В 1991 году во время праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Савва освятил первый крест, который был установлен на главном куполе храма. Крест с мячом в своей основе был около четырех метров высоты, а 31 мая 1992 года на четырех меньших куполах были установлены остальные кресты. В 1992 году храм приобрел свой окончательный внешний вид. Пять куполов были покрыты медными декоративными пластинами. Первая Божественная Литургия внутри нового храма проходила во время престольного праздника, 21 сентября 1994 года. На торжественное богослужение прибыл архиепископ Белостокский и Гданьский, Савва, который освятил семь колоколов, изготовленных в городе Воронеж, Россия. 1 августа 1995 года архиепископ Савва назначает протоиерея Анатоля Конаха настоятелем прихода «Святой Софии», протоиерея Анатолия Хайдучене викарным священником, а Димитрия Тихонюка - диаконом. 15 октября 1998 года храм «Святой Софии – Премудрости Божией» посетил Вселенский Патриарх Варфоломей I. Это был его первый визит в Польшу как патриарха. Он прибыл по приглашению предстоятеля Православной Церкви в Польше, а также польского правительства. Патриарха сопровождали митрополит Варшавский и всея Польши Савва, архиепископ Лодзинский и Познанский Симон, архиепископ Перемышльский и Новосондецкий Адам, архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия, архиепископ Люблинский и Холмский Авель, епископ Гайновский Мирон, епископ Супрасльский Иаков, епископ Бельский Григорий Почетного гостя сопровождали также митрополиты греческой церкви. Торжественное освящение храма «Святой Софии» митрополит Варшавский и всея Польши Савва назвал важнейшей частью визита Патриарха в Польше. " Это от вашей Родины, от святых отцов, мы получили фундамент нашей веры " , - сказал митрополит Савва дорогому гостю. Во время торжества в храме «Святой Софии», патриарх рукоположил во священники молодого монаха Георгия (Паньковского), который в 2007 году стал епископом, а в 2010 года стал Православным Ординарием Войска Польского. Митрополит Савва выразил глубокую благодарность общине верующих за неоценимую помощью в строительстве храма, за работу п пожертвования тысячи людей. Особо Патриарх отметил протоиерея Александра Хилимонюка, который одиннадцать лет назад организовал строительство, протоиерея Анатолия Конаха, который продолжает этот труд, архитектора Михаила Балаша, а также профессора Константиноса Ксенопулоса, греческого иконописца из Афин. Приходу «Святой Софии – Премудрости Божией» принадлежат белостоцкие северновосточные рейоны - Багнувка, Ярошувка, Печурки, Выжыны, часть Выгоды. C 1992 года храм Святой Софии становится местом, откуда ежегодно 9 августа отправляется крестный ход, совершается паломничество в Благовещенскую Супрасльскую Лавру на праздник Супрасльской иконы Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=30498

