Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Тихвинской Божией Матери в Симоновом монастыре построена около 1677 г. царем Федором Алексеевичем как трапезная для монастырской братии. В Москве она была первой по времени сооружения в стиле барокко. Церковь была освящена во имя преп. Сергия. Пристройка с запада заключает в себе паперть и бывшую палату царя Федора Алексеевича, а над папертью воздвигнута четырехугольная башня, с которой открывается вид на Москву. В 1799 г. устроены приделы: Афанасия Александрийского и Мученицы Гликерии, Ксенофонта и Марии. В 1840 – 43 гг. главный престол переименован в честь Тихвинской Божией Матери, а к восточным углам пристроены приделы: преп. Сергия и Валентина, Параскевы и Василия Блаженного. Главный иконостас был особенно богато украшен царем Федором Алексеевичем, но все драгоценности похищены французами в 1812 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Новая трапезная - крупнейшая крупнейшая сохранившаяся постройка монастыря. Предыстория постройки существующей так называемой Новой трапезной Симонова монастыря прослеживается с 1484/1485 года (6993): «Того же году трапеза каменная на Симонове свершена, иже у врат». Этот факт был введен в научный оборот уже в XIX веке одним из первых исследователей истории монастыря - Н.Д. Иванниным-Писаревым: «... Также много было даяния от Василия Дими-триевича и Иоанна III, который, кроме соборного верха, построил там, в 1485-м, каменную трапезу (она была перестроена при Царе Алексее Михайловиче...)». Имеет смысл принять во внимание также сведения о единовременных с ней постройках: «...в 1485 году была построена трапезная палата, около того же времени были построены на вкладные деньги казначея Ивана III Владимира Ховрина: церковь Преображения, «колокольница» (звонница) и ограда из кирпича». Архитектурный облик и точное местоположение первой каменной трапезной неизвестны, однако некоторые исследователи придерживаются мнения, что она была одностолпной, возведена к западу от собора, то есть у западных ворот с церковью Преображения: «Начиная с 1485 г. и до конца столетия в монастыре были возведены каменная одностолпная трапезная, возможно, соборная звонница и первая каменная ограда. Каких-либо определенных сведений об облике первоначальной трапезной, стоявшей к западу от собора... не обнаружено».

http://sobory.ru/article/?object=03318

Из стен Симонова монастыря вышли многие подвижники и знаменитые церковные деятели. Так следующим после Федора игуменом Симонова монастыря был преподобный Кирилл, затем основавший Кирилло-Белозерский монастырь. Из постриженников Симонова монастыря выбирались, как правило, главы русских епархий. В Симоновой обители подвизался и Иона, впоследствии митрополит всея Руси, при котором была учреждена автокефалия Русской Церкви. По повествованию Степенной книги, именно в Симоновой обители митрополит Фотий увидел знак на Ионе, послуживший основанием для пророчества: «Яко инок сей будет велик святитель во странах русския земли, и многия от неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, и в разум истинный приведет; наипаче же и сему царствующему граду Москве  и прочим градовом многим истинный пастырь и учитель будет». Три всероссийских патриарха — Иов (1587—1605), Гермоген (1606—1612), Иосиф (1642—1652) — начинали свой монашеский путь в Симоновом монастыре. Представители знаменитых родов чаще всего приходили сюда для иноческого жития. Под стенами монастыря вплоть до конца XIX века хоронили представителей дворянской Москвы — здесь был своего рода некрополь старинных дворянских московских фамилий. На протяжение нескольких столетий в монастыре шло энергичное строительство. Сохранившаяся до сегодняшнего дня церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1667 г. царем Федором Алексеевичем, который очень любил Симонов монастырь — рядом с храмом для него были выстроены специальные хоромы. Архитектура храма относится к стилю «московского барокко», что  сказывается в резных белокаменных порталах, оконных наличниках и других деталях. Храм, чудом уцелевший до наших дней, имел многоцветную раскраску, имитировавшую каменную ограненную кладку «в шахмат». Многие монастыри Москвы, к числу которых относился и Симонов, по мнению современных исследователей, играли роль форпостов на южных подступах к столице. Цепь монастырей, прозванных за их назначение «сторожами», образовывала полукольцо, начинавшееся с востока Спасо-Андрониковым, затем по левому берегу Москвы-реки продолжавшееся Новоспасским и Симоновым, на правом берегу — Даниловым и далее Донским и заканчивавшееся Новодевичьим монастырем. Вокруг Симонова монастыря в XVI в. были построены мощные оборонительные сооружения, от которых до сегодняшнего дня сохранились лишь фрагменты крепостных стен, Солевая башня, Кузнечная, башня «Дуло» и «Водяные» ворота. Из построек особенно интересна оставшаяся невредимой при разрушении монастыря угловая башня «Дуло» — многогранная, с накладными лопатками, с рядами бойниц и шатровым завершением. Эта башня неоднократно служила образцом для подражания при строительстве крепостных сооружений.

http://e-vestnik.ru/history/istoriya_sim...

