Содержание Об авторе Введение 1. Краткий Обзор Аскетики Сущность «внутреннего делания» Последовательность в Духовном Восхождении Борьба со Страстями Молитва Древность и непрестанность Иисусовой молитвы Строение души Нисшествие ума в сердце Духовные Созерцания Созерцание в Библии и язычестве Прелесть Старчество Значение старческого окормления Откровение помыслов Характерные свойства старца Старчество и духовничество в истории Святость 2. Древнее Восточное Монашество Введение Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Зарождение Монашества по Святым Отцам Краткий Обзор Истории Древневосточного Монашества Исихазм Григорий Синаит и Григорий Палама 3. Связь с Востоком Домонгольский период Московская Русь Южнославянское литературное влияние Болгарские церковные деятели Связь с Сербией Московские митрополиты – паламисты Непосредственное общение с Востоком 4. Русское Монашество (X-XVII века) Характер эпохи Преподобный Антоний Печерский Преподобный Феодосий Печерский Московская Русь Вступление к XIV веку Великий печальник земли русской Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Павел Обнорский Характеристика XV века Преподобный Кирилл Белозерский († 1429) Преподобный Нил Сорский († 1508) XVI и XVII века Преподобный Корнилий Комельский († 1537) XVII век Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить Обзор Последующей Эпохи (XVIII-XX вв.) Период гонения монашества (XVIII в.) Возрождение в XIX в. и Оптина Пустынь Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского Приложение. Древнерусское Искусство Об авторе Концевич Иван Михайлович (1893–1965). Родился 19 октября в Полтаве в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Учился на математическом факультете Харьковского университета. В 1916 г. посетил Оптину Пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев. Участвовал в гражданской войне. Окончил военно-инженерное училище в Галлиполи. В 1930 году окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В 1952 году переехал в США. Некоторое время преподавал патрологию в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль. Скончался в Сан-Франциско 6 июля. Некролог в «Православном Пути» (Джорданвилль, 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

иеромонах Агапит (Юрков) Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века Скачать epub pdf Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Агапита (Юркова) Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002 Содержание Введение Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Глава 2. Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание и прославление в лике святых Глава 3. Гимнография, посвященная преподобному Феодору Заключение Библиография     Введение Прославленный 10–11 июля 1999 года первым из теперь уже целого сонма святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский (1718–1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученых. Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно–исторической науки. Достаточно упомянуть таких ученых мужей, как Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970), подобно святому Феодору бывший в свое время офицером и писавший о нем в своих широко известных трудах «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. 988–1917» (1952); протоиерей Сергий Четвериков , наиболее глубоко исследовавший жизнь, учение и влияние на православное монашество Молдавского старца Паисия Величковского и упоминавший о заслугах старца Феодора Ушакова в своем фундаментальном труде «Правда христианства», в разделе о росте православного старчества в XVIII и XIX веках; и Иван Михайлович Концевич (13.10.1893–6.07.1965), также бывший офицер, выпускник Парижского Богословского института, преподававший затем Патрологию в Свято–Троицкой Духовной Семинарии, и автор вышедшей в 1952 году книги «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая стала впоследствии первой главой задуманного им большого труда «Оптина пустынь и ея время», увидевшего свет уже после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину жизни, подражайте вере их. Евр.13:7 Кроме архиепископа Иоанна и матушки Ариадны в Сан-Франциско жили и другие носители древних православных традиций. Евгений познакомился с ними. Мы уже говорили об отце Нектарии и Иване Михайловиче Концевичах – родных братьях, оба – ученики старца Нектария Оптинского . Отец Нектарий – высокий, красивый, с веселыми голубыми глазами, длинной светлой бородой и вьющимися волосами до плеч. В молодости отлично плавал и был крепок телом, хотя в старости немного пополнел. Широк и неукротим в жестах, в поступках – самый смиренный, мягкий и благочестивый человек на свете. Он отгородился от всего мирского, не связанного с Церковью, и жизнь его казалась весьма замкнутой. Поэтому он и не выучил английский язык. Владея прекрасным чувством юмора, он рассказывал о своей жизни в России с такой теплотой, что слушатели рады были приобщиться его «маленького мира», где даже самые грустные события преображались в свете христианской любви. Его душа жила и дышала теплым и боголюбивым духом Оптиной. По приезде в Сан-Франциско он поначалу был в келейниках у другого оптинского «выпускника» – архиепископа Тихона. 