Вначале журнал носил название «Подляский еженедельник» («Tygodnik Podlaski»), выходил под грифом Христианского Общественного Союза и почти не касался непростых вопросов современной православной жизни Польши. В те годы главный редактор журнала Евгений Чиквин вынужден был констатировать: «Современность слишком сложна, чтобы ее сейчас же отображать». С 1991 г. положение быстро меняется. Журнал получает название «Orthodoxia – Православие» становясь одним из самых авторитетных мировых светских православных изданий, в котором доля материалов на актуальные темы все более и более возрастает. Многотысячный тираж журнала расходится не только в Польше, но и в близлежащих государствах, прежде всего в Белоруссии и на Украине; его номера поступают в Россию, их получают подписчики в США, Канаде и ряде других стран. «Orthodoxiju», получившую затем еще одно параллельное заглавие – «Православное обозрение» («Przegld Prawosawny»), читают не одни только православные, ибо, сообразно с концепцией журнала, одна из его задач - информировать широкую общественность в Польше и за ее рубежами «о положении Православия» внутри страны и в мире. Тем не менее освещение проблем собственно польского Православия или Православия в Польше, его судеб и современного состояния являются, пожалуй, основными для журнала. Успех журнала во многом зависит от работы в нем постоянных авторов, светских и духовных особ, живущих в различных уголках Польши и за рубежом, в том числе в Греции и США. В последнее время на страницах журнала особенно остро ставилась тема возвращения государством Православной Церкви Польши зданий знаменитого Супрасльского Благовещенского монастыря, основанного в конце XV в. известным семейством православных белорусских магнатов Ходкевичей. Православные Польши добивались возвращения им этой всемирно известной святыни еще в межвоенные годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Супрасльский монастырь в те годы был передан в ведение Католического костела Польши, а после Второй мировой войны в нем разместился сельскохозяйственный техникум. Сейчас же, несмотря на решение вопроса правительством Польши в пользу православных, с протестом выступил Католический костел, поднялась кампания осуждения действий правительства со стороны польской католической иерархии и светских лиц - католиков, ратующих о невозвращении православным Супрасльского монастыря, Благовещенский собор которого - одна из жемчужин древней сакральной архитектуры Центрально-Восточной Европы - был варварски разрушен в период Второй мировой войны, а ныне постепенно восстанавливается Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Первым храмом, построенным в 1500 г. была деревянная церковь Св. ап. Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус. С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурные стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона в последствии получила название Супральской. В Благовещенском соборе находились два придела - св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм - Воскресения Христова – построен в период расцвета монастыря, а именно в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 г. мастера иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками, выполненными в традиции балканской школы. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 г. в нем был принят новый устав. Переход монастыря в унию не мог не отразится на его духовной жизни. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской. В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 г. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889-1890 гг. была построена церковь св. ап. Иоанна Богослова. В 1901 г. устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого вмч. Георгия.

http://sobory.ru/article/?object=20779

В 1910 г. по благословению Гродненского еп. Михаила (Ермакова) Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий) перенес деревянную раку, в к-рой до 1897 г. почивали мощи святого, вместе с частицей его мощей в Николаевский собор Белостока, в 1912 г.- в супрасльский Благовещенский мон-рь. В 1915 г. рака с частицей мощей была привезена в Москву, в Покровский собор на Красной пл. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. с мощами Г. оказались связаны неск. судебных процессов, прошедших в Москве. Молебны, к-рые служил у раки с мощами Г. настоятель Покровского собора сщмч. Иоанн Восторгов , стали одной из косвенных причин его ареста и последующего расстрела († 5 сент. 1918). В нояб. 1919 г. было возбуждено дело по обвинению настоятеля Покровского собора прот. Иоанна Ковалевского, клирика собора прот. И. Кузнецова, церковных сторожей супругов Мошковых и церковного старосты купца А. Щербакова в контрреволюционной и антисемитской пропаганде и нарушении законов о труде. 5 дек. 1919 г. народный суд приговорил протоиереев Ковалевского и Кузнецова к 5 годам лишения свободы условно, Мошковых - к 1 году лишения свободы условно. Суд также запретил употребление тропаря и кондака Г. «как определенно человеконенавистнических и контрреволюционных». Рака с мощами святого была сдана в Уголовный музей при Главмилиции «как вещественное по преступлению доказательство». Рака представляла собой ковчег ок. 70 см в длину и ширину, высотой ок. 35 см. В ней под стеклом находился написанный на сосновой доске образ Г. В раке была найдена кость размером 2,5 ´ 3,7 см, согласно заключению экспертизы,- «правая боковая часть затылочной кости человека; можно предполагать, что она принадлежала лицу детского возраста» ( И. Ш. Церковники и их агенты перед нар. рев. судом: Отзвуки дела Бейлиса: (Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы «мученика Гавриила»)//РиЦ. 1919. 6/8. С. 62-76). В 1920 г. рака с частицей мощей попала в Музей атеизма, размещавшийся в зданиях закрытого Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ря . Дальнейшая судьба этой частицы мощей Г. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/161257.html

