МРК Подобает ведати, аще случится праздник сретения господня в понедельник первыя недели поста: тогда службу праздника пети в неделю сыропустную по предписанному.   МРК Подобает ведати, аще случится попразднство сретения господня в неделю прежде недели мытаря и фарисеа: а святый поется на 4, или на 6: На Велицей Вечерни , по кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, анатолиев 1. и праздника того дне 3, и святаго минеи 3. [Смотри] [Аще ли поется святый на 6, или емуже и полиелей, и поем стихиры воскресны 3: и праздника 3: и святаго 4. Слава, святаго, аще же ни:] Слава, праздника. И ныне, богородичен 1–й гласа. На литии стихиры праздника того дне рядовыя стиховныя, и святаго, аще полиелей. Слава, святаго. И ныне, праздника. Аще же ни, Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и праздника единожды. и чтение в посланиих апостольских. На Утрени , на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их. и чтение во евангелии толковом. Посем непорочны, и впакои, и чтение недели ряд. [Аще ли святый имать полиелей, по кафисмах поем святаго полиелей, и по полиелеи, тропари: Ангельский собор: и по ектении седальны святаго по единожды. Слава, седален, иже по полиелеи. И ныне, богородичен его: и чтение.] Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: евангелие воскресно, и воскресение христово: Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и праздника на 4: и святаго на 4. [Аще полиелей, или славословие, и поем канон воскресн со ирмосом на 4: и праздника на 4: и святаго на 6:] Катавасиа праздника. По 3–й песни, кондак и икос праздника, и святаго аще имать, и седален его. Слава, и ныне, праздника, и чтение. По 6–й песни, кондак и икос воскресн: и чтем пролог. На 9–й песни поем честнейшую: Светилен воскресн. Слава, святаго, аще имать: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4: святаго, аще имать, подобны 3, и самогласен иже на Слава: поем с припевы его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Иуний 1 . Святаго мученика Иустина Философа и другаго мученика Иустина и иже с ними. Преподобнаго Дионисия, Глушицкаго чудотворца. 2 . Иже во святых отца нашего Никифора, патрнарха Константиняграда, исповедника. Святаго великомученика Иоанна Новаго, Сочавскаго. 3 . Святаго мученика Лукиллиана и иже с ним. 4 . Иже во святых отца нашего Митрофана, патриарха Константинопольскаго. 5 . Святаго священномученика Дорофея, епископа Тирскаго. Престанление святаго благовернаго князя Феодора Ярославича, Новгородскаго. Перенесение мощей святаго благовернаго князя Игоря Черниговскаго. 6 . Преподобнаго Виссариона чудотворца. Преподобнаго Илариона Новаго. 7 . Святаго священномученика Феодота, епископа Анкирскаго. 8 . Святаго великомученика Феодора Стратилата. Ярославския иконы Пресвятыя Богородицы . 9 . Иже во святых отца нашего Кирилла, архиспископа Алсксандрийскаго. Преподобнаго Кирилла, Белоезерскаго чудотворца. 10 . Святаго священномученика Тимофея, епископа Прусскаго. Иже во святых отца нашего Иоанна, митрополита Тобольскаго и всея Сибири, чудотворца. Обретенис честных мощей иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанскаго, чудотворца . 11. Святых апостолоя Варфоломея и Варнавы. 12 . Преподобнаго Онуфрия Великаго. Преподобнаго Петра Афонскаго. Преподобнаго Арсения, Коневскаго чудотворца. 13 . Святыя мученицы Акилины. Святаго Трифиллия, епископа Левкусии Кипрския. Преподобных Андроника и Саввы, Московских чудотворцев. 14 . Святаго пророка Елиссея. Иже во святых отца нашего Мефодия, патриарха Царяграда. 