После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Обстановка не изменилась и с началом Второй мировой войны. В 1939 г. Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией. В церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви св. Апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая. 21 июля 1944 г. во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор. После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились отцы салезяне и школа. Католики отобрали у православных храм св. вмч. Пантелеймона вместе с кладбищем. В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. В 1955 г. местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм св. Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась. В 1984 г. было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 г. епископ Белостоцкий и Гданьский Савва, совершил закладку первого камня под строительство собора. В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был Монашеский дом, который в 1989 г. приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 1990-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г.

http://sobory.ru/article/?object=20779

Наконец появляется отец Гавриил. Разговор завязывается сам собою. О ребёнке, о вере, о войне и мире. О вещах обыденных и возвышенных батюшка говорит одинаково просто. Не поучая, а как бы размышляя вслух, приглашая к размышлению собеседника. Три часа пролетают незаметно. Давно уехали и матушка из Канады, и профессор из Америки, и наши белорусы. Скит опустел. До следующего воскресения. И только мы с батюшкой, греясь в лучах уходящего солнца, неторопливо беседуем, и, кажется, что вот эта лужайка, и бревенчатый храм, приютивший под боком скамейку и нас на ней - и есть единственная реальность. Увидимся ли когда-нибудь? Густой тёмный мёд с батюшкиной пасеки, травы, собранные им, книжечка о ските, свечи - бережно и отрешённо пакую подарки. «Езжайте, милые, даст Бог, увидимся», - ловит мои мысли отец Гавриил. Ночевали в гостинице Духовной академии при Супрасльском Благовещенском монастыре. Он - ровесник обители в Яблечне (1498) и имеет статус Лавры. Окружённый высоким забором, он словно парит над речкой Супраслянкой. В XVI веке Супрасльский монастырь был центром восточнославянской культуры и просвещения. Здесь была замечательная библиотека, известная редкими книгами, среди них, например, - древнеболгарская Минея IX века. Именно в Супрасле Иван Проскура написал житие преподобного Сергия Радонежского. Главный Благовещенский собор обители сочетал в себе византийский и готический стили и изнутри был расписан фресками в традициях балканской иконописной школы (XVI век). Благовещенский собор был взорван немцами в 1944-м. На фундаменте старого храма не так давно возвели новый. На ещё голых стенах - несколько икон. Среди них - чудотворная Супрасльская (Смоленская) икона Богородицы. Из одиннадцати польских православных монастырей нам посчастливилось побывать в четырёх. Своё ощущение от знакомства с польским православием хочется передать словами основателя обители Святых Кирилла и Мефодия в Уйковицах - архимандрита Никодима. Он - монах католического ордена паулинов, принял православие, наверное, потому, что так правильно его почувствовал: «Православное христианство - родное для Польши, святые Кирилл и Мефодий проповедовали здесь задолго до Западной схизмы 1054 года. Есть только одно христианство, и оно сохранилось до наших дней в Православной Церкви. Очевидно, что православие не является для Польши чужой религией, оно не было насаждено каким-либо королём, оно изначально своё. Оно формировало польское государство с самого его зарождения на протяжении двенадцати столетий. Православие на этой земле своё, как реки Висла и Сан, протекающие по стране, напояющие землю и делающие её плодородной. Нельзя не считаться с рекой и нельзя перегородить её, потому что рано или поздно плотина рухнет - такова природа реки!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

