Илия, пресвитер и екдик, его поучение «Цветособрание» включено в сборник «Добротолюбие». Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 673 – 777 гг.). Учитель церкви, подытоживший всё догматическое православное учение времён вселенских соборов и собравший его в единую догматическую систему. Борец за иконопочитание. Непревзойдённый гимнограф церкви. Прп. Феодор Студит (758 – 826 гг.), игумен Студийского монастыря. Подвижник, борец за иконопочитание, плодовитый писатель догматического и духовно-аскетичского направлений. Прп. Филофей, игумен Синайской обители. Жил и подвизался в начале IX века. Писал сочинения духовно-аскетического направления. Прп. Феодор, епископ Эдесский, подвизался в нач. IX века. Писал против еретиков и излагал учение о деятельности христианской жизни. Успешно вёл переговоры с Багдадским халифом, достигнув всяческих послаблений для христиан в завоёванных мусульманами землях. Прп. Симеон Новый Богослов († 1032). Один из трёх святых, названных церковью Богословами. Иоанн Богослов – представитель богословия Божественного Откровения. Григорий Богослов – представитель богословия от Св. Писания. Прп. Симеон представляет огословие внутреннего духовного опыта христианина. Подвизался в Константинополе, в обители св. Мамонта. Непревзойдённый учитель внутренней созерцательной жизни. Прп. Никита Стифат (XI в.), ученик прп. Симеона Нового Богослова , активный деятель Константинопольской церкви, противостоял римо-католикам в эпоху разделения с ними. Прп. Пётр Дамаскин (XII в.), инок, известен своими подвижническими сочинениями. Св. Давид IV Строитель, царь Грузии и Абхазии (1073 – 1125 гг.). Великий полководец и строитель, при котором Грузия освободилась от всех недругов и стала великим государством. При царях св. Давиде Строителе и его правнучке св. царице Тамаре (1184 – 1213 гг.) Грузия достигла вершины своего расцвета. Давид Строитель написал «Покаянный канон» в подражание Великому покаянному канону прп. Андрея Критского , в котором изложены молитвенные переживания стареющего царя, подводящего итоги своей жизни и готовящегося к исходу из неё.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

de la G., I, 370). Он же, судя по надписи на башне при Убисской церкви в Шоропанском уезде, осмотренной во время этого путешествия, является, под годом 1141, при сыне Давиде Возобновителя Димитрия (1125–1154), строителем означенной Убисской церкви 7 . Чкондидели названы так от Чкондидского храма, ныне Мартвили, который был основан в одно время вместе с его епископскою кафедрою при абхазском царе Георгии II, умершем в 955 г. (Н. de la G., I, 278; II, I livr., 641), и с того времени они, при династии абхазо-карталинских царей, постоянно занимали самый высший пост после католикоса. Чкондидели именуется в письменных памятниках Грузии главою письмоводителей, первым докладчиком царя и ходатаем за вдов и сирот. Кроме того, Чкондидели Антоний, как показывает один акт Шио-Мгвимской пустыни за время царицы Тамары, титулуется протипертимосом; daprès Ducange, говорит покойный Броссе, περτμος etant un titre des métropolites, on voit par l que ce titulaire de Dchgondid ètait regardé comme le premier métropolites géorgines (Voyage archéol. I. Rapp., 45). 11. Ацхурская Икона Божией Матери в Гелати 3 . Икона Божией Матери, называемая Ацхурская, живописная, с Младенцем на левой руке, по образу Богородицы Одигитрии, в серебряном, чеканном и позолоченном окладе, нового письма и нового устроения, заключена в большой складень, с двумя покрывающими створками, в типе и манере иконы Анчисхатской (см. ниже). Вышина складня 1 м. 48 см, ширина 1,42 м. и среднее тябло в ширину 0,72. Складень крыт серебром и весь чеканен, но в разное время, а именно, судя по одной грузинской надписи, при имеретинском царе Георгии III (1605–1639), по другой, украшен серебряным окладом при царе Соломоне I (†1780) в 1774 году 8 . Но эта позднейшая часть складня есть только среднее тябло (кроме щипца), надпись на левой стороне и ниже изображение Богородицы с предстоящими и надписью внизу на правой створке. Напротив того, мелкие сцены на створках древнее всей остальной иконы и носят на себе характер лучшего времени, не позже XIV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В ходе т. н. «новгородской революции» на первые руководящие роли в республике выходит епископ (позднее архиепископ). Именно это укрепило влияние и возможности Нифонта, что сразу же сказалось на изменении положения прежде независимой общины. Как уже было сказано, невозможно представить, чтобы интенсивная строительная деятельность в Антониевом монастыре велась в обстановке враждебно-неприятельских отношений с высшей церковной властью города. В годы правления Иоанна Попьяна производилось строительство каменного монастырского храма Рождества Богородицы (1117–1119), затем были сделаны росписи (1125), а под 1127 г. в летописи сообщается о строительстве каменной монастырской трапезной. 