5) Начальники монастырей Литовской епархии получают содержание весьма разнообразное. Древлеправославные монастыри Виленский Святодухов и Пожайский Успенский, имеют штаты, известные Святейшему Синоду, и начальники оных архимандриты Платон и Парфений состоят на окладах, сими штатами им присвоенных. По нахождению Пожайского монастыря среди иноверного населения, архимандрит Парфений не может иметь никакого, или почти никакого дохода, кроме штатного положения; но архимандрит Платон, кроме небольшого штатного жалованья, может иметь до 500 руб. сер. в год из следующей ему третьей части дохода от монастырских имений, домов и плацов, а также церковной кружки, и кроме того получает 1.000 руб. сер. в год по Высочайшему соизволению, изъясненному в указе Святейшего Синода, от 10 марта 1841 года за 2785. Настоятель Сурдецкого заштатного, тоже древлеправославного монастыря иеромонах Моисей, по бедности монастыря, не может иметь значительного содержания, но о количестве такового я не имею нужных сведений. Содержание начальников воссоединённых монастырей Виленского Святотроицкого и Бытенского Петропавловского показано выше под пунктами 1 и 2. Начальником Тороканского Святотроицкого монастыря есть преосвященный Антоний, архиепископ Минский, и мне неизвестно, какой им получается доход от сего монастыря. Начальник Супрасльского Благовещенского монастыря архимандрит Игнатий получает от монастыря продовольствие в натуре и содержание от монастыря, а жалованья получает только 650 р. асс. по званию ректора тамошнего уездного духовного училища. Начальник Гродненского Борисоглебского монастыря архимандрит Игнатий, по бедности монастыря и местным потребностям оного, сколько мне известно, не может даже получать третьей части дохода, впрочем неопределённого, от скудного монастырского фундуша, состоящего только из 127 душ крестьян и 4,500 р. сер. капитала. Наконец, начальник Борунского Покровского монастыря игумен Андрей получает от монастыря продовольствие в натуре и жалованья 650 р. асс. по званию смотрителя тамошнего уездного духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1981 году стал наместником Яблочинского монастыря. В июне 1984 года возведен в сан игумена. В октябре 1984 года назначен настоятелем прихода в Супрасле и начальником здешнего скита. В связи с реституцией Супрасльского монастыря становится его наместником. В 1990 году определением Священного Синода Польской Православной Церкви возведен в сан архимандрита. Благодаря его заботам началась реконструкция Благовещенского собора и ремонт монастырских зданий. В 1993-1995 годах занимал должность духовника Православного братсва святых Кирилла и Мефодия. 10 мая 1998 года был рукоположен во епископа, викария Варшавской епархии. По предложению Священного Синода Польской Православной Церкви, министром обороны Польши епископ Мирон был назначен главой Православного Ординариата Войска Польского, а в день военного праздника 15 августа 1998 года от президента Польши Александра Квасьневского получил звание бригадного генерала (генерал-лейтнанта). 10 мая 2008 года возведён в достоинство архиепископа. Погиб в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года в числе 132 человек официальной польской делегации. Соболезнование Патриархов Александрийского и Московского Предстоятелю Польской Православной Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывающий с визитом в Александрийском Патриархате , выразили соболезнования Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве в связи с гибелью в авиакатастрофе под Смоленском Президента Польши и членов польской делегации, в числе которых — ординарий Войска Польского архиепископ Гайновский Мирон. Его Блаженству, Блаженнейшему Савве, Митрополиту Варшавскому и всей Польши Ваше Блаженство, Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Светлая радость Пасхальной седмицы омрачена для нас известием о страшном несчастье, которое постигло Польшу и братскую Польскую Православную Церковь. Трагическая авиакатастрофа унесла жизни Президента Республики, а также множества ее видных политических и общественных деятелей. Среди погибших — и наш дорогой собрат, православный ординарий Войска Польского, архиепископ Гайновский Мирон. В его лице боголюбивая паства потеряла одного из видных и деятельных иерархов, отдавшего многие годы ревностным трудам в духовном винограднике Польского Православия.

http://pravmir.ru/vladyka-exal-chtoby-sk...