289 Наученный архиепископом, отец Нектарий нес огромное молитвенное правило. Исполнял он его вдобавок к ежедневному кругу богослужений неизменно до последних дней жизни, бодрствуя обычно до двух-трех часов ночи... Глеб познакомился с отцом Нектарием несколькими годами раньше в Джорданвилле и сразу полюбил его. Некогда старец Нектарий вверил юного Нектария попечению отца Адриана. А сейчас отец Адриан вручал своего духовного сына (Глеб переезжал на западное побережье) руководству отца Нектария. «Я передаю тебя из полы в полу», – сказал он Глебу, показав, как переносят младенца. В 1963 году отец Нектарий по рекомендации владыки Тихона был хиротонисан во епископа и назначен викарием к архиепископу Иоанну. Обоих владык епископ Нектарий полагал живыми святыми. Старший брат епископа Нектария, Иван Михайлович Концевич , был профессором технических наук и церковным историком. В Православие он пришел также через Оптину пустынь и посвятил себя передаче ее духовного наследия посредством пера. Добросовестность ученого сочеталась в нем с непосредственным знанием преподобных старцев. Он первым определил сущность христианского понятия старчества как продолжения пророческого служения Древней Церкви. Его классический труд «Стяжание Святаго Духа в путях Древней Руси», 290 – трактат о «внутреннем духовном делании» и его историческом проявлении в России – так увлек Глеба, что он какое-то время вообще не расставался с книгой и даже ночью клал ее под подушку.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В декабре того же года архиепископ Иоанн зашел к братии в лавку и застал Евгения одного. Пытливо (по своему обыкновению) глядя на Евгения, владыка обратился к нему с предложением: Евгений станет иеромонахом и будет служить в новом соборе на английском языке. 436 Евгений ответил, что действительно желает стать монахом и нести свет Православия своим соотечественникам, ищущим истинной веры, но при этом не хочет жить в миру. Он рассказал владыке об их с Глебом надежде поселиться подальше от города в уединенном монастыре, проникнутом духом миссионерства и занимающемся активной просветительской деятельностью. «Да, да, – кивнул владыка, – я даже верю, что в Калифорнии будет миссионерский монастырь». 437 Братия часто слышали о провидческом даре архиепископа Иоанна и не сочли слова его попыткой выдать желаемое за действительность. Евгений горячо поддержал владыку, чего не скажешь о Глебе. Тот все еще надеялся, коль скоро Братству суждено стать монашеским, то обосноваться следует на Аляске, на Еловом острове, вместе с отцом Герасимом. 1 января 1966 года в соборе совершалась первая литургия на английском языке. Для членов Русской Зарубежной Церкви это стало еще одним из неслыханных новшеств, введенных владыкой Иоанном. Летопись Евгения гласит: «Архиепископ Иоанн служил вместе с отцами Спиридоном, Николаем, Иоанном и диаконом Николаем. Братия Глеб и Евгений являли собой хор и пели вполне прилично, если не сказать отменно». В середине июня архиепископ Иоанн постановил служить литургию по-английски по воскресеньям один раз в две недели и попросил Глеба и Евгения по-прежнему петь у него. Первая литургия состоялась 19 июня, ее служил архимандрит Амвросий (Погодин) . Сам владыка неважно знал английский, но был уверен, что полнота Православия должна быть доступной американцам на их родном языке. Тогда же подоспела и другая ответственная работа – от духовных наследников Оптиной пустыни супругов Ивана Михайловича и Елены Юрьевны Концевичей. В июне 1965 года профессора Концевича мучила смертельная болезнь – рак. «Пока не допишете два тома вашей трилогии, вам нельзя умирать», – говорил ему Глеб. Уже написанную книгу «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» Иван Михайлович намеревался продолжить томом об учениках старца Паисия (Величковского) и заключить еще одним томом – об Оптиной пустыни. «Брат Глеб, – с грустью отвечал профессор, – они у меня даже вчерне не написаны. Так, разрозненные записки».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

