Павлин, архиеп. Эборака. Витраж в кафедральном соборе Йорка. 1896 г. Мастер Ч. И. Кемп Фото: Jules and Jenny from Lincoln, UK Главный источник сведений о П.- «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного ( Beda. Hist. eccl. I 29; II 9-20; III 14) (ок. 731). Автор основывался гл. обр. на устной традиции, письмах пап Римских, перечнях и эпитафиях английских королей и епископов (см.: Shaw. 2018). Независимая от Беды Достопочтенного версия рассказа о миссионерской деятельности П. в Нортумбрии представлена в Житии свт. Григория Великого (нач. VIII в.; BHL, N 3637), написанном неизвестным монахом или монахиней мон-ря Стренескальк (ныне Уитби). Существует также мнение, что Житие свт. Григория Великого послужило одним из источников для Беды Достопочтенного ( Barrow. 2011. P. 706). Стефан из Уитби в Житии св. Вильфрида рассказывает, как святой восстановил в Йорке церковь, строительство к-рой начал П. ( Aeddius Stephanus. 1927. P. 32). К «Церковной истории народов англов» Беды Достопочтенного восходят сведения о П. в позднейших исторических сочинениях: написанной Алкуином поэме о епископах, королях и святых Йорка (кон. VIII в.), различных списках «Англосаксонской хроники» (IX-XII вв.), письме Симеона Даремского об архиепископах Йорка (нач. XII в.), «Деяниях английских епископов» Уильяма из Малмсбери (ок. 1125), «Хронике архиепископов Йоркских» (вероятно, написана ок. 1141 Альфредом из Беверли, см.: Мереминский С. Г. Беверли и североангл. историописание XII в.//СВ. 2006. Вып. 67. С. 140-163). Посвященные П. памятники житийной литературы немногочисленны и тоже восходят к произведению Беды Достопочтенного. Наиболее ранний из них - краткая анонимная заметка на древнеанглийском языке, добавленная к одной из рукописей агиографического сборника Эльфрика, настоятеля мон-ря Эйншем (нач. XI в., Рочестер; ркп.: Bodl. 342; см.: Sisam. 1931. P. 10-11). Рассказ о П. включил в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанн из Тайнмута (XIV в.; BHL, N 6553; Nova Legenda Anglie. 1901. Vol. 2. P. 907-910). Краткое анонимное Житие П. также вошло в агиографический сборник из английского женского монастыря Рамси (ркп.: Lond. Brit. Lib. Lansdowne. 436. Fol. 14r - 16v, кон. XIV или нач. XV в.; не опубл.).

http://pravenc.ru/text/2756776.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ ЧКОНДИДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Георгий, епископ Чкондидский. Грузинская икона Георгий Чкондидели (груз. ; + 1118 ), епископ Чкондидский ( Грузинская Православная Церковь ), святитель Память 12 сентября (Груз. ) В исторических источниках его имя как монаха и мцигнобартухуцеси (главного везира, премьер-министра) груз. блгв. царя Давида IV Строителя (+ 1125) впервые встречается в документах Руис-Урбнисского Собора ГПЦ . Остается неизвестным, кто назначил Георгия Чкондидели на эту должность - Георгий II (1072-1089) или его сын блгв. царь Давид IV . Многие исследователи склоняются в пользу второго, поскольку Георгий Чкондидели как воспитатель царевича был наиболее близок Давиду. Как епископ Чкондидский он впервые упомянут анонимным историком Давида IV, описывавшим освобождение Самшвилдской крепости от турок-сельджуков в 1110 году: " И собрались перед Георгием Чкондидели и мцигнобартухуцеси... и взяли Самшвилде "   , что дало И. А. Джавахишвили основание полагать, что на кафедру Георгий Чкондидели взошел между 1103 и 1110 годами. Р. В. Метревели отодвигает эту дату до 1103-1104 годов  . Фактически Георгий Чкондидели занял второе место в церковной иерархии после католикоса-патриарха Грузии и в государственной - после царя. Это дало царю Давиду возможность оказывать через Георгия Чкондидели влияние на церковную жизнь, и одновременно Георгий Чкондидели как представитель Церкви во многом определял государственную политику. Георгий Чкондидели был ближайшим советником блгв. царя Давида IV. При его участии в Грузии была проведена церковная реформа, потребовавшая больших усилий и жестких мер. Георгий Чкондидели руководил военными операциями при изгнании турок-сельджуков из Грузии: часть войска во главе с царем Давидом уходила от столкновения с противником, а другой отряд, под командованием Георгия Чкондидели, неожиданно нападал и одерживал победу. Так им были освобождены Самшвилде (1110), когда царь был в Имерети, и Рустави (1115), когда царь был в Мухрани, и т. д.

http://drevo-info.ru/articles/13681493.h...