(Дернов Анатолий Иванович; 29.07.1874, с. Верхние Парзи Вятской губ.- 1939), архиеп. Глазовский. С 1900 г. иеромонах, в 1901 г. окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1911-1917 гг. настоятель супрасльского Благовещенского монастыря Гродненской епархии, в 1917 г. архимандрит Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 19 авг. 1923 г. Трифоновская община Вятки обратилась к свт. Тихону , Патриарху Московскому, с просьбой ввиду ареста еп. Вятского Павла (Борисовского) и еп. Уржумского Виктора (Островидова) совершить хиротонию А. во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. 6 сент. 1923 г. свт. Тихон благословил хиротонисать А. во епископа Уржумского, поручив ему управление всеми приходами Вятской епархии. Хиротония А. состоялась 16 сент. 1923 г. в Москве. В 1925 г. А. был арестован и приговорен коллегией ОГПУ к ссылке. В янв. 1928 г., вернувшись из ссылки, А. поселился в Глазове. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством, А. предполагал уйти на покой. Но в нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 фев., к-рым А. поручалось управление приходами Глазовского у. 14 мая 1935 г. А. был назначен епископом Глазовским. В Глазове жил в сторожке Преображенского собора. 7 янв. 1937 г. возведен в сан архиепископа. В нач. 1937 г. городские власти закрыли Преображенский собор, объявив верующим о необходимости его ремонта. Вместе с делегацией духовенства и верующих епархии в янв. 1937 г. А. посетил митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) с ходатайством об открытии Преображенского собора. Поскольку собор не открыли, А. начал служить в квартире в присутствии немногих прихожан, начиная службу в 4 ч. утра. 10 мая 1937 г. вновь был арестован, заключение отбывал сначала в глазовской тюрьме, затем во внутренней тюрьме НКВД УАССР Ижевска. Предъявленное обвинение в антисоветской агитации А. отверг, сказав лишь, что закрытие храма является гонением на верующих и нарушением Конституции. 4 нояб. 1937 г. на закрытом судебном заседании выездной сессии специальной коллегии Верховного суда УАССР А. снова отверг обвинение в антисоветской агитации. В тот же день был оглашен приговор - 10 лет тюремного заключения. 30 авг. 1938 г. последовало распоряжение о ссылке в сев.-вост. лагеря. В прошении, направленном властям, А. писал: «В отношении меня никакого состава преступления как предварительным, так и судебным следствием установлено не было... прошу... прекращения дела за отсутствием состава преступления». В 1939 г. А. был отправлен в лагерь и на этапе скончался.

http://pravenc.ru/text/62916.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В столице Польши состоялась третья Международная конференция православных капелланов 30.10.2016 В Варшаве с 17 по 21 октября 2016 года состоялась третья Международная конференция православных капелланов . Форум был организован православным Ординариатом польской армии, сообщил официальный сайт Сербской Православной Церкви. В качестве хозяина форума выступил епископ Георгий (Паньковский) , православный ординарий Войска Польского. В работе конференции также принял участие митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич) , председатель Отдела по взаимодействию с силовыми структурами Украинской Православной Церкви. Тема конференции была: " Проблема миграции и работа военных капелланов " . По этому вопросу были проведены лекции, которые прочитали клирики православного Ординариата польской армии, которые поделились опытом пастырского служения в Войске Польском и пограничной охране страны. В ходе конференции каждая делегация имела возможность представить собственные методы организации и методологии работы с мигрантами. Участники конференции выступили с совместным заявлением, в котором высказались о необходимости более тесного сотрудничества и укрепления связей через Международную ассоциацию православных военных капелланов, идея создания которой будет предложена всем Поместным Православным Церквям для рассмотрения и благословения. Священнослужители, принявшие участив форуме, также указали на необходимость всеправославного сотрудничества в достижении договоренностей с властями всех государств, где действуют православные капелланы, которые могли бы гарантировать, что оборонные ведомства эти стран будет сотрудничать только с каноническими священниками той автокефальной Православной Церкви, которая действует в этой стране или регионе, а раскольники и самозванцы всех видов будут отстранены от работы в армии. Участники конференции посетили Белостокско-Гданьскую и Супрасльскую епархии Польской Православной Церкви и святую гору Грабарку. Они побывали в Благовещенском монастыре в Супрасле, где молились на могиле трагически погибшего польского православного ординария архиепископа Мирона (Ходаковского). Участники конференции также посетили мемориальный комплекс, посвященный воинам польской армии погибшим, в миссиях за пределами Польши, здесь были возложены венки. В последний рабочий день конференции была совершена Литургия, после которой прошло пленарное заседание с участием Блаженнейшего митрополита Варшавского и всей Польши Саввы. Вечером того же дна состоялся прием для участников конференции и высших представителей военного и политического руководства Республики Польши. Третья Международная конференция православных капелланов собрала 35 представителей тринадцати стран. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 30.10.2016 14:32:46

