Ст. 7. Почто нечестивы живут, обетшаша же (состарились и) в богатстве. – «Беззаконным определяется страшное падение, неизбежная погибель, вот общее утверждение в речах друзей (гл. 16, ст. 12. 20, 5 и.7). Нет, оно не безусловно справедливо. Нечестивые не только живут, но и благоденствуют, при своем богатстве не терпит никаких лишений, устраняют болезни и скорби и так счастливо оканчивают дни свои в глубокой старости. Ст. 8. Семя (потомство) их по души, чада же их пред (их) очима. – «Дети беззаконных родителей погибают от руки меньших,» говорят друзья (гл. 20, ст. 10; 18, 17 и 19). Однако не редки примеры иной судьбы нечестивого потомства: нечестивые не всегда лишаются великого утешения видеть свое семейство. Напротив, не редко они имеют столько детей, сколько им желательно; дети их воспитываются так, как им угодно; наряжаются и забавляются, как им нравится. Составляя одно большое семейство, они постоянно утешают родителей от первых дней детства своего до конца жизни их. нераздельно с ними и неотлучно при них находятся все время: они не пасут стад, не сопутствуют караванам, не пускаются за море, -не подвергаются опасностям потерять жизнь в горах – от хищных зверей, среди пустынь – от урагана, на море – от ярых волн. Ст. 9. Домове их обильнии суть, страх же нигде, раны же от Господа несть на них. – «Богатство, не законно приобретенное, не служит счастью нечестивых, оно гибнет вдруг, без остатка,» убеждают друзья (20 гл. 15, 17 – 22 ст.). Нет, обилие во всем – в садах, полях и стадах, житницах и сокровищницах – нередкое явление в жизни беззаконных: все в их хозяйстве цветет, размножается, переполняется. И это обилие благ остается неприкосновенным.: нечестивые не страшатся враждебных хищнических набегов, – они сами хищники, не боятся бури, наводнения и пожара, это – непременные и благоприятные условия для их наживы, не страшен им строгий суд, напротив, они своими угрозами приводят в трепет самих судей. (Ср. 20, 25 – 26. 18, 7 – 15). Нет, болезнь, обыкновенная спутница бедности, редко заходит в дом богача, и если скудость жизненных средств содействует развитию болезни до смерти, то богатство помогает прекращению болезни лучшими средствами питания и условиями спокойствия. Оно не сильно против кары Божией, но бич провидения в виде тяжкой болезни не всегда карает беззаконных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2) ап. Павел часто употребляет слово «Е.» без уточняющих определений: вероятно, для него это слово являлось устоявшимся термином, понятным без дальнейших разъяснений. Тем не менее слово «Е.» имеет в его писаниях несколько значений: а) в 2Кор. 8:18 ; Флп. 4 Павел подразумевает под Е. проповедь Благой Вести; в 1Кор.9 Е. означает прежде всего собственно Благую Весть, а затем уже ее проповедь; б) Павел, в отличие от евангелистов, не отождествляет Благую Весть с проповедью Царства Божиего, хотя учение о Царстве Божием занимает в его посланиях важное место ( Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20 ; 1Кор. 6:9 ; Кол. 4:11 ; 1Фес. 2:12 ; 2Фес. 1:5 ). Павел нигде не дает исчерпывающего определения Е., а называет лишь отдельные его положения: Иисус – предвечный Сын Божий, как человек – Он потомок Давида; Иисус умер, был погребен и воскрес ( Рим 1 и след.; 1Кор. 15:3–5 ; 2Тим. 2:8 ); Он – превознесенный Богом Господь ( Флп. 2:9–11 ) и Судья ( Рим. 2:16 ). Итак, Благая Весть в посланиях Павла тождественна той, которую, в соотв. с названием своих трудов, стремились передать евангелисты: Иисус – это Помазанник Божий (Христос) и Его деяния – это спасение, даруемое Богом человеку и ради человека ( Мк 16 и след.; Рим. 1:16 ); в) для Павла, как и для евангелистов, Е. – это нечто большее, чем просто сообщение и провозглашение. Е. – это сила Божья, которая открывается в благовествовании «ко спасению» человека ( Рим 1 и след.; 1Фес. 1:5 ). В Е. открывается правда Божья ( Рим. 1:17 ), которая отправляет грешника на суд, но она же и оправдывает его по вере (⇒ Послание к Римлянам ). Т.