«Сама жизнь схимонахини Елены и сестры её, монахини Нины, составленная по воспоминаниям людей, близко знавших сестер, является чудом живой веры. Свечой Божией, зажженной в юго-западных пределах бывшей империи Самой Царицей Небесной, была приснопоминаемая схимонахиня Елена, которая множество людей не только в Кавказском регионе, но и тех, кто приезжал к ней из других областей нашей Родины, возвращала к вере отцов, направляя на путь спасения». Книга написана на основе воспоминаний духовного сына матушки Елены, схиархимандрита Саввы, известного и почитаемого всей Грузией и Грецией, подтверждается изобильными дарами Святого Духа, которые получил сей старец от Бога по молитвам его духовной матери. Редко можно встретить великих подвижников — духовных сыновей монахинь. Это тоже заставляет нас, ныне живущих мужчин, задуматься и вспомнить о том, что Дух дышит, где хочет и что нам нужно внимательно относиться к советам духовных подвижниц. Сама жизнь слова и советы матушки Елены, в передаче отца Саввы, обладают своей собственной глубокой внутренней достоверностью, ни в чем, не входя в противоречие с жизнью, поступками и словами православных святых отцов и учителей Церкви. «Кавказские подвижницы» (История жизни схимонахини Елены и сестры ее монахини Нины) с первой до последней страницы наполнена дыханием и действием Божьего Промысла. История рода схимонахини Елены (Тувишевой) своими корнями уходит в глубину двух последних столетий. Дед будущих монахинь по отцовской линии, Стилиан, был киприотом. Все четверо внуков деда Стилиана, оставив все мирские привязанности, безраздельно посвятили свою жизнь Христу. Младшая внучка родилась в 1887 году, а затем в возрасте 5 лет, исцелившись в Псковском монастыре от смертельной болезни, так и осталась в нем жить. Впоследствии эта девочка, будущая схимонахиня Елена, около 28 лет своей жизни провела монастырях в ревностном служении Богу. В 1924 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона, у которого она после закрытия из монастыря находилась на послушании, вследствие тяжелой болезни была пострижена в великую схиму в Донском монастыре. Однако с Божией помощью она выжила, несмотря на сложную, по тем временам, операцию по удаление почки. Врачи рекомен­довали ей сменить климат и уехать в горы, в Абхазию. Святейший Патриарх Тихон благословил ее брата архимандрита Никанора, которого хорошо знал, на поездку в Абхазию чтобы подобрать место для будущего скита. Прощаясь с отъезжающим на Кавказ братом, мать Елена открыла отцу Никанору тайну о явлении ей Пресвятой Богородицы, указавшей ей в сонном видении после операции, где следует искать место для пустыньки.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

У моего тестя был магазин электротоваров недалеко от Афинской поликлиники, и он знал старца Порфирия. Через него мой муж, Стилиан, тоже близко познакомился с ним, и очень полюбил его. Он всегда выражал крайнее удивление, когда рассказывал мне, или нашим родственникам и своим клиентам зубного кабинета, который он держал в Колонаки, про священника, служившего в церкви св. Герасима. Он верил ему полностью, и говорил, что он святой. Когда он не был занят на работе, то спешил встретиться со Старцем, а потом много рассказывал о разных чудесных событиях, происходивших там. Особенно он отмечал, что Старец всегда знал не только что человек думает, кем является, но и чем он занимался в течение дня. Также он говорил, что у Старца был особенный дар «видеть» подземные воды в любом месте мира, о котором бы его ни спрашивали. В другой раз, когда Старец посетил зубной кабинет мужа в Колонаки, то с таким знанием дела обсуждал детали стоматологической науки, что произвел огромное впечатление. Между прочим, он говорил даже о незнакомых еще в науке вещах, которые много лет были предметом изучения и работы мужа. Примерно в 1987 г. мы поехали в Милеси на машине. Добравшись до монастыря, мы увидели много ожидающего народа. Но как только нас увидела сестра Старца, хорошо знавшая Стилиана, то проводила нас в одну узкую комнату, где в углу сидел Старец. Вслед за мужем я подошла к нему и взяла благословение. Взяв меня за руку, он подержал ее. Не могу описать, насколько это было потрясающе! В этот момент я почувствовала, как со мной происходит нечто очень сильное и до сих пор незнакомое, а Старец сказал мне: «С твоим ребенком все в порядке. Отнюдь не беспокойся. С ней все очень хорошо». Действительно, я волновалась за нашу дочь, Катерину, которая поехала учиться в Англию, и я как мать переживала, чтобы с ней ничего не случилось. Еще муж рассказывал, как однажды он удалил Старцу