Arhiva Pelerinajul la Valaam al Preafericitului Patriarh al Ierusalimului Teofil a luat sfârit 29 mai 2013 22:14 29 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, посетил Ильинский скит Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря . Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви сопровождала делегация в составе митрополита Назаретского Кириака, генерального секретаря Иерусалимской Патриархии архиепископа Константинского Аристарха, Патриаршего наместника в Вифлееме архиепископа Иорданского Феофилакта, представителя Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрита Стефана (Диспиракиса), игумена монастыря в Рамалле архимандрита Галактиона (Авара), архидиакона Афанасий (Фемистоклеоса). От Русской Православной Церкви Его Блаженство сопровождали наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) , сотрудники ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) и А.Г. Чуряков. На причале у Ильинского скита Его Блаженство встречали скитоначальник иеродиакон Илия с братией. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви осмотрел Ильинский храм. Члены делегации пропели славление святому пророку Илии и зажгли свечи. Блаженнейший Владыка обратился к епископу Панкратию: «Ваше Преосвященство, наместник священного Валаамского монастыря! По-гречески слово, которое определяет паломнические поездки, подобные нашей, буквально означает «созерцание». И действительно, мы буквально становимся созерцателями тех подвигов, которые несут братья в этом святом месте. Мы становимся причастниками духовных, созерцательных трудов, которые присущи монашеской братии Русской Православной Церкви. Я говорю это потому, что Православие в Русской Церкви живет именно тем, что черпает свои силы в подвигах монашеской братии. Для нас это благой знак. Но еще больше нас укрепляет вера в Господа нашего Иисуса Христа. В этом основание Церкви Христовой. И это было запечатлено в словах Спасителя: «Врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3006874...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Первоначальная общая деятельность всех членов кружка ревнителей благочестия определялась наличностью тех пороков и недостатков, какие в то время существовали в жизни народа, самого духовенства, как белого, так и черного, наличностью тогдашних церковных беспорядков, отсутствием живой проповеди и вообще учительности в духовенстве. На борьбу с общественными пороками и недостатками, на борьбу с леностью и распущенностью духовенства и выступил прежде всего кружок ревнителей, поставив своей задачей водворить в народе истинное христианское благочестие, уничтожить разные церковные беспорядки, вызвать к жизни церковную проповедь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439639/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Расширение Московской митрополии и ее епархии К оглавлению По разделении Русской Церкви на две митрополии за Московскою митрополиею остались только те епархии, которые находились во владениях Московского, или собственно Русского, государства. Это были кроме митрополичьей, Московско-Владимирской, следующие восемь епархий: Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. С течением времени Московская митрополия более и более расширяла свои пределы: частию чрез распространение святой веры в самой России, на северных ее окраинах, в епархиях, уже существовавших,— Пермской и Новгородской, а частию чрез распространение святой веры в новых областях, какие приобретала Россия своим оружием на востоке и западе, чрез учреждение в них новых епархий и чрез возвращение прежних. Святой Стефан, просветитель и первый епископ Перми, положил в ней прочные основания христианства. Но епархия его обнимала одну так называвшуюся Старую Пермь и вообще селения зырян, лежавшие по рекам Вычегде и Выми, в нынешних уездах Сольвычегодском, Яренском, Усть-Сысольском и отчасти Мезенском. А Великая Пермь, простиравшаяся по рекам Вишере, Каме и Чусовой в нынешних уездах Чердынском, Соликамском и отчасти Верхотурском и Оханском, оставалась еще в язычестве . Не сохранилось известий о первых двух преемниках святого Стефана, Исаакии и Герасиме, продолжали ли они распространять веру между племенами зырянскими или заботились только охранить и утвердить то, что сделано Стефаном . Но два последующие Пермские епископа, Питирим и Иона, оставили о себе память и своими благовестническими подвигами. Первый, известный уже нам как составитель канона святителю Московскому Алексию и краткого жития его, часто обозревая свою обширную епархию и преодолевая бесчисленные препятствия, успел обратить к святой вере вогуличей, кочевавших по притокам Печоры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Аскетическая «школа» Сергия и другие подвижники XIV и XV веков Св. Сергий Радонежский — истинный зиждитель русского иночества. Его влияние не только вызвало возрождение киновии в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества XIV и XV вв.: почти все ветви этого древа питаются от духа Сергиевой обители. Еще восемь монастырей с общежительным уставом обязаны ему своим основанием . Восемь основателей