизм не оправдал надежд. «Вы не стесняйтесь, что Вы – епископ», говорил он. «У нас есть люди с высоким иерархическим положением. Клятв от Вас не требуется, только не боритесь против нас». («Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939 г.»). Любил я навещать дорогого владыку Тихона в монастыре, много назидательного воспринимая от умного, духовного склада, образованного архипастыря. Помню наши прогулки в окраинах монастыря. Это были наши последния встречи в жизни. С приближением красной армии к Белграду, он, вместе с митрополитом Анастасием, в августе 1944 г. покинул Белград. С недолгой остановкой в Вене, где ими переживались бомбардировки, они уехали в Карлсбад. Оказавшись вскоре сам беженцем, я, при посещении там владыки Анастасия, не застал в живых дорогого архипастыря-друга. Материальное положение его там было тяжелое. Отравившись испортившейся от времени пищей, он преставился 11 февраля 1945 г. Много раз, в особенности в последние годы, скорбно размышлял я о том, сколько пользы он мог бы принести нашей Церкви. Н. Тальберг. Читать далее Источник: «Луч света». Учение в защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия. В двух частях: Часть вторая. /Собрал, перепечатал и дополнил иллюстрациями Архимандрит Пантелеимон. — Издание второе . — Jordanville: Издание Свято-Троицкого Монастыря, С. 401-407. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Активную помощь эмигрантам из России оказывала и Болгарская Церковь . Архимандрит Стефан (Шоков) (будущий митрополит, экзарх Болгарской Церкви) в 1920 г. принимал участие в создании Русско-Болгарского культурно-благотворительного комитета, который помогал беженцам. Архимандрит Стефан стал председателем этой организации. Кроме того, Синод Болгарской Церкви издал Окружное послание, в соответствии с которым, должны были организовываться епархиальные комиссии, для помощи русским эмигрантам. Вскоре после своей архиерейской хиротонии, в мае 1921 г. епископ Стефан стал верховным комиссаром по вопросам русских беженцев и болгарским представителем в Верховном комиссариате Лиги Наций. На этом посту епископ Стефан приложил немало усилий для того, чтобы Болгария приняла как можно большее количество русских изгнанников, указывая, что эта помощь, впоследствии, стократно окупится освобожденной, возрожденной Россией 107 . Справедливости ради, надо отметить, что впоследствии, помощь Болгарии русским беженцам значительно уменьшилась. В середине 1920-х годов многие русские остались без работы и были вынуждены покинуть страну, причем, некоторые, не видя выхода, морским путем бежали в СССР. Однако, такая политика болгарского правительства была связана с тяжелым экономическим положением, в котором оказалась страна 108 . Тем не менее, русская община в Болгарии продолжала оставаться достаточно крупной. Образовалось в Болгарии и несколько русских приходов, разбросанных по всей стране. Самая большая православная русская община сложилась в Софии. Центром общины стал посольский храм святителя Николая Чудотворца, настоятелем которого был архимандрит Тихон (Лященко), впоследствии, архиепископ Берлинский и Германский. В 1921 г. архимандрит Тихон был переведен в Берлин на должность настоятеля Воскресенской церкви. Поскольку Болгария в тот период находилась в ведении архиепископа Евлогия (Георгиевского), именно от него зависело, кто заменит архимандрита Тихона в Софии 109 . Весной 1921 г., проживавший в Болгарии русский дипломат А.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Он вывез за границу чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери, которую стали называть «Одигитрией русского рассеяния». Архипастырь сопровождал этот образ в поездках по приходам Зарубежной Церкви. Немало русских священников, служивших в Югославии, перешли в подчинение Сербской Церкви. В ведении РПЦЗ в этой стране оставалось около 10 приходов. В 1924 г. в Белграде была построена небольшая Троицкая церковь , ставшая главным собором РПЦЗ и духовным центром русской эмиграции. Несколько русских иерархов оказалось в Болгарии. Это были архиепископы Феофан (Быстров) , впоследствии переехавший во Францию, Дамиан (Говоров), известный основанным им пастырским училищем, а также архиепископ Серафим (Соболев) . Последний был духовным чадом оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова), в эмиграции сблизился с афонскими монахами. Святитель Серафим был известен и как ревностный защитник православия, и как чудотворец, чья молитва нередко возвращала к жизни и безнадежно больных. В Ладомирове (Словакия) был образован издательский центр РПЦЗ. Работу возглавил архимандрит Виталий (Максименко) , освобожденный из польской тюрьмы. Типография переросла в целую монастырскую обитель преподобного Иова Почаевского . Духовником монастыря стал афонский старец Кассиан (Корепанов). Монастырь святого Иова снабжал русскую церковную эмиграцию богослужебной литературой, календарями, молитвословами. Здесь же издавалась и газета «Православная Русь». После ухода из РПЦЗ митрополита Западноевропейского Евлогия часть приходов в Западной Европе предпочла остаться в ведении Зарубежного Синода. Во Франции епархией РПЦЗ управлял архиепископ Серафим (Лукьянов), в Германии – архиепископ Тихон (Лященко). Развивалась церковная жизнь в Китае. Архиепископом Пекинским был Иннокентий (Фигуровский), оставшийся в истории как деятельный миссионер и блестящий специалист по китайскому языку: за советом к этому иерарху обращались даже китайские лингвисты. После смерти митрополита Иннокентия в 1931 г. Пекинскую кафедру занимал епископ Шанхайский Симон (Виноградов), возведенный в 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оценка роли Р.