15 . Святаго пророка Амоса. Иже во святых отца нашего Ионы, Московскаго и всея России чудотворца . 16 . Иже во святых отца нашего Тихона, епископа Амафунтскаго, чудотворца. Преподобнаго Тихона Медынскаго, Калужскаго чудотворца. Преподобнаго Тихона Луховскаго, Костромскаго чудотворца. 17 . Святых мученик Мануила, Савела и Исмаила. 18 . Святаго мученика Леонтия. Боголюбския иконы Пресвятыя Богородицы . 19. Святаго апостола Иуды, брата Господня по плоти . Преподобнаго Варлаама Важскаго, Шенкурскаго. Преподобнаго Паисия Хилендарскаго, Болгарскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

28 . Святых апостол Иасона и Сосипатра. Святых мученик Дады, Максима и Кинтилиана (Квинтилиана). 29 . Святых мучеников девяти Кизических. Преподобнаго Мемнона чудотворца. 30. Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова . Иже во святых отца нашего Никиты, епископа Новгородскаго. Маий 1 . Святаго пророка Иеремии. Преставление преподобнаго Пафнутия, Боровскаго чудотворца. Святаго священномученика Макария, митрополита Киевскаго. 2 . Иже во святых отца нашего Афанасия Великаго . Пренесение честных мощей святых благоверных Российских князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида . 3 . Святых мученик Тимофея и Мавры. Преставление преподобнаго Феодосия, игумена Печерскаго, начальника в Российстей земли монашескаго общаго жития . 4 . Святыя мученицы Пелагии. 5 . Святыя славныя мученицы Ирины. 6 . Святаго праведнаго Иова Многострадальнаго. Преподобнаго Михея Радонежскаго. 7 . Воспоминание на небеси явльшагося знамения Честнаго Креста во святем граде Иерусалиме, при царе Константии. Святаго мученика Акакия. Преподобнаго Нила Сорскаго . 8. Святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Преподобнаго Арсения Великаго. 9 . Святаго пророка Исаии. Святаго мученика Христофора. Пренесение честных мощей иже во святых отца нашего Николая Чудотворца от Мир Ликийских в Бар град . 10. Святаго апостола Симона Зилота. 11 . Обновлсние Царяграда. Святаго священномученика Мокия. Святых ранноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских . Иже во святых отца нашего Иосифа, священномученика, митрополита Астраханскаго. 12 . Иже во святых отец наших Епифания, епископа Кипрскаго, и Германа, патриарха Константиняграда. Прославление иже во святых отца нашего Ермогена, священномученика, Московскаго и всея России чудотворца . Преподобнаго Дионисия Радонежскаго. 13 . Святыя мученицы Гликерии. 14 . Святаго мученика Исидора. Святаго Исидора, Христа ради юродиваго, Ростовскаго чудотворца. Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго. 15 . Преподобнаго Пахомия Великаго . Иже во святых отца нашего Исаии, епископа Ростовскаго, чудотворца. Убиение святаго благовернаго царевича князя Димитрия, Угличскаго, Московскаго и всея России чудотворца . Преподобнаго Евфросина Псковскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30. Егор Полотебнов. Елпидифор, в мон. Евтихиан, Лестев. Иван Щелкунов. С непосредственным правом на магистерство, когда пробудут один год в училищной службе с одобрением местного начальства 264 Василий Себржинский. Михаил Малеин. Василий Кутневич. Павел Наумов. Тимофей Никольский. Иван Базаров. 15. Петр, в мон. Неофит, Веселовский. 35. Афанасий Скворцев. Петр Розанов. Алексей Малов. Петр, в мон. Поликарп, Гойтанников. Павел Протопопов. Василий Херсонский. Михаил, в мон. Мелетий, Леонтович. – кандидата: Иван Лавровский. 60. Степан Райковский. Григорий Огиевский. Алексей Ненарокомов. Михаил Вревский. Григорий Янчуковский. Николай Щуцкий. 