о., Е. воздействует на жизнь человека и приводит его к встрече с превознесенным Христом, которая может стать для человека спасением или неспасением, в зависимости от того, уверует он или нет (см. 1Кор 1 и след., где Е. передано как «слово о кресте», ср. 1Кор. 1:17 ). Поэтому Павел говорит о Евангелии Божием ( 2Кор. 11:7 ; Рим. 1:1 ) или Христовом ( Рим. 15:19 ; 1Кор. 9:12 ), причем Христос одноврем. является и глашатаем Благой Вести и ее сутью; д) Павел нередко говорит о благовествовании, называя его «мое» или «наше» ( Рим. 2:16 ; 2Кор. 4:3 ; 2Тим. 2:8 ). При этом, однако, он не имеет в виду какое-то особое Е., поскольку его благовествование совпадает с проповедью других апостолов ( 1Кор. 15:1–5 ; Гал. 2:6–9 ). Он лишь подчеркивает, что это благовествование вверено и ему так же, как апостолам; в качестве особого поручения он должен был нести Е. язычникам ( Деян. 20:24 ; Рим. 15:20 ; 1Кор. 4:15 ). Но это было все то же благовествование об Иисусе Христе, повсюду сохраняющее свою действенность;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Иер.52:11 .  А Седекии выколол глаза и велел око­вать его медными оковами; и отвел его царь Вавилонский в Вавилон и по­садил его в дом стражи до дня смерти его. У Иеремии излагают дело полнее, чем 4Цар 25.7 . – «Дом стражи» – точнее с евр.: «исправительный дом», где, вероятно, Седекия с другими пленниками должен был молоть муку, как некогда Самсон ( Суд. 16.21 ). На это указывает перевод LXX: дом жерновный. Иер.52:12 .  В пятый месяц, в десятый день месяца, – это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, – пришел Навузардан, начальник телохранителей, пред­стояв­ший пред царем Вавилонским, в Иерусалим Иер.52:13 .  и сожег дом Го­с­по­день, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем. Иер.52:14 .  И все войско Халдейское, быв­шее с начальником телохранителей, раз­рушило все стены вокруг Иерусалима. Иер.52:15 .  Бедных из народа и про­чий народ, оставав­шийся в городе, и пере­метчиков, которые перед­ались царю Вавилонскому, и вообще остаток про­стого народа Навузардан, начальник телохранителей, выселил. Иер.52:16 .  Только несколько из бедного народа земли Навузардан, начальник телохранителей, оставил для виноградников и земледелия. Стихи 12–16 представляют собою повторение 4Цар 25.8–12 ; 4Цар 25.8 указывает, что прибытие Навузардана и сожжение храма имело место в седьмой день 5-го месяца, а Иеремия относит то и другое к десятому дню. Какая дата правильнее – решить едва ли возможно. Иер.52:17 .  И столбы медные, которые были в доме Го­с­по­днем, и подставы, и медное море, которое в доме Го­с­по­днем, изломали Халдеи и отнесли всю медь их в Вавилон. И сл. до 23 – ср. 4Цар 25.13 и сл. У Иеремии здесь все изложено полнее, чем в 4 Царств. Иер.52:18 .  И тазы, и лопатки, и ножи, и чаши, и ложки, и все медные сосуды, которые употребля­емы были при Богослуже­нии, взяли; Иер.52:19 .  и блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и лампады, и фимиамники, и крýжки, что было золотое – золотое, и что было серебряное – серебряное, взял начальник телохранителей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как-то само все встало на свои места, переживания ушли, трудности оказались преодолимыми и совсем не страшными. Разве это не чудо? Произошло в середине 1990-х годов. Рейтинг: 9.8 Голосов: 3790 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 11 декабря 2020, 23:32 Посоветуйте,пожалуйста, к какому старцу обратиться за советом. Очень проблем много. Не знаю как жить . С уважением р. б. Елена Светлана 7 декабря 2020, 01:39 Была в Сергиевой Лавре.