Другие детали показывают, что темплон. несомненно, пересекал собор на всю его ширину, вплотную подходя к северной и южной стенам. Так, на северной лопатке арки жертвенника вдоль ее внешней западной грани сохранился четкий отпечаток узкого столбца, который примыкал к плоскости лопатки и подпирал балку темплона. О том, что балка вплотную примыкала торцами к боковым стенам собора, свидетельствует характер декора боковых лопаток дьяконника и жертвенника, которые она пересекала. Орнамент, покрывающий узкие плоскости лопаток ниже балки, имеет стандартный и повсеместно используемый в этом соборе рисунок стилизованных извивов виноградной лозы, тогда как выше балки он меняет свой характер: на лопатке дьяконника мы видим четко выполненный крещато-слупенчатый орнамент, а на щеке жертвенника использован сложный псевдо-куфический орнамент, уникальный для древнерусских памятников домонгольского периода. Здесь же сохранились небольшие фрагменты горизонтальной отгранки. обрамлявшей плоскость примыкания балки к лопатке. Но весьма примечательно, что при этом балка темплона не имела креплений в боковых стенах собора, поскольку на месте ее примыкания на северной стене сохранились фрески 1125 г. Иными словами, она не была рассчитана на установку на ней ряда икон, как это предложено в реконструкции В. М. Ковалевой 456 , и имела основательные крепления лишь в центральной своей части, тогда как се тяжелые концы были лишь подперты узкими столбцами, не способными нести большую нагрузку. Этот факт, кроме всего прочего, позволяет предположить, что композиция преграды была реализована не в ходе строительства храма, а чуть позже, но до создания фресок в 1125 г. Известно, что собор Антониева монастыря строился в два этапа – сначала, в 1117–1119 гг. был возведен четырехстолпный объем, а через несколько лет к нему были пристроены нартекс с хорами и северо-западная башня 457 , и лишь затем храм был расписан. Вероятно, эта пристройка была осуществлена около 1122 г. 458 , и тогда же в соборе мог быть установлен и данный темплон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

- храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (XI-XIII вв.) - находится в центре комплекса. Особенности архитектуры этой церкви в определенной степени предопределяли характер восприятия ансамбля: через низкий полутемный проход входящий внезапно попадал в просторное высокое величественное помещение зального типа - пещерный храм. Роспись поражала необычайной парадностью, сверкающей красотой колорита, с щедрым применением дорогих материалов, лазури и золота. Кафоликон больших размеров. Храм, по-видимому, на протяжении долгого времени существовал без юж. пристройки. На это указывают широкие окна, встроенные в его юж. стену, 2 из к-рых - в алтаре и в вост. части юж. стены зала, остальные - в зап. части той же стены. Пристройка датируется поздним средневековьем. Она имела неск. функций. Непосредственно центральная часть 1-го этажа - паперть храма; в сев. стене у нее устроена пазуха (к западу от входной низкой двери), к-рая связана проемом с верхним этажом. К западу от паперти находится небольшая келья; к востоку, намного выше, связанная лестницей с папертью, расположена часовня вмч. Димитрия, где в позднее средневековье и до XIX в. включительно хоронили членов царского дома, знать и духовных лиц. Храм расписан в XI и в кон. XII в. Наиболее примечателен ктиторский портрет царского дома XI-XII вв. Перед благословляющим прп. Давидом Гареджийским изображены цари Грузии Баграт IV (1027-1072), св. Давид IV Строитель (1089-1125), Димитрий III (1125-1156), Георгий III (1156-1184) (на сев. стене), а также правившая в то время царица св. Тамара, ее супруг Давид Сослан и между родителями - их сын, юный царевич Георгий Лаша (на сев. части зап. стены). Подобный состав ктиторского портрета не характерен для груз. церковной живописи. Фрески сильно повреждены и фрагментарны. Несмотря на плохую сохранность росписи, все же можно представить характер оформления интерьера живописным декором. Роспись храма резко отличается от росписей др. церквей Гареджи. В ее оформлении ярко выступают особенности светского искусства, что наряду с историческими портретами позволяет считать росписи заказом царской семьи ( Схиртладзе. 1983. С. 96-110; Он же. 1987. С. 108-113; Idem. 1993. P. 5-14).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Богородицы мон-ря Ишхани. 1006 г. Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани. 1006 г. В барабане кафоликона находились изображения пророков в рост с хартиями, на которых помещались слова из пророчеств, выполненные греч. буквами (на одной) и асомтаврули (на 7) (Там же. С. 33-34. Рис. 4-11). В сер. XII в. (очевидно, в 1155) по повелению архиеп. Ишханского Игнатия на сев. стене кафоликона во всю ширину нижнего регистра сев. рукава черной краской была сделана 6-строчная обширная надпись, считающаяся на сегодняшний день наиболее пространным известным груз. эпиграфическим памятником. В сер. XIX в. ее списал Саргисян и опубликовал акад. М. И. Броссе (Inscriptions géorgiennes... 1864. p. 14-17). Отдельные части текста были утрачены. В 1917 г. ее изучал Такаишвили и зафиксировал значительное ухудшение ее состояния ( Такаишвили. 1952. С. 39-40. Рис. 16). В наст. время из-за полного обвала штукатурки надпись утрачена. В эпиграфическом документе содержались сведения о пожертвовании И. царем всей Грузии Георгием II (1072-1089) с. Лозни. Его сын св. Давид IV Строитель (1089-1125) подтвердил права И. на село. Позже Лозни было отдано в залог и выкуплено и передано И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56). В честь этого события были учреждены синодики царской семьи, а также повешены 3 лампады в кафоликоне И.: 2-я и 3-я - перед иконами Пресв. Богородицы (очевидно, у царских врат) и прп. Симеона Столпника. Также были учреждены агапы накануне дня вмч. Феодора, в 1-ю пятницу 1-й седмицы Великого поста. В надписи упомянуты неск. исторических лиц: сестра царя Димитрия I царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155-1156) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156-1184), ишхнели архиеп. Игнатий, Феодор, «определивший» его в епископы (очевидно, неизвестный по др. источникам католикос-патриарх), а также рукоположенные им 2 священнослужителя И.- Илия (Элиа) и Григол. Сохранилось несколько поздних надписей, сделанных посетителями храма. На сев. стене зап. рукава помещена надпись XII в., выполненная мхедрули, в которой «сын золотых дел мастера Нарзе» просит о заступничестве вмч.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Спаса Преображения на Берестове. Храм Спаса на Берестове Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения на Берестове Село Берестово — загородная резиденция киевских князей (свое название оно получило от окружавшего его березового леса). Здесь почил равноап. вел. кн. Владимир (1015; пам. 15/28 июля). «Повесть временных лет» говорит о храме свв. Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати», священник Иларион, ставший митрополитом Киевским (в 1051 г.). Под 1072 г. упоминается Спасский монастырь. В княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) в обители воздвигли каменный храм в честь Преображения Господня. После разорения Киева в 1240 г. Спасский монастырь пришел в запустение. В 1640-1644 гг. Преображенский храм (от него к тому времени сохранилась лишь западная часть) был восстановлен как приходской тщанием свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1647, пам. 31 декабря/13 января). Были устроены приделы во имя св. Владимира и свв. Космы и Дамиана. С 1908 г. храм перешел в ведение Лавры, но службы в нем не совершались. В советское время храм превратили в музей. Богослужение возобновлено в 1992 г. http://angela.org.ua/ Храм Преображения Господнего на территории возле Киево-Печерской Лавры - уникальный памятник архитектуры и живописи XI-XIX в.в. Имеет сложную строительную историю. Соборная церковь Спасского монастыря была одним из оригинальнейших древнерусских сооружений. Время ее постройки не определено в письменных источниках и является предметом дискуссии. Первое летописное упоминание о монастыре датировано 1072, последнее - 1231 г. Наиболее распространенная гипотеза связывает основание каменного храма с периодом киевского княжения Владимира Мономаха (1113-1125), поскольку здесь были похоронены трое его потомков: дочь Евфимия (1138), сын Юрий Долгорукий (1157) и внук Глеб Юрьевич (1171). Три каменных саркофага с погребенными захоронениями действительно были найдены археологами. Однако технологические особенности здания указывают на несколько более раннее время - последние десятилетия XI ст. Вероятно, каменный собор был заложен сразу после сожжения монастыря половцами в 1096 г. Кстати, Владимир Мономах вполне мог быть причастным к его сооружению, даже не будучи на то время киевским князем.

