В 1933 году В. Д. Айналов опубликовал текст рукописи 4523 из бывшей библиотеки духовной семинарии в Симферополе, якобы воспроизводящий надпись на обороте Тихвинской иконы Божией Матери с упоминанием иером. Игнатия Грека " из монастыря Михаила Архангела " . Опираясь на это сомнительное свидетельство, имеющее черты подлога, В. И. Антонова сочла факт существования иконописца Игнатия Грека доказанным и приписала ему икону Божией Матери " Перивлепта " 2-й пол. XIV в. (СПГИАХМЗ). Исторически достоверные работы Игнатия Симоновского неизвестны. В " Описании о российских святых " (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) сказано, что " преподобные отцы Варфоломей блаженный, келарь Иоанн Златый и Игнатий иконописец преставишася в лето 6950 (1442) положены в Москве в Симоновом монастыре " . Образ святого встречается на иконах Собора Московских святых, напр. на переводе с иконы не ранее второй половины XVII века, выполненном В. П. Гурьяновым. Игнатий изображен в составе 37 святых, в 1-м ряду снизу справа, вместе с преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом,- оглавно, старцем с клиновидной бородой средней длины, с небольшой залысиной на лбу, на нимбе подпись: «пр. Urhamiй Иконописецъ» . Литература Использованные материалы   Пространная редакция монастырского устава, нач. XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле»   Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота//ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 552   ПСРЛ. 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505   цит. по: Барсуков. 1882. Стб. 206; см.: Ровинский. 1856. С. 146 (назван Игнатием Златым)   Снегирёв И. М. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. C. 26; то же см.: Ровинский. 1856. С. 150   Собко. 1895. Стб. 445-446   НПЛ. С. 348   Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. B.; Lpz., 1933. S. 91-92   С. 72; Барсуков. 1882. Стб. 86   см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617 Редакция текста от: 09.08.2020 08:51:19

http://drevo-info.ru/articles/13679753.h...

М. Пупышев, состоялось лишь 9 сентября 1868 г. Благотворитель, купец первой гильдии, И. И. Стахеев (брат Г. И. Стахеева) истратил на строительство обители и последующее содержание монашествующих свыше 1 млн. руб. Жертвователями монастыря были также Д. И. Стахеев и П. К. Ушаков. В 1857-1868 г.г. по проекту известного петербургского архитектора Г. А. Боссе в Елабужском монастыре был возведен пятиглавый трёхпрестольный каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с четырёхъярусной надпапертной колокольней, освященный 9 сентября 1868 г. архиепископом Вятским Аполлосом (Беляевым). Приделы были освящены в честь Иоанна Предтечи и великомученицы Параскевы Пятницы. В монастыре также были выстроены два трехэтажных каменных сестринских корпуса - северный и восточный. В северном корпусе размещалась монастырская больница с домовой церковью во имя великомученицы Варвары (1872). К западу от собора находился 2-х этажный дом игуменьи; в одной линии с этим домом, к югу от восточного корпуса - полутораэтажный дом монастырских служителей. Имелись также каменные просфирня и гостиница, три деревянных флигеля. Территория монастыря обнесена каменной стеной, при вратах которой 18 августа 1869 года была освящена часовня. На территории обители имелись также хозяйственный двор, огород, фруктовый и ягодный сад. Рядом с ним - кладбище для монахинь и благодетелей обители. Предположительно, за алтарем главного храма в 1926 г. была похоронена почетная гражданка города, благотворительница обители Глафира Федоровна Стахеева, построившая в 1903 г. Елабужское епархиальное женское училище. Среди святынь монастыря почиталась принесенная в 1869 году икона Божией Матери «Достойно есть» - копия с чудотворной иконы, хранящейся на Святой Горе Афон. К началу XX в. обитель была крупнейшей в Вятской епархии. Елабужский монастырь возглавляли с 18 апреля 1868 г. постриженица Кирсановского Тихвинского монастыря Тамбовской губернии игумения Анфия (1822-1890), с 1889 г. - игумения Елисавета (Симонова), затем игумения Ангелина (Багаева). Первый монашеский постриг шести сестер состоялся 27 и 28 июля 1869 года. В 1869 году в монастыре проживало 106 насельниц, в 1877 г. - 130, в 1884 г. - 159, 1893 г. - 255, в 1900 г. - 273 насельницы. Среди монахинь представители самой многочисленной социальной группы населения - крестьянства - составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц и ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г.

