Решением властей Польши древние катакомбы, принадлежавшие православному Супрасльскому монастырю, переданы обители 3 августа 2005 г. 13:30 Решением польских властей Супрасльскому Благовещенскому монастырю переданы принадлежащие обители древние катакомбы. В катакомбах похоронены монахи-основатели монастыря, входившего в состав Киевской митрополии, сообщает Православие.ru . Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. в резиденции литовского маршала Александра Ходкевича в Грудке. Однако близость ко двору воеводы мешала монашеской жизни, поэтому в 1500 г. братия монастыря переселилась на берег реки Супраслянки. Монастырь, как и родовое имение Ходкевича, входил в состав Киевской митрополии. Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Иларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. С 1631 г. монастырь все же оказался в подчинении униатскому митрополиту до тех пор, пока в 1824 г. супрасльские монахи не выразили добровольного желания вернуться в лоно Православия. Возвращение произошло после Полоцкого собора в 1839 г. В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После образования самостоятельного Польского государства по окончании Первой мировой войны местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе, братия изгнана из монастыря, а православный приход в Супрасле вскоре перестал существовать. Приходская жизнь в обители возобновилась лишь в 1958 г., когда после многих прошений власти вернули храм св. Иоанна Богослова православным. В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего монастырского комплекса. Решением Совета Министров Польши от 1993 года монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г. Просьба о передаче Православной Церкви древних катакомб рассматривалась с 1997 года. Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31073.html

В 1593 году книжник Иван Проскура написал в монастыре житие Святого Сергия Радонежского. Благодаря стараниям братии было создано и переписано множество произведений в защиту православной веры на территории Польского государства, среди которых «Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере», а также появившееся в 1570 году стараниями супральского книжника Евстохия «Списание против лютров». Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь некоторое время именовался лаврой. С 1635 по 1824 годы монастырь находится под унией. В 1824 году монахи Супрасльского монастыря выразили добровольное желание перейти в православие. Официальный переход в православие был закреплён Полоцким собором 1839 года. В 1887 году стены Благовещенского собора были очищены от побелки и храму отчасти был возвращён первоначальный вид. В 1889—1890 годах в монастыре была выстроена Церковь Иоанна Богослова. В 1901 году в монастыре было устроено новое православное кладбище, на котором была возведена Георгиевская церковь. В 1915 году в связи с развернувшейся войной был издан указ об эвакуации жителей города Супрасля вглубь России. Уезжая из Благовещенского монастыря, монахи взяли с собой Супрасльскую икону и некоторую церковную утварь. После образования самостоятельного Польского государства территория монастыря не была передана церкви. В 1919 году Благовещенская церковь была закрыта и опечатана, а монастырь перешел в ведение государственного казначейства. В 1922 году в бывших зданиях монастыря обосновалась школа. Православный приход в городе Супрасле также перестал существовать. Храм Иоанна Богослова был отдан католикам. В 1935 году некоторые здания монастыря получили в аренду салезианцы, приспособившие Иоанно-Богословский храм под гимнастический зал. В 1939 году монастырь оказывается на территории Советского Союза. В Благовещенской церкви были устроены мастерские и кузница, в Богословской церкви — столовая и кухня. В октябре 1939 года был расквартирован 4-й мотоциклетный полк РККА. В Благовещенской церкви командованием полка был устроен спортивный зал. Были построены деревянные парковые сооружения для материальной части полка.

http://azbyka.ru/palomnik/Супрасльский_Б...