http://sobory.ru/article/?object=06203

Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачен в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии - скипетр и держава. Предположительно Д. С. изображен в росписях Атени Сиони (кон. XI в.), ц. св. Георгия в Бочорме (1104-1125), в кафоликоне мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (нач. XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет судить об иконографических особенностях этих изображений царя. Лит.: Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982. С. 24. Табл. 59-60; Абрамишвили Г. В. К идентификации ктиторов Атени Сиони//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1982. 5. С. 86-100 (на груз. яз.); Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park (Pa.), 1998. Р. 124-141; Dondua T. Review of Georgian Coins with Byzantine Iconography//Numismatica e antichità classiche. Lugano, 2000. Vol. 29. Р. 387-396. Pl. 2. Fig. 8; Mamaiashvili I. Porträts historischer Persönlichkeiten des 15-16 Jh. in der Muttergotteskirche des Klosters Gelati//Georgica, 2003. P. 176-183. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый

http://pravenc.ru/text/168512.html

Кафоликон мон-ря Мтис. Фотография. Нач. XXI в. Сохранившиеся исторические документы свидетельствуют о том, что М. был на попечении грузинских царей и правителей, а также духовных лиц. В мон-рь вносили пожертвования св. Давид IV Строитель (1089-1125) и его сын св. Дамиан-Димитрий (1125-1154/55) (Кут. 608. Л. 1; Жгенти. 2011. С. 205). Особое внимание М. уделяли цари Имерети в XV-XVIII вв. Так, царь Баграт II (Имерети - 1463-1466, Картли-Имерети - 1466-1678) покрыл медью церковь и сделал новые двери, возобновил старые пожертвования. Позже документ подтвердили его сын Александр II (1484-1510) (Кут. 608. Л. 4-5 об.; Жгенти. 2011. С. 208) и супруга царя св. Соломона II (1789, 1790-1810) царица Имерети Мариам Дадиани (документ 1795 г.; Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 107). Примечателен также документ пожертвований 1491 г. царя Картли Константина II (1478-1505), к-рый в тот период в 3-й раз попытался объединить Грузию и захватил часть Имерети. Чтобы добиться расположения земо-имеретинцев и квемо-рачинцев, он отменил для М. улаки (налог на коня) (Кут. 608. Л. 2-4 об.; Жгенти. 2011. С. 208; Он же. 2013. С. 98-100). В документе 1591 г. царь Имерети Леон (1583-1591) указал, что его дед, царь Имерети Баграт III (1510-1565), даровал М. крестьян в с. Кисорети (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 1323. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 34-35). Сохранились небольшой фрагмент и описание документа 1637 г. царя Имерети Георгия III (1604-1639), где говорится, что царь даровал М. крестьянина из Рачи и просил Никорцминдского еп. Симеона (Чхетисдзе; нач. 30-х гг. XVII в.- 1639), к-рый по неизвестным причинам был утвержден в М., и братию М. ежегодно на Успение Пресв. Богородицы поминать его во время литургии ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 452). В 1661 г. на Успение Пресв. Богородицы М. посетил занявший в результате мятежа имеретинский престол одишский (мегрельский) кн. Вамек Дадиани (1658-1662) и «отблагодарил» вмч. Георгия за помощь: даровал М. крестьянина в с. Шавра (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 2155. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65). Еп. Никорцминдский Симеон (Цулукидзе; 80-е гг. XVII в.- 20-е гг. XVIII в.) между 1680 и 1685 гг. даровал М. крестьянина в с. Шавра, а также заказал поминовение своей души в день перед Успением Пресв. Богородицы (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 1533. Л. 1; Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 65, 81-82).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

1) Начало правления св. Владимира. Война с братьями. 2) Языческая реформа и ее неудача. 3 ) Осада Херсонеса. Крещение кн. Владимира. 4) Крещение Руси. Трудности с крещением Новгорода. 5) Внешняя и внутренняя политика св. Владимира после крещения: а) Союз с Византией, оборонительная линия на границе со степью против печенегов. б) Начало каменного строительства: Десятинная церковь. в) Распространение христианства и просвещения. ДАТЫ: Правление св. Владимира – 980-1015 Крещение Руси – 988 ОТВЕТ:   3. Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Убийство Бориса и Глеба. Борьба между Ярославом и Святополком. 2) Внешняя политика Ярослава Мудрого: а) 1036 – Разгром печенегов. б) Укрепление международного положения Руси (дочери ЯМ вышли замуж за французского и норвежского королей). 3) Внутренняя политика Ярослава Мудрого: а) «Русская Правда» (Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха). Отмена кровной мести. б) Развитие просвещения. Школа при храмах, школа в Киеве. ДАТЫ: Убийство Бориса и Глеба – 1015 Правление Ярослава Мудрого – 1019-1054 Разгром печенегов – 1036 ОТВЕТ:   4. Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины раздробленности: сложный «лествичный» порядок престолонаследия, междоусобицы. Любеческий съезд, его решение. 2) Крупнейшие княжества, их краткая характеристика: Киевское, Галицко-Волынское, Новгородское, Ростово-Суздальское. 3) Краткое описание правления Владимирских князей: а) Юрий Долгорукий (1125-1157)строительство городов и крепостей (Москва 1147) – захват Киева б) Андрей Боголюбский (1157-1174) – переезд из Ростова во Владимир – разорение Киева в 1169 г. – борьба с боярами – заговор бояр, убийство князя в) Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). ДАТЫ: Любеческий съезд – 1097 Правление Юрия Долгорукого в Ростове – 1125-1157 Правление Андрея Боголюбского во Владимире – 1157-1174 Правление Всеволода Большое Гнездо – 1176-1212 Первое упоминание Москвы – 1147