Старец Наум принял моего мужа. Анна 28 ноября 2020, 21:10 Господи, благослови! Пресвятая Троице,помилуй нас; Господи,очисти грехи наша; Владыко,прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слава, Тебе, Господи! Богородице Дево,радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,яко Спаса родила еси душ наших. Светлана 14 ноября 2020, 19:49 В наше время самое большое чудо - уметь сострадать людям (любым), жалеть людей и, особенно, - прощать. Вспомним маленький пример: когда служители императора схватили Иисуса Христа, чтобы вести на суд и распятие, ученик Христа, вступаясь за Него, отрубил ухо одному из стражников. Иисус Христос порицал ученика за это, и своей божественной силой " приделал " ухо назад, исцелил человека. А сейчас многие, к сожаленью, готовы и " второе ухо оторвать " . Вот подлинное чудо - научиться любить людей, как Иисус Христос. Ольга 7 ноября 2020, 21:57 Чудесно! Спасибо, что поделились. р.Б Варвара 16 октября 2020, 18:26 Вот не знала, что был такой старец Наум, а ведь ездила в Лавру в 2013г и никто не подсказал. Обратилась бы хоть со своей просьбой, как жаль, ни к одному старцу ее попала, ничего не знала о старцах, и все потому что бывшие мусульмане не могут охватит все сразу в православии, эх. ВС 14 октября 2020, 23:06 Умер он несколько лет назад. Алексей Байгородин - Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, Наум ... ((( Еще 40 лет назад он для меня как сказочный Дедушка Мороз был - седой и добрый ))) Как мама не приведет меня мелкого на прием, всегда что-нибудь подарит - конфетку, яйцо пасхальное, пряник.... Она мне с детства рассказывала, как он людям помогал. Вырос вроде, не скажу что вера сильна, но детские воспоминания резкие какие-то остались... В ворота Лавры входишь - народ странный кучками, и с какими-то штуками в руках. - Мама шепчет - это иностранцы. Только им в Лавре можно фотографировать и снимать службы... Если кто-то из наших попробует, то к ним сразу подойдут и запретят...

http://pravoslavie.ru/134524.html

С другой стороны, тот факт, что подлинная жизнь Авраама начинается в 75-летнем возрасте (ср. Быт. 12, 4), а активная ее фаза продолжается до его смерти, наступившей через сто лет (ср. Быт. 25, 7 – 8), не может не вдохновлять пожилых верующих мужчин и женщин, так как именно в пожилые годы люди начинают высказывать беспокойство по поводу наступившей старости. Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня (Пс. 70, 9), – восклицал псалмопевец Давид. И в то же время о старости Авраама говорится, как о старости доброй : И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 8). Это, возможно, вдохновляло Давида на восклицание: Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне (т. е. до преклонного возраста. – О.С.) я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего (Пс. 70, 17 – 18). То есть условие наличия старости доброй – активная религиозная позиция раба Божия (или рабы Божией), и в преклонные годы возвещающих о чудесах Господних. Условие наличия старости доброй – активная религиозная позиция Когда я вижу, как бодро кладут поклоны в наших храмах старцы и старицы, то чувство умиления наполняет мое сердце, и я начинаю с надеждой всматриваться в грядущую собственную старость . В христианских общинах пожилые христиане должны пользоваться особым вниманием и уважением. Пред лицем седого вставай и почитай лице старца ... (Лев. 19, 32). Особое отношение к детям и молодежи зиждется на общем почитании всеми верующими (молодыми и зрелыми) пожилых людей. И никак не наоборот! Ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями . Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3, 2 – 7).