46 Своеобразие сохранившегося до нашего времени монастырского храма Рождества Богородицы, а также программа его древнейшей росписи помогают лучше понять специфику основанной европейскими мигрантами обители. Нельзя пройти мимо того обстоятельства, что возведенный при Антонии монастырский комплекс разительно отличался нехарактерными для тогдашней новгородской архитектуры чертами, в исполнении которых усматривают сильное европейское влияние. 47 Новаторство и своеобразие сохранившегося с начала XI столетия церковного строения и его росписей признают все без исключения исследователи, хотя и дают этому разные объяснения. Одни исследователи возводят несвойственный Руси облик собора и его живопись к романскому искусству, 48 другие, несмотря на отсутствие аналогий и кардинальные отличия от древнерусских построек и живописной традиции того времени, рассматривают возведенный и расписанный Антонием храм в контексте греческого влияния на отечественную культуру. 49 Наметилась и некая тенденция на преодоление крайностей. В частности, А.И. Комеч признает «очень соблазнительным связать подобные формы с влиянием романского искусства, привнесенным самим Антонием Римлянином», но при этом приемы крестово-купольной организации пространства оценивает как типично византийские, а приемы трактовки форм – романские. 50

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАТИ [Гелатский, Гаенатский; груз. ], мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии, со 2-й пол. XVI в. до 1814 г. резиденция Абхазского Католикоса. Расположен в 11 км к сев.-вост. от Кутаиси. Основан в 1106 г. св. царем Давидом IV Строителем (1089-1125) в честь присоединения к Грузинскому царству Кахети и побед над турками-сельджуками. Этимологию названия мон-ря производят от греч. γενθλια (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресв. Богородицы (это подтверждает и древнее груз. название мон-ря - Генати). При мон-ре царем Давидом была основана академия, крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, названный летописцами «новой Элладой» и «вторыми Афинами», где подвизались выдающиеся мыслители Грузии: Арсен Икалтоели, Иоане Петрици и др. В академии преподавали геометрию, арифметику, музыку, философию, риторику, грамматику, астрономию, переводили и комментировали произведения античных и христ. авторов, создавали оригинальные сочинения. Первоначально территория мон-ря была обнесена двойным кольцом стен: внутреннее окружало основные постройки - храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, каменный шатер над источником, здание академии и не сохранившиеся до наст. времени трапезную, дом настоятеля, кельи монахов и др.; внешние укрепления охватывали территорию с резким понижением почвы. Здесь были созданы террасы, между зданиями возведены подпорные стены и лестницы. Неподалеку от обители находилось место пребывания отшельников (сохастери). Мон-рь Гелати Мон-рь Гелати Царь Давид наделил мон-рь большими земельными угодьями, сделал богатые вложения. При нем была перенесена из Кларджети Хахульская икона Божией Матери . Мон-рь стал усыпальницей груз. царей, здесь был погребен царь Давид, по преданию завещавший похоронить себя в проходном месте; по утвердившемуся мнению, его могила с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его» - находится в юж. вратах мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Хотя два эти отрывка летописи являются самостоятельными произведениями, а возможно, частями каких-то других сочинений, по своей проблематике они вполне вписываются в Повесть временных лет, одной из главных идей которой является представление, что в действиях князей проявляется борьба между двумя противоположными началами в этом мире, наиболее наглядным показателем которой служит степень братской любви внутри княжеского семейства. В Суздальской летописи, включенной монахом Лаврентием в свою рукопись в качестве продолжения Повести временных лет, сравнительно с Киевской и особенно Галицко-Волынской летописями (вошедшими в Ипатьевский список), церковно-религиозная тематика занимает заметно большее место. Мы не останавливаемся на многочисленных стереотипных сообщениях о строительстве и освящении церквей, княжеских погребениях, поставлениях митрополитов, епископов и игуменов, рассеянных в статьях 1111–1240 гг. Как в Суздальской, так и в Новгородской и Киевской летописях обильны апелляции к крестоцелованию в качестве символа союзнической верности и солидарности между князьями в борьбе против внешних врагов 1046 , на благо Руси (Русской земли), которая также является лейтмотивом. Первый узловой пункт образуют смерть и завещание Владимира Мономаха (1125 г.) 1047 . Его мировая слава, далеко превосходящая обычные клише посмертного княжеского энкомия (похвалы), объясняется присущими ему страхом Божиим и любовью к врагам своим, проявившимися не только в общем его попечении о священниках и монахах, но и в особом личном почитании храма Свв. Бориса и Глеба на Альте, который он сам и построил. Что же касается постоянных войн при преемниках Мономаха, то в повествовании о них подчеркивается роль Божиего промысла 1048 как высшей инстанции, которой решаются судьбы страны, равно