Едва прошло несколько месяцев со времени утверждения Иосифа на митрополитской кафедре, как он созвал Собор в Вильне «о церковных вещех и о исправлении дел духовных», который и состоялся в самый праздник Рождества Христова, 25 декабря 1509 г. Причины, вызвавшие созвание Собора, объяснил сам митрополит в начале «соборного деяния» воспользовавшись при этом словами митрополита Кирилла II, сказанными на Владимирском Соборе 1274 г. «С того дня,— говорит Иосиф,— как изволением Божиим я, недостойный, занял престол митрополии Киевской и всея Руси и принял обязанность пасти Церковь Божию, отсекать всякое преступление закона нашей православной веры и утверждать, по древнему обычаю, церковные уставы, я видел много нестроения и бесчиния в духовенстве и много о том слышал... Все это мы должны исправлять и очищать по правилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо какой прибыток получили мы чрез умножение наших грехов? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери наши во многие страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли были грады наши; не пали ли сильные князья наши от острия меча; не запустели ли св. Божии церкви; не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св. апостолов и не по заповедям св. отцов наших. Посему мы, Иосиф, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси, и составили Собор с преподобными епископами, пречестными архимандритами и игуменами и богобоязненными священниками...» Епископов присутствовало на Соборе семь (а с митрополитом восемь), именно: Владимирский и Берестейский Вассиан, Смоленский Варсонофий, Луцкий и Острожский Кирилл, Полоцкий и Витебский Евфимий, Туровский и Пинский Арсений, Перемышльский Антоний и Холмский Филарет. Архимандритов (хотя в числе их упомянут один и игумен) также семь: Киево-Печерской великой лавры Иона, Благовещенской патриаршеской обители (так называли Супрасльский монастырь) игумен Пафнутий, троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний. Игуменов — шесть: троицкий (неизвестно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Гольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий. Протопопов — семь: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор. Кроме того, на Соборе находились и священники. Деяние Виленского Собора представляет нам верную картину тогдашних недостатков и злоупотреблений, существовавших в Западнорусской митрополии, так как одни из них ясно выражены Собором, а другие указаны самими определениями Собора. Всех определений, или правил, Собор постановил 15, которые, впрочем, могут быть разделены на три класса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

В 1795 году, по третьему разделу Польши, монастырь вместе с Белостокскою областью отошел к Пруссии и до 1807 года находился под ее владычеством. Прусское правительство отобрало от монастыря все его имения, оставив ему только церковь и монастырские здания. В русское подданство монастырь перешел с обветшалыми строениями и малым числом братии. Под русской Державой монастырь начал оправляться и постепенно оживать. В 1839 году, после посещения его епископом Иосифом Семашко, мирно совершился переход некогда православной обители в лоно Церкви. С 80-х годов монастырь начал усиленно благоустраиваться и перестраиваться. Главной монастырской святынью является чудотворная Супрасльская икона Божией Матери — Одигитрии. По монастырскому преданию, эта святая икона есть точная копия с Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (см. 28 июля). В монастырь она привезена епископом Смоленским Иосифом Солтаном, в благословение вновь созидаемой им обители. В местном западно-русском населении, без различия исповеданий, она пользуется глубоким почитанием; не только православные, но и католики и лютеране приходят в Супрасльский храм для молитвы перед нею, и в памяти местного населения хранится немало сказаний о чудесной помощи по молитве перед этой древней святыней обители. В настоящее время эта святая икона, покрытая серебряною, вызолоченною ризою с драгоценными камнями, стоит в деревянном изящном киоте в Благовещенском храме за левым клиросе, у колонны. Кроме нее в монастыре есть еще древняя и чтимая Владимирская икона Божией Матери. По местному преданию, эта святая икона подарена митрополиту Иосифу Солтану для Супрасльского монастыря великой княгиней Литовской, Еленой Ивановной, дочерью князя Московского Иоанна 111-го супругою Литовского князя Александра. Драгоценной святыней монастыря также являются частицы древа животворящего креста Господня и присланные в 1750 году папою при собой грамоте кости святого мученика Иустина. При монастыре школа, странноприимный дом и Благовещенское братство, открытое в 1893 году, с целью укрепления духа православия и развития самосознания русской народности в окрестном населении.

