Монастырь так же, как и родовое имение Ходкевича входил в состав Киевской митрополии. Близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияла на почитание в Супрасле традиций святых Киевской Руси. Во второй полвине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая бибилиотека. В 1557 г. в монастырской библиотеке было около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645г. их число достигло 587. Между ними находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.), Царственник с летописцем и Временник с летописцем, «Космография» Космы Индикоплова. Супрасльские монахи интересовались русской историей . Оригиналы рукописей получались ими не только из других монастырей, но и от часных лиц. Одним из жертвователей была вдова Александра Ягелоньчика княгиня Елена. В монастыре находилась «Летопись Авраамки», в которой описана история Великого княжества Литовского. Сознание культурно-исторического единства с восточно - славянскими народами находило различные проявления, одним из которых была популяризация жизнеописаний русских святых. В 1593 г. Иван Проскура написал в Супрасле житие св. Сергия Радонежского. В собраниях библиотеки хранились жизнеописания св. мчч. Виленских Антония, Иоанна и Ефстафия. Дьякон Матфея из города Корца был создателем «Кодекса» 1569 г., в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра. Супрасльские монахи собирали рукописи из различных источников, систематизировали, а потом распространяли новые редакции. В библиотеке находились памятники болгарской средневековой литературы, связанные с деятельностью свв. Кирилла и Мефодия. Здесь находились также похвальные слова в честь св. Климента Охридского, жизнеописание св. Саввы Сербского, а также проповеди и письма митрополита Григория Цамблака. Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь стал носить название лавры, и его настоятели на митрополичьих соборах подписывались вслед за архимандритами Киево - Печерского монастыря.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Братия монастыря несла нелегкий крест защиты чистоты Православия на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение. Среди наиболее известных произведений XVI можно назвать: « Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере». На землях Великого княжества Литовского было широко известно сочинение « Списание против лютров », написанное в 1570 г. супрасльским монахом Евстохием. Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Илларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. Видя стойкость архимандрита Иллариона, митрополит Михаил (Рагоза) лично прибыл в монастырь и склонял монахов к принятию Брестской унии, но братия осталась верной Святому православию. Стойкость их так повлияла на митрополита Михаила , что он до самой своей смерти больше не поднимал этого вопроса. После кончины митр.Михаила в 1598 г., новый униатский митрополит Ипатий (Потей), прибыв в Супрасльский монастырь объявил братии о переходе обители в унию. Монахи воспротивились этому решению и, объявив митрополита Ипатия еретиком, отказались ему подчиняться. Вскоре архимандрит Илларион за непослушание епископу был вызван на церковный суд, а 19 января 1602 г. окружной грамотой короля Сигизмунда он был отстранен от управления монастырем. Новые обстоятельства заставили арх. Илариона оставить монастырь. Целых четыре года пришлось странствовать арх. Иллариону пока после ходатайства Иеронима Ходкевича король отменил свой указ, и он смог вернуться в родную обитель. В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При арх. Герасиме в монастыре сохраняется православная традиция, но следующий наместник архим. Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 г. в нем был принят новый устав. Переход монастыря в унию не мог не отразится на его духовной жизни. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

«Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками». Особенно знамениты были росписи, о которых уже в 1557 упоминает супрасльский архимандрит Сергий (Кимбарь) – это были в основном новозаветные сцены и изображения святых. Росписи, вероятно, исполнил о. Нектарий, афонский монах сербского происхождения, со своими учениками-помощниками с Балкан. Расцвет монастыря относится к 1532–1557, когда он получил титул лавры. В нем подвизались от 70 до 100 иноков, в том числе схимники и отшельники, жившие в скиту. Поддерживались постоянные связи с Киевом, Москвой, Сербией, Болгарией, Грецией. Библиотека насчитывала 7 печатных и 200 рукописных книг (с 1876 она хранилась в Вильне). В частности, монастырю с 1582 принадлежал один из древнейших памятников кириллического письма – «Четья-минея», составленная в начале XI века на Балканах и получившая название «Супрасльского сборника». Здесь же находились самые знаменитые, наряду с Радзивилловской, белорусские летописи – Супрасльская и Волынская. В 1598–1601 местными иноками был создан «Ирмологион», уникальный памятник православного славянского нотного творчества. Киево-Печерская и Супрасльская лавры являлись двумя крупнейшими центрами Православия на землях Великого Княжества Литовского. Архимандриты Супрасля пользовались уважением знати и польских Королей, некоторые из которых (например, Сигизмунд в 1543) посещали обитель. В 1589, при поставлении настоятелем архим. Илариона (в миру кн. Масальского), Константинопольский Патриарх Иеремия II вручил ему в супрасльском соборе драгоценную митру с 28 серебряными с финифтью вставками и даровал обители ставропигию. Архим. Иларион противился введению унии, и в обители имели хождение полемические антиуниатские сочинения, например, «На богомерзкую, на поганую латину…». На Брестском соборе 1596 Иларион подписал осуждение принявших унию Владык, отчего в 1602 униаты изгнали его из обители, и под их нажимом вся братия к 1621 перешла в унию.