40. Иван Крыжановский. 65. Иван Диаконов. Александр Богданович. Андрей Васильев. Петр Туберовский. Иван Талызин. Петр, в мон. Павел, Подлипский. Николай Грешищев. Егор Лебедев. Андрей Тихвинский. 45. Алексей Ильинский. 70. Василий Ерофеев. Иван Спасский. Василий Полянский. Стефан Лошаков. Владимир Игнатьев. Авксентий Мартынов. Гавриил Мошков. Василий Белозерский. Мокий Тарасов. 50. Яков Гладкой. 75. Иван Невдачин. Семен Красильников. Александр Кандорский. Василий Диаконов. Константин Пузина. Иван Данилов. Иван Смирнов. 55. Владимир Назанский. 78. Яков Кизимовский. Илья Левиков. Виктор Венский. Иван Санин. Михаил Флеров. II-ro курса Со степенью магистра: 1. Иван Скворцев. 15. Алексей Ключарев. Иван Филаретов. Иван Ловягин. Иван Раменский. Матфей Борисов. Стефан, в мон. Антоний, Домкинский. Роман Кутузов. Илья, в мон. Иероним, Никольский. С правом на получение степени магистра, за исправное прохождение ученых должностей 5. Арсений Смоленский. 20. Василий Сипягин. Василий Бойков. Аполлон Рябчиков. Яков, в мон. Иринарх, Попов. Василий, в мон. Нафанаил, Павловский. Андрей Окунев. 10. Михаил, в мон. Макарий, Глухарев. Михаил, в мон. Иоанн, Доброзраков. Иван Иванов. Александр Максимович. Захар, в мон. Зосима, Смирягин. – кандидата: Василий Попов. 36. Василий Цветаев. Василий Подлитовский. 25. Николай Бутягин. Кодрат Кораллов. Михаил Андреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вся группа представляла сильную картину: Иван Никифорович, стоявший посреди комнаты в полной красоте своей без всякого украшения! баба, разинувшая рот и выразившая на лице самую бессмысленную, исполненную страха мину! Иван Иванович с поднятою вверх рукою, как изображались римские трибуны! Это была необыкновенная минута! спектакль великолепный! и между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил пальцем свой нос. Наконец, Иван Иванович взял шапку свою. «Очень хорошо поступаете вы, Иван Никифорович! прекрасно! Я это припомню вам.» «Ступайте, Иван Иванович, ступайте! да глядите, не попадайтесь мне: а не то я вам, Иван Иванович, всю морду побью!» «Вот вам за это, Иван Никифорович!» отвечал Иван Иванович, выставив ему кукиш и хлопнув за собою дверью, которая с визгом захрипела и отворилась снова. Иван Никифорович показался в дверях и что-то хотел присовокупить, но Иван Иванович уже не оглядывался и летел со двора. Глава III. Что произошло после ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем? Итак два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! и за что? за вздор, за гусака. Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей! Каждый день, бывало, Иван Иванович и Иван Никифорович посылают друг к другу узнать о здоровье и часто переговариваются друг с другом с своих балконов и говорят друг другу такие приятные речи, что сердцу любо слушать было. По воскресным дням, бывало, Иван Иванович в штаметовой бекеше, Иван Никифорович в нанковом желто-коричневом казакине отправляются почти об руку друг с другом в церковь. И если Иван Иванович, который имел глаза чрезвычайно зоркие, первый замечал лужу, или какую-нибудь нечистоту посреди улицы, что бывает иногда в Миргороде, то всегда говорил Ивану Никифоровичу: «Берегитесь, не ступите сюда ногою, ибо здесь нехорошо.» Иван Никифорович с своей стороны показывал тоже самые трогательные знаки дружбы и где бы ни стоял далеко, всегда протянет к Ивану Ивановичу руку с рожком, примолвивши: «одолжайтесь!» А какое прекрасное хозяйство у обоих!..