«Все мировоззрение преп. Иосифа, – говорит проф. Флоровский, – определяется идеей социального служения и призвания Церкви. Идеал Иосифа – это своего рода хождение в народ. И потребность в этом велика была в его время, – и нравственные устои в народе были не крепки, и тягота жизни была сверх сил. Своеобразие Иосифа в том, что и самую монашескую жизнь он рассматривает и переживает как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу. В его общежительном идеале много новых не византийских черт. Само молитвенное делание у него изнутри подчиняется социальному служению, деланию справедливости и милосердия. Он был великий благотворитель, «немощным спострадатель», и монастырские «села» защищал он именно из этих филантропических и социальных побуждений. Ведь «села» он принимает от владеющих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. И не только от страха, и не только из чувства долга, но именно из милосердия, Иосиф благотворит и обращает свою обитель то в сиропитательницу, то в странноприимный дом, и учреждает «божедомье» в погребенье странным. Самого царя Иосиф включает в ту же систему Божия тягла, и царь подзаконен, и только в пределах Закона Божия и заповедей обладает он своею властью. А неправедному или строптивому царю не подобает повиноваться, он в сущности и не царь, таковый не Божий слуга, но дьявол и не царь, а мучитель. Замысел Иосифа бледнеет и искажается в следующих поколениях «иосифлян». В самом замысле и задании преп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях и приспособлениях. Эта опасность в перенапряжении социального внимания. И отсюда известное опрощение, может быть, не для самого себя, но, именно для народа, известный минимализм». Преп. Даниил Переяславский († 1540 г.) с юных лет обнаруживает суровый аскетизм. Постригается в Боровске и после 12-ти лет монашества возвращается в Переяславль, взяв на себя служение погребения умерших нечаянной смертью . Основал свой собственный монастырь, который поставил, подобно Иосифу, в тесную зависимость от московских вел. князей, именующихся в житии царями. Даже основание новой обители объясняется царским повелением: «аще не в царском имени будет тая церкви, ничто же по нас успеется, кроме оскудения». Василий III назначает ему в старости преемника и делает его крестным отцом своих сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Он ушел из монастыря, чтобы «безмолвствовати единственно», вырыл в речном берегу «вертепец» для жилья и поставил часовню, чтобы молитвы Господу приносить о спасении своем. В строгом уединении «един единственно» подвижник провел 15 лет и только лет за 5 до смерти ради телесных недугов своих принял к себе сожителя. Народ скоро узнал место его подвигов и собирался толпами для поучений и молитвы. Часовня превратилась в храм, вместо вертепа выстроилась келлия. Святой поучает мирян и излагает им мирские добродетели. Осуждая семейные раздоры, он проповедует миролюбие – любовь родителей к детям, почтение детей к родителям. Порицая жестокосердие, предписывает расположение к нищим и убогим. «Сам Господь Бог изволивый нищелюбие взыскати и любити е». Иночество выше царства, иноку предлежит ангельская слава. «Но жестоко и прискорбно иго иноческого жития» и немногие несут его. Три главных добродетели преп. Филипп считал обязательными для инока: «нестяжание и еже поститися зело и бдети много». «Погубили мы ангельское житие, много ясти и пити или одеятися можем, поститися же не можем и смиренномудрствовати». «Днесь в нас есть любоимание и презорство, стяжательность и гордость». Преп. Кирилл Белый Новоезерский († 1532 г.). Четвертый ученик Корнилия Комельского. Еще до его рождения, мать его слышала в храме произнесенный им возглас: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф». Свой иноческий путь Кирилл начинает под руководством преп. Корнилия в его обители. Духовная зрелость Кирилла была признана всей братией. Стремясь в пустыню, он уходит на север к океану. Оттуда обходит все приморские страны. Голос свыше посылает его к Белоозеру, где он основывает обитель на Красном острове, на восточной стороне Нового озера. Преп. Кирилл сам строил здания, рубил лес, пахал землю и сажал овощи. Вел. кн. Василий Иоаннович пожаловал обители две деревни. Его посещает преп. Никифор Важеозерский по поручению преп. Александра Свирского . Во время чтения акафиста Божией Матери, Кирилл почувствовал прибытие гостя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Авторитет Ягича способствовал тому, что до известного времени и