http://drevo-info.ru/news/21464.html

Гродненская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Богородицы (Мурованка) Гродненская область (белор. Гродзенская вобласць) — область на северо-западе Белоруссии, граничит с Польшей и Литвой. Административный центр - город Гродно . Регион заметно выделяется своим национальным и религиозным составом. Содержание Православие в Гродненской области [ править править код ] История [ править править код ] В Гродно, одном из древнейших белорусских городов, и на Гродненщине о распространении христианства и существовании православных церквей известно с XI в. В XII в. в Гродно были уже каменные храмы, в летописи около 1183г. читаем: «Того же лета Городен погоре весь и церквы каменая от блистания молние и шибения грома». Согласно киевскому патерику, Гораден и Волковыск относились к Киевской митрополии и были «в послушании» Туровской епископии. Самые древние гродненские храмы – Нижняя (построенная в 1130-е гг.) и Верхняя церкви (конец XIII – середина XIVb.), которые вместе с еще несколькими церквями-крепостями окружали Старый и Новый замки. В XIIb. были построены Пречистинская церковь на Подзамчище, а также Воскресенский храм (вторая половина XIIb.). Каменный храм был построен и в Волковыске, остатки его археологами датируются XII веком. В это время возникла гродненская архитектурная школа храмового строительства, которая выделялась необычной плановой структурой, монументальностью и своеобразным декором фасадов. История храма в честь святых князей Бориса и Глеба на высоком береге Немана, который сохранился до наших дней, свидетельствует о великой любви и почитании гродненцами своих святыней. Борисо-Глебская (Коложская) церковь была в 80-х гг. XII века заложена гродненским князем Мстиславом. Содержание храма и монастыря при нем осуществлялось благодаря поддержке местного знатного рода – Богуш-Боговитиновичей. В XV веке кроме названных в Гродно действовали церкви во имя святителя Николая, святого Симеона, Троицкая, Крестовоздвиженская. До конца XVI века на Гродненщине действовала довольно густая сеть православных храмов. Великим авторитетом пользовались Супрасльский Благовещенский и Заблудовский Успенский монастыри, основанные Александром и Григорием Ходкевичами в XV в. (теперь находятся на территории Республики Польша), а также Голдовский Лидского повета и Жировичский Успенский монастыри (XVI в.).

http://azbyka.ru/palomnik/Гродненская_об...

Посещение выставки «Православная Пасха в мире» 1 мая 2016 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы С. С. Собянин посетили площадку «Православная Пасха в мире», организованную на Тверской площади столицы, у памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому, в рамках Пасхального фестиваля «Московская весна». В организации выставки «Православная Пасха в мире» участвовали « Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата и Церковно-научный центр Православная энциклопедия «. Фестиваль «Московская весна» проходит с 22 апреля. Для москвичей и гостей столицы работают 26 ярмарок в центральной части города, посвященных православным святым, деятелям искусства, ученым, изобретателям и другим выдающимся людям. Экспозиция «Православная Пасха в мире» посвящена празднику Воскресения Христова и Всеправославному Собору, который состоится на острове Крит в июне 2016 года. В числе экспонатов — макеты некоторых всемирно известных православных храмов: церкви святого Георгия в Каире (Египет); Храма Воскресения Христова (Гроба Господня) (Израиль); собора святого Саввы (Сербия); кафедрального собора Светицховели (Грузия); собора Воскресения Христова в Тиране (Албания); Супрасльского Благовещенского монастыря (Польша). Также представлены стенды, посвященные Поместным Православным Церквам. Вместе с Предстоятелем Русской Православной Церкви выставку посетили представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском митрополит Киринский Афанасий , представители духовенства г. Москвы. Святейшего Владыку и столичного градоначальника сопровождали руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы А. А. Немерюк, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В. В. Черников, префект Центрального административного округа г. Москвы В. В. Говердовский. Пояснения давал сотрудник Государственного Исторического музея О. В. Степанова. В ходе посещения выставки Святейший Патриарх Кирилл и С. С. Собянин на реплике печатного станка XVI века сделали два оттиска сувенирного лубка с изображением выставки «Православная Пасха в мире» и подписали эти оттиски. Также Предстоятель Русской Церкви и мэр столицы осмотрели детскую площадку и живой уголок.