О.А. грядущими поколениями будет зависеть от судьбы самой России». 901 Трагедия Русской эмиграции 1930-х годов заключалась в том, что она оказалась между двух огней: с одной стороны, её разлагали и пытались использовать в своих целях агенты НКВД, с другой – на неё имели собственные виды вожди рейха. Надо ли говорить, что и те и другие оказывали давление на бесправных, отчаявшихся, забытых мировым сообществом людей. В этой ситуации лишь немногие из Русских эмигрантов сумели продолжить общественную деятельность, сохраняя политическую и духовную независимость. В Августе 1938 года Карловацкий Собор принял резкое постановление против митрополита Евлогия. 902 А осенью был уволен на покой епископ Тихон (Лященко) и на его место назначен Серафим (Ляде) с титулом епископа Потсдамского. Между тем борьба за переход «евлогианских» приходов в ведение Карловчан в Германии вступила в решающую фазу. Вот как характеризовал её митрополит Евлогий: «Немцам хотелось показать, что этот переход будет совершён добровольно, а не под насильственным давлением. Священника призывают в Министерство культов и там всячески уговаривают, даже с угрозами, чтобы они вместе с прихожанами переходили в Карловацкую юрисдикцию... Митрополит Анастасий пишет мне письмо («словеса лукавствия»...), что в моих приходах причты готовы меня покинуть и слово теперь только за мной, чтобы переход закрепить формально. Я отвечаю, что в вопросах веры и Церкви я больше всего ценю свободу совести; мои прихожане уже определили себя в Церковном отношении, их позиция мной одобрена, и я не считаю себя обязанным ломать их Церковные убеждения... Наших священников начинают вызывать в гестапо, изводят допросами... Будем бороться до конца, нас могут взять (как уже и берут) только насилием, и пусть на совести тех, кто прибегает к такого рода средствам, останется это недоброе, не Христианское, не Церковное «душеводство». 903 История Карловацкой юрисдикции в предвоенный период характерна постепенным ослаблением связей с Московской Патриархией. Если в первые годы во всех храмах Зарубежной Церкви поминалось имя Патриарха Тихона, а позднее – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Крутицкого), то Декларация митрополита Сергия с непременным требованием лояльности советской власти делали невозможным дальнейшее подчинение Московской Патриархии. Естественно, с годами к чувству духовной независимости подмешалась и доля гордыни, чрезмерная уверенность в собственном приоритете и даже полное неприятие Церкви Московской Патриархии, как «Сергианской ереси», что мы, к сожалению, и наблюдаем в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доминирование Церкви над государством архиепископ также отвергал, но все же настаивал, что царская власть должна согласовывать свои действия с Церковью. Подтверждение тому он находил в словах таких святых, как Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , Иоанн Дамаскин и Иоанн Рыльский. Симфония Православной Церкви и монархии – вот основы русской идеологии. Так понимал ее архиепископ Серафим. Своих идей архипастырь не скрывал. В ноябре–декабре 1921 г. он принял участие во Всезарубежном (Карловацком) Соборе Русской Зарубежной Церкви. Среди решений этого Собора было осуждение социализма как антихристианского учения. Собор известен также своим «Посланием к чадам Русской Церкви», где содержался призыв молиться о воцарении в России монарха из династии Романовых. Этот призыв вызвал серьезные споры и разногласия среди делегатов, но был принят большинством голосов. Среди голосовавших «за» был и епископ Серафим (Соболев) . Социализм архипастырь называл «дьявольским учением» и считал, что Церковь должна осудить его как антихристианское явление. Другого пути, кроме монархии, иерарх для России не видел. Вне всякого сомнения, архиепископ с большим воодушевлением голосовал на Втором Всезарубежном Соборе 1938 г., где о монархии говорилось как о будущей форме правления освобожденной России. О царе-страстотерпце Николае II архипастырь всегда отзывался с большим уважением, которое заметно и в его сочинениях. Нужно отметить, что довольно долгое время владыка Серафим, как, впрочем, и некоторые другие архиереи русского зарубежья, не верил в гибель семьи императора. Действительно, в это бесчеловечное убийство поверить было трудно. Тем более в эмиграции постоянно возникали слухи, что кто-то из царской семьи сумел спастись. Карловацкий Собор 1921 г. не назвал имени будущего императора только из-за неизвестности судьбы членов царской семьи. Среди тех, кто верил в ее спасение, были императрица Мария Феодоровна и сестра императора Ольга Александровна. До 1927 г. обычным делом было подавать записки о здравии царской семьи, а епископ Берлинский Тихон (Лященко) в марте 1927 г. не только молился о здравии