монастырей, которые сами явились великими созидателями иночества в XIV и XV вв., были учениками св. Сергия. Трое из них — св. Павел († 1429), Сергий († 1412) и Сильвестр († 1379) — подвизались в Заволжье, в Обнорской волости Вологодской земли; они основали там три обители. Св. Павел Обнорский известен своим особенно строгим житием, еще до основания монастыря он три года прожил в дупле дерева. Скончался он в возрасте 112 лет. Есть свидетельства о том, что в его монастыре процветало старчество . Четвертый ученик, св. Авраамий Галичский († после 1375 г.) основал четыре монастыря в окрестностях Галича (Костромская губерния) . Еще один монастырь в Костромской земле был основан Никитой, тоже учеником Сергия. Основателем обители был и Иаков (Железноборский, † 1442), также ученик Сергия . В Московской земле два монастыря были основаны учениками Сергия: один — Мефодием († 1392), другой — Саввой Сторожевским . Другую группу составляют подвижники, которые не принадлежали к братии Троице-Сергиева монастыря, но находились в тесном духовном общении с преподобным Сергием, его «собеседники», то есть те, кто часто приходил к нему и следовал его советам. Среди них надо упомянуть Стефана Махрищского († 1406), монаха Киево-Печерского монастыря, который около 1355 г. пришел к Сергию. Он основал две обители. Св. Димитрий из города Переяславля († 1392), прозванный Прилуцким, основал два общежительных монастыря к северу от Волги. Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385), основав монастырь в Нижнем Новгороде, установил связь между этим городом и школой Сергия. Св. Стефан, епископ Пермский († 1396), самый знаменитый русский миссионер, подъявший великий христианский труд — просвещение языческих финских племен, воздвиг четыре обители в новообращенной земле .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1569) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 янв. в связи с его мученической кончиной, 3 июля в день перенесения мощей из Соловецкой обители в Москву и 5 окт. вместе с Собором святителей Московских Боярский род Колычевых, из которого происходил святитель Филипп, митрополит Московский, вышел в XIII в. из Пруссии, населенной тогда славянами. Отец его, боярин Стефан, занимал важную должность при дворе вел. князя Василия III Иоанновича (1503— 1533). Мать его, Варвара, овдовела, приняла постриг с наречением имени Варсонофия и основала в Москве Варсонофиевский монастырь, а при нем кладбище для убогих, нищих, странников и казненных. Память об этом монастыре, давно уже не существующем, сохранилась лишь в названии Варсонофиевского переулка. Инокиня Варсонофия чтилась как одна из московских праведниц. Благочестивая чета бояр Колычевых отличалась особым милосердием к бедным. В 1507 г. родился старший сын их — Фео-дор. Благочестивое воспитание, которое в то время одинаково давали детям всех сословий, как нельзя лучше подготовляло к духовной жизни. Начиналось оно в семилетнем возрасте изучением Часослова и Псалтири. С детства полюбил Феодор Колычев чтение Священного Писания и житий святых. В юношеском возрасте ему, как боярскому сыну, пришлось учиться верховой езде и воинским упражнениям. Но не лежало к этому его сердце. Веселого общества своих сверстников он избегал, предпочитая ему степенную беседу старших. Рано приучил его отец к ведению хозяйства. Двадцати шести лет он был представлен вел. князю Василию Иоанновичу, который обратил на него внимание. Но скоро великий князь умер, и Феодор остался при дворе нового вел. князя — Иоанна IV Васильевича, которому было тогда три года.

http://sedmitza.ru/lib/text/436772/

III. Митрополит Онисифор Петрович Девоча К оглавлению В июне 1579 г. кафедру Литовской митрополии занимал уже новый нареченный митрополит, Онисифор Петрович Девоча, или Девочка. Родом он был, как можно догадываться, из галицких дворян и до поступления на митрополию имел в своем управлении, еще по грамоте короля Сигизмунда Августа, Лаврашевский монастырь, который потом удерживал за собою и в продолжение своего митрополитствования. На высшую церковную должность назначен был, вероятно, прямо из светских людей, нимало не подготовленный к ней предшествовавшим служением Церкви, как прежде назначены были Сильвестр Белькевич и Илия Куча: по крайней мере, ни в числе архиереев, ни в числе настоятелей и других духовных лиц того времени имя Онисифора Девочки не встречается. Еще прискорбнее было то, что он возведен был в сан архиерея-митрополита вопреки канонов из двоеженцев, к общему соблазну верующих . А между тем Западнорусская Церковь нуждалась тогда, более чем когда-либо прежде, в пастырях и архипастырях достойнейших как по умственным качествам, так и по нравственным. Враги ее — латиняне, особенно иезуиты, с каждым днем усиливались и усиливали на нее свои нападения. Завязывалась борьба открытая, в которой православные хотя старались принимать все меры для своей обороны, но, достаточно не приготовленные и не имея искусных вождей, поневоле во многом должны были уступать своим противникам. Доселе деятельность литовских иезуитов сосредоточивалась в Вильне и направлена была преимущественно на подавление