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

Вся группа представляла сильную картину: Иван Никифорович, стоявший посреди комнаты в полной красоте своей без всякого украшения! баба, разинувшая рот и выразившая на лице самую бессмысленную, исполненную страха мину! Иван Иванович с поднятою вверх рукою, как изображались римские трибуны! Это была необыкновенная минута! спектакль великолепный! и между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил пальцем свой нос. Наконец, Иван Иванович взял шапку свою. „Очень хорошо поступаете вы, Иван Никифорович! прекрасно! Я это припомню вам.“ „Ступайте, Иван Иванович, ступайте! да глядите, не попадайтесь мне: а не то я вам, Иван Иванович, всю морду побью!“ „Вот вам за это, Иван Никифорович!“ отвечал Иван Иванович, выставив ему кукиш и хлопнув за собою дверью, которая с визгом захрипела и отворилась снова. Иван Никифорович показался в дверях и что-то хотел присовокупить, но Иван Иванович уже не оглядывался и летел со двора. Глава III Что произошло после ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем? Итак два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! и за что? за вздор, за гусака. Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей! Каждый день, бывало, Иван Иванович и Иван Никифорович посылают друг к другу узнать о здоровье и часто переговариваются друг с другом с своих балконов и говорят друг другу такие приятные речи, что сердцу любо слушать было. По воскресным дням, бывало, Иван Иванович в штаметовой бекеше, Иван Никифорович в нанковом желто-коричневом казакине отправляются почти об руку друг с другом в церковь. И если Иван Иванович, который имел глаза чрезвычайно зоркие, первый замечал лужу, или какую-нибудь нечистоту посреди улицы, что бывает иногда в Миргороде, то всегда говорил Ивану Никифоровичу: „Берегитесь, не ступите сюда ногою, ибо здесь нехорошо.“ Иван Никифорович с своей стороны показывал тоже самые трогательные знаки дружбы и где бы ни стоял далеко, всегда протянет к Ивану Ивановичу руку с рожком, примолвивши: „одолжайтесь!“ А какое прекрасное хозяйство у обоих !..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Казань, 1892. С. 279–280). 76 См.: Spanneut M. Tertullien et les premiers moralistes africains. Gembloux – Paris, 1969. P. 33–36. 83 См.: Михаил (Чуб), архиеп. Святой священномученик Мефодий и его богословие//Богословские труды. Сб. 11. 1973. С. 42–47. 84 Ср. на сей счет: «В апостольских писаниях и в писаниях святых отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. В их писаниях целомудрие обозначается греческим словом σωφροσνη. Первоначально значение этого слова было “благоразумие” ( 2Мак. 4:37 ; Деян. 26:25 ; 1Пет. 4:7 ), “здравомыслие”, “премудрость” в жизни и слове. Целомудрие – это “полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная”». «По своему этимологическому составу греческое слово “целомудрие” указывает на здравость, неповрежденность и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека. По определению святого Григория Нисского , “целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил”. Целомудрие – это то, что оберегает дух человеческий от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое» (Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви. М., 1997. С. 24–25). 85 Этот момент учения св. Мефодия связан с его представлением (достаточно своеобразным) о Домостроительстве спасения. Согласно священномученику, «растение девства ниспослано людям с небес поистине к великому преуспеянию. Тогда (в начале истории человечества. – А.С.) род людской был еще немногочисленен и ему нужно было размножаться и усовершенствоваться». Когда же мир «был населен от концев до концев своих и человечество беспредельно распространилось, то Бог не допустил людям оставаться при прежних нравах, имея в виду, чтобы они, переходя от одного к другому, постепенно более и более приближались к небесам, пока не сделаются совершенными, достигнув величайшего и высочайшего учения – девства; именно, чтобы они сначала перешли от смешения с сестрами к вступлению в брак с посторонними женщинами, потом чтобы не совокуплялись со многими, подобно четвероногим животным, как бы родившимся для совокупления, затем чтобы они не были прелюбодеями; а потом далее (перешли бы) к целомудрию и от целомудрия к девству, в котором, научившись возвышаться над плотию, безбоязненно вступили бы в безмятежную пристань нетления» (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Не исключая из себя никого, Церковь в то же время требует и предполагает особенности верующих, и в виду такого свойства называется кафолической καθολικς κκλησα. Слово καθολικς 686 не встречается, собственно, в тексте Священного Писания, а Церковь названа этим именем впервые у св. Игнатия (ad Smyrn., с. 8). В Священном Писании оно попадается в надписаниях посланий Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, каковым термином характеризуется, что данные послания направлены ко всей Церкви, а не к отдельной общине. Встречается в Деян.4:18 (а также у Евр.13:3, 22 ; Ам.3:3, 