императора, но и публично выражал надежду, что его семья выжила. До конца дней своих в спасение царской семьи верил и архиепископ Феофан (Быстров) . Некоторое время такие надежды теплились и у членов Архиерейского Синода Зарубежной Церкви. Только в 1927 г. Синод запретил служить молебны о здравии царской семьи, причем запретил только архиереям, а не священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Митрополит Келадион вручил Владыке Нестору часть Животворящего Креста Господня и наградил его орденом «Крест Живоносного Гроба Господня». Архиепископ Анастасий благословил Владыку и через него всех чад Православной Церкви Дальнего Востока частицей мощей Патриарха Гермогена Московского . Вернувшись в Харбин, архиепископ Нестор читает лекции об Италии и Святой Земле. Первая лекция состоялась в самом большом зале Харбина – в театре «Весь мир» при переполненном зале и была посвящена описанию путешествия. В том же году весь православный Харбин встречал святые мощи святителя Арсения Сербского. Лето 1934 года ознаменовалось новым этапом в процессе разделения Русской Церкви. 22 июня вышло Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и при нем Патриаршего Синода «О Карловацкой группе». «Пять лет мы напрасно ожидали, – говорилось в нем, – вразумления карловчан. 23 марта 1933 года 311) я просил Святейшего Патриарха Сербского быть посредником в наших переговорах с карловацкими архиереями и своим авторитетом повлиять на них в благоприятном смысле. Святейший Патриарх принял на себя этот братский труд. Прошел еще год. И вот посланием своим от 25 мая сего года за 448 Святейший Патриарх сообщил мне, что Карловацкий Синод 7 того же мая прислал ему на наше предложение ответ совершенно отрицательный: они теперь не только не подчиняются, но уже не считают для себя возможным и какое бы то ни было соглашение со мною под довольно избитым предлогом моей якобы несвободы в словах и действиях». 144 Далее митрополитом Сергием запрещались архиереи и клирики, находящиеся с ними в общении: митрополит Антоний (Храповицкий) , архиепископ Анастасий (Грибановский) , архиепископ Серафим (Лукьянов), епископ Тихон (Лященко). Далее отдельным предложением следовали слова: «Подлежит запрещению и епископ Нестор (Анисимов) : однажды осудив Карловацкую группу и принесши раскаяние перед Патриархией, он снова оказывается деятельным членом прежней группы». (Необходимо заметить, что права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя на запрещение иерархов были весьма сомнительными, так как был жив митрополит Петр и, несмотря на жесточайшее давление властей, от руководства Русской Церковью не отказывался.) 10 сентября 1934 года Архиерейский Синод особым постановлением отверг указ митрополита Сергия о запрещении в священнослужении карловацких архиереев. В эти годы окончательно выявилось и было оформлено с обеих сторон трагическое разделение единой Русской Церкви на долгие десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во второй половине сентября угроза Белграду со стороны советской армии стала очевидной, и Синод смог наконец при поддержке РКМ, посылавшего тревожные телеграммы в различные ведомства, переехать в Вену. В информационной записке МИД от 19 сентября говорится, что митр. Анастасий в сопровождении 14 персон прибыл в Германию и его нельзя размещать совместно с епископами, эвакуированными из восточных областей. Согласно заметке Колрепа от 22 сентября пригороды Берлина в качестве места размещения отвергались из-за близости к резиденции митр Серафима. Старая политика изоляции Синода и митр. Анастасия лично давала себя знать и за 7 месяцев до крушения Третьего рейха. В конце концов 10 ноября служащие и члены Синода поселились в Карлсбаде, где 11 февраля 1945 г. скончался бывший архиепископ Берлинский и Германский Тихон (Лященко) 457 . В Германии митр. Анастасий несколько раз встречался с генералом Власовым, благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 г. митрополит присутствовал в Берлине на торжественном собрании, посвященном провозглашению Комитета освобожденных народов России (КОНР) и 19 ноября выступил в берлинском соборе со словом, посвященном учреждению комитета. В заявлении канцелярии Архиерейского Синода 1947 г. утверждалось, что «в последний момент военных действий» у РКМ возникла мысль о созыве Собора всех зарубежных русских епископов различных юрисдикции «якобы для выражения общего их протеста против угнетения Церкви со стороны советской власти». Далее в заявлении говорится: «За этим формально выстроенным поводом к созыву Собора у правительства, несомненно, скрывались и другие, ему одному известные виды и надежды на Собор русских епископов. В предвидении этого Архиерейский Синод не пошел навстречу желаниям правительства в осуществлении такой задачи. Собор так и не был созван» 458 . Хотя архивные документы на этот счет в просмотренных фондах отсутствуют, теоретически такая попытка со стороны германских ведомств, проявлявших интерес к Русской Церкви вплоть до мая 1945 г., не исключается. В связи с новым приближением советских войск митр. Анастасий и служащие Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию, где их застал конец войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010