как и содействие в правом деле Богоматери и свв. Архистратига Михаила 1049 и Феодора Стратилата 1050 . И напротив, история князя Игоря Ольговича, который после своего поражения от Изяслава Мстиславича постригся в монахи, но тем не менее пал жертвой ненависти киевлян (в 1147 г.) и впоследствии почитался как “страстотерпец”, рассказана безо всякого религиозного пиетета 1051 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. кард. Стефано Дураццо (1635-1664) провел реформу и ввел специальный налог на устройство семинарии. В XVII-XVIII вв. увеличивается число и влияние религ. братств, ставших важной формой как духовного просвещения, так и социально-экономической организации горожан. Распространение в Г. получают янсенизм и идеи франц. Просвещения. Республика прибегает к секуляризации имущества католич. Церкви. В кон. XVIII в. к архиеп-ству Г. были присоединены еп-ства Савоны, Ноли, Альбенги, Вентимильи, Тортоны. В Г. действует храм Преображения МП РПЦ. Лит.: Vitale V. Breviario d. storia di Genova. Genova, 1955. T. 1-2; Рутенбург В. И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974; Origone S. Bisanzio e Genova. Genova, 1992; Il cammino d. Chiesa genovese dalle origini ai nostri giorni/A cura di D. Puncuh. Genova, 1999; Negri Т. О. , de. Storia di Genova. Firenze, 2003. С. П. Карпов Памятники искусства Церковь Сантиссима-Аннунциата дель Васта-то. Перестроена в 1587–1600 гг. Церковь Сантиссима-Аннунциата дель Васта-то. Перестроена в 1587–1600 гг. Архитектура. Старейшие архитектурные сооружения, сохранившиеся на территории Г., относятся к романской эпохе. Это остатки комплекса укреплений 1155 г., построенных для защиты города от войск Фридриха Барбароссы,- Порта Сопрана и Порта деи Вакка, а также церкви базиликального типа Санта-Мария ди Кастелло (XI в.) и Сан-Донато (XI-XII вв.), в интерьеры к-рых включены рим. колонны. В готическом стиле были построены части монастырского комплекса, принадлежавшего ордену кармелитов (1262), Палаццо Сан-Джорджо (1260, расширено в 1571), церкви Сант-Агостино (1260) и Сан-Маттео (1125, фасад - 1278). К франц. готическим прототипам восходит архитектурный облик собора Сан-Лоренцо (начало строительства - XI в., перестройка после пожара - 1307, колокольня - 1522, купол по проекту архит. Г. Алесси - 1564) с фасадом XIII в., имеющим 3 богато декорированных скульптурой глубоких перспективных портала, окна-бифоры, крупную розу в центре фасада и башню. Отделка фасада горизонтальными полосами темно-серого шиферного сланца и светлого камня из Промонторио, обработанных мастерами из окрестностей оз.

http://pravenc.ru/text/162152.html

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Бодбе. Бодбийский Нины равноапостольной монастырь. Собор Георгия Победоносца и Нины равноапостольной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначальная небольшая деревянная церковь над могилой святой сгорела в начале V века и была заменена каменной церковью, и при ней была учреждена архиерейская кафедра. Но и эта церковь была разрушена землетрясением (уцелел только один придел над могилой св. Нины) и на месте ее в 1027-1040 гг. был выстроен капитальный храм, сохранившийся и до настоящего времени. Бодбийский кафедральный собор во имя святых Георгия Победоносца и Нины – трехнефная базилика, выстроенная из кирпича, с выведенными травертином углами и проемами. Короткий высокий наос, разделенный на нефы всего одной парой столпов с востока завершается трехчастным алтарем с тремя выступающими на фасаде апсидами, на западе же – нартексом. Мощи св. Нины покоятся в недоступной ныне крипте под юго-восточным, соответствующим диаконнику помещением. Центральный престол посвящен св. Георгию Победоносцу, а южный придел, где была погребена святая – св. Нине. Церковь была сильно переделана и изменена реставрацией XIX в., что значительно затрудняет воссоздание ее первоначального облика. Основываясь на сведениях средневекового грузинского хроника Вахушти Багратиони, ряд ученых (П. Иосселиани, А. Хаханов, Д. Бакрадзе, еп.Кирион (Садзаглишвили)) воздвижение церкви над могилой св. Нины связывают с именем царя Бакара; по мнению А. Хаханова, первый каменный храм на этом месте был построен царем Вахтангом Горгасали, на что прямого указания в источниках, однако, нет. Г. Чубинашвили разделяет мнение о древности храма, предполагая, что часовню над могилой позднее включили в план всей базилики, сделав из нее южный придел. Т. о., бодбийская базилика удержала внешний полукруг апсид, как он очевидно, был применен в первоначальной церкви. Храм неоднократно подвергался реставрации. Первое сведение о возобновлении относится к XII в.: согласно лапидарной надписи этого времени в западном углу южного фасада, некий Георгий во время царствования сына св. блгв. царя Давида Строителя царя Димитрия (1125-1156) возобновил Бодбийский храм. Следующее восстановление поврежденного персидским нашествием комплекса, по имеющимся историческим источникам, было проведено царем Теймуразом I ок. 1631 г., когда здание по всему периметру было обнесено кладкой.