http://sobory.ru/article/?object=10275

После пережитого морового поветрия 1771 года, когда монастырь был обращён в карантин, в обители всё-таки проводились отдельные ремонтные работы. Так, 16 декабря 1773 года в Синодальную контору поступило прошение архимандрита Симонова монастыря Амвросия с братиею: «В монастыре имеется с поля над воротами церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в коей за многопрошедшими годами царские двери и иконостас обветшали... на престоле и жертвеннике срачицы и одежды весьма истлели. Просим дозволения вместо имевшегося иконостаса и икон на счет доброхотной дательницы вдовы генерал-поручика Екатерины Ивановой Чернцевой вновь сделать царские двери и весь иконостас, в иконостас написать местные и прочие иконы, одежды и срачицы сделать новые»; по возобновлении, Знаменская церковь освящена 22 июня 1774 года архимандритом Амвросием. В описи 1783 года, выполненной по храмам монастыря незадолго до временного его упразднения в 1788 году, церковь значится как «Церковь каменная над монастырскими полевыми воротами во имя Знамения Пресвятыя Богородицы». В описи 1804 года упоминается фасадная деталь - фонарь, - которую трудно определить однозначно: «... Над восточными монастырскими вратами церковь Знамения пресвятыя богородицы каменная на оной одна глава. На главе крест железной. Глава и фонарь крыты жестью а церковь и олтарь железом листовым». В конце XVIII -начале XIX века в ней происходят очередные ремонтные работы, после чего, по сведениям П. Паламарчука со ссылкой на рукопись М.И. Александровского, церковь «около 1818 г. переименовали в Тихвинскую». 7 сентября 1831 года «Указом Синодальной Конторы, по доношению Архим. Мельхиседека, упразднена церковь Тихвинской Божией Матери, что на восточных вратах». Вскоре было выдано разрешение «выстроить на месте старой новую каменную церковь Николая Чудотворца с больничными покоями при ней». В деле упоминается архитектор Болотов, но В.И. Троицкий и С.А. Торопов, как говорилось выше, считали, что перестройка церкви осуществлена в 1834 году архитектором Е.Д. Тюриным. В работе М.С. Дьяконова в кратких справках об упомянутых архитекторах нет сведений об их работе при перестройке надвратной церкви. Нет таких сведений и в биографическом словаре «Зодчие Москвы времен эклектики, модерна и неоклассицизма».

http://sobory.ru/article/?object=39883

Закрыть itemscope itemtype="" > 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь 09.11.2006 611 Время на чтение 8 минут Алкоголизм и наркомания - проблемы номер один в нашей стране. От этих недугов страдают сотни тысяч семей, погибает будущее России. И вполне естественно, что Православная Церковь, как прибежище милосердия и сострадания, пытается помочь государству в решении таких сложнейших вопросов. Для этого некоторые священники прибегают к помощи различных врачей, центров и фондов борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Цель, безусловно, преследуется благая. Однако загвоздка в том, КАК, КАКИМИ средствами некоторые представители Церкви добиваются намеченного. Так, некоторые православные священники заимствуют опыт протестантов в реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом. Как отметил насельник Данилова монастыря иеромонах Иона (Займовский), уже в ближайшее время планируется организовать реабилитационные группы " Анонимных алкоголиков и наркоманов " при большинстве московских храмов. Основой реабилитации является работа по 12-шаговой программе, которая широко используется в зарубежных странах. Суть этой методики в том, что группы больных пытаются посредством бесед и совместных молитв, (как правило, недогматических) избавиться от своей зависимости. Многие верующие считают подобную практику недопустимой для православного человека, тем не менее, некоторые батюшки полагают, что ничего страшного в этом нет. " Ну, встали в круг, ну, объединились. Молитва, конечно, имеет форму протестантскую, но все же мы молимся Богу своими словами " , - говорит о. Алексей (Поликарпов) из Данилова монастыря. Видимо, такого же взгляда придерживается большинство насельников обители, так как группы самопомощи алкоголикам и их родственникам действуют при монастыре уже более четырех лет. Также как и при храмах Малое Вознесение и Тихвинской иконы Божией Матери в бывшем Симоновом монастыре. Причем, в эти группы самопомощи могут входить как православные, так и католики, и протестанты и даже атеисты. По выражению о. Ионы (Займовского), " принадлежность больного к Православной Церкви не является обязательной " . Однако у иерея Богоявленского собора г. Москвы о. Бориса (Обрембальского) иная точка зрения на этот счет: " Православный священник не должен использовать недогматических молитв ни в коем случае. Если приходится работать с людьми далекими от веры, не нужно принуждать их читать молитвы, но постараться деликатно объяснить: так и так, дорогие мои, вы можете просто слушать свое сердце в то время, когда я буду молиться за Вас, но я - священник и служу Богу моему, поэтому я буду молиться так, как заповедано мне Церковью. Уход в какие-то иные формы молитвы, некую совместную эйфорию, медитацию допускать никак нельзя " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/09/...