В перспективных планах РБО — полное издание Библии рельефно-точечным шрифтом. Рельефные иконы и план храма на Брайле По данным Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, в Москве и других российских городах сегодня существует 18 православных храмов, где помогают слепым и слабовидящим людям. Эти храмы в большинстве своем «технически» приспособлены для посещения их незрячими прихожанами. Там висят рельефные иконы, которые могут быть изготовлены не только из дерева, но также из камня, гипса, керамики и даже металла. По мнению специалистов, универсальный вариант — это деревянные рельефные иконы, написанные темперой, поскольку они хороши и для зрячих, и для слабовидящих (которые зрительно ориентируются по цветному контуру изображения, а тактильно — по рельефному контуру), и для слепых. Такие иконы можно увидеть в храмах Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья бывшего Симонова монастыря в Москве, Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде, Преподобного Сергия Радонежского в Нижнем Новгороде и в других. Подписи на иконах, а в некоторых храмах — и вся важная информация, дублируются рельефно-точечным шрифтом. Также можно изготовить рельефный план храма с указанием, где находятся алтарь, иконостас, солея, где расположено место для исповеди и т. д. С таким планом незрячим людям будет значительно легче ориентироваться в храме. Все специализированные библиотеки для слепых, которые существуют практически во всех российских регионах, укомплектованы современными брайлевскими принтерами, через которые можно распечатывать любые рельефные тексты, в том числе и с подписями на шрифте Брайля. Это дает возможность каждому храму не только напечатать схемы, но и создать собственную православную библиотеку для незрячих прихожан. Ложная деликатность здесь неуместна Но какими бы ни были продуманными технические приспособления, облегчающие пребывание слепого человека в храме, они не заменят тепла и заботы людей, с которыми он рядом молится на службе.

http://e-vestnik.ru/analytics/molitva_na...

В перспективных планах РБО — полное издание Библии рельефно-точечным шрифтом. Рельефные иконы и план храма на Брайле По данным Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, в Москве и других российских городах сегодня существует 18 православных храмов, где помогают слепым и слабовидящим людям. Эти храмы в большинстве своем «технически» приспособлены для посещения их незрячими прихожанами. Там висят рельефные иконы, которые могут быть изготовлены не только из дерева, но также из камня, гипса, керамики и даже металла. По мнению специалистов, универсальный вариант — это деревянные рельефные иконы, написанные темперой, поскольку они хороши и для зрячих, и для слабовидящих (которые зрительно ориентируются по цветному контуру изображения, а тактильно — по рельефному контуру), и для слепых. Такие иконы можно увидеть в храмах Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья бывшего Симонова монастыря в Москве, Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде, Преподобного Сергия Радонежского в Нижнем Новгороде и в других. Подписи на иконах, а в некоторых храмах — и вся важная информация, дублируются рельефно-точечным шрифтом. Также можно изготовить рельефный план храма с указанием, где находятся алтарь, иконостас, солея, где расположено место для исповеди и т. д. С таким планом незрячим людям будет значительно легче ориентироваться в храме. Все специализированные библиотеки для слепых, которые существуют практически во всех российских регионах, укомплектованы современными брайлевскими принтерами, через которые можно распечатывать любые рельефные тексты, в том числе и с подписями на шрифте Брайля. Это дает возможность каждому храму не только напечатать схемы, но и создать собственную православную библиотеку для незрячих прихожан. Ложная деликатность здесь неуместна Но какими бы ни были продуманными технические приспособления, облегчающие пребывание слепого человека в храме, они не заменят тепла и заботы людей, с которыми он рядом молится на службе.