http://sobory.ru/article/?object=22269

Неизвестно, сколько времени еп. Стефан был во главе И. е., но не исключено, что следующий известный ишхнели Иларион (I) наследовал кафедру после него. С его именем связаны 2 ишханских памятника: выполненный по его заказу в 973 г. специально для Ишхани выносной крест (ГМИГ) и переписанный с его благословения в кон. X - нач. XI в. большой (331 с.) сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35). Колофоны сборника позволяют установить, что с кон. X в. ишхнели носили титул архиепископа. Других сведений об архиеп. Иларионе (I) в грузинских исторических источниках нет, ученые датируют время его предстоятельства посл. четв. X в. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. В арм. исторических источниках сохранились сведения о некоем еп. Иларионе, который по наущению азнауров (дворян) Тао и влиявшего на них византийского имп. Василия II (976-1025) участвовал в заговоре и убийстве царя Давида III Куропалата ( 1001). Арм. историк XII в. Маттеос Урхаеци , основываясь на сведениях более ранних источников, писал: «Безбожный епископ Иларион снова воспламенился злыми мыслями, вошел в его (царя.- Авт.) комнату и, пока благочестивый Давид спокойно почивал, взял его подушку, наложил ему на лицо, навалился на него крепкой силой и мученически задушил боголюбивого Давида Куропалата». Спустя несколько лет еп. Илариона по приказу имп. Василия арестовали и вместе с азнаурами бросили в море ( Цагареишвили. 1973. С. 198-199; Абдаладзе. 1997. С. 31-37). Исследователи считают, что нельзя отождествлять этого архиерея с архиеп. Иларионом (I); очевидно, речь идет о неизвестном по другим источникам придворном грузинском епископе. После смерти Давида III его владения перешли к Византийской империи . На протяжении более 100 лет большая часть И. е. находилась под властью византийцев и турок-сельджуков. Эти территории были возвращены Грузии при царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Подготовил Александр Чхартишвили Фрагменты месяцеслова Грузинской Церкви Дни празднования в Православной Церкви грузинских святых. В месяцеслов вошли только святые, упомянутые в материалах сайта. 13/26 сентября — вмц. Кетевани, царицы Кахетинский. 15/28 сентября — прп. Амба Иосиф, еп. Алавердский (570). 16/29 сентября — мчч. Исаака и Иосифа грузин (808). 18 сентября/1 октября — мчч. Бидзины, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1661). 1/14 октября — празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего. Св. равноапп. царя Мириана и царицы Наны (IV), свв. Сидонии (I) и Авиафара раввина (IV). 2/15 октября — вмчч. Давида и Константина Мхеидзе, князей Арагветских (740). 5/18 октября — прп. Григория Хандзойского (861). 28 октября/10 ноября — Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII). 31 октября/13 ноября — 100000 мчч., замученных хорезмийцами в Тбилиси (1227). 10/23 ноября — СВЯТОГО ВМЧ. И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ (303). Вмч. Константина, князя Грузинского (852). 17/30 ноября — вмч. Гоброна (в крещении Михаила) и с ним 133-х воинов. 19 ноября/2 декабря — прп. Илариона грузина, чудотворца (875). 23 ноября/6 декабря — мч. Григория архимандрита, скончавшегося в лагере Освенцим (1942). 29 ноября/12 декабря — сщмч. Авива, еп. Некресского (VI). 30 ноября/13 декабря — св. царя Вахтанга Горгасала (502). 2/15 декабря — прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI). 8/21 января — мч. Або Тбилисского (786). 14/27 января и 19 мая/1 июня — СВЯТОЙ МАТЕРИ НАШЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЫ ГРУЗИН (великий праздник). 19 января/1 февраля — прп. Антония, столпника Марткопского (VI). 26 января/8 февраля. — св. благоверного царя Давида Строителя (1125). 29 января/11 февраля — мч. Ашота Куропалата (829). 6/19 февраля — прп. Арсения Икалтойского (1127). 22 февраля/7 марта — мчч. девяти братьев-отроков Колийских: Гурама, Адарнаса, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI). 12/25 марта — св. царя Димитрия Самопожертвователя (1289).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010