41 , затем у Ксенофонта, Платона, Демосфена, Аристотеля и др.) слово καθλου, т. е. καθ’ λου, которое удобнее всего перевести чрез всячески, всецело, omnius prorsus, überhaupt. Поэтому καθολικς: означает всеобщий, universalis, generalis, das Ganze betreffend, allgemein и сообразно содержанию слова λος – целостный, целокупный, имеет логическое ударение на всецелостности объекта, к которому относится. Кафолический есть всеединый 687 , а если правильно, что есть эллиптическое καθ’λα θνη, то столь же правильно, что оно есть также и καθ’λου χρνον и καθ’λην οκουμνην или καθ’λου κσμον. Поэтому предикат «вселенская», οκουμενικ есть только частный вид καθολικ). Замечательно, что словенские первоучители свв. Мефодий и Кирилл перевели καθολικ чрез «соборная», конечно, разумея соборность не в смысле количества голосов, а в смысле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни, собирающей в себя всех независимо от их местных, этнографических, исторических и всех прочих особенностей. «Соборный» Символа веры или καθολικς есть нечто подобное тому, что в кантовой философии называется «объективный», «сверхиндивидуальный». « Церковь соборною называется потому, что находится по всей вселенной от концев земли до концев ея, что повсеместно и в полноте преподает всё то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере, начальников и подчинённых, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душею и телом содееваемых, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях» 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

асс. и Владимир Феодорович на тот же предмет 315 руб. «Помещики села Караваева Чистопольского уезда с 1832-го года содержали на свой счет ученика приходского Чистопольского училища Егора Воскресенского в благодарность высокопр. Филарету за производство дьячка в их селе Караваеве на диаконскую вакансию. Нередко жертвовали и натурою и деньгами Казанские купцы – Василий Сурский, Никифор Чижов, Петр Алексеевич Свешников. Крупные и мелкие пожертвования равно принимались высокопр. Филаретом с большою признательностью. Жертвователям, особенно из светских лиц, он всегда письменно объявлял благодарность от себя и от лица учащихся и всей Епархии. Мы приведем одно из таких благодарственных писем на имя купца Н. О. Чижова, пожертвовавшего на бедных учеников 20-т концев крапивного цвета китайки: – «Милостивый Государь, Никифор Осипович! Принимая с признательностью пожертвованные Вами через Смотрителя Казанских Училищ Протоиерея Семенова 20-ть концев китайки, изъявляю Вам от лица моего, равно и от лица всех учеников архипастырскую мою благодарность. Господь Бог да благословит Вас во всех Ваших благих предприятиях и делах. С истинным моим к Вам почтением честь имею быть Вам всегда усердный слуга и богомолец Архиепископ Филарет». «Всех пожертвований в Комитет вспомоществования бедным ученикам Семинарии и Казанского училища собрано, например, в 1820 году 4 344 руб., в 1831 г. 6 530 руб. «Несмотря на значительное пособие от Комитета вспомоществования бедным ученикам, число таких бедняков в Семинарии и Училищах всегда превышало способы, какие только ни старался иметь в своем распоряжении высокопр. Филарет для успокоения бедных учеников и доставлении им возможности продолжать учение. В 1831-м году, например, всех ученических прошений о пособии поступило: от учеников Семинарии 101, от учеников Училищ 224 прошения. Комитет по строжайшем исследовании причин и степени их бедности, нашел нужным оказать пособие в Семинарии 80-ти ученикам на сумму 4 817 руб. 57 коп., а в училищах всего на 11 887 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Сопротивные силы, видя Крест, трепещут и удаляются. Крест просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовью». «О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию необоримую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест — воскресение мертвых. Крест — упование христиан. Крест — утешение бедных. Крест — памятник победы над демонами, пестун юных. Крест — утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест — свет сидящим во тьме. Крест — проповедь пророков, спутник апостолов, похвала мучеников. Крест — целомудрие дев, радость иереев. Крест — основание Церкви, утверждение вселенной. Крест — сила немощных, врач недужных. Сим святым оружием Христос расторг утробу ада и заградил многокозненные уста Диавола. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражию и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением. Его, взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великой радостью вселяются в пустыне и горах, в пещерах и пропастях земных». И далее говорит преподобный Ефрем: «Сей же Честный Крест явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопоклоняемый и святой скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческого на небе (Матф. 24, 30). Итак, Крест первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концев и до концев ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа». Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010