А. Э. Т. 239, стр. 251). Мнение Иконникова, что Артемий, Порфирий и проч. жили вмести в Ниловой пустыне, ни на чем не основано. (Сравн. Рукоп. слав. и росс., опис., П. Строевым, 25, стр. 11 и А. Э., т. I, 239, стр. 254). – Предположения Занкова («Старец Артемий, новооткрытый писатель эпохи царя Ивана Грозного», СПБ. 1888 г., Ж. М. Н. Пр., 1887, ноябрь) о происхождении старца Артемия из Пскова и об иночестве в Псково-Печерском монастыре также шатки. – Старец Артемий был постриженником «отца Корнилия» (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11), т. е. основателя Комельского Корнилиева Введенского (близ города Грязовца) монастыря. (Сравн. А. Э., т. 239, стр. 252... – «у Корнильевского игумена в келье у Лаврентия» – и слова П. М. Строева, в его «Списках иерархов», стб. 750: «Лаврентий», игум. Корн, монастыря с 1538 † 16 мая 1548 г.»). Скончался св. Корнилий 19 мая 1537 г. (Рукоп. Соф. библ. 439, л. 156 об.; у П. М. Строева, Списки иерархов, стб. 750, – ошибочно: 19 мая 1538 г.). – Но уже в 153 5 / 6 (7044) году Артемий по благословению отца Корнилия жил («седох», как писал Артемий) в «безутешном месте глоголемыа Порфирьевы пустыни»... «плакатись грех своих » . (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11). Несколько позже около 154 2 / 3 (7051) года он опять жил в Корнильевом монастыре, так как в книге, написанной им («св. Василия Великого о постничестве») в этом году, он выражался так: «и аз вашего же стада заблуждшее овча и пострижение приях от руки Корнилиа»; следовательно, обращался к инокам Корнильева монастыря. (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11). – Относительно тех же годов жизни Артемия о нем показывал келарь Троицкого монастыря «Андриан Ангелов»: «говорил Артемей в Корнильеви мо­настыре у Корнильевского игумена в келье у Лаврентья» (А. Э. т. I, 239, стр. 252). Лаврентий был игуменом Корнилиева монастыря с 1538, а умер 16 мая 1548 года (П. М. Строев, Списки иерархов, стб. 750). В Кириллов монастырь Артемий приходил в игуменство Симеона между маем 1551 года и 24 января 1554 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

51 См. еще В. Ф. Боцяновский: рецензия книги Калугина в Ж. М. Н. Пр. 1894 г., ноябрь; мои замечания по поводу высказанной здесь гипотезы о возможности приписать авторству Артемия «Многословное Послание» – в Изв. Отд. Р. яз. и слов. 1905 г., кн. II. Весьма ценна также небольшая статья В. М. Истрина в Зап. Нов. Унив. за 1900 г. – отзыв о студ. сочинении об Артемии. 52 Е. Е. Голубинский (Ист. Р. Ц., т. II., I, стр. 832, на основании послесловия к ркп. 1543 г. Царского (Строев, 25) говорит, что Артемий был постриженником прп. Корнилия Комельского и что он в 1536 г., по благословенно преп. Корнилия, перешел из монастыря последнего в одну из пустыней вблизи Кирилло-Белоз. монастыря, именно Порфириеву: предположение вероятное, ибо Артемий позже удалялся в ту же пустынь. 72 Занков желает видеть в этом вопросе царя иронию (цитов. статья, стр. 56): вряд ли это так, хотя возможно, что отношение царя к Артемию под влиянием доклада Симеона и Сильвестра о том, что Артемий «говорил недобро», – могло измениться в сторону большей холодности. 86 «Твое теплое заступление похваляем, нерадующежеся о нападении враг» (Р. Ист. Б, т. IV, стр. 1382). 90 «Такоже и аз, грешник, вем себе достойна всякого томлениа, занеже съгреших Господеви. Но тебе, православному царю, нест достойно предати неверных ряди клевет ложно съставленых… Нам лучшее подобает внимати слышавшим Господа рекша: враждуючи на мене говорят не так, как аз говорил» (стр. 1438–1439). 103 Срав. Голубинский, т. II, стр. 836: «после того как (Башкин) пришел или приведен был в раскаяние, он и мог быть научен монахами волоколамскими, которые были защитниками вотчинновладения монастырей, чтобы оклеветать Артемия». 123 Лаврентий – Корнильевский игумен с 1538 г. по 16 мая 1548 г. (Строев, списки иерархов, стр. 750). 128 Именно в XV слов II тома (по изд. Прав. Соб.), где от лица Богородицы говорится: «тогда мне, еже о тебе часте певаемое: радуйся, благоприятно будет, егда увижу тя делом совершающа моею рождества заповеди и отступивша всякия вкупе злобы» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасался пустынником на Кубенском озере. Ум. 1492 года. Житие и место погребения неизвестны. Не канонизирован. Имя его помещено в списке Вологодских святых, составленном преосв. Евгением (Вологодские Епарх. Ведомости, 1864 г., 1). 