http://sobory.ru/article/?object=19442

Так выглядела церковь Благовещения в 1947 г. После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились отцы салезяне и школа. Католики отобрали у православных храм св. вмч. Пантелеймона вместе с кладбищем. . В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище.В 1955 г. местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм св. Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась. Настоятель Супрасльского монастыря арх. Гавриил Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковски).В 1984 г. было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 г. епископ Белостоцкий и Гданьский Савва, совершил закладку первого камня под строительство собора.В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был Монашеский дом, который в 1989 г. приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г. В 1998 году решением Св. Собора ППЦ три насельника Супрасльского монастыря были возведены в сан епископов: арх. Мирон (Ходаковски) во епископа Гайновского, арх. Иаков (Костиучук) в епископа Супрасльского, а арх. Григорий (Харкевич) в епископа Бельского. В 1999 году епископ Иаков был назначен на Белостокско – Гданьскою кафедру, а наместником монастыря стал архимандрит Гавриил (Гиба).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Очевидно, что торжества должны идти от Киева до самых до окраин. Было бы замечательно, если бы их почтили своим участием президенты наших трех братских стран, чтобы вместе со Святейшим Патриархом Кириллом и высшими   иерархами Православной Церкви у памятника святому равноапостольному князю Владимиру они помолились за народы наши, их будущее и за именинников – Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира и президента России Владимира Путина – ведь это день их небесного покровителя. Думаю, не стоит забывать, что кроме РПЦ есть и другие Поместные Церкви - наследники Святой Руси, цивилизации Русского мира. Это Православная Церковь в Америке, Православная Церковь Чешских земель и Словакии и, конечно же, Польская Православная Церковь, которая имеет непосредственное отношение к Киеву, ее главную древнюю святыню – Супрасльский Благовещенский монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры. Кстати, небольшая, по нашим меркам, Польская Православная Церковь может быть примером для многих в том, как надо беречь, развивать и популяризировать нашу тысячелетнюю духовную традицию.   - Что ты имеешь в виду? - Вот у нас, скажем, в Украине во многих областях православных приходов в два раза больше, чем во всей Польской Православной Церкви, но нам у них надо учиться и учиться. Они в прошлом веке пережили ужасные гонения во время полонизации и атеизма, их физически немного – полмиллиона на всю страну, шестая часть Киева. Но они содержат прекрасные монастыри, 230 храмов, у них семинария, академия, богословский факультет и т.д., а самое главное –   уже 30 лет проводят лучший в православном мире Фестиваль православной церковной музыки в Хайновке, в котором принимали участие 700 хоров из 35 стран. И это не камерный конкурс, а всенародный праздник: люди в огромном количестве, семьями, с детьми тянутся на певческое поле в лесу, чтобы послушать внеконкурсные концерты хоров. Там исполняют не только церковные песнопения, но и народные песни, украинские, белорусские, русские, даже советские. Я видел, как сотни людей подпевали польскому церковному хору, исполняющему «Синий платочек».

http://radonezh.ru/analytics/vasily-anis...