http://sobory.ru/article/?object=19442

Восстановленный Благовещенский собор Супрасльского монастыря ждет росписи Супрасль, 31 июля 2012 г. В Супрасльском Благовещенском монастыре в Польше состоялся научный семинар, посвященный связям подляшского региона и православных Балкан. 5-ти вековым свидетелем этих связей служили фрески 16 столетия, почти полностью утраченные в 44 году с разрушением главного храма Супрасльской обители. Но с возрождением Благовещенского собора вновь поднимается вопрос о росписи храма фресками в византийской традиции, сообщается на портале Собор.ву. Супрасльский монастырь в конце июля отмечает грустную дату – очередную годовщину разрушения Благовещенского собора оступающими немецко-фашистскими захвтатчиками. Летом 1944 года вместе с собором взлетела на воздух и 5-тивековая история обители. Сейчас ее остатки – фрески, написанные в 1536 году сербским монахом Нектарием – сохраняются в Музее икон Супрасля, к сожалению, сохранился только 1 процент от всего объема. Фрески – до сих пор являются самым главным свидетельством связи православного Подляшья с далекими географически, но духовно близкими Балканами – Сербией и Афоном. Об этом шла речь на научном семинаре, посвященном связям подляшского региона и православных Балкан. В настоящее время открываются новые тайны супрасльских росписей. Польская Православная Церковь возродила разрушенный Благовещенский собор. И уже много лет храм стоит не оштукатуренный. Не из-за финансовых проблем, а из-за длительного поиска мастеров, которые смогли бы повторить работу 5-вековой давности. Такие фрески должны наноситься по мокрой штукатурке. Поиск иконописцев, работающих в византийской традиции, продолжается. Пока оригинальные фрески с 5-вековой историей находятся на реставрации – вскоре они вернутся в музей икон. Но и на представленных фотокопиях они поразили гостей из Сербии. Недавно в Супрасле гостил хор из Ниша «Константин», посетил музей и сербский посол. Пока неизвестно, мастера из какой страны выиграют творческий конкурс, но жители Подляшья надеются, что культурные и духовные связи с Балканами будут продолжены. 31 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55191.html

Что же касается древней монастырской Борисоглебской церкви на Коложе, построенной в XII веке, то она сохранилась в полуразрушенном виде: три ее стены стоят еще, a четвертая, западная, в 1896 г. приделана из досок. Она покрыта гонтом; к ней приделаны деревянный притвор и колокольня. В обители ныне три храма: каменный во имя Свв. блгвв. кнн.-страстт. Бориса и Глеба, построенный в 1612 г. Сапегой и в 1858 г. переделанный в православный; второй – домовый Св. Митрофана Воронежского , построенный в 1859 г., и третий – трапезный во имя прпмч. Афанасия Брестского, воздвигнутый на монастырские средства еп. Иосифом в 1893 г. В соборном храме находятся местночтимые древняя икона Богоматери «Коложская». При обители находятся церковно-приходская школа и приют для малолетних сирот. Настоятелем Борисоглебского монастыря с 1900 г. считается Гродненский епископ, а управляет наместник-архимандрит. Жировицкий Успенский монастырь в Слонимском уезде. Находится он при местечке Жировицах, в 10 в. от г. Слоним-Альбертин. В 1470 году здесь в честь местночтимой Жировицкой иконы Богоматери был воздвигнуть храм. При нем не позднее половины XTI в. и возникла Успенская обитель. Она с XVII века по 1839 г. была в ведения униатов, а после этого и по 1845 г. сделалась центром управления православной литовской епархии и кафедрой Литовского архиепископа. В обители четыре храма. Соборный Успенский храм построен в 1828 г. Церковь в честь Жировицкой иконы Богоматери, кроме этого образа, еще хранить в своем притворе в деревянном гробе нетленное тело Пинского и Туровского епископа Иоакима, скончавшегося 4 апр. 1719 г. Третий храм освящен в честь Воздвижения Креста Господня, а четвертый кладбищенский, стоящий отдельно от монастыря на северной стороне местечка, – во имя св. вмч. Георгия. При монастыре существует школа на 27 мальчиков. Управляет им архимандрит. Супрасльский Благовещенский монастырь в Белостокском уезде. В 14 в. от уздн. г. Белостока, на левом берегу р. Супрасля стоит православный Благовещенский монастырь – древний памятник православия, процветавшего в западном крае России до появления унии. Его величественная церковь служит живым свидетелем благочестия древних литовско-русских бояр, не уступавших своим собратьям – боярам и князьям средней России – в благочестии и не жалевшим никаких средств на построение иноческих обителей с их величественными храмами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ КАРЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Антоний Карейский Антоний Карейский, Супрасльский (греч. Αντνιος ο Καρετης; + 1516 ), преподобномученик Память 4 февраля (Греч.) и в Соборе преподобных русских святогорцев Мирское имя преподобномученика неизвестно. Родился в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье, вероятно, во второй половине XV века. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, отрекся от семьи и богатства и направился к Пафнутию, основателю и игумену Благовещенского монастыря в Супрасле , неподалеку от Белостока. Там он стал жить по заповедям Божиим, принося себя, словно живую жертву, Господу слезами и непрестанными земными поклонами. В этом монастыре принял монашество с именем Онуфрий. Однако воспоминание о грехе не давало ему покоя. От афонских монахов, устроителей Благовещенского монастыря, он услышал о новомучениках, которые засвидетельствовали свою веру в землях, захваченных турками. Тогда в нем созрело желание пойти этим путем, чтобы полностью смыть с себя вину за преступление. Движимый чувством раскаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Его духовный отец, боясь, что Онуфрий не выдержит мучений, советовал продолжать аскетические подвиги. Но стремление к мученичеству продолжало расти в душе молодого послушника, и Пафнутий наконец пошел навстречу его мольбам: постриг в схиму с именем Антоний и направил на Афон , чтобы узнать мнение отцов. Прибыв на Святую Гору, Антоний расспросил многих старцев, которые старались сдержать его порыв, объясняя, что всякий грех может быть смыт благодатью Божией, полученной через подвижничество и смирение. Они посоветовали ему затвориться в башне неподалеку от кельи, основанной некогда в Карее св. Саввой Сербским, и соблюдать особенно строгое правило поста и непрестанной молитвы. Антоний так и сделал, и продвинулся далеко по пути духовного совершенства. Но однажды он услышал о мученической смерти св. Иоанна, серба по происхождению, которого одиннадцать месяцев подвергали пыткам, – и стремление к мученичеству вновь овладело его сердцем.