больной зуб, и в тот момент подумал бережно сохранить его как благословение. Но Старец, от которого ничего не было скрыто, сразу попросил вернуть зуб, и забрал с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Эта тема, казалось бы, не имеющая прямого отношения к вопросам англикано-православного диалога, была предложена нашей Комиссии, равно как и другая тема «Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении», англиканами в 1970 г., и наша Комиссия в Шамбези в октябре 1970 г. поручила вл. Стилиану и прот. Романидису представить на теперешнюю сессию в Хельсинки соответствующие доклады на эти темы. Вл. Стилиан начал в своем докладе со ссылки на одного западного богослова, по словам которого для современного христианина Дух Святый является «неведомым Богом», так что на деле никто Ему не молится как особому Лицу Святой Троицы. Но, несмотря на все богатство и глубину молитв ко Святому Духу в Православной Церкви, было бы лицемерием утверждать, что у нас дело обстоит иначе, ибо и православные христиане редко молятся Св. Духу в своих личных молитвах. Причиной тому не только недостатки церковного воспитания, но и сама нераскрытость учения о Св. Духе, где Он (по-гречески) обозначается в среднем роде, что может быть понято как безличная сила. А между тем учение о Духе является одним из самых важных в христианском богословии, является ключом к правильной антропологии и космологии, ибо Дух действует, по Григорию Богослову , вместе со Отцом и Сыном и в творении, и в искуплении, и в оправдании. Однако, согласно со смыслом англиканского вопрошания, мы ограничимся рассмотрением Его действия в оправдании, то есть в Церкви и мире. Выражения англикан «толкователь» и «жизнеподатель» правильны по отношению ко Св. Духу и могли бы послужить основой глубокого икуменического диалога, но только при соблюдении «золотого правила», что даруемая Духом жизнь не может отдалить от Евангелия, но является его подлинным истолкованием и выражением. Переходя далее к рассмотрению первой части англиканского вопроса, «Святой Дух как толкователь Евангелия», и основываясь главным образом на 16-й главе от Иоанна и на творениях Василия Великого , Григория Богослова и Фотия, а из современных на В. Лосском и Пападопулосе, вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

От нее узнаете о моем посещении. Эта благочестивая семья хочет приехать и построить вне Обители дом, чтобы завершить в преподобии остаток своей жизни, они просили же на сие мое разрешение. Они будут жить вне Обители, но хотят ходить на службу в храм Обители и питаться в Обители, предоставляя Обители средства на свое содержание и все свое имущество, которое после смерти будет имением Обители. Просьбу их я одобрил, ибо считаю сию семью со всех точек зрения Обители пригодной и полезной. Во-первых, за их добродетели и за уважение к их старости. Во-вторых, за моральное укрепление и мужество, каковое предоставят вам. В-третьих, за общество их. В-четвертых, ибо оба старца любят Церковь и отличные музыканты, могут помогать певчим. В-пятых, ибо со временем одного из них, Богу благоволившему, рукоположу во иерея. В-шестых, ибо они радуются уважению всех, и самое их уважение отразится и на Обители. В-седьмых, ибо экономически Обитель после этого приобретает одно жилище, в котором мы сможем ухаживать и за гостями. И последнее: и имущество их поможет Обители, и в сельскохозяйственных, легких работах около монастыря они пригодятся, и как сторожа с Богом будут охранять сад Обители. Этим я выражаю свое согласие. Желаю, чтобы ты прочитала мое письмо и сестрам и написала свое мнение, или если не успеете теперь, то когда приеду в третий день Пасхи, тогда мне скажете, как вы об этом разумеете. Принеси мои поздравления Амалии за прекрасный Крест, молитвенно желаю ей всего наилучшего. Верю, что мой приезд будет удачным, так говорит мне предчувствие, и что я буду доволен. Желаю вам провести святые дни Страстей Господних в духовном общении с Господом и отпраздновать с духовной радостью Святое Его тридневное Воскресение. Аминь. Если Стилиан ( Στηλιανо ς пишу через η «и», т.к. в произношении бывает ε (е) – Стелий τελιо ς, ε и η дают ; υ не бывает ε, но о υ, думаю, что так должно писаться) приехал, то пошлю что-нибудь для Церкви, для начала работы. Хочу, чтобы Елена сказала Димарху, что я принимаю штукатура, которого он порекомендовал, и что когда приеду, побеседую с ним. Пусть скажет ему только, чтобы пришел в Обитель установить на купол Крест так, чтобы теперь на праздники и в день Пасхи он находился бы стоящим в сиянии на куполе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