протестантства. Теперь они успели утвердиться и в других местах Западнорусского края, и в некоторых почти исключительно для совращения православных. В августе 1579 г. Стефан Баторий осадил Полоцк. При короле и войске постоянно находились иезуиты. Сначала осада шла неудачно от постоянных проливных дождей. По совету иезуитов король приказал служить в лагере молебствия, а сам дал обет основать в Полоцке, как только он будет взят, иезуитскую коллегию. По взятии города (27 сентября) Баторий в благодарность Богу за одержанную победу действительно тотчас же основал там коллегию и костел для иезуитов, отдал им во владение все русские церкви и монастыри в Полоцке, именно восемь церквей и семь монастырей, большею частию разоренных, а вместе и все принадлежавшие им имения.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

III. Монастыри Санкт-Петербургской епархии Введенский-Островской заштатный монастырь в Ново-ладожском уезде Местоположение монастыря Заштатный Введенский-Островской мужской монастырь находится в С.-Петербургской епархии, в Ново-ладожском уезде, близ границы его с Олонецкой губернией, на левом берегу реки Ояти, расстоянием от столичного города С.-Петербурга в 210 верстах, от уездного города Новой Ладоги в 67 верстах, а от станции Сермаксы, или Доможирова, лежащей по тракту большой Архангелогородской дороги в 5 верстах. Сам монастырь стоит на небольшом возвышении, как бы на острове, отчего усвоил себе и название Островского. Северная сторона монастыря и часть восточной окаймлены изгибом реки Ояти; восточная, южная и западная стороны заняты монастырскими лугами и полями, по которым проложена несколько возвышенная монастырская дорога; далее за полями и лугами виднеются сосновый лес и ближайшая деревня Борково. В весеннее время река Оять выступает из берегов вышиной на сажень и более, и своим разливом недели на две потопляет всю низменную землю, окружающую монастырь, и тогда сам монастырь образует из себя остров. Случается по временам, что половодье повторяется около Петрова дня (29 июня) и покрывает землю с неделю времени, только в меньшем виде против весеннего разлива. Грунт земли на огородах, пашнях и лугах преимущественно песчаный, и орошение его весенней водой восполняет монастырское удобрение. Местность Введенского монастыря по низменности своей не очень живописна, но привлекает к себе уединенностью, простотой обстановки и для любителя безмолвия и духовной созерцательной жизни служит отличным пособием; – есть где поработать душей и телом во славу Божию и во спасение свое! Время основания монастыря Когда и кем устроен Введенский-Островской монастырь нет исторических указаний. Но древность его существования подтверждается описанием жизни преподобного Александра Свирского , составленным учеником его, игуменом Иродионом. В жизнеописании говорится: «Сего блаженного отрока, преподобного отца нашего Александра, родители, избранная двоица Стефан и Васса, яко плодовитее лозы, сподобившийся произвести пресладкий и утешения тезоименитый грозд, живяху в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкие страны, в стране Обонежской, на реке Ояти, поселяне села нарицаемого Мандеры, еже близ Островского Введенского монастыря Пресвятой Богородицы». Это описываемое время было до рождения св. Александра Свирского , то есть до 1448 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви Столетний юбилей Благовещенкой церкви и память святителя Тихона. – Приготовление к открытию общества. – Устав. – Деятельность общества. Выдача денежных и вещевых пособий. Воспитание бедных девочек. Бесплатные квартиры Н. Я. Воронина. Постройка первого дома. Дешевые квартиры. Старческий приют. Детский приют. Школа. Расширение приюта. Новый дом общества, построенный по завещанию И. А. Тимофеева. Дальнейшее расширение приюта, учение, заработки, возрасты, фонд пособий. Расширение старческого приюта. Даровые обеды. Постройка третьего дома на пожертвования А. А. Беловой и других. Распространение религиозно-нравственных книг в приходе. Приходская библиотека. Борьба с пьянством в приходе. Благотворительность внеприходская. – Материальные средства общества: членские взносы; кружечный сбор; подписные листы; подписные тетради; проценты с капитала; доход от рукодельной; итоги; вещевые пожертвования. – Капиталы общества и имущество. – Главнейшие благотворители. – Расходные статьи и число членов за последний отчетный год. – Юбилей. В то время как отец Гумилевский боролся за свою идею возрождения старинных церковных братств, несколько универсального характера, но с главнейшею целью материального благотворения, на Васильевском острове, при Благовещенской церкви, очень практично и без затруднений, учреждено было первое в Петербурге приходское благотворительное общество. Это было время грандиозных и событий, и мыслей. Не так давно вещим звоном пронесся по всему нашему отечеству драгоценный манифест 19 февраля 1861 года; открыты были мощи святителя Тихона Задонского ; только что был отпразднован торжественный юбилей тысячелетия России. И у Благовещенской васильеостровской церкви назревал свои юбилей: столетний, со дня ее освящения