269. Преподобный Пахомий, иже бысть на Великом озере, чудотворец Ученик блаж. игумена Дионисия святогорца, при котором он подвизался в Спасокаменном монастыре, вместе с преп. Дионисием Глушицким. С ним же вместе обошел, с благословения игумена восточную сторону Кубенского озера, ища безмолвного уединения. На святой Луке нашли они запустевшую обитель, поставили хижину, возобновили храм св. Николая и восстановили древний общежительный монастырь. Там провели они несколько лет, изнуряя себя голодом и жаждою. Жизнь была весьма суровая, так что Пахомий стал наконец тяготиться строгостию жизни. Дионисий с своей стороны желал составить общежитие для спасения многих. «Я слышал, сказал Дионисий Пахомию, что на восточной стороне Кубенского озера есть пустынное место; там желал бы я, если угодно Господу, составить общежительный монастырь; ты останься здесь и пусть остается с тобою недавно пришедший к нам брат». Дионисий оставил Пахомия с миром на святой Луке, а сам удалился. Время кончины блаж. Пахомия неизвестно. Мощи почивают под спудом в упраздненной обители на Святой Луке. Не канонизирован. 270. Преподобный Лаврентий игумен Комельский ученик Святаго Корнилия преставися в лето 7000 Ученик и преемник в игуменстве преп. Корнилия Комельского, подвижник, постник и молитвенник, строго соблюдал устав наставника своего в основанной им обители (Р. Св. под 19 мая). Ум. 16 мая 1548 года (Строев, «Списки Иерархов», стр. 750). Мощи почивают под спудом в Корнлиевом монастыре. Не канонизирован. 271. Преподобный Исаакий иже бысть за Ломом О нем никаких сведений не найдено. Может быть это Игнатий, бывший на Ломе. (См. выше 264). 272. Преподобный Петр иже бысть на устье Пустынник на устье р. Кубены, подвижник Спасо-Каменного монастыря, жил в начале XV века. Погребен в Преображенском соборе того же монастыря (ныне именуемом Белавинской пустынью). Обстоятельства жизни его неизвестны, ибо пожар бывший в 1472 г., истребил монастырские архивы (Ист. Рос. Иер., IV, 382). 273. Преподобный Тарасий Глушицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

725 Напрасно ‘внезапно, вдруг, неожиданно’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М., 1983, с. 192. 732 «Иоанн хирот. 9 февр. 1520 из архим. Симоновских; до 1525» . – Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стб. 332. 738 П. Строев указывает следующие даты его настоятельства: 1521– 1525. – Строев П. Списки иерархов и настоятелей... стб. 189. 750 Вместо слов, отмеченных курсивом, в публикации А. А. Зимина – и железно сердце имеете и всякими. 751 В другой Повести содержатся более подробные и более трагичные сведения о бедствии, постигшем Святителя. «Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное, притекшу в церьковь соборную Пречистыя Богородица, оболкшуся в святительскую одежду и наченшу молебная пред чюдотворною иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевский и всея Руси своима рукама написа у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же Святейшему Митрополиту Макарию молебная, и се приде от огня зной и дух, и жар, и немегушу Митрополиту вара от огня и духа згойного терпети, занеже убо от зельного воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь не навидяше, но иным отсекаше И запрещайте злобою отроча обреташася, умом всегда совершен бываше Митрополиту же, убежавшу от пламени огненаго ипришедшу ему к нижним воротам градскым, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти, и спустиша Митрополита по ужу за град и бысть за три сажени до земли и урвася уже и паде многотерпеливый душею, и разбися велми. А егда пожару того бежавшу опалеста ему очи от огня». – Жарков И. А. К истории московских пожаров 1547 г.//Исторический архив. 1962. Кн. 3, с. 225. Из Жития преподобного Александра Свирского о Митрополите Макарии известно, что «око ему десное затворено бяше». – Игумен Макарий. Преподобный Александр Свирский «новый чюдотворец» – русский подвижник XVI века. К 450-летию со дня кончины//БТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