С музейной экспозицией связана и легенда о якобы существовавшем подземном ходе, ведущем прямо в церковь Рождества в Старом Симонове: «Старожилы столицы вспоминали, что вход в него (музей) был из так называемой Царской трапезной. В правом приделе спускались по винтовой лестнице вниз, затем поворачивали направо, потом налево, снова спускались по лестнице и попадали в коридор, в стенах которого виднелись железные двери. Коридор заканчивался обширным помещением: там, в застекленных нишах были выставлены красочные фигуры христианских святых, выполненные из воска. Вероятно, в музей они попали из костела. В других витринах экспонировалась коллекция старинного русского оружия. Здесь же находились саркофаги с останками героев Куликовской битвы. Из этого подземелья, по утверждению очевидцев, можно было подняться в древнюю (XVI век) церковь Рождества Пресвятой Богородицы, принадлежавшую ранее комплексу Старо-Симо-нова монастыря». Начальную часть описанного маршрута вполне можно интерпретировать так: спустившись со второго этажа южного придела по винтовой лестнице, посетители музея поворачивали направо, к выходу из нижнего этажа придела, а далее могли, в зависимости от сохранившегося в памяти поворота (направо или налево), попадать или в Келарский корпус (в проём на восточном торне) или, через пристройку, следы примыкания которой видны ещё на фотографиях южного фасада трапезной до реставрации, в помещения под трапезным залом. И в том, и в другом случае мог быть проход по лестнице, поскольку нижний этаж Келарского корпуса был засыпан землёй по самые окна. Как уже говорилось, при исследовании откопанного фундамента ограды была обнаружена косая «вылазная калитка» недалеко от юго-восточного угла Келарского корпуса, заглублённая ниже уровня подошвы фундамента стены, что может свидетельствовать о проходящем здесь небольшом овраге. Но других свидетельств о «тайных» ходах локационными приборами пока не обнаружено. Поэтому необходимо согласиться с мнением автора работы: «В 1987 году с целью выявления подземных сооружений в монастыре проводилась биолокационная съемка. Были определены места расположения древних фундаментов, колодцев, какой-то галереи. Автор не склонна принимать на веру данные, полученные «лозоходцами». Эти материалы нуждаются в проверке путем проведения разведочного бурения, закладки шурфов и, наконец, осуществления профессиональных больших раскопок. Только после этого на план Симонова монастыря можно будет нанести подземелья, галереи и т.п.».

http://sobory.ru/article/?object=03318

Икона состоит из единой доски (48,8×40×2,5 см), укрепленной на обороте 2 встречными шпонками (восстановлены в 1998 после возвращения образа в обитель). На основе стилистических особенностей живописи Ватопедская икона датируется 2-й четв. - сер. XVI в. (образ близок по колориту, цветовой растяжке нимбов, темноватой карнации ликов к московским иконам «Богоматерь Тихвинская» и «Свт. Николай Чудотворец» 50-х гг. XVI в. из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР). В рисунке ликов ростовской иконы, написанной, несомненно, рус. мастером, просматривается ориентация на визант. образец палеологовского времени. В 2008 г. икона была украшена серебряным чеканным позолоченным окладом с драгоценными камнями, жемчугом, выемчатой эмалью и эмалями по скани (выполнен на художественно-производственном предприятии «Софрино» РПЦ). По сообщению вкладной надписи, ризу «поставили» в обитель С. Н. Сапронов и С. С. Щербинин при патриархе Алексии II, архиеп. Ростовском и Ярославском Кирилле (Наконечном), игум. Серафиме (Симонове). О появлении Ватопедской иконы у свт. Димитрия Ростовского существует неск. гипотез. Более распространено предание о том, что келейная икона - родительское благословение святому. Согласно др. версии, свт. Димитрия благословил этим образом патриарх Иоаким (Савёлов) за труд по составлению Житий святых, когда в составе свиты гетмана святитель посетил патриарха 13 сент. 1689 г. в Троице-Сергиевом мон-ре (Дневные записки. 1848. С. 489-490). Это предание можно связать со сведениями о том, что выходец из Ватопеда прп. Максим Грек последние годы жизни провел в Троице-Сергиевом мон-ре, где, возможно, остался принадлежавший ему список «О. или У.» и. Кроме того, в дневниках свт. Димитрия упоминается о благословении его в 1700 г. образом Божией Матери (назван московским, очевидно, по происхождению), взятым из алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря, в прошлом был прислан царем Алексеем Михайловичем митр. Киевскому Петру (Могиле) (Там же. С. 499-500). Ватопедская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