Лик Христа. Фрагмент росписи кафоликона мон-ря Мокви На протяжении всего средневековья М., кафоликон которого мог вместить до тысячи человек, оставался значительным церковным и культурным центром. Правители объединенной Грузии заботились о величии храма. Досифей II Нотара (Иерусалимский патриарх в 1669-1707), посещавший Грузию, цитировал фресковую надпись, согласно к-рой роспись М. была выполнена «в царствование императора Алексея Комнина (визант. имп. Алексей I Комнин, 1081-1118.- Авт.) и Давида Великого, царя Абхазского (св. Давид IV Строитель, царь всей Грузии в 1089-1125.- Авт.)» ( Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 31). Надпись является документом, свидетельствующим о международном положении в нач. XII в., т. к. в источниках данные о грузино-визант. отношениях того времени отсутствуют ( Каухчишвили. 2004. С. 15, 40-41). Около храма было воздвигнуто несколько каменных строений, в т. ч. архиерейский дом. В 1300 г. в М. было переписано и богато иллюминировано Моквское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 902). В монастырском скриптории переводили с греч. языка на грузинский церковную литературу. Для переписчиков было сооружено отдельное здание. В XV в. в М. по инициативе Моквского архиеп. Григория (Манагадзе), упомянутого в строительной надписи («Пресвятая Богородица, будь заступницей и покровительницей моквели Григола Манагадзе»), была воздвигнута 2-этажная колокольня. В XVII в. в М. останавливались царь Кахети Теймураз I, католики-миссионеры Луи Гранже и Кристофоро де Кастелли, русские послы диак. Федот Ельчин и свящ. Павел Захарьев, Иерусалимский патриарх Паисий (1645-1660) и его секретарь Досифей, Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (1647-1672) и его сын архидиак. Павел Алеппский . Почти во всех источниках кафоликон М. описывается как прекрасная церковь, покрытая росписью, богато убранная золотыми и серебряными иконами, хранившая мощи мн. святых. Итал. миссионер Джузеппе Марио Дзампи (Иосиф Мария Цампи) назвал кафоликон М. самой красивой церковью Мегрелии ( Жан Шарден. 1975. С. 147). Российские послы диак. Ф. Ельчин и свящ. П. Захарьев присутствовали на литургии в М.: служили 5 священников и диакон (Материалы посольств. 2014. С. 443-444).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку... Дело жизни Кусок камня, на котором приплыл преподобный Антоний ...Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний. Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения. Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского. А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил». Чудеса Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

http://pravoslavie.ru/96217.html

О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Монастырь Тетри Удабно Монастырь Тетри Удабно Согласно преданию, после паломничества св. Давида в Иерусалим основанная им пустынь была наделена «третью иерусалимской благодати» (троекратное посещение Г. приравнивалось к паломничеству в Иерусалим), поэтому в Г. прибывали богомольцы со всего христ. Востока. Особенно почитались могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре и св. Додо в Додос Рка. В лавре хранился принесенный св. Давидом из Иерусалима Камень Благодати (в наст. время в Патриархии Грузии). Священным до наст. времени считается источник в лавре, образовавшийся во впадине у подножия горного отрога, из к-рого по каплям сочится целебная вода. В Г. много эпиграфических памятников, в т. ч. с надписями, выполненными богомольцами на разных языках, и граффити (в мон-рях на пути к лавре). Новый этап в истории Г. (с сер. IX в.) связан с деятельностью прп. Илариона Грузина . Традиции пустынничества и аскетизма были заменены новыми принципами организации монастырского уклада. Вернувшийся в Г. после 7 лет пребывания в Св. земле и в Иорданской пустыне прп. Иларион расширил церковь VI в. в честь Преображения Господня в лавре, обновил и украсил могилу прп. Давида, способствовал утверждению его почитания. Монастырский комплекс разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от мон-ря были основаны обители, в мест. Акура близ Телави построен жен. мон-рь. К этому периоду относятся высеченные в скале, в верхней части юж. крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, к-рые, по преданию, являлись обителью прп. Илариона. С царствования Баграта IV (1027-1072) Г. находился под покровительством правителей единого Грузинского царства, однако нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080) затормозили развитие комплекса. В царствование Давида IV Строителя (1089-1125), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Г. окончательно перешел в царское владение, о чем свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений груз. правителей в росписях главной церкви мон-ря Натлисмцемели, посл. 10-летие XII в. (Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши); главного храма Бертубани, нач. XIII в. (царица Тамара, Георгий Лаши); главной церкви Колагири, кон. XII в. (многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями); ц. Благовещения в мон-ре Удабно, кон. XIII в. (Димитрий II Самопожертвователь, еп. Иоанн).