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Архиепископ Гайновский Мирон погребен в Супрасльском монастыре Варшава, 21 апреля 2010 г. 19 апреля 2010 года в Варшаве в кафедральном соборе во имя святой Марии Магдалины состоялось прощание с православным ординарием Войска Польского архиепископом Гайновским Мироном, трагически погибшим в авиакатастрофе под Смоленском, сообщает официальный сайт Польской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Божественную литургию в сослужении собора архипастырей и в присутствии множества верующих, собравшихся в храме и вокруг него, возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. По завершении литургии состоялось прощание с почившим иерархом. В прощании приняли участие прибывшие со всей Польши священнослужители и верующие, а также представители государственного руководства, дипломатического корпуса, в том числе посол России в Польше, Европейского парламента, Вооруженных Сил, пограничной охраны, полиции, пожарной и пенитенциарной служб, других ведомств и учреждений. В числе присутствовавших были заместитель председателя совета министров Польши Вальдемар Павляк, вице-председатель польского сейма Ярослав Калиновский и другие. На погребении архиепископа Мирона также присутствовали католические иерархи, представители ряда протестантских общин. В надгробном слове Блаженнейший Митрополит Савва подчеркнул важность служения, которое совершал новопреставленный архиепископ Гайновский Мирон, напомнил о его трудах на посту православного ординария Войска Польского. Со словами прощания также выступили министр национальной обороны Богдан Клих, министр науки и высшего образования Барбара Кудрицка, заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант Мечислав Стаховяк, депутат Европарламента Михал Каминский и другие. По завершении службы торжественная процессия проследовала вокруг храма, затем траурный кортеж с гробом почившего иерарха в сопровождении полицейского эскорта отправился в Супрасльский монастырь, наместником которого владыка Мирон был в течение многих лет. Здесь, в крипте Благовещенского храма Супрасльской обители, он был погребен.

http://pravoslavie.ru/34948.html

Хвалите имя Господне… Воссозданный древний шедевр церковной музыки Немые рукописи хранили этот шедевр церковного пения несколько веков, но благодаря кропотливой работе певчих и помощи специалистов-музыковедов древний распев ожил. 15 октября, 2009 Немые рукописи хранили этот шедевр церковного пения несколько веков, но благодаря кропотливой работе певчих и помощи специалистов-музыковедов древний распев ожил. Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря Великий полиелей Мултанский По Ирмологиону Супрасльского Благовещенского монастыря (1596-1601 гг.) Хор сестер Ново-Тихвинского женского монастыря, 2006 год Достояние древней Византии, образец высокой церковной культуры, Великий полиелей Мултанский стал доступен современному слушателю. Торжественное богослужебное песнопение воссоздали сестры Ново-Тихвинского женского монастыря (Екатеринбург). Немые рукописи хранили этот шедевр церковного пения несколько веков, но благодаря кропотливой работе певчих и помощи специалистов-музыковедов древний распев ожил. «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…» — так начинается одно из самых торжественных песнопений Утрени – полиелей. Он состоит из стихов 134 и 135 псалмов с величественным припевом «Алиллуия». В этих псалмах – ликующая радость и благодарность Создателю и Спасителю – Всемилостивому Господу, Богу Небесному. Сейчас на богослужениях полиелей длится всего несколько минут и состоит только из четырех-пяти стихов. А в древности, например, в XVI веке во многих монастырях Всенощное бдение длилось всю ночь, и пение одного только полиелея занимало около двух часов. Не зря в богослужебных книгах того времени подобные полиелеи называются «Великими» и по содержанию, и по продолжительности, и по дивной красоте звучания. Чтобы исполнить это песнопение, сестры монастырского хора изучали древнюю нотацию (Полиелей записан так называемой квадратной нотой), сопоставляли разные рукописи, советовались со специалистами по византийской музыке. Сестры надеются, что Великий полиелей Мултанский будет вновь украшать праздничные богослужения, для которых когда-то был создан.