А. Б-ки мон-рей Вологодской епархии//ЕжБК, 16-я. 2006. Т. 2. С. 189-193). Настоятели, насельники, вкладчики Имя прп. Корнилия как настоятеля К. К. м. впервые упоминается в купчей на пожню Антипинский наволок 1516 г. 18 сент. 1531 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал жалованную грамоту на монастырские угодья в Вологодском у. игум. Кассиану, управлявшему К. К. м. во время удаления прп. Корнилия на Сурское оз. В 1538 г., при игум. Лаврентии (1538-1548), вскоре после разорения вотчины казанскими татарами, монастырь получил жалованную несудимую княжескую грамоту вел. кн. Иоанна IV Васильевича, освобождавшую монастырских крестьян на 5 лет от уплаты государственных повинностей и процентов по долговым обязательствам. В 1546-1547 гг., в настоятельство игум. Лаврентия во владение К. К. м. перешла Коптева Николо-Сретенская пуст. на р. Великой в Комельской вол. (Акты. 1994. С. 95-100). Имена последующих игуменов упоминаются в поземельных монастырских актах ( Черкасова. 2012. С. 289-322), публикация которых позволила уточнить годы настоятельства, приведенные в справочнике П. М. Строева ( Строев. Списки иерархов. 1877. С. 750-751). Так, Исаакий возглавлял монастырь по крайней мере в 1562-1563 гг., а не только в 1563 г., игум. Адриан - в 1580-1587 гг., а не в 1580-1586 гг., игум. Иоиль настоятельствовал еще в 1621 г., в то время как Строев приводит 1620 г. как дату окончания его игуменства. Игум. Макарий, возглавлявший обитель с 1604 г., в 1610 г. был сослан в тюрьму Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Игум. Маркелл - обвинен в казнокрадстве: в 1637 г. «вынял из казны украдом» 200 р. (Отписная книга. 1994. С. 160). В 1646 г. архиеп. Вологодский свт. Маркелл бил челом царю Алексею Михайловичу по поводу игум. Антония, к-рый без его благословения, не взяв антиминс, «святил храм Корнилия Комельского чудотворца, да октября в 5 день, тот же игумен Антоней святил… в монастырской своей вотчине на Грязивице храм». По царскому указу корнилиевский игумен должен был явиться в Вологду к архиепископу и просить прощения за «бесчестие».

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII веке. – Казань, 1903. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Рссийской Церкви. – СПб.. 1827, ч. 1. – С. 85–88. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1410. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 479. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 141, 168. 381. Тузов И. Л.(книжный магазин Петербурга). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова. – СПб., 1905–1915, 3 т. – С. 262–263. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 105. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 723. Летописи искусства и литературы, т. 2. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – Харьков, 1859–1861, кн. 2. – С. 68–71. Летописи русской литературы и древностей: в 5 т./Под ред. Н. Тихомирова. – М., 1859–1863, т. 2. отд. 3. – С. 21. 22, 31. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 49, 50. Православный собеседник. – Казань, 1874, июнь. – С. 93, 104. – 1875, февраль. – С. 110–114. – 1897, январь, отчет. – 1899, февраль. – С. 33 (отчет). – 1907, октябрь. – С. 446–467. – 1912, октябрь. – С. 577. Исторический вестник. – 1884, август. – С. 664–665. – 1896, апрель. – С. 182. – 1908, январь. – С. 270–271. Русская старина. – 1876, апрель. – С. 738, 750. – 1879, август. – С. 599, 607; сентябрь. – С. 24. – 1880, январь. – С. 125. – 1881, март. – С. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исаия определён 1829; в 1837 уволен на покой. Герман определён 10 февр. 1837, а 21 июня 1838 произведён в игумена; в 1848 ещё управлял. Иоасаф определён 1857; уволен в 1858. После в Павлове Обнорском. Игум. Лаврентий , 1860–64.             Адрес- Строит. Панфутий , 1865 и 6.             Календарь. 29 Арзамасского Николаевского [III, 259; VI, 948]: Игуменьи Мария отставлена 16 июня 1634. Евфросиния , с 1634. Феврония , в мар. 1670, в янв. 1673. Дария , 1720. Мария , 1722. Надежда , 1764–77. Мария , 1777–84, перев. в Муромский Троицкий. Евграфа 1784 перев. из Муромского Троицкого, а 1787 опять туда-же. Мария паки перев. 