Михайлов разделял эти взгляды (см. Михайлов 1904, с. 143–144), чему способствовало то обстоятельство, что мефодиевский перевод Бытия действительно не сохранился. Однако Евсеев (1905) достоверно установил черты мефодиевского перевода в книге Даниила, а Вайс в своих работах показал тождество этого перевода с широким кругом ветхозаветных текстов, включенных в бревиарии. После этого Михайлов изменил свою позицию (Михайлов 1912, с. CCC40;UU-CCCVII1; 1928, с. 303). Сегодня можно считать твердо установленным, что ветхозаветный отдел бревиария содержит помимо паримийных отрывков немало пассажей из четьего мефодиевского перевода. Некоторые из них не сохранились в кириллической письменности, например, книга Руфь (Vajs 1926; Михайлов 1928). 19 Более того, существуют беглые, но вполне надежные наблюдения за тем, что в хорватских глаголических источниках представлен еще один слой библейских переводов – Симеоновский. Так, включенный в бревиарии текст Апокалипсиса имеет на месте греч. θνος слав. страна, а не 29;зык, как ожидалось бы от кирилло-мефодиевского перевода (см. Oblak 1890, S. 303). Из этого слоя, в частности, во 2-й Вербницкий бревиарии 1391 г. попали отрывки из Даниила по толковому переводу этой книги (Нахтигаль 1902, с. 215–216). В этом же бревиарии, а также в бревиариях Вита 1396 г. и 1-м Новлянском 1495 г. текст Ионы содержит ясные знаки использования того же симеоновского перевода Толковых пророков (Ribarova 1987, s. 127–129). Михайлов (1904, 1908) полагал, что литературное единство на славянском юге было разрушено решениями Сплитского собора 925 г., затруднившего дальнейшее использование славянами-католиками славянских библейских переводов с греческих оригиналов. Формально, однако, это не могло быть препятствием к тому, чтобы хорваты приняли симеоновские по происхождению тексты, которые могли появиться в первой четверти X в Тем не менее кажется, что взгляды Михайлова навязывают исторической ситуации черты анахронизма. Жесткое церковно-догматическое противопоставление Вульгаты всем иным версиям Св. Писания наступило много позже – в эпоху борьбы католицизма с Реформацией, в эпоху книгопечатания, которое дало средства для поддержания такого противопоставления. Эти исторические взгляды Михайлова вели к признанию первостепенной текстологической ценности хорватских глаголических источников для реконструкции самых ранних этапов библейского текста у славян. В действительности за текстом бревиария нельзя a priori признавать большей текстологической ценности, чем за кириллическими источниками. И тут, и там встречаются черты вторичности, следы более поздних наслоений. Вот несколько чтений из книг Малахии, глава 1, и Захарии, главы 2–3. Слева чтение БК (этот сборник, как правило, совпадает с ЮБ, в ЮБ эти главы отсутствуют), справа общие чтения бревиария и Геннадиевской библии (ГБ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

1. М., 2010. С. 232–236 (=Алиева 2010). Михайлов П. Б. Василий Великий /Православная энциклопедия. Т. VII. М, 2004. С. 131–146, 150–169 (=Михайлов 2004). Михайлов П. Б. Деятельность разума в богословии. Анализ понятия πνοια в древнехристианской и позднеантичной письменности//Вестник ПСТГУ I. Вып. 15. 2006. С. 52–82 (=Михайлов 2006). Морескини К. История патристической философии. М., 2011 (=Морескини 2011). Экзегетика Священного Писания: Каппадокийские отцы: учебное пособие/Сост. П. Михайлов. М., 2011 (=Михайлов 2011). Alieva O. Traits of Protreptic Exhortation in St. Basil’s Homily On the Words ‘Give Heed to Thyself’//Studia Patristica. Vol. LXII (10). 2013. P. 69–80 (=Alieva 2013). Alieva O. Philosophie et rhétorique dans l’Observe-toi toi-même de Basile de Césarée//Dire Dieu. Les principes méthodologiques de l’écrimure sur Dieu en patristique: Actes du colloque de Tours, 17–18 avril 2015/Éd. par B. Pouderon et A. Usacheva. P., 2016 (à paraître) (=Alieva 2016a). Amand de Mendieta E. La préparation et la composition des neuf Homélies sur l’Hexaéméron de St. Basile de Césarée: le problème des sources littéraires immédiates//Studia Patristica. Vol. XVI. 1985. P. 349–367 (=Amand de Mendieta 1985). Ayres L. Nicaea and Its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford; N.Y., 2004 (=Ayres 2004). Bamberger J. E. Μνμη-Διθεσις: The Psychic Dynamisms in the Ascetical Theology of St. Basil//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 34. 1968. P. 233–251 (=Bamberger 1968). Bardy G. Basilius von Caesarea//Reallexikon für Antike und Christentum. Bd. 1/Th. Klauser (hrsg.). Stuttgart, 1950. Sp. 1261−1265 (=Bardy 1950). Barnes T. D. Himerius and the Fourth Century//Classical Philology. Vol. 82 (3). 1987. P. 206−225 (=Barnes 1987). Bartelink G. J. M. Observations de Saint Basile sur la langue biblique et théologique//Vigiliae Christianae. Vol. 17 (2). 1963. P. 85–104 (=Bartelink 1963). Bernardi J. La prédication des pères cappadociens: le prédicateur et son auditoire.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