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. Давид IV Строитель. Роспись собора Рождества Богородицы монастыря Гелати. XVI в. Давид IV Возобновитель (Строитель) ( 1089 - 1125 ), царь Иверии и Абхазии , святой благоверный . Выдающийся государственный, культурный и церковный деятель Грузии Память 26 января Родился в 1089 или в 1084 году. Был воспитан своим духовником - преподобным Арсением Икалтойским , известным богословом и ученым-энциклопедистом (+ 1127). Наименование " Возобновитель " дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви . Грузия, безжалостно опустошенная турками , страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения. Святой Давид отличался глубоким благочестием, свято чтил церковные каноны и своей властью охранял их и утверждал. По инициативе святого Давида Возобновителя, в 1103 году был созван Церковный Собор в Руиси , постановления которого содействовали укреплению канонической жизни Церкви и утверждению церковного благочиния. Человек высокообразованный, святой Давид поощрял развитие наук. Он основал Гелатскую и Икалтойскую академии. В царствование святого Давида Возобновителя в Грузии были воздвигнуты десятки храмов и монастырей, создавались новые и расширялись старые города. Много забот уделял благоверный царь благосостоянию и процветанию грузинских обителей в Палестине и Синае , Антиохии и на Святой Горе Афон . Когда святой Давид решил воздвигнуть храм во имя великомученика Георгия , к помощи которого он постоянно прибегал в своих освободительных битвах, то святой Георгий явился ему в видении и указал место постройки храма.

http://drevo-info.ru/articles/12172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского ДАМАССКАЯ РЕЗНЯ христ. погром 9-18 июля 1860 г. в Дамаске; форма выражения протеста сир. мусульман против крушения традиц. иерархии исламского социального устройства ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДАРИЙ имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743 - 1826), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДИОЦЕЗ адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе

http://pravenc.ru/rubrics/122958_10.html

Именем Д. С. названа одна из улиц Тбилиси в р-не Диди-Дигоми. Ист.: Жамтаагмцерели. Столетняя летопись//КЦ. 1959. Т. 2. С. 237, 287-292 (на груз. яз.); То же/Под ред. Р. Кикнадзе. Тбилиси, 1987. С. 105. Лит.: Джавахишвили И. А. История груз. народа. Тбилиси, 1966. Т. 3. С. 365-378 (на груз. яз.); История Грузии/Сост.: Н. А. Бердзенишвили и др. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 245-247; Ломинадзе Б. Господство монголов в Грузии и борьба против них (40-е гг. XIII в. и 10-е гг. XIV в.)//ОИГ. Т. 3. С. 604-608 (на груз. яз.); Нинидзе Д. С. Груз. дипломатия в XIII в.//Очерки по дипломатии Грузии. Тбилиси, 1998. Т. 1. С. 224-228 (на груз. яз.); Коридзе Т. Деметре II Тавдадебули//Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 153-155 (на груз. яз.). Т. В. Коридзе Иконография Изображение Д. С. сохранилось на сев. стене малой церкви в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Удабно в Гареджи . Царь представлен в 3/4-ном повороте, обращенным к алтарю, руки воздеты в молении на уровне груди, его крупная фигура (230 см) отличается монументальностью. Изображение Д. С. помещено в 3-частную декоративную арку на колонках. Парадное царское облачение следует визант. традиции и состоит из дивитисия и лора, на голове высокая корона с перпендулиями, состоящая из вертикальных пластин. Несмотря на плохую сохранность живописного слоя, можно различить общий тип молодого безбородого лица, короткие пышные вьющиеся волосы светло-каштанового цвета зачесаны, уши открыты. Считается, что роспись выполнена при жизни Д. С., ок. 1280 г. Лит.: Чубинашвили Г. Н. Пещерные монастыри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 74-75. Рис. 14. Таб. 91; Алибегашвили Г. В. Светский портрет в груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1979. С. 53-54. Ил. 33. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55)

http://pravenc.ru/text/178179.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010