1787 из Мурома; до 1800. Евсевия , 1800–1827. Еванфия , 1827–30. Любовь , 1830–42, † … Еванфия , 1843–50. Таисия , 1852. Асенефа , 1852–58, перев. в Нижегородский Духов. Разные заметки III, 259; VI, 947. Арзамасские три. Введенского: Строит. Стефан , в февр. 1723. Игум. Геласий , 1764. III, 342. Балахнянского Рождественского, девичьего, строит-ца Прокла , 1690. III, 502. Васильеслободские 184 два. Архангельского иг-нья Марфа , 1677. III, 503. Василиевский Нижегородский. III, 691. Георгиевский Нижегородский. III, 750. Городищенский. III, 759. Гуляевская пустынь. IV, 30. Дерновская. Строит. Павел , 1763 и 64. IV, 215. Ивановская. IV, 361. Кезинский. IV, 544. Княгининского Архангельского Игуменья Евдокия , 1688. – Александра , в февр. 1738. V, 131. Мурашкинские два. Спасо-Преображенского: Строит. Антоний , 1624. – Иосиф , 1634, 35. – Павел , 1659. Мурашкинского девичьего иг-нья Таисия , 1643 и 44, нояб. (См. Симбирскую епархию). V, 356. Поволгский. V, 445. Павловского (Павлова перевоза) Воскресенского игум. Иоасаф , с 1624. VI, 12. Санахтинского иг-нья Досифея , 1738–42. VI, 455. Пианского Спасского, на реке Пьяне, казначей Каллиник , 1659. VI, 603. Хмелевской пустыни строит. Павел , 1737. VI, 733. Юрьевский. Алексеевского иг-нья Анисия , 1664. Новодевичьего иг-нья Матрона , в июне 1673. Нижегородского (?) Троицкого иг-нья София , 1719. Нижегородского уезда, Богородицкой пустыни строит. Сергий , в сент. 1678.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

748 Строев. Списки... стр. 1032. Во втором царском предложении от 27 ноября 1681 г. Звенигородская епархия не записана по приказу патриарха (Арх. Мин. Иностр. Дел. Дух. Рос. дел. 6 феврал. 7190/1682 г.). Сильвестр Медведев в «Созерцании Кратком» (Изд. в Чтен. Общ. Ист. и Др. Рос. 1894 г. IV кн.) о Звенигородской епархии под 7190 г. замечает, «а та епископия учинена была вновь и потом упразднися». Стр. 35. 749 Собр. Госуд. Гр. и Д. IV, 128, стр. 191–193. Роспись содержания новых архиерейских домов рассмотрена и подана 6 февр. 1682 г. при напоминании патриарху об исполнении второго проекта. Она только издана вместе со вторым проектом. Чтобы не повторяться, ее удобнее всего привести здесь при указании епархий по второму царскому предложению. Ср. Арх. М. Ин. Дел. Дух. Российск. Дела, 6 февр. 1682/7190 г. 750 Арх. Мин. Иностр. Дел. Дух. Рос. дела. 6 февр. 7190/1682 г. В столбцах с определением о именовании архиереев теми городами, кои в России имениты суть и о прибавке в Сибирскую епархию для её пространства архиереев на первом (из четырех) листе помечено: «таково письмо всей братии чтено святейшему патриарху и поднесено 190 г. февраля 6 дня». Письмо напечатано под именем доклада в Собр. Госуд. Грам. и договоров IV. Только из него можно понять общий смысл начального царского предложения и формировку трех мер «о делех для исправления». 751 Арх. М. И. Дел. Дух. Р. Дела 6 февр. 7190/1682 г.– Два определения о назначении в Новогородскую, Тверскую и Казанскую епархии подвластных им епископов с показанием имен городов, в коих им жить и довольствоваться по росписи, какая была дана патриарху 6 февраля. Сохранились листы только трех названных епархий: Новгородской – копия, Казанской и Тверской подлинные, как можно заключить по письму. Думается, что в Казань посланы справки обстоятельнее, так как казанского владыки за это время не видно в Москве. 752 К соборному деянию об уничтожении местничества государем царем Феодором Алексеевичем 1682 г. 12 января подписались патриарх Иоаким, митрополиты: Корнилий новгородский и великолуцкий, Никифор астраханский и терский, Иона ростовский и ярославский, Симеон смоленский и дорогобужский, Варсанофий сарский и подонский, Филарет нижегородский и алаторский; архиепископы: Иларион суздальский и юрьевский, Симон вологодский и белоозерский (Собр. Гос. Гр. и Дог. IV, 130). Кажется, архиереи, не решив вопроса о прибавке епархий, начали разъезжаться, так как смоленского и астраханского уже нет, когда раздавались листы с выписками из царской росписи. Разъезд архиереев не послужил ли поводом послать письмо от имени царя с напоминанием об открытии епархий?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