поновленным угодником Божиим, святителем Тихоном. Святитель Тихон, как известно, был Новгородским викарием, епископом Кексгольмским и Ладожским. В августе 1762 года св. синод из Петербурга уезжал в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, в Петербурге была учреждена синодальная контора, в которую и вызван был из Новгорода, где он проживал епископ Тихон. В это время, 15 сентября, святитель Тихон и освятил первый престол Благовещенской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александр-Невская лавра (1797–1913 годы) Глава первая. Новый период в жизни Александро-Невской обители Переименование Александро-Невского Монастыря Лаврой. Характер нового периода жизни обители. Царствования Императоров Павла I-ro, Александра Благословенного. Николая I-ro, Александра II-ro, Александра III-ro и Николая II-ro. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года и его значение для Церкви и Лавры. Соборные иеромонахи. Последние годы митрополита Гавриила. Наместники – архимандриты Иосиф (Чапужников) и Антоний (Знаменский) Высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I-ro, данным 18-го декабря 1797-го года, повелено Александро-Невский Монастырь «переименовать Лаврой со штатом наравне с Киево-Печерской и Троицкою Сергиевскою» 3871 . Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь до сего времени была полна внутренним, и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни обитель совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невской обители – до учреждения Святейшего Синода – были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись, по 10-и, 20-и, 30-и и более, для совершения Богослужения на кораблях, в новосозданном гением Великого Царя-Преобразователя Российском флоте, в госпиталях, в церквах возникавших в Западной Европе заграничных наших миссий. Александро-Невский Монастырь выростил у себя духовную школу, возведенную теперь на степень Академии. Обитель не мало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской Типографии книгами начального наставления о вере и добродетели. Наконец, из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок Монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александро-Невский монастырь в царствование Петра Великого (1713–1725 годы) Глава первая Основание Лавры Основание Петербурга. История края. Мысль у создании Лавры. Осмотр места для Монастыря; два креста. Начало строения. Освящение первой церкви. 1703-й год мощною рукою Петра Великого вернул России древнее ее достояние – берега Невы. Устье этой реки открывало Русскому Государству новый, – свободный и удобный – водный путь в Западную Европу. При тогдашних средствах передвижения международные сношения России сухим путем обходились дорого и длились долго. Путь Северным Ледовитым океаном от Архангельска был мало доступен и очень далек. Царь Петр тотчас же основал на выходе Невы в море новый город – Санктпитербурх, будущую новую столицу. Побуждением к этому служили ясно сознаваемые государственные «пользы и нужды». Быть может, Великого Преобразователя к этому влекло и свойственное древним знаменитым и великим властителям мира стремление при обновлении Царства полагать основание и новому «престольному граду». Наконец, творческий гений Петра не мог не чувствовать себя тесно в плотно-застроенной и крепкой стариною Москве и рвался к простору моря; его пленяла мечта о новой столице с новым укладом быта, распланированной прямыми и широкими улицами на могучей реке. Первый камень в основание Петербурга Царь положил 16-го мая 1703-го года, в лень Святой Троицы, заложив крепостной бастион 1 . Край, где положено было основание новой столицы, на заре его истории, в XI-м веке, был под властью Великого Новгорода. Нева, текущая с Востока на Запад, отделяла расположенную от нее на Север Карелию от Ингрии или Ижорской земли, лежащей на Юге 2 . С половины XII-ro века этот край является ареной борьбы Великого Новгорода со Шведами и Немецкими рыцарями, безуспешно пытавшимися его отвоевать, но все же постепенно оттеснявшими Новгородцев. В 1300-м году Шведы построили на устье Охты крепость Ландскрону, в переводе «Венец Земли», а в 1323-м году Новгородцы на истоке Невы – Орешек, нынешний Шлиссельбург. В 1478-м году Великий Новгород, завоеванный Царем Иоанном III-м, включен был в состав Московского Царства. В начале XVII-ro века, в лихолетье, Карелия и Ингрия отпали от России и в 1617-м году это отпадение было закреплено договором. В 1611-м году Шведы построили на устье Охты, на месте бывшей Ландскроны, новую крепость Ньюэнсканс, или Ниеншанц, в переводе «Невскую Крепость», впоследствии, у первых Петербуржцев, получившую именование Новые Канцы, или, короче, Канцы. В 1656-м году, при Царе Алексее Михайловиче, Нева была отвоевана Русскими, однако ненадолго: через 5 лет, вследствие военных неудач при продолжавшейся войне, край пришлось вернуть Шведам. С 1700-го года началась продолжительная борьба двух Северных Государей – Царя Петра Первого и Короля Шведского Карла Двенадцатого, вернувшая в 1703-м году Неву уже навсегда России 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010