http://pravenc.ru/text/161684.html

В XI веке, появившийся на персидской почве политически-религиозный орден, прославившийся под названием секты Ассисинов или Измаелитов («очистителей веры Божией»), значительно способствовал ослаблению военного могущества Персии и вследствие этого свободнее вздохнула мученическая Иверия. К фанатизму последователей корана Измаелиты присоединяли индийское учение о переселении душ. Эта секта – родоначальница европейских сект и тайных обществ, занесенных с востока на запад еще во время крестовых походов, просуществовала в Персии 172 года 20 . К сказанному должны еще прибавить, что завоевания Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия заметно пошатнули мусульманский мир и дали возможность Грузии окрепнуть и освободиться. Во всей истории самые мрачные часы ночи постоянно предшествовали рассвету утра, и притом более лучезарного, чем все, прежде зачинавшиеся. Такое точно явление повторилось и в Грузии после турецкого погрома; небосклон ее на время освободился от зловещих туч, надвинутых на нее исламом и на чистом, яснолазурном небе Грузии печальной показалось величественное светило, которое своими живительными лучами должно было залечить раны родной страны, возвеличить и прославить ее. Взошло солнце, и в его сиянии потонул полумесяц. Глава II Объединение Грузии и свержение ига Сельджуков. Время политического могущества и просвещения Грузии. Св. царь Давид III Агмашенебели, Георгий III и Тамара Великая. Предсказания о завоевании Грузии монголами. Нашествие Тамерлана. Временное торжество мусульманского оружия в Азии и Европе. Покорение Византии. Сефевиды. Персидское иго. Отношение Надир шаха к Грузии и ее религии. Виды Османов на западную Грузию У каждого народа, жившего своею прошлою историческою жизнью, есть свои счастливые моменты и заветные имена, к которым часто любит возвращаться народная память в продолжении веков и среди радостных и особенно среди печальных обстоятельств позднейшего существования. Сто двадцать лет от воцарения Давида III (1089–1125 гг.) Агмашенебели (Строитель) до смерти Царицы Тамары заключает в себе большую часть того, что только помнит Грузия самого отрадного и самого блестящего в своем историческом прошлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главный храм был освящен во имя пророка Иоанна Предтечи. Торжество длилось неделю. Царь и все собравшиеся просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера . Однако Шио решительно отклонил эту просьбу. Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов. После посещения святого Иоанна Зедазенского, желавшего узнать степень духовного совершенства своих учеников, преподобный Шио решил удалиться в затвор. Он взял благословение своего духовного отца, а также патриарха и попрощался с братией. На прощание он изрек 160 поучений, среди них были следующие: «Любите нищету, чтобы наследовать вечное блаженство. Презирайте попечение и суету этого мира, чтобы не соблазниться им. Воспитывайте себя в изучении Священного Писания, просвещающего ум и сердце». Затем он удалился в затвор, где после многих подвигов скончался 9 мая, получив перед этим напутствие святыми дарами от священника, который спустился к нему в яме на веревке. Достаточно скоро Шио Мгвимский бы прославлен как святой. Ныне употребляемая служба ему была составлена в XI веке. После смерти преподобного Шио монастырь быстро стал оживленным центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикосов Грузии. Число братии временами достигало 2000 человек. Царь Давид IV Строитель (1089–1125) сделал Шио-Мгвимскую обитель царской и создал Типикон монастыря (1123) . Падение единого Грузинского царства и непрекращающиеся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил, когда грузинский царь Георгий VIII (1446–1465) предоставил Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы. Монастырь был опустошен в 1614–1616 годах вторжением персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османы в очередной раз разрушили ее.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ еп. Суздальский (Ростовский) (рубеж XI и XII вв.?), возможно, одно лицо со свт. Ефремом , митр. Переяславским. О Суздальском еп. Е. писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика ) в 1225-1226 гг. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон , считавший Е. Суздальского и свт. Ефрема Переяславского разными людьми. Свт. Симон ссылался на «летописец старый ростовский», где, вероятно, читались какие-то известия о деятельности Е. в Ростово-Суздальской земле. По свидетельству свт. Симона, Е. был пострижеником Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Примечательно, что свт. Симон именует Е. еп. Суздальским, притом что предшественников Е. святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к нач. 60-х гг. XII в. определенно свидетельствует Ипатьевская летопись (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г.). Суздальская епархия (το Σοσδαλ, Σοσδαλις) упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в кон. XII в. ( Darrouz è s. Notitiae. P. 348-352). В отразившихся в рус. летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV-XVI вв.) Е. назван между свт. Исаией († после авг. 1089) и еп. Нестором (поставлен ранее сент. 1148). Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Ефрем Ростовский и прп. Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских чудотворцев». 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Можно предположить, что Е. упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 90-х гг. XI в. Так, «блаженымь епископомь Ефремом» совместно с кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (кн. переяславский в 1094-1113, вел. кн. Киевский в 1113-1125) была построена соборная суздальская ц.