– Отдельные поступления отмечаются в Отчете каждого года. Архив Св. Синода. Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, т. I. Рукописи богослужебные. СПБ. 1904. Т. II, вып. I, СПБ. 1906; вып. II, СПБ. 1910. —29— 45. Петрозаводск. Викторов А. Е. Описи… северной России. СПБ. 1890. (Описаны рукописи – Архиерейского дома, Петро-Павловского Собора и Олонецкого музея). 46. Печерский Вознесенский, под Н. – Новгородом, монастырь. Строев П. М. Библиологический словарь. 47. Полтава. Епархиальное Древлехранилище. а) Свящ. Трипольский В. Полтавское Епархиальное Древлехранилище. Полтава. 1909. б) Перетц В. Отчет об экскурсии семинария рус. Филологии в Полтаву и Екатеринославль. Киев. Унив. Изв., 1911, февр. 48. Поречье. Библиотека гр. Уваровых. а) Сухомлинов М. Рукописи гр. А. С. Уварова, т. II. Памятники словесности. (Вып. I. СПБ. 1858 г.). б) Строев П. М. Каталог славяно-российских рукописей, принадлежащих Московскому первой гильдии купцу… И. Н. Царскому. М. 1836 (– 341 ркп.). в) Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие И. Н. Царскому. М. 1848 (-740 ркп. И 194 грам.). г) Вяземский П. П. кн. Библиотека И. Н. Царского сверх печатного каталога. Памятн. Древн. Письм. 1879. В. IV. д) Бодянский. Славяно-русские сочинения в пергаментных сборниках И. Н. Царского. М. 1848. Из Чтений, т. III, VII. е) Сахаров И. Славяно-русские рукописи. Отделение первое. СПБ. 1839 г. (часть собрания). ж) Арх. Леонид. Систематическое описание славяно-русских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. I–II. 1893 г., III–IV. 1894 г. (Со включением 750 Собрания Царского И. Н., опис. Строевым; всего – 2250 з) Сперанский М. И. Отзыв об этом Описании, Археолог. Извест. и Зам., 1894, 3–4. 49. Псков. Духовная Семинария. Строев П. М. Библиологический словарь. —30— Троицкий собор. Князев А. Историко-статистическое описание, М. 1858, с. 64–69. Спасо-Мирожский монастырь. Строев П. М. Библиологический словарь. Музей Археологической Комиссии. Шляпкин И. А. Описание рукописей и книг музея Археологической Комиссии при псковском губернском статистическом комитете. Псков. 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

750. Выксенский – Николаевский – Азарьева пустынь, мужской, ныне погост Выксино, Новгородской губ., Череповецкого у., в 25 вер. к югу от Череповца, при рч. Выксинке, впадающей в Шексну, с правой стороны. Первоначально он был женским, когда в конце XVI ст. здесь была пострижена и находилась в заточении от Бориса Годунова пятая супруга царя Иоанна Грозного, Мария Феодоровна, урожденная Нагих, в иночестве Марфа, мать св. Димитрия царевича. Патриархом Иоакимом (1674 – 90 г.) приписан к Воскр. Черепов. м-рю, в 1704 г. отписан к Олонец. верфи. В 1764 г. обращен в приход и ныне здесь 3 церкви: св. Троицы, Благовнщения (1826 г.) и св. Николая (1848 г.). “Ист. Росс. Иер.», III, 629; Ратшин, 405; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 56; “Воен. стат. обозр. Новгор. губ.», 175; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 48; “Ярослав. губ. вед.», 1851 г., 37 (Память патриар. Адриана строителю Выксин. мон. Иову, 1698 г., об отмежевании земли попам села Захарина, Пошехон. у.); “Новгор. губ. в.», 1853 г., 30 (Ист. памятн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 367, 26; “Сказ. современ. о Дм. Самозв.», 1837 г., II, 154; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 12, 7 (выбор 1681 г. в священ. села Козмодемьянского Пошехон. уез. на место овдовевш. священ. Нестора Васильева, ушедшего в м-рь к Николе на Выксинью); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 697 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 146 (дело о приписке к Воскр. Черепов. м-рю); VI, 1726 г., 200 (дело о неприписке к м-рю Николаев. Тройского м-ря). 751. Высокоезерская – Макариевская, мужская пустынь, ныне погост Высокозерский, Олонецкой губ., Лодейнопольского у., в 190 вер. к вост. от Ледейного Поля, при озере. Основана в 1673 г. преп. Макарием, которого в 1683 г. едва живого от разбойничьих истязаний нашел какой-то свящ. Иосиф Титов и причастил. Была приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1764 г. упразднена. Ныне в погосте 2 церкви: во имя Обновления храма Господня и св. Николая. “Ист. Рос. Иер.», III, 681; “Памятн. кн. Олон. губ.», 1867 г., Отд. III, 13; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 1011; Ключевский, “Жит. свят.», 345.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010