1078 Τηβρ Κ ν XmF 1 H , Τιβρικν TL , Тиврикь Sl 1 , Sl 2 , Τηβρικος G , Τυβρικν F 2 Τιβερικν P . – Тефрика (Τεφρικ, тур. Divrii), крепость на византийско-арабском пограничье, центр еретиков-павликиан. 1079 Βασιλικς – букв. " царский человек», в широком смысле – любой императорский сановник, в узком – военный или гражданский служащий, исполняющий особые императорские поручения. 1081 Σατρου LXmPH , Сатиров Sl 1 , Στωρος Т . – О монастыре Св. Михаила в гавани Сатира на Босфоре подробно рассказывает Продолжатель Феофана (Theoph. Cont. I, 10); см. Janin. 1975. P. 42–43. 1082 Ср. Theoph. Cont. V, 95. В сицилийской малой хронике X в. крещение евреев датировано 873–874 г. (Chr. brev. 45.21. Bd. I. S. 333). 1084 Сиракузы были осаждены с суши и моря объединенными силами сицилийских и африканских арабов в августе 877 г. и пали 21 мая 878 г. Отправленная на Сицилию экспедиция Адриана не успела на выручку городу. 1094 Старший сын и наследник престола Константин, который был сыном Василия от первого брака с Марией (а вовсе не сыном Евдокии и Михаила, как полагает хронист), умер 3 сентября 879 г. в 20-летнем возрасте. 1098 Согласно Псевдо-Симеону, Сантаврин сам подарил кинжал Льву со словами: «Знаю, что часто на охоте на тебя одного нападает зверь, и ты подвергаешься смертельной опасности, не имея клинка заколоть его. Так носи же этот. Наверняка и василевс, отец твой, похвалит тебя» (Ps.–Sym. Р. 697). 1106 Γρδωνος Р , Γρδονος HO , Гордоновь Sl 1 , Κρδωνος L , Βρδονος mF 1 , Βρδωνος TF 2 X , Βρδου G . Низложение Фотия было проведено в несколько этапов: обвиненный в измене, он был осужден и принужден написать отречение, после чего был выслан в один из монастырей на азиатском берегу Босфора, где содержался в строгой изоляции. 1107 Первопрестольным (πρωτθρονος) именовался митрополит старшей по чести кафедры Константинопольского Патриархата – Кесарии Каппадокийской. 1116 Стилиан Зауца, фактически руководивший государством в первые годы правления Льва VI, получил титул василеопатора (буквально «царского отца») в 888–889 г. (по Грюмелю) или 891–893 г. (по Дженкинсу).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но патриарх и теперь оставался непреклонным, не допускал императора до церковного общения. И только тогда уступил императору, когда протопресвитер Стилиан, состоявший придворным священником, засвидетельствовал перед синодом и сенатом, что он ничего не знает о духовном родстве Никифора с Феофаниею, что Никифор никогда не был крестным отцем у детей Феофании 82 . Подобный же случай позднее (в XI в.) был с императрицей Зоею. Эта императрица, не смотря на свои преклонные лета, захотела вступить в третий брак. Такой брак императрицы был позором для императорского трона. Патриарх Алексей Студит отказывает императрице в своем благословении, хотя и уступает, когда брак был совершен другим лицом 83 . Другой патриарх Полиевкт, с пастырскою ревностью которого мы уже отчасти знакомы, при вступлении на императорский престол Иоанна Цимисхия, решительно потребовал, чтобы император взял назад указ, изданный его предшественником Никифором Фокою и посягавший на права самостоятельная положения церкви в государстве 84 . В таких-то фактах выражалась заботливость церкви об охранении ее прав и интересов. Церковь не должна была терпеть и тени поругания, хотя бы презритель церкви и облечен был высочайшею властью императора – вот идея, которая одушевляла лучших и по крайней мере энергичных из пастырей церкви. Охранять интересы и права церкви пастыри должны были, и такое охранение не есть какая либо заслуга с их стороны. Это был лишь непременнейший долг их, исполнение которого частью условливалось и личным стремлением пастырей к своему благосостоянию и авторитетности. И если бы церковь замкнулась в этом круге действий, этим она показала бы, что она хочет знать только саму себя и ничего помимо ее. К счастью, церковь не останавливалась на этом, но выступала с своим словом обличения, внушения, наставления и прещения и тогда, когда страдали и могли страдать не ее только специальные интересы, но интересы общества, благосостояние граждан, нравственность общественная. Общество также близко было сердцу церкви; и она не переставала в лице лучших ее представителей работать ко благу общества и в этой сфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Из древних же летописцев, в изложении жизни Фотия, по преимуществу будут нашими руководителями, так легко и ловко обходимые католическими писателями, без пристрастные Византийские сказатели: Георгий монах, Кедрин, Зонара, отчасти Константин Багрянородный. II. Сочинения неправославные Сочинения, неблагоприятные Фотию, из инославного мира, которые были у нас пред глазами, суть следующая: 1) Jager, L’Abbe, Histoire De Photius, Patriarch de Constantinople 2-m edition. Paris 1854 г., отличается особенной враждебностью против Фотия и ни одного его действия не оставляет без самой злой критики. 