http://pravoslavie.ru/105441.html

1) Были и лжепророки в народе, как и у вас будут учители-лжецы, которые будут вводить пагубные секты и Того, Кто выкупил их, Господа, отрицать, навлекая на себя скорую погибель. 2) И многие последуют их похотям, через них путь истины будет в поношении. 3) И из любостяжания лживыми словами будут наживаться на вас; суд им уже давно не медлит, и погибель их не дремлет. 4) Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связанных канатами ада, предал мучениям в тартаре, соблюдая на суд; 5) и не пощадил первобытного мира, но Ноя, восьмого [из всех спасенных], провозвестника правды, сохранил, наводя потоп на мир нечестивых; 6) и города Содомитов и Гоморрцев обратив в пепел, осудил на разрушение, показав пример творящим беззаконие, 7) а праведного Лота, подавленного притеснениями нечестивцев и их беззаконным и развратным поведением, избавил; 8) ибо он был праведен взором и слухом; он, живя между ними, изо дня в день мучился в праведной душе от дел беззаконных. 9) Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, беззаконников же соблюдать ко дню суда, для мучения, 10) наипаче же тех, которые идут вслед плоти в похоти скверны, и презирают начальства, дерзки, самолюбивы, не страшатся вводить секты, богохульствуя; 11) тогда как Ангелы, хоть и крепче и сильнее, не произносят на себя проклинающего суда. 12) Они, как неразумный скот, естеством [предназначенные] на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем погибнут. 13) Приемля мзду неправедную, они полагают удовольствие в увеселениях [средь бела] дня; в совместных осквернениях и в срамных увеселениях избыточествующие, они предаются разгулу на своих пирах с вами. 14) Глаза у них исполнены прелюбодеяния и непрестанного преступления. Они прельщают нестойкие души; сердце у них упражняется в любостяжании: [это] чада проклятия. 15) Оставив прямой путь, они заблудились, следуя пути Валаама от Восора, который возлюбил мзду неправедную, 16) но был обличен в своем безумии: подъяремное бессловесное животное, заговорив человеческим голосом, возбранило безумию пророка. 17) Они – безводные источники, и тучи, потрясаемые вихрями: им зарезервирован мрак тьмы. 18) Ибо, произнося горделивое пустословие, они заманивают в вожделения плотских наслаждений тех, которые едва убежали от находящихся в заблуждении; 19) свободу им обещая, когда сами – рабы тления; ибо, кто кем одолевается, тот тому и раб. 20) Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, в них снова запутавшись, побеждаются [ими], последнее станет для них хуже первого. 21) Лучше бы им не познать пути праведности, чем по познании возвратиться назад от того, что им было передано – святой заповеди. 22) Ибо с ними случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину» ( Притч. 26:11 ), и: «Вымытая свинья катается в грязи». Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2Пар.4:11 .  И сделал Хирам тазы, и лопатки, и чаши [и кадильницы, и все жертвенные сосуды]. И кончил Хирам работу, которую производил для царя Соломона в доме Божием: Ср. ( 3Цар.7:45 ). 2Пар.4:12 .  два столба и две опояски венцов на верху столбов, и две сетки для покрытия двух опоясок венцов, которые на главе столбов, 2Пар.4:13 .  и четыреста гранатовых яблок на двух сетках, два ряда гранатовых яблок для каждой сетки, для покрытия двух опоясок венцов, которые на столбах. Ср. ( 3Цар.7:15 ; 2Пар.3:16 ). 2Пар.4:14 .  И подставы сделал он, и омывальницы сделал на подставах; 2Пар.4:15 .  одно море, и двенадцать волов под ним, Ср. стихи 4–5. В еврейском тексте стиха 14 дважды ошибочно стоит глагол , аса, «сделал», вместо стоящего в параллельном месте ( 3Цар.7:43 ) числительного , асар (есер), «десять»; ошибка эта повторена в Вульгате (fecit, superposuit) и русском синод.: ( «сделал... сделал»), но справедливо устранена у LXX ( ποησε δκα) и в славянском тексте ( «сотвори десять»). 2Пар.4:17 .  