http://pravoslavie.ru/119838.html

В материалах о ранних этапах строительства в монастыре представлены противоречивые сведения о трапезной в XVI веке. В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали: «В XVI в. казначей Ивана Грозного - Петр Иванович Головин пожертвовал 300 рублей на постройку обширной новой трапезной палаты с церковью, так как прежняя палата 1485 г. при общем количестве к этому времени до 170 «старцев» оказалась тесною... В монастыре в это время перестраивался вновь центральный собор монастыря, Успенский, при чем, для подсобных работ к этой постройке созывались с лошадьми вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. от всех пошлин на царя; строилась громадная трапезная палата с церковью и службами, теперь уже не существующая; построены были каменные хозяйственные здания - конюшня и солодовня». Судя по приведённой цитате, исследователи опирались на определённый документ, но современные авторы исторических справок датируют постройку трапезной то серединой, то первой четвертью XVI века: «... в сер. XVI в. на средства казначея Ивана Грозного Петра Ивановича Головина была построена обширная каменная трапезная, расположенная к югу от собора. Одновременно с ней сооружались конюшня и солодовня. Об архитектуре монастырских зданий, построенных в 1-й пол. XVI в., нет никаких определенных сведений». «В первой четверти (XVI) века на средства казначея Василия III - Петра Ивановича Головина - была построена обширная каменная трапезная, располагавшаяся (в отличие от первоначальной) к югу от собора». Неопределённость сведений ставит под сомнение достоверность факта постройки нового здания трапезной и даёт возможность предположить, что в XVI веке могли быть предприняты перестройка, расширение или ремонт трапезной, выстроенной в 1485 году. Что касается её местоположения, то позицию «у врат» - западных ворот - по генеральному плану монастыря можно определить и как «западнее» собора, и как «южнее» него. На иконе, хранящейся в Музее «Коломенское» и опубликованной О.А. Поляковой, небольшие объёмы «поварни» и «хлебного двора» изображены стоящими у западной степы монастыря среди иных невысоких построек. Поскольку икона, датируемая XVIII веком, по составу изображений монастырских построек, скорее всего, является списком или повторением более ранней, можно предположить, что старая трапезная, разобранная при строительстве повой, находилась где-то рядом с поварней и хлебным двором, что не противоречит и сообщениям текстов.

http://sobory.ru/article/?object=03318

А вот другая ситуация: незрячий преподаватель Константин Зобов объясняет тотально слепоглухой псковитянке Ирине Экимашевой, как работать с брайлевским компьютерным дисплеем. Речь у Ирины более или менее сохранная, а слова ей передают тактильной азбукой в ладонь. Процесс, который решил сфотографировать корреспондент ЖМП, нежданно прерывается возмущенным замечанием ученицы, поразившим отца Льва: «Ой, зачем меня снимать?! Я же в домашнем халате!» Константин Владимирович тоже раскрыл было от удивления рот, но тут же сообразил, в чем дело: «Она реагирует на вспышку углом одного из глаз, а шум распознает через слуховой имплантант». Помимо разнообразных программ компьютерного обучения огромное внимание в Доме слепоглухих уделяют занятиям в так называемой творческой мастерской. Когда в гостях оказался корреспондент ЖМП, тут плели коврики — каждый свой, чтобы потом соединить их в длинную дорожку. Еще одно важнейшее направление деятельности — изучение волонтерами жестового языка (ЖЯ). Сам священник Лев Аршакян, кстати, изучал ЖЯ здесь же. «Люди с такой инвалидностью взыскуют веры, и мы им очень нужны. Изначально воцерковлены из них, быть может, процентов пять. Но атеистов еще меньше — буквально единицы. Когда мы объясняем нашим подопечным, что они тоже могут общаться с Богом, те ухватываются за эту возможность сразу же. И наша задача — познакомить их с любящим Отцом, Который их слышит. Фактически это катехизация — разумеется, простейшая, на тривиальных примерах, — рассказывает отец Лев. — За месяц, который с нами находятся слепоглухие, мы объясняем им, что такое церковные таинства, исповедуем их, причащаем и советуем обращаться, когда они вернутся домой, в ближайший храм. Конечно, мы успеваем дать лишь первичные знания. Настоящая духовная жизнь начнется у них на приходе». Чужие к нам не ходят! Слепоглухие верующие помогли духовно вырасти общине глухих и слабослышащих при храме Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря , считает настоятель созданного здесь Патриаршего подворья протоиерей Андрей Горячев: «Когда в начале 2000-х годов эти люди впервые оказались у нас в гостях, я даже поразился энергии и одновременно деликатности, с которой наши постоянные прихожане принялись им помогать. Ведь традиционный, вышедший из советской эпохи инвалид по слуху привык к стереотипу: общество мне должно, дайте! И увидеть, что кому-то рядом нужна твоя поддержка, что кто-то страдает сильнее, крайне полезно для души. За четверть века наша община серьезно изменилась, прежде всего духовно. Теперь уже от прихожан не услышишь фразу «Нам труднее всего».

http://e-vestnik.ru/society/cerkovnaja_r...

