Гелатский монастырь сохранил великое множество настенных росписей которые датируются XII-XVIII веками. И поэтому самое чудесное в архитектуре Гелатского комплекса состоит в его фресках и мозаиках, которые возвращают ушедшие дни и напоминают нам о его создателях. Очаровывающая красота Гелатского монастыря привлекает множество гостей. Тысячи людей посещают его ежегодно. Сайт Грузинской православной церкви: Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение. В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход. О строительстве и дальнейшем поновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии. Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.

http://sobory.ru/article/?object=04722

Скачать epub pdf 10 декабря 2012 г. В недрах Киевской Руси в домонгольский период стали закладываться основы нового государственного образования, которое в трудах историков получило именование Владимиро-Суздальской Руси. Со временем Владимиро-Суздальская Русь явилась ядром Московской державы. Колыбель Владимиро-Суздальской Руси – древняя Ростово-Суздальская земля была отделена от Киева, “матери градов русских”, труднопроходимыми лесами, почему и называлась Залесьем. Главными городами и экономическими центрами Залесья в те далекие времена были Ростов и Суздаль. Княжеский “снем” в Любеке 1097 года признал Ростово-Суздальские земли владением Мономаховичей. Великий Киевский князь Владимир Мономах (1113–1125) уделял большое внимание “волости отца своего”, основав в Залесье город “в свое имя”, которому суждено было большое историческое будущее. О строительстве Владимира на Клязьме, притоке Оки, впадавшей Волгу, читаем в летописи под 1108 годом: “Того же лета свешен бысть град Владимир Залесский Владимиром Мономахом ”. Далее говорится, как князь построил в нем “ церковь камену святого Спаса”. В Суздале он воздвиг крепостные валы и Кремль, позднее были поставлены княжеские хоромы, построены храмы. Так князь Владимир Мономах положил активное начало возвышению Залесской Руси. Продолжателем начатых трудов явился его сын Юрий Долгорукий (1091–1157). Он был одним из младших сыновей великого князя Владимира Мономаха , и после смерти отца ему достался отдаленный Ростово-Суздальский край. Но поскольку в Ростове были сильны боярские традиции, то, не поладив с ростовским боярством, князь Юрий вынужден был переселиться в Суздаль, а точнее – во вновь отстроенную резиденцию Кидекша под Суздалем. В 1107 году Юрий Долгорукий женился на дочери половецкого хана Аепы. Этим браком был скреплен политический союз с целью усиления военного превосходства над соседней Волжской Болгарией. Если Киев находился под постоянной угрозой вторжения половцев, то северо-восточной части Центральной Руси угрожали болгары.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦХИ (Мацховари) [груз. ], муж. мон-рь Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафоликоном в честь Рождества Христова (1010-1014, обходная галерея 1-й пол. XI в.). Расположен в центре с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, груз. историческая пров. Имерети, Зап. Грузия), на левом берегу р. Кацхура. История Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Кафоликон мон-ря Кацхи. 1010–1014 гг. Церковь была построена основателями Клдекарского эриставства представителями крупного феодального рода Багваши. Один из влиятельных азнауров (феодалов), Рати Багваши, присоединил к своей вотчине царские земли - Триалети и принадлежащее царству Картли правобережье р. Кура. За это царь Грузии Баграт III в 980 г. изгнал его из Клдекари, и Рати Багваши поселился в своем имении в Аргвети. Здесь он построил Кацхскую церковь, которая была освящена во имя Св. Троицы. Эти сведения подтверждаются лапидарной надписью над юго-западным входом в церковь, выполненной асомтаврули : «Пресвятая Троица, восславь утвержденного Тобой Баграта, царя абхазов и картуелов, таойцев и ранов, Кахети и всего Востока, Великого куропалата» (такую титулатуру царь Баграт III имел с 1010). Впервые надпись зафиксировал акад. Н. Я. Марр ( Brosset. 1851. Р. 95), его прочтение было откорректировано груз. историком В. Беридзе, к-рый издал ее ( Беридзе. 1950. Т. 3. С. 67). Др. надпись, высеченная над входом в церковь, также содержит обращение к Св. Троице; в ней упоминается настоятель храма Джигваис-дзе. Очевидно, вскоре после постройки храма здесь был учрежден мон-рь. Историк П. Иоселиани относил основание храма к 1032 г., времени правления в Грузии Баграта IV. Историки нач. XX в. прот. Сергий Булгаков и Л. И. Денисов считали, что мон-рь был основан в 1027-1073 гг. В древности К. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии ГПЦ. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Колокольня мон-ря Кацхи. XV–XVIII вв. Фотография. Сер. ХХ в. Церковь являлась одним из центров Аргветского эриставства и служила усыпальницей Багваши: здесь похоронены эристав эриставов Рати Багваши и Липарит Багваши (в монашестве Антоний). После того как роль Багваши на политической арене Грузии уменьшилась и царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) подверг депортации представителей рода, обитель и др. владения Багваши были переданы мон-рю Гелати и вошли в новооснованную Гелатскую (Гаенатскую) епархию ГПЦ. Постепенно К. пришел в запустение.