В 1989 г. начались ходатайства о возвращении храма верующим, что вызвало протест органов власти. Вопрос решился неожиданно: в шатер колокольни ударила молния и на следующий день колокольня рухнула внутрь, разрушив своды. В таком состоянии его и передали общие. В том же 1989 г. в Приволжске был проведен первый за советский период власти, крестный ход по центральным улицам города. Подворья [ править править код ] Владимирская церковь построена в 1796 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Она имеет два боковых придела - апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Святителя Николая Чудотворца. С 2000 года церковь является подворьем Свято-Никольского женского монастыря. Здесь находится подсобное хозяйство, где монахини содержат кур, гусей, коров, пчел, тем самым обеспечивая обитель и гимназию свежим молоком, сыром, яйцами, медом. На арендуемых монастырем землях ведется заготовка дикорастущих лекарственных трав: кипрея, пижмы, календулы, тимофеевки, полыни горькой, которые идут на приготовление лекарственных препаратов. Оделево - родина блаженного Симона Юрьевецкого, проживавшего в селе до тех пор, пока он не переселился в город Юрьевец. В трех километрах от села бьет святой источник, ископанный блаженным Симоном.. Ныне существующий каменный Преображенский храм построен в 1840-1849 годах на месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря.История основания Спасо-Преображенского монастыря тесно связана с именем святителя Киприана - сподвижника основателя Плеса, Великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского). Имен святитель Киприан, митрополит Московский, является насадителем монашества в нашей землеИзначально в Спасо-Преображенском монастыре, как и в других православных монастырях, существовало кладбище, где погребалась братия обители и ее благодетели. В 1833 году здесь образуется городское Преображенское кладбище, где на протяжении XIX - начала XX века нашли свое упокоение несколько поколений жителей Плеса.Ныне существующий каменный Преображенский в 1840-1849 годах. Храм имел три престола: главный - в честь Преображения Господня, правый - в честь явления (Сретения) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и левый - в честь святителя Николая. К 1911 году при Преображенском храме действовал попечительский совет, решавший вопросы призрения детей бедных родителей и сирот.Храм долго был закрыт. Передан Церкви и освящен в начале 90-х годов. Сегодня в храме, который является подворьем Свято-Никольского монастыря, идут восстановительные работы. Благоустраивается и заброшенное кладбище. Святыни [ править править код ] Источник Тихвинской Божьей Матери Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_жен...

В 1933 г. В. Д. Айналов опубликовал текст рукописи 4523 из бывш. б-ки ДС в Симферополе, якобы воспроизводящий надпись на обороте Тихвинской иконы Божией Матери с упоминанием иером. Игнатия Грека «из монастыря Михаила Архангела» ( Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. B.; Lpz., 1933. S. 91-92). Опираясь на это сомнительное свидетельство, имеющее черты подлога, В. И. Антонова сочла факт существования иконописца Игнатия Грека доказанным и приписала ему икону Божией Матери «Перивлепта» 2-й пол. XIV в. (СПГИАХМЗ). Исторически достоверные работы И. неизвестны. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) сказано, что «преподобные отцы Варфоломей блаженный, келарь Иоанн Златый и Игнатий иконописец преставишася в лето 6950 (1442) положены в Москве в Симоновом монастыре» (С. 72; Барсуков. 1882. Стб. 86). Образ святого встречается на иконах Собора Московских святых, напр. на переводе с иконы не ранее 2-й пол. XVII в., выполненном В. П. Гурьяновым . И. изображен в составе 37 святых, в 1-м ряду снизу справа, вместе с преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом ,- оглавно, старцем с клиновидной бородой средней длины, с небольшой залысиной на лбу, на нимбе подпись: «пр. Urhamiй Иконописецъ» (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617). Ист.: Барсуков. Источники агиографии. 1882. Стб. 86-88, 206; Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 165-172; Сказание о святых иконописцах//Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6. С. 16; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 348-349. Примеч. 2. Лит.: Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до кон. XVII в. СПб., 1856. (ЗРАО; Т. 8); Собко. Словарь художников. 1895. Т. 2. Вып. 1. Стб. 445-446; Антонова В. И. Неизв. художник Моск. Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 569-572; она же. Иконографический тип Перивлепты и рус. иконы Богоматери в XIV в.//Из истории рус. и западноевроп. искусства. М., 1960. С. 106-110; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 394-397; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 118, 205; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 292.