В докладе сопредседателя секции Татьяны Зальцман акцент был сделан на осмыслении роли священников в становлении и развитии проектов помощи людям с инвалидностью. Были рассмотрены следующие вопросы: как согласовывать социальную деятельность с богослужебной жизнью; как оставаясь пастырем, руководить командой проекта и контролировать бюджет; где всему этому может научиться священник, который только начинает социальное служение на приходе или в своей епархии. «От взаимодействия священников и священноначалия с мирянами будет зависеть, как дальше будет проходить становление церковной социальной деятельности - будет ли она расширяться или, наоборот, сужаться, особенно это будет касаться тех направлений, которые требуют профессионализма и специальных знаний, что характерно для работы с людьми с инвалидностью», — отметила Татьяна Зальцман. Также на секции были затронуты вопросы создания инклюзивных центров на базе православных приходов, организации трудовой занятости людей с инвалидностью в условиях мастерской и на дому, организации системной помощи тяжелобольным людям, молодым людям с РАС и другими ментальными нарушениями. 27 января в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря состоялся круглый стол, посвященный теме просветительских и образовательных проектов для глухих, слабослышащих и добровольцев в интернет-пространстве. Перед его работой была совершена Божественная литургия с переводом на русский жестовый язык.  С докладами на круглом столе выступили священнослужители, переводчики жестового языка и добровольцы из Москвы, Вятки (Кирова), Йошкар-Олы, Новосибирска. В выступлениях были затронуты вопросы особенностей проповеди на русском жестовом языке (РЖЯ) в интернете, преподавания жестового языка и трудности перевода богослужебных текстов на РЖЯ. Кроме того, докладчики поделились своим опытом ведения телеграм- и Уоитиве-каналов, продемонстрировали видеоконтент, над которым трудятся, и рассказали, с какими сложностями сталкиваются в работе.

http://patriarchia.ru/db/text/6099230.ht...

В 1933 г. В. Д. Айналов опубликовал текст рукописи 4523 из бывш. б-ки ДС в Симферополе, якобы воспроизводящий надпись на обороте Тихвинской иконы Божией Матери с упоминанием иером. Игнатия Грека «из монастыря Михаила Архангела» ( Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. B.; Lpz., 1933. S. 91-92). Опираясь на это сомнительное свидетельство, имеющее черты подлога, В. И. Антонова сочла факт существования иконописца Игнатия Грека доказанным и приписала ему икону Божией Матери «Перивлепта» 2-й пол. XIV в. (СПГИАХМЗ). Исторически достоверные работы И. неизвестны. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) сказано, что «преподобные отцы Варфоломей блаженный, келарь Иоанн Златый и Игнатий иконописец преставишася в лето 6950 (1442) положены в Москве в Симоновом монастыре» (С. 72; Барсуков. 1882. Стб. 86). Образ святого встречается на иконах Собора Московских святых, напр. на переводе с иконы не ранее 2-й пол. XVII в., выполненном В. П. Гурьяновым . И. изображен в составе 37 святых, в 1-м ряду снизу справа, вместе с преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом ,- оглавно, старцем с клиновидной бородой средней длины, с небольшой залысиной на лбу, на нимбе подпись: «пр. Urhamiй Иконописецъ» (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617). Ист.: Барсуков. Источники агиографии. 1882. Стб. 86-88, 206; Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 165-172; Сказание о святых иконописцах//Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6. С. 16; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 348-349. Примеч. 2. Лит.: Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до кон. XVII в. СПб., 1856. (ЗРАО; Т. 8); Собко. Словарь художников. 1895. Т. 2. Вып. 1. Стб. 445-446; Антонова В. И. Неизв. художник Моск. Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 569-572; она же. Иконографический тип Перивлепты и рус. иконы Богоматери в XIV в.//Из истории рус. и западноевроп. искусства. М., 1960. С. 106-110; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 394-397; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 118, 205; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 292.