http://pravenc.ru/text/1683961.html

В конце XIX века в Ившеме стал действовать католический приход во имя Пресвятой Богородицы; сегодня эта церковь освящена во имя Божией Матери и святого Эгвина. Будем же с надеждой молиться о том, чтобы на этом святом месте, с глубокой древности избранном Пречистой Матерью Господа, возродилась православная жизнь и достойно стали почитаться Пресвятая Дева и святитель Эгвин. При подготовке статьи использовались следующие материалы: жития святого Эгвина, написанные Томасом Марлсборо (ок. 1230) и Домиником Ившемским (ок. 1125), «Хроника Ившемского аббатства», «Святой Эгвин и его аббатство в Ившеме» (Издание католического монастыря Стэнбрук, 1904), а также различные предания и другие источники. Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Первый саксонский кафедральный собор в Вустере, в котором впоследствии служил святой Эгвин, был построен в 680 г. и освящен во имя святого Петра. С 957 по 959 г. в Вустере служил епископом будущий архиепископ Кентерберийский Дунстан. С 961 по 992 г. епископом Вустерским был самый почитаемый в этом городе святой – святитель Освальд (память 28 февраля), который также был и архиепископом Йоркским. Святой Освальд вместе со святыми Дунстаном и Этельвольдом Винчестерским восстановил в X в. церковную жизнь в стране, угасшую после датских набегов IX в. При святом Освальде собор в Вустере был перестроен и освящен во имя Пресвятой Богородицы. Святой Освальд основал при соборе бенедиктинский монастырь, просуществовавший до Реформации. Вскоре после преставления святого Освальда были обретены и положены в раку собора его нетленные мощи, от которых совершались чудеса и к которым до Реформации приезжали многочисленные паломники. Около 1040 г. во время датского нашествия Вустерский монастырь значительно пострадал. При последнем саксонском епископе, Вулфстане, в 1062 г. был заложен новый большой кафедральный собор. В 1084 г. началось строительство многоколонной крипты собора, которая полностью сохранилась до наших дней и является одной из самых замечательных крипт во всей стране.

http://pravoslavie.ru/50899.html

На мой взгляд, текстуальная и идейная близость заключительных фрагментов Грамоты, службы Кресту и молитвы из чина поставления на царство усиливала выражаемые в Грамоте идеи укрепления православия в России и освобождения православных от иноверного влияния под руководством русского царя и Русской Церкви. Таким образом, для середины 1650-х годов сравнение Алексея Михайловича с императором Константином в Грамоте Никона имело не только религиозный, но и политический оттенок. Призыв Никона ко всем православным христианам делать вклады на строительство кийского монастыря становился призывом к духовному единению православных людей вокруг самой главной палестинской святыни – Животворящего Креста Господня символа власти и победы православия. Успехи Алексея Михайловича в военных действиях «на всх врагов его и сопостатов» (Никон прямо не говорит о войне со Швецией, во время которой выходит из печати Грамота) оценивались автором Грамоты как победоносное шествие с крестом Константина Великого русского православного царя, освобождающего православных людей от иноверцев. Символична и дата издания Грамоты – 24 июня – праздник Рождества честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Новозаветный проповедник возвещал о пришествии Иисуса Христа и о грядущем распространении христианства по всей земле. Грамота патриарха Никона возвещала о строительстве Крестного монастыря и установлении на острове Кий аналога палестинской святыни – Животворящего Креста Господня, об укреплении православия на русской земле и выражала идею установления вселенского православия. В литературе XIX века укрепилось мнение, что Грамота патриарха Никона – это окружное послание всему русскому народу. По мнению С. Михайловского, признаки окружного послания в Грамоте – тема милостыни в пользу церквей и монастырей, а также обращение патриарха «всем повсюду... православным христианом» 1124 . Митрополит Макарий (Булгаков) писал, имея в виду грамоты Никона о Крестном монастыре и о моровом поветрии (вторая грамота издана: М., 6 августа 1656 года – С. С.): «Если не дошли до нас речи патриарха Никона к царю, ни поучения к пастве, дошли поучения его, с какими обращался он ко всей России в двух своих окружных грамотах» 1125 . И. К. Смолич добавлял: « Патриарх Никон обычно сам произносил проповеди , что было редкостью для того времени. К сожалению, проповеди его пропали. Но сохранились две окружные грамоты» 1126 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