http://pravenc.ru/text/293417.html

Основная часть экспозиции музея, организованного в монастыре, размещалась в Новой трапезной. Экскурсии в нём проводились на высоком уровне. Сохранилось известие, что 11 марта 1928 года тематическую экскурсию «Монастырь-крепость XV в.» проводили такие знатоки истории монастыря, как В.И. Троицкий и профессор С.А. Торопов. Однако возникали и другие планы по использованию большого объёма трапезной. Ещё в 1927 году профсоюз металлистов просил «предоставить Тихвинскую церковь для занятий физкультурой». В одном из помещений в 1928 году работал двигатель: «На этом ветхом своде расположено оборудование мастерской, состоящее из 29 действующих станков с трансмиссиями, 60 тисков и, кроме того, там же находится запас около 300 пудов железа». В результате бесхозяйственного отношения к уникальному памятнику обрушилось парадное северное крыльцо. Сохранились фотографии, выполненные после обвала и датированные 1928 годом. Но на этом дело не закончилось. Осенью 1929 года правление Рабочего дворца «Пролетарская кузница» запросило разрешение «на переоборудование трапезной Симонова монастыря под театр для рабочих Ленинской слободы». В. Суходолов в статье «Кинотеатр в трапезной Симонова монастыря» подробно излагает все перипетии дела с привлечением переписки, сохранившейся в архивах. Первоначальный план устроить в здании театр был отвергнут: «Московское управление строительного контроля... сообщило... что находит нецелесообразным тратить 120 тыс. руб. на переустройство трапезной вместимостью в 428 человек...» Все попытки приостановить бесконтрольное разрушение памятника оказались безуспешными. И декабря 1929 года из учреждения, носившего название Главнаука, в Народный комиссариат по просвещению РСФСР направляется документ, в котором говорится: «... ввиду того что здание трапезной причислено к высшей категории, Главнаука заявляет, что для разрешения проекта требуется ее санкция и просит представить проект на согласование. Основание: «Декрет об охране памятников искусства и старины от 7 янв. 1924 г.».

http://sobory.ru/article/?object=03318

Подробнее о нем см.: Глубоковский Н.Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии (1895–1899 гг.)//Христианское чтение. 1900. С. 421–440. Симонов монастырь – 1-го класса ставропигиальный необщежительный мужской монастырь, основанный в Москве в 1370 г. Феодором, учеником и племянником прп. Сергия Радонежского, впоследствии архиепископом Ростовским. Название получил от инока Симона, в миру боярина Ховрина, пожертвовавшего землю монастырю. Первоначально монастырь находился на месте современного расположения храма Рождества Богородицы (1509) в Старом Симонове. В 1379 г. монастырь перенесли на то место, где находится ныне. Секуляризация монастырей 1764 г. привела к упадку Симонова монастыря. Большинство иноков разбрелись, и во время чумы 1771 г. монастырь упразднили и превратили в чумной карантин. В 1795 г. восстановили. В начале XX в. в монастыре имелось шесть храмов: 1) соборный Успения Пресвятой Богородицы (1379–1405) с приделом Казанской иконы Божией Матери и ризницей (1834–1845); 2) трапезный Тихвинской иконы Божией Матери (1677) с пристроенными приделами (1840) во имя св. мцц. Валентины и Параскевы, св. блж. Василия Московского, прп. Сергия Радонежского, свт. Афанасия Александрийского и мц. Гликерии, прпп. Ксенофонта и Марии; 3) надвратный Спаса Всемилостивого (1593); 4) надвратный свт. Николая (1623) с позднейшими перестройками; 5) больничный прп. Александра Свирского (1700); 6) свт. Иоанна, патриарха Цареградского и блгв. кн. Александра Невского и святых, память которых празднуется Церковью 30 августа (ст. ст.), во втором ярусе колокольни, сооруженной по проекту архитектора К.А. Тона (1835–1839). Высота монастырской колокольни составляла 94,5 м, что на 13,5 м выше колокольни Ивана Великого. В начале XX в. в монастыре подвизались архимандрит, 16 монахов и 6 послушников. В 1923 г. монастырь закрыли и открыли в нем музей «оборонного зодчества». В мае 1929 г. закрыли последний храм монастыря, действовавший как приходский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010