Иконография Г., очевидно, восходит к виду его нетленных мощей, со сложенными крестообразно на груди руками и крестом. В Успенской ц. Заблудува (приходском храме святого) находятся 3 единоличных изображения одного извода: на двусторонней иконе кон. XIX - нач. XX в. Г. представлен поколенно, в белой рубашке с воротничком, подпоясанной оранжевым поясом, в руках сжимает большой деревянный крест, у него юное округлое лицо с короткими волнистыми русыми волосами и высоким лбом, голубые глаза устремлены вверх; фон золотой, надпись славянская. Образ 2-й пол. XIX в. воспроизводит этот же вариант иконографии, но мученик изображен на пейзажном фоне с низкой линией горизонта и голубым небом; он стоит босой на песке и траве; лик славянского типа с прической на прямой пробор исполнен в академической манере; 3-я икона близка 1-й, но является ростовой. Др. иконографический тип - Г. с соединенными на груди крестообразно руками, напр. на иконе 1900 г. из храма ап. Иоанна Богослова супрасльского Благовещенского муж. мон-ря. В ц. св. Космы и Дамиана в Рыболах находится икона XIX в., где в облаках над фигурой св. младенца - поясной образ благословляющего Иисуса Христа с большим крестом. На иконе кон. XIX в. в левом приделе кафедрального Свято-Духова собора Минска Г. в белом одеянии с голубой каймой написан на поземе, украшенном разнообразными травами, руки покоятся на груди. В Почаевской Успенской лавре существует неск. образцов изображения Г. в монументальной декорации храма: мозаика по рисунку Н. К. Рериха 1912 г., осуществленная в материале В. А. Фроловым (см. ст. Фроловы ), на зап. портале Троицкого собора - Г. в розовой рубашке помещен крайним слева среди волынских святых, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери (в сокращенном изводе); роспись на юж. стене интерьера того же храма (выполнена в 70-х гг. XX в., возможно, по эскизам В. С. Щербакова 1912 г.) - с каноническим типом иконографии мученика; композиция с группой чудотворцев XVII в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), - св. младенец представлен в соответствии с хронологическим принципом размещения святых в конце ряда со сложенными в молении на груди руками, смотрящим на зрителя.

http://pravenc.ru/text/161257.html

По сим уважениям я полагаю нужным все монастыри Литовской епархии назначить штатными, с введением их в следующее классы: 1) Виленский Святотроицкий, 2) Виленский Святодухов и 3) Пожайский Успенский, в первый класс. 4) Бытенский Петропавловский, 5) Супрасльский Благовещенский, 6) Гродненский Борисоглебский и 7) Гродненский женский, во второй класс, 8) Тороканский Святотроицкий, 9) Борунский Покровский, 10) Сурдецкий Святодухов и 11) Вольнянский женский, в третий класс. Если по каким причинам окажется совершенно невозможным назначить штатными все означенные монастыри и нужно некоторые из них оставить заштатными и приписными, то в сей крайности можно приписать монастырь Тороканский к Бытенскому, Борунский к Виленскому Святодухову и Сурдецкий к Пожайскому. Долгом, однако же, считаю предупредить, что мера сия, не доставив необходимого пособия приписным монастырям, только затруднит в способах содержания штатные монастыри, и что приписание таковое сказанных монастырей неудобно ещё и по значительному оных расстоянию – так как Торокане от Бытеня находятся в 100 верстах, Боруны от Вильно в 70 верстах, а Сурдеки от Пожайска в 160 верстах. Я скорее предпочёл бы упразднение Виленского Святотроицкого монастыря, нежели Тороканского, Борунского и Сурдецкого. В Вильно имеется монастырь Святодухов, а Святотроицкий там излишний и существование оного нужно разве потому, что по указу Святейшего Синода, от 17 апреля 1840 года за 4155, мне и преемникам моим, Литовским епископам, присвоено звание священноархимандритов Виленского Святотроицкого монастыря. Если бы Святейший Синод признал возможным устранить сие последнее обстоятельство, то Виленский Святотроицкий монастырь следовало бы закрыть совершенно и здания оного с церковью обратить или на помещение в своё время епархиальной семинарии, или на архиерейский дом. Впрочем, сие последнее назначение, по огромности зданий, едва не было бы в тягость архиереям, без особых средств на их содержание, да при том перестройка зданий и церкви соответственно сему предназначению будет стоить почти дороже, нежели приобретение особого архиерейского дома. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 8 февраля за 176, с поименованием Римских монастырей, оказавшихся вредными для воссоединённой паствы по Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С 1635 обитель жила по базилианскому уставу; с 1656 ее возглавляло высшее униатское духовенство. Униаты уничтожили в соборе приделы свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия и у каждой колонны построили католические алтари; заменили древние иконы в серебряных ризах «полотняными итальянскими», о чем с горечью писал знаменитый митрополит Петр Могила. Притесняли обитель и ставшие католиками Ходкевичи, ибо по-прежнему считали ее своей вотчиной. В 1635–1643 или около 1664 резчиком Андреем Модзелевским был изготовлен в Данциге новый резной трехъярусный иконостас с 25 образами. В конце XVIII униатский алтарь века был расписан в «итальянском стиле». К 1645–1652 относится строительство в Супрасле митрополичьих палат, к 1695–1697 – надвратной трехъярусной колокольни «в виде триумфальных ворот» (мастер Маньковский). В 1702 эта колокольня сгорела, но к 1752 была восстановлена. В 1722 Лев Кишка, униатский митрополит Западной России и настоятель монастыря, сделал его центром ордена базилиан и реорганизовал типографию, где печаталась преимущественно духовная литература на церковно-славянском языке. За время своего существования в 1695–1804 типография издала 456 книг. По третьему разделу Польши Белостокская область вошла в составе Пруссии и земли монастыря были конфискованы в казну. В 1797 была учреждена униатская Супрасльская епархия и ее первым епископом стал архим. Феодосий (Вислоцкий). Когда Белостокская область в 1807 отошла к России, униатская епархия через два года была упразднена и присоединена к Брестской. Монастырь стал получать из казны ежегодное содержание. Ему отводилась особая роль – противодействовать переходу местных униатов в католичество. Помимо книгоиздания, это делалось также посредством строгого хранения православных обрядов и богослужебного языка. При воссоединении униатов в 1839 с Православной Церковью обитель пребывала в упадке: собор стоял почти без кровли, в братии состояло всего пять человек. В 1835 в монастыре открылось Духовное училище, но в 1853 его перевели в Гродно. В 1860-е усердием литовских архиереев монастырь получил земельные угодья и щедрые пожертвования, позволившие со временем заняться его благоустройством.