По завещанию святой, крест ее, обвитый собственными ее волосами, перешел к царю в наследственное владение, и таким образом он находился во дворце царском от смерти святой до страдания св. муч. Шушаники, которая хранила у себя его. Как достался он ей – истории не известно. Известно только то, что он передан был св. Шушаникой своему духовнику перед страдальческой ее кончиной в Цуртагской крепости, на случай, чтобы не подвергнуть его поруганию от огнепоклонников и в особенности от своего мужа Вазгена, вассала Вахтанга Великого I, желавшего во что бы то ни стало надругаться над ним. Воевода армянский, узнав о таковом сокровище, хранившемся у иеромонаха, взял его вместе с другими мощами, находившимися у св. мученицы, и поставил в крепостной церкви Капоэтской. Там он скрывался около 175 лет; оттуда впоследствии похищен был армянским католикосом и поставлен в нарочно устроенном для него монастыре Ванадад, где находился 459 лет. По разорении его арабами унесен в город Карс, где находился 164 года; затем армянский католикос Василий отыскал его и поставил в г. Ани, где скрывался с лишком 150 лет, согласно сказанию отца Чамчиана; по взятии этого города св. груз. цар. Давидом Строителем († в 1125 г.), с честью перенесен как сокровище Иверской Церкви в Мцхет, но не надолго: в смутные времена он был отправлен в Кавказские горы и укрыт в храме Св. Троицы или Самеба, что у подошвы горы Казбек в виду казбекской станции, на западной стороне селения того же названия, на левом берегу Терека. Чтобы сохранить св. крест от новой потери, царь Теймураз II († 1746 г.), приказал отцам Грузинской Церкви перенести его для хранения в горную крепость Ананур в церковь Божией Матери, где он сохранялся до митрополита Тифлисского Романа, а по Иосселиани – Тимофея, который тайно увез его в Россию в 1749 г. и вручил его царевичу Бакару, – внук его Георгий Александрович в 1801 г. поднес его императору Александру I, который повелел отослать святыню назад в Грузию, как достояние Иверской Церкви, с грамотой. Он был поставлен в Сионском кафедральном соборе, где находится до сих пор за иконой св. Нины у северных дверей иконостаса. См.: История армии Чамчиана. Т. II. С. 87–599 и Синаксарь арм. на 20 марта. Император другую, нижеследующую грамоту пожаловал самому царевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь Петр Алексеевич патриаршество на Руси отменил .— Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Иоанновиче в 1589 г., когда ослабела зависимость русской Церкви от Византии. В разные периоды истории значение патриаршей власти было различно — это зависело от условий, в которых патриарху выпадало действовать. Бывали периоды, когда патриархи не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства. Случалось же и так, что патриархи правили независимо и наравне с царями. Так было при Филарете (Романове) (см. коммент.), носившем титул «великого государя»; при Никоне (см. коммент.), принявшем такой же титул. Но патриаршая власть в России стала слабеть. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, царь Петр I, не решаясь сразу отменить патриаршество, назначил местоблюстителя патриаршего престола, а в 1718 г., заменяя приказы коллегиями в государственном управлении, заменил и единоличную власть патриарха коллегией: постоянным сбором духовного правительства,— ибо на церковь Петр Алексеевич смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Таким образом духовная коллегия (впоследствии Св. Синод) стала высшим духовным и правительственным учреждением в России. (Восстановлено патриаршество в России на поместном Соборе русской Православной Церкви 5 (18) ноября 1917 г.) Потемкин-Таврический — Потемкин Григорий Александрович (1739—1791), русский государственньлй и военный деятель, генерал-фельдмаршал (с 1784 г.), организатор дворцового переворота 1762 г., фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины II. Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота. После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. … ибо служил еще Августу Кесарю, от которого перешел к византийским императорам, а от них попал к Владимиру Мономаху .— Август Кесарь — Гай Юлий Цезарь Октавиан, римский император в 27 г. до н.э.— 14 г. н.э. Владимир II Мономах (1053—1125), с 1113 г. великий князь киевский, сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