2) С ним можно наравне поставить и сочинение анонимного писателя конца прошлого столетия под тем же названием: Histoire de Photius, Patriarche schismatique de Cp. Par. d H. E. Paris, 1772. 3) L. Tosti Storia dell’origine dello scismagreco. Firenze, le Monnier 1856, v. oil. 2. 4) H. Schmitt. Harmonie der morgenliindischen uud. abendl. Kirche. Ein Entwurf der Vereinigung beider Kirchen 2. Aufl. Wurzburg 1869 r. 5) A. Pichler. Geschlchte der kirchlichen Tren – nung zwischen Orient und Oeciedent. Miinchen 1864. 1865. 2 tc. 6) Dr. S. Hergenrother. Photius Patriarch von Constantinopel. Sein Leben, sein Schriften und das griechische Schisma. Regensburg 1867–1869 – в трех больших томах. Сочинение это отличается особенною подробностью в изложении жизни Фотия, но далеко не так резко, как сочинение Жаже. Повествователи, на которых из древних преимущественно ссылаются западные порицатели Фотия, во-первых: Митрополит Смирнский Митрофан и Неокесарийский Стилиан, свидетельствовавшие на соборе против Фотия, и архимандрит Офеогност, который представил папе Адриану II от лица Игнатия и им же, Феогностом самим, сочиненную в чувствительнейшем топе жалобу на горькое положение патриарха, вследствие осуждения его собором. Но наиболее любимый споручник истины для западных писателей о Фотие – это Анастасий, библиотекарь Римской церкви, но споручник самый неблагонадежный. Вот определение, составленное против него в самом Риме от папы Адриана II: «Вся церковь Божья знает, что сделал Анастасий во времена пап, наших предшественников, а равно и то, как приказали поступить с ним Лев и Бенедикт, из коих первый низложил его, отлучил и анафематствовал; а другой лишил его священного звания, допустив лишь к общению с мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

259 Патриарх Фотий также был окружён просвещёнными иерархами. Один из них – митрополит Сиракузский Григорий был человек образованный, отличался ораторским талантом, был отличным живописцем, заботился о распространении образования, наук и искусств и собирал около себя людей просвещённых или склонных к науке и любивших знание. Даже Гергенрётер (I, 369) говорит о Григории, что он и сам занимался науками, и учил других, имея много учеников, которые, по-видимому, отличались смелым критическим направлением. Образованными деятелями IX b. были и митрополиты – Захария Халкидонский, друг патриарха Фотия, связанный с ним общими научными интересами, Георгий Никомидийский и особенно Амфилохий Кизический, с именем которого соединяется происхождение одного обширного богословского труда Фотия « Τ μφιλο χια». Эти иерархи и сами занимались наукой, и содействовали развитию просвещения в своих епархиях. Вообще, Фотий избирал на кафедры епископов, сколько благочестивых, столько же учёных и образованных, которые могли бы в своих епархиях распространять истинные понятия о православной вере и разностороннее просвещение применительно к потребностям современного общества. И среди иерархов, враждебно относившихся к Фотию из-за столкновения его с Игнатием, были лица, известные своими литературными трудами. Таковы, например, Митрофан, митрополит Смирнский, и Стефан Стилиан Маппа, архиепископ Неокесарийский. Первый написал четыре книги против павликиан, похвалы св. Поликарпу Смирнскому и в честь архангелов Михаила и Гавриила, толкование семи соборных посланий, а также письмо к патрицию Мануилу, проникнутое враждой к Фотию. Второй написал небольшое сочинение о Св. Троице и два письма к римскому папе Стефану VI (против Фотия). В эпоху Фотия был известен учёный священник Сантаварин. 260 Патриарх Николай Мистик , оставивший крупный след в истории византийской литературы, также избирал на епископские кафедры преимущественно образованных лиц, которые могли бы с успехом исполнить обязанности церковного учительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