http://drevo-info.ru/articles/13681322.h...

Архиепископ Мирон (Ходаковский), православный ординарий Войска Польского, погребен в Супрасльском Благовещенском монастыре 20 апреля 2010 г. 17:33 19 апреля 2010 года в Варшаве в кафедральном соборе во имя святой Марии Магдалины состоялось прощание с православным ординарием Войска Польского архиепископом Гайновским Мироном, трагически погибшим 10 апреля 2010 года в авиакатастрофе под Смоленском , сообщает служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на официальный сайт Польской Православной Церкви . Божественную литургию в сослужении собора архипастырей и в присутствии множества верующих, собравшихся в храме и вокруг него, возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва . По завершении Литургии состоялось прощание с почившим иерархом. В прощании приняли участие прибывшие со всей Польши священнослужители и верующие, а также представители государственного руководства, дипломатического корпуса, в том числе посол России в Польше, Европейского парламента, Вооруженных сил, пограничной охраны, полиции, пожарной  и пенитенциарной служб, других ведомств и учреждений. В числе присутствовавших были заместитель председателя совета министров Польши Вальдемар Павляк, вице-председатель польского сейма Ярослав Калиновский и другие. Проститься с архиепископом Мироном прибыли также католические иерархи, представители ряда протестантских общин. В надгробном слове Блаженнейший Митрополит Савва подчеркнул важность служения, которое совершал новопреставленный архиепископ Гайновский Мирон, напомнил о его трудах на посту православного ординария Войска Польского. Со словами прощания также выступили министр национальной обороны Богдан Клих, министр науки и высшего образования Барбара Кудрицка, заместитель начальника Генерального штаба генерал-лейтенант Мечислав Стаховяк, депутат Европарламента Михал Каминский и другие. По завершении службы торжественная процессия проследовала вокруг храма, затем траурный кортеж с гробом почившего иерарха в сопровождении полицейского эскорта отправился в Супрасльский монастырь, наместником которого владыка Мирон был в течение многих лет.

http://patriarchia.ru/db/text/1142964.ht...

С 1645 по 1652 гг. были построены архимандричьи покои. В 1695 – 1697 гг. возведена колокольня. В 1702 г. она сгорела и построена снова в первой половине XVIII в. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 г., при монастыре была открыта типография, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке. Типография была расширена в 1709 – 1728 гг. В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 г. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889 – 1890 гг. была построена церковь св. ап. Иоанна Богослова. В 1901 г. устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого вмч. Георгия. В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Храм св. ап. Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви. В 1935 г. часть зданий монастыря получили в аренду отцы салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал. Руины монастыря Обстановка не изменилась и с началом Второй мировой войны. В 1939 г. Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией. В церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви св. Апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая.В монастырском соборе была устроена механическая мастерскую, а в храме св. Иоанна Богослова начала работать кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме св. Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 г. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Обстановка не изменилась к лучшему и с началом Второй мировой войны. В 1939 году Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией и в церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви апостола Иоанна Богослова – кухня и столовая. Лишь после прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме святого Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 году. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 года во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор. После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились салезияне и школа. Римо-католики также отобрали у православных храм великомученика Пантелеймона вместе с кладбищем. В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. В 1955 году местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм святого Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 году власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась. Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокскую епархию возглавил владыка Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковский). В 1984 году было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 году епископ Белостокский Савва совершил закладку первого камня под строительство собора. В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был монашеский дом, который в 1989 году приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский). В начале 1990-х годов Польская Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров Польши с 1993 года монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов римо-католиков реализация этого решения затянулась до 1996 года.

http://sobory.ru/article/?object=19442

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010