На докладе её, от 5 февраля за 1194, с мнением о пристроении к приходу отрешённого от Мядзиольского женского монастыря священника Даниила Крониковского, с тем, чтобы из жалованья его мог быть делаем вычет для пополнения следующего монастырю от него долга, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Из того уважения, что священник Крониковский за своевольное употребление монастырских припасов и достояния в свою пользу довольно пострадал лишением места и обращением некоторой части его имущества в пользу монастыря, а с другой стороны, принимая во внимание экстренные труды Крониковского по управлению монастырём и хозяйственною частью оного, – я нахожу возможным простить означенный здесь начёт как ему, Крониковскому, так и благочинному архимандриту Михаилу, и за сим предлагаю консистории: 1) прекратить, совершенно, дальнейшее взыскание по означенному начёту; 2) вызвать священника Крониковского к кафедральному собору и, удостоверившись в его раскаянии и решимости воздерживаться впредь от подобных прежним своевольств и злоупотреблений, представить мне своё заключение, заслуживает ли он и какого именно места; 3) дать строгое замечание архимандриту Михаилу за его слабость и нерадивое смотрение за Мядзиольским монастырём, так как он должен был при осмотре полагаться не на какие-нибудь рассказы, но проверять всё в натуре с приходорасходными книгами, по которым и обнаружены ревизором злоупотребления, – причём внушить архимандриту Михаилу, чтобы он на будущее время более тщательно надзирал за обителями, ему вверенными, и не подвергал себя ответственности по прямой сей на нём лежащей обязанности. Литовской духовной консистории. от 21 февраля за 638, об усовершении разграничения приходов Православных в Вильно и по Виленскому уезду В настоящий день утверждено мною постановление консистории о новом разграничении приходов Православных в городе Вильно и по Виленскому уезду. Желая разграничение сие усовершить ещё большею определительностью, предлагаю консистории: 1) чтобы в тюремном замке, в госпитале св. Иакова и в доме умалишенных, находящихся ныне в пределах прихода Благовещенской церкви, духовные требы совершались священником сей церкви и вознаграждение, за это положенное, поступало сему священнику, а не причту кафедрального собора;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Благодарю наших братьев, которые трудятся здесь, при кафедре, духовенство, мирян и кафедральный хор. Все вы участвуете в жизни своего Владыки и жизни Церкви. Если между нами иногда бывают какие-нибудь расхождения во мнениях или искушения, они происходят только лишь от ревности, чтобы совершить еще больше для дела Божьего. Сатана искушает нас, но этим искушениям мы не должны поддаваться. Я радуюсь и благодарю Господа Бога за то, что Он сподобил нас в период совместной работы основать православное братство, которое начинает объединять наших верующих людей и интеллигенцию, стремящуюся быть в Церкви и служить Церкви. Это одно из проявлений нашей жизни и нашего свидетельства. Еще раз благодарю всех вас за то, что было сказано вами в мой адрес и за то, что еще скажете, за пожелания, цветы, любовь и уважение. Благодарю всех присутствующих за сегодняшнюю молитву. Пусть этот день нашего общего церковного благодарения будет импульсом к нашей дальнейшей совместной службе Святой Православной Церкви. Собор святителя Николая в Белостоке, 25 ноября 1989 г. Слово после монашеского пострига брата Григория (Харкевича) Ваше Преосвященство, дорогой брат Григорий, честные отцы, братья и сестры! Сегодня исторический вечер в этом святом, благодатном месте. Сегодня радуется возрождающаяся Супрасльская мужская обитель. Радуются и те, которые почивают на этом месте, те, которые начинали строительство обители, жили в ней, подвизались и свидетельствовали святую Веру Православную, были светом для многих и многих наших предшественников, отцов, матерей, братьев, сестер. Пути Господни неисповедимы. По-разному было в истории этой обители. Были моменты радостные, были и моменты трудные. Наше поколение пришло на пепелище разрушенной Благовещенской обители в Супрасле. Пришло, чтобы начать новый подвиг молитвы, поста, бдения и нового свидетельства Православия на этом месте. Мы пришли на место разрушенное, но родное и близкое, и тем самым вошли в труд тех наших предшественников — иноков, братьев, священников, которые здесь трудились. Постепенно, начиная с 1984 года, благодаря нашим духовным чадам, нашим братьям, которые пожелали трудиться, продолжая подвиг своих предков, мы все больше приближаемся ко Господу. Перед нами еще много этапов духовного восхождения, возрастания и обновления Супрасльской обители. Не взирая на трудности, которые были (они уже за нами), уповая на помощь Пресвятой Девы Марии, нашей Заступницы и Путеводительницы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Христова, девственника, мы постоянно радуемся новым моментам и в жизни обители.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