309 Папа, отвечавший подобным образом, был после смерти своей выкопан из земли папою Стефаном VI; его разложившийся уже труп был предан суду и осужден. Иоанн IX отметил это осуждение. Эти факты и безнравственные жестокости пап этой эпохи прикрываются римлянами снисходительным покровом. Они анафематствуют только великого патриарха, который, по своим добродетелям и по своим богословским познаниям, заслуживает быть помещенным наряду с знаменитейшими епископами Церкви. Фотий, без сомнения, помер в тот самый год, когда Формоз отослал к Стилиану свое пресловутое письмо против него, то есть в 891 году. 310 Восточная Церковь одинаково чтит Игнатия и Фотия. Она произнесла анафему против всего, что было писано, как против одного, так и против другого. Она заявила себя совершенно благоразумной в этом своем решении. Она пожелала, чтобы эти два патриарха были судимы ими самими и их личными письмами; чтобы не обращались для этого к страстным повествованиям. Но Игнатий лично ничего не писал против Фотия, а этот последний, в своих многочисленных сочинениях, тоже не нападал на Игнатия. После восстановления этого последнего патриарха и примирения Фотия с императором Василием, они виделись, взаимно простили друг друга, и можно сказать, что Игнатий помер на руках Фотия, как свидетельствуют об этом слова последнего патриарха, произнесенные пред четырьмястами епископами на соборе 879 года. Таким образом, только ради лукавства латиняне ссылаются на некоторых врагов Фотия, греков по национальности, под тем предлогом, что эти греки сами принадлежали к Восточной Церкви. Эта Церковь не признала их; она имела мудрость уведомить своих верующих, что клеветы, внушенные самой слепой ненавистью, будут ли они проистекать от греков или латинян, равно предосудительны. 311 Стилиан, епископ Неокесарийский и враг Фотия, оставался корреспондентом папства после смерти этого патриарха. Иоанн IX писал ему, в 900 году, говоря 312 : Мы желаем, чтобы декреты наших предшественников оставались неотменяемыми относительно Константинопольских патриархов; однако же этот папа не постарался примирить декреты Uoahha VIII с декретами Николая, а тот и другой папа были его предшественниками по одному и тому же праву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Другой епископ, Ириней, имел мужество отказаться от рукоположения в епископы лица, назначенного правительством, и из-за этого был сослан в монастырь Арденица. Епископ Ириней был из Скодры, что на севере Албании. Изучал богословие в Париже и Белграде. Ириней никогда не хотел быть епископом или даже диаконом или священником, но его хиротонисали во время итальянской оккупации Албании, чтобы предотвратить назначение униатского епископа, которого нам навязывали. Итальянцы намеревались как можно быстрее установить униатство. После недели молитв Ириней согласился, хотя на тот момент был мирянином. Вскоре его рукоположили в диаконы, а затем в священники, а затем в епископы – и все за одну неделю! Он служил епископом в Косово и в Македонии. Епископ Ириней был арестован и сослан в монастырь Арденица, где умер в 1973 году. Религиозная жизнь была опасной. Но в те дни я остро ощущал, что без веры не выжить. Такая жизнь, без религии, искалечена. Это теперь у нас сложилось впечатление, что можно существовать без религии или что религия может быть хобби. Мы пережили времена коллективного безумия, когда люди осуждались за любую форму религии – это была война против идеи о святом, против идеи Бога. Но, по правде говоря, я часто жалел преследователей – и до сих пор жалею. Действительно, они сами оказались жертвами. Они стали недостойны звания человека. Я не знаю, как они чувствуют себя сейчас, но их души были серьезно повреждены. Ад – это жизнь без Бога, и он начинается здесь. Если мы не познакомились с Богом в этой жизни, как сделаем это в следующей? Епископ Теофан (Фан) Стилиан Ноли (1882–1965) – албанский религиозный и политический деятель, основатель Албанской Православной Церкви. В 1924 г. краткое время занимал должность премьер-министра Албании. С 1932 г. вынужден был жить в эмиграции в США. – Здесь и ниже примеч. ред. Архиепископ Анастасий (Яннулатос) – с 1992 года предстоятель Албанской Православной Церкви. Родился в 1929 г. в Пире (Греция). В 1951 г. окончил богословский факультет Афинского университета. После рукоположения в священники в 1964 г. уехал миссионерствовать в Уганду (Африка), но из-за болезни вынужден был вернуться. Изучал богословие в университетах Европы. С 1972 г. – епископ Андрусский, глава Отдела внешних церковных миссий Элладской Православной Церкви. В 1982 г. по просьбе патриарха Александрийского Николая управлял Восточноафриканской епархией Александрийской Церкви. Много сделал для распространения и укрепления Православия в Африке. В 1991 г. Вселенским патриархом был направлен в Албанию с целью восстановления Албанской Церкви, практически уничтоженной в годы коммунистического террора.

http://pravoslavie.ru/41589.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010