http://pravenc.ru/text/182113.html

Она выложена из кирпича, с разнопролетными и разновысотными арками над столбами аркад. На западном фасаде окна сгруппированы в композицию и имеют гладкий раструб. Перед базиликой - портик с колоннадой ионического типа. Аналогична ей композиция ц. Сан-Джованни-а-Порта-Латина (1190), хотя аркады интерьера содержат ионические колонны, а внешний портик - аркатуру на ионических колоннах. Центральное пространство характеризуют высоко поставленные боковые окна и огромные окна в апсиде. Райский дворик собора в Амальфи. 1266–1268 гг. 12. Началом распространения романики в Кампании и Юж. Лацио стало строительство аббатом Дезидерием огромной базилики в аббатстве Монте-Кассино, к северу от Гаэты (1066-1071; не сохр.). Построенный при участии мастеров из Сев. Италии, храм реконструируется как 3-нефная 3-апсидная базилика с трансептом, более высоким, чем кровля центрального нефа. Композиция монастырского храма, включая обширный атриум, была вскоре повторена в грандиозном соборе Сан-Маттео в Салерно (после 1076-1085). Весьма широко распространился упрощенный вариант, без трансепта, напр. построенная тем же Дезидерием церковь в аббатстве Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуа (1072-1087) и ц. Сант-Эустакьо в Понтоне близ Амальфи (до 1187; руинирована). Грубый вариант, с каменными столбами вместо колонн-сполий,- ц. Санта-Мария-делла-Либера в Акуино (1125). Собор Сан-Микеле-Арканджело в Казертавеккья (1113-1153) первоначально также следовал упрощенному плану, но при перестройке (1207-1216) получил трансепт с крестовыми сводами над рукавами и купол на 8-гранном барабане. Трехнефная базиликальная композиция с 3-апсидным трансептом и куполом представлена также церквами Сан-Джованни-дель-Торо (1065-1069) и Санта-Мария-а-Градилло (кон. XII в.) в Равелло близ Амальфи. Ее вариант - ц. Сан-Джованни-а-Маре (известна также как Сан-Джузеппе) в Гаэте (основана ок. 1009-1012; перестроена после 1213?), где трансепт с куполом перемещен в центр базилики. Для Кампании характерны кампанилы, завершенные одним или неск. кубическими ярусами звона, прорезанными бифорием (напр., у ц. Сан-Джованни-дель-Торо). Иногда они имели дополнительный цилиндрический ярус (напр., кампанила собора в Салерно, 1-я пол. XII в.), который в XIII в. фланкировал 4 дополнительными цилиндрическими башенками, что в сочетании с изысканным арабизирующим декором из пересекающихся стрельчатых арок давало весьма причудливый эффект: колокольни при соборах в Казертавеккья (1234), Сант-Андреа в Амальфи (1180-1276) и Санти-Эразмо-э-Марчано в Гаэте (1148-1174; завершение - 1279). Этот характерный для мн. памятников региона арабизирующий декор заимствован, по всей видимости, у норманнских памятников Сицилии и распространился только к XIII в. Наиболее яркий декор такого типа украшает Райский дворик (1266-1268) при соборе в Амальфи, окруженный «частоколом» перекрещивающихся стрельчатых арок, напоминающих не только об араб. прошлом, но и о наступившей эпохе готики.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010