В 1505 году началось сооружение каменного, очень оригинального по своей архитектуре, храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который почти без всяких изменений сохранил свой внешний вид и до настоящего времени. Над этим величественным храмом возвышается восьмигранный купол, a по четырем его углам четыре круглые башни. Близ него стоит каменная колокольня, постоянная уже во второй половине XVIII века. Своей архитектурой в виде триумфальных ворот она придает еще более чудный вид и без того великолепному Благовещенскому храму, постройка которого была окончена не позже 1510–1513 гг. Первоначально в храме был устроены два придела в честь Свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских . Приделы эти в первой половине XVII столетия были уничтожены униатами, построившими здесь алтарь по образцу римских: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Богослова и Василия Великого , поставленных при 4 колоннах, поддерживающих средний купол церкви. Внутренние стены церкви и алтаря, кроме литийного притвора, были расписаны альфреско в первой половине XVI столетия изображениями разных святых, о чем была составлена запись в 1557 году архимандритом Супрасльского монастыря Сергием Кимбаром. Живопись в конце XVIII столетия была изменена; алтарь расписан вновь в итальянском стиле, а в церкви варварская рука униатов и латинян везде, где только могла достать, выцарапала надписи на польском и латинском языках. Мало того, весь верх церкви), начиная от окон, был покрыт известью, каковая побелка была производима по временам со 2-й половины прошлого столетия. В 1887 г. побелка была снята, и изображения промыты водой так, что церковная живопись приняла несколько свой первоначальный вид. Иконостас массивной резной работы, в 3 яруса, в коем 4 местных иконы писаны на медных досках художественной работы, сделан в Данциге в 1-й половине XVII столетия. Архимандриты обители пользовались высоким уважением как среди тогдашней знати, так и королей. На сеймы они признавались особыми королевскими грамотами, а на митрополичьих соборах подписывались вслед за Печерскими архимандритами. Обитель до начала прошлого столетия носила даже название лавры, а ее архимандриты получили благословение на употребление при служении архиерейской митры от сербского митрополита Гаврила еще в 1582 году. В 1589 г. константинопольский патриарх Иеремия II во время своего пребывания в Супрасле поставил архимандритом Илариона, масальского князя, и подарил ему при этом драгоценную митру, которая хранится и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Монастырь хранит много достопримечательностей: напрестольный серебряный крест с частицей Животворящего Креста Господня, сделанный между 1500–1510 г., стоящий на чеканномъ овальной формы пьедестале, – вокруг креста надпись: «Господний крест принесся в честь и славу Христу Богу архиепископом Ионой, епископами Иосифом, Вассианом, Александром. князем Василием и рабами Божиими: Стефаном, Сидором и пр. (13 имен), Пафнутием игуменом (сконч. 1510 г.). Общий крест киновии»; затем чудотворная икона Богоматери «Одигитрия Супрасльская», находящаяся в Благовещенском храме; там же находящиеся иконы Спасителя и Божией Матери «Владимирская»; кости Св. мч. Иустина Философа , присланные в 1750 г. римским папой при особой грамоте и пр. Из церковной утвари по древности наиболее замечательны: потир сребропозлащенный, дар Ходкивича XVI ст.; сребропозлащенная дарохранительница, имеющая вид Супрасльской церкви; голубь сребропозлащенный, висевший над престолом, в котором хранились запасные дары; напрестольный конечный крест XVII в. и того же времени художественной работы в серебряной оправе Евангелие. В ризнице монастырской хранится серебряная монета с надписью на еврейском языке: «монета священного града», которая выдается за один из 30 сребреников, за которые был предан Спаситель. При монастыре есть странноприимный дом, одноклассная школа, более чем на 100 учащихся, и Супрасльское Благовещенское братство, которым содержится приют на 8 мальчиков-сирот. Управляет архимандрит. Женские обители Красностокский Рождество-Богородичный монастырь в Сокольском уезде. В 30 верстах от губ. г. Гродно, в урочище Красносток (платформа Знаменской ветви Петербургско-Варш. ж. д.) величественно возвышается одна из твердынь православия и безмолвный свидетель тяжкого иезуитского ига, которое в течение почти трех веков тяготело над юго-западной Русью. Это Красностокский храм, исконная святыня православия, волею судеб пришедшая во владение римской церкви. В конце ΧVΙΙ в. здесь уже красовался польский костел, а под его сенью приютился монастырь доминиканцев, сеявших пропаганду католичества. Но в 1875 г. Красностокский храм перешел в ведение православных, a вместе с этим и доминиканцы должны были оставить этот свой приют. Определением Св. Синода от 5–25 июля 1900 г. было уважено ходатайство преосвященного Иоакима, просившего перевести в Красносток учрежденную в 1843г. Гродненскую Рождество-Богородичную женскую общину и открыть при новой второклассной общежительной обители церковноприходскую женскую школу. Это определение приведено в исполнение 8 сентября 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010