http://pravenc.ru/text/293417.html

В Ростове-на-Дону в храме Державной иконы Божией Матери многие прихожане, в том числе дети, выучили жестовый язык, чтобы лучше общаться с глухими прихожанами. Выступление настоятеля храма Державной иконы Божией Матери, духовника общины глухих Ростова-на-Дону иерея Антония Осяка      «На форуме открытием для нас стал опыт молодежного отдела Московского городского отделения Всероссийского общества глухих. Для нас это бесценные знания, которые мы хотим применить у себя на приходе. Не менее значимым для нас стал опыт по работе с глухими детьми», - отметил духовник общины глухих блаженной Матроны при соборе Святой Троицы Ижевска протоиерей Павел Матюшин. Гостями форума стали также актеры Московского театра «Недослов» Nedoslov Russian Deaf Theatre, которые в завершении первого дня форума показали свои творческие номера. «Меня вдохновила и порадовала работа других православных общин. Наше общение и взаимная поддержка единомышленников важна нам, как воздух, потому что в России нас мало. Но вариться только в собственном соку, только среди православных общин, тоже недостаточно. Поэтому я была рада знакомству с артистами театра «Недослов», сотрудниками московского отделения Всероссийского общества глухих», - сказала переводчик жестового языка и церковный переводчик Вятской православной общины глухих и слабослышащих во имя святой царицы Елены Любовь Филимонова. Выступление Надежды Волконской, переводчицы жестового языка и социального работника общины глухих и слабослышащих в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Свято-Троицкого Стефанова монастыря Перми      В заключительный день форума – 27 сентября, в Международный день глухих – состоялась Божественная Литургия с сурдопереводом в храме Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова Монастыря. Здесь в 1991 году была создана первая в России община инвалидов по слуху. Божественная Литургия с сурдопереводом в храме Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова Монастыря в Международный день глухих      Эпидемиологическая ситуация не позволила всем желающим приехать в Москву, но онлайн-трансляция всех мероприятий форума, включая богослужения, позволила быть в курсе того, что на них происходит. Всего в дни форума на сайте http://tihchurch.ru/online/было зафиксировано почти 1000 просмотров мероприятий.

http://pravoslavie.ru/134286.html

В нижнем ярусе сооружения находились въездные ворота на хозяйский двор Карасева. В среднем — три пролета звонницы: один крупный посередине и два меньше слева и справа. На третьем ярусе располагался один небольшой пролет. Венчал сооружение небольшой купол с крестом. Второй ярус по периметру украшен зубчиками в виде ласточкиных хвостов. Это придает сходство с Кремлевской стеной. По своей форме сооружение напоминало колокольню на старообрядческом Рогожском кладбище, но меньших размеров. После революции особняк национализировали, а церковь закрыли. В 1979 году дом снесли. Колокольня сохранилась, но с утратой особняка она потеряла опору и начала разрушаться. Исчезла керамическая облицовка первого яруса, была утрачена черепица, осыпалась штукатурка. Сейчас сооружение находится в аварийном состоянии.           Еще один памятник архитектуры, который готовят к реставрации, — комплекс Симонова монастыря. Он является объектом культурного наследия федерального значения. Специалистам предстоит провести научно-исследовательские работы по восьми строениям обители, возведенным в XVI–XVII веках. Все они находятся в неудовлетворительном состоянии. Это новая и старая трапезные, солодежня, палаты, три крепостные башни: Дуло, Кузнечная, Солевая, а также часть монастырской стены с воротами.      «У этой обители непростая судьба. В 1930-е годы треть строений монастыря была разрушена. Из шести храмов сохранился только один — церковь во имя Тихвинской Иконы Божией Матери. Там проходят богослужения. Из пяти башен крепостной стены остались три. Тем важнее для нас охранить памятники архитектуры, которые уцелели до наших дней. Специалисты в ближайшее время начнут проводить масштабные научно-исследовательские работы», — пояснил Алексей Емельянов. Датой основания монастыря считается 1370 год. Во второй половине XV века обитель входила в систему сторожевых монастырей, охранявших Москву от кочевников. В 1620–1640-х годах были возведены кирпичные монастырские стены с четырьмя воротами и пятью боевыми башнями: Солевой, Кузнечной, Дуло, Тайницкой и Сторожевой.

http://pravoslavie.ru/138650.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010