часть города. В аррабале Сабулар находилась базилика Трех святых с христ. кладбищем и 2 мечети, построенные на месте церквей св. Николая и св. Иакова. Аррабали Муньят-Абд-Аллах и Муньят-эль-Муджира выросли вокруг крупных имений мусульм. знати; мечеть 2-го аррабаля стояла на месте совр. ц. св. Лаврентия. С сев. стороны города находился крупный аррабаль Эр-Русафа с 2 кладбищами. Идентификация сев.-зап. аррабаля, к-рый сформировался вокруг дворца Серкадилья, вызывает затруднения; возможно, это был Рабад-эр-Раккакин (аррабаль пергаменщиков; см.: Arjona Castro. 1997; Marfil Ruiz. 2000). Вост. аррабаль Кут-Расах был населен в основном мосарабами. В каждом аррабале были мечеть, кладбище и рынок; некоторые аррабали были обнесены стенами, игравшими не столько защитную, сколько разграничительную роль. Самые значительные строительные проекты X в. были связаны с расширением Большой мечети. В результате работ, проведенных в правление Абд ар-Рахмана III, аль-Хакама II и регента Мухаммада ибн Абу Амира аль-Мансура, Большая мечеть стала крупнейшим зданием города: ее площадь с внутренним двором составила 22 тыс. кв. м. Абд ар-Рахман III, принявший в 929 г. титул халифа, и аль-Мансур построили в окрестностях К. собственные резиденции (Мадинат-эз-Захра и Мадинат-эз-Захира), в городе крупное строительство почти не велось. После междоусобной войны (1009-1031) и распада халифата значение К. снизилось. Город стал центром тайфы (эмирата), управлявшейся родом Бану Джавар (1031-1069), затем был включен в состав тайфы Севильи (1069-1078), а позднее - Толедской тайфы (1078-1085). До сер. XII в. в К. не строились новые монументальные здания, правители заботились только о сохранности крепостных стен Медины, вновь обретших стратегическое значение. После падения Толедской тайфы (1085) городу стали угрожать войска христ. правителей Сев. Испании. Во время похода 1125-1126 гг. округу К. опустошили отряды Альфонсо I Воителя, кор. Арагона, а в 1146 г. город на несколько недель заняли войска Альфонсо VII, кор.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

На груз. язык в X-XII вв. были переведены многие гомилетические произведения А., а покаянный Великий канон был переведен трижды: Евфимием Святогорцем († 1028), Георгием Святогорцем († 1065) и Арсением Икалтойским по поручению груз. царя Давида IV Строителя (1073-1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии». В визант. календарях память А. указывается 29 апр., 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апр. она зафиксирована в Евангелиях XI-XII вв. к-польского происхождения ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая - только в Типиконе Великой ц. IX–X вв. ( Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня - в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 304-305); под 4 июля - в большинстве греч. календарей: Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 330-331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 130). Почитание А. на Руси Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти А. в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 273). Служба А. содержится в Минее XII в. (РГАДА. Тип. 122. Л. 15об.- 19). В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память А. без жития, под 4 июня - краткое житие святого (древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память А. указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.- в Апостоле (ГИМ. Хлуд. 35. Л. 178, кон. XIII - нач.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Прав. Евфимий Такаишвили и Д. К. Бердзенишвили отождествляли его с деятелем кон. XIII в. манглели Антонием (Наохребелис-дзе) ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 60; Бердзенишвили. 2014. С. 8, 52). Однако, поскольку в это время уже существовала Цалкская епархия, считается маловероятным, чтобы манглели возводил церковь на территории др. епархии. По сообщению грузинского историка XIX в. П. И. Иоселиани , Антоний (Туалаис-дзе) впосл. занимал Тбилисскую кафедру ( Иоселиани. 1866. С. 171). Видимо, его преемник упомянут в пространной надписи из с. Гохнари (муниципалитет Тетри-Цкаро), которую частично прочел и издал Такаишвили. Там сказано, что строительство церкви началось во время Липарита (IV) Багваши, завершилось при его сыновьях Рати и Иоанне; в надписи также упомянуты (по идентификации Такаишвили) католикос-патриарх всей Грузии Георгий III Таоэли (50-60-е гг. XI в.), супруга Рати и манглели, имя к-рого не прочитывается из-за повреждений ( Такаишвили. 1913. Вып. 4. С. 4-7). Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. Прор. Давид. Роспись барабана кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. В нач. XII в. царь Грузии св. Давид IV Строитель (1089-1125) упразднил Клдекарское эриставство; бывш. сеньория была обращена в царский домен. Пров. Триалети была выделена из М. е., т. о. была образована новая Цалкская епархия. Согласно источнику XIII в. «Распорядок царского двора» («Освящение мира»), манглели при помазании царя единой Грузии на царство занимал 16-е место среди архиереев Лихт-Амери (Вост. Грузии): он сидел после эрушнели (Эрушетского архиерея) и перед цинцкароели (Цинцкаройским); среди епископов Квемо-Картли он числился первым (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-49; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 232-233). О культурной и политической жизни М. е. в XII в. почти ничего не известно. В XIII в., в царствование Русудан (1223-1245) и ее сына Давида VI (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293), были изготовлены митра манглели и ковчег для гвоздя Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010