http://sobory.ru/article/?object=19442

Желая, чтобы мысли эти остались навсегда в сердцах и в памяти прописанных в сём рапорте провинившихся учеников, и на деле напомнить им заповедь апостола: Не трудивыйся да не яст, – поручаю вам, преосвященнеший Евсевий: настоящую резолюцию мою объявить всем семинаристам в столовой и в присутствии членов семинарии, перед самым обеденным столом, и затем приказать инспектору вызвать от стола всех провинившихся и поставить их в столовой на указанном вами месте, где они должны стоять в течении целого обеда. Опоздавшие один день должны стоять в один обед, опоздавшие два дня должны стоять два обеда, прочие же должны стоять три обеда. После исполнения сего сдайте, преосвященнейший, настоящую бумагу в правление семинарии, с тем, чтобы оно представило мне своё заключение на счёт взыскания с неявившихся ещё пяти семинаристов. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 19 января за 145, о распределении на существующие ныне монастыри капиталов, отписанных графиней Орловой на монастыри, которые упразднены В исходе минувшего 1848 года поступили в консисторию Литовскую следующие три отношения: 1) Новгородской палаты гражданского суда, о завещанных графиней Анною Алексеевной Орловой-Чесменской в пользу Виленского кафедрального собора 3.000 руб. сер., в пользу попечительства о бедных духовного звания Литовской епархии 6.000 руб. сер., и в пользу четырёх монастырей той же епархии: Виленского Святотроицкого, Виленского Святодухова, Пожайского и Жировицкого, по 5.000 руб. сер. каждому; 2) отношение той же Новгородской палаты о завещанных сказанною графинею Орловою-Чесменскою по 5.000 руб. сер. на следующие три монастыря, принадлежащие прежде Минской епархии, а ныне состоящие в пределах Литовской, то есть: Заблудовский Успенский, Дрогичинский Троицкий и Бельский Николаевский; 3) отношение Минской консистории, которым на основании отношения Новгородской палаты гражданского суда уведомляет о завещанных графинею Орловою-Чесменскою по 5.000 руб. сер. на следующие монастыри, принадлежавшие Минской, а ныне состоящие в пределах Литовской епархии: Брестский Симеоновский, Дисненский Воскресенский, Друйский Благовещенский, Сурдецкий Святодухов, Кронский Троицкий и Евейский Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010