— Братцы, хотите я вас классно развлеку? Большинство из нас выразило желание развлечься. — Записывайтесь завтра с утра со мной к врачу. Там я начну. А здесь будет продолжение. Наутро Михайлов и еще трое, в том числе и я, записались у корпусного к врачу. На прием к доктору в каждый данный день могли записаться не более четырех человек из камеры. После обеда нас четверых повели в амбулаторию. Тюремная амбулатория Шпалерки занимала одно довольно просторное, но темное помещение. В нем пахло карболкой. Вдоль стен белели ширмы, за которыми находились покрытые простынями кушетки. Возле некоторых блестели различные аппараты, вроде кварцевых ламп. На полках стеклянных шкафчиков стояли различные пузырьки и коробочки с медикаментами, лежали инструменты. Прием вела врач — красивая блондинка с неулыбчивым лицом. По слухам она была женой недавно назначенного начальника тюрьмы. Ей помогала медицинская сестра, молча выполнявшая назначения врача. Лицо у нее было еще более непроницаемым, чем у врачихи. Итак, мы четверо предстали перед строгой докторшей. — Что у вас? — спросила она у меня. — Голова болит. — Таблетку. Сестра протянула мне таблетку и фаянсовую стопочку с водой. — У вас? — Живот болит. — Порошок. — У вас? — Ухо болит. — Закапайте камфорное масло. Михайлова докторша уже знала. — Что у вас, Михайлов? Михайлов выступил вперед из-за наших спин, держа на ладони член. — Что случилось? — Да вот, доктор, посмотрите: у меня на кончике члена, вот видите — сверху, образовалось покраснение. Пятно в форме Южной Америки. Все мы, разумеется, скосили глаза вниз и убедились, что Михайлов не врет. На головке члена у него явственно красовалось покраснение, очень похожее на очертания Южной Америки. Докторша взглянула на указанное место, брезгливо потрогала его кончиками пальцев и сказала: — Надо, Михайлов, меньше заниматься онанизмом — тогда не будете открывать у себя на члене Америк. — Что вы, доктор! — обиженно воскликнул Михайлов. — Я тридцать лет занимаюсь онанизмом, но ничего такого не было!

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

— Ладно, Михайлов, идите, идите в камеру. Нас повели обратно в камеру. Мы давились от смеха. Не мог удержаться от смеха и конвоир, видевший всю сцену. В камере наш рассказ вызвал повальный хохот. Между тем Михайлов, вошедший в роль, стал барабанить кулаками в дверь, требуя корпусного. Вошедший в камеру корпусной с порога задал обычный вопрос: — Зачем вызывали? — А вот зачем, — сказал Михайлов, выступая вперед с членом на ладони. — Ах, так! — закричал корпусной, воспринявший выступление Михайлова как выпад против него лично. — За издевательство пойдешь в карцер! Общими усилиями мы с трудом разъяснили ему, что никакого издевательства тут нет. Рассмотрев «Южную Америку», корпусной приподнял свою синюю фуражку, вытер пот на лысине и сказал: — Может, и вправду дело серьезное? Может, это у тебя сифилис? — Какой еще сифилис? — возмутился Михайлов. — Врачиха сказал, что это от онанизма. А от этого сифилиса не бывает. Короче — давайте бумагу и чернила. Корпусной принес бумагу, чернила и ручку. Михайлов — единственный из всех нас не скрученный хохотом, а напротив, сохранявший серьезность, написал на имя прокурора по надзору за тюрьмой заявление: «Такого-то числа, утром, я обнаружил у себя на головке члена покраснение в форме Южной Америки и показал этот факт тюремному врачу. Последняя отказалась оказать мне медицинскую помощь, обозвав меня онанистом. Все это происходило в присутствии свидетелей. Прошу вашего вмешательства для оказания мне медицинской помощи». Корпусной забрал заявление и ушел. Мы еще долго не могли успокоиться. Прошло недели две. Все мы, и в том числе сам Михайлов, были убеждены, что его заявлению не дадут ходу, ограничившись разъяснением, которое даст начальству — своему мужу — тюремный врач. Но вот, однажды утром, вскоре после завтрака, в нашу камеру влетел взволнованный корпусной. — Скорее, скорее, — закричал он, — все убрать. Койки заправить, на столе порядочек навести. Пол подмести получше. Начальство, все начальство сейчас к вам прибудет. Корпусной убежал, а мы быстренько навели дополнительный порядок.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010