В окрестности Иордана выливал их царь, в глинистой земле, между Сокхофом и Цередою. Место, где Соломон отливал украшения храма (баавигаадама, in argillosa terra, в глинистой земле; LXX: ν τ πκει τς γς, слав.: «в толщи земной») указано между Сокхофом и Царедою. Сокхоф (( Пс.59:8 ); Onomasticon, 884) – город в колене Гадовом ( Нав.13:27 ), в Заиорданье. Цареда (в ( 3Цар.7:46 ) «Цартан» (ср. Суд.7:22 ; 3Цар.4:12 ), слав.: «Саридаф» или в 3 книге Царств – Сирам, LXX: Σαρηδαθ, Vulgata: Saredatha) – на западной стороне Иордана, недалеко от Иерихона; отожествляют с нынешней Каран-Сартабе (Onomasticon, 832). Цареда, согласно ( 3Цар.11:26 ) (слав.: «Сарира») была родиной Иеровоама I. 2Пар.4:18 .  И сделал Соломон все вещи сии в великом множестве, так что не знали веса меди. 2Пар.4:19 .  Также сделал Соломон все вещи для дома Божия и золотой жертвенник, и столы, на которых хлебы предложения, 2Пар.4:20 .  и светильники и лампады их, чтобы возжигать их по уставу пред давиром, из чистого золота;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В странах с высокой правовой культурой действует принцип: суд не принимает доказательств вины, добытых с нарушением закона. Оправдан будет на таком суде вор Кирпич, которому честный оперативник Жеглов подложил бумажник, приговаривая «вор должен сидеть в тюрьме». И не потому, что Кирпич лучше Жеглова, вовсе нет, а потому, что стоит разрешить такое — и в массовом порядке совсем другие оперативники начнут подбрасывать улики для улучшения отчетности и раскрываемости. И Кирпичей на всех не хватит, придется случайных граждан сажать — что, к сожалению, в нашей стране далеко не редкость. Полагаю, что точно так же и читающей публике стоит решить раз и навсегда: в принципе не принимать нечестных аргументов с переходом на личности, а паче того — с попыткой расчеловечить оппонента, представить его в облике эсесовца с автоматом или беса-искусителя. Ну просто из чувства самосохранения, потому что следующим бесом в следующей пропагандистской кампании можешь оказаться ты сам. И если деревня наконец-то перестанет прибегать к малолетнему крикуну, если скандальные обзывалки в сети перестанут собирать лайки и перепосты — тогда, возможно, крик утихнет и можно будет поговорить по существу. Взвешивать аргументы, рассматривать проблемы с разных сторон… Скучно, конечно, быть взрослым и ответственным. Но иногда приходится, не всё же за мнимыми волками гоняться. Да, кстати, если кто-то с чем-то не согласен в моей статье — он эсесовец с гранатой и сущий демон в человеческом обличье, так ему и передайте. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2022 19 мая, 2022 23 февраля, 2024 7 декабря, 2023 20 ноября, 2023 30 мая, 2023 9 января, 2023 18 октября, 2022

http://pravmir.ru/ne-krichi-ni-besy-ni-o...

В патриархальный период не было особых ограничений касательно брака в отношении степени родства и национальности брачующихся. Посему были браки между самыми близкими родственниками – как братом и сестрой ( Быт. 20:12 ), между евреями и хеттеями, ( Быт. 26:34–35 ) и хананеями, (ibid. XXXVIII, 2). В период подзаконный были даны некоторые ограничения, относительно степени родства и национальности, в пределах каковых дозволялся брак. Евреи должны были брать жен из своего народа (ср. Суд. 14:3 ), посему браки на иноплеменницах или совсем запрещались, или допускались при соблюдении ими некоторых требований. Так, браки с хананеянками совершенно запрещались ( Исх. 34:16 ; Втор. 7:3 ), как равно запрещалось и еврейкам выходить замуж за хананеев (ibid). Из иноплеменниц, не принадлежащих к хананеянкам, евреи могли брать жен, когда они во время военных действий делались пленницами евреев, причем от них требовалось предварительное очищение ( Втор. 21:10–14 ) и, в случае потери отца или матери, им давался месячный срок для их оплакивания. В отношении степени родства были даны следующие ограничения: запрещались браки между близкими кровными родственниками. Так, запрещались браки: 1) между отцом и дочерью, сыном и матерью ( Лев. 18:7 ); 2) между сыном и мачехой ( Лев. 18:8; 