http://pravmir.ru/xvalite-imya-gospodne-...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представители духовных академий Русской Православной Церкви посещают учебные заведения Европы 26.11.2010 22 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась поездка делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви в православные учебные заведения Центральной и Южной Европы. В состав делегации, которую возглавил первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и заведующий кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун), вошли проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В. Бурега, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин и помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов). Целью поездки является ознакомление с опытом применения норм европейской образовательной системы в изучении православного богословия и поиск путей сотрудничества с учебными заведениями различных Поместных Православных Церквей. 23 ноября делегация посетила кафедру православной теологии Белостокского университета (Польша). В здании Центра православной культуры, где располагается кафедра, прошла встреча делегации с преподавателями университета архиепископом Белостокским и Гданьским Иаковом, архимандритом Варсонофием (Дорошкевичем), наместником Благовещенской Супрасльской лавры архимандритом Андреем (Борковским) и профессором А.В. Мироновичем. В ходе встречи архимандрит Кирилл рассказал о целях и задачах реформирования духовных учебных заведений Русской Православной Церкви на современном этапе, Высокопреосвященный архиепископ Иаков — о современном состоянии системы богословского образования в Польше, профессор А.В. Миронович — об особенностях системы светского высшего образования и о взаимодействии польского государства и Православной Церкви в области образования. Участники встречи обменялись мнениями о возможных путях сотрудничества духовных учебных заведений двух Поместных Церквей.

http://drevo-info.ru/news/9724.html

Киевская митрополия в XVI в. К оглавлению В 1501 г. произошло объединение польской и литовской корон и единым монархом стал Александр с титулом «короля Польского и великого князя Литовского». После смерти митрополита Иосифа (Болгариновича) митрополитом Киевским был назначен Иона II (1503—1507), бывший архимандрит Минского Вознесенского монастыря, духовник княгини Елены. Митрополит Иона был весьма активен в защите Православия, в его правление исчезли все следы унии. В конце XV — начале XVI в. между Литвой и Москвой произошли военные столкновения: первое — в 1492—1494 гг., второе — в 1499—1503 гг., третье — в 1507—1508 гг. Во время перемирия 1503—1507 гг. положение русского населения Литвы улучшилось. Король Александр, обеспокоенный отъездом православных князей из приграничных земель в Московию, решил проявить благосклонное отношение к Православию. Так, он выделил большие земельные наделы Гродненскому Борисоглебскому монастырю, Киевскому Пустынскому монастырю и другим обителям. 16 июля 1503 г. были подтверждены все права Витебска с сохранением права перехода его жителей из католичества в Православие. 1 марта 1505 г. король Александр дал жалованную грамоту Смоленску. В ней подтверждались все права города, и прежде всего непритеснение из-за православной веры и невмешательство в жизнь монастырей. Ранее, около 1500 г., православный князь Александр Иоаннович Ходкевич основал Супрасльский Благовещенский монастырь, причем сам король (а тогда — великий князь) Александр написал грамоту Патриарху Константинопольскому, испрашивая благословения на новосозданную обитель и на ее строителя. После смерти Александра в Вильно (1506) польско-литовским королем стал его родной брат Сигизмунд (1506—1548). Он не ограничивал прав юго-западной Церкви на протяжении всей своей жизни, за исключением последних лет его правления. Православной княгине Елене, вдове Александра, он дал в пожизненное владение г. Бельск. Благосклонное отношение Сигизмунда к Православной Церкви выразилось в пожертвованиях («наданьях») Спасскому и Иоанно-Богословскому монастырям в Смоленске, Киевскому Никольскому Пустынскому монастырю, в заботах о православном населении Луцка. Сигизмунд пожаловал защитнику Православия князю Константину Иоанновичу Острожскому богатый Жидичинский монастырь в Гродно и ряд других поместий, в том числе и замок в Дубне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010