20:11 ; Втор. 27:20 ); 3) между братом и сестрой ( Лев. 8:9; 20:17 ; Втор. 27:22 ); 4) между дедом и внучкой ( Лев. 18:10 ); 5) между сводными по отцу или по матери братом и сестрой ( Лев. 18:11 ; Втор. 27:22 ); 6) между племянником и родной теткой ( Лев. 18:12–13; 20:19 ); 7) между племянником и двоюродной теткой по отцу ( Лев. 18:14; 20:20 ), 8) между свекром и невесткой ( Лев. 18:15; 20:12 ); 9) между деверем и снохою ( Лев. 18:16; 20:21 ); 10) между отчимом и падчерицей и детьми падчерицы ( Лев. 18:17 ) и 11) между зятем и свояченицей, при живой жене ( Лев. 18:18 ). Эти ограничения относительно степени родства брачующихся были тем более необходимы, что у соседних с евреями народов их не было. Так, браки между братьями и сестрами были обычным явлением у египтян, у которых они были приняты даже в царской фамилии, так что достойнейшей супругой царя считалась его сестра 160 . Что касается персов, то у них также дозволялись браки между самыми близкими родственниками. То же самое свидетельствуется относительно хананеев и финикиян 161 . Очевидно Моисей имел в виду египтян и хананеев, когда, устанавливая закон о недозволенных браках, говорил: «По делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли ханаанской, в которую я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите ( Лев. 18:3 )». К сожалению, и после Моисея у евреев были случаи недозволенных браков, которые, впрочем, встречали грозное обличение со стороны пророков (ср. Иез. 22:11 ; Мф. 14:3–5 ). § 62. Совершение законного брака

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Минь. Т. I. С. 352 Творения Т. I. С. 81 106. Родители и дети Господь Сам имеет заботу о воспитании наших детей. Установляя закон о пасхе, Он прибавил повеление, чтобы каждый отец объяснил этот закон своему сыну (см.: Исх. 13:8 ); то же самое – в законе о перворожденных (см.: Исх. 8:1415 ). Далее, в природу родителей Он вложил естественную необходимость и влечение к воспитанию своих детей, а последних всецело подчинил воле родителей. Наконец, Он не только дал заповедь, в которой обещает детям благоденствие за почтение к родителям и наоборот, но и самих родителей то наказывает за нерадение о детях, как Илия (см.: 1Цар. 4:18 ), то награждает за заботу о них, как Авраама (см.: Быт. 18:19 ), который заповесть сыном своим… и сохранят пути Господа Бога творити правду и суд. После этого родители, – как имеющие при себе детей своих в нежном возрасте, когда из них можно сделать все, – не будут иметь никакого извинения, если их дети будут развратны. Такие родители, говорящие детям только о внешних отличиях в жизни и умалчивающие о законе Господнем, хуже детоубийц. Минь. Т. I. С. 353 Творения Т. I. С. 8287 своими словами 107. Воспитание детей родителями бывает пагубно Не только то ужасно, что вы внушаете (детям) противное заповедям Христовым, но и то еще, что прикрываете порочность благозвучными наименованиями, называя постоянное пребывание в театрах светскостию, обладание богатством – свободою, славолюбие – великодушием, дерзость – откровенностию, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством. Потом, как будто мало и этого обмана, вы и добродетели называете противоположными наименованиями: скромность – неучтивостью, кротость – трусостию, справедливость – слабостию, смирение – раболепством, незлобие – бессилием, как будто опасаясь, чтобы дети, услышав от других истинное название этих (добродетелей и пороков), не удалились от заразы. Ибо название пороков прямыми и подлинными их наименованиями не мало способствует к отвращению от них: оно может так сильно поражать грешников, что часто многие, отличающиеся безчестнейшими делами, не переносят равнодушно, когда их называют тем, чт они есть на самом деле, но приходят в сильный гнев и зверское раздражение, как будто терпят что-нибудь ужасное… Я знаю много и таких, которые этим способом были образумлены, и от резких слов сделались более скромными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010